Как запоминать прочитанное с первого раза: эффективные способы и рекомендации. Вам нужно быстро запомнить большой объем информации? Тогда вперед к главным секретам

В одно ухо влетает, в другое вылетает. Знакомая ситуация? Эх, как было бы здорово взять и с первого раза запомнить нужную информацию… Я решила посмотреть, что по этому поводу говорит Его Величество всезнающий OК Google. Как лучше запоминать? И, увы, от некоторых советов у меня свело брови от удивления. Например, громко крикнуть запоминаемый текст. Или ходить постоянно во время чтения и запоминания. Или сидеть, часами медитируя, чтобы прийти в гармонию со вселенной…

Я не против всего этого. И считаю медитацию чудесным инструментом, и движение действительно помогает запоминанию. Но… Представляю себе картину, как вы несколько дней подряд готовитесь к экзамену, выкрикивая по несколько часов в день учебник по квантовой физике или по менеджменту. Так можно совсем без голоса остаться. Медитация тоже хороша, но как возможность настроиться на запоминание или дать время мозгу на усвоение и удержание запомненного. Однако, если не запомнить, то нечего будет и удерживать.

Я же хочу рассказать о способах, как лучше запоминать информацию. Мои личные наработки. То, что проверено мной на практике.

Как лучше запоминать: создать себе стимул

Ничто не увеличивает скорость и правильность запоминания, как наша личная заинтересованность в изучаемом материале. Вы, думаю, часто сталкивались с тем, что если Вам интересно, то запомнить или изучить факт не составляет труда.

Это базовый механизм нашей непроизвольной памяти: что интересно, равно тому, что важно. То, что важно, то необходимо запомнить и мозг сам запоминает.

Как это можно использовать?

Если Вам необходимо запомнить то, что на первый взгляд кажется неинтересным, создайте себе мотивацию и интерес. Если это крупный блок информации, учебная дисциплина, то предварительно узнайте, а что интересного есть в этой области?

Новейшие разработки, продукты, секреты, может быть тайны? Например, изучение скучных разделов физики может быть интересно тем, что вы узнаете основы, по которым рассчитываются сложнейшие космические запуски самого современного спутника, или вы изучаете основы, которые потом позволят вам понять, как построены чувствительные сенсоры у самых умных автономных роботов.

Узнайте, какой практический интерес может принести Вам то или иное обучение. Причем в ближайшей перспективе. Возможно, скучное изучение законодательства в сфере налогов позволит Вам прямо сейчас начать консультировать знакомых бизнесменов по поводу налогов, что позволит создать дополнительный доход. Деньги — одна из самых действенных мотиваций.

Сложно дать полные совет, как создать себе мотивацию, ведь каждый из нас имеет свои собственные интересы, мотивы. Ищите интересное для себя.

Как лучше запоминать: создавать образы

Маленький ликбез. Дело в том, что наш мозг оперирует образами. Вдумайтесь: образами. Мы думаем образами. Часто зрительными, чуть меньше слуховыми, тактильными. Человечество же создало множество символьной информации: тексты, цифры, схемы, графики. Все это составляет большую часть нашей ежедневной интеллектуальной деятельности. А образная память самая быстрая. Да, мы можем запоминать и цифры и логические связи, но значительно медленнее, в меньшем объёме и тяжелее, чем образы. Так почему же не воспользоваться самой быстрой памятью?

Как запоминать образами

Старайтесь все, что вам необходимо запомнить, переводить в образы (картинки в вашей голове). Перед выступлением представьте ключевые пункты вашего доклада яркими картинками с сюжетом.

Текст учебного материала проживайте, представляете в воображении. Если вы изучает биологию, представляете всех букашек и таракашек, все прожилочки листьев. Если это математика, то представляйте графики теми объектами, которые могут двигаться по траектории этого графика. Параболу представляйте как мяч, летящий вверх. Синусоиду как летучую мышь. Визуализируйте закон и формулы, положения и принципы, теоремы — все, что только можно.

Если вы имеете дело с числам, то представляете за числами определённые предметами: ящик апельсинов это 50, грузовик с апельсинами — это 1000.

Придумывайте свои образные обозначения для часто используемых символов. Например, мне часто приходится иметь дело с химическим равновесием. Я представляю себе это как чашечные весы. Я вижу, как эти весы смещаются в одну сторону, если что-то происходит в системе. Знаю людей, которые представляют ток в проводах, как реки, текущие по своим руслам. Энштей представлял себя фотоном, летящим со скоростью света. Некоторые биологи гуляют внутри клеток, ходят по митохондриям, распутывают ДНК в ядре.

Приятно вот так изучать материал, неправда ли? Да, поначалу это может казаться непривычным, нужно расшевелить мозги.

Соглашусь, это не всегда просто в начале. Но если вы выработаете привычку, то дальше уже автоматически каждый сложный текст будет рисоваться фильмом в вашей голове. А качество запоминания будет на высоте.

