Как развивать эмоциональный интеллект у детей. Как развивать эмоциональный интеллект у подростков

Эмоции – важнейшая составляющая жизни человека. Без них никто не смог бы проявлять чувства по отношению к близким, показывать свое отношение к тем или иным вещам, а также просто быть счастливым. Эмоциональный интеллект (EI) же представляет собой навык распознавания своих и чужих эмоций. При взрослении многие начинают ощущать свою отсталость в этой способности, что становится главной причиной невозможности достижения целей и выстраивания крепких взаимоотношений с людьми. Избежать такой проблемы можно, но заниматься таким вопросом нужно в раннем возрасте. Поэтому развитие эмоционального интеллекта у детей становится обязательной частью воспитательных и обучающих занятий.

Особенности EI

Под эмоциями понимают личное восприятие человеком любого явления, выражающееся в виде определенных признаков. С их помощью окружающие могут сразу понять, как именно относятся другие люди к происходящему. Эмоции выражаются жестами, мимикой, пантомимикой, изменениями тональности голоса, а также некоторыми внешними проявлениями (потоотделение, покраснение и т.п.). При недостаточно развитом эмоциональном интеллекте человек не только обладает скудным набором эмоций, но и не способен определить, какие чувства испытывают окружающие его люди. Это может стать серьезной проблемой для социализации, что особенно актуально для детей дошкольного возраста.

Составляющие EI

Эмоциональный интеллект может быть достаточно развитым с детства. Его формирование происходит уже в первые годы жизни малыша, причем прямое влияние оказывается абсолютно со всех сторон. Наибольшее значение для качества будущего EI имеет поведение родителей, а также их отношение.

Официально EI включает несколько составляющих, которые являются его основами. Именно на них направляют все тренировки по развитию эмоциональности. Всего в эмоциональном интеллекте 4 компонента:

  1. Правильность оценки и выражения. Навык определения чувств окружающих, а также способность самостоятельного выражения эмоций.
  2. Понимание. Способность понять причинно-следственные связи при возникновении тех или иных эмоций.
  3. Применение в мыслительной деятельности. Направление внимания с учетом эмоций, взаимосвязь мыслей с чувствами.
  4. Управление. Возможность вызвать или подавить эмоции, использование информации, полученной из проявляющихся чувств окружающих.

Все 4 компонента применяются людьми практически ежедневно. Первые же интеллектуальные действия, связанные с эмоциями, появляются уже в трехлетнем возрасте, когда ребенок начинает оценивать действия окружающих или героев сказок. К 4 годам у детей появляется способность определять эмоциональный окрас речи взрослых, а также осознавать причины возникновения любых чувств.

Важность EI

От развития эмоционального интеллекта зависит качество жизни. Если человек имеет высокий уровень EI, то у него будут все шансы достичь поставленных целей, добиться назначения на высокую должность, сформировать правильный круг общения, а также создать крепкую семью. Люди с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом сталкиваются с массой трудностей в повседневной жизни, испытывают сложности при общении с окружающими, часто меняют работу и не достигают большинства поставленных себе же задач.

Эмоциональный интеллект обеспечивает человека важными навыками, без которых практически невозможно прожить полноценную жизнь. Среди них:

  • Взаимодействие с окружающими;
  • Понимание чувств людей;
  • Контроль своих эмоций;
  • Способность ориентироваться в сложных ситуациях;
  • Проявление лидерских качеств;
  • Быстрый поиск компромиссных решений.

Большинство людей склонны думать, что заниматься улучшением EI нужно во взрослом возрасте, и не понимают, зачем вообще развивать эмоциональный интеллект детям. Но они не задумываются о том, насколько он может быть полезным для учебы. Дети с развитым EI обладают высокой стрессоустойчивостью, способны мыслить креативно, быстро находят решения, а также без проблем включаются в процесс обучения на школьных уроках.

Татьяна Черниговская, известный ученый, в своем интервью рассказала, что наибольшую важность EI представляет в вопросе творчества, развитость которого дает людям большое преимущество над стремительно развивающимся искусственным интеллектом.

Развивать эмоциональный интеллект у детей не так трудно, но быстрого результата ждать не стоит. Только родители смогут помочь своему малышу, своевременно включив в жизнь определенные правила. Нужно стараться прилагать все усилия, чтобы ребенок имел именно те навыки, которые являются частью EI.

Начинать занятия по улучшению эмоционального интеллекта лучше всего в дошкольном возрасте. Если этот период уже прошел, то не стоит отчаиваться, т.к. достичь цели все равно получится. При развитии EI у детей старших возрастов нужно лишь более тщательно отбирать методы, а также прилагать все усилия, чтобы убедить ребенка в значимости этих занятий.

Самым важным в развитии эмоционального интеллекта является отношение родителей. Без правильного взаимодействия с малышом добиться результата не удастся. Взрослые должны показать ребенку, что их интересуют не только его успехи в плане обучения. Для этого нужно проявлять по отношению к нему особую любовь, ласку и заботу, при этом следует обязательно считаться с его мнением и воспринимать его полноправным членом семьи. Атмосфера, созданная такими действиями родителей, позволит ребенку легко начать улучшать EI.

