Игры для детей от рождения до года. Игры для малышей Учёт возрастных особенностей

В этой статье молодые родители найдут информацию о том, как играть и развивать ребенка до года по месяцам.

Рождение ребенка — это радость и счастье для любящих родителей. Долгие месяцы ожидания крохи, первое знакомство в роддоме… Хочется подарить крохе всю любовь и нежность. Но кроме любви, многие родители хотят, чтобы их ребенок был умным, развитым, смышленым. Для этого родители начинают заниматься и играть с крохой с самых первых дней его жизни.

Как играть с месячным ребенком?

На первом месяце жизни младенец большую часть суток спит и кушает. Время бодрствования совсем небольшое. Как правило, малыши бодрствуют 15-30 минут, затем опять засыпают.

  1. Игры, как таковые, в этом возрасте пока не принесут толку. В первую очередь новорожденному необходимо привыкнуть к голосу близких и развивать зрение
  2. Почаще говорите с малышом. Рассказывайте ему что-нибудь спокойным, ласковым голосом. Озвучивайте свои действия
  3. На расстоянии 25-30 см от глаз младенца показывайте цветную ленточку , плавно переместите ее в сторону. Также постарайтесь поймать на своем лице рассеянный взгляд малыша
  4. Во время бодрствования носите малыша по комнате в вертикальном положении
  5. Вечером сделайте ему легкий массаж, проговаривая при этом ласковые слова

В результате таких игр вы получите огромную радость малыша от общения с вами.

Месячный малыш нуждается в заботе и ласке

Как играть с 2-месячным ребенком?

В 2 месяца малыш уже умеет:

  • Улыбаться
  • Уверенней держать головку
  • Реагирует на звуки
  • Удерживает в поле зрения какой-либо предмет

Игры для 2-месячного малыша :

  1. Для развития слухового восприятия можно ненадолго включать классическую музыку , звуки природы или веселые детские песенки. Следите за тем, чтобы малыш не переутомился от музыки
  2. Повесьте над кроваткой мобиль или подвеску . Это будет развивать зрение и слух. Мобиль должен быть ярким и красочным
  3. Позвените колокольчиком, передвигая его в стороны
  4. Можно начинать читать короткие стишки и прибаутки. Благодаря рифмам народного творчества ребенок будет учиться гулить

Было установлено, что первая улыбка малыша возникает из-за удовольствия от общения с родным и близким человеком — мамой.

Мобиль — подходящая игрушка для малышей от 2 месяцев

Как развивать 3-месячного ребенка?

В 3 месяца малыш овладевает следующими навыками:

  • Уверенно держит головку
  • Начинает гулить и агукать
  • Знакомится со своими ручками
  • Переворачивается с бочка на спинку
  • Захватывает руками предметы

Игрушки и игры для дальнейшего успешного развития:

  1. Развивающий коврик . Коврик с дугами, на которых находится множество забавных игрушек, очень кстати в этом возрасте
  2. Погремушки . Вложите в ручку малыша погремушку, он крепко за нее ухватится и начнет размахивать. Главное, следить за тем, чтобы малыш не ударил себя погремушкой
  3. Музыкальные пищалки с разными звуками
  4. Продолжайте носить малыша на руках и рассказывать ему что-то при этом, озвучивайте свои действия
  5. Купаясь, произносите прибаутки . Например: «Водичка-водичка, умой Алисе личико. Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели». Ребенок будет привыкать к процедуре умывания. Ласковый голос мамы успокоит малыша, если он боится воды

Развивающий коврик надолго увлечет малыша 3 месяцев

Какие игры для 4-месячного ребенка?

В 4 месяца малыш вовсю агукает, с утра с интересом рассматривает свои ладошки и пальчики, пытается перевернуться на живот. Безусловно, малыш уже узнает свою маму по голосу, запаху и виду. Уже прошло время колик, а значит жизнь малыша и мамы станет значительно спокойней.

  • На пальчики ребенка можно надеть маленькие колокольчики . Перемещая свои ручки в стороны, малыш будет с интересом прислушиваться к звуку
  • Общайтесь с крохой на его языке, говорите ему: «агу», «бу-бу», «га-га» и другие звуки, которые малыш произносит
  • Продолжайте озвучивать свои действия и говорить с малышом, как со взрослым
  • Пришло время для знакомства с первыми мягкими цветными книжками
  • Повесьте в коляску или кроватку маленькое зеркальце . Малыш с интересом будет себя рассматривать
  • Делайте массаж со стишками и прибаутками
  • Пора привыкать к различным тактильным ощущениям. Проведите по телу ребенка разными кусочками ткани: атласным, меховым, хлопковым
  • Вкладывайте в его ручку игрушки, различные по своей текстуре

Мягкие книжки развивают тактильные ощущения

Как развивать ребенка в 5 месяцев?

В пять месяцев у многих деток появляются первые зубки. Некоторые родители уже понемногу вводят прикорм, если ребенок на искусственном вскармливании. Если малыш на грудном вскармливании с прикормом можно подождать до полугода.

  • Предлагайте пощупать разные маленькие мячи : тканевый, с пупырышками, с колокольчиком внутри. Каждый из этих видов будет способствовать развитию различных навыков — хватательному, моторике пальцев, восприятию звука
  • В коляску повесьте забавные игрушки, подвески, зеркальце. В этом случае обеспечена веселая прогулка
  • Купите специальные прорезыватели для зубов различной формы. Перед тем, как отправить игрушку в рот, малыш внимательно изучит ее на ощупь и вид
  • Протягивайте ребенку игрушку, при этом называйте ее: «Это — кукла», «Это — книга». Так вы будете закладывать фундамент для развития памяти

Игры для ребенка 6 месяцев

В шесть месяцев многие дети уже самостоятельно сидят. Поле зрения становится значительно шире, а значит, ребенку предстоит исследовать все интересное.

