Как чистить мрамор. Полезные советы

Изделия из камня и керамики объединяются в одну общую группу материалов, потому что методы консервации и реставрации их почти одинаковы, а это, в свою очередь, зависит от родственной природы их исходных материалов. Такое положение требует, однако, весьма серьезного уточнения, иначе мы можем погубить не мало музейных вещей.

Дело заключается в том, что понятие «камень» охватывает столь различные материалы, что хотя практически мы какбудто и понимаем, что такое «камень», но точных признаков установить не можем; а потому, если мы хотим научно поставить вопрос о реставрации и консервации этого материала, необходимо точнее определить, какой именно материал мы собираемся реставрировать.

Несколько примеров объяснят дело.

Так, всем более или менее известен камень малахит. Если сравнить малахит с мрамором, то твердость и некоторые другие признаки у них более или менее одинаковы; даже окраска мрамора иногда напоминает окраску малахита; но по химическому составу они совершенно различны. В одном случае мы имеем углекислую окись меди, в другом углекислый кальций, и все дальнейшие свойства этих камней различны. «Камень» кварц или кремень настолько отличаются от этого «камня» по своим свойствам или от камня алмаза, что вообще никакое сравнение их невозможно.

Таким образом, с точки зрения самого материала понятие «камень» чрезвычайно различно, а потому требует более внимательного отношения к самой природе данного материала. Практически мы должны различать два главнейших типа «камня»: природное соединение кремния (silicium) — силикаты — и природные соединения кальция и магния — известняка, мрамора, гипса, доломита и пр.

Соединения кремния с кислородом (SiO 2 кремнезем) есть основная часть огромного числа минералов, начиная от кремня и кварца и кончая базальтом, Лабрадором, гранитом, полевым шпатом и т. д.

Кремнезем отличается чрезвычайной стойкостью по отношению к кислотам; только фтористая кислота растворяет его, соляная может переводить его в желатинообразное состояние, но не растворить; но сплавы кремнезема с калием или натрием растворимы даже в воде (жидкое стекло).

Наоборот, вторая группа «камня» (мрамор и другие) чрезвычайно чувствительны к тем или иным кислотам; таковы соединения кальция и магния с углекислотой (СаСО 3 ; MgCO 3); они медленно растворяются в воде, но если последняя содержит углекислоту, что часто бывает в почвенных водах, то растворение делается гораздо энергичнее. Кальций, соединенный с радикалом серной кислоты (CaSO 4) — гипс значительно отличается от предыдущих соединений кальция:следовательио, опять намечается для практических работ особая группа «камня».

Технология камня для обычных изделий — наиболее простая технология. Камень обыкновенно подвергается только простой механической обработке. Сначала идет простое скалывание излишков материала, а затем шлифование, полирование, сверление, обтачивание. Химической обработке камень обыкновенно не подвергается.

Таким образом, для камня типичной остается чисто механическая обработка; исследование этой обработки может быть произведено опять-таки простейшими способами — макроскопическим и микроскопическим анализами.

Точное минералогическое определение производится, разумеется, не историком или экономистом, а естественниками. Для элементарного определения материала существуют простейшие химические реакции, указанные ниже.

Главным фактором разрушения для не очень плотного камня является сильная перемена температуры в соединении с влажностью. Если камень пористый, то влага, попадая в поры, при понижении температуры замерзает, происходит увеличение объема воды, и камень разрывает. Этот процесс мы наблюдаем на тех каменных вещах, которые остаются открытыми в атмосферных условиях; так, например, находящаяся «а площади против Зимнего дворца в Ленинграде, огромная гранитная колонна вся испещрена трещинами, образовавшимися именно от действия воды, которая, попадая в мельчайшие поры камня, при замерзании разрывала его. Особенно это заметно с северной стороны колонны, которая, очевидно, более подвергается процессам промерзания.

То же самое происходит с великолепными колоннами Иссакиевского собора и гранитным парапетом на набережных Невы, Фонтанки и т. д.

Это явление разрушения камня чрезвычайно распространено в нашем климате; а там, где климат резко континентален, с внезапными и резкими переменами тепла и холода, «роме воды, разрушающим образом могут действовать и быстрые перемены температуры, так как некоторые породы камня имеют не однородный состав, и коэффициент расширения составляющих компонентов различен.

Кроме того, большое разрушительное действие на камень оказывает движение воздуха. При этом ветром поднимается большое количество песчинок, отбивающих от камня мельчайшие его частицы, нередко камень весь источен под действием ветра. Это так называемое выветривание, которое включает в себя и вымывающее действие воды. Даже в местностях с устойчивыми спокойными атмосферными условиями ветер является энергичным разрушающим фактором, а в странах с очень сильной ветреностью, как, например, и Средней Азии, процесс выветривания идет чрезвычайно стремительно.

В условиях сравнительно мягкого климата наиболее страдают те каменные изделия, которые относятся ко второй группе, т. е. кальциевые соединения с СОз (мрамор, доломит), потому что гораздо легче, чем силикаты, поддаются действию и замерзающей воды, и ветра, и, к сожалению, некоторых химических факторов. К таким химическим факторам относится прежде всего сернистый газ, поступающий в огромных количествах в воздух промышленных городов в результате сгорания каменного угля в топках фабрик, заводов, пароходов и пр. Этот сернистый газ, соединяясь с атмосферной влагой, дает серную кислоту и разрушает углекислые соединения уже химически. Поэтому в данном случае мы наблюдаем разрушение мрамора, разрушение известковых сооружений (штукатурка) и т. п.

Здесь углекислый кальций превращается в гипс, кристаллизируется и разрушает поверхность механически или вымывается водой.

Соединения третьей группы, т. е. гипс, селенит и другие, вообще соединения мало прочные, их твердость невысока; они употребляются главным образом для поделки небольших вещей.

В отношении соединений этой группы мы наблюдаем самые разнообразные механические и химические повреждения. Находясь в земле, камень подвергается иным воздействиям. Дело в том, что почвенная вода всегда содержит какие-нибудь растворенные соли, чаще всего соли хлористого натрия. Раствор соли, пронизывая камень, особенно пористый, насыщает его, как губку; если такого рода камень, пропитанный раствором соли, поставить в условия относительной сухости, начинается быстрое испарение воды, из раствора будут выделяться кристаллы растворенной соли, и не очень плотный камень при этом разрывается. Иногда процесс заходит так далеко, что весь камень превращается в порошок, но даже если процесс и не заходит так далеко, все-таки разрушения от него всегда весьма существенны; хуже всего то, что эти разрушения будут обнаруживаться именно в музее, т. е. в сухом месте. На поверхности каменного изделия появляются белые налеты, состоящие из кристаллов, часто довольно крупных.

