Первое родительское собрание — как подготовить и провести. Как провести интересное родительское собрание: советы начинающему педагогу

по проведению родительских собраний

Родительское собрание – это основная форма совместной работы учителей и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением является его согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.

Сегодня возникла необходимость проводить родительские собрания и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активность их роли в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.

Для чего нужны родительские собрания

Для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые он хочет получить ответы;

Как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;

Для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских осмотров и т. д. Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;

Как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, режиме учебы и каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, учителей-предметников и других специалистов: работников ССДД, криминальной милиции по ДД и т. п.

Как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

Как совместные с учениками обсуждения принципиальных вопросов;

Как показ «товара лицом», когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;

Как собрания-лекции, психологические тренинга, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц) как всеобуч для родителей.

Учителю на заметку

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собрания разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т. д.

Семь правил

успешного проведения родительского собрания

    Уважайте!

    Помогайте!

    Объясняйте!

    Доверяйте!

  1. Спрашивайте!

    Благодарите!

Секреты успешного проведения родительского собрания

ВАЖНО!!!

    Говорите о проблеме, а не о персоналиях.

    Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех - за что-нибудь.

    Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.

    Используйте наглядные примеры - как надо, как правильно.

    Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с од­ним говорю - все стоят кругом и слушают).

Формы проведения

родительских собраний.

    Одна из замечательных форм родительских собраний – письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.

    Родительское собрание вместе с учащимися.

    Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.

    Родительское собрание в форме кафе.

    Родительское собрание в походе у костра.

    Родительское собрание в форме игры.

    Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.

    Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.

    Родительское собрание мужчин.

    Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.

    Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей – предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.

Правила проведения

родительских собраний.

    Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.

    Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, значит, они не любят своих детей, или они против формы и содержания проводимых собраний.

    Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители, если это необходимо, ученики и классный руководитель.

    Классному руководителю нужно научиться вкусно, изобретательно, замечательно и оригинально рассказывать о жизни в классе и о детях.

    У родителей только тогда появляется любовь к школе и к классу, когда они много и по-хорошему принимают участие в жизни класса.

    Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя-предметники.

    Родительское собрание в форме монолога классного руководителя – это наименее удачная форма его проведения.

    Важно всегда помнить одну особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы ни взволнованы и шумны были дебаты, однако после окончания собрания все, о чем так пылко спорили, тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.

    Классный руководитель просто обязан выжать из родителей все их возможности, все их умения и знания на пользу детскому и взрослому коллективу.

Алгоритм подготовки

родительского собрания:

1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:

    возрастные особенности детей;

    преобладание типов семей;

    уровень образованности и заинтересованности родителей;

    проблемы классного коллектива;

    цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед школой.

2. Подготовительная работа:

    изучение научно-методической литературы;

    анализ документации;

    проведение микроисследования;

    определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;

    объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;

    запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;

    приглашение родителей и других его участников;

    привлечение к его подготовке членов родительского комитета;

    оформление и оборудование места проведения собрания.

    оно должно просвещать родителей , а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;

    оно должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;

    оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.

4. Структура проведения родительского собрания:

    Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности).

    Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно - благодарность тем родителям, которые помогали классу и школе.

    Анализ развития детей за определенный период:

    личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик);

    учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).

    Принятие решения собрания.

    Индивидуальные консультации с родителями.

Примерный режим

родительского собрания.

Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.

    Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) – 5 мин.

    Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи – 5-7 мин.

    Отводится классному руководителю. Но провести полноценную, полезную для всех трёх звеньев образовательного процесса встречу возможно только при условии взаимодействия и с учащимися, и с родителями, и с учителями-предметниками (а также другими педагогами, включёнными в учебную и внешкольную деятельность).

    Собрание «для галочки» не несёт никакой пользы. Поэтому, прежде чем начать подготовку к родительскому собранию, целесообразно провести . Это необходимо сделать для того, чтобы выявить потребности, сформулировать запросы участников собрания.

    Темы родительских собраний в школе

    Тематика родительских собраний как в начальной, так и в старшей школе разрабатывается, как правило, на целый учебный год, поэтому результаты предыдущих анкетирований помогут классному руководителю с выбором темы. Актуальные проблемы воспитания ребёнка (будь он младшим школьником, подростком или выпускником школы) непременно должны затрагиваться на каждом родительском собрании.

