Усадьба как дом, передающийся из поколения в поколение. Семейные традиции необходимо передавать из поколения в поколение, и вот почему

Преемственность поколений уже не в моде. Современные родители хранят старые фотографии не в альбоме, а на электронных носителях, а новогодние открытки бабушкам и дедушкам теперь отправляют чаще всего с помощью мессенджеров, а не почтой. Эксперт «О!» и детский психолог Анна Скавитина рассуждает, в чём главная ценность семейных традиций и почему их просто необходимо постараться сохранить.

Семейные ценности — это то, чем одна семья отличается от другой. Это семейная память, традиции, которые передаются из поколения в поколение, в общем, то, о чём в семьях обычно даже не задумываются, принимая их наличие как данность. Мы просто разделяем их вместе с остальными членами семьи или бунтуем против них. Но прежде чем разделять или бунтовать, можно попытаться осознать, что есть такого именно в вашей семье, чем она связана, какими нитями и событиями вы переплетены между собой.

Полистайте семейный альбом вместе с детьми, а если его у вас вдруг нет — сделайте, расскажите детям о близких и далёких родственниках, задумайтесь, есть ли что-то похожее в их судьбах, отражается ли это в вашей судьбе.

Например, в нашей стране, прошедшей через многочисленные войны, есть много семей, из которых поколение за поколением «вымывало» мужчин: они уходили в партизаны, на одну, другую войну, мало участвовали в семейной жизни и . Такие семьи как будто неосознанно утратили ценность мужчин или же, наоборот, мужчины в них приобрели сверхценность, потому что в силу исторических событий в доме приходилось справляться без них.

Есть у нас и такая ценность, как интеллект и работоспособность. В таких семьях принято очень много работать и вкладывать всё оставшееся время в обучение. Того же требуют от детей, отдых рассматривается как абсолютно недостойное занятие, за которое может быть стыдно.

Наши семейные ценности передают из поколения в поколение общие смыслы существования, как эстафетные палочки, которые могут быть для нас как позитивными, так и негативными. Если в вашей семье есть замечательные традиции, которые вы мечтали бы передать своим детям, то это можно сделать через общение, действия или ваше поведение.

Семейные традиции — это повторяющиеся ритуалы, которые отражают наши внутренние ценности. Общие традиции соединяют семью, поддерживают, успокаивают, делают жизнь предсказуемой. Появляется желание возвращаться домой, принимать участие в жизни семьи, возникает ощущение большего смысла от происходящего.

Люди, в чьей жизни есть место для семейных традиций, в целом . Поддержка, стабильность, понятность происходящего в мире особенно важна детям. Чем более стабильна семья, тем спокойнее и успешнее ребёнок.

Подумайте, какие традиции есть в вашей семье? Что передается из поколения в поколение, а что родилось почти случайно? Да-да, многие ритуалы возникают практически из пустяка и становятся традициями, потому что отвечают ценностям именно вашей семьи.

Вспомните, какие ценности отражают ваши семейные ритуалы. Например, традиция всем отправлять открытки на Новый год, звонить близким и далёким родственникам отражает ценность совместной поддержки: когда нас много — мы сильны, мы не одиноки. Традиция общих застолий передаёт ценность соединённости, семейной силы. Именно благодаря им ребёнок получает ролевые модели и способы, которые научат его правильно обходиться со своими чувствами, понимание того, может ли он рассчитывать на поддержку близких или надо .

Если вам кажется, что в вашей семье не так много семейных традиций, не беда. Соберитесь вместе с детьми или без них на семейный совет и поговорите о том, что важно для каждого их вас. Возможно, из этого разговора и родятся идеи новых традиций, которые будут поддерживаться вашей семьёй долгие годы.

5 идей для семейных традиций

Совместный досуг

Поход на пикник в тёплую погоду, прогулки в лесу или в парке, дома, поход в кино или театр и обсуждение просмотренного, вечерние разговоры за чаем.

Совместные застолья

Раньше была традиция гостеприимства: гость пришёл — накорми. Считалось, что человек, разделивший с тобой трапезу, не может быть твоим врагом, держать на тебя зло. Посиделки на кухне с едой, чаем, обсуждение всего на свете с друзьями или членами семьи — русский вариант психотерапии.

Празднования семейных и личных событий

Дни рождения, Новый год, 8 марта, школу — всё это поводы для сплочения, разделения и умножения радости для семьи.

Семейный фотоальбом

Семейный фотоальбом, создание генеалогического древа, герба семьи — возможность гордиться своими родными, их достижениями, историей, связью с корнями. Это даёт большую устойчивость каждому члену семьи.

Семейные реликвии

Рукописи, бабушкино кольцо или платье, патефон — эти семейные талисманы, «пустяки», которые защищают нас, передают нам послание предыдущих поколений, сообщают нам: «Каждый ценен для своей семьи, мира, и ты важен для своей семьи».

Как остановить передачу эстафетной палочки семейных устоев и ценностей, которые негативно влияют на вас и ваших детей? Главное, осознать, в чём состоит это влияние, и пробовать, насколько это в ваших силах, понемногу менять ситуацию.