Растворенные в воде соли могут быть весьма различными: одни из них растворяются очень легко, другие растворяются с большой трудностью или почти не растворяются. Из тех солей, которые легко растворяются, прежде всего надо назвать поваренную соль, т. е. хлористый натрий, являющуюся главным засорителем почти всех почвенных вод. Если в музее воздух будет сухой, этот хлористый натрий, быстро выделяясь из воды, образует кристаллы, но если в помещении музея появится сильная влажность, опять произойдет растворение хлористого натрия, опять поваренная соль впитается внутрь каменного изделия. При высыхании произойдет новый процесс кристаллизации и т. д.

Эти повторные процессы высыхания и растворения в музейной обстановке и являются главным фактором разрушения. Поэтому обычно мы стараемся прежде всего удалить хлористый натрий, во-первых, потому, что он является наиболее распространенным представителем растворимых солей, а, во-вторых, потому, что, если мы удалим хлористый натрий, другие растворимые соли также удалятся вместе с ним: таковы хлористый калий, хлористый магний, хлористый кальций, углекислый натрий и калий, и т. д.

Нерастворимые или труднорастворимые соли растворены в почвенной воде в очень небольшом количестве, но если та или иная вещь находится в земле столетия и тысячелетия, все-таки даже и при малом содержании в воде такой труднорастворимой соли, она постепенно отлагается в большом количестве, и предметы иногда насквозь пропитаны этими солями, или на них нарастает толстая корка солей, отложившихся на поверхность; чаще всего мы встречаем отложения углекислого и сернокислого кальция, т. е. мела и гипса с песчинками, кусочками глины и т. д.

Самое первое, что необходимо сделать с предметом, добытым из земли,— это вымыть и удалить растворимые соли. Этот процесс мы называем выщелачиванием и он производится путем более или менее длительного вымачивания в воде.

Следовательно, каменную вещь, в которой мы предполагаем наличие той или иной соли, необходимо прежде всего как следует промыть. Для этого ее кладут в обыкновенную воду. Однако вода не должна быть слишком жесткой. Переменяя воду каждый день, мы постепенно день за днем вымываем из каменного изделия хлористый натрий и другие растворимые соли. Крайне необходимо нести контроль над содержанием хлористых солей, он производится слабым раствором 1,5—2% азотнокислого серебра AgNO 3 . 1

Азотнокислое серебро, встречаясь с поваренной солью или с каким-нибудь иным соединением, содержащим хлор, дает белый осадок хлористого серебра.

Следовательно, если в воде имеется хоть маленькая доля хлора, мы будем иметь белую муть, а потом белый осадок, который и будет свидетельствовать, что хлор еще присутствует и вымывание не доведено до конца. Только самые ничтожные доли хлора терпимы, иначе вещи погибнут.

Для таких твердых пород, как гранит, базальт, кремень не приходится производить подобное вымывание, так как вода не имеет возможности проникнуть внутрь этих пород. На твердом камне могут быть налеты и корки по поверхности, состоящие из нерастворимых солей.

Иногда опускать предмет в воду, в целях вымывания, бывает опасно. В таких случаях следует бинтовать данный предмет обыкновенным медицинским бинтом или на него наносить какое-нибудь закрепляющее вещество, проницаемое для воды, например, желатиновую пленку или пленку целлулоида, растворенного в ацетоне (2%); при таком покрытии выщелачивание идет значительно медленнее, но все же может быть доведено до конца.

Другой способ очистки от солей — это вызвать соли на поверхность предмета. Делается это таким образом: берут фильтровальную бумагу, разрывают ее на мелкие куски и кладут в колбу с водой, затем хорошенько встряхивают; получается мякоть, которую накладывают на тот или иной предмет не толстым слоем. Здесь происходит нечто совсем иное, чем при вкладывании предмета в воду: в воде происходит медленный процесс диффузии, в данном же случае, если вы накладываете бумажную мякоть на предмет и даете этой мякоти высохнуть, вы будете пользоваться другим свойством, а именно — явлением капиллярного поднятия раствора: жидкость вместе с солью из глубины будет подыматься к поверхности испарения; при высыхании бумаги соль выкристаллизовывается на ее поверхности. Осторожно снимая бумагу после ее высыхания, мы вместе с ней удаляем часть соли. Эта операция повторяется несколько раз, Для контроля вы опускаете снятую бумагу в стаканчик с дистиллированной водой и пробуете на хлор азотно-кислым серебром.

Всякое вымывание производится медленно, и торопливость здесь может испортить все результаты работы; следует помнить, что в реставрации медленная, осторожная работа — залог успеха.

Ал. Скотт в лаборатории Британского музея вымачивал некоторые, предметы в течение 4—6 месяцев и даже больше.

Могут быть еще более утонченные способы обработки, но сказанного достаточно, особенно, если быть очень внимательными и тщательными в своей работе.

Из труднорастворимых в воде солей встречаются чаще всего углекислый кальций, магний или сернокислый кальций. С твердого силикатного камня они удаляются частью механически, частью — именно известковые — слабым (1,5—2,0%) раствором соляной кислоты, после которой необходимо тщательное промывание. С мягких рыхлых камней (известняков и т. п.) такое удаление надо производить с очень большой осторожностью, чтобы соляной кислотой не растворить и самый предмет.

Часто бывает необходимо закрепить рассыпающийся или трескающийся камень. Первый способ закрепления — пропитывание неразлагающимися жирами. Самым надежным средством является парафин. Берут возможно тугоплавкий парафин, растапливают его, нагревают до 125° или его растворяют в ксилоле или толуоле и погружают в него же предмет, нагретый до 105—110°, т. е., чтобы в нем не оставалось воды. Предмет должен находиться в парафине до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков. Если после этого извлечь предмет из парафина и дать ему хорошо просохнуть, у нас может получиться жирная, сальная, неприятная поверхность. Этот лишний жир можно удалить легким нагреванием и сниманием парафина тампоном из ваты или льняной тряпки.

Второй способ — это применение каких-либо смол, в частности, шеллаковой смолы. Шеллак растворяется в крепком спирте. Обыкновенно достаточно применять двухпроцентный раствор. В таком растворе смолы предмет надо удерживать до исчезновения пузырьков. В результате получается довольно прочное закрепление, но, к сожалению, подобное закрепление в смоле дает неприятный и ненужный блеск.

Третий способ — применение клея. Из всех видов клея самым подходящим для закрепления является желатин.

Берут желатин в 2—5-процентном растворе. Раствор приготовляется таким образом. Следует отвесить необходимое количество желатина и соответствующее количество воды, смочить желатин в этой воде для того, чтобы он стал совершенно мягким, а затем хорошо отжать над чашкой с водой, а потом, доведя эту воду до 60— 80°, понемногу бросать в нее мягкий желатин. В такой раствор погружают предмет, и точно так же, как поступали при закреплении парафином, держат его до того момента, пока не прекратится выделение пузырьков.

Очень важно, чтобы раствор проник как можно глубже: поэтому необходимо, чтобы предмет был предварительно хорошо высушен, лучше, если он будет теплым; раствор должен быть, конечно, горячим.

