Выкройка домашних валенок из меха. Меховые зимние тапки своими руками

Если ваша любимая дубленка из натуральной овчины имеет не привлекательный вид, стала мала или вышла из моды, то не спешите ее выкидывать. Из нее получаться замечательные сапожки угги или чуни. Натуральная овчина прекрасный материал и обладает замечательными свойствами: согревает, при этом позволяет ногам «дышать» и легче переносить многие заболевания. Хорошая овчина может служить вечно. Давайте подробнее разберем как сшить угги из старой дубленки с помощью несложной выкройки.

Прежде всего, необходимо сделать выкройку Угги.


Нам понадобятся выкройки четырех деталей: подошвы, носка, передняя и задняя части голенища. Выкройку можно сделать, обрисовав на бумаге свою ступню. Не забудьте про припуски на швы по 1,5 – 2 сантиметра.

Как сшить угги из старой дубленки выкройка

Перенесите выкройку на ткан и вырежьте детали. После чего детали можно сшивать. Если овчина не толстая, то можно попробовать прошить на швейной машине, в ином случае детали придется сшивать вручную. Подберите прочные нитки и приступайте к делу.

Боковые швы голенища сшиваются с наружной части угги. Другие детали сшиваются швом внутрь. Для подошвы желательно использовать прочную нескользящую прорезиненную ткань. Если вы собираетесь носить угги не только дома, то стоит подумать о более прочной подошве. Для этих целей можно использовать готовые подошвы или подошвы от старых сапог или валенок.

Когда все детали будут сшиты подверните верхнюю часть голенища наружу и при желании украсьте сапожки угги.

Из оставшийся овчины можно сшить вот такие уютные и теплые детские тапочки:

Из старой дубленки можно сшить не только угги, но и уютные чуни

Выкройка чуни

Как сшить чуни из дубленки

Из старой дубленки можно сшить шлепанцы

Как сшить домашние угги видео мастер-класс:

Сшитые своими руками, теплые домашние угги всегда согреют ваши ножки! Для них легко сделать выкройку, они легко шьются, можно обойтись без швейной машины. Проявите свою фантазию и оформите сапожки в своем вкусе. Угги также можно сшить из старого искусственного меха или драпа, и украсить мехом с капюшона от старой куртки. Теперь вы знаете как сшить угги из старой дубленки, и надеемся передумаете ее выкидывать. Успехов вам в рукоделии и творческого вдохновения!

Мы привыкли покупать обувь в магазине, или шить на заказ. Но есть особая «уютная» обувь, что сшита своими руками. Изготовить без особого труда можно такие обновки, как тапочки, чуни, сапоги-носки и бурки (высокие или короткие для дома). Разнообразные материалы и цвет можно подбирать по вкусу.

Бурки – это зимняя обувь, изготовленная из войлока, фетра или замши. Они незаменимы при холодном климате.

Нижнюю часть – носок, союзку, задинку, а также обшивку по голенищу часто изготавливают из кожи.

Подошва традиционно резиновая либо кожаная.

Справка! Впервые массовое производство бурок было открыто в Царской России в конце XIX века.

В период раннего СССР бурки входили в состав обмундирования старших офицеров Советский Армии.

Материалы и инструменты

Традиционно для внешней стороны используются:

  • войлок;
  • драп;
  • овчина;
  • замша;
  • фетр;
  • шинельное сукно;
  • плотное джинсовое полотно;
  • трикотаж крупной вязки.

В качестве утеплителя и наполнителя:

  • ватин, аптечная вата;
  • войлок;
  • синтепон, холлофайбер.

Совет! Если вы используете овчину, то нет необходимости в утеплителе, достаточно выкраивать детали из шкуры мехом внутрь.


Нам потребуется:

  • Основной материал. Можно использовать старое пальто или дублёнку, вышедшие из обихода.
  • Готовая резиновая подошва. Можно купить тапочки, и отпороть у них подошву. Для комнатного варианта отлично подойдёт войлок со старых плотных валенок. Кусок плотной кожи или резины также допустимо пустить на подошву бурок.
  • Косая бейка или репсовая лента для окантовки срезов. Отлично подойдут трикотажные полоски, шириной 3 см.
  • Плотный материал для стельки, либо готовая стелька. Идеальный вариант – овчина.
  • Наполнитель – синтепон, ватин, старое пальто. Если вы хотите сшить тёплый вариант для холодной зимы, то сделайте бурки двойные, с утеплителем.

Совет! Внутренний слой бурок можно сделать съёмным, сшив по одной выкройке тонкие вкладыши. Для удобства на вкладыши и основные детали пришейте ленту-липучку.

  • Прочные нитки, желательно нейлон.
  • Лента – липучка (велкро), соединяет бурки со вкладышем.


Материал используют традиционно светлый: белый, бежевый, серый, кофейный. Детские бывают ярких расцветок.

Необходимые инструменты и приспособления:

  • портновский (скорняжный) нож;
  • линейка;
  • сантиметровая лента;
  • обувной или резиновый клей.