Я знаю семью, в которой абсолютно не принято было отмечать детские дни рождения. Так было принято у родителей в семьях — и свой опыт они перенесли на своих детей. Дети в этой семье иногда ходили на чужие дни рождения, но на свои дни рождения они получали какого-нибудь маленького недорогого зайку и слова: «Да, кстати, у тебя день рождения». Они были вечно обижены, постоянно выясняли отношения друг с другом. В этой семье не ценились индивидуальные проявления, никто не поддерживал ценность друг друга.

Родители решили изменить эту ситуацию. Как-то они договорились вместе наряжать ёлку за два дня до Нового года, а потом — отметить детские дни рождения. Они обсудили, как каждый ребёнок мечтал провести этот день, подумали, что они могут сделать все вместе для исполнения мечты. Нет, волшебства не произошло, но они почувствовали, что в семье стало теплее — и теперь они знают, что есть место, где их любят. И, наверное, традиции именно для этого и нужны — помочь нам почувствовать, что есть на земле место, где тебя любят и ждут!

Каждый из нас принадлежит к какому-то роду, даже к двум — роду по отцу и роду по матери. С того момента, когда мы рождаемся, нас сопровождают родовые энергии. Они могут воздействовать на нас как позитивно, так и негативно. Это воздействие существует независимо от нас, от уровня нашего сознания, от того, знаем мы о нем или нет. В позитивном виде они могут работать как большая поддержка, а в негативном — как родовые проклятия, болезни и другие серьезные проблемы.

Родовые энергии – очень большая сила. Поддержку своего рода мы часто не замечаем, но она существует. Она тем больше, чем лучше отношения среди живущих членов рода и чем чище были отношения среди тех, кого уже нет. Тогда родовые энергии текут беспрепятственно, и каждый из ныне живущих получает их в полном объеме. Но так бывает далеко не всегда. Мы можем не подозревать об этом, но отношения наших предков влияют на нас до сих пор, а также то, какими были эти предки: если в роду было много магов, родовых проклятий, которые сами же члены рода друг на друга и насылали, или же другие насылали на них, то весь этот негатив сейчас создает карму рода и воздействует на ныне живущих. И такое воздействие может принимать разные формы – от болезней, причем даже смертельных, и несчастных случаев до жизненных неудач, трудностей в создании семьи, проблем сознания и много другого.

Пока человек не осознаёт, каким образом на него влияют родовые энергии, он может не придавать этому значения. Но в один прекрасный момент происходит нечто, что дает такое осознание. Это может быть болезнь или какая-то сложная ситуация. Например, болезни костей – артроз, остеопороз и прочее – это родовые болезни. Причем это не просто то, что называется наследственными болезнями. Болезни костной системы – это кармические родовые заболевания. К родовым болезням можно также отнести психические заболевания, бесплодие, эндокринные заболевания, хронический алкоголизм и т.д. Такая болезнь, как рак – это часто сочетание личной и родовой кармы. Передается негативная информация путем записи в каждую клетку организма, так же, как передаются по наследству черты лица и форма тела. И влияет она на всех живущих, а также на их детей и на будущие поколения. Часто родовые болезни даются именно с целью исцеления рода.

Я слышала однажды такое мнение: но если мы меняем наше сознание, разве всё это не уходит? Нет, не уходит. От того, что мы меняем сознанием, меняемся мы, меняется наша вибрация, но негативные записи, к сожалению, не удаляются только потому, что мы так хотим. Здесь нужна специальная работа.

И для духовно развивающегося человека часто одной из задач является работа со своим родом, его очищение и исцеление. Скорее всего, среди живущих членов вашего рода больше нет никого, кто обладал бы достаточной осознанностью для этого. И ваш род надеется на вас, на то, что благодаря вашей работе наконец могут разрешиться многие проблемы, создававшиеся на протяжении веков.

Если в вашу задачу входит очищение вашего рода, а вы не знаете об этом, то негативные родовые энергии будут входить в вашу энергосистему из родовых каналов и мешать вам жить до тех пор, пока вы не обратите на них внимание и не займетесь их исцелением.

Очень часто бывает, что мы сами прежде воплощались в своем роду, и не раз, и сами начудили в тех воплощениях так, что теперь всё это надо исправлять. И это наша работа.

Важно научиться усиливать позитивные качества родовых энергий и очищать негативные. Это поможет не только вам самим, но и вашим детям, и всем вашим родственникам, как живущим, так и душам ушедших. Когда мы очищаем негативные энергии рода, мы способны получать от него подпитку в чистом виде, которая усиливает нас и поддерживает. Это очень большая сила, которая помогает существовать в социуме и быть успешными на всех уровнях. Если вы обладаете интуицией, вы можете запросить информацию о том, какие существуют проблемы в вашем роду и как их можно исцелить.

Истории наших родов очень интересны, часто драматичны, и могут многому нас научить. В наших родах было всё – и хорошее, и плохое. Наши предки жили, любили, творили, страдали, умирали, и наша родовая память хранит всё это. Мы не можем откреститься от нашей родовой истории, это – часть нас, и рано или поздно каждому придется разбираться с тем, что необходимо исцелить и очистить. А взять из своего рода мы тоже можем очень многое – силу, красоту, мужество тех простых людей, которые были нашими предками.

