Влияние успешности обучения на самооценку младшего школьника. Структура, функции и виды самооценки.

Самооценка (англ. self-esteem) - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции , самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции .

Х. описывает позитивную самооценку как способность человека видеть себя ценным и компетентным, любимым и любимым, с определенными уникальными способностями и делиться с другими людьми. Положительная самооценка не имеет ничего общего со школой или совершенством - это просто реалистическое осознание себя, способность уважать уникальность, духовность и человечество. Положительные чувства собственного достоинства люди доверяют себе, верят в их успех, свою способность устанавливать хорошие межличностные отношения, а плохо воспринимающие люди чувствуют себя слабыми и слабыми, а общение с другими редко испытывает чувства близости, сообщества.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности , ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, С. создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т.е. уровня притязаний личности. Защитная функция С., обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицат. влияние на развитие.

Диапазон оценки очень широк. Он бросает его в один, он находится на другой стороне. Было замечено, что люди с одинаковыми способностями и подобными заслугами часто ценят себя по-разному. Некоторые подчеркивают, хотя и незначительно, свои достижения, гордятся собой и желают, чтобы их достижения были как можно более широкими. Другие, напротив, не только не пользуются заслугами, которых они достигли, но и не любят много говорить о них. В-третьих, будучи талантливыми и талантливыми, они, похоже, очень недовольны собой, постоянно обвиняют себя и осуждают даже малейшие ошибки или неудачи, считают себя проигравшими, подвергаются шокированию и мучению.

Самооценка развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные С., характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. С. м. б. разного уровня осознанности и обобщенности.

Неадекватная самооценка деформирует личность, создает благоприятные условия для формирования негативных черт и одновременно усложняет нормальное психическое развитие. Самооценка в первую очередь формируется путем прослушивания и понимания оценок других людей. Оценить себя желательно не только в целом, но и по сравнению с однолетними, коллегами, товарищами по команде, со многими похожими и разными людьми. Как только он выяснит, кто он, зрелый человек должен иметь минимальную и максимальную программу в ближайшие несколько лет.

Какие качества нужно приобретать, что устранить, ослабить, развить, наконец, в каком направлении развиваться. Поэтому мы можем говорить об определенной шкале оценки, в которой проявляются 2 крайности: самоуважение, чувство собственного достоинства. Среди этих крайностей - положительная самооценка.

Самооценка характеризуется по след. параметрам:

  1. уровню (величине) - высокая, средняя и низкая С.;
  2. реалистичности - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) С.;
  3. особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная С.;
  4. временной отнесенности - прогностическая, актуальная, ретроспективная С.;
  5. устойчивости и др.

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая С. сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными С. разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т.п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицат. влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная С., а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность С. может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность С. возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.

Начнем с нашей переоценки. Исследования показывают, что многие люди склонны переоценивать положительные качества, достоинства и возможности, которыми они обладают. Самообеспеченность не может быть идентифицирована с позитивной самооценкой. Чрезмерная самооценка является чрезвычайной, что вызывает неприятные последствия.

Самообеспечение может произойти не только из-за ложного родительского воспитания. Часто бывает, что рейтинги из страны не совпадают: старший оценивает негативно, а друзья, сверстники - положительно или даже переоценивают. Затем выбирается мнение приятеля, поскольку, как уже упоминалось, основной и единственный авторитет подростка - это в основном друзья и друзья, и их оценка также принимается на основе того, как формируется уверенность в себе.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. сохранение сформировавшейся, привычной С. становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ , дискомфорт успеха и др. См . также Зеркальное Я. (А.М. Прихожан)

Человек, который имеет тенденцию переоценивать себя, часто не работает с работы, которая не занята, совершает много ошибок. Такой человек часто отбрасывает других, рассматривает их как объекты или средства для достижения своих целей, часто конфликтует с другими, когда они пытаются объективно оценить его и вести себя соответственно. Они ценят себя намного лучше других, воображают себя более щедрыми, честными, сильными, умными, менее самодостаточными или глупыми и так далее.