Как лучше запоминать: рассказать кому-то

Об этом методе как хорошо и быстро запомнить, знают многие. Надо просто пересказать. Причем знать, что нужно пересказать. Ещё больший эффект возникает тогда, когда Вам не просто нужно рассказать, а ещё и произвести благоприятное впечатление. Например, Вы выступаете с презентацией бизнес идеи, по результатам которой решается, будут ли инвестиции в Ваш проект. В этом случае мотивация к запоминанию фактов очень высока.

Как на практике использовать этот метод:

Создавайте себе условия, в которых Вам необходимо было бы выступить перед аудитеорией. Это могут быть Ваши родные и знакомые. Если это не является мотивирующим фактором, то рассказывайте перед мало знакомой аудиторией.

Создайте себе видео-блог на определённую тему (Youtube в помощь) и регулярно записывайте видео кругу ваших изучаемых задач. Необходимость регулярно освещать вопросы в теме вашего блога сделает вас настоящим экспертом.

Введите благотворительные образовательные лекции для школьников, открытые лекции для населения. Нет эффективнее способа разобраться в теме и запомнить её, как изучить тему и понятно рассказать её детям или бабушкам.

Изучили тему — записали видео, рассказали людям. Несколько лениво, да? Зато не представляете, как сильно это увеличивает качество запоминания. Так что за вами выбор.

Как лучше запоминать информацию: применять

Скажите, научились бы вы кататься на велосипеде или плавать только по книжкам? Сомневаюсь.

Прочнее всего мы запоминаем то, что делаем. Поэтому все, что вы желаете сохранить в вашей памяти, сначала воплотите в жизнь. Именно так: сначала применить, еще до того, как запомнили.

Этот способ применим, чтобы лучше запоминать слова, прочитанные текст, алгоритмы действий, даже числовые данные. И многое из того, что нам нужно.

  • Если вам необходимо запомнить алгоритм действий, то просто проделайте его несколько раз (Конечно, подглядывайте, пока еще не помните его наизусть). Пусть это будут условные попытки. Допустим, вам нужно запомнить алгоритм работы с компьютерной программой. Зайдите в программу и, пока по подсказкам, пройдите по алгоритму.
  • Если вам нужно запомнить маршрут, условно двигайтесь по своей комнате мелкими шагами, представляя дорогу и делая повороты так, как это необходимо.
  • Если вам нужно знать последовательность тезисов в вашем устном выступлении, расскажите его будто перед настоящей аудиторией.
  • Если вам нужно знать метод решения задач, прорешайте эти задачи по этому методу, с подсказкой и подглядыванием. Только не стройте из себя списывающего школьника. Смело смотрите в примеры.
  • Если вы участвуете в тренинге, то бессмысленно запоминать. Большие массивы вливаемой в вас информации вылетят из вашей памяти мгновенно. Воплощайте на практике то, что вам хочется запомнить. Тренинг по созданию сайта — делайте сразу сайт, тренинг по отношениям — применяйте практики.

Очевидно? Да. Но мы часто не применяем их, а только читаем или смотрим. Помните, что память на действия самая крепкая .

Еще раз: берите и сразу делайте то, чему учитесь. Иначе вы не сможете лучше запомнить прочитанное или услышанное.

Пусть первый опыт будет не самым удачным, это не главное. Главное делать то, что хочешь запомнить.

Как лучше запоминать: создавать базу или фундамент

Может ли база быть нулевой или ненулевой? Смотря какая… Наш мозг хитро устроен. Основа его физиологической работы — это нейронные сети, а когнитивное следствие этой работы — ассоциативность мышления и памяти.

Это значит, что новое может ложиться только на известное старое, цепляться за известную информацию.

Ассоциации как крючки: если их нет, то не на что вешать. Если у вешалки нет крючков, то как тогда?

Если предмет изучения совершенно вам не известен, даже в своей минимальной основе, то запоминать материал становится крайне тяжело.

Можете ли вы сориентироваться в незнакомом городе без карты и помощи прохожих? Вы будете ходить наугад, пока на практике не изучите город? Хорошая стратегия, но своей цели (найти определённое здание) вы достигните в лучшем случае через несколько недель, а может и месяцев. Как мы обычно поступаем в такой ситуации: карты, навигаторы, общение.

Почему тогда мы пытаемся запомнить новое на нулевую базу? Надеемся быстро отыскать гостиницу, не имея карты для туристов?

Как лучше запоминать новый материал:

1. Перед изучением и запоминанием нового и сложного найдите в других источниках (гугл и Яндекс вам в помощь) самое простое объяснения основ изучаемой темы. Пусть это будет статья из википедии, лекция для чайников или для школьников. Важно понять основы, ключевые принципы (прибить вешалку с крючками)

2. Книгу читайте по спиральному алгоритму (об этом методе работы с информацией у меня ), несколько раз. Сперва это будет быстрый краткий просмотр, затем чтение ключевых выводов, далее более глубокое чтение.

