Виды гамм. Гамма в цифровой допечатной подготовке

Мажорные и минорные гаммы в октаву и противоположном движении.

Как правило, все пианисты играют гаммы. А что такое гамма? Гамма — это восходящий или нисходящий звукоряд, где звуки соседние располагаются так, что между ними образует тон или полутон. Вот что, например, говорил про гаммы И. Гофман, выдающийся пианист, ученик А. Г. Рубинштейна:

«Например, нередко приходится слышать, что гаммы не являются необходимыми в фортепьянной работе. Хорошо сыгранная гамма - поистине прекрасная вещь, только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы - это одна из самых трудных вещей в фортепьянной игре; и каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьезной тренировки во всякого рода гаммах,- этого я не представляю. Я знаю, напротив, что меня по этой части муштровали неустанно, и я благодарен за это всю мою жизнь. Не презирайте гамм, а постарайтесь лучше сделать их красивыми.»

Гаммы для фортепиано — это специальные упражнения для пианистов. Помимо технического развития, они развивают музыкально-теоретические знания музыкантов на практике. Т.е. ученик быстрее овладевать всеми тональностями, ему становятся не так страшны обилие бемолей и диезов при ключе, он быстрее начинает отличать мажорный лад от минорного, мелодическую организацию звукоряда от гармонической. При этом развивается механическая, или автоматическая, память на аппликатуру в гаммах. Это в дальнейшем помогает ученику быстрее разучивать длинные пассажи в произведениях. Развивает пальцевую технику. Так что, без гамм — никуда. Это такие же важные упражнения для пианиста, как разминка, например, у балерин или спортсменов. Ведь они не начинают свои занятия не «разогревшись» на предварительных упражнениях.

А для удобства запоминания аппликатуры в гаммах, предлагаю данные карточки с проверенной и одобренной в образовательном музыкальном стандарте аппликатурой.

Все гаммы идут по нотам звукоряда.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить! Она откроется в новом окне.

До диез минор

До-диез мажор = ре-бемоль мажор

Ре диез минор

Ми бемоль мажор

Ми бемоль минор

Фа диез мажор

Фа диез минор

Соль мажор

Соль минор

Соль бемоль мажор

Соль диез минор = ля бемоль минор

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ
последовательности музыкальных звуков, выстроенные в восходящем или нисходящем направлениях. Гамма (точнее - звукоряд) представляет в обобщенной форме, обычно в диапазоне октавы (например, от до первой октавы до до второй октавы), фундамент той музыки, из которой извлечена данная гамма. Теоретически число гамм-звукорядов очень велико; в разных национальных культурах бытуют разные звукоряды.
Хроматическая гамма. Хроматическая гамма содержит в себе все звуки, входящие в темперированный европейский звукоряд. В этой гамме каждый тон отстоит на полутон от предыдущего и последующего; в темперированном строе полутон - наименьшее возможное расстояние между звуками. Нотация хроматической гаммы изменяется в зависимости от музыкального контекста, как это показано в примере 1. Например, до-диез (cis) и ре-бемоль (des) обозначают звук одной высоты. Возникает явление, именующееся энгармонизмом. Обычно, но не обязательно, восходящие хроматические последовательности записываются с помощью диезов (), бекаров () и дубль-диезов (), а нисходящие последовательности - с помощью бемолей (), бекаров ()и дубль-бемолей () (пример 2).

Пример 1. Хроматическая гамма содержит все тона, употребляющиеся в европейской музыке. Каждый звук отстоит на полутон от соседнего. В большинстве случаев звуки хроматической гаммы могут быть записаны разными способами: в примере эти дополнительные способы показаны четвертными нотами.



Пример 2. Соотношение семи названий нот (и семи латинских букв для их сокращенного обозначения) с двенадцатью звуками темперированной октавы создает определенные проблемы нотации. По традиции нотация хроматических последовательностей изменяется в зависимости от основной тональности произведения; обычно восходящие шаги записываются с помощью диезов, а нисходящие - с помощью бемолей.