    Примерные темы родительских собраний : «Трудности обучения», «Помоги не словом, а делом», «Жизнь на краю или Почему ребёнок уходит из жизни», «Трудный ребёнок», «Мой ребёнок уникальный», «Жизнь после школы или Как выбрать учебное заведение», «Преступление» и наказание», «Школьная форма: плюсы и минусы», «Счастлив тот, кто счастлив в своей семье», «Здоровый образ жизни: мифы и реалии времени».

    Примерные темы родительских собраний в начальной школе:

    Продумывая стиль и форму, подбирая материал собрания, ни в коем случае нельзя забывать о том, что воспитание каждого ребёнка дело сначала семейное, а уж только потом общественное. Родители самостоятельно определяют судьбу своих детей. Они имеют право на личную педагогическую позицию, собственный стиль взаимоотношений со своим ребенком, свое отношение к воздействиям учителя и школы в целом. Поэтому, работая с каждым родителем, необходимо руководствоваться чувством педагогического такта, преподносить себя в роли советчика, консультанта-специалиста, представителя учебно-воспитательного процесса школы. Ошибкой многих учителей стало ожидание стопроцентного посещения родительских собраний. Заинтересованных в таких встречах родителей, как правило, не более 60-70%. - отдельный вопрос. Часть из них не могут прийти на собрание по уважительной причине (работа, болезнь, отъезд). Поэтому с группой родителей, не явившихся в школу, работать предстоит индивидуально.

    Филатова Татьяна, учитель русского языка и литературы

    В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. В свою очередь, усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

    Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.

    Классное руководство учителя состоит не только в том, чтобы организовать детский коллектив, но и, поняв, принять их родителей. И задача учителя – не учить родителей, а делиться с ними накопленным за годы работы опытом воспитания детей, так как по роду своей деятельности учитель читает больше литературы по воспитанию, нежели родители, да и круг его общения с детьми гораздо шире и многостороннее. Надо сделать все, чтобы папы и мамы поверили учителю и прислушивались к его советам. Поэтому на родительском собрании всегда надо создавать атмосферу доверительности. Родителей следует знакомить с основными направлениями воспитательной работы, чтобы они осознали важность сотрудничества семьи и школы. Это постоянный процесс, который зависит и от запросов сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки. Конечно, не надо понимать родительские собрания как ликбез для родителей, не надо менторским тоном читать нотации родителям, которые обычно приходят на родительские собрания после работы уставшие, а порой и раздраженные.

    Весь информационный материал должен быть уложен в 15–20 минут. Если родители хотят узнать о чем-то подробнее, разбейте материал на несколько блоков, на несколько собраний, где вы сможете не только сообщить им интересующий их материал, но и провести дискуссию, на которой каждый может высказать свою точку зрения по данному вопросу. Родители (порой они наши бывшие ученики) в душе остаются детьми. В сущности, они не против советов в трудном деле воспитания. Но их взрослая оболочка протестует против поучения. Поэтому мы иногда замечаем их саркастические взгляды.

    Не советую ругать детей на родительском собрании. Старайтесь говорить об успехах и делах всего класса, делать акцент на лучшие стороны характера каждого ребенка. Ведь для папы и мамы их ребенок самый лучший. Информацию об успеваемости учащихся надо зачитывать без назидания, а с сочувствием и пониманием. Обязательно делать акцент на том, что завтра все будет хорошо, если мы все постараемся. Ведь каждый родитель в глубине души ожидает лучших результатов от своего ребенка. И это очень даже хорошо, когда родители верят в это, любят своего ребенка осознанно. В наше время нелегко остановиться и задуматься над тем, что дети – это наше единственное богатство. Но надо попробовать заглянуть в душу ребенка, поговорить на одном с ним языке, и он обязательно отзовется.

