Почему сериал "Доктор Кто" так испортился с приходом Двенадцатого Доктора? Собирая бусины, или клара кто Что любила готовить клара доктор кто.

↭↭●●☆Основное ☆●●↭↭

Впервые появляется в первом эпизоде седьмого сезона «Изолятор Далеков» в качестве Освин Освальд. Является постоянной спутницей Одиннадцатого Доктора

с 6 серии седьмого сезона «Колокола Святого Иоанна». Путешествует с Двенадцатым Доктором на протяжении восьмого и девятого сезонов.

↭↭●●☆Встречи с Доктором☆●●↭↭

Или же Загадка Клары

В сериале можно наблюдать три различных «версии» Клары Освальд, которые появляются в различные эпохи при различных обстоятельствах на протяжении седьмого сезона.

Первая встреча Клары и Докторапроисходит в серии «Изолятор Далеков», где Клара называет себя Освин Освальд. Таким образом появляется первая «версия» Клары - Освин Освальд, которая является далеком и в конце концов умирает, спасая Доктору жизнь. В этот раз Доктор так и не увидел её лица и слышал лишь её голос.

Следующая встреча Клары и Доктора происходит в викторианскую эпоху в рождественской серии 2012 года «Снеговики», когда Клара, выходя из трактира «Роза и Корона», замечает внезапно появившегося снеговика. В тот момент мимо проходил Доктор, и Клара поинтересовалась у него, не он ли слепил снеговика, на что тот ответил отрицательно. Клара назвала Доктору своё имя, на что он ответил, что это хорошее имя, и уехал, не желая заводить новых знакомств после потери своих спутников Эми Понд и Рори Уильямса, а недовольная его отказом Клара догнала карету. В течение серии Доктор узнает о второй «версии», известной как Клара Освин Освальд и отходит от депрессии, спасая мир. В конце серии вторая версия Клары также умирает, а Доктор осознает, что она - та же девушка, которая умерла в изоляторе Далеков, и отправляется на её поиски.

Встреча с третьей версией Клары подробно показана в событиях серии «Колокола Святого Иоанна». Перед зрителями предстаёт третья «Клара» - Клара Освальд из XXI века. В этой серии Клара получает компьютерные навыки, это также является отсылкой к первой Кларе, которая была хакером и сумела взломать все системы убежища далеков.

↭↭●●☆Невозможная девчонка☆●●↭↭

Сам Доктор называл Клару невозможной («She’s not possible!») именно из-за её главной загадки. В конце сезона выясняется, что существует гораздо больше версий Клары, миллионы, и причина этому - то, что она следом за Великим Разумом вошла во временную линию Доктора, чтобы исправить последствия действий Разума и спасти Доктора. Это разделило её на множество версий, сопровождающих и помогающих Доктору в каждой его регенерации (точнее от Первого Доктора до Одиннадцатого), настоящую же Клару Доктор сумел спасти и продолжает путешествовать с ней.

Сейчас будет длинно, sorry about that.

Допустим, сериал действительно испортился. Что об этом говорит? Да, в общем-то, ничего, кроме снизившихся рейтингов и мнений отдельных пользователей. Но фишка с рейтингами в том, что они уже довольно давно медленно и верно снижаются, и судя по тому, что я читала на эту тему, это вовсе не связано с ухудшением качества - просто для подсчета рейтингов используется старая система, учитывающая только просмотры по ТВ, в то время как с каждым годом (особенно в сравнении с нулевыми) все больше людей смотрят сериалы через интернет на соответствующих сервисах - и все меньше пользуют телевизор, отсюда все меньше рейтинги. Мнения отдельных пользователей - это мнения отдельных пользователей, недовольных всегда было много, а уж что творилось, когда ушел Теннант и пришел Смит - это вообще другой разговор.

Отсюда следующий вопрос - почему вам (и не только вам) кажется, что сериал испортился именно с приходом Двенадцатого? Тут опять же причин несколько. Главные две жалобы, которые слышны чаще всего: он, Двенадцатый, старый и злой. Злых вообще мало кто любит, но обе проблемы, в общем-то, отчасти связаны с тем, что большинство зрителей ДК не смотрели классику и либо вообще не знают, что Доктор не всегда был парнишкой с виду лет 30-ти, либо почему-то уверены, что с каждой инкарнацией он должен становиться моложе и Капальди сломал систему и вообще он неправильный. По той же причине они не могут оценить приближенность поведения Двенадцатого к характеру некоторых Докторов в олдскуле - люди привыкли, что он веселый и дружелюбный дамский угодник или ребячливый паренек, и контраст с Капальди так велик, что вызывает отторжение. Если присмотреться, можно понять, что на самом деле Двенадцатый очень даже добрый и эмоциональный, но присматриваться хотят не все.

Что там дальше? Клара. Люди, не вполне понимающие, что значит "Мэри Сью", любят приписывать это понятие Кларе. В 7-м сезоне она была слишком идеальна, и это было проблемой, в 8-м она перестала быть идеальна, и проблемой стало это, в 9-м ее стало "слишком много", и вот вам новая проблема. Кто проблему ищет - тот ее найдет. Мне до сих пор не совсем понятно, каким образом Клара стала в сериале главнее Доктора и в чем это проявляется, потому что утверждающие это люди обычно свою мысль примерами не подтверждают - они просто ее повторяют друг за другом.

Что касается сюжетов и примера с песочными людьми - в качестве контраргумента можно привести серию 4-го сезона о том, как из тел людей выделялся жир, волшебным образом превращающийся в живое разумное существо (то, что жир был миленький, вряд ли служит оправданием нелепости происходящего), или про пришельца с чубчиком, который втягивал в себя людей, а девушка, от которой осталось только лицо в плитке, как-то ухитрилась выжить, или про другого пришельца, который опять же волшебным образом запихивал людей в свои рисунки. ДК всегда был немного абсурден, в том числе в этом его прелесть, если кто-то хотел строго научную фантастику, он еще 9-ю сезонами назад ошибся сериалом. И да, я безусловно согласна, что хромые серии время от времени встречаются - например, про лес в 8-м сезоне, обе серии про Эсхильду в 9-м, да и про песочных не слишком фонтан. Но please, эти хромые серии были всегда, как минимум раз на сезон. Я могу припомнить только третий сезон, где в принципе все серии довольно сильные, но как раз третий сезон мало кто любит, не считая неморгая и арки про Мастера. А не любят его из-за Марты, которую, в свою очередь, не любят только потому, что она идет после Розы и тоже была влюблена в Доктора. Но это так, к слову.