Только к 20 в. хроматическая гамма стала рассматриваться как самодостаточный звукоряд для музыкальной композиции. Это можно показать на примере додекафонного сочинения А.Шенберга - сюиты, ор. 25. Представленная в примере 3 последовательность звуков - это "серия" (или "ряд") данного произведения; в соответствии с правилами додекафонии данный набор звуков, именно в том порядке, в каком они появляются, составляет мелодико-гармоническую структуру произведения. Шенберговскую серию можно сравнить с хроматической гаммой: гамма содержит те же звуки, но не привносит в них индивидуального порядка.

Пример 3. Мелодический "ряд" из сюиты, ор. 25 Арнольда Шенберга. Техника додекафонии состоит в использовании для "серии" ("ряда") всех двенадцати звуков хроматической гаммы; повторения звуков исключаются.


Диатонические гаммы. В предшествующие эпохи хроматизм служил преимущественно для обогащения и расширения выразительных возможностей нескольких диатонических звукорядов, состав которых определяется октавным диапазоном, присутствием двух полутонов и пяти целых тонов (как в современных мажоре и миноре, также относящихся к диатоническим звукорядам). В Средневековье все звукоряды были диатоническими и включались в ладовый космос т.н. Совершенной системы, этого неверно истолкованного наследия классической античности. Совершенная система представляла собой подобие современной хроматической системы, т.е. являлась сводом всех основных тонов (звукорядов), употреблявшихся в музыке. Звукоряды эти были диатоническими - они соответствовали белым клавишам современного фортепиано. Отклонения от основных тонов, неизбежно возникавшие в музыкальной практике, рассматривались средневековыми теоретиками как musica falsa или musica ficta - "фальшивая", "ложная" музыка. В каноне Одо Клюнийского (10 в.) к звукам сводного диатонического звукоряда впервые были приложены буквенные обозначения, которые представлены (в современной их форме) в примере 4.


Пример 4. Совершенная система включает все звукоряды и, следовательно, все тона, используемые в средневековой музыке.


Совершенная система определяет основное правило нотации диатонических гамм: каждая буква в пределах октавы используется только один раз. Отсюда происходит ряд трудностей и неясностей в обозначении тонов хроматической гаммы: приходится использовать семь основных букв с окончаниями -is или -es (например, до-диез обозначается как cis, ре-бемоль - как des и т.д.).
Лады. Диатоническая гамма может быть построена от любой ступени, например: ля - си-бемоль - до - ре - ми - фа - соль или ре - ми - фа - соль - ля - си-бемоль - до и т.д. Поскольку в Совершенной системе (как и в расположении белых клавишей на клавиатуре фортепиано) фиксируются два полутона - ми - фа и си - до, они могут занимать разные позиции по отношению к начальному тону звукоряда. Именно это качество, расположение полутонов в отношении к начальному тону - инициалису, позволяет различать семь диатонических ладов ("модусов") (пример 5). Их иногда называют "церковными" ладами, и они определяют собой облик всей средневековой музыки, особенно церковного пения. Любой средневековый лад характеризуется не только соотношением полутонов с инициалисом, но и позицией доминанты как наиболее часто повторяемого тона (в некоторых стилях церковного пения), а также амбитусом, т.е. объемом лада. Амбитус мог быть двух видов: если лад строился от инициалиса вверх, он назывался "автентическим"; если лад начинался на кварту ниже инициалиса и кончался на квинту выше его, он назывался "плагальным" ("вторичным").


Пример 5. Церковные лады - это звукоряды, употреблявшиеся главным образом в эпоху Средневековья, хотя две последние пары (в таблице) были добавлены теоретиками в эпоху Ренессанса. Начальный тон - инициалис - в каждой гамме обозначен целой нотой; тон речитирования при исполнении литургического речитатива обозначен половинной нотой. Автентический лад и парный ему плагальный лад имеют один инициалис, но разные диапазоны и тона речитирования.