Каждый раз у вас будет заполняться база знаний по этой теме, каждое прочтение будет навешиванием новых идей на имеющиеся крючки.

3. Выбирайте такие материалы (книги, тренинги, лекции, статьи), в которых вам известно 20-50% материала. Результат запоминания от освоения информации такого распределения будет выше, чем от 100% новой информации. Удивительно, не правда ли?

Итак, мы рассмотрели 5 важных принципов, как запоминать лучше любой материал. Я очень надеюсь, что хоть часть вы начнете применять сразу (смотрим выше, почему это важно). А сейчас возьмите и перескажите эти принципы кому-то, чтобы осталось в памяти большая часть информации, а при первом случае (первой книге, лекции, тренинге) сразу изучайте материалы так, чтобы они запомнились максимально полно.

Оставляйте свои впечатления и пожелания, я очень люблю комментарии!

Не только школьники и студенты сталкиваются с проблемой необходимости запоминания большого объема текстов, а и люди различных профессий: юристы, доктора, актеры и т. п. Однако большинство людей привыкли запоминать тексты с помощью обыкновенной зубрежки и бесконечного повторения текстового материала, который вылетает из головы на следующий день. Мы же подскажем, как быстро выучить текст, но при этом осмысленно и надолго.

Как актеры запоминают текст

Если вам нужно узнать, как быстро выучить текст наизусть, стоит воспользоваться опытом актеров, которым приходится практически дословно заучивать сценарии к фильмам и театральным выступлениям. У каждого из них есть свои способы запоминания информации, которые помогают им справиться с этой задачей, поэтому психологи получили обобщенные результаты исследований по этому вопросу и выяснили, что помогает актерам выучить текст достаточно быстро и эффективно.

Деление на фрагменты

Первое, что должен сделать любой, кто хочет быстро выучить текст, это прочитать материал один раз целиком, а затем поделить его на части. При этом важно, чтобы они имели законченную мысль и были удобными для запоминания. Эффективнее всего будет деление каждого абзаца на предложения.

Группировка текста

После того как вы поделили текст на части и выучили первое предложение, начинайте группировать материал. Выучите первое и второе предложения. Справившись с этим, заучивайте первое, второе и третье. Продолжайте объединять предложения, пока не выучите первый блок - это может быть вступление или первое появление на сцене, и т. д. Потом проделайте подобное объединение еще раз, складывая вместе еще более крупные фрагменты, например, первый и второй абзацы.

Продолжайте группировку с укрупнением частей до тех пор, пока не будет выучен весь текст.

Проверка качества

Каждый этап запоминания материала должен сопровождаться проверкой текста без подглядывания. Это позволяет выделить те фрагменты, работа с которыми вызывает трудности, чтобы потом сосредоточиться в большей степени на них. Кроме того, этот этап поможет вам закрепить в памяти изученное.

Погружение в контекст

Если у вас есть возможность учить текст именно в той обстановке, где будет происходить выступление, то обязательно ею воспользуйтесь. Так, например, вы сможете связать части произносимого вами текста с движениями, совершаемыми на сцене вами или вашими партнерами, взаимодействием с реквизитом и декорациями, что облегчит задачу быстро выучить текст.

Автоматическая память

Хотя основной целью является осознанное запоминание материала, можно воспользоваться и другим механизмом нашей памяти, позволяющим автоматически воспроизводить заученный текст. Таким образом, например, некоторые люди заучивают молитвы или тексты, которые приходится часто повторять по долгу службы, например, речь стюардессы. Хотя это исполнение не всегда прочувствованное и эмоциональное, оно позволяет хорошо помнить материал даже в стрессовых ситуациях.

Делу - время

Очень большую роль в запоминании играет время, потраченное не только на изучение, но и на отдых. Многие люди не могут эффективно фокусироваться на материале больше сорока минут, поэтому не дожидайтесь усталости и не принуждайте себя быстро выучить текст за один присест. Сделайте перерыв, прогуляйтесь или смените вид деятельности на некоторое время.

Не забывайте и про регулярный полноценный 7-8-часовой сон. Хоть запоминание и воспроизведение информации происходит во время бодрствования, ее обработка продолжается даже во сне. А вот недостаток сна приводит к стрессу, а также к ухудшению памяти и работоспособности.

Четырехступенчатый метод, или метод ОВОД

Есть еще один способ узнать, как выучить большой текст наизусть быстро и результативно. Воспользуйтесь одной из самых действенных методик запоминания текстов под названием ОВОД, состоящей из четырех этапов: Основная мысль, Внимательное чтение, Обзор и Доводка. Она позволяет быстро выучить текст - всего за 4 повторения. От бессистемного заучивания и повторения ОВОД отличается осмысленным, аналитическим подходом к тексту. Итак:

  • Первым делом вам нужно прочитать текст и выделить в нем основную мысль. Не старайтесь сразу же его запомнить от начала до конца, акцентируйте свое внимание лишь на том, что раскрывает главную мысль материала. Можете записать эти мысли в виде тезисов. Когда чтение закончено, отложите текст в сторону и сделайте попытку устно воспроизвести прочитанное.