    Родительские собрания нужны:

    • для быстрого получения разнообразной информации о детях;
    • как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, режиме его работы и т. д.;
    • для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал (без называния конкретных фамилий родителей и детей);
    • как консультативные по программе каникул, по занятости в системе дополнительного образования и т. д.;
    • как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, решающий, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
    • творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.;
    • собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить достаточно часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

    Подготовка собрания:

    • определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;
    • уточнить регламент, продумать ход собрания;
    • разослать родителям приглашения, составленные в вежливой форме, с указанием вопросов, выносимых на собрание;
    • продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;
    • продумать выставочный или информационный материал;
    • определить, каких специалистов можно пригласить;
    • продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножко праздник.

    Примерный план проведения родительского собрания.

    Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются не задерживаться. Максимальная продолжительность 1–1,5 часа.

      Вступительное слово классного руководителя (5 мин).

      Анализ анкет родителей; проводится, чтобы ярче обнажить проблему встречи (5–7 мин).

      Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным и доступным (10–20 мин).

      Обсуждение проблемы (20 мин).

      Анализ успеваемости класса. Никогда не называйте фамилий отстающих, недисциплинированных детей, не “клеймите позором”. Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

    В заключение учитель благодарит родителей за совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения по их преодолению.

    Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:

      Недопустимо проведение родительского собрания “по классному журналу”. Родители ценят учителя не как информатора об учебных успехах или неуспехах детей, а как доброжелательного советчика, человека, сведущего в обучении и, главное, в воспитании детей.

      Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

      Показать, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.

      Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

      Постараться понять родителей, поставить себя на их место.

      Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.

    Приемы успешного проведения родительского собрания:

    • можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга;
    • подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга;
    • называть родителей по имени-отчеству, а не “Танина мама”, “Витин папа” и т. д.;
    • использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-го класса;
    • использовать групповые формы работы с родителями, игровые элементы;
    • опираться на опыт, мнения авторитетных родителей;
    • умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий, интересных телепередач и др.);
    • жестко определить регламент собрания, беречь время родителей;
    • необходимо закончить собрание принятием конкретного решения.

    Полезные советы родителям.

      Хорошо или плохо идёт воспитание – об этом достоверно можно судить по тому, может ли ваш ребёнок сказать: “Я счастлив!”.

      Не слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребёнка.

      Ваш ребёнок добивается свободы от родителей? Значит, в семье что-то не в порядке, в хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.

      Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут влиять на путь ребёнка.

      Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина, но мы не замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.

      Присматривать за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.

      Учитесь управлять своей интонацией, безошибочная интонация может сгладить даже педагогическую ошибку.

      Чаще говорите ребёнку главные слова: “Не горюй! Не унывай! Не бойся! Не пищи!”.

      Защищать или не защищать своего ребёнка от обидчиков – один из самых трудных вопросов воспитания, но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.

      Иногда дети принимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.

      Если дети слишком увлечены телевизором: не ходят гулять и потеряли друзей, то телевизор должен... сломаться. Хотя бы на 2–3 месяца, пока дети не придут в себя. А как же взрослые? Воспитание детей, как искусство, требует жертв.

      Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.

      Джон Стейнбек говорил: “Мальчик становится мужчиной, когда возникнет необходимость в мужчине”. Хотите вырастить мужчину – создавайте такую необходимость в доме.

      Вы пришли домой и увидели, что ваш восьмилетний сын и его гости буквально разгромили дом. Поймём, что злого умысла не было: просто играли дети в прятки, воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: “Ничего, давай убирать вместе”.

      Говорите сыну или дочери: “Людям должно быть с тобой легко”. Не бойтесь повторять это.

      Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: “Ты уже большой!”, ни полом: “А ещё мальчик!”, ни куском хлеба: “Мы тебя кормим, поим”.

      Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

      Самое трудное в воспитании – научить детей человеколюбию. Любить детей бывает трудно. Хвалите ребёнка, но ещё чаще хвалите людей в его присутствии.

      Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько они будут с ним хороши.

      Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.

      Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: “Ты всегда”, “Ты вообще”, “Вечно ты”... Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.

      Есть дети, которых не возьмёшь ни наказаниями, ни добром, но великодушное отношение, в конце концов, спасает их.

      Как? Вы ещё ставите ребёнка в угол? Это уже не делает никто в Европе. Вы безнадёжно отстали от педагогической моды.

      Когда ребёнок выходит из дому, обязательно проводите его до двери и скажите на дорогу: “Не торопись, будь осторожен”. Это надо повторять столько раз, сколько раз ребёнок выходит из дому.