Иногда люди, которые считают себя очень продвинутыми, свысока относятся к своим предкам. Но это только ухудшает отношения с родом как с целостной структурой, продолжением которой мы являемся. И осложняет жизнь таких людей в настоящем, хотя они об этом и не догадываются. А также осложняет жизнь их детей и последующих поколений.

Очень хорошо, если в вашем доме хранят фотографии предков и знают свою родословную. Вглядитесь в их глаза – радостные или грустные, доброжелательные или суровые. Они смотрят на вас с надеждой и любовью. Они говорят: ты можешь! Ты можешь всё, и мы гордимся тобой!

Вы не зря воплотились в этой семье. Это ВАШ Род. Вы – его продолжение. Почувствуйте это родство, почувствуйте, что это ваши родные энергии. Вы любите и почитаете своих предков. Почувствуйте причастность к родовой истории. Сейчас вы всей своей жизнью пишите ее, и пусть написанные вами страницы родовой истории будут светлыми и чистыми!

Если вы ощущаете, что вам нужно попросить прощения у своего рода за какие-то негативные мысли или поступки, сделайте это. Пусть ваш род почувствует вашу любовь. К вам пойдет больше поддерживающих родовых энергий. Вы будете ощущать себя более уверенными и сильными. Вы таким образом сами очиститесь от непрощения и тех негативных энергий, которые оно создает, и поможете вашему роду. И сделать это надо с обоими родами – и по отцу, и по матери. Вы почувствуете облегчение, а ваш род будет благодарен вам.

Постарайтесь также наладить отношения со всеми ныне живущими родственниками. Если необходимо, простите их и попросите прощения. Простите также тех, кто ушел, и попросите прощения у их душ. Это важная работа, которую за нас не сделает никто. Наше родовое дерево – это Наша защита и подпитка, это Наша опора, это Наша поддержка в трудные времена. Относитесь с уважением к вашему роду, и вы облегчите себе жизнь. А если вы будете серьезно работать над очищением и исцелением рода, вы сможете стать одним из хранителей рода, что почетно и важно для вас самих, для вашего развития.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Более 300 лет тому назад, после раскола Русской Православной Церкви, часть староверов-поморцев, уходя от гонений, поселилась в Польше. Так недалеко от Литвы появились русские поселения. Люди обустраивались, трудились, занимались земледелием и свято хранили свою веру, традиции, обряды и обычаи.

В этой статье мы хотим рассказать о старинном староверческом роде Фёдоровых, четыре поколения которого служили и продолжают служить на благо Каунасской общины и её храма.

Отец о. Иоанна Хрисанф Иванович Фёдоров родился в крестьянской семье в 1895 году в деревне Глушин Сейненского уезда. Его отец Иоанн и мать Елена - выходцы из традиционно больших семей, в которых было много близких и дальних родственников. Среди них царил дух доброжелательности, взаимопомощи и поддержки. Всё лучшее, что веками складывалось в староверческой среде, впитывала и семья Фёдоровых.

Отличавшаяся особым трудолюбием и порядочностью, она издавна пользовалась уважением односельчан. Вместе обрабатывали землю и собирали урожай, сеяли и выращивали лён, возили его в город Белосток и сдавали на ткацкую фабрику. В зимнее время покупали на корню лес, валили его, ручными пилами заготавливали доски для продажи.

Хрисанф, также как и его сверстники, с ранних лет приобщался к труду и одновременно посещал церковно-приходскую школу, где учился грамоте. Имея хорошие способности и большое радение учиться, он с отроческих лет быстро усваивал церковные знания.

Семья рано лишилась кормильца - в возрасте 42 лет умер отец. Вместе с тремя братьями и четырьмя сёстрами Хрисанф стал помощником своей матери.

Во время Первой мировой войны часть русского населения Польши переселилась в Россию. Семья Фёдоровых переехала в Москву. Жили в посёлке Черкизово. Их, как беженцев, опекало Российское государство и местные жители. Мужчины работали на элеваторе, женщины вели домашнее хозяйство. В свободное время посещали Преображенский старообрядческий храм. В Москве Хрисанф женился на Гликерии Диомидовне Новиченко, которая стала верной спутницей всей его жизни.

В Москве, после Октябрьской революции, они пережили голод, разруху, притеснение верующих. В 1918 году семья Фёдоровых вернулась в Польшу на прежнее место. Пришлось всё благоустраивать заново - отстраивать разорённое жилище, разводить скот, заниматься крестьянским трудом и растить детей.

Хрисанф Иванович и Гликерия Диомидовна, будучи глубоко верующими, никогда не прерывали связь с церковью и постоянно посещали ближайший храм в селе Погорелец. Хрисанф Иванович был клирошанином этой церкви и пользовался уважением и доверием жителей окрестных деревень. По просьбе прихожан в 1932 году был направлен в Вильнюс на организованные ВСС педагогические курсы по подготовке староверческих вероучителей. Успешно окончив курсы, Хрисанф Иванович начал преподавать Закон Божий в государственных школах в окрестностях Погорельской старообрядческой общины. В 1936 году на курсах в Вильнюсе повторно углублял церковные знания.