Насчет того, почему все это происходит, у меня есть пара теорий. Не правил и не фактов, а скорее догадок. Может быть, людям просто надоедает смотреть, нечасто бывает, что страсть к чему бы то ни было сохраняется дольше нескольких лет. После печальных примеров Лоста, ОУАТа, Сверхъестественного в сериальной среде бытует мнение, что сериалу просто суждено слиться через определенное количество сезонов, и люди, плохо знакомые с историей ДК, выдают нечто типа "главное, чтобы закрыли вовремя, а не то сольется, 9 сезонов - это уже очень много, вот Суперы скатились еще после какого-то там". Но эти товарищи забывают, что этот сериал уже как-то ухитрился остаться тортом за 50 лет, в нем постоянно меняются главные герои и сценаристы, и обычные правила вроде "спустя три сезона у сценаристов обязательно заканчиваются идеи, они начинают высасывать из пальца, и сериал сливается" к ДК неприменимы. Да, похожие серии вроде шаблона еще времен классики "база под осадой" встречаются, но авторам хватает мастерства их все поставить так, чтобы было ново и интересно.

То есть, возможно, человек или просто устает смотреть, или начинает думать, что сериал сливается, потому что ну так принято, столько сезонов вышло, пора бы ему уже слиться, по-другому не бывает.

Еще одна моя теория - возможно, Двенадцатый Доктор стал первым Доктором, который пришел в сериал на глазах тех, кто считает, что именно после его прихода сериал испортился. Что-то вроде синдрома утенка, только не совсем. То есть вы приходите в фандом, положим, году в 2012-м - Одиннадцатый уже два года в сериале, не говоря уже обо всех предыдущих Докторах и спутниках, и его вы воспринимаете как должное и нисколько не сомневаетесь, что он именно такой Доктор, каким должен быть. Но через год вы наблюдаете, как Смит уходит и приходит Капальди. Капальди - новенький, он пришел позже вас, и теперь вам для себя решать, соответствует он вашим сформировавшимся требованиям или нет, вы подвергаете его сомнению, он вам должен доказывать свою состоятельность в качестве Доктора. Вы смотрите с ним серии онгоингом и у вас гораздо больше времени, чтобы в нем засомневаться, чем когда вы просто залпом смотрите все вышедшие серии с предыдущими Докторами. А чем больше вы размышляете о сериях, тем больше у вас шансов найти в них недостатки, и это касается всех серий вообще. Еще, как я заметила, на восприятие влияет вынужденный онгоинг-просмотр не в озвучке, а в оригинале или с субтитрами - это не так привычно для нас, и поэтому новые серии могут нравиться чуть меньше. Ну и из-за всего этого то, что вышло после вас, вам может нравиться меньше, чем то, что было до.

Это все, конечно, не закон, банальные предпочтения никто не отменял - кому-то какой-нибудь перс не нравится внешне, не нравится характером, еще что-нибудь, но в целом, я думаю, нельзя сказать, что ДК испортился - по сути своей он остается примерно прежним, меняется восприятие зрителей. Со вкусами своими не подерешься и любить никто никого ничего не заставляет, но мне кажется, следует хотя бы относиться ко всем эрам справедливо и не ругать одну за то, на что закрываешь глаза в другой. Просто что-то нравится больше, а что-то меньше.

Отвечу за Клару Сью. Насколько я помню, на Трензалоре она скопировала себя по всему таймлайну Дока, став его типа "ангелом-хранителем" а в последнем появлении вообще вылезла за секунду до смерти, дабы путешествовать с Арьей на свежеукраденной тардис пока ей в прямом смысле жить не надоест. Потому что теперь она, видите ли, умереть не может, кроме как в фиксированном моменте своей смерти, став по факту неубиваемой.

Проблема с Капальди не в Капальди, а в сценарной импотенции, в которую скатились ответственные за это люди: роботы, которые строят кожаный воздушный шар; Робин Гуд, сбивающий из лука звездолёт потому что а почему бы и нет; дракон, который не успев вылупиться, откладывает яйцо размером с самого себя. Кто на что устал смотреть? Сюжет серий скатывается в бред сумасшедшего. Из околонаучной фантастики сюжеты скатываются в откровенные сказки и буффонаду (как пример словесные перепалки Дока с Робином, мать его, Гудом).

Сериал скатился не потому, что всем приелся, а потому что стал выглядеть как пародия на самого себя с Роуэном Аткинсоном из конца девяностых-начала нулевых. Да. Там был Мастер с лифчиком и в конце пародии док переродился в женщину. Ничего не напоминает?

Вместо захватывающих сюжетов типа "не моргай" или "тишины в библиотеке" мы получили кожаный шар. Кожаный, б*%ть, шар.

Ну и Коулман с Капальди стали последними хорошими актёрами на главных ролях в сериале. Билл не определилась - переигрывать ей или недоигрывать, Докторша тоже часто переигрывает. Актёрская игра и качественный сюжет. Где они. Ау! Качество сериала упало, Карл.

Ответить

Ну скопировала и скопировала, ну не может и не может:D Это не делает ее Сью. Сью - это плоский, бесхарактерный, неправдоподобно идеальный персонаж. Про Клару такого просто нельзя сказать, потому что она не плоская, не бесхарактерная и далекоооо не идеальная. Очень важный сюжетно перс - еще не синоним Сью. Если так судить, то сам Доктор был и остается главной Сью сериала, но на это почему-то никто не жалуется.

Примеры нелепости в ответ на ваши кожаные шары я уже привела в изначальном своем комментарии. У кого кожаный шар и глазная слизь - у кого пришельцы из жира, газы Сливинов и Поглощун, втягивающий лица и отпечатывающий их у себя на пятой точке. Кожаный шар вызывает скорее неуютное ощущение, а метеоризм Сливинов - скорее легкий фейспалм. Так почему РТД подобное можно, а Моффату нет? Так уж ли непредвзяты те, для кого при РТД это нормально, а при Моффате жуть жуткая? XD Именно это и наводит на мысль, что человек просто остывает к сериалу и начинает критично воспринимать в новой эпохе то, на что в старой эпохе раньше прекрасно закрывал глаза и даже сейчас воспринимает через розовый флер ностальгии. И тогда дело в человеке, а не в сериале.