      Говорят: “Как пройдёт первый день года, так пройдёт весь год”. Хвалите ребёнка с утра до вечера!

      Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: “Ты хорош, но не лучше других”.

      Скажите ребёнку: “Не будь чистюлей – в классе не любят чистюль, не будь грязнулей – в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным”.

      Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: “Тебя вызывали? А какую отметку получил?”. Лучше спросите его: “Что сегодня было интересного?”

    Памятка родителям от ребёнка:

    • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
    • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
    • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучает меня к тому, что считаться нужно только с силой.
    • Не давайте обещаний, которые вы не сможете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.
    • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Иначе я стану “плаксой” и “ нытиком”.
    • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
    • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращаю гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы говорите мне все спокойно с глазу на глаз.
    • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом позже.
    • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
    • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
    • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяться глухим.
    • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Это мой способ познавать мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
    • Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
    • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много внимания.
    • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
    • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это делает тщетными мои попытки сравняться с вами.
    • Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.
    • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

    И самое главное, Я Вас так сильно люблю! Пожалуйста, ответьте мне тем же…

    Трудно переоценить важность родительского собрания в начале учебного года. Оно предполагает обсуждение большого количества организационной и сущностной информации, а также почти всегда связано с новым витком, изменениями в жизни класса: переходом в среднюю или старшую школу, появлением новеньких, сменой классного руководителя и учителей-предметников.

    Основные задачи

    Конечно, знакомством задачи собрания не исчерпываются. Вне зависимости от того, работаете ли вы в том же самом классе или начинаете взаимодействовать с новыми родителями, у первого родительского собрания есть еще три важные задачи.

    Ориентировочная задача

    С одной стороны, педагогу необходимо сориентировать родителей в том, что ожидает детей в наступившем учебном году, с другой – самому разобраться, с какими мыслями и переживаниями пришли мамы и папы.

    Важно обозначить начало определенного периода в жизни детей и соответствующие им приоритеты. Так, для пятиклассников начинается период обучения в средней школе, им необходимо учиться самостоятельности. Восьмой класс – время, когда перед подростком впервые встают довольно взрослые задачи: он должен выбрать профиль будущего обучения, начинает задумываться о выборе будущей профессии. В десятом классе дети выходят на финишную прямую школьного обучения.

    Конечно, необходимо поговорить о тех возрастных периодах, которые подходят к концу. Это прежде всего девятый и одиннадцатый классы. При этом ни в коем случае не следует обозначать в качестве основных приоритетов сдачу экзаменов, будь то ГИА, ЕГЭ или любые другие экзамены. Фразы типа: «Главное в этом году – подготовка к ЕГЭ, тех, кто не будет готов, нам проще не допустить до экзамена» – толь- ко нагнетают тревогу, но совсем не помогают конструктивному диалогу с родителями.

    Можно обратить внимание на возрастные изменения: например, ученики шестых и седьмых классов уже не совсем дети, а подростки, они становятся более взрослыми, у них меняются интересы и приоритеты, расширяются их возможности.

    Очень важно включить в родительское собрание какие-то формы получения обратной связи от родителей. Если класс для вас новый, имеет смысл провести анкетирование родителей, чтобы собрать более развернутую и детальную информацию. Если вы продолжаете работать в том же самом классе,то можете ограничиться кратким сбором мнений и пожеланий. Это можно сделать в двух формах.

    — Можно провести «закрытое» микроисследование, попросив каждого родителя в письменном виде ответить на краткие вопросы и/или продолжить предложения типа «Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок в этом учебном году…».

    — Можно сделать такое исследование и открытым, чтобы его результаты были видны всем. Например, перед началом собрания разместить на классной доске плакат с надписью: «Главное для наших детей в этом году – это…», положить рядом с доской маркеры или фломастеры и попросить родителей написать свои соображения на этом плакате. В начале собрания эти ответы можно прокомментировать, согласившись с ответами родителей и дополнив их своими.