С раннего детства родители воспитывали в духе глубокой веры и своих пятерых детей: Ксению, Парасковию, Аверкия, Иоанна и Марию. Обучали их церковной грамоте, чтению, солевому пению. Дети чтили своих родителей, учились жить по Заповедям Божьим, работали, помогали по хозяйству, вместе с родителями ходили в храм.

В начале Второй мировой войны, после оккупации Польши Германией, в феврале-марте 1941 года, русские жители были принудительно переселены из Польши в Литву, которая была присоединена к Советскому Союзу. Они оставили свои усадьбы, землю, собственность, взяв только то, что можно было увезти на телегах. Как самые большие драгоценности сохраняли церковные книги и иконы.

Великая Отечественная война принесла переселенцам тяжёлые испытания и большие потери. Не обошла стороной беда и семью Фёдоровых. 19-летним юношей погиб старший сын Аверкий. В июле 1942 года семью вместе с детьми немцы вывезли в лагерь в местечке Эжерелис, который под Каунасом, на принудительные работы по заготовке леса и торфа. Там работали военнопленные и жёны советских офицеров. По ходатайству Каунасской общины, их, как мирных невинных жителей, освободили в декабре 1942 года.

В 1946 году Хрисанф Иванович с семьёй из деревни Улишки Лаздияйского района переехал в город Каунас. Он работал и одновременно посещал Каунасскую старообрядческую церковь, наставником которой был отец Никола (Козловский Никола Иванович). В том же году Хрисанф Иванович был благословлён помощником наставника. Во время тяжёлой и продолжительной болезни о. Николы, он в течение более 4 лет исполнял обязанности наставника.

В 1950 году по решению ВСС Литвы наставником Каунасской общины становится Иосиф Иванович Никитин. Хрисанф Иванович до конца своих дней был заместителем о. Иосифа и головщиком правого клироса. Он был делегатом нескольких Соборов, членом Духовной Комиссии.

Хрисанф Иванович мог всецело посвятить себя служению церкви благодаря своей супруге Гликерии, большей частью занимавшейся семейными делами. Эта мудрая и добрая женщина умела понимать людей, помочь всем, кто к ней обращался с просьбой. Бездомные, убогие, искалеченные войной люди, находили здесь приют и пищу. На храмовой праздник святителя Николы у Фёдоровых собирались близкие и дальние родственники, знакомые, переселенцы из Польши, гости из разных уголков Литвы. Это были праздники духовного общения, единства и братства.

Гликерия Диомидовна скончалась в 1959 году в возрасте 63 лет. Пережить эту тяжёлую утрату Хрисанфу Ивановичу помогли упование на Господа Бога, забота дочерей и особенно сына Иоанна и его супруги Анфии Артемьевны.

Хрисанф Иванович умер в 1977 году, честно и праведно прожив свою жизнь. Он обладал исключительной скромностью и не стремился к высокому положению, славе, богатству. Самой большой заслугой в его жизни является передача духовных ценностей, церковных знаний своим детям и ученикам. Многие его ученики успешно служили и служат Церкви Христовой в Литве, Латвии, Польше. Сын Иоанн и дочери Ксения, Парасковия и Мария стали продолжателями дела своего отца в Каунасской староверческой общине.

Старшие дочери Ксения и Парасковия на государственных предприятиях не работали. Вели домашнее хозяйство, берегли семейный очаг, воспитывали детей, посещали церковь. В течение более 40 лет сёстры служили на левом клиросе. Ксения длительное время была головщицей этого клироса. Сёстры с родным братом молились, пели и читали в храме при наставниках Иосифе Никитине и Владимире Панцыреве. Их мужья - Харлампий и Фаддей - до конца своих дней служили в храме пономарями.

Младшая дочь Мария до выхода на пенсию работала на швейных предприятиях. За добросовестный труд неоднократно награждалась почётными грамотами. Как и её сёстры постоянно посещала церковную службу, в настоящее время является головщицей правого клироса и ведущей певчей.

Сын Иоанн с 1948 по 1999 год работал на Каунасском станкостроительном заводе. Отслужив в рядах Советской армии, вновь вернулся на завод. Работал токарем, слесарем-лекальщиком. Будучи специалистом высшей категории этих профессий, выполнял самые ответственные производственные заказы. Своим добросовестным трудом он заслужил уважение администрации и коллектива завода. Был награждён тремя правительственными медалями и множеством почётных грамот.

В свободное от работы время Иоанн Хрисанфович посещал богослужения в местном храме. Служил псаломщиком, головщиком и многие годы был заместителем о. Иосифа и о. Владимира. Долголетний опыт и ревностное служение Церкви позволили ему глубоко изучить Святое Писание, церковный устав и порядок богослужения. Он со своими сёстрами Ксенией, Парасковией и Марией долгое время составляли основной костяк клирошан Каунасской общины. За безупречное служение и деятельность на благо Старообрядческой Церкви в 1988 году на состоявшемся в Вильнюсе Соборе в честь 1000-летия крещения Руси Иоанн Хрисанфович и его три сестры были награждены почётными грамотами.