  • Далее следует прочесть текст во второй раз, уже более внимательно, с учетом всех деталей повествования. Вспомните основную мысль текста и попытайтесь связать ее в уме с теми подробностями, которые вы выделили только сейчас. Как они помогают раскрыть основную мысль, что они добавляют в повествование? Теперь попробуйте повторить текст с учетом и главной мысли, и деталей.
  • Обзор текста заключается в создании приблизительного плана к прочитанному. Прочитайте материал с конца и задайте себе вопросы, касающиеся пунктов вашего плана. Они помогут вам запомнить, какая информация содержится в каждой части текста.

  • Доводка означает окончание работы над текстом, доведение процесса запоминания до конца. Вспоминая текст, идите от общего к конкретному: начинайте с главных мыслей, впоследствии дополняя их деталями. Не спеша повторяйте текст вслух, при возможности попросите кого-нибудь вас проверить. Ни в коем случае не подглядывайте. Если вы что-то забыли, то попытайтесь проанализировать этот отрезок, понять, почему вы его упустили.

По прошествии нескольких часов повторите выученное еще раз. В случае необходимости заполните появившиеся пробелы, снова воспользовавшись данной четырехступенчатой схемой.

Как выучить текст максимально быстро и эффективно

Если нужно выучить текст как можно быстрее и не обязательно дословно, то вам поможет этот метод.

  1. Разбейте материал на осмысленные фразы или предложения. Определите основной смысл каждого фрагмента.
  2. Теперь охарактеризуйте каждый из фрагментов небольшой фразой, если получается, то и одним словом, с которым у вас ассоциируется каждый конкретный блок. Главное - создать запоминающийся образ.
  3. Последний этап - запомнить последовательность образов, которые позволят вам шаг за шагом вспомнить содержимое текста.

Пример метода недословного запоминания

Рассмотрим, как работает этот метод на примере данного отрывка:

Парадоксом остается то, что люди в наше время получают отличное образование, но не могут похвастаться большим разумом, имеют достаточно широкие знания, но не всегда хорошо могут оценить ситуацию. У нас много экспертов, но проблем еще больше, медицина одна из самых лучших, но и здоровьем похвастаться большинство не может.

Теперь разделим этот отрывок на фрагменты-фразы и подберем к каждому свой яркий образ:

Парадоксом остается то, что люди в наше время получают отличное образование, но не могут похвастаться большим разумом (Пациент психбольницы держит красный диплом ). У нас много экспертов, но насущных проблем еще больше (Человек в деловом костюме держит отвертку ). Медицина одна из самых лучших, но и здоровьем большинство похвастаться не может (Врач в халате лежит с гипсом ).


В результате не нужно запоминать весь текст сразу, а запомнить только следующие образы, с ним связанные:

  • Психически больной с красным дипломом.
  • Деловой человек с отверткой.
  • Врач в гипсе.

Чтобы запомнить последовательность образов, объедините их, придумав свою историю, в которой первый образ будет взаимодействовать со вторым, второй с третьим и т. д. Наш пример был небольшим и ознакомительным, поэтому для большого текстового объема вам понадобится и большее количество образов. На все это у вас уйдет меньше времени, чем на то, чтобы учить сам текст, а главное - благодаря ярким образам он останется в памяти надолго.

А если вас интересует, как развивать память и учить стихи наизусть , то с одной интересной методикой вы сможете познакомиться в следующем видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Почти все знают об известных скульптурах-достопримечательностях вроде статуи Свободы в Нью-Йорке или «Маленькой русалочки» в Копенгагене. Однако существуют и другие, не слишком известные, но очень необычные скульптуры, которые украшают города по всему миру – одни из самых динамичных мы собрали в этой статье.

Инструкция

Познакомьтесь с книгой, которую вы хотите запомнить. Порой, книгу от корки до корки не имеет смысла (если это, конечно, не художественное произведение). Чтобы запомнить важные из книги, пролистайте ее, ознакомьтесь с заголовками, найдите ключевые и идеи и, если возможно, запишите несколько словосочетаний в блокнот, чтобы при необходимости освежить в уме нужную информацию. Этот метод подходит при изучении лекций или любого другого перед экзаменом. После предварительного знакомства отложите книгу минут на 30, чтобы дать информации отложиться в голове. Затем можно углубиться в чтение нужных глав.

Читайте в тихом и спокойном месте. Убедитесь, что вы можете погрузиться в чтение, по крайней мере, минут на 20-30 без перерыва. Сядьте собрано, прямо, поставьте ноги на пол, а книгу под углом 45-градусов по отношению к вам, используйте специальные поставки для книг.

Научитесь читать по несколько строк текста одновременно. Этого можно достичь, немного попрактиковавшись. Наш мозг имеет способность понимать текст при чтении как вперед, так и назад, и даже по диагонали. Читая по несколько строк, вы воспринимаете текст , а потому затем визуально легко вспомните блоки при необходимости.