Транспозиция и альтерация. Лады могут транспонироваться (перемещаться); они могут быть построены от любого тона внутри октавы. Однако в этом случае для сохранения структуры лада необходимо введение так называемых "случайных знаков" - диезов и бемолей. Если дорийский лад строится от соль, а не от ре, третьей его ступенью должен быть си-бемоль, а не си. На практике в ладах возникали и другие хроматизмы, особенно в заключительных каденциях, где, например, в дорийском ладу вместо хода до - ре появлялся хроматизм до-диез - ре.
Лады описанного выше типа употребляются прежде всего для классификации монодической музыки, особенно средневекового церковного пения. Именно поэтому амбитус и доминанта рассматриваются как отличительные особенности подобных ладов. Другим возможным способом классификации древних (и фольклорных) ладов может быть мелодическая формула ("попевка") или группа формул, характерных для данного лада. Такая связь определенных мелодических формул с тем или иным ладом типична для большинства незападноевропейских культур, в частности восточных (например, для индийской раги). Эта связь прослеживается в древнерусском церковном пении и в древних пластах русского фольклора.
Мажорный и минорный звукоряды (гаммы). С развитием полифонии модальная теория утратила свое всеобъемлющее значение. К 16 в. теоретиками наблюдалось уже только четыре используемых автентических лада (от ре, ми, фа, соль) и четыре соответствующих им плагальных. При этом усиление гармонической основы полифонического письма и появление разных альтерированных тонов привели к расширению таблицы ладов с двенадцати до четырнадцати - путем добавления теоретически "вычисленных" локрийского и гиполокрийского ладов (с инициалисом си). Среди всех ладов (двенадцати или четырнадцати) выделились два - ионийский лад от до и эолийский лад от ля, которые легли в основу формирующейся мажоро-минорной системы. Переход от двенадцати ладов 16 в. к мажору и минору современной тональной системы произошел в 17 в. Но преобладание мажора и минора ощущалось и в более ранней музыке; эти лады сохраняют свое значение до наших дней. Мажорный звукоряд (пример 6) отличается ясностью структуры. Расположение мелодически активных полутонов - между третьей и четвертой и между седьмой и восьмой ступенями - придает мажорному звукоряду интонационные тяготения, строго ориентированные на инициалис, он же финалис - конечный тон: ныне он называется тоникой. Одновременно в мажоре создается сопряжение между доминантой (V ступенью) и тоникой, что сообщает ладу гармоническую ясность. Подобные свойства мелодического и гармонического порядка, наблюдающиеся в музыке 17-20 вв., позволяют мажору выдерживать многообразные хроматические изменения, не теряя своей индивидуальности.


Пример 6. Мажорный лад (или мажорная гамма) содержит полутоны в гармонически сильной позиции. При совместном звучании (как показано в такте, следующем за двойной чертой) полутоновые тяготения образуют основу для гармонической последовательности "доминанта - тоника", т.н. совершенного каданса. Эта наиболее эффективная и тонально определенная гармоническая последовательность применяется в окончаниях музыкальных фраз или целых сочинений.


Минорный лад (пример 7) контрастен мажору; ясность его структуры определяется сохранением тяготений, типичных для мажора - имеется в виду ход от повышенной VII ступени (т.н. "вводный тон") к тонике. Итак, имеется три вида минора: натуральный, мелодический и гармонический.


Пример 7. Минорный лад имеет несколько видов звукоряда, но ему необходимо заимствовать из мажора повышенную седьмую ступень, чтобы создать гармонически сильную последовательность "доминанта - тоника".


Другие лады. В западной музыке наблюдается много иных ладов. Это звукоряды с "пробелами", т.е. между ступенями лада образуются интервалы больше большой секунды. К данному типу относятся т.н. пентатонические (пятиступенные) лады. Существуют еще и целотоновые лады. Оба типа приведены в примере 8. Однако значение подобных образований несравнимо с универсальным значением мажора и минора.

Пример 8. Кроме хроматических и диатонических, существуют иные звукоряды. Пентатонические и целотоновые лады, например, нередко используются в восточных и примитивных культурах.