Снимаем мерки

Для построения выкройки нам понадобятся следующие замеры:

  • Длина стопы.
  • Ширина стопы. Измеряем по обрисованному на бумаге контуру стопы. Если не используете готовою подошву, лучше сделать несколько замеров. При особенностях стопы – выпирающая косточка, нестандартная форма.

  • Высота голенища. Определяется от уровня пола до предполагаемой высоты изделия.
  • Обхват стопы. Существует несколько вариантов, если нужны максимально удобные сапожки, то используем все три замера. Желательно измерить также, на каком расстоянии друг от друга вы прокладывали измерительную ленту.

Выкройки

Модель 1 — простейшие бурки-сапожки по типу чулка

Состоят всего из трёх деталей, левой и правой половинок бурок, а также подошвы. Выкраиваются свободно, так как отдельно передней части не предусмотрено.

Для построения подобной выкройки можно использовать шерстяной носок большого размера:

  • Обведите его, сравните с размерами, полученными при замерах. Здесь самое важное – не сделать заготовку очень маленькой.
  • Для выкройки подошвы обведите стопу на листе бумаги, прибавьте 1-2 см на свободное облегание.
  • Если делаете двойные утеплённые бурки, то выкройка вкладыша должна быть немного, на 0.5 см, меньше по всем показателям, чем выкройка основного изделия.
  • При раскрое левой и правой половинок, а также подошвы, не забудьте сделать эти детали зеркальными.
  • Подошву можно также сделать многослойной, с утеплителем.
  • В этой модели мы изготавливаем подошву из основного материала, при желании дублирует готовой резиновой.

Вырезаем ножницами

Ход работы:

  • Располагаем детали на материи, обмеловываем, если кроим из ткани, то не забываем о припусках на швы.

Важно! В изделиях из овчины, другого меха, натуральной кожи припусков на швы не делаем.

  • Вырезаем ножницами или ножом.
  • Аналогично выкраиваем детали из утеплителя и подкладочного материала.
  • Складываем заготовки лицом к лицу, фиксируем булавками.

  • Прошиваем.
  • Прикладываем и фиксируем булавками подошву.

  • Пришиваем подошву.
  • Подворачиваем голенище наружу, то есть на изнаночную в нашем случае, сторону.
  • Прошиваем отгиб.
  • Выворачиваем.

  • Приклеиваем или пришиваем дополнительную грубую подошву.
  • Декорируем.
  • Примеряем.

Бурки короткие с утеплителем

Модель 2 — укороченные бурки с передней вставкой-язычком

Интересная модель, которая заслуживает внимания.

Важно! По данной выкройке можно сшить бурки любой высоты, просто удлинив цельнокроеное голенище, либо сделав его стачным.

Выкройка:

  • Нам необходимо знать длину боковинки, а также высоту носка и пяточной части.
  • Зная эти замеры, строим чертёж боковинки. Длина верхней части равна обхвату нижней части голенища, минус ширина вставки, после чего, разделённая на два.
  • Выкройка дана для тапочек, при необходимости изготавливаем чертёж голенища: 1 деталь со сгибом, высота которого равна необходимой высоте голенища, а ширина – его обхвату.
  • Чертёж вставки – это закруглённый в передней части язычок, его ширина выбирается по желанию, но в среднем – 5-10 см, в зависимости от размера обуви. В самой широкой части – в два раза шире, чем в узкой.
  • Добавляем необходимое количество см для высоты голенища.


Ход работы:

  • Выкраиваем детали.
  • Основные операции по раскрою как у предыдущей модели. По желанию, делаем модель двухслойной.
  • Сшиваем боковинки по узкой центральной части. Можно сделать одну деталь со сгибом.
  • Соединяем детали боковинок и вставки изнанка к изнанке.
  • Фиксируем булавками.
  • Прошиваем на лицевой стороне.
  • Обшиваем отделочными лентами.
  • Сшиваем шов по задней части на изнанке.
  • С подошвой работаем аналогично предыдущей модели.
  • Выворачиваем.
  • Прикрепляем толстую подошву.

Бурки-тапочки с декором

Декор можно подобрать по своему вкусу. Творите и дарите хорошее настроение своим близким!

Бурочки – незаменимая обувь и для зимних прогулок, и для использования в помещении. Интересно украшенные, они могут стать отличным подарком близким.

На миллиметровой бумаге выкройка дана для размера 37-38 двух основных деталей. Размеры остальных деталей есть здесь в описании.

Вот так выглядит сама выкройка:

Стопа-подошва, носочно-пяточная часть, кружок - цветок (с бусиной в центре) для отделки. Вытянутая деталь - это ушко зайчика для тапок "Зайчиков"

Внимание! Этот же кружок является и заячим хвостиком, если кто-то захочет сшить тапки "Зайчики", основная выкройка та же.

Построение выкройки:

1. Подошва. Берем лист бумаги, кладем на пол, встаем ступней и обводим свою ступню:) Обводим по краю держа карандаш ровно, перпендикулярно поверхности, не надо подгибать его под ступню. Добавляем к длине примерно 1,5-2 см, можно обвести осеннюю обувь без каблука, лучше всего туфли, тогда без добавления сантиметров. Длина от центра носочка до центра пяточки для размера 37-38 должна быть равна 25,5-26 см. , для размера 38-39 ориентировочно 26,5 см. Уточняйте эти размеры в соотвествии с Вашей ступней и обувью. Строим лекало подошвы, ориентируясь на фото, выравниваем, скругляем и т.д.