Для родителей, желающих развить EI у своего ребенка, существует небольшой перечень рекомендаций, которые помогут добиться желаемого эффекта. Очень важно следовать хотя бы большей части из них, т.к. они направлены на повышение результативности занятий, а также создание благоприятной обстановки дома.

  1. Принимать ребенка именно таким, каким он является. Нужно относиться положительно ко всем особенностям своего малыша и ни в коем случае не проявлять негатив по отношению к каким-либо из них.
  2. Показывать все свои чувства, не скрывать эмоций. Малыш должен понимать, что именно чувствуют его родители. Это поможет не только создать хорошую атмосферу внутри семьи, но и развить EI.
  3. Обсуждать все спорные ситуации. Следует совместно обговаривать образовавшиеся проблемы, стараться найти их решение. При возможности поиск компромисса нужно доверить ребенку.
  4. Научить малыша описывать испытываемые чувства. Родителям следует регулярно просить ребенка рассказать о том, что именно он чувствует. Хорошим помощником могут выступить ассоциации.
  5. Говорить о своих недостатках. Важно донести ребенку, что идеальных людей в мире не существует. Но нельзя упоминать о его недостатках, т.к. это может оказать обратный эффект.
  6. Проявлять оптимизм по отношению к окружающему миру. Задача родителей в том, чтобы ребенок научился самостоятельно находить светлые стороны даже в самых плохих событиях. Важно показать ему это на своем примере.
  7. Продемонстрировать целеустремленность. Так же, как в предыдущем случае, взрослые должны показать все малышу на примере себя. Целеустремленность лучше всего прививать незадолго до первого посещения школы.
  8. Быть честными. Нужно всегда говорить ребенку все именно так, как есть. Откровенность очень важна для отношений и поможет малышу начать воспринимать мир несколько иначе. Не стоит скрывать даже плохую информацию.
  9. Контролировать времяпрепровождение. Родители должны проследить, чтобы ребенок не посвящал слишком много времени бесполезным развлечениям, из которых мог бы подхватить злобу, а также спал достаточное количество часов ежедневно.
  10. Стимулировать социальное взаимодействие. Нужно поощрять стремление малыша общаться со сверстниками, обеспечивать его такой возможностью, а также регулярно устраивать семейный отдых, подразумевающий общение.

Развитие эмоционального интеллекта у самых маленьких нужно начинать именно с выполнения таких простых правил, а уже потом переходить к целенаправленным тренировкам. Эти рекомендации можно считать основной для достижения результата.

Всем родителям стоит прочесть книгу Татьяны Данилиной «В мире детских эмоций». Она научит лучше разбираться в чувствах детей, что повысит шансы на получение высоких результатов тренировок.

Основные способы

Существует множество методов улучшить EI у ребенка. Большинство из них являются вполне привычными для многих людей вещами, но требуют особого подхода, что позволит направить их именно на развитие . Реализовать любой из перечисленных способов не составит труда.

Арт-терапия

Применение арт-терапии для улучшения EI позволяет добиться хороших результатов за короткий промежуток времени. Рекомендуется предоставить детям право выбора, куда именно они хотят пойти. Художественное рисование, танцы или музыка – лучшие варианты для любого малыша.

Важно обеспечить ребенка возможностью заниматься такой терапией на регулярной основе. При этом нужно следить за тем, чтобы ему не надоел выбранный вид деятельности. В случае отказа от повторных посещений занятий стоит позволить выбрать другой тип тренировок.

Сказкотерапия

Такой вид занятий относится к арт-терапии, но заслуживает отдельного упоминания, т.к. оказывается крайне эффективным для малышей. Суть метода заключается в том, что сказки позволяют научиться самостоятельно распознавать эмоции героев.

Родители должны читать интересные книги маленьким детям ежедневно. А школьники младших или даже старших классов могут заниматься этим уже самостоятельно, причем никаких специальных условий для чтения нет – нужно просто познакомиться с выбранным произведением. Правильный выбор книги окажет положительный эффект и на умственные способности, что не менее важно.

Физическая активность

Физически развитый человек имеет большие шансы получить высокий уровень интеллекта. Это связано с тем, что при занятиях спортом повышается мозговая активность, нормализуется кровообращение, улучшается обмен веществ, возрастает уверенность в себе. Такой эффект от любой физической тренировки могут получить даже школьники младших классов, но в их возрасте нужно внимательно контролировать нагрузку.

Начать рекомендуется с утренней гимнастики, закаливания и длительных прогулок. Уже позже можно будет переключиться на более тяжелые виды спорта, исходя из предпочтений ребенка. Наибольший эффект принесут дисциплины, связанные с командной игрой.

Специальные проекты

Для тех, у кого нет времени или желания заниматься развитием EI у ребенка самостоятельно, существует еще один вариант. Однако он потребует наличия денежных средств и может быть применен только для детей среднего или старшего возраста.