    Подобное микроисследование можно также провести и в форме голосования. Для этого подготовьте на листах формата А3 формулировки возможных родительских ожиданий или убеждений. Их должно быть немного (не более 5). Важно, чтобы все формулировки были достаточно нейтральными. Например, для родителей пятиклассников на родительском собрании в начале учебного года можно использовать такой вариант:

    «Я думаю, самое сложное при переходе в пятый класс – это…

    — разнообразие стилей преподавания и требований у новых учителей;

    — необходимость привыкать к новым условиям, переходить из одного помещения в другое;

    — расширение круга изучаемых предметов, объема и сложности материала;

    — изменение статуса: были старшими, а теперь самые маленькие».

    Перед началом собрания развесьте эти листы на доске. Затем предложите родителям выразить свое согласие с одной из формулировок. Это можно сделать различными способами: нарисовать черту, приклеить стикер. Подсчитайте количество голосов на каждом листе и определите, какой вариант был выбран большинством родителей. Прокомментируйте результат.

    Информативная задача


    Как гласит известная психологическая закономерность, недостаток информации вызывает тревогу. Чем более полной информацией человек владеет, тем более комфортно он себя чувствует.

    Традиционно первое родительское собрание имеет преимуще- ственно организационный характер, и сообщение информации занимает львиную долю времени. Однако не стоит перегружать родителей нескончаемым потоком дат, фамилий, деталей: запомнить всё это сложно, и велика вероятность, что часть информации просто ускользнет от их внимания. Подумайте, чтó вы хотите сообщить родителям на пер- вом собрании, и выделите из этого три-пять самых важных пунктов. Возможно, какую-то информацию стоит сообщить позже или вообще вынести на обсуждение родительского комитета.

    В начале собрания познакомьте родителей с перечнем пунктов, которые вы будете обсуждать, и постарайтесь соблюдать заявленную продолжительность времени собрания. Например, вы можете сказать: «Сегодня мы с вами поговорим о том, какие задачи стоят перед детьми в новом учебном году, познакомимся с требованиями по новым предметам, выберем родительский комитет и обсудим внеклассную работу на первую четверть».

    Поскольку информации в начале года может быть много, запомнить все, что сказано учителем, родителям будет непросто. Поэтому лучше всего собрать эту информацию в виде памятки или информационного листка. Например, имеет смысл зафиксировать даты пробных и выпускных экзаменов, имена и отчества новых педагогов, список телефонов и номера кабинетов. Когда памятка готова, подумайте о том, в какой форме ее можно предложить родителям. Так, можно просто ее распечатать и раздать на собрании, однако в этом случае материалы легко теряются. Чтобы родители всегда имели возможность обратиться к вашей памятке, лучше всего разместить ее в электронном виде, например, на сайте школы или класса, отправить родителям по электронной почте.

    Важно перечислить новые предметы, познакомить родителей с новыми учителями, рассказать об изменениях в составе класса. При этом необходимо четко обозначить те моменты, которые остались неизменными с прошлого года.

    Часто родители черпают информацию о происходящем в школе из интернета и СМИ, и далеко не всегда их сведения будут адекватны реальности. К тому же человек, не имеющий отношения к школе, может не вполне четко представлять, что такое стандарты второго поколения или как отразится на его ребенке новый закон об образовании. Поэтому, если какие-то инновации напрямую коснутся вашего класса, нужно кратко и четко рассказать о них родителям. Например, если класс будет учиться по новым стандартам, объясните, что это значит: например, перечень предметов останется тем же, однако на уроках будет больше самостоятельной работы, а в домашних заданиях будет значительное количество проектов.

    Эмоциональная задача

    На первом собрании педагог создает определенный настрой, который во многом определит, каким будет фон общения с родителями: позитивным и оптимистичным или тревожным и напряженным.

    Если первое собрание происходит уже после того, как начались занятия, можно в позитивной форме прокомментировать, как выросли дети за лето. Невзирая на то, какие сложные события ожидают детей в новом учебном году, нужно постараться найти позитивные стороны и ресурсы, на которые можно опереться. Так, родителям девятиклассников можно сказать: «Конечно, детям предстоит непростой год, однако в наших силах помочь им успешно справиться со всеми трудностями». Не давайте самим родителям и коллегам распространять панические и упаднические настроения, вежливо, но однозначно пресекайте разговоры типа: «Какие тут стандарты, все равно скоро обучение станет платным». В таких случаях спокойно переводите разговор на реально существующие задачи и предлагайте сфокусироваться на конкретных мерах.