Вопрос Докторши в этом треде вообще не поднимается, если вы обратили внимание, речь о том, что сериал испортился с приходом именно Капальди, которого вы как раз назвали хорошим актером. Эра Чибнелла идет отдельно, и судить ее надо отдельно, Моффат к ней не имеет отношения.

Претензий к тому, что большинство серий эры Моффата не доходят уровнем до Неморгая и Тишины, вообще не понимаю - вы бы сами попробовали писать не по одной-две серии в год, а весь сезон целиком тянуть, писать из него не меньше трети, а то и половину серий, чужие сценарии редактировать и переписывать, продумывать масштабные сезонные арки, совмещая это с работой исполнительного продюсера и рассредотачивая свое внимание между тысячей дел вместо одного - ясное дело, уже физически невозможно будет выдавать шедевр за шедевром. Большинство серий РТД, заметьте, до захватывающих сюжетов типа "не моргай" или "тишины в библиотеке" тоже не очень дотягивают, потому что в эпоху этих серий РТД был шоураннером и занимался всем тем же, что я перечислила выше. Вместе с тем и он, и Моффат вполне справлялись с задачей регулярно выдавать качественные и интересные серии. "Слушай", "Экстремис", начало 9 сезона, финалка 10 сезона тому в доказательство, и это я даже не упоминаю "Хевен сент". Даже с учетом того, что к 10 сезону Моффат явно устал, поддерживать сериал на захватывающем уровне ему все равно удавалось. И общественная реакция на 11 сезон Чибнелла, который при всех своих плюсах вышел скорее просто нормальным, но вряд ли очень захватывающим, это доказывает.

Ответить

Прокомментировать

На мой взгляд, Двенадцатый как персонаж тут не при чём. Вернее... ладно, попробую по порядку.

Сложно сказать, что творится там, в сериальном закулисье на самом деле: возможно, Стивену Моффату стало скучно заниматься одним и тем же проектом на протяжении стольких лет, возможно, большие сезоны не самый комфортный для него формат, но факты остаются фактами, - рейтинги ДК с новым сезоном упали так, как не падали уже давно.

Я тоже от серии к серии пытаюсь найти ответ на вопрос: "почему?" и для себя выделяю несколько причин:

1)Логические дыры, неувязки и нелепицы превысили критический предел. Зритель может закрыть глаза на незначительные промахи и логические допущения, если всё остальное выполнено безукоризненно (отличный пример, - "Касабланка", классика кино) и радует его. Но обманывать публику бесконечно, - нельзя. Сценаристы путаются в законах собственного мира, причём законах, установленных не в далёкие шестидесятые, а здесь же, в ньюскуле. К примеру, Доктор, и 11 и 12 неоднократно утверждает, что чья-либо смерть, - момент времени, который невозможно изменить. Более того, 11 почему-то не может попасть в определённое время и место, чтобы спасти своих друзей.

И это после того как 10 преспокойно путешествовал куда хотел и делал что хотел, в том числе, - менял будущее.

Можно списать это не на невозможность, а на нежелание, но нам это каждый раз преподносят как некий постулат.

Далек, который не может выговорить своё имя, Тардис, которая может отвезти на Галифрей Клару, но не Доктора... да тысячи их, практически в каждой серии.

2)Много скучных серий, откровенно плохих серий и самоповторов (в какой уже раз Доктор готовится умирать?). Я долгое время думала что тут дело во мне, - вкусы ведь у всех разные, - но после недавней серии про "сэндмэнов" поняла что настолько меня глючить не может, и всё ОЧЕНЬ плохо.

Рейтинги рванули вниз на серии про Двенадцатого и Давроса. И я прекрасно могу понять людей, которые поменялись в лице, сказали "ну нафиг", и выключили. Во-первых, диалоги ни о чём, пусть и между стародавними врагами, это скучно ("Я хочу увидеть рассвет", - серьёзно?!). Те, кто представляет себе, кто такой Даврос, сразу поняли, что всё происходящее, скорее всего, ловушка (а если нет, то полный ООС всех персонажей), а те, кто впервые увидели эту слизь в кресле просто, наверное, заснули от всех банальностей, которыми эта слизь с Доктором перекидывалась. Очень показательная серия касательно проблем сериала.

Серия про сэндмэнов вообще выглядит бессмысленной, беспощадной и несмешной пародией на сериал. Просто вот вдумайтесь: люди перестали спать, а следовательно перестали протирать глаза и присохшие слёзы, которые на ресницах и в уголках глаз остаются оказались неким разумным организмом, скопились и захватывают человека, превращая его в монстра (он ими обрастает).

Ну и как на это реагировать вообще?

Персонаж, который после Пондов вносил свежую струю, персонаж с интригой, превратился в Мэри-Сью. Произошло то, чего нельзя допускать ни при каких обстоятельствах: Холмс и Ватсон превратились в Холмса и Холмса.

Это уже не Доктор и его спутница Клара, - это Клара и какой-то дед, который возит её в космос.

Двенадцатый плох тем, что он ничерта не прописан, создаётся впечатление, что он просто не интересен сценаристам. По крайней мере, не так интересен, как Клара, у которой есть своя история, свои характерные черты и свои стремления.

Я тут ещё поразмышляла над финалом, и пришла к выводу, что Моффат нехороший человек, а Мисси - Мастер гений. Как всегда, в финале все бусины собираются в ожерелье, и наконец-то нас тычут носом в гениальный план Мисси, объясняя, зачем же она подарила Доктору Клару.
Причём обо всём можно догадаться и раньше, просто надо вовремя подбирать разбросанные по сериям намёки.