Осознайте то, что вы только что узнали, сразу прочтения. Потратьте на это несколько минут и даже запишите все, что вы можете вспомнить. Процесс озвучивания или написания той информации, которую только что прочли, помогает вашему мозгу зафиксировать полученные знания. К тому же это лишний раз подтвердит тот факт, что вам удалось запомнить и сохранить его в голове.

Создайте зацепки для важных пунктов прочитанного, чтобы с легкостью запомнить их. Один из проверенных способов запомнить прочитанное быстрее - это создать ряд ассоциаций или зацепок, на которые вы сможете «повесить» свои воспоминания. Любая зацепка в дальнейшем вытащит из вашей головы блок нужных знаний. Например, вы можете создать список из десяти пунктов и ассоциировать каждый из них с определенным предметом в вашей комнате. Визуализация этих пунктов создает последовательность информации в вашей голове в отношении этих . Это творческий подход к запоминанию прочитанного, но очень действенный. Ум стремится помнить вещи в , которые более ярки в нашей памяти.

Полезный совет

Когда дело доходит до запоминания, важно найти стратегию, действующую для вас, будь то рекомендации специалистов или свой собственный метод подчеркивания карандашом. На усвоение любой техники уйдет некоторое время, которое с лихвой окупиться в дальнейшем в процессе пользования ею.

Чтобы запомнить большой объем информации, некоторым людям не нужно прикладывать много усилий. Но кто-то с трудом запоминает даже самые небольшие фрагменты. Чтобы облегчить это процесс, нужно стараться быть предельно внимательным и следить за логикой изложения.

Вам понадобится

  • - бумага;
  • - ручка.

Инструкция

Не бойтесь обращаться к говорящему с просьбой повторить ту или иную часть его выступления. Если вам необходимо запомнить письменный , то вернитесь к тому месту, которое вы не запомнили. Лучше потратить немного на это, чем пропустить важную часть выступления или .

Старайтесь не отвлекаться в процессе запоминания информации. Внимание не может фокусироваться на одном предмете больше 5 мин. Это и восприятия информации: какой бы интересной она ни была, рано или поздно ваши мысли перейдут на что-то другое. Поэтому каждый раз, когда вы замечаете за собой, что отвлеклись, старайтесь сфокусировать всё свое внимание на говорящем.

Конспектируйте важную информацию . Это полезно : во-первых, вы записываете то, запомнить, а, следовательно, зрительно запоминаете материал. Во-вторых, вы всегда сможете обратиться к конспекту и вспомнить, о чем шла речь.

Запоминайте свои эмоции и ассоциации, которые возникают в процессе получения информации. Например, в выступлении говорящего вы услышали что-то важное для себя. Это положение вы запомните с большей вероятностью, чем то, которое не вызвало у вас никакой эмоциональной .

Делите всю получаемую информацию на небольшие блоки. В каждом блоке должен заключаться определенный смысл. За один раз рекомендуется запоминать не более 7 частей, т.к. именно это воспринимается мозгом человека лучше всего.

Следите за логикой изложения информации, которую нужно запомнить. Материал воспринимается проще, если одна его часть логически вытекает из другой. Когда вы понимаете связь между различными блоками, то запомнить их будет гораздо проще. Также можно будет восстановить недостающий , если у вас имеются все остальные.

Видео по теме

Умение быстро читать пригодится и школьнику, и студенту, особенно в период интенсивной подготовки к экзамену. Не обойтись без навыков быстрого чтения во время подготовки к экзамену по литературе или философии, когда необходимо перелопатить целую гору литературы, при этом выделяя самое главное и запоминая множество информации.

Большинству из нас обладатели отличной памяти кажутся некими фокусниками, невесть как быстро запоминающими нужную информацию.

Многие люди изучают один язык десятилетиями и так и не могут пробиться выше среднего уровня. Другие в то же время с легкостью овладевают полезной лексикой - но, черт возьми, как они это делают?

Исследованием этого вопроса недавно заинтересовался Мартин Дресслер, профессор нейробиологии института Макса Планка. И знаете что? Оказалось, что действительно существует простейшая схема, благодаря которой обладателем прекрасной памяти может стать буквально каждый.

Исследование гениев

Мартин Дресслер исходил из того, что чемпионы-мнемотехники отличаются от обычных людей особым складом ума. Проведя тестовую группу, набранную из таких мнемонов, Мартин с удивлением осознал, что почти все они для запоминания информации пользуются одной и той же техникой, с небольшими различиями.

Мозговая активность

Проведенное МРТ показало и схожесть строения мозга между гениальными «запоминателями» и обычными людьми. Отличительные факторы наблюдались лишь в самой мозговой деятельности, а не в реальной структуре мозга.

Дресслер задался целью понять, может ли особенная мозговая деятельность привести к серьезным когнитивным изменениям индивида и пришел к довольно неожиданным результатам.