  • Можно купить развивающий столик с кнопочками, крутилками, пищалками и стучалками
  • Начинайте играть в ладушки
  • Заинтересует ребенка кукла-неваляшка
  • Игрушки различной формы и яркого цвета приветствуются

Видео: Игры для детей 5-6 месяцев

Как развивать ребенка игрой в 7 месяцев?

  1. Продолжайте включать разную музыку малышу
  2. Привлекайте его внимание игрушками с кнопочками, сюрпризами
  3. Начинайте играть в пальчиковые игры — «Сорока-белобока», «Посчитаем пальчики»
  4. Если вы видите, что ребенок хочет взять какой-то предмет, позвольте ему это сделать. Если это не причинит вреда здоровью
  5. Барабан или молоток с пищалкой. В этом возрасте ребенку будет очень интересно стучать и понимать, что звук возникает в результате его действий

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику и речь

Как играть с 8-месячным ребенком?

Малыш заинтересованно будет доставать самостоятельно игрушки из мешочка или коробки. Можно посадить ребенка в манеж, положить туда много игрушек для самостоятельного изучения.

В игре можно использовать:

  1. Мешочки с крупами (рис, гречка, пшено) для развития сенсорных ощущений
  2. Игрушки-шуршалки
  3. Простые пирамидки
  4. Кубики

Важно: Маленькие дети все тянут в рот, игра с мелкими предметами может быть опасной. Обязательно наблюдайте за игрой малыша.

Во что играть с 9-месячным ребенком?

В 9 месяцев дети активно ползают, некоторые начинают делать первые шаги. В этом возрасте ребенок активно социализируется, внимательно наблюдает за взрослыми.

  1. Не забывайте о подвижных играх : массаж, купание, прогулка. Все эти действия можно сопровождать веселыми прибаутками, стишками.
  2. В ванночку положите резиновых уточек, лейку и другие игрушки
  3. В этом возрасте можно вводить сюжетно-ролевую игру . Игра должна быть очень простой, 2-3 предложения достаточно
  4. Музыкальные и игровые центры, куклы-неваляшки, книжки, машинки, пирамидки и кубики — все это будет интересно малышу в 9 месяцев

Игры с малышом в ванной

Как играть с 10-месячным ребенком?

Время для активных пальчиковых игр, потешек, прибауток.

Гули-гули полетели (машете руками)
На головку сели (кладете руки на голову)
Поклевали-поклевали (сделайте соответствующие движения)
И улетели (машете руками, словно крыльями)

Сначала проделайте своими руками, потом ручками малыша. Ребенок быстро смекнет, что нужно повторять за мамой.

Поглаживайте каждый пальчик, приговаривая:

Этот пальчик — шоколадный,
Этот пальчик — мармеладный,
Этот — с запахом зефира,
Этот — с привкусом пломбира,
А мизинчик — самый-самый пальчик сладенький для мамы!
(В конце поцелуйте мизинчик)

Игры для 11-месячного ребенка

В 11 месяцев многие дети начинают ходить. Нужно развивать этот навык.

  • На прогулку возьмите каталку с колесиком, уточкой или другой игрушкой. Такая игрушка будет развивать равновесие
  • Хорошая игрушка в этом возрасте — лошадка-качалка . Но катать малыша нужно под присмотром взрослых
  • Ребенок начинает активно интересоваться песочницей. Можно купить кинетический песок
  • Подходят игрушки с механическим заводом

Первые сюжетно-ролевые игры

Развивающие игры для годовалых детей

Самые популярные игры для годовалых детей:

  1. «Ку-ку»
  2. «В ямку бух»
  3. Подражание звукам животным
  4. Ладушки
  5. Танцы

Годовалому ребенку понравятся следующие игрушки

  • Небольшая машина, чтобы малыш сам отталкивался ножками
  • Игрушки-каталки также будут актуальны
  • Игрушки в виде животных
  • Музыкальные игрушки и книжки
  • Кубики, пирамидки, конструкторы

Игра важна также, как сон и еда. С помощью игры ребенок получает основные знания и умения, познает весь окружающий мир, развивается и готовится к дальнейшей взрослой жизни.

Видео: Развивающие игры от 0 до 12 месяцев

Игры и занятия, выполняемые с малышом, могут быть самыми различными. Главное - делать всё с любовью, получать искреннюю радость от общения с малышом.

Пособия

Серия книг "Школа семи гномов". Это 12 красочных альбомов на каждый месяц. Ничего выдумывать не надо - открываешь их, показываешь ребенку, рассказываешь по ним, развешиваешь по квартире, создавая развивающую среду. Темы там очень интересные: Квадрат и кружок", "Это какого цвета?", "Сложи картинку" и т.д.

Книжка "Игры в памперсах" Кузнецовой. Там написана куча простых игр с детьми до двух лет буквально на каждый месяц.

Общаемся

Необходимо постоянно разговаривать с малышом, буквально с самого рождения. Например, в автобусе - смотрим в окно и всё называем: это машина, это тетя идет, это большой дом и т.д.

Крошкам (первые месяцы) очень нравится изучать мамину мимику. Нужно расположить свое лицо сантиметрах в 25-30 от мордашки ребенка и "строить рожицы" - улыбаться, хмуриться и т.д., сопровождая это подходящими звуками и улюлюканьями. Дети охотно реагируют. Главное, не напугать малыша.

Гимнастика

В раннем детстве у маленького ребёнка формируется отношения к своему телу, он познаёт его через активное движение, через действие и общение с другими людьми.

