Быт и бытовые отношения конспект. Семья и быт

  • Социально-бытовые интересы
  • Материально-вещественная среда обитания
  • Культура бытовых отношений

БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ- ЭТО УСТОЙЧИВАЯ СИСТЕМА ПОВСЕДНЕВНЫХ НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ПО ПОВОДУ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

ИХ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

И ОСВОЕНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

СОЦИОЛОГИЯ ИЗУЧЕТ БЫТ

НА УРОВНЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ

НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ЭКОНОМИКА ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЫТА.

ЭТНОГРАФИЯ – ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ.


Социально-бытовые интересы

Критерий

Виды интересов

Качество потребностей

Сущность

Типы социального объединения

Территориальный признак

Демографический признак


Социально-бытовые интересы

Образ жизни -

Уровень жизни -

Используется для…..

Качество жизни -

Характеризуется…

Зависит от…..

Свидетельствует о ….

Характеризуется…

Раскрывает сущность….


Культура бытовых отношений

  • Культура организации досуга

Культура рационального питания

  • Полноценное (восполнение энергетического баланса в зависимости от климата, возраста, пола, роста, обмена веществ, характера труда и отдыха)
  • Соотношение жиров, белков, углеводов, витаминов, минералов
  • 4-х разовое питание в определенное время (РАМН РФ)
  • Разнообразное меню, эстетика, рациональные покупки
  • сытый человек – добрый человек
  • Совместные трапезы

Культура обустройства и организации жилища

  • Дом – храм (для избранных)
  • Дом – это жизнь, пространство для жизни
  • Дом – гостиница
  • Дом с модной обстановкой
  • Дом – гостиничный номер (еще не выкинули, уже притащили)
  • Американцы – стерильно-автоматизированное жилище англичане – максимально удобное японцы – «эстетическая нагота»
  • Американцы – стерильно-автоматизированное жилище
  • англичане – максимально удобное
  • японцы – «эстетическая нагота»

Культура ведения домашнего хозяйства

  • Организация домашнего хозяйства (уборка, стирка, готовка, покупки)

« В супружестве хорошая организация дома не м енее важна, чем любовь» . М. Плзак

  • Разделение труда (женщина тратит на домашнюю работу 40-45 час. в неделю, мужчина – 15-20 час.)
  • Развешивание белья, глаженье, готовка = энергии металлурга - 3 калории в мин

Культура организации досуга

  • Увлечения: в Англии –садоводство, в Германии – спорт, в Болгарии – художественная самодеятельность, в Японии – фурю (изящный досуг –икебана, живопись, хокку)
  • В России – активный или пассивный, нехватка времени или «убить время»
  • Семейные традиции

Закрепление

Беседа по вопросам к параграфу учебника


Использованная литература

  • Боголюбов Л.Н. , Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. Обществознание. Профильный уровень. - М.: Просвещение, 2010
  • Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 11 классов.- М.: Русское слово, 2005
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. профильный уровень. 11 класс. – М.: ВАКО, 2010

Вспомните:

в чем проявляется взаимосвязь потребностей и интере­сов человека? Что такое межличностное взаимодейст­вие? Каковы его основные типы? Что характеризует психологию семейных взаимоотношений? Как тендер влияет на поведение человека?

Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Структура повседневности - наибо­лее полная и насыщенная. Она характеризуется определен­ным укладом, который включает жилище человека, его пи­тание и одежду, досуг и домашнюю работу и т. п.

В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных по-


требностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоро­вья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ, культуры, общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии).

Бытовые условия имеют большое значение для сохране­ния здоровья и работоспособности человека. Вот почему быт и бытовые отношения стали предметом изучения различных наук. Социология рассматривает бытовые отношения на раз­личных уровнях общественной организации: семья, соседи; изучает сложившиеся стандарты быта. Бытовые отношения изучает и социальная психология. Ее ракурс - мотивы по­ведения людей, межличностная коммуникация в сфере бы­товых отношений. Как рационально вести домашнее хозяй­ство, распределить домашние работы и обязанности? На эти и другие аналогичные вопросы отвечает экономическая наука. Под влиянием социально-экономических и географи­ческих условий у различных народов вырабатывается ком­плекс бытовых норм, традиций, обычаев, обрядов. Поэтому быт изучает и такая наука, как этнография.