Локус

Локус. Иначе эта же техника называется дворцом памяти. Общая идея заключается в том, что вы представляете действительно хорошо известное помещение (это может быть ваша квартира, это может быть одна комната или даже путь домой из вашего офиса - любое знакомое пространство). Затем вы просто стараетесь провести ассоциативный ряд «ориентир - то, что нужно запомнить».

Научное обоснование

Эта знаменитая стратегия использовалась еще сотни лет назад. Ученые полагают, что успех ее может быть связан с самой эволюцией человека. Ведь мы развивали наш мозг так, чтобы помнить места для охоты, места, в которых безопасно, и территории, куда заходить не следует. Привязывая, к примеру, слова иностранного языка к физическим свойствам местности, вы тем самым будто пробуждаете заложенные в разуме изначально способности.

Проверка практикой

Группа профессора Мартина Дресслера работала по системе локуса шесть недель. Люди тратили на тренировку всего тридцать минут в день и в конце, при экзаменовке, результаты оказались такими же высокими, как и у признанных чемпионов мнемоники.

МРТ-анализ мозга также показал, что умственная деятельность новичков стала значительно отличаться - мозг принялся задействовать другую часть для запоминаний.

Что это значит для вас

Эксперимент нейробиологов показал, что большинство из современных существующих систем обучения изначально строятся на неправильных предпосылках. Вот, почему люди учат несчастный английский язык десятилетиями и никак не могут продвинуться.

Вам действительно стоит попробовать описанную выше технику локуса - результат же будет заметен уже после первых двух недель тренировок.

В этой статье Вы узнаете о том, как лучше запоминать информацию благодаря надежным способам, которые уже помогли многим людям в учебе, чтении и обучении в целом.

Если Вы читаете научную литературу, чтобы изучить какую-то конкретную тему (скажем, инвестиции или интернет-маркетинг) или подготовиться к экзаменам, Вам помогут несколько правил, которые будут постоянно увеличивать Ваши возможности запоминать и воспроизводить материал.

Используйте эти правила каждый день и увеличивайте свой учебный потенциал.

Как лучше запоминать информацию:

Правило № 1: Сначала быстрое чтение, потом — детализированное

Обычно люди стараются запомнить все детали из прочитанного материала за один присест, но лучший способ выучить сложную информацию – это разделить процесс чтения на два или три этапа.

Сначала пробегите глазами по тексту, который Вам нужно прочитать (две-три страницы будет в самый раз), читая поверхностно. Не заставляйте себя запоминать что-либо во время первого чтения.

Теперь вернитесь к этому же материалу, читая медленно в этот раз. Произносите трудные слова вслух. Подчеркивайте сложные слова или ключевые понятия.

Если Вы все еще чувствуете себя озадаченным, пройдитесь по материалу в третий раз. Вы будете поражены тем, как много информации поместилось в Вашей голове!

Правило № 2: Делайте заметки

Изучая новый материал (на лекции, вебинаре, просто читая что-то), делайте заметки.

Спустя некоторое время, перепишите свои заметки в тетрадь, собирая и обобщая при этом всю информацию. Вы заметите, что Вы, вероятно, записали часть информации или материалов, которая казалась Вам очень важной во время лекции, но теперь уже не представляет интереса.

Опирайтесь на концепты, которые Вы записали, но не четко объяснили, записывая свои мысли. Посмотрите определения ключевых слов и внешних ресурсов. Запишите информацию, которую Вы нашли, в таком виде, в каком Вам удобно. Это закрепит информацию в вашей памяти.

Правило № 3: Учите других

Мы лучше всего запоминаем, когда учим других. Вот почему учебные группы могут быть очень эффективными, если их правильно использовать. Вместо того, чтобы использовать свою группу только для выполнения каких-либо заданий, попросите своего партнера «прогнать» Вас по пройденному материалу, заставить Вас устно еще раз повторить то, что Вы выучили.

Найдите в классе человека, который плохо учится, и станьте для него неформальным наставником.

Если Вы не можете найти такого «ученика», расскажите Вашему партнеру или соседу по комнате о том, что Вы узнали в классе. Не повторяйте материал, который Вы уже хорошо знаете.

Выберите информацию, с пониманием которой у Вас возникли проблемы, и заставьте себя объяснить ее кому-то за обедом или во время прогулки с собакой. Это позволит Вам действительно понять всю суть материала, который Вы учили.

Правило № 4: Говорите сами с собой

Хотите – верьте, хотите – нет, но слушая собственный голос, Вы сможете легче запоминать новые факты. Запишите на диктофон, как Вы читаете ключевые слова и определения вслух, а позже прослушайте. Этот трюк сделает Ваше самообучение более эффективным. У Вас будут задействованы несколько чувств одновременно — слуховые, вербальные и визуальные — плюс Вы будете более внимательны, так как чтение вслух требует концентрации.

Есть еще одна забавная хитрость. Она заключается в том, чтобы сделать из гибкой ПВХ трубы «телефонную трубку», которую Вы могли бы подносить ко рту и прикладывать к уху во время чтения вслух. Хотите – верьте, хотите – нет, но концентрированный звук собственного голоса, проходящий через этот «телефон», будет проще запомнить, чем Ваш обычный голос во время чтения материала вслух.