ЛИТЕРАТУРА
Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М., 1966 Герцман Е. Античное музыкальное мышление. Л., 1986

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ" в других словарях:

    Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе … Энциклопедия Кольера

    - ― музыкальные инструменты, на которых реальная высота звуков не совпадает с нотированной, отличаясь от неё на определённый интервал вверх или вниз. К транспонирующим относятся преимущественно духовые инструменты: большинство медных ― валторна,… … Википедия

    Воспроизведение натуральных звучаний электромеханическими средствами и сохранение их в форме, позволяющей восстанавливать их с максимальной верностью оригиналу. Более подробная информация о физических принципах, лежащих в основе затрагиваемых… … Энциклопедия Кольера

    В музыке, комбинации тонов и полутонов в диапазоне октавы, создающие звукоряды, которые составляют мелодическую и гармоническую основу музыкального сочинения. Звукоряды (гаммы) еще не являются ладами, и правильнее было бы применять данный термин… … Энциклопедия Кольера

    В основе этого термина лежит греч. ή μουσική (подразумев. τέχνη искусство), т. е. искусство муз (первично богинь пения и пляски). Позже он получил у греков более широкое значение, в смысле гармонического развития духа вообще, а у нас опять… …

    ГРЕЧЕСКАЯ МУЗЫКА - Сведения о музыке древних греков мы имеем преимущественно из теоретических сочинений, дошедших до нас в довольно большом числе. Известно, что музыка, подобно остальным искусствам, пользовалась в древности большим уважением; на музыкантов не… … Музыкальный словарь Римана

    Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как Р. народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (România) Социалистическая Республика Румыния, СРР (Republica Socialistă România). I. Общие сведения Р. социалистическое государство в южной части Европы, в основном в бассейне нижнего Дуная. На В. омывается Чёрным морем … Большая советская энциклопедия

    Так называется музыка, свойственная тому или другому народу и свободная от примеси чуждых ему элементов. Она выражает дух народа и служит отголоском его внутреннего мира. В Н. музыке отражаются радости и горести, пережитые народом на пути своего… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Гамма

ГАММА

1. ГА́ММА , -ы; ж. [от греч. gamma] Название буквы, обозначавшей звук "соль" в средневековой музыке.

1. Последовательный восходящий или нисходящий ряд звуков (звукоряд) в пределах одной или нескольких октав. Мажорная, минорная г. // Нотное изображение такого ряда (рядов) звуков. Написать гамму.

2. только мн.: га́ммы, гамм. Музыкальное (для инструмента или голоса) упражнение, состоящее из таких рядов звуков. Разучивать гаммы.

3. чего. Ряд однородных, последовательно изменяющихся предметов, явлений, признаков и т.п.; последовательная смена таких предметов, явлений, признаков и т.п. Г. красок. Цветовая г. Г. голосов. Г. чувств, переживаний. Рисовать в бежевой гамме.

2. ГА́ММА , -ы; ж. [греч.]. Название третьей буквы греческого алфавита.

гамма

I
(γ, ?), третья буква греческого алфавита.
II
(обозначается γ), 1) стотысячная доля эрстеда, 1 γ=10 -5 Э. 2) Редко применяемая дольная единица массы, 1 γ=10 -9 кг, чаще называемая микрограммом (мкг).
III
(муз.), восходящее или нисходящее последование ступеней тональности или тонов хроматического звукоряда (в пределах 1 или более октав). В практике игры на музыкальных инструментах используются диатонические гаммы (см Диатоника) и хроматическая гамма . См. также Звукоряд .


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "гамма" в других словарях:

    - (греч. gamma, третья буква греческой азбуки). 1) старинная Гвидонова система звуков, начинавшаяся с греч. буквы гаммы. 2) семь основных музыкальных звуков (do, re, mi, fa, sol, la, si), расположенных в постепенном возвышении. Словарь иностранных… …

    Толковый словарь Ушакова

    1. ГАММА1, гаммы, жен. (греч. gamma название буквы, обозначавшей звук соль в средневековой музыке). Последовательный ряд звуков, повышающийся или понижающийся, обычно в пределах одной или двух октав (муз.). Играть гаммы на рояле. Мажорная,… … Толковый словарь Ушакова

    Основные характеристики Модификации: Гамма Д1Е / Д2Е / Д3Е Тип: трёхкоординатная РЛС общего назначения с ФАР Диапазон волн: дециметровый Потребляемая мощность: 170 / 112 / 75 кВт Сопровождаемых целей: 200 Выходная информация: трассовая,… … Википедия