Клара, как и Доктор, потеряла мать в детстве. Клара всегда мечтала путешествовать. Характер Клары очень похож на характер самого первого Доктора - того самого, что жил с внучкой в ТАРДИС, сбежав с Галлифрея. А может, и более раннего. Чтобы Доктору стать таким, как девятый и всеми любимый десятый, ему пришлось пройти через множество расставаний, пришлось терять тех, кто ему дорог и просто случайных попутчиков, пришлось жить в ссылке, пришлось сражаться в Войне Времени и чуть не уничтожить собственную планету. Пришлось стать живой легендой, о которой рассказывали по всей Вселенной.
Клара в самом начале пути. Она не Доктор, не Повелительница Времени и даже не галлифрейка. Но она похожа на юного Доктора настолько, насколько вообще на него может быть похожа человеческая женщина.
И тут-то и заключается коварство Мисси. Доктор говорил Эсхильде про однодневок, говорил, почему нельзя путешествовать двум бессмертным. А тут получается, что Доктор вроде бы путешествует с человеком - и в то же время путешествует сам с собой. А хуже одиночества, хуже путешествия с бессмертными для Доктора как раз путешествия с самим собой. Особенно с собой молодым, тем, кто ещё носил имя Доктора, не особо понимая, что оно значит. И для Клары это тоже плохо.
Это плохо ещё и тем, что Клара не может измениться, как Доктор, не может регенерировать в кого-то другого, кого-то, кто не будет прежней Кларой. Присутствие Клары портит Доктора, а присутствие Доктора портит Клару - с каждой встречей она всё ближе к краю пропасти, и всё ближе подталкивает к ней Доктора.
Клара проходит через временной поток Доктора, но для неё встречи с Доктором мимолётны, она не учится там ничему, не успевает учиться. Это для неё как перечитывание дневников у Эсхильды. И в тот момент, когда Клара видит Военного и может чему-то научиться, Доктор просто вырывает её из своего временного потока и ничего не объясняет.
Потому что ему слишком больно.
А потом случается Галлифрей и встреча трёх Докторов. А потом случается Трензалор и регенерация одиннадцатого. А потом случается двенадцатый с кризисом личности и Клара в раздрае. Другая бы спутница поддержала Доктора, вытащила бы его, помогла снова стать Доктором. Но Доктор с Кларой катятся вниз по наклонной, потому что они слишком похожи. А первый Доктор, на которого так похожа характером Клара, насколько я помню, был не особо силён в поддержке.
А потом Клара берёт отвёртку в свои руки и называется Доктором. И становится Доктором. А Доктор видит в ней молодого себя и, возможно, начинает что-то понимать. Но ловушка уже захлопнулась, Доктор уже не может просто отвезти Клару на Землю и оставить там. Они слишком тесно связаны - связаны спасением Галлифрея, связаны тем безумным прыжком во временную линию Доктора, связаны тем же кризисом личности двенадцатого.
А потом - взаимная ложь, расставание, Рождество... То, что должно было разлучить их навсегда, напротив, сплетает непреодолимым страхом потерять друг друга. Клара уже потеряла Дэнни и чуть не потеряла Доктора, Доктор уже чуть было не потерял Клару. Это оглушающий, непобедимый страх. Финальные аккорды замысла Мисси. Доктор и Клара меняются, и меняются не в лучшую сторону. Клара становится самоуверенной до безрассудства, она считает, что с ней ничего не случится - так же, как ничего не случилось с Доктором. Но в то же время безумно, до ужаса боится потерять Доктора. А Доктор так боится за Клару, что готов разрушить Вселенную, чтобы сохранить ей жизнь.
И когда Клара погибает - это урок прежде всего Кларе. Урок, каких Доктор за всю свою долгую жизнь получал множество. Но только Клара - не Повелительница Времени, и потому она погибает окончательно. Погибает, понимая, почему все произошло именно так, погибает, пытаясь в последний момент быть смелой и встретить конец с честью. Как встретил бы его Доктор.
А Доктор... Его самый худший страх сбылся. Более того, с Кларой он потерял не только очередную спутницу - спутники гибли и прежде. Он словно потерял часть себя. И Доктор меняется. Именно там, в исповедальном диске, раз за разом ломая кости об алмазную стену, раз за разом сидя у камина напротив древнего портрета Клары. Мисси достигла своей цели - Доктор практически превратился в Валеярда. И если в диск телепортировался ещё Доктор, то из диска вышел уже далеко не Доктор.
Даже в Воине было больше от Доктора, чем в том, кто покинул исповедальный диск после четырёх миллиардов лет заточения. Ослеплённый яростью и желанием вернуть Клару он готов попрать все свои принципы - да он их и попирал уже, один за другим, путешествуя с Кларой. Там, где кто-то другой бы придержал его, притормозил, Клара его только подначивала - потому что не могла иначе.
Я вот сейчас подумала: не потому ли Доктор простил Клару в тот раз, когда она выкинула в жерло вулкана все ключи от ТАРДИС, что сам при схожих обстоятельствах вполне мог поступить точно так же? Ведь потеряв Клару, он тоже ведёт себя ничуть не лучше. Он спокойно убивает Бентама, а потом говорит, что Бентам всё равно регенерирует, и вообще, для Повелителей Времени гибель ничуть не страшнее насморка. Он выдёргивает Клару из момента до встречи с Вороном, хотя совершенно точно знает, что так поступать нельзя и что время ещё отомстит за такое обращение с ним. Да и по мелочам поступает так, что даже вернувшаяся к жизни Клара в ужасе.
А потом, финальным аккордом, беседа с Эсхильдой, которая все раскладывает по полочкам. И нет, я ошибалась в прошлый раз, когда решила, что тема Гибрида не определена и им может оказаться кто угодно. Эсхильда недвусмысленно выражается на сей счёт. Гибрид - это сочетание Клара-Доктор, а не просто потомок двух воинственных рас.

"- What if the Hybrid wasn"t one person, but two? (Возможно, Гибрид – это не один человек, а двое? )
- Two? (Двое? )
- A dangerous combination of a passionate and powerful Time Lord and a young woman so very similar to him. "Companions who are willing to push each other to extremes."<...> How did you meet her? (Опасная комбинация страстного и могущественного Повелителя Времени и юной женщины, столь на него похожей. Спутники, готовые подталкивать друг друга на крайности.<...> Как ты с ней познакомился? )
- Missy...! (Мисси! ) <...>
- Missy. The Master. The lover of chaos. Who wants you to love it, too. She"s quite the matchmaker. (Мисси. Мастер. Любительница хаоса. Которая хочет, чтобы ты тоже его полюбил. Она отличная сводница .)"