Когда пузырки перестанут выделяться, вынимают предмет и высушивают его. Обыкновенно одной такой процедуры бывает достаточно для того, чтобы все частицы предмета сцепились; в редких случаях закрепление приходится повторять. Пока клей на поверхности не затвердеет, излишек его удаляют тряпочкой.

Но этим ограничиться нельзя. Желатин, как и всякий клей, легко подвергается нападению микроорганизмов и, следовательно, мы превратим камень в площадь для развития колоний микроорганизмов. Поэтому нужно предпринять какие-то меры, которые бы сделали желатин несъедобным для микроорганизмов. Для этого подвергают закрепленный предмет действию формалина. Формалин (40-процентный готовый продажный раствор) наливается в чашечку, блюдечко или на пропускную бумагу; достаточно чайной ложки, чтобы лишь слегка смочилась бумага: обертывают ею предмет и кладут под стеклянный колпак, последний ставят на какую-нибудь доску или лучше стекло и кругом обмазывают глиной. Предмет оставляют под колпаком до следующего дня. Колпак нужно снимать на воздухе; предмету следует дать проветриться; в результате такой обработки желатин делается нерастворимым в воде и несъедобным для микроорганизмов.

Вместо дорогого формалина можно взять другой дубитель — белые квасцы; они кладутся в количестве 0,5% к весу желатина в клеевой раствор перед самым употреблением: клеевой раствор с квасцами для вторичной работы негоден; квасцы предварительно растворяются в небольшом количестве горячей воды. У меня есть коллекция предметов, закрепленных желатином приблизительно 20 лет тому назад, и до сих пор никаких следов разрушения нет; при этом краски абсолютно не страдают, не остается ни малейших следов такого пропитывания, нет блеска и т. д.

Четвертый способ закрепления — это закрепление препаратами целлюлозы. Целлюлоза — та клетчатка, которая является скелетом всякой растительной ткани. Получают ее простейшим способом в наиболее чистом виде из хлопкового волокна. В обыкновенных условиях музейной работы мы, конечно, не можем сами получить раствор целлюлозы, поэтому нам следует обратиться к готовым препаратам целлюлозы. Существуют различные виды готовых препаратов целлюлозы; самый простой и самый доступный — это ацетатная кинопленка. Кинопленка—один из препаратов целлюлозы (ацетилцеллюлоза), отличающийся тем хорошим качеством, что он мало горюч или почти совсем не горюч. Некоторые препараты целлюлозы весьма горючи и даже взрывчаты, такова целлюлоза, обработанная азотной кислотой (нитроцеллюлоза, цапон).

Прежде всего, кинопленку надо освободить от фотослоя, для чего берут 5-процентный раствор обыкновенной соды, т. е. пищевой, и в нем кипятят пленку; после этого промывают ее в обыкновенной воде, чтобы удалить щелок; получается совершенно прозрачная чистая пленка; она легко растворяется в ацетоне. Делают 2- или 3-процентный раствор и таким раствором пропитывают предмет. Пропитывание производится или погружением, или нанесением кистью.

В тех случаях, когда нельзя погружать предмет в тот или иной; закрепитель, этот закрепитель наносится кистью. Конечно, всякое нанесение кистью гораздо более затруднительно, чем простое погружение, но хрупкие предметы приходится закрепить именно посредством нанесения кистью закрепителя. Раствор шеллака и целлюлозу можно нанести кистью и пульверизатором.

Зачастую нам приходится производить склейку каменных предметов.

Клей, который продается в магазинах, под именем канцелярского или даже гуммиарабика или синдетикона, ничего общего с настоящим гуммиарабиком и синдетиконом не имеет, он представляет собой жидкое стекло, очень вредно действующее на многие материалы, а потому допускать применение подобного клея вообще в музеях «и в коем случае нельзя. Очень распространены в продаже дешевые препараты целлулозы. Сюда относятся всякие рапиды, геркулесы, шедевры и т. д. Все эти клеи без обозначения их химического состава в музее недопустимы; они крайне ненадежны, образуя пленки, легко отскакивающие с твердых, особенно гладких поверхностей, что ведет часто к неожиданному распадению склеенных вещей.

Для склеивания небольших каменных предметов можно употреблять тот же самый желатин в 25-процентном растворе в уксусе (7—8% уксусной кислоты в воде).

Для более крупных предметов берут замазку, составленную из гарпиуса (канифоли) и воска в различных пропорциях, смотря по твердости и прочности склеиваемых обломков. Общее правило: чем слабее материал объекта и чем вес объекта меньше, тем мягче может быть и замазка. Рецепты: для мягких и средних материалов воск — две части, гарпиус — одна часть. Сначала на слабом огне подогревается воск, потом понемногу всыпается толченый гарпиус; для временной присадки обломков или очень мягких пород добавляют топленого свиного жира, смотря по желанию больше или меньше.

Для твердых объектов и мозаики: воск — одна часть, гарпиус — одна часть. Работают в первом и втором случае с подогретой замазкой и объектом. При остывании замазки ее подогревают утюжком.

Для очень твердых и более тяжелых объектов: замазка № 1, но без жира — 3 части, алебастр чистый, отсеянный — 1 часть

Для исключительных случаев, где надо предохранить от толчков и тряски: воск — 4 части, гарпиус — 2 части, белая цареградская мастика — 1 часть, шеллак — 1 часть, составные части вводятся постепенно в расплавленный воск. Замазка заготовляется впрок; употребляется в горячем виде.

Если требуется склеить большую мраморную вещь, надо употреблять цементы, из которых лучшим является магнезиальный, употребляемый при технических мраморных работах.

Имеется другой ряд прекрасных замазок, очень прочных, построенных на белковых веществах, как: казеин, белок яичный и пр. Казеин есть та твердая часть, которая образует вместе с водой и жиром эмульсию, называемую молоком. Если молоко подвергнуть процессу окисления, сверху выделится жир, а внизу получится вода и белый осадок, так называемый творог; этот творог надо хорошо промыть от жиров и высушить при температуре 30°. Если температура будет выше, творог легко пересушить, а если ниже — он не высохнет и будет склонен к загниванию. В результате получается довольно крупнозернистая крупа; крупные зерна надо хорошо измельчать; если промывание было сделано тщательно, также и сушка, получится хороший клей казеин, который можно растворить в аммиаке (в общежитии называется нашатырным спиртом).

Если же этот творог растереть с водой и негашеной известью, получится чрезвычайно твердая замазка исключительной прочности. Но ясно, что такая твердая замазка, прекрасная для очень твердых материалов, для рыхлых вещей опасна.

Вместо творога можно взять другое белковое вещество — яичный белок, смешиваемый с негашеной известью. Получается замазка, обладающая тоже очень большой прочностью, но более мягкая, чем казеин с негашеной известью. Если взять гашеную известь, затвердевание будет довольно медленное, но надежное; такая замазка годится для всяких черепков.