    ГАММА... Первая часть сложных слов со знач. относящийся к гамма излучению, напр. гамма лучи, гамма астрономия, гамма терапия. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ГАММА... Первая часть сложных слов со относящийся к гамма излучению, напр. гамма лучи, гамма астрономия, гамма терапия. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    В криптографии псевдослучайная числовая последовательность, вырабатываемая по определенному алгоритму и используемая для зашифрования открытых данных и расшифрования зашифрованных данных. По английски: Gamma См. также: Гаммирование Финансовый… … Финансовый словарь

    - (… Словарь иностранных слов русского языка

    гамма - ы, ж. gamme f., нем. Gamme <, ит. gamma. 1. муз. Вторая нота их <китайской> Гаммы или музыкальной таблицы. Танц. сл. Что такое Гамма? Корифей 1 11. || только мн. Музыкальное (для инструмента или голоса) упражнение, состоящее из… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    гамма- - (буква греческого алфавита γ) первая часть сложных слов, пишется через дефис, но: гаммаг/рамма, гамма/трон (прибор), гамма/графия, гам/маметрия, гам/маскопия … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Книги

  • Гамма демократии. Современная избирательная система Российской Федерации , И. Борисов. Демократическая избирательная система, применяемая на выборах в представительные (законодательные) органы государственной власти, во многом отражает национальные, исторические, культурные и…

Слово "гамма" обозначает синхронный, гармоничный, сублимированный смысл смены состояний. Это ряд однородных, последовательно изменяющихся явлений, признаков в конкретной сфере.

Чтобы разобраться, что такое гаммы, надо понять, для какой области требуются эти знания. В основной массе слово применяется в музыкальной сфере, но и у цвета присутствует насыщение гаммами. Человеческий головной мозг генерирует ритм под названием "гамма", а в ядерной физике изучают гамма-излучения.

Что такое гаммы в музыке

Распространенная сфера, где гаммы занимают доминирующую роль, - музыка. Сменяющиеся тона звучат в струнных и клавишных инструментах.

Игра гамм развивает техническую моторику, точность звукоизвлечения, четкость воспроизведения, вырабатывает выносливость, независимость координации движений пальцами, ставит аппликатурные привычки. Работа с такими звукорядами интегрирует мозг и затачивает слух, ведь в их состав входят фактурные произведения, подчиняющиеся художественным задачам качества звука. Гаммы - основа инструктивных этюдов.

Она органично вписывается в сюжет песни и гармонична по звуку, ритму, пульсу, тональности, насыщена художественным смыслом. Тональные перемены в музыке связаны с жизненными природными явлениями и стихиями: солнце сменяет луну, осадки переходят из снега в дождь, времена года, движение чисел, настроение человека. В музыке состояние перехода передается тональностями и ладами, состоящими из звукорядов протяженностью в несколько октав. Люди с сенсорными особенностями видят в музыке их цветовые интерпретации.

Виды гамм в музыке

Разделяют два вида гамм: мажорные и минорные, отличные по строению и звучанию. Мажорные гаммы - веселые и бодрые; минорные, наоборот, слышатся грустно и уныло.

Звукоряды играются в любой октаве одинаково и не ограничиваются какой-то одной. Какой бы диапазон ни был, описываемое понятие вбирает больший охват. Само слово "гамма" свободно, но любит порядок и последовательность.

Рассмотрев вопрос о том, что такое гаммы в музыке, можно плавно перейти к пониманию их значения в рисунке. Сольфеджио дает подробное знание нотной грамоты, включающей гаммы, интервалы, ступени, тональности. Звукоряды не определены по протяжённости, и соседние ступени следуют друг за друга с шагом в тон или полутон.

На практике они протягиваются в несколько октав восходящими или нисходящими звукорядами. Образование гаммы составляет продукт вековой музыкальной жизни, она не может возникнуть случайно или по произволу, ее глубокое изучение дает ключ к пониманию музыкальной культуры.

Гаммы в изобразительном искусстве

Как различна цветовая гамма в музыкальном искусстве, так разнообразны тональные краски в художественном. В цветовой интерпретации собрана совокупность цветов и оттенков, которые гармонируют и сочетаются между собой. Цветопередача не передается одним параметром и факторозависима.