И Клара, наверное, прекрасно понимает, что от того, что она забудет Доктора, мало что изменится. Это Доктор должен забыть её навсегда. Стереть из памяти само существование Клары Освальд вместе со всем тем, что она привнесла в его жизнь. Это главное, а не то, что Клара цепляется за свои воспоминания о путешествиях с Доктором. Потому что то, во что превратился Доктор, не исчезнет, если он будет помнить Клару. А если он её навсегда забудет, навсегда сотрёт из памяти, то у него ещё есть шанс снова стать Доктором. И, надеюсь, у него это получится. Получится оправиться от такого "подарочка" Мисси и не повторять таких ошибок. Ему будет больно от черной дыры на месте воспоминаний о Кларе - но лучше так, чем то, во что он мог превратится, если бы помнил её и тем более был с ней. И ещё одно доказательство того, что Клара это прекрасно понимала - надпись на доске: "Беги, умный мальчик, и будь Доктором". Клара знала, что с ней он уже никогда не станет Доктором. А так есть ещё шанс отыграть назад, стать хотя бы похожим на прежнего Доктора. Если связывать серию с классикой, то, думаю, Валеярд начался именно с двенадцатой серии. С двенадцатого Доктора, который всеми силами пытался спасти Клару.
Клара взамен Доктора получает угнанную ТАРДИС и компаньона в виде Эсхильды, и отправляется в свое долгое путешествие навстречу Ворону. Кларе предстоит ещё многому научиться и многое понять. Убить её сразу в момент встречи с Вороном - почти то же самое, что убить, например, первого Доктора окончательно и бесповоротно в серии "Далеки". Кларе придётся труднее - она не умеет регенерировать, как Доктор, поэтому ей сложнее будет меняться. Но потенциал стать лучше у неё есть. А ещё Доктор на прощание надавал ей немало полезнейших советов.
А теперь почему Моффат нехороший человек. Клара меня почти всегда раздражала, но теперь всё раздражение куда-то улетучилось, и теперь, когда я знаю всю её историю, до последней точечки, она мне даже начала нравиться. И мне даже хочется пересмотреть предыдущие серии (включая и восьмой сезон), уже зная, чем всё это закончится. И кто он теперь после этого ?