Различные проекты основываются на эффективных программах. Как правило, занятия проводятся для целой группы детей, что повышает их эффективность. Они очень разнообразные, причем некоторые могут оказаться весьма специфичными. Большинство проектов подразумевает обучение детей в виде уроков, а также проведение практических занятий.

Можно воспользоваться очень простыми способами развития EI. Например, давать ребенку трудные задания, а потом поощрять за их выполнение, или регулярно открывать для него что-то новое, выделяя некоторые дни для приключений.

Упражнения и игры

Развитие эмоционального интеллекта для детей упражнениями или играми будет довольно простой задачей. От родителей потребуется лишь наличие свободного времени и желание помочь своему малышу. Практически все игры и упражнения универсальны, что делает их применимыми для всех детей.

Какие тренировки могут понравиться ребенку:

  1. Сравнение предметов. Родители дают задачу найти предмет определенного цвета или из конкретного материала, после чего его нужно взять и сравнить с другими вещами, подходящими для поиска.
  2. Танцы. Очень простая игра, которая не займет много времени. Родители задают определенную эмоцию, а ребенок должен придумать танец, отражающий ее. Допускается поочередное выступление нескольких детей.
  3. Горячо или холодно. Известная многим с детства игра вызывает массу эмоций у малышей. Ее суть в том, что родители прячут сюрприз, а ребенок должен его найти. По мере приближения или удаления малыша от местонахождения подарка родители говорят «горячо» или «холодно», что помогает быстрее справиться с поисками.
  4. Коробочка с эмоциями. Нужно совместно собрать маленькие вещи, вызывающие положительные чувства. При их анализе следует попросить ребенка сказать, с какими ощущениями у него ассоциируется каждый предмет.
  5. Вторая жизнь для сказок. Взрослым следует выбрать способ, как повторно прожить эмоции от любимой сказки ребенка. Можно совместно сыграть спектакль, создать кукольный театр, нарисовать ее и т.п.
  6. Итоги дня. Совместными усилиями нужно вырезать сердечки и тучки из цветной бумаги. Незадолго до сна малыш должен вспомнить все свои положительные и отрицательные поступки за день, после чего взять вырезанные фигурки в том же количестве и положить в свою коллекцию «доброты». Большое количество сердечек следует поощрять.
  7. Ролевые игры. Каждый член семьи получает свою роль, обсуждается ситуация, после чего все вместе начинают разыгрывать сценку. Так ребенок сможет начать лучше понимать эмоции окружающих.
  8. Составление историй. Родители находят 3 изображения или готовые карточки, выкладывают их на стол, после чего сочиняют по ним историю. Затем собственный рассказ должен придумать и рассказать уже малыш.
  9. Правильное дыхание. Упражнение для повышения осознанности дыхания. Ребенок ложится на спину, а на живот ему кладут мягкую игрушку. Суть упражнения заключается в совместном наблюдении за тем, как плюшевый «друг» поднимается и опускается.
  10. Эмоциональные фото. Такая игра идеально подходит для путешествий, но применима даже дома. Родители делают фото, на котором присутствует ребенок. Особенность снимка заключается в том, что малыш должен изобразить яркие эмоции. Например, имитация эмоционального укуса кактуса или попытка залезть на луну.

Все перечисленные варианты очень эффективны. Однако важно учитывать желание ребенка, т.к. при его отсутствии результат будет противоположным. Особенно, если это станет регулярностью. Поэтому к вопросу выбора игр или упражнений нужно подходить совместно.

Вчера Вита, моя 4-летняя дочка, нарисовала яркую картину из множества цветных фигур, и сказала, что она называется «Лабиринт к счастью». Мы с детства идем по этому лабиринту, и одним из основных помощников на пути может стать эмоциональный интеллект.

EQ – основа позитивного мышления, фундамент успешной жизни и личного счастья. Поэтому так важно его развивать. Понимание эмоций, способность распознавать чувства, намерения и мотивацию окружающих открывает больше возможностей, не позволяет опустить руки в сложной ситуации.

Только тем, что видишь, можно управлять. И развитый EQ дает возможность руководить не только собственными переживаниями, но и чувствами окружающих.

Дети смотрят на мир через призму эмоций. Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать успешным дипломатом или бизнесменом, любящим супругом и счастливым родителем.

Женщинам эмоции более подвластны, нежели мужчинам. Девочка с раннего детства учится состраданию, отзывчивости и пониманию. Каждая игра в куклы позволяет представить себя женой, дочерью и мамой.

Техники развития EQ для взрослых и детей

Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.

1. Коробочка эмоций

Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:

  • Зрение: счастливая улыбка ребенка.
  • Слух: шум морской волны.
  • Вкус: сладкая клубника.
  • Обоняние: ароматы леса после дождя.
  • Осязание: объятия любимого человека.

2. Язык эмоций

Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую..., потому что..., и я хотела бы...».

На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».

3. Что я чувствую сегодня

Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда...». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.

4. Эмоциональный фотоальбом-путешествие

Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».

Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.