Гамма цвета составляет цветовой спектр и передает теплохолодность. В теплых тонах преобладают желтые, красные, оранжевые цвета, они ассоциируются с летом. В холодных - оттенки синего и соприкосновение с зимой. Зеленый цвет определится теплым, если содержит желтый тон, а холодным оттенком, когда голубой.

Музыкальные и художественные таланты человека взаимосвязаны, поэтому продуктивней развивать их в комплексе.

Гамма в других сферах

Гамма, наравне с альфой и бетой, является буквой греческого алфавита, под которой подразумевается также числовое значение 3 (альфа, бета, гамма и далее).

Определенное состояние настройки головного мозга называется гамма-ритмом, который складывается в результате активности нервной системы и нейронной сети. Волны сменяются внутри головного мозга человека прямо пропорционально деятельности в определенный момент. Гамма-перевод происходит автоматически.

Альфа-ритм проявляется во время релаксации и отдыха, дельта-ритм - в глубоком сне. Бета-ритм характерен для познающего человека, изучающего окружающее пространство и сосредоточенного на выполнении жизненных задач. Позитивно настроенный человек в состоянии "бета" с легкостью воплощает идеи в жизнь.

Частота гамма-ритма превышает бета-ритм, и состояние человека отличается усилением внимания, благодаря чему происходит быстрая обработка и интеграция поступающей информации. Духовные практики доказывают, в гамма-настройке человек тонко чувствует и способен общаться с высшими Божественными силами. В активированном состоянии гамма проходят многомерные знания, потенциально доступные трехмерному человеку. Области мозга генерируют волны и выполняют множество задач.

Суть гамм

Гаммы по сути - это единый механизм, соединяющий по определенным признакам элементы одной сферы. Сейчас существует много школ разных направлений для детей и взрослых разных, начиная с музыки, рисования и до духовных энергетических практик. И в каждой из них человек обязательно сталкивается (теоретически либо на практике) с таким понятием, как "гамма".

1.

га мма 1 , гаммы, жен. (греч. gamma - название буквы, обозначавшей звук "соль" в средневековой музыке). Последовательный ряд звуков, повышающийся или понижающийся, обычно в пределах одной или двух октав (муз. ). Играть гаммы на рояле. Мажорная, минорная гамма. Гамма си бемоль . «Для меня так это ясно, как простая гамма.» Пушкин .

| перен. Последовательный ряд каких-нибудь однородных, но многообразных в своей изменчивости предметов, качеств (книж. ). Гамма красок. Гамма цветов. Гамма настроений.

2.

га мма 2 , гаммы. Третья буква греческого алфавита.

Гамма - лучи, гамма-лучей, ед. нет (физ. ) - то же, что рентгеновские.

Этимологический Словарь Русского Языка

Немецкое – Gamme.

Французское – gamme.

В русский язык слово «гамма» пришло из французского в конце XVIII в. Французское gamme – музыкальный термин, неологизм , впервые введенный аббатом Гвидо Ареццо для наименования первоначально только первого тона нотной системы.

Базой для возникновения слова явилось уже известное название третьей буквы греческого алфавита (слово, которое уже в это время часто использовалось при математических вычислениях).

Кроме того, слово «гамма» нередко служит первой частью сложных слов и вносит значение – «связанный с электромагнитным излучением, испускаемым радиоактивным веществом».

Производное: гамма-лучи.

Контрразведывательный словарь

последовательность символов условного алфавита, состоящего из букв, или цифр, или комбинаций телеграфного кода, или других символов и предназначенного для криптографических целей.

Словарь музыкальных терминов

часть звукоряда в пределах октавы, в которой ступени лада идут последовательно в восходящем или нисходящем порядке. Существуют диатонические (из 7 звуков), хроматические (из 12 звуков), пентатонные (из 5 звуков) гаммы. Исполнение различных гамм применяется как упражнение для развития техники музыканта-исполнителя.

В продолжение темы:
Сердечная секция

Пирсинг – один из древнейших способов украшения тела. Пирсинг делали люди разных народов и разных эпох на протяжении веков и даже тысячелетий. Древние египтяне прокалывали...

Новые статьи
/
Популярные