«Не знаю, кто работает над развитием персонажа Клары, но это просто тихий ужас… Ни внутреннего конфликта, ни переживаний… А только суфле и „импоссибл герл“ по десять раз за серию. Как же это надоело:(» - из «ДК Confessions». Надоело, на самом деле. Поэтому будем разбираться, кто же такая Клара, где ее внутренний конфликт, где переживания, и сколько в них суфле и «импоссибл герл». Чтобы лучше понять персонажа, его переживания и мотивы его поступков, прежде всего нужно понять его историю. Но вот где именно начинается ее история? История Роуз Тайлер, допустим, начинается в первой же серии: она просыпается в очередном дне своей девятнадцатилетней жизни, где ничего не случается, а мы с любопытством следим за тем, как она встречает Доктора, узнает Доктора лучше, влюбляется, в конце концов, в Доктора. Зритель знакомится с Доктором вместе с Роуз, следуя за ней. История Марты тоже начинается в очередном обыкновенном дне ее жизни. И зритель снова смотрит на Доктора глазами Марты. Даже история Донны начинается в обыкновенном дне ее жизни: мы смотрим на нее глазами Доктора только в одной серии, а затем начинается привычная схема: обыкновенный день, в котором случается что-то необыкновенное. Чудо, которое переворачивает жизнь Донны, изменяет ее, позволяет раскрыть ее собственный потенциал. Но где именно начинается история Клары? Где-то в убежище далеков, в созданной фальшивой реальности Освин Освальд, где есть суфле, диктофон, день рождения мамы и «Кармен»? Или в викторианском Лондоне, где гувернантка Клара Освин Освальд живет двойной жизнью и сочиняет для детей сказки о самой себе? Может быть, в Лондоне современном, где Клара Освальд остается присматривать за детьми Мейтленд после смерти их матери? Но ведь в двух последних случаях необыкновенное случается не в жизни Клары. Не она просыпается однажды, чтобы встретиться с загадочным инопланетянином - напротив, уже неплохо знакомый зрителю инопланетянин стремится разгадать загадку дважды умершей девушки. На Клару мы начинаем смотреть глазами Доктора - и продолжаем, вплоть до «Имени Доктора». И это, пожалуй, многих путает. Это - и то, что 7 сезон служит базой для представления персонажа. Все, что случится с Кларой в 8 и 9 сезоне, нельзя воспринимать без контекста 7 сезона. Весь сезон - начало истории Клары. Маленькой девочки, предпочитающей в детстве общество странного взрослого человека на качелях, а не игры с друзьями. Девушки, закончившей университет, но так и не нашедшей места в жизни. Увлеченной чтением и мечтами больше, чем общением с друзьями. Девушки, прямо скажем, странной. Много у вас знакомых младше тридцати лет, которые понятия не имеют, как подключиться к интернету по вай-фай? Которым отец напоминает о Рождестве и отправляет рецепт индейки по почте? Клара - одинокая мечтательница, не интересующаяся ни интернетом, ни бойзбэндами, ни прочими «штуками для молодежи». Она скучает по погибшей матери и следит за чужими детьми - и еще она мечтает стать кем-то другим. Стать лучше. Она создает собственный героический образ в фантазиях - и не прекращает создавать его и потом, уже путешествуя с Доктором. Возможно, именно это стремление быть лучше, быть идеальной и делает из нее контрол-фрика. Именно таким образом, держа под контролем все, что только можно, она справляется с окружающей ее реальностью. Именно так она создает себя - уникальную, неповторимую, непохожую ни на кого другого. Она пишет собственную историю, сочиняет сказку о себе. Именно так она справляется с любыми испытаниями и трагедиями в жизни. Ее собственная жизнь замирает после смерти матери: она боится что-то менять и хранит книгу о местах, которые нужно посетить, нетронутой. Смерть всегда случается неожиданно. Иногда - нелепо. Смерть невозможно контролировать, и мир Клары всегда ломается, когда она сталкивается со смертью. Ей нужно за что-то цепляться, за константы в ее жизни, которыми она может управлять - и вот Освин-далек печет суфле и записывает на диктофон поздравление маме с днем рождения. Она создала себе целую реальность, в которой не случилось и не могло случиться того, с чем она не может справиться. Восхищенная невозможной синей будкой среди облаков, викторианская Клара… уходит. Ей нужно понять, что это. Синяя будка не вписывается в подконтрольную ей реальность. Однако как только она обретает над реальностью контроль, то тут же заметно расслабляется. И при всем этом Клара невероятно добра. Оказавшись в одиночестве на Акатене - первой же планете, которую посетила - Клара первым делом решает помочь напуганной девочке. Клара потеряна - как потерялась когда-то в детстве - но самым важным для нее становится испуганный ребенок, которого необходимо успокоить. Она бесстрашно выступает против древнего бога, имея только высушенный листок. Она не умеет ничего, кроме как сочинять истории - и она использует это как оружие. Она инстинктивно обращает собственную слабость в силу. Клара из 7 сезона выглядит идеальной. Более того, она последовательно редактирует собственный идеальный образ, планомерно вписывая в свою жизнь Доктора. Перед ней возникают новые задачи, а ее мир, в котором она более-менее научилась нормально существовать, внезапно расширяется до всего пространства и времени. От «Колоколов Святого Иоанна» до «Имени Доктора» Кларе предстоит пройти очень длинный путь - от ничего не понимающей девушки, столкнувшейся с необъяснимым, до спутника Доктора, способного сознательно пожертвовать собой ради спасения Вселенной. На самом деле, входя в ТАРДИС, Клара не только ищет приключений и путешествий, на которые не была способна самостоятельно. Клара демонстрирует крайнюю степень доверия Доктору - она не понимает сама, откуда это доверие берется, ведь именно здесь она не может контролировать ничего и никого, так что вместо того она пытается как-то контролировать хотя бы частоту путешествий. Я повторюсь: «контролфричество» для Клары - способ справляться с действительностью, в которую она не вписывается с раннего детства. А еще Кларе необходимо быть совершенной. Во всем, что она делает. Клара перфекционистка. И при этом она удивительно практична: каждый ее образ в каждой серии демонстрирует отличный вкус, оригинальность, но при этом ее одежда прежде всего удобна. Но Клара не может сразу же стать совершенным спутником Доктора - поначалу она не понимает вовсе, в чем заключается ее роль. Поэтому Клара пытается быть совершенным Доктором, используя имеющийся перед глазами образец. Для этого ей требуется одобрение Доктора (или второстепенных персонажей). Она регулярно спрашивает его об этом: какова я была? Хороша ли я была? У нее нет еще собственных критериев того, что значит быть Доктором, но она пытается их выстроить. Многие зрители убеждены, что у Клары 7 сезона нет изъянов. Это не так. Во-первых, необходимо помнить о том, что Клару мы видим глазами Доктора, и для него она, действительно, идеальна. Возможно, такими он видит спутников в принципе. Возможно, такова для него именно Клара. Но как бы то ни было, он сам видит в Кларе идеального спутника и регулярно сам же об этом говорит. Во-вторых, у нее имеются и отрицательные грани характера, разумеется. Они тщательно маскируются в стремлении достичь идеала, а становятся видимы именно в те моменты, когда Клара остается одна. Когда зритель смотрит на нее без «фильтра восприятия» Доктора. Например, в серии «Прячься» Клара готова на все, чтобы вернуть Доктора из карманной вселенной. Сорвавшись на обессиленную женщину-медиума, она осознает неправомерность своего требования и убегает. Лишь затем, чтобы уговорить ТАРДИС лететь - с риском для них обеих. Она прекрасно осознает возможную опасность. Более того, ей невероятно страшно, и она делает все возможное для того, чтобы этот страх скрыть. В «Прячься» очень хорошо заметно, насколько на самом деле Кларе страшно и некомфортно в непривычной еще для нее роли спутника - настолько, что когда этот страх достигает кульминации: Доктора нет, и возможно, он не сможет вернуться, она готова на что угодно - абсолютно на что угодно, лишь бы вернуть его. В «Путешествии к центру ТАРДИС» ей тоже страшно. Вспомните, как