Уроки 33-35. Быт и бытовые отношения

Цели и задачи: 1) познакомить с социально-бытовыми интересами человека, их классификацией, показать, какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально-бытовых интересов, определить сущность и природу культуры бытовых отношений, исследовать степень влияния урбанизации на быт; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные

и проблемные задачи, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблеме быта.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-исследование.

Хо д уроко в

I. Организационный момент

Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Но одни из нас ощущают себя от этого несчастными, а другие - умеют справляться с подобными явлениями.

«Радость жизни, умение подняться над серостью будней и показать нам, - писала о М. Пришвине его жена, - их смысл и красоту -все это не дано от рождения, а создано нравственной волей этого

человека, его убежденностью в добре жизни».

Как же сделать быт и бытовые отношения своими друзьями, а не врагами, как превратить их в радость жизни? Об этом и пойдет речь на нашем уроке.

Тема урока: «Быт и бытовые отношения».

План уроков

1. Социально-бытовые интересы.

2. Материально-вещественная среда обитания человека.

3. Культура бытовых отношений.

4. Урбанизация и быт.

II. Изучение нового материала

1. Социально-бытовые интересы

В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения - устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми удовлетворения для своих первоочередных потребностей:

В пище;

Жилище;

Поддержании здоровья;

Уходе за детьми;

Освоении духовных благ, культуры;

Общении;

Отдыхе;

Физическом и культурном развитии.

То есть речь идет о ценностях быта. Так ли уж важно рассматривать ценности быта? Какую роль они играют в жизни человека? Существуют разные классификации социально-бытовых интересов. Работая с пунктом 1 § 12, заполните таблицу «Социально-бытовые интересы».

Социально-бытовые интересы

Исследуя проблему удовлетворения социально-бытовых потребностей человека, ученые сделали вывод о том, что степень удовлетворенности у разных людей будет различна. Одним подавай дворец роскошный, а другие, подобно кинику Диогену, готовы жить в бочке и довольствоваться самым малым. Рассуждая об удовлетворенности социально-бытовых интересов, социологи оперируют следующими понятиями:

Скажите, существует ли прямая взаимосвязь и взаимозависимость между уровнем жизни и образом жизни.

Как вы считаете, какие объективные и субъективные факторы могут влиять на развитие социально-бытовых интересов?

2. Материально-вещественная среда обитания человека

Каждого человека окружает определенная материально-вещественная среда обитания. Предположите, что может входить в ее состав. (Дом, необходимое количество одежды, необходимое количество обуви, посуда, мебель, набор бытовой техники.)

Иногда люди становятся рабами вещей. Как вы понимаете смысл этого выражения?

К каким последствиям может привести возникающий культ потребительства, культ вещей? Ответ аргументируйте.

Трудно спорить о том, должны мы или не должны заботиться о своем комфорте, удовольствиях. Но не забывайте об атмосфере, среде, где вы будете жить, творить, отдыхать. А вещи, их количество, расстановка - это лишь одно из средств создания этой среды.

3. Культура бытовых отношений

Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения комфортных условий жизни человека. Но при этом очень важно научиться правильному поведению, формировать культуру

бытовых отношений. Рассмотрим схему:

4. Урбанизация и быт

Внимательно прочитайте пункт 4 § 12 и ответьте на следующие вопросы:

В чем вы видите особенность жизни людей в больших городах?

Как следует рассматривать урбанизацию?

Проанализируйте статистику городского населения.

Как влияет процесс урбанизации на человека?

Как изменяется психика человека?

Какие меры предпринимают градостроители, чтобы нейтрализовать негативные явления, связанные с урбанизацией страны?

Что можете предложить вы?