5. Эмоции в красках

Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.

6. Компас эмоций

Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.

Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.

Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.

И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.

Об эксперте

Сначала давайте разберёмся, что такое эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции и чувства других людей, свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект очень важен для счастливой, осознанной и полноценной жизни любого человека, и маленького и взрослого. Он также очень важен для умения строить надёжные и устойчивые, гармоничные отношения с другими людьми.

Если ваш ребёнок научится понимать свои чувства и эмоции, если он сможет ими управлять (а не наоборот), и если он будет понимать чувства и эмоции других людей - то ему будет очень легко взаимодействовать с окружающими, он сможет в будущем управлять событиями своей жизни, у него будет намного больше возможностей реализовать свои планы и мечты.

Как обучать ребёнка эмоциональному интеллекту

1. Регулируйте свои собственные эмоции. Показывайте хороший пример

Когда ребёнок находится во власти чувств и эмоций, даже самые разумные родители часто начинают выходить из себя, вместо того, чтобы помочь ребёнку лучше разобраться в том, что с ним сейчас происходит. Пожалуйста, запомните: когда ребёнок охвачен сильными эмоциями, ему нужна ваша поддержка и помощь, чтобы он научился лучше себя понимать и управлять своими состояниями. Им нужно чувствовать рядом сильного, спокойного, уверенного родителя.

Дети не всегда будут делать то, что вы им говорите. Но они всегда будут делать то, что вы сами делаете. Дети учатся управлять своими эмоциями у нас, взрослых. Когда мы остаёмся спокойными в сложных эмоциональных ситуациях с ребёнком, то он получает от нас сигнал, что ничего страшного не происходит, всё под контролем. Вы можете в этот момент представить себя большим глубоким глиняным сосудом, который сейчас способен в себя вместить любые детские эмоции.

Наше спокойствие во время эмоциональной детской бури учит детей тому, как можно управлять своими чувствами и успокоить себя.

Многие из нас довольно хорошо справляются со своими чувствами и эмоциями, когда дело касается разных ситуаций вне дома (публичные места, работа, отношения с друзьями). Но как только дело касается ребёнка, то мы очень быстро выходим из себя и теряем контроль над своими эмоциями: кричим, ругаемся, обвиняем, хлопаем дверями, угрожаем, иногда применяем физическую силу… Важно понимать, что всё это ничему хорошему ребёнка не учит. Наоборот, мы падём ему таким образом плохой пример.

Очень важно в отношениях с ребёнком оставаться спокойным и уравновешенным, потому что вы постоянно показываете вашему ребёнку пример того, что можно и что нельзя делать в отношениях с другим человеком.

Обвинения, крики, угрозы и наказания не принесут вам нужных результатов. Возможно, вам будет легче, потому что вы «выпустили пар», но ребёнок в такой ситуации ничему не научится. Ему нужны понятные (а маленьким детям – многократные) , четкие границы дозволенного, которые поддерживают все взрослые, проживающие с ребёнком, последовательное поведение с вашей стороны, спокойствие, уважение и обязательно эмпатия (сопереживание).

«Моя хорошая. Я знаю, что тебе тяжело сейчас закончить эту игру, но ты сможешь поиграть в неё завтра. Сейчас нужно попрощаться с игрушками, вот так «До свидания игрушечки, до завтра». Я понимаю, что ты расстроена и что хочется ещё, но сейчас время укладываться спать. Нужно, чтобы у нас ещё осталось время почитать, верно? Что мы будем с тобой читать сегодня? Пойдём, выберем».

«Сынок, ты знаешь, что у нас дома есть правило: Не прыгать на диване. Прыжки ломают диван. Если он сломается, нам придётся его выкинуть, а мы его очень любим. Я вижу, что тебе сильно хочется попрыгать. Давай мы положим подушки от дивана на пол и ты можешь попрыгать на них. Давай это сделаем вместе, помоги мне. На диване больше не прыгай, пожалуйста. Можешь сам в следующий раз положить диванные подушки на пол».

2. Разрешайте ребёнку проявлять любые эмоции. Ограничивайте только его нежелательные действия

Конечно, необходимо ограничивать ребёнка в определённых действиях, которые могут нанести вред ему, окружающим людям или каким-то вещам. Например, ребёнку нельзя переходить дорогу, не держа вас за руку, нельзя бросать еду на пол, толкать сестру, играть стеклянными или острыми предметами и т.д. В любой ситуации, в которой поведение вашего ребёнка недопустимо, дайте объяснение, установите ограничение, предложите альтернативу, если это возможно.

Ограничивайте ребёнка в действиях, но при этом позволяйте ему проявлять свои чувства и эмоций в связи с наложенным запретом (разочарование, досада обида, злость, недовольство).

Детям необходимо показать нам, как они себя чувствуют и им важно, чтобы мы это увидели и услышали. Вместо того чтобы отправлять ребёнка «в свою комнату успокоиться» (таким образом, вы оставляете ребёнка один на один с этими сильными и пугающими эмоциями), прижмите его к себе, оставайтесь рядом, скажите ему мягким и уверенным голосом: «Понимаю, ты сейчас очень разозлилась и расстроилась, это нормально, я тебя понимаю. Всё будет хорошо, вот увидишь, ты справишься» .