Указательным пальцем дотрагиваётесь до глазок, затем до носика ребёнка, а потом ладошками легонька шлёпайте по его маленьким щёчкам, приговаривая при этом: «Глазки - уголь, нос - картошка, щёчки - булочки у нас».

Пальчики.

Возьмите ручку малыша и, показывая его пальчики, по очереди разгибайте и загибайте их:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел,

Песни пел и плясал,

Родных братцев потешал!

Качалка.

Малыш лежит на спинке. Коленки подтянуты к животу, ручки обхватывают их. Мама покачивает ребёнка, как колыбельку. Можно петь песенку или поговаривать стишок: «Ай качи, качи, качи! Прилетели к нам грачи». Данное упражнение позволит малышу хорошо почувствовать свою спинку.

Чувство безопасности. По мнению большинства психологов, чувство безопасности, базовое доверие к миру - одно из важнейших новообразований раннего детства. От того, сформировано оно или нет, зависит уверенность крохи в себе и своих силах в будущем, возможность совершать самостоятельные поступки.

Сядьте на пол и посадите малыша у себя между ног, обхватив его руками. Руки и ноги, как бы образуют яйцо, внутри которого находится кроха. Осторожно покачивайтесь из стороны в сторону, можно включить приятную медленную музыку, а ещё лучше, если вы будете тихонько медленно напевать колыбельную песенку. Тесный телесный контакт между мамой и малышом позволяет ребенку почувствовать границы собственного тела, защищенность, поддержку близкого человека. А это, в свою очередь, поможет ему в будущем вырасти психологически устойчивым и уверенным в себе человеком.

В ямку бух.

Сажаем кроху к себе на колени и приговариваем:

Еду-еду к бабе к деду

На лошадке, в красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке.

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо,

А потом вдруг в яму -

Другая песенка:

По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке

По кочкам, по кочкам

По ухабам, по ухабам

Бух - в канаву!

Папа с мамой кладут малыша на одеяло, берут одеяло за края и осторожно поднимают малыша. Медленно, раскачивая его, поют:

Ай туту, туту, туту,

Не вари кашу круту,

Вари жиденьку,

Корми Сашеньку.

Раскачивайте лучше в ритме песенки, при этом тихо напевая. Можно петь любую колыбельную или любимую песенку малыша.

Ориентация в пространстве. Благодаря постоянным движениям, играм и упражнениям кроха начинает хорошо ориентироваться в окружающем пространстве. Это очень важно для его физического развития.

Великаны и гномы.

Упражнение выполняется стоя. Поднимите руки вверх, подсказывая малышу ход игры: «мы с тобой большие, как великаны. Затем опустите руки и быстро садитесь на корточки: «А теперь мы маленькие, как гномики». Через свой собственный опыт ребенок переживает, чем отличается большой и маленький. Аналогичным образом вы можете разыграть переживание любых полярных состояний: высоко - низко, там - здесь, далеко - близко и т.д.

Катаем мяч.

Научите малыша катать мяч. Катайте с начала друг другу. Потом можно ставить разные задачи, например докатить мяч до двери, до стола, до окна. Чтоб малышу было интересно придумайте сюжет для игры. Мяч может стать колобком, он катиться по лесной дорожке к зайке, к медведю и т.д.

Спокойной ночи.

Ах, сапожник - старичок,

Подчини мой башмачок,

Не могу идти домой,

В дырке виден пальчик мой.

Игры на подушке

От полугода и - до года, а если нравится, то и после.

Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает.

Тушки-тушки, сели на подушке,

Пришли подружки, столкнули с подушки.

Подниму дочушку на крутую горку.

Бух! Покатились, с горки свалились.

Ребенок лежит на спинке, а мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки.

Ножки - топтыжки пошли молотить,

Ручки - грабельки сено воротить.

Две ножки сгибать к животу, перевернуть на бочок.

Толкачики - рогачики, оп! Перевертушки!

Тащу за ножки на себя.

Поехали - поехали за солью, за солью.

Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:

Куй, куй, ковалек,

Подай сапожок,

На маленьку ножку

Золоту подковку.

Упражнения с игрушками, материалом

С рождения

В родильный дом маме можно взять с собой яркую пластмассовую игрушку диаметром 8 - 10 см. Цвет её может быть зелёным, синим, голубым, оранжевым или красным. Новорожденный лучше всего реагирует на эти цвета, так как они соответствуют природной цветовой гамме. Эта игрушка должна быть прикреплена к прочному стержню длиной 30 см: так взрослому будет показывать её ребёнку. Можно держать игрушку в своей руке, но тогда малышу будет сложнее различить её конфигурацию.

В первые дни взгляд у новорожденного блуждает. Чтобы научить его сосредотачивать на «ярком пятне», нужно как можно чаще привлекать его внимание к игрушке, которую мама держит не выше 20 -30 см над ним и медленно перемещает, подстраиваясь к «прерывистому» движению глаз малыша. Не забывайте при этом произносить ласковые слова, создавая благоприятную обстановку.

Частое выполнение подобных упражнений приведет к тому, что на 5-8 день своей жизни новорожденный плавно поведёт глазами, следя за передвижением игрушки.

Такие занятия развивают зрительную активность. Малыш начинает рассматривать разные предметы, замечать детали, переводить свой взгляд с одного объекта на другой.

Повесить на шнурок разные разные пуговки. Получатся своего рода бусики. С ними можно и гулять ходить и больницу.

Колокольчики. Можно использовать штатив от игрушки-мобиле. Повесить на нее три колокольчика, и привязать веревочку, которую вложить в руку ребенку. Ребятишкам нравится дергать и звонить.