III. Итог уроков

В Германии более ста лет действует закон, по которому дети обязаны выполнять домашние работы. Законодательство определяет круг работ: до 6 лет - только игры; 6-10 лет - помощь в мытье посуды, мелкие покупки; 10-14 лет-уборка газонов, чистка обуви; 14-16 лет - работа на приусадебном участке.

Предположите, почему круг обязанностей детей был распределен именно таким образом.

Как вы думаете, почему и для чего был создан такой закон? Считаете ли вы, что подобный закон должен быть принят в России? Свой ответ обоснуйте.

Домашнее задание

Выучите § 12, выполните задания.


Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Структура повседневности - наиболее полная и насыщенная. Она характеризуется определенным укладом, который включает жилище человека, его питание и одежду, досуг и домашнюю работу и т.п.

В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения.

Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизвольных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, уходе за детьми, а так же освоении духовных благ, культуры, общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии).

Российское общество в начале XXI века переживает сложный процесс трансформации, затрагивающей все сферы функционирования общественного организма. В этих условиях пересматриваются устоявшиеся приоритеты повседневности, происходит переосмысление существующих жизненных установок, вследствие чего меняется быт населения. Изучение данного аспекта позволяет оценить материальную и духовную культуру современного общества, проанализировать изменения в жизни людей. Быт играет важную роль для современного человека, так как в его рамках протекает жизнь, происходит формирование форм и путей к реализации потребностей. Этим определяется актуальность исследования указанных проблем в современном российском обществе.

Организация быта -- сложный и противоречивый процесс. Он осуществляется на основе преобразования всей системы общественных отношений и, в свою очередь, во многом способствует экономическому, социальному и культурному развитию общества. Сегодня общество демонстрирует различные способы жизнедеятельности людей. Данное обстоятельство делает актуальным изучение быта россиян, так как он является частью культуры, которая хранит, транслирует, генерирует программы деятельности, поведения, общения, составляя тем самым совокупный социально-исторический опыт.

Бытовые условия имеют большое значение для сохранения здоровья и работоспособности человека. Вот почему быт и бытовые отношения стали предметом изучения различных наук. Социология рассматривает бытовые отношения на различных уровнях общественной организации: семья, соседи; изучает сложившиеся стандарты быта. Бытовые отношения изучает и социальная психология. Ее ракурс -- мотивы поведения людей, межличностная коммуникация в сфере бытовых отношений. Как рационально вести домашнее хозяйство, распределить домашние работы и обязанности? На эти и другие аналогичные вопросы отвечает экономическая наука. Под влиянием социально-экономических и географических условий у различных народов вырабатывается комплекс бытовых норм, традиций, обычаев, обрядов. Поэтому быт изучает и такая наука, как этнография.

Бытовые отношения — это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных по-
требностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоро­вья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ, культуры, общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии).


СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Ценности быта представляют собой качества, которые обеспечивают комфорт, доставляют радость. Обустройство быта, в том числе жилья, является одной из главных забот повседневной жизни. Социально-бытовые интересы челове­ка направлены на те предметы и явления, которые способ­ны удовлетворить его потребности, лежащие за пределами производственной сферы.

Существуют различные классификации социально-быто­вых интересов. Приведем примеры некоторых из них.

^ В зависимости от качества потребностей различают социально-бытовые интересы, направленные на удовлетво­ рение материальных потребностей, и интересы, связанные с нуждами развития человека, определяемые уровнем разви­ тия человека и его самосознания. К числу первых относят интересы, ориентированные на обеспечение человека про­дуктами питания, обувью, одеждой, предметами быта; опла­ту жилья, коммунальные и транспортные услуги; заботу о сохранении и поддержании здоровья; сюда также относят и жилищные интересы человека (строительство собственного дома, дачи или гаража, ремонт квартиры и т. п.), а также интересы, связанные с бытовым трудом (ведение домашнего хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства (покупка минеральных удобрений, скота, корма, семян, саженцев, строительство помещений и т. п.). Ко второй группе тради­ционно относят досуговые интересы человека (посещение те­атров, концертов и т. п.), а также интересы, позволяющие создать наиболее оптимальные условия для повышения уровня образования и т. п. (Вспомните другие духовные по­требности человека и предположите, какие интересы в со­циально-бытовой сфере они порождают.)