Когда ураган эмоций пройдёт и ребёнок успокоится, он почувствует более глубокий эмоциональный контакт с вами, потому что вы поддержали его и помогли ему в сложный момент пережить это внутреннее «торнадо».

Ваша задача – помочь ему успокоиться. А вот когда ребёнок уже успокоился с вашей помощью, вот тогда наступает время объяснить ему, что, например, грубые слова говорить не нужно, потому что это очень обидно. Вместо этого можно сказать «Я ужасно злюсь на тебя» и, например, потопать ногами (подробно о том, как помогать ребёнку справляться с гневом я рассказываю на вебинаре .)

Объясняйте ребёнку правила и обучайте его на будущее после того, как он успокоится, а не во время его эмоциональной бури.

С вашей помощью он научится быстрее справляться со своими сильными чувствами и не будет ощущать себя отверженным и одиноким. Принятие чувств ребёнка и поддержка его в трудную минуту - первый шаг на пути к тому, чтобы он научился сам управлять своими чувствами.

3. Постарайтесь разобраться, какие чувства и потребности являются причиной нежелательного поведения ребёнка

Все дети хотят теплых и хороших отношений со своими родителями. Без исключения. Они хотят быть хорошими в наших глазах и чувствовать наше одобрение. То, что мы называем «плохим поведением» происходит из-за сильных чувств и эмоций, с которыми ребёнок не в состоянии справиться, а также потому, что некоторые важные потребности ребёнка не удовлетворяются.

Если вы не обращаете внимание на то, что на самом деле стоит за нежелательным поведением ребёнка, то его поведение может со временем становиться просто невыносимым.

Пример 1:

Ребёнок «плохо себя ведёт»- капризничает утром перед садиком.

Настоящая причина такого поведения – ребёнок не хочет расставаться с мамой.

Вместо того чтобы ругать ребёнка за капризы, угрожать или повышать голос, покажите, что понимаете настоящую причину его поведения:

«Я понимаю, что тебе сегодня с утра совсем не хочется расставаться с мамой. В садике много всего хорошего, но ты по мне всё равно скучаешь. Давай я тебя заберу сегодня пораньше из садика, и заобнимаю тебя вот так вот… а потом защекочу ещё вот так вот… а потом ещё зацелую вот так вот … А потом мы придём домой и во что-нибудь вместе поиграем. Договорились?»

Пример 2:

Ребёнок «плохо себя ведёт» – упрямится, не хочет слушать ваши объяснения, хочет всё сделать сам, хотя пока у него это не очень получается.

Истинная причина такого поведения – желание почувствовать свою значимость и важность.

Вместо того чтобы внушать ребёнку, что у него «всё равно ничего не получится» без вашей помощи и ругать за то, что он хочет все сделать сам, скажите:

«Понимаю, что тебе всё это хочется сделать самому. Замечательно. Очень хорошо, что ты хочешь всё попробовать сделать сам. Если тебе нужна будет моя помощь, просто позови меня, я тебе с радостью помогу.»

Пример 3:

Ребёнок утром «плохо себя ведёт», не в настроении, .

Настоящая причина такого поведения – очень поздно лёг вечером спать, не выспался.

Вместо того чтобы ругать ребёнка, что он «ноет с утра пораньше», скажите:

«У тебя такое настроение, моя хорошая, потому что ты вчера поздно легла спать и не выспалась сегодня как следует. Думаю, нам нужно стараться раньше ложиться спать по вечерам. А пока давай мы с тобой просто поваляемся вместе и я тебе почитаю интересную книжку.»

Продолжение следует…

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям к этой статье.

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.

Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

Читайте также:

Спасибо,очень дельные советы.Именно так я стараюсь вести себя со своими детками

2016-05-03 08:23:16

Ваше сообщение...

2016-05-02 14:53:52

Екатерина, добрый день! А что делать, если у ребенка (сын 9 лет) сильный приступ истерики (слёзы, крик, лицо искажается гримасой), но очень кратковременной. Быстро отходит. Но в момент, когда это случается, мои попытки успокоить отвергаются, меня не подпускает, может даже кулаком пригрозить. Сам по себе очень спокойный, стеснительный, но в такие моменты его не останавливает даже присутствие незнакомых людей. Например, случай в музыкальной школе: учительница предложила ему участвовать в концерте, так он как только вышли из кабинета, взорвался бурными эмоциями с криками (никаких концертов! и пр.). Страх выйти перед публикой. Или в парке аттракционов прокатился на одном аттракционе типа американских горок, но, очень гораздо меньше. Дочке 6 лет и ей понравилось, а он испугался, и, как только остановились, разразился истерикой с криками типа "Это самый худший аттракцион в жизни!" и т.д. я спокойно с ним говорю, успокаиваю, но от меня отмахивается. Помогает только быстро отвлечь, например, другим аттракционом. Я понимаю, что он испугался, но такая бурная реакция обескураживает... Переключение внимания работает, но ведь в таком возрасте хочется, чтобы выброс эмоций происходил уже более контролируемо. Заранее благодарю.