Для склейки подсушивают и слегка подогревают те части предметов, которые надо склеить, быстро накладывают замазку, соединяют обломки и плотно связывают их. Это сцепление будет весьма прочным, если не пропущен момент застывания белка, так как известь сразу начинает свертывать белок, почему растирать замазку надо небольшими порциями и впрок не заготовлять. Для того чтобы замазка не разрывала очень рыхлые материалы, в нее добавляется какой-нибудь нейтральный наполнитель, вроде перетертого кирпича или мрамора.

Консервация для каменных вещей, хорошо выщелоченных от солей, заключается в охранении их от излишней влажности, если они были склеены желатином. Необходимо помнить, что для мраморов и известковых камней весьма опасен сернистый газ и углекислота, почему ценные памятники из этих материалов под открытым, небом в больших городах могут серьезно пострадать. Для предохранения от этого они могут быть обрабатываемы тонким слоем беленого воска; эта работа требует участия опытного мраморщика или специалиста-реставратора.

Также необходимо присутствие опытного мраморщика при спаивании отдельных крупных частей мраморных статуй, так как при этом необходимо вводить в мрамор медные пероны.

Мытье мраморов можно производить пеной нейтрального (детского) мыла, хорошо смывая потом малейшие следы мыла, что легко определяется наощупь. Вместо детского мыла можно взять 2-процентный раствор едкого натра (каустическая сода), но не следует брать пищевой соды из-за углекислоты, которая растворяет мрамор. Так как всякое мыло, даже детское, гидролитически отщепляет в воде едкий натр, то опасения перед чистым раствором едкого натрия неосновательны. Очень нежелательно действие на мрамор каких бы то ни было жиров, так как они образуют на мраморе противную на вид жирную пленку известкового мыла, нерастворимого в воде (но растворимого в углекислоте). Чтобы избежать и едкого натра и мыла, можно мыть мрамор отваром мыльного корня (Saponaria officinals и др.) или раствором 2-процентной буры, наконец — слабым раствором аммиака (5—10%).

__________

1 Точнее — децинормальный раствор 1 / 10 N

N - 14,008 O 3 - 48,000,

что дает 169,888, проще 170 г на 1 л воды, т. е. около 2%.

Мрамор – необычайно нужный камень, и его польза заключается не только в тех дивных произведениях искусства Италии и Греции, которыми мы восторгаемся в музеях.

Мрамор состоит из кальцита (CaCO 3) с примесями других минералов, а также органических соединений. Примеси различно влияют на его качество, снижая или повышая декоративность. Окраска мрамора также зависит от примесей. Большинство цветных мраморов имеет пёструю или полосчатую (циполин) окраску. Твёрдость - 2,5-3 по шкале Мооса, плотность - 2,3-2,6 г/см 3 .

Сейчас можно встретить мрамор в очень многих местах. В операционной комнате мрамор в виде плит незаменим, на электрической станции – по стенам громадные доски мрамора, не проводящего электричества, на кожевенном заводе сорта кожи прокатывают с помощью валов из него же и т. д. Кроме этого, он используется как камень для памятников, как штучный строительный камень для наружной облицовки и внутренней отделки зданий и в виде дроблёного и молотого камня, а также штучного (пильного) камня.

Мрамор – твердый , но достаточно мягок для распиловки железом. Чисто белый, ослепительно белый, иногда – пестрой прекрасной расцветки – желтой, розовой, красной, черной; однородный и чистый, не проводящий электричества, устойчивый против разрушающего действия воды и воздуха, мрамор – замечательный материал в руках человека, который оценил его еще за много тысяч лет до нашего времени. Рисунок определяется не только строением камня, но и направлением, по которому производится распиливание. Цвет и рисунок мрамора проявляются после его полировки.

Среди всех стран, которые добывают и поставляют на весь мир мрамор высокое место принадлежит Италии. Здесь, на берегу Средиземного моря, у знаменитой Каррары, расположено до тысячи ломок белоснежного мрамора. Около 600 000 тонн ежегодно грузится в вагончики железной дороги и перевозят к берегу Средиземного моря и грузится на пароходы. Так ежегодно отправляют громадное количество мрамора.

В России самые крупные месторождения мрамора на . Всего на Урале более 20 месторождений, но добывают камень лишь из 8 залежей. Белый мрамор добывают в Айдырлинском и Коелгинском месторождениях, серый дают Полевское месторождение, Уфалейская и Мраморская залежи, жёлтый поступает с Октябрьского и Починского карьеров, чёрный приносит Першинское месторождение, розово-красный камень даёт Нижне-Тагильская залежь.

Но мрамор не вечен. Оказывается, воздух, особенно в горах, содержит в себе много ядовитых для него веществ, и поэтому дождевая вода разрушает мрамор необычайно сильно и быстро. В столетие растворяется около одного миллиметра камня, а в тысячу лет – целый сантиметр. Также близость моря сильно разрушает мрамор, так как соленые морские брызги на многие сотни километров уносятся внутрь страны и еще сильнее разъедают камень. Снег действует еще сильнее дождя, так как поглощает из воздуха еще больше ядовитых кислот. Тонкие корни растений и грибков тоже ускоряют разрушение, а ветер, несущий пыль и песок, полирует мрамор и стирает мягкую его поверхность. В природе нет ничего вечного!

Изделия из естественного декоративного камня с течением времени загрязняются, пропитываются химическими новообразованиями, глубоко проникающими в кристаллическую структуру.

Наружные облицовки из мрамора и известняка нуждаются в исправлениях через 5-10 лет. Облицовки из гранита не требуют реставрации в течение нескольких десятков лет. Внутренние облицовки при надлежащем уходе практически не нуждаются в реставрации в течение неопределенно долгого периода. Мраморные облицовки в подземных условиях, если не принимать меры предохранения, преждевременно разрушаются и нуждаются в восстановлении через несколько месяцев после установки. При реставрации камень промывают, склеивают, заделывают трещины, щели, восстанавливают первоначальную фактуру.

Сахаристое разрушение мраморов присуще исключительно наружным облицовкам. Оно вызывается неравномерным разрушением поверхностного слоя, подверженного выветриванию. При этом шероховатая поверхность камня напоминает строение сахара.

Чешуйчатое разрушение присуще только мраморовидным известнякам, характеризующимся неоднородностью состава, и в значительной степени проявляется во влажных условиях.

Трещины, отколы и другие механические повреждения возникают в результате деформаций облицованных конструкций.

При обработке вручную ударными инструментами применяют пневматические или электрические бучарды. Такую обработку допускают на плитах толщиной более 100 мм. Все элементы облицовки, кроме абразивных, обрабатывают по периметру узким скарпелем (шириной 20 мм) независимо от общей фактуры плит.

Швы между плитами облицовки расшивают заново, а при наличии свинцовой прокладки расчеканивают.

Обработку абразивами производят вручную или электрифицированными инструментами. Этот способ применяют только на плоских и горизонтальных поверхностях.