В первый месяц

Дома в течение первого месяца жизни продолжайте демонстрировать ребёнку различные по цвету и конфигурации игрушки. К стержню могут крепиться плоскостные или объёмные геометрические формы: Кольца, круги с изображением «лица», пластмассовые шары или кубики, фигурки (однотонные, блестящие, в полосочку, в крапинку).

Малыша надо учить за передвижением предмета не только по горизонтали, но и по вертикали, приближая и отдаляя от него объект. Можно также производить медленные и плавные круговые движения.

Помогайте ребёнку увидеть то, что показываете, помещая игрушку в поле его зрения. Добивайтесь, чтоб скачкообразные движения глаз становились всё более плавными.

После этого учите малыша сосредотачивать взор, для этого, передвигая игрушку, время от времени останавливайте её, чтобы ребёнок зафиксировал её взглядом. Следите за эмоциональными реакциями младенца. На 2-3-й недели у него обязательно возникнет ответная улыбка при виде склоненного улыбающегося лица папы или мамы. В эти он также может отреагировать на появление знакомой игрушки, которую вы постоянно ему показываете.

Со 2 месяца

К концу 2-го - началу 3-го месяца, видя и слыша вас или при восприятии игрушки с «лицом» малыш отреагирует «комплексом» эмоциональных реакций: ненадолго замрёт, улыбнётся, интенсивно задвигается и начнёт произносить звуки.

Такое комплексное реагирование является показателем того, что ребёнок развивается нормально.

Для развития звукового сосредоточения полезно звенеть колокольчиком (желательно валдайским), использовать пищалку, музыкальные игрушки, неваляшку, некоторые погремушки - грохотушки или с бубенчиком.

В два месяца жизни важно, чтобы у малыша возникла взаимосвязь между зрительным и слуховым восприятием, чтобы он, услышав характерный звук, «ждал» появления игрушки и реагировал специфическими эмоциональными реакциями, поворачивая глаза и голову в сторону сигнала.

Если уже возникло сосредоточение и слежение взгляда, то перед малышом, лежащим на спине, взрослый перемещает игрушку с приятной мелодией.

Вначале появление объекта одновременно сопровождается звуком. Плавно передвигайте игрушку на фоне звучания от верхней точки (например, вправо). Затем уберите игрушку и отключите звук. Повторяйте это «действо» по нескольку раз в день.

Через два - три дня усложните упражнение. Дайте ребёнку возможность вначале услышать звук игрушки и только после этого покажите её. Опять стимулируйте слежение за её перемещением в том же направлении.

Постепенно звук для ребёнка станет своеобразным сигналом того, что если посмотреть вверх, можно увидеть полюбившуюся игрушку. А если она не обнаруживается, то кроха поворачивает голову в правую сторону, «ожидая» её увидеть. Подобные занятия можно разнообразить, изменяя направление и предъявляя другую игрушку с иным звучанием. Поисковые действия младенца всегда нужно подкреплять, показывая то, что он «ищет». В этом случае возникает эмоциональное реагирование, которое в следующий раз простимулирует его к ответственным действиям - поворотам в определённую сторону.

Для прислушивания и рассматривания можно приобрести музыкально - заводную игрушку. Музыкальные карусели-подвески завораживают ребёнка, он учится следить за перемещением предметов по кругу, но часто утомляется, так как ему не предоставляют смену впечатлений.

Со второго месяца карусели чередуйте с лёгкими объёмными игрушками диаметром 5-8 см. Подвешивайте их над кроваткой или манежем, прикрепив нитью к специальному кронштейну. Расстояние от игрушек до лица ребёнка должно составлять 50-60 см.

Игрушки - подвески периодически меняют: колобок с глазками и ротиком на шар или кубик, «зеркальную игрушку» - на однотонную, узорчатую - на полосатую или в горошек.

Положите ребенка на спинку, качните или раскрутите над ним игрушку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за её движением, а при остановке сосредоточит взгляд, улыбнётся и скорее всего, начнёт «разговаривать» произнося лепетные звуки.

Можете предложить малышу рассмотреть сразу две игрушки, располагая их одну над другой или рядом. Прикрепляйте так же небольшой предмет и более крупный (сначала пластмассовый цветной шарик, потом прочный надувной шар).

Позже можно подвесить гирлянду с игрушками разной конфигурации из разного материала (дерева, ткани, пластмассы), перемещающимися свободно по тесьме. Малыш научится передвигать их из стороны в сторону. Гирлянду со звуковым эффектом стимулируют малыша, чтобы извлечь звук. При этом к 3 месяцам ребёнок может пытаться приподнять головку из положения на спине, в надежде увидеть то, что звучит.

Для развития движения ног полезно подвесить гирлянду с маленьким колокольчиком и пушистыми небольшими игрушками. Малыш станет их касаться пальчиками ножек, колокольчик зазвенит, ему понравится, и он захочет повторить упражнение.

Вместо мобиля и громких погремушек, можно использовать веревочку и подвесить маленькие мягкие игрушки на кроватку. Когда надоест малышу, можно поменять игрушки.

За 2 месяца ребёнок неузнаваемо меняется. Он уже не новорожденный, теперь его называют младенец, а это новый этап его развития. Малыш уже способен замечать и рассматривать предметы, не только лёжа на спинке, но и в положении на животике, на боку или находясь у родителей на руках.

С 2,5 месяцев малыша вполне можно научить согласовывать движение рук, подчиняя их зрительному и слуховому восприятию (или же наоборот).

Погремушки теперь следует использовать по новому - давать малышу попеременно в каждую руку и учить применять её «по назначению»: удерживать и рассматривать. А если игрушка лежит с боку или впереди, - тянуться, переворачиваться или подтягиваться.