Люди, которые чрезмерно самооценки, часто перегружены, не склонны общаться со всеми. Любимыми являются я и «мой». Самое главное для них - их собственные желания, их собственные идеи, планы, они заинтересованы в себе, другие только в той мере, в какой они полезны. В крайних случаях, когда уверенность в себе поддерживается или поощряется другими, она может стать манией и стать патологией. Слишком высокая самооценка не вызывает самокритики и самоконтроля. Такие молодые люди слишком самодовольны, не имеют стимулов для улучшения.

Добавление ред.: Рос. психологи нередко называют С. любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т.д. Напр., в сб. с амбициозным названием «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации» предлагается «тест» под названием «Шкала самооценки» (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина), который считается методом С. уровня тревожности (как состояния и свойства личности). «Самооценка» здесь противопоставляется, напр., экспертной оценке.

Формирование самооценки такого человека также отрицательно влияет на развитие ее личности, а его стареющая личность замерзает и калека. Следовательно, это приводит к духовному застою в развитии личности, и путь к будущей личности пронизывает сорняки. Напротив, существует опасная перспектива духовной самоправедности молодого человека.

Кроме того, самооценки людей развили высокомерие. Это целая куча негативных качеств, где господствуют гордость и гордость, и негодование других. Самопонимающие индивиды склонны к самоблокированию, это препятствие, которое может оправдать потенциальную неудачу.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, - ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она - важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности . В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов личностных индивида. Главные функции, выполняемые самооценкой:

Другой крайностью самоуважения является чувство собственного достоинства. Если в первом случае человек думает о себе намного лучше, чем он есть на самом деле, не видит своих слабостей и недостатков, он делает скидки, в последнем случае, наоборот, человек чувствует себя намного хуже, чем он есть на самом деле, слишком самокритичен и требует себя, никогда не недоволен с твоими собственными делами и делами. Из этих отношений у овец также много отрицательных моральных пороков.

Самооценка, вызванная низкой самооценкой, также является негативным явлением. Скажем, у человека достаточно данных, чтобы сделать какую-то работу, но он не доверяет себе, ценит себя и не осмеливается принять его. Такое недоверие нельзя считать позитивным. Человек, который не уверен в себе, всегда хуже, чем он. Такая внутренняя обстановка, в частности, препятствует его активности, инициативе и снижает творческий потенциал. Последняя особенность - тенденция не принимать новых операционных целей, а не принимать какие-либо новые проблемы.

  1. регуляторная - на основе коей происходит решение задач личностного выбора;
  2. защитная - обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Самооценка имеет важное отличие от интроспекции (=> самопознание).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека - степенью трудности целей, кои он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным - возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и пр. Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностей и достижений индивида.

Уверенность в себе может быть долговечной, продолжительной, эпизодической и преходящей. Люди, которые ценят себя плохо, ждут, когда другие обманывают, беспокоят, не ценят. Они чувствуют себя отвлеченными, другие не понимают. Им не хватает сообщников для осуществления совместной общественной деятельности, их мучает одиночество. Такие люди нуждаются в особом внимании. Необходимо защищать их от одиночества, помогать им преодолевать депрессию, пессимизм и чувство собственного достоинства. По словам Валика Г. самооценка часто включает в себя различные виды поведения.

В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие , представление, решение интеллектуальных задач), место самооценки в системе отношений межличностных, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации - приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий.

Низкая самооценка людей часто имеет агрессию, нарушения закона, алкоголизм и участие в антиобщественных. в группах. По мнению Робин, неадекватная самооценка деформирует личность, создает благоприятные условия для формирования негативных черт и одновременно усложняет нормальное психическое развитие. У хорошо расцененного человека есть нереальные претензии, он не замечает его недостатков, игнорирует неудачи, обвиняет других в ошибках.

Человек, который стремится девальвировать себя, не доверяет себе, очень чувствителен к критике, испытывает неудачи, поэтому он не ставит перед собой большие цели, не преуспевает. Автор заявил, что чрезмерная самооценка связана с чувством безнадежности. Напротив, слишком хорошая самооценка имеет негативные отношения с симптомами депрессии и тревоги и положительные отношения с социальной компетентностью.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Самооценка - оценка субъектом своих личностных особенностей и поступков. Зависит от состояния аффекта, бредовых переживаний и др. Должна учитываться при анализе анамнестических сведений. Самооценка является одним из наиболее частых методов экспериментально-психологического исследования.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Самооценка - оценка собственной личности, ее значения, достоинств, недостатков, а также совершаемых поступков. Самооценка может меняться в зависимости от настроения. При психических заболеваниях такие изменения могут приобретать особенно выраженный характер. Особенно значительны нарушения самооценки при депрессии и маниакальном состоянии.