серия начинается: Клара учится управлять ТАРДИС, она в своей зоне комфорта. Контроль ей делегирован, хоть и не полностью, о чем она не забывает упомянуть. Доктор рядом, и ей есть на кого ориентироваться. А затем она оказывается одна в коридорах инопланетного корабля, среди разбросанных по нему же частей жизни Доктора; она ничего не понимает и идет наугад. Хуже этого для нее может оказаться только осознание того, что вовсе не корабль - самое страшное. Что самое страшное - это Доктор, который внезапно перестает быть для нее якорем в той части ее жизни, которая начинается за дверями ТАРДИС, и она даже признается ему в этом страхе. Демонстрирует собственную неидеальность и уязвимость. А вот в конце серии Клара возвращается в зону комфорта - она берет страх под контроль, она готова идти дальше. И она идет. В «Багровом ужасе» Клара готова рисковать ради раскрытия загадки - вспомним ту Клару, которая отправилась на поиски призрака лишь оттого, что не могла показать Доктору собственного страха. В «Кошмаре в серебре» Клара учится командовать. Она снова одна, и она не может рассчитывать на помощь Доктора; от нее зависят не только жизни детей, но и жизни солдат, отданных ей в подчинение одним словом Доктора. И она отлично справляется со своей задачей. К «Имени Доктора» Клара приходит уже человеком, прекрасно осознающим, что, как и для чего она делает. Она уже не потерянная девочка - она полноценный спутник. Она отдает свою жизнь - не просто за Доктора, но и за Вселенную. И в той же самой серии она сталкивается совсем с другой проблемой, к которой пока что не готова: она вдруг видит Доктора сломанным. Тот самый Доктор, которому она училась доверять и которого перестала бояться; в которого она начала верить - вот он сидит у нее на диване и плачет, а она ничего не понимает. Где-то здесь начинается совсем другая история Доктора и Клары - та, в которой уже не она вплетает его в собственную жизнь, а его мир включает в себя Клару. «Прилетай в среду» больше не актуально - теперь он может оставить ей записку с местом встречи, а она позвонить в ТАРДИС. Узнав о том, что он сделал с Галлифреем, она находит для него правильные слова в «Дне Доктора». Она возвращает ему веру в себя, веру в то обещание, которое он дал себе когда-то. Он давно разгадал ее загадку, но сложившиеся между ними отношения идут на пользу обоим. Они открыты друг другу и расслаблены. Они полностью доверяют друг другу. И вот на этой крайней степени доверия - на которую, возможно, только и способны эти двое, случается Трензалор и регенерация. И это критично важно для понимания всего, что будет происходить с Кларой в 8 и 9 сезонах. Потому что тщательно выстроенный Кларой мир, в котором ей снова стало комфортно, рухнул. Ей еще придется пройти заново весь путь выстраивания доверия Доктору. «Ты нужна ему», - говорит он Кларе по телефону. Тот он, которого она знала, которого научилась не бояться. И она не может не послушаться его. Клара снова закрывается в раковине собственной обязательной идеальности: она не может не разглядеть Доктора. Она не может не продолжить путешествовать с ним. И Доктор, и - ранее - Вастра попадают точно в цель. Так что Клара ломает себя и остается - а трещины заклеивает ложью. Она врет Доктору, врет Дэнни Пинку, врет, в конце концов, самой себе. Она уговаривает себя, что сможет справиться с двойной жизнью - и не справляется. Ей кажется, что она успешно сидит на двух стульях - обычная жизнь и ТАРДИС. Но это иллюзия, и зритель почти в каждой серии видит, насколько тщетны попытки Клары преуспевать одновременно в приключениях, работе и личной жизни. Ей кажется, что она приняла нового Доктора, и он по-прежнему тот ее близкий друг, которому она доверяет. Но и это тоже ее добровольное заблуждение, самообман, помогающий держать ситуацию под контролем. Путешествуя с новым Доктором, Клара практически в каждой серии замечает, что он не похож на того, к кому она когда-то с трудом выстроила доверие. Поэтому она часто говорит: «Внутри он не такой», «Я доверяю ему» и так далее. Она пытается убедить себя в этом, заставить себя поверить. Но когда однажды другой персонаж отвечает: «Похоже, ты и правда давно с ним. У тебя хорошо получается придумывать оправдания», для Клары это по-настоящему неприятная правда. Ведь лжет она не только своему окружению, но также самой себе, стараясь соединить образ прежнего Доктора и нынешнюю реальность. Что, конечно, не может долго продолжаться. В уязвимой ситуации она перебирает все возможные варианты, и решает, что до тех пор, пока контроль над ситуацией у нее в руках, она в безопасности. Дополнительной сложностью для Клары становится то, что новый Доктор, заинтересовавшись ее способностью к сверхконтролю, начинает активно ее тестировать: уже с первой серии, когда оставляет ее перед запертой дверью наедине с опасными противниками. В этой сцене Клара несколько раз ломается, но в целом ей удается сохранить лицо, применив то самое «контролфричество», и это одобряется вернувшимся Доктором. В последующих сериях Клара действует по той же схеме: контроль над своими эмоциями заменяет чувство доверия, убирает страх перед опасностями, создает ложное ощущение целостности ее двойной жизни. Возможно, понимая происходящее, Доктор и оставляет ее на Луне. Там она должна либо окончательно сломаться, либо справиться. Возможно, с ранней Кларой так бы и случилось, но у нее за спиной уже и таймлайн Доктора, и Трензалор, и «Глубокий вдох», так что не происходит ни того, ни другого. Осознав на «Восточном Экспрессе» то, что стремление к путешествиям превратилось в непреодолимую зависимость, Клара выбирает третий путь. Она снова пытается стать Доктором, но на этот раз не от отсутствия альтернатив. И ищет подходящий образ. Это заметно уже в серии «Убить Луну», где ей вынужденно приходится исполнять функцию Доктора. Вначале она действует по оставленной ей директиве «человечество должно само решить свою судьбу», и с этой целью задает землянам вопрос. Но когда ответ не устраивает ее, Клара не может самоустраниться от решения, как это сделал Доктор. Тогда она меняет тактику - пытается убедить свою «напарницу» астронавта в бескровном разрешении ситуации, как мог бы поступить ее первый Доктор. Позже Доктор скажет о том, что «пришло время убрать страховочные колеса». На самом деле их уже нет. Возможно, сама Клара еще не понимает, насколько, на самом деле, она уже самостоятельна. И уж точно она еще не понимает, куда это однажды ее приведет. Она выбрала образ, выбрала модель поведения. Здесь любопытно вспомнить поведение Клары в «Кошмаре в серебре»: оставленная один на один со сложным решением и единственной директивой - «не дай им взорвать планету» - Клара не только успешно справляется с поставленной задачей, но и чувствует себя в роли командира вполне комфортно. Доктор доверяет ей, он отдает спутнице право решать и делать выбор. Он демонстрирует уверенность в ее силах, и она отлично справляется со своей задачей. На Луне же она остается одна. Контроль не был передан ей от доверия, она получила его вынужденно. Она впервые оказалась в позиции Доктора, и она последовательно перебирает варианты. Как поступил бы 12-й Доктор? Как поступил бы 11-й? Но когда не срабатывает ни один из вариантов, Клара сдается. Ненадолго - в последнюю секунду она реализует тот вариант, который подсказывает ее человеческое сердце. Кстати говоря, эта линия поведения схожа с той, которую демонстрирует Эми Понд в серии «Зверь внизу». А вот позднее - в «Плоскости» - Клара действует как Доктор уже вполне уверенно и сознательно. Она проверяет себя и ищет одобрения: смогла ли я? Хороша ли я была? Но там, на Луне, в Кларе побеждает она сама, а не образ Доктора, который она примеряет. Быть просто Кларой для нее после Луны уже недостаточно, и после серьезнейших конфликтов с Доктором тогда и, позднее, в «Восточном экспрессе» она все равно возвращается в ТАРДИС. Доктор врет - врет и Клара, уже не испытывая по этому поводу моральных терзаний. Доктор заботится о спутниках - Клара находит себе Ригси. Доктор невероятно привязан к Земле, однако всегда остается