Марина Балашова

2016-05-05 13:06:26

Екатерина, спасибо больше за всё, что Вы делаете для нас, для родителей! Очень полезная информация, впрочем как и всегда, всё что я читаю и слышу от Вас. Обычно потом делюсь информацией с мужем или даю послушать, обсуждаем, а потом помогаем друг другу применять на деле ваши рекомендации. Думаю, как нам повезло, что когда-то мы нашли Вас) Слава Богу! Всегда читаешь и видишь себя и свои отношения с ребенком, понимаешь свои ошибки, т.к. начинаешь ясно понимать его чувства, переживания и, наконец, ожидания ребёнка от меня, от родителя. Со всем в статье согласна, так как уже давно слушая ваши вебинары и применяя советы на практике, вижу результаты на наших отношениях с детьми, они стали более глубокими, доверительными, по-настоящему добрыми, гораздо меньше истеричного поведения, агрессии, обвинений, обид. Старшая, а теперь и младшая стали делиться какими-то своими сокровенными секретами, внутренними переживаниями - обычно вечером перед сном наедине что-то рассказывают и спрашивают совета: а ты бы как поступила? Мы ходим в православный храм и ваши рекомендации по воспитанию идеально созвучны с советами нашего батюшки, он тоже говорит о том, что детям нужно наше родительское внимание, абсолютное принятие и любовь, не зависимо от их поведения, и еще, что мы, родители, часто хотим управлять и командовать детьми, "строить" их (всё от нашего властолюбия, каких-то комплексов), а таким способом ничего не построишь, дети только разочаровываются и отдаляются от нас. Желаю всем нам быть добрыми разумными родителями - детям на радость!

2016-05-04 12:39:34

Екатерина, спасибо за статью! главное - научиться справляться со своими эмоциями, потому что они сразу "застилают мозг", как только ребенок сильно закапризничал. И не хватает спокойствия и выдержки. Получается противоречие - ребенка учим - не бей никого, не кричи, а сами первые это делаем - ударяем кроху, когда он кричит, вместо того, чтобы понять его и орем благим матом, понятно, что переорем, но мы выпустили пар, а он нет... Господи, помоги справиться с собой! Всегда поражаюсь, как мамы приемных детей справляются с ними, а мы со своими, родными, любимыми, долгожданными не можем... Вот такие эмоции раскаяния после Ваших статей. Господи, дай спокойствия и выдержки!

Виктория

2016-05-03 19:03:23

Екатерина, подскажите, пожалуйста, как быть, если ребенок не может успокоиться, а накручивает себе еще больше эмоций. Ситуация такая: сын (4 года и 8 месяцев) ноющим голосом говорит: "Мама, у меня портится настроение, успокой меня". Я стараюсь его развеселить, пощекотать. Он начинает смеяться. Через 5 минут начинает ныть и хныкать и опять просит успокоить. Щекотка не помогает. Идем в спальню обниматься. Сидим минут 10, успокаивается, смеется. Только выходим из спальни, начинается опять то же самое. Я начинаю злиться, потому что время идет, а я ничего реально не могу сделать, и младшая дочь уже тоже начинает требовать внимания к себе. И так продолжается до тех пор, пока я уже не начинаю рычать и предупреждать, что я уже очень злюсь, так как мы теряем время, а он не хочет успокаиваться и сам себя загоняет. Тогда уже сын начинает реветь, я - ругаться, потом садимся опять в спальне и успокаиваемся еще минут 15, и только тогда успокаивается окончательно и переключается внимание на игру. Я уже без сил и энергии, и играть с детьми уже нет ни желания, ни времени. Что можно предпринять в этой ситуации, чтобы не доводить до такого?

В наше время никто не сомневается в необходимости обладания эмоциональным интеллектом. Очевидно, что для того, чтобы быть социально успешным, мало обладать запасом знаний, умений и навыков. Важно уметь видеть, замечать, различать свои чувства и чувства других людей. Понимать эффект, который вы производите. Все чаще важно не «что» вы делаете, а «как».

Простой способ развития ЭИ у ребенка

Взрослые книги про развитие эмоционального интеллекта уже давно пользуются популярностью. Для детей существуют целые курсы, хотя есть и волшебный по своей простоте способ овладеть эмоциональным интеллектом легко и непринужденно - чтение детям книг с раннего детства. Книг, в которых происходят события разной переживательной сложности и поляризации. Это действительно отличный способ развить у ребенка эмоциональный интеллект.

Весь спектр эмоций

В книгах мы можем найти все: переживание страха, стыда, радости, горя, вины, наивности, мести, злости, гордости, единения. Прочитать, как персонажи переживают эти чувства, в каких случаях люди их испытывают, как справляются и куда эти чувства их ведут. Впитывая эту информацию, не в виде обучения, не в виде скучных лекций, а в виде интересных историй, ребёнок обучается эмоциональному интеллекту, овладевает им.