^ В зависимости от типов социального объединения и об­ щения выделяют бытовые интересы семьи, соседей, товари­щеских компаний, молодежных групп и т. д.

^ По территориальному признаку различают социально-бытовые интересы городских, сельских жителей, жителей мегаполисов, крупных, средних и небольших городов и т. п.

^ Демографический признак лежит в основе выделения со­циально-бытовых интересов детей, молодежи, представите­лей среднего возраста, пожилых людей и т. п.

Конечно, предметы и способы удовлетворения потребно­стей различны. Одному человеку необходим минимальный набор продуктов, для него питание — лишь способ поддер­жания нормального уровня функционирования организма. Для другого важно хорошо и вкусно поесть. К тому же спо­собы удовлетворения одной и той же потребности одного человека варьируются в разных условиях. В то же время процессы, происходящие в сфере быта, приводят к стандар­тизации некоторых его элементов. Это порождает сходный образ жизни у представителей определенных социальных и профессиональных групп.

КУЛЬТУРА БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Выступая прежде всего основным пространством воспро­изводства личности, бытовая деятельность, с одной стороны, столь же непреложна по своему предназначению, как и тру­довая (ибо без удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, так же как и без труда, человек существовать не может). С другой стороны, она содержит в себе опреде­ленную свободу выбора варианта поведения, последователь­ности действий, что является характеристикой преимущест­венно досуговой деятельности. Следовательно, бытовая деятельность оказывается, по сути, промежуточной меж­ ду трудом и досугом.

Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения наиболее комфортных условий жизни человека; удовлетворения его нужд и желаний; создания теплого и дружеского климата. Обратим внимание и на то, что в бы ту необходимо учиться правильному поведению, формиро­вать культуру бытовых отношений.

^ Под культурой бытовых отношений традиционно пони­мают правила и нормы поведения людей в непроизводст­венной материальной и социальной сферах жизни. Можно выделить ряд составляющих: культура питания; культура обустройства и организации жилого помещения; культура ведения домашнего хозяйства; культура организации лично­го (семейного) досуга.

^ Культура питания прежде всего предполагает рацио­нальное питание, удовлетворяет все энергетические потреб­ности организма. Она строится с учетом пола, возраста, тя­жести труда, климатических условий, национальных и индивидуальных особенностей каждого человека. Что же со­ставляет культуру питания? Умеренность в еде и разнообра­зие пищи, сбалансированный рацион, экономический расчет в покупке продуктов питания и соблюдение режима пита­ния.

К числу самых сложных и трудоемких видов деятельно­сти человека относится домашняя работа. Если работа по специальности требует определенного круга знаний и уме­ний, то домашние дела требуют от человека самых разнооб­разных способностей и навыков. Здесь приходится быть по­варом и уборщицей, художником и портнихой, экономистом и прачкой, педагогом, слесарем, садовником и т. п.

^ Культура ведения домашнего хозяйства складывалась веками. Традиционно у семейного очага стояла женщина. В современных условиях структура и характер домашнего труда во многом определяются количественным составом се­мьи, числом детей, наличием пенсионеров и больных, воз­растом всех членов семьи, профессиональной занятостью, уровнем денежных и натуральных доходов, семейным мик­роклиматом, жизненными ориентирами и установками, раз­мером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой, состоянием гардероба, уровнем бытовых удобств, спросом на товары и их предложением и т. д.

В продолжение темы:
Сердечная секция

Пирсинг – один из древнейших способов украшения тела. Пирсинг делали люди разных народов и разных эпох на протяжении веков и даже тысячелетий. Древние египтяне прокалывали...

Новые статьи
/
Популярные