Можно сделать карточки с фотографиями папы, мамы, и т.д. С другой стороны крупными буквами написать мама, папа и т.д., заламинировать и показывать ребенку попеременно обе стороны. Можно дать потрогать, попробовать на зуб - будут задействованы сразу несколько анализаторов: зрительный, тактильный и слуховой. Это позволит ребенку быстрее запомнить, тех, кто на картинке изображен, а впоследствии читать эти слова целиком.

Альбомчик. Берем маленький фотоальбом. Вместо фотографий подбираем картинки на одну тему. Например: "МАШИНЫ", «еда», «животные». Для детишек чуть старше - "МЕБЕЛЬ", "ОДЕЖДА", "ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ", "ПОСУДА". Когда это уже надоело, пересортировать всё. Разделяем сильнее - "ФРУКТЫ", "ОВОЩИ", "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ", "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ", "ПТИЦЫ", "НАСЕКОМЫЕ", "КТО ЖИВЕТ В МОРЕ" и т.д. К каждой картинке можно сделать подпись печатными буквами. На каждой странице должно быть только по одной картинке, иначе внимание ребенка будет рассеиваться.

Можно по комнате развесить яркие картинки со зверюшками. Подходить к ним с ребенком и рассказывать про каждого.

Надписи. Крупными печатными буквами подпишите все в доме, что можете. У нас, например, было: «ДВЕРЬ», «СТОЛ», «СТУЛ», «ТЕЛЕФОН», «ПОЛ», «ОКНО», «КУХНЯ» и т.д. Широким скотчем заклейте бумагу с надписью. Подносите иногда ребенка к надписям и четко читайте. Если ребенку по какой-либо причине не интересно, то не подносите его к ним недели 2-3. Потом можно попробовать снова. (У нас была такая пауза месяца два, а потом снова надписи стали очень интересовать).

С 6 месяцев

Очень крепко пришить разные пуговицы на тряпочку. Ребенку будет интересно их ощупывать. Это очень полезно для развития мелкой моторики. Можно добавить к пуговицам застежки от старых бюстгальтеров, пряжки и т.п.

Только не разрешайте брать в рот!

С 7 месяцев

Отыскивать глазами и находить называемые предметы.

Подборку сделала Marinqa

Развивающие игры для ребенка до 1 года. Развиваться никогда не рано! А если учесть, что головной мозг к трем годам практически заканчивает формироваться, то важно еще и не упустить момент.

Каждая мама может вооружиться описанными развивающими играми для ребенка до 1 года и заниматься со своим малышом с первых месяцев!

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры вполне подвластны малышу уже с 6 месяцев . Научите его хлопать в ладошки под ваши ритмичные стихи:

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки. (сами хлопаете в свои ладоши)
Что ели? Кашку. (возьмите ручки ребенка и сделайте ими пару хлопков)
Что пили? Бражку…

Существует множество вариаций на тему ладушек («Ладушки-ладушки, испекли оладушки», например). Больше пальчиковых игр вы найдете в нашей тематической статье , им посвященной.

Самая популярная пальчиковая игра, которая развивает и мелкую моторику , и тончайшие тактильные ощущения, да и чувство ритма – про Сороку-белобоку.

Чтобы научить малыша верным действиям, сначала продемонстрируйте их на своей ладони. Вот вы варите кашку, вот «кормите» птенцов (загибаете пальчики). Скоро малыш сам захочет загибать ваши пальчики , а потом и своими ручками управлять научится !

Что ты чувствуешь?

Как развивать ребенка до года? Важно уделить внимание всем чувствам – и зрению, и осязанию, и слуху, в том числе музыкальному. Не забудьте про вкусовые и обонятельные ощущения!

Уже с трехмесячного возраста вы можете окружить свое чадо разномастными шуршалками и звенелками . Все, из чего можно извлекать звуки, подойдет!

Музыкальные развивающие игры для детей до 1 года не предполагают сложной техники. Едва ли кроха сумеет освоить ксилофон (металлофон) и сможет дудеть в трубу. Однако барабан и кнопочное пианино доступны в самые юные месяцы .

А больше всего малыши обожают разнообразную перкуссию: погремушки, маракасы, бубны, тамбурины, трещетки… Вы можете купить специальные приспособления или изготовить занимательные вещи самостоятельно.

Развивающий маракас своими руками

Возьмите пустую пластиковую бутылку (объемом 300 мл), тщательно промойте, протрите. Внутрь поместите гречневую крупу, горох, фасоль, монетки, деревянные бусинки, пластиковые пуговицы или мелкие макароны. Заметьте, все эти вещи звучат по-разному – можно создать целый оркестр.

Вы также можете связать или заказать мастерице слингоигрушку . Помимо деревянных бусин разместите на ней обвязанный желтый контейнер от киндер-сюрприза. Внутрь контейнера поместите бубенчик или горох: малыш будет не только чесать десны, но и извлекать звуки!

Развивающие игры для ребенка до года: в песке и в воде

Малыша важно познакомить с разными средами – водой, землей, песком. Летом это проще простого: отвезите малыша на пляж, усадите на теплый морской песочек, выдайте ему стаканчики, совочки, ведерки…

Не хочет играть «по правилам»? Пускай просто возится в песке, пропуская его между пальчиков и рассыпая на одежду.

Те же формочки и лейки можно использовать для игр в надувном бассейне, ванне или тазике.

Пусть кроха радостно плещется, катает уточек, брызгается и выставляет ручки под кран. Вы можете научить его умываться и самостоятельно мыть ручки с мылом. А еще это превосходная закалка!

Домашние развивающие игры для годовалых малышей

Многим кажется , что пирамидки и кубики нужно покупать после года . Но вы не верьте и соберите развивающий набор заранее .

Пусть в него войдет мяч, пирамидка и несколько кубиков (можно мягкие), набор картинок с животными, пластилин и пальчиковые краски.