В 2001 году после смерти о. Владимира при всеобщем одобрении прихожан Иоанн Хрисанфович был избран наставником Каунасской общины. В 2002 году на Соборе ДПЦ Литвы был избран членом Высшего Совета и членом Духовной Комиссии, принимал участие в последующих Соборах. Помимо Каунасской окормлял и Лаздияйскую общину.

Будучи образцом миролюбия и мудрости, бережного и ответственного отношения к своей вере, неукоснительного соблюдения её заветов, отец Иоанн пользовался большим уважением своих прихожан и среди других наставников. С его избранием закончились нестроения в общине, значительно увеличилась посещаемость храма. Его праздничные поучения вызывали большую благодарность от прихожан.

Ушли из бренной жизни - в 2004 году Парасковия, в 2006 году Ксения, 29 февраля 2012 года после тяжёлой болезни в возрасте 83 лет окончил земной путь и отец Иоанн. Мария, несмотря на тяжёлые недуги, посещает службу. Будучи головщиком правого клироса, радует прихожан своим пением.

Отец Иоанн прожил в браке с женой Анфией Артемьевной 56 лет. Она была надёжной помощницей в его служении Богу, людям и Церкви. Отец Иоанн вырастил и воспитал дочь и сына в духе истинной веры, обучил их основам церковной грамоты. С любовью он относился к новому поколению в лице трёх внучек, внука и двух правнучек.

Чин погребения отца Иоанна совершал его духовный отец наставник Паневежской общины Никола Владимиров. Провожали отца Иоанна многочисленные прихожане и представители многих общин Литвы, в том числе: председатель ВС Церкви Литвы, духовный наставник Вильнюсской общины Григорий Бояров, заместитель председателя ВС Евгений Григорьев, духовные наставники Клайпедской общины Евгений Лебедев, Укмяргской общины Тимофей Семёнов, Паскутишкской общины Феодор Кругляков, Даугавпилсской Новостроенской общины Илия Жилко, исполняющие обязанности духовных наставников Зарасайской общины Сава Павлов, Каунасской общины Сергий Краснопёров.

Погребён отец Иоанн на городском Эйгуляйском кладбище в семейной ограде рядом с отцом, матерью и старшим братом. В течение года на могилах усопших была полностью заменена ограда и установлен новый памятник.

2 марта 2013 года в Каунасском храме, при большом присутствии клирошан и прихожан, была отслужена годовая панихида по отцу Иоанну. Чин панихиды совершил отец Никола Владимиров. На панихиде присутствовали о. Григорий Бояров и о. Феодор Кругляков, и.о. духовного наставника Сергий Краснопёров.

Поминальный обед был организован в жилом доме на территории храма. После трапезы многие из присутствовавших посетили могилу отца Иоанна, где была отпета лития по усопшим.

Истинное служение своей вере, знание наизусть церковных служб детьми Хрисанфа Ивановича стала примером для многих верующих и в первую очередь для многочисленных внуков, правнуков и праправнуков. Это инженеры, педагоги, врачи, предприниматели, служащие. Они оказывают большую поддержку Каунасской общине, являются меценатами и хранителями церковных ценностей. Четыре дочери Ксении - Евдокия, Евфросиния, Иулияна и Елена и дочь Парасковии - Валентина служат клирошанками в храме.

Новые поколения гордятся своими предками, чтят их светлую память, и стараются следовать заветам и традициям знатного рода Фёдоровых.

Сидят слева направо: выдающиеся знатоки солевого пения П.А. Константинов, П.И. Линев, д.н. И.И. Никитин, Г.М. Малеванов, Х.И. Фёдоров

Д.н. И. Х. Фёдоров с прихожанами и гостями
Каунасской общины

Д.н. И. Х. Фёдоров с активом Канасской общины

И.о. д.н. С. И. Краснопёров и д.н. И. Х. Фёдоров с причетниками и гостями Каунасской общины

Д.н. И. Х. Фёдоров во время освящения

Погребение духовного наставника Иоанна Хрисанфовича

Родовая усадьба – это не просто загородный дом и прилегающая к нему земля, но и духовная территория, на которой собраны и запечатлены самые разные события жизни ваших предков. Будничные заботы, весёлые праздники, семейные торжества, время работы и отдыха – всё это сохранилось и прошло сквозь века, напоминая вам об истории рода. Усадьба, в исконном смысле этого слова, – малая родина человека, где жило несколько поколений его предков. В наше время это понятие практически утеряно. Мы живём в городских квартирах, являясь горожанами во втором или третьем поколении, выезжаем за город на приусадебный участок, который чаще всего сложно назвать родовой усадьбой.

История возникновения фамильных поместий

Русская усадьба появилась почти семь веков назад. Еще в Древней Руси в любой деревне можно было встретить дом, который выделялся из прочих своей значимостью и размахом – таков прообраз родового поместья. Само слово «усадьба» происходит от глагола «усаживаться». Другими словами, усадьба становилась для человека домом и тем местом, где он «оседал», жил и «пускал корни».