Почему именно книги?

Играя в компьютерные игры, такого результата не достичь. Там можно ругаться, драться, даже убивать кого-то. Но там нет объяснений к чему это ведет. Важно лишь достигнуть цели.

А в жизни человек сталкивается и общается с живыми людьми, которые реагируют на одно и то же действие не всегда одинаково. Для любителей компьютеров стираются эмоциональные составляющие. Тонкость чувств пропадает. Ребенок вырастает слишком роботоподобным с точки зрения эмоционального интеллекта. А книги учат эмпатии, успешной социализации человека.

Какие книги для развития эмоционального интеллекта ребенка можно прочесть?

Чем больше книг вы будете читать сами и своим деткам, тем легче будет прокачиваться эмоциональный интеллект всех членов семьи. Постарайтесь выбирать для детей книги, где есть неоднозначные герои, различные ситуации, эмоции и переживания. Ниже лишь малая часть тех книг, которые вы можете прочитать.

Наталья Кузярина
Развитие эмоционального интеллекта у детей

Существенным фактором успешности человека в жизни, не только взрослой, но и во время дошкольного и школьного детства, является уровень его интеллекта - ряда умственных (логических, вербальных, математических) способностей. Но человек обладает еще и совокупностью других, не ориентированных на логику, способностей, таких как чувства, переживания, эмоции , отношения. В этом случае говорят об эмоциональном интеллекте .

Эмоциональный интеллект – это знание и использование собственных эмоций , способность человека к эмпатии и отношениям с другими людьми. Составляющими эмоционального интеллекта являются :

1. Знание собственных эмоций . Узнавание своих чувств в момент их появления, способность наблюдать свои чувства являются решающими для понимания самого себя. Тот, кто знает свои чувства, более успешен в жизни, ясно понимает, что он действительно думает о своих личных решениях от выбора спутника жизни до выбора профессии.

2. Способность конструктивно обходиться с эмоциями . Нужно так обходиться со своими чувствами, чтобы они были адекватны ситуации. Это означает не только, что нельзя радоваться чужому горю, вымещать зло на невинном, но и значит, что человек способен успокаивать самого себя, избавляться от страха, мрачного, подавленного настроения, раздражительности, агрессии и т. п. Тот, у кого не развиты такие способности , будет постоянно бороться с тяжелыми переживаниями, эмоциональными проблемами . Кто обладает ими, тот гораздо быстрее восстанавливает стабильное эмоциональное состояние и более устойчив к неудачам и испытаниям.

3. Способность использовать эмоции в деле . Поставить эмоции на службу достижения какой-либо цели очень важно для нашего внимания, мотивации, успешной деятельности, креативности. Способность управлять эмоциями , не быть рабом спонтанных эмоциональных импульсов , уметь отказываться от немедленного результата в пользу долгосрочных целей – основа успеха любого рода деятельности.

4. Эмпатия - способность человека чувствовать и понимать чувства других людей, эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства; способность к пониманию и сопереживанию.

Способность знать о том, что чувствуют другие люди, является основой знания людей. За отсутствие эмпатии приходится дорого платить в социальной жизни. Кто умеет чувствовать состояние других людей, тому будет легче воспринимать скрытые социальные сигналы, которые дают понять, что хочет другой человек. Эмпатия особенно необходима во всех социальных профессиях : учителям, воспитателям, медицинскому персоналу и всем, кто работает с людьми, и особенно – с детьми. Нужна она и родителям.

5. Способность к отношениям. Искусство отношений во многом зависит от понимания и обхождения с чувствами других людей, т. е. от эмпатии. От наличия или отсутствия этой способности зависит, как относятся к вам другие, и насколько эффективно вам удается наладить контакт с людьми, т. е. социальная компетентность или некомпетентность.

Некоторые исследователи под эмоциональным интеллектом подразумевают свойства человека, весьма близкие обыденному понятию «характер» . Дело не в противопоставлении чувств, эмоций , сердца холодному здравому рассудку, а во взаимодополнении и равновесии их. Только тот, кто умеет воспринимать свои чувства (гнев, печаль, радость, страх и т. п., идентифицировать их (знать, что чувствует или чувствовал, контролировать, умело обходиться с ними, является человеком с , а значит с высоким самосознанием, способностью управлять собой, понимать других людей, идти на компромисс.

Только человек с развитым эмоциональным интеллектом способен оптимально использовать свой логический интеллект . Человек, не осознающий свои чувства, не дающий себе отчета в том, что он чувствует, бывает жертвой приступов неконтролируемых чувств и эмоций , часто ведущих к неадекватному поведению, неверной оценке ситуации, трудностям в контактах с людьми, агрессивному поведению и даже насилию. Люди, проявляющие агрессию, не осознают, что чувствуют и переживают их жертвы. Неразвитость собственных чувств ведет к нечувствительности к чувствам других.