Все малыши развиваются в индивидуальном ритме. Кто-то уже в 9 месяцев с визгом возится с пластилином и размазывает пальчиковые краски по ватману, а иные и в 4 года – не охотники до этих «грязных» занятий.

Дело даже не в умениях, а в тяге, в характере, в предпочтения. А они есть даже у годовалой крошки.

Ваше дело – предлагать. Ненавязчиво, деликатно. Возьмите кубики и соберите из них высокую башню. Вот увидите, ребенок немедленно приползет и порушит ее. Разрушение – дело не менее полезное, интересное и познавательное, чем созидание.

То же самое и с пирамидкой. Первое время дети только разбирают их, снимая одну деталь за другой. Но и этот процесс требует от них недюжинной концентрации!

Расширяем кругозор

Чем заняться с ребенком до года? Зрение, концентрацию, внимание, узнавание, запоминание – все эти качества можно развивать с помощью книг и карточек.

Листая картонные книжки , показывайте пальчиком на тех или иных животных . Описывайте их : «это – собака, и она говорит «гав», «это – цыпленок, он желтый и маленький».

При возможности показывайте ему реальные предметы, виденные ранее на картинках. Изучите детскую комнату, а затем и весь дом. «Вот телевизор на фотографии, а вот – у нас в комнате».

Спустя время, ребенок легко ответит на ваш вопрос «Где лампа?», указав пальчиком на потолок или на ее изображение на карточке.

Познакомьте малыша с его телом, расскажите ему, где ручки, где глазки, а где – пальчики. Покажите те же части тела на примере животных, кукол, родителей: «Вот носик у кошечки, а вот – папин нос. А где у Васеньки носик? Вот он».

Тактильные игры для детей до года

Собирайте материалы с разнообразной фактурой . Это могут быть: наждачная бумага, ребристый кусочек металла, отполированное дерево, лоскутки бархата и шелка…

Предлагайте малышу потрогать каждый из них, объясняйте, что из них гладкое, а что – наощупь шершавое, холодное оно или теплое, что легкое, а что – тяжелое.

Для развития мелкой моторики хороши игры с крупой . В контейнер насыпьте рис или горох, а на дно положите фигурки животных, погремушки. Пусть малыш погрузит пальчики в емкость и попробует нащупать и достать «сокровища».

Рис также можно покрасить пищевыми красителями в несколько цветов и предложить смешивать их, рисуя узоры пальчиком.

Даже простое рассыпание риса, фасоли и пуговиц полезно для ребенка. Не ругайте его , если он слегка намусорит , и приглядывайте, чтобы ничего из «дидактических материалов» не было съедено.

И никогда не настаивайте. Помните, что это только игра – добровольная и веселая!

С первых дней жизни главным занятием грудничка является познание внешнего мира. Чем активнее ребёнок взаимодействует с окружающей средой, тем быстрее проходит его развитие. В этом грудничку наибольшую помощь способны оказать его родители. Проявляя заботу и внимание к ребёнку, вы привяжете его к себе, став своеобразным мостом между внутренним и внешним миром. Начиная с третьего месяца одной заботы становится мало, необходимо вводить в общение с грудничком развивающие игры, которые помогут ему выработать правильную реакцию на явления, протекающие во внешнем мире. Ниже мы расскажем о том, в какие можно играть с ребёнком и какую пользу они способны принести.

1) Повторушка

Начиная с первых дней своей жизни грудные дети произносят разнообразные звуки. При достижении 6-7 месяцев малопонятные гуления и крики преобразуются в полноценные слоги, которые малыш пытается повторить за взрослыми.

Чтобы изучение первых слов было интересным, проявите интерес к стараниям ребёнка. На первых месяцах его жизни старайтесь копировать жесты, выражения лица и прочие проявления активности. Когда малыш немного повзрослеет, повторяйте за ним произнесённые звуки. Если у вас всё получится правильно, ребёнок будет улыбаться и махать ручками, проявляя таким образом положительные эмоции, и со временем научится копировать ваши жесты и звуки.

2) Ку-ку

Развивающая игра для детей , о которой, наверное, знают все. Суть её заключается в том, что молодая мама прячется от ребёнка за какой-то преградой, в качестве которой может выступать обычная газета или книга, и через некоторое время показывается перед ребёнком, приговаривая: «Ку-ку». Сначала малыш может немного испугаться или вообще проигнорировать ваши действия.

Спустя несколько месяцев ребёнок начнёт понимать, что с ним играют, а при достижении 8-10 месяцев вообще начнёт пытаться найти вас, отбирая предметы, за которыми вы прячетесь. Польза от такой игры очевидна - малыш учится реагировать на изменения окружающей обстановки, особенно если они заключаются в уходе взрослых или их возвращении.

3) «Где наш ротик?», «Где наш носик?»

Эта игра позволит малышу с первых месяцев познать тактильные ощущения. Суть её заключается в том, что мама называет часть тела и прикасается к ней. Например: «Где наш носик?», дотрагиваясь до носика грудничка, «Где наша ручка?», прикасаясь к руке. Когда малыш повзрослеет, аналогичным образом можно исследовать разнообразные предметы: чашку, мягкую игрушку, мячик или книжку. Со временем малыш научится различать предметы и будет сам тянуться в нужную сторону.

4) Свойства предметов

Почему бы, показывая различные предметы, не познакомить своё чадо с их свойствами? Когда вы показываете ребёнку различные предметы, дайте ему их пощупать, понюхать, погрызть, если это не нанесёт ему вреда. Спустя некоторое время ваш малыш будет знать, что зеркало очень гладкое, книжка шершавая, а вода мокрая. Это упражнение отлично развивает память и позволяет быстрее адаптироваться к тактильным ощущениям.