Активное развитие «усадебная культура» получила в эпоху Петра I, после того как он раздал земли сподвижникам и своим приближённым. Но настоящий расцвет для поместий настал в первой половине XVIII века. Именно в это время, после указа Петра III «Об освобождении дворян от обязательной государственной службы», на всей европейской территории России стали появляться многочисленные родовые гнёзда. Дворяне покидали Москву и Петербург, перебирались в свои имения, где всё было создано для безбедной жизни и праздного существования. Образованность владельцев поместий, разбросанных по всей России, и увлечение русским и европейским искусством сделали их дома настоящими центрами культуры и просвещения в провинции. Но не будем забывать и о помещичьих домах, расположенных в черте города, которые превратились в не менее значимые исторические памятники: Шереметьево, усадьба Орловых, Голицыных, Кузьминки, Сокольники, Пашково, Бестужево-Рюмино и многие другие.

Постепенно складывается архитектура родовых поместий. Усадьбы больше не прячут за высокими заборами и строят из кирпича и из дерева, оштукатуренного под камень. Что касается внутреннего оформления дома, то оно тоже видоизменяется. Если раньше в русских избах столовую устраивали подальше от жилой части дома, то теперь зал становится главным помещением, расположенным в самом сердце усадьбы. Несколько комнат составляют единую парадную зону, остальные же скрыты от глаз гостей и принадлежат членам семьи.

Владелец усадьбы не без гордости демонстрировал свои владения. И было чем восхищаться: стены украшали китайские обои, роскошные картины и зеркала в богатых рамках, мраморные лестницы и каминные зоны, отделанные золотом и малахитом, изысканный художественный паркет ручной работы, на котором так приятно было танцевать вальс и мазурку. Встроенные лавки заменили стульями и креслами, которые легко позволяли превратить парадную залу в танцевальную и разместить собравшихся гостей за праздничным столом.

Хозяйственные помещения, так необходимые в каждом поместье, всё так же строили из дерева, реже – из камня, что позволяло в тёплое время года хранить продовольственные запасы. Но главной гордостью владельца усадьбы считался сад, особую прелесть которому придавали экзотические деревья и кустарники в кадках, подстриженные под причудливые формы животных, людей и геометрических фигур, а также витиеватые аллеи, заблудиться в которых было проще простого. Обязателен был фонтан, отделанный мрамором, изящные вазоны и каменные скульптуры, дополнявшие архитектурный ансамбль. Садовую территорию невозможно было представить и без построек, предназначенных для летнего отдыха и развлечений, – уютные беседки, скамейки, оранжереи, голубятни и гроты.

Как менялись фамильные поместья

Новые императоры и новые веяния в архитектурной моде, безусловно, привносили изменения в обустройство родовых усадеб. Так, в эпоху правления Елизаветы Петровны поместья значительно «выросли вширь». Внутреннее убранство комнат дополнилось новыми видами обоев и зеркалами, зрительно увеличивающими и без того немалые помещения. Старую мебель заменили на новую из красного дерева, привезённую из самой Англии. Фасады домов украшали лепными композициями, скульптурами, оконные проёмы обрамляли в пышные наличники, а крыши «прятали» за фронтонами и парапетами. Но всё так же для строительства главного дома и хозяйственных построек и отделки комнат используют исконно русские и, как бы мы сейчас сказали, экологически безопасные материалы: дерево, камень, бумажные обои, мрамор, гранит и другие полудрагоценные камни.

Устройство территории усадьбы в целом было одинаково для всех регионов России, но своевольная Москва всё же привнесла свои особенности в оформление поместья. Главный дом оставался в глубине участка, а подсобные строения обрамляли «передний» двор, отгороженный от улицы «прозрачным» забором.

Всё большую популярность для внутренней отделки парадных зал приобретают зеркала. Расположенные напротив окон и даже в простенках анфилад, они создавали ощущение бесконечного пространства. Примером тому служит сохранившееся до нашего времени подмосковное поместье Кусково. В стремлении «раздвинуть» стены широко используется приём художественной росписи. В парадных залах, кабинетах и спальнях изображают парковые пейзажи и природные сюжеты, которые по желанию хозяев дома легко скрывались за бархатными занавесами.

В конце XVIII века происходят заметные изменения в архитектурном решении родовых усадеб. Владельцы поместий постепенно отказываются от необозримых анфилад и часто расположенных окон, служивших источником холода зимой и излишней жары летом. Цветовое оформление парадных комнат становится спокойней и в то же время величественней. Особую атмосферу залу придают многочисленные декоративные вещи: живопись, драпировки, бра и люстры, небрежно оставленный томик стихов и изысканный чайный сервиз. Именно эти предметы интерьера и имели подлинную жизненную ценность, подчеркивая «характер» дома.

В последние года XVIII века загородная усадьба становится местом, где правит чистая и живая природа, тихая красота и умиротворение неспешно текущего быта. В поместье приезжают лишь близкие хозяевам гости, с которыми приятно провести интеллектуально-поэтический вечер, посмотреть представление домашнего театра или музицировать в четыре руки. Эта спокойная и проникновенная атмосфера родовых усадеб «вырастила» немало светлых умов России, заявивших о себе в следующем веке. Вот так и закончила своё существование эпоха расцвета дворянских поместий – подобно тому, как приходит к логическому концу приятный вечер, проведённый в кругу близких друзей.