Вертикальные поверхности шлифуют только брусками, так как зерновой абразив на вертикальной плоскости не удерживается. Швы облицовки очищают от раствора на глубину 2-3 мм и тщательно промывают, чтобы при полировании не поцарапать поверхность.

Полирование производят только белыми порошками, так как удалять следы цветных порошков трудно.

Высолы (выцветы) образуются при применении недоброкачественного цемента, загрязненного песка и добавок - ускорителей твердения цементных растворов в количествах, превышающих установленные. Основная причина образования пятен на поверхности внутренней облицовки - недостаточная защита тыльной стороны плит от влаги облицовываемой поверхности, вызывающей окрашивание светлых тонов камня окислами железа. За облицовкой нельзя оставлять деревянные клинья, конопатку и другие материалы органического происхождения, продукты разложения которых могут также вызывать образование пятен на поверхности облицовок.

Для предохранения от пыли, высолов и пятен поверхность облицовки регулярно моют, покрывают предохранительными составами и периодически полируют. Предохранительные составы (например, мастика на основе воска и парафина) тонким слоем наносят чистой полотняной тряпкой на поверхность облицовки, предварительно тщательно промытую, и выдерживают ее в течение 3-4 мин для испарения растворителя. Затем электрополотером протирают поверхность облицовки до зеркального блеска, причем сначала затягивают войлочный круг полотера чистой тканью.

Зеркальный блеск белых мраморов восстанавливают с помощью оловянного порошка. Для полирования камня различных цветов используют окиси хрома и алюминия.

В некоторых породах, особенно в мраморе, встречаются соединения железистых веществ, которые на воздухе, и особенно под влиянием влаги, меняют свой химический состав, придавая общему тону поверхности изделия желтоватый или розоватый оттенок. Такой процесс химического воздействия при одновременном механическом загрязнении пор камня называется патинированием, а получающийся при этом на мраморе желтоватый или розоватый поверхностный тон называется патиной. Патина придает камню «теплый» равномерный, иногда едва уловимый оттенок. Удалять патину посредством химических средств или грубой механической очисткой шкуркой, рашпилем недопустимо, так как при этом портится изделие.

Мраморные патинированные изделия следует только осторожно очистить и отмыть от поверхностной пыли и грязи. Очистка и промывка поверхности мрамора при помощи пластырей из серной, соляной кислот или царской водки чрезвычайно вредно отражается на изделиях, так как поверхность мрамора разрушается, становясь матовой и шероховатой. Единственная кислота, допустимая при реставрации изделий из мрамора и известняка, - это щавелевая; она не разрушает камень и применяется для выведения поверхностных ржавых пятен. Сода, как щелочь, также не действует разрушающе на камень, поэтому простую чистую соду в слабых растворах можно применять для изделий, хранящихся в помещении и не имеющих повреждений на поверхности. Такую сильную щелочь, как каустическая сода, применять при мытье камня нельзя, так как она, попадая в трещины и глубокие поры, может вызвать осыпание поверхностного слоя камня вследствие кристаллизации оставшейся щелочи в порах и щелях изделия.

Самым безвредным и хорошо действующим средством для мытья камня служит простое нейтральное мыло. При помощи мыла, кисти, губки и горячей воды каменные изделия можно отмыть от любого наносного загрязнения.

Если поверхностный слой каменного изделия частично разрушился, то прежде чем приступить к мытью следует закрепить поверхности, грозящие разрушением. Для этой цели применяют: мраморит - жженую магнезию с мраморной пылью, разведенную на хлористом магнии, с последующим покрытием поверхности парафином; меловую замазку на желатине с последующим пропитыванием ее формалином; замазку из цинковых белил на натуральной олифе. Только после заделки трещин и волосяных сеток одним из указанных составов с тщательной их просушкой можно приступить к мытью изделия.

При промывке садовых архитектурных украшений из мрамора, обычно покрытых лишайниками и мхом, употребляют нейтральное мыло с добавлением в него пемзового порошка. Поверхность натирают кистью или щеткой. Особенно крепко осевшие на мраморе лишайники отдирают щеткой из медной проволоки. Гладкие и широкие поверхности мрамора легко очищают натуральной пемзой в куске. Большие отвесные плоскости мрамора моют с применением древесных опилок, которые, впитав в себя мыльную воду, легко пристают к поверхности мрамора, задерживая на нем мыло, и влагу и ускоряя этим отмывание грязи.

Масляную краску с мраморных изделий отмывают с предварительным размягчением ее едким натром, жидким мылом или хлорной известью. Насыщенным раствором такой щелочи смазывают поверхность краски, затем размягчившуюся краску осторожно соскабливают острым ножом, одновременно обмывая это место водой. Перед такой промывкой изделия все трещины и повреждения на его поверхности необходимо хорошо заделать, чтобы они не пропускали едкий натр.

В тех случаях, когда застаревшие копоть и грязь не смываются с поверхности изделия, применяют очистку струей пара. Изделия из полированного гранита и подобных ему изверженных пород очищают и промывают с применением жестких волосяных и мягких проволочных щеток. Изделия из тесаного гранита, известняка, песчаника, туфа и доломита очищают путем сплошной перековки бучардами или обработкой поверхности пескоструйным аппаратом.

Пятна встречаются главным образом на изделиях из мрамора и выводятся при помощи химикалий, состав которых зависит от характера пятна. Характер пятна можно определить в ряде случаев по внешнему его виду. Так, масляные пятна приобретают с течением времени желтый или темно-коричневый цвет. Медные или бронзовые пятна имеют зеленый цвет, причем иногда бронза образует также коричневые пятна.

Пятна устраняют обычно посредством припарки или пластыря с различными химическими составами. Для выведения масляного пятна или жирового к нему прикладывают пасту из жженой магнезии, смешанной с бензином или бензолом. Нефтяные пятна удаляют накладыванием пасты из 2 частей соды, 1 части извести-пушонки и 1 части отмученной пемзы. Железную ржавчину выводят пастой из 1 части лимонно-кислого натрия, растворенного в 6 частях воды, а также глицерина и мела. Когда паста высохнет, ее снова смачивают либо снимают и покрывают пятно новым слоем пасты. Так как это средство действует медленно, то при глубоких и резких пятнах можно применять пасту, состоящую из 1 части натриевой щелочи, 1 части гашеной извести, 1 части жидкого мыла и 4 частей опилок. Этой пастой пятно должно быть покрыто в течение 24 ч, после чего ее смывают водой.

Пятна медной окиси образуются в местах, где стекают потеки от бронзовых, медных или латунных частей, примыкающих к мрамору. Для устранения этих пятен пригодны составы, применяемые против ржавых пятен. Кроме того, применяют следующие средства: а) паста из 1 части хлорида аммония и 4 частей пылевидного талька, смешанных насухо с добавкой аммиачной воды; б) примочка из белой ткани, пропитанной раствором цианистого калия - 7,5 г на 1 л воды.