5) Танец для самых маленьких

Вы не знали, что с малышом можно танцевать? Это же одни из лучших развивающие игры для детей до 1 года Как только ваше чадо более-менее научилось ходить, время от времени включайте негромкую музыку и совершайте вместе с ним плавные танцевальные движения. Если малыш отказывается танцевать, попробуйте показать ему, как это делается, и спустя некоторое время он с радостью к вам присоединится. В итоге ребёнок будет получать массу удовольствия от таких танцев, а само упражнение поможет развить моторику.

6) Конструктор для самых маленьких

Когда у вас нет времени уделять внимание ребёнку, нужно придумать , которое будут полезны для его развития и к которому он будет проявлять интерес. Одним из самых популярных выходов является конструктор для малышей, состоящий из крупных деталей, так, чтобы он случайно не проглотил одну из них. Подобные игрушки предназначены для детей от 10-11 месяцев. Они прекрасно развивают логическое мышление, тренируют моторику и память. Если ваш малыш отказывается собирать конструктор, попробуйте помочь на первых порах, возможно, он ещё, что с этой игрушкой нужно делать.

Игры с малышами первых месяцев жизни – очень бережные и осторожные. Их главная задача – показать ребенку, что новый для него мир – добрый и невраждебный, что мама и папа очень любят кроху. Первые игры с грудничком способствуют лучшему развитию органов чувств малыша – зрения, слуха, осязания. Но они также нужны и родителям, потому что помогают установить с маленьким человечком прочную эмоциональную связь, проявить свою любовь и нежность…

Что малыш умеет?

Подбирая игры для самых маленьких, важно понимать, какие навыки и умения малыш приобретает в том или ином возрасте, что он может, что понимает, на что реагирует.

Итак, в возрасте 1 месяца ребенок способен несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается ее приподнимать. В ответ на раздражители малыш начинает двигать ручками и ножками. В течение первого месяца кроха адаптируется к условиям окружающей среды, привыкает к маминым рукам, ее голосу, запаху. В этом возрасте особенно полезны игры, связанные с прикосновениями, поглаживанием, ношением на руках, ласковыми разговорами.

К 2 месяцам ребенок уже может удерживать головку вертикально 1–1,5 минуты, реагирует на речь, поворачивает голову в сторону говорящего, замечает яркие игрушки и другие предметы. Если вложить малышу в руку погремушку, он хватает ее ладонью и крепко удерживает. На втором месяце у ребенка появляется так называемый комплекс оживления: видя лицо близкого взрослого, кроха сосредоточенно замирает, затем начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, издавать гортанные звуки. Наибольшую пользу принесут игры с погремушками и другими звучащими игрушками, привлечение внимания к лицу взрослого, разговоры с малышом.

Три месяца – это уже совсем «солидный» возраст. Кроха уверенно держит головку, пытается переворачиваться со спины на бок, а потом и на живот. Ищет взрослого глазами, тянется за игрушкой, любит, когда с ним разговаривают и играют, заливисто смеется, гулит. Лучше всего кроха реагирует на эмоциональные игры, когда взрослый ему улыбается, произносит разные звуки, поет песенки. Не забывайте и об играх с погремушками, о первых спортивных играх для малыша, укрепляющих мышцы маленького человечка и стимулирующих движение.

1 месяц

Итак, первый месяц – период приспособления малыша к новым условиям жизни. С помощью игр поможем ему побыстрее с этим справиться.

«Посмотри на меня». Мамино лицо – самая лучшая игрушка для малыша. Наклонившись над крохой, начните ласково разговаривать с ним. Когда малыш сосредоточит взгляд на вашем лице, медленно отодвиньтесь сначала вправо, затем влево. Постепенно он научится следить за вами глазами.

«Погремушка, погреми!». Возьмите в руки яркую погремушку и потрясите ею перед крохой на расстоянии 40–45 см от его лица, привлекая внимание. Погремите справа от малыша, слева, медленно подвигайте рукой, стимулируя желание ребенка следить за игрушкой глазами. Желтый, красный, оранжевый цвета дети начинают различать раньше других. Так что первые погремушки лучше выбирать именно этих цветов.

«Ну-ка, оттолкнись!». Когда малыш лежит на пеленальном столике, подойдите к нему поближе, чтобы он оперся согнутыми ножками о ваш живот и смог оттолкнуться. Проделывайте такое упражнение почаще.

«Баю-баю, чмок». Покачивая малыша на ручках, спойте ему колыбельную песенку. А после каждого куплета целуйте то в щечку, то в носик, то в лобик.

«Хватай-ка!». Вложите свои указательные пальцы в ладошки малыша. Благодаря врожденному хватательному рефлексу кроха тут же сожмет кулачки и ухватится за пальцы. Если в это время ребенок лежит на спинке, чуть-чуть поднимите руки вверх, потянув малыша, и плавно опустите его обратно. Забава хорошо укрепляет его ручки и пальчики.

«Ай да ножки!». Возьмите в руки ножку малыша и погладьте указательным пальцем наружный край стопы. Он повернет ногу наружу. А затем погладьте внутренний край стопы. Ножка тут же развернется вовнутрь. Дотроньтесь до подушечек на стопах возле пальцев – кроха подожмет пальчики ног. Если потрогать середину стопы, пальчики распрямятся. Можно приговаривать:

Что за ножки, что за ножки
У тебя, у нашей крошки!
Скоро ножки, скоро ножки
Будут бегать по дорожке.

2 месяца

К двум месяцам расширяются и возможности ребенка, и диапазон игр.