Правило № 5: Используйте визуальные подсказки

Многие из нас запоминают все с помощью визуального канала. Вы можете фактически запечатлеть в своем сознании образ формулы, определения или понятия, и сможете легко вспомнить нужную информацию во время теста или в случае необходимости.

Используйте эту функцию Вашей памяти, рисуя картинки на карточках или используя различные цветные маркеры, когда записываете информацию, необходимую для запоминания.

Например, если Вам нужно запомнить латинский или греческий корень слова, Вы можете рисовать картинки, которые символизируют значения этих слов. Латинское слово «аqua» означает воду, так что Вы можете написать «aqua» голубым маркером и нарисовать рядом каплю. Латинское слово «spec» означает смотреть, так что Вы можете нарисовать рядом очки.

Карточки также являются полезным инструментом для визуального запоминания, особенно если Вы используете картинки и цвета, чтобы сделать их. Вы на самом деле может вспомнить слово или формулу просто потому, что вспомните, как Вы мучились, решая каким цветом стоит написать это определение – оранжевым или зеленым. Цвет может вызвать Вашу зрительную память, что и поможет Вам получить доступ к информации.

Посмотрите интересное видео про визуальные заметки, помогающие быстро запоминать информацию:

Правило № 6: Используйте шокирующий стимул

Было ли у Вас когда-нибудь ощущение во время учебы, что Вы просто неспособны запомнить важную информацию?

Хотите – верьте, хотите — нет, но использование какого-нибудь шокирующего физического стимула поможет Вам понять, а затем и запомнить сложный материал.

Согласно исследованию, проводимо на тему: «Как лучше запоминать», если положить руку в миску с ледяной водой во время учебы, то это поможет запомнить, а потом вспомнить нужную информацию. Это происходит потому, что отрицательные раздражители активируют часть Вашего мозга, отвечающую за память (предположительно это происходит для того, чтобы мы лучше запоминаем негативный опыт, чтобы не повторять его, но это так же эффективно работает при обычном запоминании информации).

Вы можете использовать ледяную воду, что-то горячее или умеренную боль, чтобы помочь себе запомнить сложную информацию. Попробуйте щипать себя за руку, держа мешочек со льдом в руке, или держите чашку горячего чая во время учебы, чтобы стимулировать Вашу память. Главное не навредить себе по-настоящему!

Правило № 7: Жуйте жвачку

Учителя могут запрещать жевание резинки на своих уроках, потому что они не хотят потом отдирать ее из-под столов, но сам процесс жевания жвачки может помочь Вам лучше учиться и справляться с тестами.

Одно исследование изучало эффект от жевания резинки во время теста (на примере выпускников). Исследование показало, что жевание резинки помогло ученикам закончить тест на 20 минут раньше.

Другое исследование было проведено на восьмиклассниках, сдававших годовой экзамен по математике. Результаты показали, что ученики, которые жевали резинку, получили за тест оценку на 3 процента выше, чем их товарищи, не жевавшие резинку.

Как жвачка помогает лучше запоминать информацию?

Процесс жевания жвачки стимулирует приток крови к мозгу и помогает Вам оставаться бодрым.

Какие жвачки лучше действуют?

Не имеет значения, жуете ли Вы жвачку с сахаром или без. Значение имеет ее вкус. Переходите на жвачки со вкусом мяты, поскольку мята действует как психический стимулятор и поможет Вам чувствовать себя спокойным и сконцентрированным.

Правило № 8: Участвуйте в работе класса, даже когда чувствуете дискомфорт

Возникли проблемы с определенным понятием?

Большинство из нас предпочитают отсидеться где-нибудь в уголке и остаться незамеченными в классе, пока нам не разложат весь материал по полочкам. Но эта привычка всегда будет мешать Вам в процессе обучения. Поднимите руку, задайте вопрос или добровольно поучаствуйте в обсуждении темы, с которой у Вас возникли затруднения.

Вы не посещаете групповые занятия? Найдите кого-то, кто понимает нужную Вам тему, и обратитесь за советом или помощью. Пусть вас беспокоит то, что Вы что-то не понимаете.

Дискомфорт, который Вы чувствуете во время выполнения этих действий, повысит Ваши возможности запоминания. Вы получите ответы на Ваши вопросы и легко сможете вспомнить материал позже, когда будет больше всего нужно.

Правило № 9: Выделяйте и перефразируйте то, что читаете

Читая трудный для понимания текст, Вам может показаться, что у Вас уже буквы плывут перед глазами. Подчеркивайте и выделяйте ключевые слова и понятия во время чтения.

Произносите слова или понятия вслух в то время, как выделяете их, а затем запишите (при этом перефразировав) материал в тетрадь. Это поможет вам переварить всю информацию, а не просто поверхностно пробежаться по ней глазами.