Смолистые пятна, получающиеся при соприкосновении со смолистым деревом (например, при упаковке изделия в деревянную тару для перевозки), удаляют следующим способом: сначала поверхность камня натирают порошком пемзы, затем к этому месту плотно прижимают примочку из материи, пропитанной раствором фосфорнокислого натрия и хлорной извести. Пятновыводя-щие составы используют в виде пасты, представляющей собой смесь химикатов с мелом, каменной мукой или другим инертным порошком, либо в виде пластыря, состоящего из нескольких слоев ткани, пропитанной химическим раствором.

Пятна от смазочных масел трудно поддаются очистке, поэтому удалять их следует сразу после обнаружения. Для этого в смеси ацетона с амилацетатом (1:1) смачивают тампон из белой ткани, сложенной в три-четыре слоя, и накладывают на пятно, прижав тампон куском стекла или мраморной плиты. Стекло и мрамор препятствуют быстрому испарению раствора. Размер тампона должен превышать размер пятна на 3-4 см с каждой стороны.

Следы масел удаляют, нанося на пятно и оставляя до полного высыхания пасту из извести, мела или мраморной муки, затворенных чистым бензином.

Старые масляные пятна удаляют следующим образом. На пятно накладывают пропитанное амилацетатом асбестовое волокно толщиной 8-10 мм, которое прижимают мраморной плитой.

Сверху кладут нагретый стальной лист. Асбест по мере высыхания смачивают амилацетатом. Стальной лист должен быть достаточно горячим. Операцию повторяют до полного удаления пятен.

Пятна от олифы, образующиеся на облицовке при расшивке 1 швов мастиками, изготовленными на олифе, удаляют с большим т трудом, многократно накладывая тампон из ваты, смоченной в перекиси водорода. Для этих же целей применяют: смесь метилового спирта с 10 %-ным раствором тринатрийфосфата в соотношении 1:1 по массе. На удаляемое пятно накладывают асбестовый картон толщиной 8-10 мм, пропитанный раствором, а сверху - мраморную плиту, которую прикрывают нагретым стальным листом. Операцию повторяют до полного удаления пятна.

Для заделки сквозных щелей и больших трещин одной заливки недостаточно. В таких случаях трещину или щель перед заливкой скрепляют скобочками из меди или латуни, для чего в камне сверлят отверстия, в которых укрепляют концы скобок, надрубленных «ершом». Стенки щели очищают от грязи или следов прежней реставрации и смачивают водой. После этого щель с лицевой стороны изделия покрывают мятой глиной таким образом, чтобы не проступила масса заливки. Со стороны заливки глину накладывают так, чтобы образовался канал с отверстием сверху в виде воронки. В нескольких местах канала делаются отверстия для выхода воздуха при заливке массы. Концы скобочек, скрепляющих камень по щели, заливают также при помощи глиняных воронок («листок»). Тело более толстых скобочек должно входить в желобок, прорубленный в камне. Приготовленную массу заливают в глиняные каналы, причем отверстия (отдушины) замазывают глиной тотчас же, как из них покажется заливаемая масса.

После заливки щели глину нельзя снимать до окончательного остывания и закрепления залитого состава. Получившиеся бугры и наплывы срубаются острым инструментом, а плохо заполненные массой места заделывают с помощью шпателя или подобного ему инструмента. Если снаружи выделяется темная полоса заливки, из щели вынимают немного массы и заделывают желобок мрамори-том или другой массой, хорошо подобранной под цвет камня.

При заделке мелких трещин составами, которые применяются в горячем состоянии (смолы, сера), сначала нагревают трещинки, затем состав быстро втирают в них, после чего камень проглаживают нагретым утюгом несколько раз вдоль заделанной трещины.

Отбитые или разрушенные мелкие части могут быть восстановлены посредством вставки из того же камня, что и реставрируемое изделие. Для реставрации разрушенных частей профилированных ступеней, карнизов и различных фигурных изделий предварительно лепят недостающую часть из мягкого материала (глина, пластилин), снимают с нее гипсовую форму. По отлитой в форме модели изготовляют эту часть уже из камня, которую и вклеивают в изделие, предварительно укрепив ее скобами и пиронами.

Вставки могут быть изготовлены из массы, приготовленной по одному из указанных выше рецептов и подобранной по цвету под реставрируемый камень. Отливают модель в гипсовой форме. Мрамор имитируют, используя гипсовый состав, затворенный на алюминиевых квасцах или клеевой воде с добавлением канифоли (желтый цвет), синего ультрамарина (зеленоватый цвет), киновари (темно-красный цвет) и др.

Для уменьшения гигроскопичности, т.е. способности впитывать в свои поры влагу из воздуха, части изделия, изготовленные из гипсового состава, кипятят в насыщенном квасцовом растворе, пропитывают льняным маслом или варят в парафине.

Вопреки расхожему заблуждению о том, что нет ничего надежнее и прочнее натурального камня, мрамор является очень нежным и чувствительным к внешним раздражителям материалом. Мрамор – мягкий пористый камень, который легко царапается, пачкается и требует бережного ухода. В этой статье мы постараемся ответить как чистить мрамор .

Начнем рассказ с того чего точно не стоит делать

Чем нельзя чистить мрамор!

Запомните, сколько бы вам ни советовали народные умельцы, нельзя мрамор чистить уксусом, вином, апельсиновым соком, кока-колой, любыми абразивными моющими средствами (меловой крошкой, песком и т.д.), любыми средствами содержащими кислоту (в том числе для мытья ванн), средствами для чистки керамической плитки. Даже слабые кислоты разрушат структуру камня , а порошки и абразивная крошка оставят царапины. Многие фирмы предлагают чистку мрамора, приезжают к вам и чистят его абразивами так, что потом ваш мрамор будет не узнать. Бегите от них со всех ног. Восстановить мрамор после такой чистки можно, но денег вы потратите намного больше, чем на покупку специального мягкого средства для мытья мрамора.

Чем можно чистить мрамор

Для ежедневного ухода достаточно обычной воды и мягкой ткани. При легком загрязнении пятна можно удалить с помощью бытового моющего средства (мыльного раствора, не содержащего кислот ). Чтобы извести сильные пятна, потребуется специальное химическое моющее средство для мрамора.

Как предотвратить разрушение мрамора и предупредить образование пятен

Если у вас мраморный пол рядом с входной дверью, положите перед ней коврик. Песчинки и частички грязи, прилипшие к ботинкам, будут постоянно царапать пол, и мрамор очень быстро потускнеет и затрется.

Если у вас мраморный пол в доме, не ходите по нему в обуви . Любите или не любите вы ходить босиком, именно это самый надежный способ сохранить мрамор в целости. Дело в том, что на вашу обувь, особенно с твердой подошвой, и тем более с каблуками обязательно налипнет пыль и грязь, в подошву попадают песчинки, все это будет систематически разрушать и царапать мраморную поверхность нарушая ее изначальный вид.