в стороне - Клара смотрит из ТАРДИС на то, как выросшие за ночь деревья спасают ее родную планету. Создавая свой «докторский» образ, Клара ориентируется и на того, с кем путешествует сейчас, и на прежнего, которому доверяла. Шаткое равновесие она находит не только внутри, но и снаружи, когда врет Дэнни и Доктору одновременно, обеспечивая себе путешествия без лишних моральных вопросов. Но эта еле-еле склеенная оболочка трескается со смертью Дэнни. Смерть - то, с чем Клара справляться не умеет. И если после смерти матери она пыталась сохранить память о ней, продолжая отсчет лет в ее книге и маниакально пытаясь приготовить идеальное суфле, то после смерти Дэнни она идет ва-банк. Она не доверяет Доктору; она понимает, что не сумеет заставить его что-то сделать, чтобы исправить ситуацию - она ведь провела с ним достаточно времени, чтобы усвоить основные принципы путешественников во времени. Более того, ей известно отношение к Дэнни самого Доктора. Так что она - как и в «Прячься» - показывает другую свою сторону. В критических ситуациях она готова на все. Смерть Дэнни для нее ситуация критическая: она утратила один из якорей собственной жизни. Более того, она утратила якорь именно человеческой жизни. Неудивительно, что где-то там же, в этой двухсерийке, Клара окончательно перестает быть человеком. Именно там она ведет себя уже не как странная школьная учительница, которая иногда куда-то улетает и позволяет себе двусмысленные замечания в классе. Она то вполне успешно дурачит киберменов, то произносит свою речь перед Дэнни, не зная, кто он такой. Там мы видим настоящую современную Клару, которая пойдет на что угодно, которая стала почти совсем как Доктор. Ставший киберчеловеком Дэнни гораздо более человечен, чем она. И, наконец, Клара честна перед ним. Клара честна перед Доктором. Клара перестала врать, к Кларе вернулся контроль над ситуацией, - и в конце серии Клара делает то, что сделал бы на ее месте Доктор: она позволяет Доктору уйти. Ее ложь зеркальна лжи Доктора, то самое его «не то чтобы ложь, но так явно всем будет лучше». И она расстается с Доктором так, как Доктор расстается со своими спутниками. Разумеется, на этом все не заканчивается. Мы, конечно, видим, какой могла бы быть жизнь Клары в «Последнем Рождестве» - и это уже не жизнь девушки, увлеченной фантазиями. Это жизнь уверенной в своих силах женщины, пережившей непростое время и расставившей приоритеты. Но Доктор возвращается - и Клара, наконец попрощавшись с Дэнни окончательно, улетает навсегда. Образ Доктора ей невероятно комфортен. Она перестает цепляться за жизнь на Земле: это перестает быть ей необходимым. Ей больше не нужен якорь стабильности и контроля. Ей нужны приключения. Она стремится к ним - так, как стремился к ним когда-то Доктор. Тот Доктор, которому она впервые научилась доверять. И при этом она не копирует его слепо: она создает собственный образ, выстраивает собственные правила. Например, в серии «Слушай» она произносит настоящую «докторскую» речь, но не повторенную «под копирку», а осознанную, добавив немало от себя, из-за чего становится понятно ее глубокое понимание и принятие принципов Доктора: «Не быть жестоким и трусливым. Не отказывать и не сдаваться. Защищать мир без оружия в руках». А в серии «Девочка, которая умерла» в ходе разговора с предводителем пришельцев она демонстрирует неординарные дипломатические приемы, находчивость и самоуверенность - узнаваемую тактику 11-го Доктора. Ее манера устанавливать контакт с людьми (особенно в 8 сезоне) также напоминает того Доктора: она вдохновляет, воодушевляет, утешает, успокаивает, нередко обнимает. В 9 сезоне она более закрыта - после всего пережитого ранее - но все равно остается способной к эмпатии и заботе. Например, в финале серии «На дне озера» она оказывается разделена с Доктором лишь по той причине, что задерживается на бегу - убедиться, что с двумя людьми, следующими за ней, все в порядке. Даже то, как Клара забирает татуировку от Ригси, напоминает действия Доктора в серии «Кольца Акатена», когда он пытался пожертвовать голодному богу себя и свою память, полагаясь лишь на удачу. Подсознательно выбрав образ своего ушедшего друга, Клара старательно следует ему: та же страсть к нон-стоп приключениям и адреналину, то же замещение тяжелых эмоций наигранным весельем, то же бегство от себя и своего прошлого. Можно заметить множество характерных жестов и действий, которые она неосознанно повторяет за 11-м Доктором. Свешивание вниз головой из ТАРДИС, парящей над Лондоном; частое скрещивание рук на груди с целью закрыться от окружающих; избегание трудных разговоров и вместо этого попытки отшутиться; нарочитая игривость и фальшивая широкая улыбка; полная инициатива в совершении рискованных поступков - например, привлечение внимания врага, превращение себя в приманку. Возможно, где-то в глубине души она даже так же ненавидит себя за смерть Дэнни, за невозможность что-то исправить - как и Доктор винит себя в печальных финалах собственных спутников. И так же отчаянно Клара рискует собственной жизнью. Но если доверие 11-му Доктору было осторожно выстроено Кларой согласно ее правилам, то 12-му она начинает доверять как будто вопреки. Она даже будто бы заставляет себя доверять ему, закрывая глаза на многочисленные поводы усомниться в правильности такого решения. Она уверена, что знает его - так же, как знала 11-го Доктора - и отметает множество фактов, способных разрушить этот образ. Она чувствует, что обязана видеть в нем Доктора, и единственный для нее способ сделать это - заставить себя. Она не может контролировать таймлорда, не может контролировать его регенерацию - но она все еще может контролировать себя. И при этом Клара вполне успешно манипулирует Доктором, пусть даже не вполне сознательно. Эта Клара уже не боится, что Доктор не вернется. Она знает, что его можно заставить вернуться. Она знает, что он всегда что-то сможет придумать, в самую последнюю секунду. При этом Клара сохраняет чувство гиперответственности за других. В этом она становится как бы заместителем 12-го Доктора. Как он сам охарактеризовал эту ее роль в самом начале 8 сезона: «Моя заботница. Она заботится, так что мне не нужно». Это ее в конечном итоге и подводит. Вернувшись к Ригси - ее «спутнику», она окончательно теряется в том, кто она и каковы пределы доступного ей. И когда оказывается, что Доктор ничего не может сделать, чтобы исправить ее ошибку, она остается один на один с собственным настоящим «я»: преследуемая чувством вины за смерть Дэнни, окончательно оторванная от собственной жизни, скрывающая собственные эмоции даже от единственного существа, хоть как-то близкого ей по духу. Такой мы видим ее перед смертью. Пример Клары доказывает: для того чтобы быть Доктором, не обязательно родиться на Галлифрее. У этой спутницы были докторские качества в самом начале, а за три сезона она развила их и приумножила. Клара Освальд создала себя и написала свою собственную историю, а в конце заслуженно получила ТАРДИС и возможность еще немного пожить - теперь совсем свободной жизнью. Пора вернуться к самому началу этой статьи. К утверждению о том, что в Кларе нет ни внутреннего конфликта, ни развития характера, а есть только «суфле и импоссибл герл». Восемь страниц текста, практически три полноценных сезона. Вся история персонажа как на ладони, вместе с внутренними конфликтами и переживаниями. Трагедия «девочки с суфле», которая слишком много мечтала. А иногда мечтам свойственно сбываться. Трагедия девочки доброй, заботливой, проницательной, уверенной в себе, самоотверженной и отважной; которая отлично умеет скрывать собственный страх и собственные изъяны, в числе которых и эгомания, и «контролфричество», и уязвимость, и скрытность, и перфекционизм, и «комплекс героя». Для того чтобы не увидеть этого, нужно, вероятно, очень сильно не хотеть смотреть.

В продолжение темы:
Сердечная секция

Пирсинг – один из древнейших способов украшения тела. Пирсинг делали люди разных народов и разных эпох на протяжении веков и даже тысячелетий. Древние египтяне прокалывали...

Новые статьи
/
Популярные