Конец «пасторальной эпохи» и дачные сезоны

Точку в эпохе расцвета родовых усадеб поставила революция. Большая часть поместий была сожжена или разрушена, другие отданы на «благо народа» под дома отдыха, санатории и психоневрологические диспансеры. В непростое для русских людей время значимость усадеб была утрачена, их больше заботил вопрос выживания и нормального существования хотя бы в условиях города.

Новый этап загородной жизни, а точнее – дачной, наступил спустя почти полвека. Во времена правления Хрущева советским людям было позволено обзавестись собственным дачным участком размером в 6 соток. Но построить родовую усадьбу на столь небольшом участке земли не разрешали законы и постановления, которые отменил уже Брежнев, разрешив строить «избушки», площадь которых, тем не менее, не могла превышать 25 квадратных метров. В тот период дачный участок расценивался скорее как источник пополнения запасов продовольствия, что особенно стало важно в период дефицита продуктов в голодные 80-е. Что можно сказать о строительстве в то время? Мало кто изыскивал возможность построить дом, тем более хоть сколь-либо изысканный и эксклюзивный. Из строительных материалов были доступны лишь кирпич не очень хорошего качества, дерево и цемент. В комнатах ставили старую мебель, привозимую из городских квартир, и особо не заботились о дизайне и стиле помещения.

Современные родовые усадьбы

Если европейцы с гордостью могут поведать вам об истории своего рода, провести по залам фамильной усадьбы, показать, где их прапрабабушка приняла предложение будущего супруга, или то место, где проводились торжественные приёмы, то мы больше можем рассказать о родословной домашнего питомца, чем о своей собственной. Так уж сложилось в нашей стране. Но всё чаще и чаще современные люди приходят к пониманию того, что значит для них история своего рода. Строительство «семейного гнезда» – первый шаг на пути к восстановлению прежней роли родовой усадьбы, сохранению и уважению истории своих предков.

На сегодняшний день «усадьбой» можно назвать достаточно большой земельный участок с различными хозяйственными постройками, «хозяйским» домом, местом для отдыха и, как правило, бассейном и детской площадкой. Конечно, жизнь в современном «родовом гнезде» отличается от того, что было доступно нашим предкам. Современные загородные посёлки строятся с хорошо продуманной инфраструктурой, их обитателям доступны все блага цивилизации, но неизменным остаётся одно – жизнь в гармонии с природой и с самим собой. Бескрайние просторы, зелёные или заснеженные поля, естественные водоёмы, конные прогулки и катания на лодках не перестают быть «модными» вот уже почти 200 лет.

Как и прежде, люди стремятся сделать своё «родовое гнездо», которое будет передаваться из поколения в поколение, необычным, особенным, или как теперь принято говорить – эксклюзивным. Именно поэтому будущие владельцы усадеб заказывают индивидуальные проекты домов, используют неординарные решения в области ландшафтного искусства, обращаются к профессиональным дизайнерам и выбирают участки, расположенные рядом с живописными водоёмами и лесными массивами. Фасад и внутреннее убранство дома могут быть выполнены в любом стиле, благо современные технологии строительства и отделки позволяют это сделать. Современный хай-тек, колониальный стиль, строгий модерн – выбор практически неограничен. Всё это позволяет обустроить особенный мир в соответствии со своим представлением о фамильном доме.

Строим на века

Современные владельцы «поместий» предпочитают дома, построенные и декорированные с использованием натуральных материалов: дерева, камня, экологически безопасной штукатурки, тканевых обоев и т.п. Это не только престижно, но и безопасно с экологической точки зрения. Безусловно, такая «игра» фактурой и текстурой материалов позволяет создавать уникальные интерьеры современных фамильных домов. И если раньше из-за больших окон жители старинных поместий мёрзли зимой и изнывали от жары в тёплое время года, то сегодня пластиковые окна и новейшие теплоизоляционные материалы позволяют реализовать любой проект дома, в котором будет тепло в холодное время года и прохладно летом.

Архитекторы и инженеры, проектирующие современные родовые усадьбы, уделяют очень большое внимание выбору теплоизоляционных материалов, ведь речь идет не о летнем дачном жилище, где семьи проводят ограниченное количество времени, а о доме для постоянного круглогодичного проживания. Так, в современном загородном строительстве нашла широкое применение природный материал, – благодаря своей экологической безопасности, негорючести и простоте монтажа. В качестве звукоизоляции часто применяют каменную вату ROCKWOOL АКУСТИК БАТТС с высокими показателями звукопоглощения.

«Идея родовых усадеб позитивна»

Идея возрождения усадеб нашла одобрение и у Дмитрия Медведева. Ещё в 2007 году в своём открытом интернет-общении на вопрос «Что Вы думаете об идее восстановления фамильных поместий?» он ответил так: «Идея родовых усадеб позитивна. Это полезно как для страны в целом, так и для отдельного человека. Гораздо приятней жить на природе, чем в мегаполисе». Примерами возрождения усадебной культуры служат не только «поместья», расположенные вдоль Ново-Рижского, Рублево-Успенского и Дмитровского шоссе, но и за несколько тысяч вёрст от Москвы. Так, известный режиссёр и деятель культуры Никита Михалков построил свой фамильный дом в Нижегородской области. Именно эта земля принадлежала дворянам Кончаловским до революции. А после 2000 года Михалков стал облагораживать территорию усадьбы площадью ни много, ни мало 115 гектаров (а это почти 8 футбольных полей!). Из отборных брёвен были построены гостевые избы, дом для охраны, домовая церковь, княжеские палаты, конюшни и столовая для прислуги. Безусловно, «барская» жизнь накладывает свои обязательства, а потому Михалков не только проводит время в своём поместье, но и следит за порядком на вверенных ему землях.