Если у вас мраморная столешница на кухне, постарайтесь использовать разделочные доски для резки продуктов. Ставьте стеклянные стаканы только на подставки, особенно бокалы с вином (вино имеет кислоту). Ставьте горячую посуду только на подставки, нельзя снимать ее с огня и ставить на столешницу из камня, от резкого перепада температур камень может треснуть, или начать разрушаться, крошиться.

Если у вас мраморная отделка раковины, ванной, или душа, протирайте поверхность резиновым скребком после каждой водной процедуры, чтобы на камне не отложились тусклые мыльные следы.

Старайтесь протирать мрамор ежедневно. Чем дольше на нем будет оставаться грязь, тем скорее она въестся в камень. Старайтесь не пользоваться мылом и моющими средствами, сделанными из переработанных нефтяных продуктов . Они сделают камень тусклым и блеклым.

Можно покрывать мрамор воском
, это поможет его сохранению. Используйте только бесцветный воск и никогда не наносите его на белый мрамор – мрамор может пожелтеть.

Многие пятна можно убрать раствором нашатырного спирта, но старайтесь не использовать его слишком часто, это тоже нанесет вред камню.

Ежедневный уход за мрамором

Все, что вам нужно это вода, мягкая ткань и кусочек замши. Протрите мрамор тряпкой, смоченной в теплой воде, и отполируйте до блеска замшей (или другой сухой тряпкой, полотенцем). Один – два раза в год мойте мрамор теплым детергентом – подойдет раствор мягкого средства для мытья посуды. После этого опять промойте мрамор теплой водой и отполируйте насухо.

Если вы что-то пролили или уронили на мрамор, постарайтесь убрать это немедленно губкой или тряпкой, промоченной теплой водой. Не оставляйте пятно на ночь. Если вы только что пролили вино, вытрите его как можно быстрее бумажной салфеткой, стараясь не тереть, иначе пятно может въесться. Промойте несколько раз теплой водой и вытрите сухой тряпкой.

Самое главное в удалении пятен с мрамора – понять причину их образования. Побудьте детективом, поймите, что наиболее часто происходит в месте, где вы обнаружили пятно, какого оно может быть происхождения.

Сделайте чистящую массу из какого-нибудь белого (цветные оставят следы) впитывающего материала (промокашки, салфетки, бумажного полотенца). Как следует промочите его описанном ниже в чистящем растворе (зависит от типа пятна). Распределите чистящую пасту (не используйте кислоты!) по всей поверхности мрамора слоем толщиной 6-7 мм. Оставьте ее на поверхности на срок от 1 до 48 часов, в зависимости от давности и яркости пятна. Покройте сверху влажной тряпкой и полиэтиленом или пленкой, для того, чтобы смесь не высохла. Прикрепите пленку к поверхности. (Теоретически можете и не покрывать камень пленкой, тогда вам придется намачивать пасту по мере высыхания).

Удаление пятен органического происхождения с мрамора (табак, чай, кофе, прочие напитки (исключая соки и вино), листья, кора, моча и помет животных).

Такие пятна оставляют розоватые следы. На улице они могу постепенно пройти сами, вымываемые дождем и высветляемые солнцем. В помещении их лучше всего удалять с помощью отбеливания. Подойдет смесь из 20 процентного раствора перекиси водорода и нескольких капель нашатырного спирта. Пропитайте вашу белую смесь этим раствором, оставьте действовать на 24 часа. По окончании тщательно промойте мрамор теплой водой и вытрите насухо.

Удаление жирных масляных пятен с мрамора (масло, жир, крем, лосьоны, косметика, смола и т.д)

Такие пятна оставляют темные следы на камне. Как можно скорее нанесите на пятно какой-нибудь абсорбирующий порошок — меловую крошку или даже крахмал. Через некоторое время (по мере впитывания) уберите грязный порошок и нанесите новый. Оставьте на 24 часа. Уберите порошок жесткой щеткой, смоченной в горячем растворе домашнего моющего средства. Вытрите насухо и отполируйте. (Как вариант, можно вытереть порошок тряпкой, смоченной в нашатырном спирте). Если все-таки этот щелочной вариант окажется недостаточно сильным, придется использовать растворитель. Смочите белую массу (как описано выше) ацетоном или амилацетатом (продается в аптеках), откройте окна, позаботьтесь о хорошей вентиляции, ни в коем случае не используйте рядом с огнем или искрами. Старайтесь не оставлять надолго.

Удаление ржавчины с поверхности мрамора.

Ржавчина (коричневые пятна от железа, зеленоватые от бронзы и меди) обычно образуется в местах контакта мрамора с металлическими лампами, болтами, гвоздями, железными цветочными горшками и т.д. Используйте промышленный очиститель мрамора от ржавчины . Внимательно следуйте инструкциям и не оставляйте надолго, так как это химическое средство и оно может разрушить камень. Въевшиеся пятна от металла вывести невероятно трудно и они могут остаться на камне навсегда.

Удаление пятен растительного происхождения в душевых и бассейнах (водорослей, грибов, плесени. мха, лишайника)

Протрите раствором нашатырного спирта или перекисью водорода. Не вздумайте смешивать их вместе, пойдет химическая реакция, в результате которой образуется смертельно ядовитый газ!

Удаление чернильных пятен с мрамора (ручки, чернила и т.д.)

Такие пятна выводятся перекисью водорода, жидкостью для снятия лака или ацетоном. Будьте внимательны, перекись сгодится для светлого камня, на темном могут остаться светлые пятна! Ацетон, наоборот, подойдет для темного камня.

Дождевые пятна и въевшиеся отложения от жесткой воды на мраморе.

Удаляются сухой тонкой металлической паутинкой (такая используется для чистки кастрюль, только выберите самую нежную и тонкую). Будьте осторожны — это образив, который может снять верхний слой вашей поверхности, и тогда придется полировать поверхность

Пятна от соков и газировки.

Такие сильные раздражители разрушают мрамор (нарушают блеск), поэтому, если вы пролили жидкость на мрамор, уберите, вытрите сухой тряпкой ее немедленно. Промойте поверхность и вытрите насухо. Если она уже повредилась и блеск пропал, придется заняться полировкой.

Чистка тусклого мрамора.

Очистка тусклого мрамора и придание ему бывшего блеска довольно сложный процесс который зависит от того где находится мраморная поверхность, сорта мрамора, и от чего она потеряла блеск.
Вы можете использовать для придания блеска специальные средства для чистки мрамора которые продаются в специализированных магазинах, но бывает этого недостаточно из-за глубины повреждения мраморной поверхности. Тогда вам понадобится помощь специалистов которые отполируют мраморную поверхность.
Стоит внимательно относиться к полировочным жидкостям для мрамора, т.к. чрезмерное использование может привести к повреждению поверхности.

Мрамор – материал нежный и чувствительный к внешним раздражителям.

По своей структуре он является мягким пористым камнем, который легко испачкать и поцарапать. В связи с этим он нуждается в бережном уходе.