Не менее важно понимать чувства других. Эта способность человека имеет решающее значение в различных ситуациях социальной жизни – в семье, школе, профессии, - для эмоционально «правильного» (корректного) общения людей друг с другом. Поэтому способность понимать и правильно обходиться с чувствами других людей, выражающихся в их мимике, жестах, интонациях, словах – также неотъемлемая составная часть эмоционального интеллекта .

Маленькие дети способны непроизвольно сочувствовать другим людям, когда те плачут, а также растениям и животным. Но будут ли развиты эти естественные задатки эмпатии, зависит не от врожденных способностей, а от воспитания. Решающую роль при этом играют родители и педагоги, которые служат детям примером. Учителя и близкие ребенка, обладающие высокоразвитой эмпатией , способны воспитать чуткого, доброго, отзывчивого, понимающего других человека.

Начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии , различных зависимостей, депрессий, проявлений жестокости, преступности и других тяжелых явлений современной цивилизации.

Воспитание доброты, сочувствия, отзывчивости, гуманности, терпения, усидчивости, стремления доводить начатое дело до конца является неотъемлемой частью ежедневных занятий и игр с детьми, как в детском саду, так и дома. И этим, безусловно, занимаются и педагоги, и родители. Сложнее обстоит дело с развитием способности к отношениям со сверстниками и взрослыми. Здесь очень важна психопрофилактическая работа с детьми, заключающаяся в умении найти правильный подход к воспитанию каждого ребенка. Хороших послушных детей легко воспитывать , а вот с «трудными» - трудно.

Агрессивных детей следует учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.). Нужно помнить, что причинами агрессивности ребенка могут быть не только недостатки семейного воспитания и низкий уровень эмоционально-волевой сферы , но и негативное отношение взрослого (педагога, родителя) к ребенку. У детей в возрасте 5-7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом. К открыто конфликтующим детям нужно проявлять любовь и чувство симпатии, независимо от их поведения, необходимо исключать ситуации, провоцирующие ребенка на конфликт, поднимать статус ребенка на фоне других детей (порицание с глазу на глаз, а похвала на фоне коллектива) . Замкнутых, тайно конфликтующих детей необходимо ставить в активную жизненную позицию, повышать их самооценку, статус в коллективе, делать первыми помощниками воспитателя, развивать эмоции , интерес к товарищам через поручение важных ролей и особых заданий, поощрять за самые малые достижения.

Система поощрений и наказаний должна быть очень гибкой. Наказание не должно унижать ребенка. Нужно избавлять детей от вредных привычек , поддерживать успехи, помогать им осознавать свои достижения и все, что они делают хорошо.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо :

Опираться на его сильные стороны;

Избегать подчеркивания промахов;

Показывать, что вы удовлетворены им;

Уметь и хотеть демонстрировать свою любовь к нему;

Избегать дисциплинарных наказаний;

Проявлять эмпатию и веру в ребенка;

Демонстрировать оптимизм;

Чаще применять слова поддержки («Я уверена, что ты все сделаешь хорошо» , «У тебя все получится» , «Ты делаешь это очень хорошо» и т. п.) и избегать слов, выражающих разочарование и разрушающих веру ребенка в себя («Ничего-то ты не можешь» , «Это для тебя слишком трудно» , «Опять у тебя ничего не получается» ).

Не следует путать поддержку с похвалой. Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Похвала заключается в том, что ребенка хвалят за что-то хорошее или за какие-то успехи в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе. Когда взрослый выражает удовлетворение от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать или делать новые попытки. Поддерживать детей можно с помощью :

Отдельных слов («красиво» , «аккуратно» , «прекрасно» , «здорово» , «продолжай» );

Высказываний («Я горжусь тобой» , «Мне нравится, как ты работаешь» , «Я рада, что ты мне помог» , «У тебя все идет прекрасно» );

Прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка) ;

Совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, играть с ним, слушать его) ;

Выражения лица (улыбка, кивок) .

При обучении искусству отношений используются разнообразные этические беседы и дискуссии, решение проблемных ситуаций, имитационные и ролевые игры, элементы психогимнастики, чтение и обсуждение художественных произведений, просмотр и анализ фрагментов видеозаписей, обыгрывание ситуаций, социально-поведенческие тренинги, рисование на заданную тему и т. д.

Детский сад выполняет социальный заказ общества (родителей) : подготовить детей к обучению в школе . Под готовностью многие понимают набор способностей и навыков, непосредственно задействованных в обучении, - прежде всего уровень когнитивного (познавательного) развития , внимание, память, логическое мышление, координацию глаз – рука и т. п. Но важна также роль социального и эмоционального компонента , а развитие социальной компетентности и эмоциональной сферы ребенка некоторые педагоги и исследователи признают главным элементом понятия «психологическая готовность к школе» .

В продолжение темы:
Истина где-то рядом

Добрый день, дорогие рукодельницы! Мы любим праздники, потому что ожидаем чего-то хорошего и веселого? Но особый трепет вызывает особое и светлое торжество, это Пасха . На...

Новые статьи
/
Популярные