Гримасы. Глядя на малыша, измените выражение лица: широко раскройте глаза, наморщите нос, надуйте щеки и шумно выдохните, вытяните губы. Кроху обычно забавляют мамины гримасы. Он наблюдает за ними, а когда становится чуть старше, смеется и пытается гримасничать в ответ.

«Ветерок». Подуйте малышу на ручку и скажите: «Ветерок подул на ручку. Вот ручка!» Потом легонько подуйте на носик: «Вот носик!» Дуйте на разные части тела малыша: коленку, животик, лобик, шейку и называйте их.

Яркие носочки. Малыш уже стал замечать свои ручки и может подолгу их рассматривать? Наденьте на ручки маленького наблюдателя яркие носочки. Теперь рассматривать ручки станет еще интереснее. А в следующий раз наденем носочки другого цвета и с другим узором.

«Ку-ку». Наклонитесь над малышом, поговорите с ним немножко, а затем скажите «ку-ку» и закройте лицо руками, как будто вы спрятались. Через несколько секунд уберите руки от лица: «Ку-ку, малыш!» Повторите игру несколько раз. Разнообразьте игру, закрывая лицо не ладонями, а пеленкой или ярким шарфиком.

«Хвать!». Схватить игрушку – это действие кажется нам таким простым! Но крошечному человечку нужно, во-первых, заметить предмет, во-вторых, оценить, как далеко он находится, затем заставить мышцы двигаться и, наконец, точно подвести неумелую пока ручку к предмету и схватить его. Чтобы стимулировать желание малыша захватывать предметы, чаще показывайте крохе разные игрушки, двигайте ими. А когда кроха протянет ручку, вложите в нее игрушку. Малыш ее уронил? Ничего страшного, повторите игру сначала.

«Где звенит?». Встаньте так, чтобы малыш вас не видел, и позвените в колокольчик. Пусть он попробует отыскать источник звука. Для игры всякий раз используйте разные звучащие предметы: погремушки, игрушки-пищалки, детские музыкальные инструменты, коробочки с наполнителями (крупы, фасоль) и т. п. Эта простая забава помогает развивать слух малыша.

3 месяца

Играть с трехмесячными малышами - сплошное удовольствие! Кроха уже многое понимает и радостно реагирует на внимание близких.

Любимые стихи. Когда малыш не спит, старайтесь все время с ним разговаривать – это полезно для развития речи крохи. Самое лучшее – это рассказывать ему стихи. Можно детские, а можно и взрослые, те, которые нравятся вам.

«Что мы видим?». Каждый день носите малыша на ручках и устраивайте ему экскурсию по квартире. Рассказывайте обо всем, что видите. И делайте это эмоционально: «Вот часики. Часики. Тик-так. Тик-так. А вот стиральная машина. Она стирает, гудит: у-у-у… Слышишь, как гудит? Цветочки, смотри, цветочки! Как они пахнут? Ах! Как пахнут!» Так кроха будет накапливать пассивный словарный запас и чуть позже запросто покажет, где часики, а где стиральная машина.

Бибабо. Куклы-перчатки – прекрасные помощники в играх с малышами. Когда ребенок лежит в кроватке, наденьте куклу на руку, спрячьтесь за бортик и покажите ему куклу. Пусть она подвигает ручками, похлопает в ладоши, покачает головкой, покрутится из стороны в сторону, потанцует. Кукла может поздороваться с малышом, рассказать ему сказку, спеть песенку. Зовите эту игрушку на помощь, чтобы успокоить и отвлечь плачущего ребенка.

«Музыкальный носочек». Пришейте к детскому носочку маленькую погремушку и наденьте малышу на ножку. Двигая ножкой, кроха будет слышать звон и постепенно догадается, откуда он идет. Он станет увлеченно дергать ножкой и пытаться дотянуться до погремушки рукой. В следующий раз наденьте музыкальный носочек на другую ножку. А если надеть его на ручку?

«Поем вместе». Малыш уже активно «разговаривает»? Замечательно! Попробуйте выразительно повторять все его звуки. Малыш «агу» – и мама «агу», кроха запел песенку «а-а-а» – и мама подпевает. У вас получится очень веселый дуэт!

«Свет мой, зеркальце…». Поднесите ребенка к большому зеркалу, покажите на его отражение: «Вот Мишенька!» Затем покажите, где у него в зеркале носик, глазки, щечки, ножки, ручки. Возьмите пальчик малыша и дотрагивайтесь до зеркала: «Вот Миша! Вот мама! Вот у Миши носик. Вот у мамы носик…»

«Мягкое, колючее…». Для развития тактильной чувствительности пусть малыш дотрагивается ручкой до предметов с разной фактурой поверхности и различной температурой. Обязательно все комментируйте, называйте свойства предметов. Провели ручкой крохи по шелковому покрывалу: «Вот как гладко!» Потрогали мех: «Мягенький!» Приложили ладошку к щетке: «Жесткая, колючая!» Дотронулись до кусочка льда из холодильника: «Ай! Холодный!»

«Качели». Сядьте на диван, уложите малыша животиком на свою голень, придерживая его за спинку и плечи. Немного покачайте кроху на ноге, двигая ею вверх-вниз. При этом можно приговаривать:

На качелях я лечу,
Веселюсь и хохочу!
Раскачаюсь я повыше
И рукой достану крышу…
(Ю. Каспарова)

Игр с малышами очень много! И, конечно, у каждой мамы, папы и их малыша есть свои собственные игры, ими вместе придуманные и любимые. Ведь именно они по-настоящему сближают родителей и детей, учат их любви, заботе, взаимопониманию.

В продолжение темы:
Сердечная секция

Пирсинг – один из древнейших способов украшения тела. Пирсинг делали люди разных народов и разных эпох на протяжении веков и даже тысячелетий. Древние египтяне прокалывали...

Новые статьи
/
Популярные