Фамильная усадьба, безусловно, подчеркивает статус человека, его возможности. Но настоящее «родовое гнездо» создаётся не за счёт престижного места и эксклюзивной мебели, выписанной из Франции, а за счёт неповторимой ауры дома, его «души». Особую роль играют антикварные и фамильные вещи, сохранённые в каждой конкретной семье вне зависимости от того, как складывалась жизнь и был ли соблазн продать фамильную реликвию. Фотографии, иконы, ковры, старинная мебель и другие предметы интерьера с «историей» создают ту самую атмосферу «родовой усадьбы».

Эпоха урбанизации и «холодного» хай-тека постепенно уступает место комфортному и «живому» стилю жизни. Люди не хотят больше задыхаться в пыльных и загазованных мегаполисах – они стремятся к естественному, чистому и настоящему. Благо достижения цивилизации позволяют построить современное и совершенное жильё за пределами города в условиях первозданной природы. А как обустроить новое «родовое гнездо» и проводить свой досуг, вам подскажут опыт и традиции предков.

Редактор: Адамов Роман

Из поколения в поколение (от поколения к поколению) Книжн. 1. По наследству, от родителей к детям. Могельницкие привыкли к нему [Юзефу ] так же, как к двум средневековым рыцарям в латах, стоявшим у входа в вестибюль. Фигуры рыцарей, как и Юзефы, переходили по наследству от поколения к поколению (Н. Островский. Рождённые бурей). 2. По традиции, от старших к младшим. Из поколения в поколение передаются схоластические определения, разделения, термины (Герцен. Письма об изучении природы). Предания эти обращались и обращаются не в одном тесном кружке высшего общества; в простом народе из поколения в поколение передаются рассказы о браке императрицы с её подданным и о судьбе их детей (Мельников-Печерский. Княжна Тараканова).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Из поколения в поколение (от поколения к поколению)" в других словарях:

    поколение - поко/ленье 1) Родственники одной ступени родства по отношению к общему предку (предкам). В доме живёт три поколения семьи Кузнецовых. Инженер во втором (третьем) поколении (по отношению к своим ближайшим предкам) 2) Одновременно живущие люди… … Словарь многих выражений

    Поколения реактивных истребителей - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Поколение Y - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Поколения подводных лодок - Подводные лодки причисляются к определённым поколениям на основании технических качеств энергетической установки, вооружения и конструкции корпуса. Понятие поколений возникло при появлении атомных подводных лодок. Это обуславливолось тем, что в… … Википедия

    ПОКОЛЕНИЕ 98-ГО ГОДА (в испанской литературе) - «ПОКОЛЕНИЕ 98 ГО ГОДА», принятое в испанской историографии обозначение группы испанских интеллигентов писателей, мыслителей, публицистов и общественных деятелей консолидировавшейся в ситуации общенационального кризиса, охватившего Испанию после… … Энциклопедический словарь

    Поколения руководителей КНР - условное обозначение группировок в руководстве КНР, сменявших друг друга, начиная с провозглашения КНР в 1949 году. В настоящее время (2011) страну возглавляет Ху Цзиньтао представитель так называемого «четвёртого поколения» китайских… … Википедия

    Поколение интровертов - (яп. 内向の世代 найко: но сэдай?) термин японского литературоведения, используемый для обозначения группы писателей, родившихся в середине 1930 х годов и появившихся в литературе в конце 1960 х начале 1970 х гг. Впервые был использован литературоведом … Википедия

    Поколение X - У этого термина существуют и другие значения, см. Поколение Икс. Поколение X термин, применяемый к поколениям людей, родившихся в разных странах с 1965 по 1982 гг. Термин используется в демографии, общественных науках, и маркетинге, хотя… … Википедия

    Поколение - У этого термина существуют и другие значения, см. Поколение (значения) … Википедия

    Поколение (биол.) - Поколение общность каких то объектов (людей, животных, растений, иногда даже неодушевлённых предметов) по длине цепи непосредственных предков до некоторого родоначальника (группы таковых); или же по времени рождения. Поколение в генетике (а также … Википедия

Книги

  • Купить за 1062 руб
  • Проблематика алхимии и мистицизма , Зильберер Г.. В моей стране среди множеств утесов есть один, наиболее заметный, округлый и большой. Он отделяет холодное течение, берущее начало в далеких местах. Этот утес отмечен отпечатком моллюска,…
В продолжение темы:
Истина где-то рядом

Добрый день, дорогие рукодельницы! Мы любим праздники, потому что ожидаем чего-то хорошего и веселого? Но особый трепет вызывает особое и светлое торжество, это Пасха . На...

Новые статьи
/
Популярные