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

С момента вступления в контакт с обществом у человека начинает формироваться самооценка личности. Как известно, каждый человек наделен определенными характеристиками, что говорят о его мировоззрении, убеждениях, психологии в целом. Главной стороной человеческого самосознания является самооценка. Благодаря ей происходит регулирование поведенческой модели человека, удовлетворение личностных потребностей, поиск своего и пр.

Самооценка личности в психологии

В психологии самооценка каждого индивида включает в себя способность более-менее объективно давать оценку собственным возможностям и силам, критически относиться к самому себе.

Личностная самооценка может быть как адекватной, так и неадекватной. Все это зависит от характера человека, который, в свою очередь, влияет на формирование определенных качеств.

Изучение самооценки личности показало, что правильная самооценка в основном присуща взрослым людям. Умение гибко оценивать свои способности, корректировать, если это необходимо, стиль поведения под влиянием опыта, является необходимым качеством, помогающим в быстрой адаптации к жизненным условиям.

Оценка и самооценка личности зависит также от одобрения, уважительного отношения со стороны окружающих человека людей. На этом основании возникает уважение к самому себе, что является одной из важнейших личностных потребностей.

Самооценка и самосознание личности

В психической деятельности человека самосознание есть не что иное, как сложный процесс познания самого себя. В результате активного взаимодействия с окружающим миром, каждый познает себя. Данный процесс никогда не завершается. Самопознание развивается параллельно с развитием самооценки.

Благодаря познанию собственного «Я», индивид способен сохранять постоянство личностного поведения, при этом испытывая ответственность за сохранение социальных ценностей, что были им усвоены. Самооценка – это главный стержень самопознания на всех этапах его существования.

Для определения уровня самооценки индивида существует специально разработанная, диагностика самооценки личности осуществляемая при помощи тестовых заданий, размещенных в различных психологических справочниках.

Методика самооценки личности С.А. Будасси

Методика самооценки личности С.А. Будасси – один из самых распространенных методов, с помощью которого, можно провести количественное исследование личностной самооценки, то есть измерить ее.

Данная методика основана, в первую очередь на способе ранжирования. Вам будет предложен список, состоящий из 48 слов, что обозначают личностные свойства. Нужно выбрать только двадцать таких качеств, что с наибольшей степенью характеризуют ваше представление об идеальной личности («эталонная личность»). В списке будут как положительные, так и отрицательные качества.



Далее, методика самооценки личности предлагает вам «Протокол исследования» в первой колонке, которого на первых позициях необходимо расположить наиболее важные для вас свойства, а в последней, следовательно, − отрицательные, менее желательные. Из отобранных качеств построить ряд d1. На первых позициях расположить самые важные, по вашему мнению, положительные качества личности. А отрицательные – в конце. Из этих качеств построить ряд d2 , в котором расположить качества по мере уменьшения их выраженности.

Главной целью обработки результатов есть определение наличия связи между ранговыми оценками личностных свойств, что входят в представления «Я реальное» и «Я идеальное». Интерпретация результатов представляет собой отношение между «Я идеальным» и «Я реальным». Процесс самооценки осуществляется двумя путями:

  1. Сравнением самого себя с другими людьми.
  2. Или же сопоставлением степени своих с более объективными показателями личностной деятельности.

При помощи специальной таблицы человек может интерпретировать собственные полученные результаты. И напоследок хотелось бы добавить, что всегда стоит помнить о том, что работать над собой и своей самооценкой нужно постоянно не покладая рук.

В продолжение темы:
Истина где-то рядом

Добрый день, дорогие рукодельницы! Мы любим праздники, потому что ожидаем чего-то хорошего и веселого? Но особый трепет вызывает особое и светлое торжество, это Пасха . На...

Новые статьи
/
Популярные