Как чистить мрамор – на этот вопрос мы попытаемся дать вам широкий ответ.

Во-первых, нужно знать, чем нельзя чистить мрамор. Вот список, рекомендуемый народными умельцами, которые глубоко заблуждаются в своих убеждениях:

Уксус;

Вино;

Апельсиновый сок;

Кока-кола;

Абразивные моющие средства (с песком, меловой крошкой и т.п.);

Средства, в состав которых входит кислота;

Вакуумные пылесосы;

Средства для чистки керамики.

Любые, даже самые слабые кислоты разрушают структуру мрамора, а абразивная крошка и порошки непременно оставят царапины.

Чем чистить мрамор ?

Для ежедневного ухода воспользуйтесь мягкой тканью и обычной водой. Если появилось легкое загрязнение, то удалите его при помощи мыльного раствора, не содержащего кислот. Для выведения сильных пятен нужно применить специальное химическое моющее средство.

Как предупредить образование пятен и предотвратить разрушение мрамора?

Если мраморный пол находится рядом с входной дверью, то следует положить перед ней коврик, иначе песок и грязь, прилипшие к обуви, будут царапать поверхность.

По мраморному полу в доме не следует ходить в обуви. Самый надежный способ сохранить мраморный пол – это ходить босиком, что, впрочем, не всегда возможно.

Если у вас на кухне имеется мраморная столешница, то обязательно пользуйтесь разделочными досками для нарезания продуктов. Стеклянные стаканы ставьте на специальные подставки, это особенно касается бокалов с вином. Горячую посуду также нельзя ставить непосредственно на каменную столешницу.

Мраморную отделку раковины, душа или ванной протирайте резиновым скребком по окончании каждой водной процедуры, чтобы предупредить отложение тусклых мыльных следов.

Постарайтесь протирать мраморные поверхности ежедневно. Грязь очень въедается в камень, поэтому важно удалить ее как можно быстрее.

Не следует использовать моющие средства или мыло из переработанных нефтепродуктов. От них мрамор потускнеет.

Сохранению мрамора поспособствует воск, которым можно покрыть камень.

Важно! Используйте исключительно бесцветный воск и никогда не наносите его на мрамор белого цвета. Это может привести к его пожелтению.

Большинство пятен удаляется с помощью раствора нашатырного спирта, но слишком частое его использование тоже причинит вред.

1. Ежедневный уход за мрамором

Возьмите кусочек замши, воду и мягкую ткань. Смочите ткань в теплой воде, протрите мрамор и отполируйте замшей до блеска.

Максимум дважды в год можно помыть камень теплым детергентом (для этого можно взять раствор мягкого средства для мытья посуды), после чего снова промойте теплой водой и отполируйте досуха.

Если вы что-нибудь пролили на мрамор, уберите это немедленно тряпкой или губкой, не следует оставлять пятно до утра.

Только что пролитое вино вытрите салфеткой, но старайтесь промокнуть, а не растирать. В противном случае пятно въестся. Затем промойте теплой водой и вытрите насухо.

2. Удаление пятен с мрамора

Прежде всего, перед тем как удалять пятна, постарайтесь понять причину их возникновения.

Создайте из какого-нибудь белого впитывающего материала (бумажного полотенца, салфетки, промокашки) чистящую массу (далее – белая масса).

Затем, как следует, промокните ее в одном из нижеописанных растворов в зависимости от типа пятна.

У вас получится чистящая паста, которую следует распределить по поверхности мрамора слоем в 6-7 мм и оставьте на срок от одного до 48 часов. Все зависит от яркости и давности пятна. Сверху накройте влажной тряпкой и пленкой или полиэтиленом, чтобы смесь не высыхала.

Удаление пятен органического происхождения (кофе, чай, табак, прочие напитки (кроме вина и соков), кора, листья, помет и моча животных).

Пятна такого происхождения имеют розоватый цвет. Если на улице они могут со временем вымываться дождем и высветлиться солнечными лучами, то в помещении их следует удалить при помощи отбеливания.

Возьмите смесь из нескольких капель нашатырного спирта и 20%-ого раствора перекиси водорода.

Пропитайте им белую смесь и оставьте на 24 часа. После этого промойте камень теплой водой и насухо вытрите.

Как удалить жирные масляные пятна (смола, косметика, лосьоны, крем, жир, масло и т.п.)

Эти пятна на мраморе оставляют темные следы. Нанесите как можно быстрее на пятно любой абсорбирующий порошок (меловая крошка, даже, крахмал) и по мере впитывания удаляйте грязный порошок и наносите новый.

Затем оставьте на 24 часа и удалите порошок щеткой, смоченной в горячем растворе моющего средства. Вытрите насухо и хорошенько отполируйте. Порошок можно также вытереть тряпкой с нашатырным спиртом.

Если щелочной вариант не помог, то придется прибегнуть к растворителю. Смочите белую массу амилацетатом или ацетоном, позаботьтесь о хорошей вентиляции помещения и надолго смесь не оставляйте. Будьте осторожны вблизи открытого огня.

Как удалить ржавчину с мрамора

Ржавчина обычно образуется в местах контакта мрамора с гвоздями, болтами, металлическими лампами и т.п.

Чтобы удалить пятна такого рода воспользуйтесь промышленным очистителем мрамора от ржавчины. Изучите внимательно инструкцию и надолго не оставляйте, поскольку химия может разрушить камень. Глубоко въевшиеся пятна ржавчины вывести очень трудно, а порой и невозможно.

Как удалить с мрамора пятна растительного происхождения в бассейнах и душевых кабинах (лишайника, мха, плесени, грибов, водорослей).

Протрите перекисью водорода или раствором нашатырного спирта, но никогда не пробуйте смешивать их вместе, поскольку в результате химической реакции получите смертельно ядовитый газ!

Как очистить мрамор от чернильных пятен

Пятна такого рода выводятся ацетоном, жидкостью для снятия лака или перекисью водорода.

Важно! Перекись подойдет только для светлого мрамора, на темном могут навсегда остаться светлые пятна. А для темного камня подойдет ацетон.

Как удалить с мрамора отложения от жесткой воды и пятна от капель дождя

Выберите самую тонкую и нежную металлическую паутинку для чистки кастрюль и удалите пятна.

Пятна от газировки и соков

Это очень сильные раздражители, разрушающие мрамор и нарушающие его блеск. Удалять такую жидкость необходимо немедленно. Хорошо промойте поверхность и вытрите, но если блеск уже пропал, вам поможет только полировка мрамора .

Как почистить тусклый мрамор

Помойте поверхность камня специальным средством для чистки мрамора. Его можно приобрести либо в магазинах, либо в компаниях, которые производят и торгуют мрамором.

В продолжение темы:
Сердечная секция

Пирсинг – один из древнейших способов украшения тела. Пирсинг делали люди разных народов и разных эпох на протяжении веков и даже тысячелетий. Древние египтяне прокалывали...

Новые статьи
/
Популярные