    Имеет смысл продумать завершение собрания. Можно подобрать короткую притчу или метафору, отрывок из мультфильма, которые помогут настроить родителей на позитивный лад или о чем-то задуматься.

    В последнее время интерес учителей и руководителей образовательных учреждений сильно возрос к проблемам воспитания. Действующие воспитательные функции требуют пересмотра и совершенствования. Чтобы родительское собрание выполняло свою функцию, важно правильно организовать и провести его.

    Эффективное проведение родительского собрания предполагает определение тематики, подготовку материалов, подходящего помещения, заблаговременное оповещение родителей и составление плана проведения встречи. Каждый из пунктов имеет свои нюансы, поэтому сейчас мы рассмотрим их более подробно. Определение тематики. Есть смысл посоветоваться с родителями по этому поводу. Необходимо выяснить, какие вопросы или проблемы они хотят затронуть. За несколько недель до проведения встречи передайте родителям анкеты, а затем проведите их анализ. Этот способ покажет, чему именно следует уделить внимание на собрании. Также вы можете обратиться к помощи школьного психолога: попросите его создать список тем, в зависимости от возрастной категории группы или класса.

    Здесь вы можете скачать:

    Подготовка материалов. В зависимости от установленной тематики, подготовьте различные картинки, видеозаписи, документы. Многие учителя могут создать интересную презентацию и показать ее на проекторе. Подобные встречи не должны превращаться в простое вычитывание детей и сбор денег. Можно пригласить психологов, других воспитателей, медицинских работников. Во время проведения встречи взаимодействуйте с аудиторией, задавайте родителям вопросы, просите их высказать свое мнение и т. д. Приглашение. Определитесь с точным временем проведения встречи (вечернее), помещением и подумайте, все ли родители смогут там разместиться. К назначенному сроку позаботьтесь о том, чтобы помещение было приведено в порядок. Заранее разместите объявления в дневниках детей о дате проведении встречи. Скажите ученикам, чтобы родители поставили рядом с оповещением свои подписи. Если кто-то не сможет присутствовать, пусть предупредит об этом заранее. Если вам важно присутствие конкретных родителей, позвоните им.


    Проведение. Длительность встречи не должна превышать 1-1,5 часа. Составьте четкий план проведения родительского собрания. Если вы планируете провести первую встречу, сначала познакомьтесь с родителями, расскажите немного о себе и ваших планах на будущее касательно класса (или группы). Примерный план проведения родительского собрания выглядит так:
    • Педагогическое просвещение. Выступление по теме и ее обсуждение не должно занимать слишком много времени, поскольку вечером, после насыщенного трудового дня, многие родители вряд ли адекватно воспримут поданный материал. Предложите им информацию о новинках воспитательной литературы, интересных книгах, фильмах и т. д.
    • Организационные вопросы. Обсудите все важные темы, например, проведение экскурсий, создание праздников, классных вечеров, приобретение учебников, питание в школьной столовой, наличие формы и сменной обуви и т. д.
    • Вопросы родителей. В конце собрания желающие могут задать педагогу частные вопросы, например, об успеваемости своих детей, посмотреть на оценки, сообщить о проблемах со здоровьем и т. д. Они должны подходить к педагогу в индивидуальном порядке и общаться с ним.
    Личные беседы. У некоторых родителей могут быть сложные дети. По этой причине многие из них избегают собраний, поскольку знают, что на нем будет критика. Педагог должен обеспечить родителям чувство безопасности и дать понять, что их не осудят, а попытаются помочь. При необходимости свяжитесь с конкретными родителями и пригласите их на личную встречу, необязательно в школу.

    Подумайте, все ли удалось сделать на родительском собрании. При необходимости внесите в свой план некоторые изменения. Важно сразу приучить родителей к схеме проведения встречи и наладить с ними контакт. В дальнейшем вам будет гораздо проще взаимодействовать с ними.

В продолжение темы:
Мамам

Некоторые считают, что носить пуховик с юбкой или платьем - моветон. На самом деле все зависит только от того, какой у вас пуховик, какое платье и какая обувь. 1. Пуховик не...

Новые статьи
/
Популярные