Правило № 10: Придумывайте стишки или песни

Вам, конечно, не нужно будет проделывать этот трюк с большинством материала, но Вы можете открыть для себя пользу в придумывании стихотворений, рифм или запоминающихся песен, которые помогут запомнить особо сложные формулы.

Вам может оказаться легче запомнить формулу, если Вы придумаете для нее музыкальное оформление.

Как формулы помогают лучше запоминать информацию?

Многие формулы не имеют для нас никакого смысла. Они выглядят как список случайных цифр и букв, или кажутся набором случайных инструкций, которым не хватает связующего элемента.

Если Вы превратите формулу в песню или стих, Вы осознаете то, что когда-то казалось иррациональным, и это осмысление материала позволит Вашему мозгу лучше воспринять информацию и сохранить ее таким образом, чтобы потом к ней можно было легко получить доступ.

Правило № 11: Ищите ассоциации

Аналогичным образом, метод ассоциаций может помочь Вам отыскать связь между датами или отдельными фактами, которые необходимо запомнить в определенном порядке.

Найдите способ связать дату и имя, чтобы в этом был какой-то смысл, используя игру цифр или слов. Вы, наверное, уже когда-то делали что-то подобное, когда Вам нужно было запоминать пароль или номер телефона.

Найдите способ связать число с именем таким образом, чтобы это имело смысл для Вас и вопрос, как лучше запоминать информацию, не будет для Вас таким острым.

Правило № 12: Делайте перерывы во время учебы

Если Вы постоянно учитесь на протяжении длительного периода времени, то можете заметить, что Ваша производительность падает по мере того, как долго Вы просиживаете за занятиями. Исследования доказывают, что во время учебы необходимо делать 10-минутный перерыв каждый час, чтобы максимизировать производительность.

С чего должен состоять такой перерыв?

Обязательно встаньте, пойдите в туалет, выпейте чего-то или перекусите. Лучше всего покинуть комнату, в которой Вы сидите, и немного подвигаться, чтобы улучшить кровоток. Если у Вас есть такая возможность, попрыгайте или сделайте растяжку, чтобы получить прилив адреналина и взбодриться. После этого можете опять браться за работу.

Правило № 13: Найдите практическое применение

Возникли проблемы с запоминанием формулы или теории?

Проблема в том, что Вы, вероятно, не нашли практическое применение для этого понятия в жизни, поэтому ваш мозг все никак не хочет его запоминать.

Представьте, как можно использовать на практике эту формулу или понятие для решения реальной проблемы. Если это возможно, разыграйте или мысленно представьте себе влияние этой проблемы в практической плоскости. Это поможет Вам понять формулу или понятие и в случае надобности легко вспомнить.

Правило № 14: Создайте физический образ

Некоторые концепции трудно понять, пока Вы не увидите их физический образ или иллюстрацию идеи.

Например, оценить важность микроскопического анализа Вы сможете, взглянув на изображение цепи ДНК или анатомии клетки. Если вы не можете создать физический образ или картинку, найдите изображение в Интернете. Это поможет Вам отчетливо представить проблему.

Правило № 15: Читайте важную информацию перед сном

Наш мозг продолжает работать, даже когда мы спим. Перечитайте свои конспекты перед сном еще раз, чтобы Ваш мозг смог лучше усвоить материал в то время, когда Вы спите.

Не читайте ничего, что вызывает у Вас тревогу или огорчает (так Вы рискуете нарушить свой сон). Вместо этого используйте этот трюк, чтобы закрепить основные понятия и информацию, которая понадобиться Вам позже.

Правило № 16: Практикуйте дыхательные упражнения

Стресс подавляет способность к концентрации и усложняет доступ к информации, которую Вы уже выучили.

Вот почему Вы спокойно можете понять принцип, находясь в классе, но затем зайти в тупик во время написания теста. Вы знаете, что информация находится где-то на задворках Вашего разума, но Вы просто не можете получить доступ к ней. Это происходит потому, что стресс отключает Вашу возможность концентрироваться на чем-либо, у Вас остаётся только реакция «бей или беги».

Чтобы побороть стресс, делайте на протяжении от трех до пяти минут.

Найдите тихое место, установите таймер, закройте глаза, а затем сосредоточьтесь исключительно на своем дыхании. Вдохните как можно глубже, задержите дыхание, пока не почувствуете небольшой дискомфорт, а затем медленно выдохните, пока Вы не почувствуете полного облегчения.

Повторяйте в том же духе, не беспокоясь ни о чем и фокусируя все внимание на том, как приятно просто дышать, пока таймер не прозвонит.

Попробуйте выше перечисленные способы запоминания информации и найдите самые эффективные для Вас.

Удачи в усвоении новой информации!

В продолжение темы:
Сердечная секция

Пирсинг – один из древнейших способов украшения тела. Пирсинг делали люди разных народов и разных эпох на протяжении веков и даже тысячелетий. Древние египтяне прокалывали...

Новые статьи
/
Популярные