Прибавка сантиметров нужна, потому что будем вставлять синтепон (или другой утепляющий материал), а он "забирает" не меньше целого размера и плюс некоторая свобода ножке нужна.

2. Носочно-пяточная часть . Длина от центра носочка вверх по ножке к голенищу (центр переда детальки) равен для всех размеров примерно от 12,5 до 14,5 см, по желанию!! Высота от центра пяточки к голенищу 6,5 - 7 см. Далее измеряем по периметру наше лекало подошвы (ступни), делим на два (заодно делаем меточки-ориентир центра пяточки и носочка на самой подошве- это очень пригодится при сборке деталей) и прибавляем примерно 1-1,5см на припосадку носка и слегка делается припосадка на пяточке. Полученная длина должна равняться нижней линии (где пришиваем к подошве), выстраиваем нижнюю линию как на фото примерно. Верхняя линия равна 16-17 см.

3. Кружочек для цветка или хвостика у меня диаметром 9-10 см. Ушки по желанию и длина и ширина, я делаю 4х14 см.

А это выкройка основных деталей на миллиметровой бумаге для размера 37-38. До 39 или 36 размера достаточно легко откорректировать. Учитывайте, что при изменении размера выкройка больше изменяется в длину, в ширину меньше, то есть не пропорционально.

Теперь о количестве деталей для модели "Белоснежка", шьется она из флиса одного цвета

Подошва - 4 детали из флиса, 2 детали из плащевки, 2 детали из синтепона (или другой утеплитель но не жесткий и не очень толстый, например тонкий ватин)

Как вариант: вместо плащевки и синтепона можно использовать уже готовую простеженую курточную ткань, искусственную кожу (не толстую, мягкую)

Пяточно-носочная часть - 4 детали из флиса, 2 детали из синтепона

Голенище - прямоугольник 18*32 - 4 детали из флиса

Примечание . 32 см - ширина и не меняется

18 см - высота и варьируется по желанию (и форма верха тоже может быть не обязательно прямой, фантазируйте)

Цветок - круг диаметром 9 -10см, 6 деталей из флиса

Вот примерно так выглядит это все после раскроя, не забывайте отмечать центры и другие точки деталей для сборки ботиков в дальнейшем:

Начинаем сборку деталей

При сборке совмещаем намеченные точки - центры деталей с соотвествующими метками другой детальки

Сначала верхнюю носочно-пяточную часть соединяем с синтепоном (утеплителем) и скрепляем машинной строчкой вкрай. Потом собираем подошву как слоеный пирожок просто:) Я подошву скрепляю вручню через край, следя чтобы ничего не перекашивалось. Вы можете делать это на машинке, но тогда оставьте чуть больше в припусках, чтобы выровнять, обрезать лишнее, если ровно не получится сшить, слоев все таки много и они объемные. Детали с синтепоном слегка отпариваем через влажную ткань, слегка!! приминаем синтепон утюгом.

Дальше как на фото соединяем носочно-пяточные детальки с голенищем, получится 4 соединенных деталек. Потом сшиваем задние швы, в подкладке оставляем незашитыми небольшие отрезки, см.фото, через них мы будем выворачивать наши ботики. И после этого вшиваем подошвы во все 4 детали.

Верхнюю часть ботика-сапожка выворачиваем на правую сторону, внутреннюю часть - подклад оставляем на левой стороне. Просто как в кукольном театре надеваем на руку верхний, лицевой сапожок и вставляем его в подклад, совмещая соотвественно носочек с носочком, пяточку с пяточкой. Верхние срезы также совмещаем начиная от заднего шва, скалываем и даем строчку.

Через оставленные, не зашитые отрезки подклада выворачиваем, вытаскиваем:) изнутри сапожок наружу, выравниваем, растягиваем все швы и открытый не зашитый участок в подкладе застрачиваем вкрай.

Теперь подклад вставляем внутрь, все выравниваем, прямо одеваем на ногу тянем-потянем везде где нужно:). Изнутри я делаю четрые закрепки ниткой верхней части ботка с подкладкой, чтобы подкладка не ерзала:))

2 закрепки в носке: у центра носочка и у голенища, и две закрепи на пяточке, там где соединяется задний шов с подошвой и голенищем.

Все!!! Дальше Ваша воля: цветочки, бусины, по центру, по манжетику (отогните его если хотите) сверху и т.д. В данной модельке " Белоснежка" по три цветочка по центру, центр намечаете прямо надев ботики на ноги. При пришивании цветочков, под каждым цветочком я делаю защип 1,-1,5 см, получается легкая сборка впереди.

Цветочки собираются очень просто: насбариваете по кругу иголкой с ниткой, стягиваете. Протаскиваете иголку сниткой в центре и через край (из центра вокруг цветка и снова в центр прокалываете иголку и стягиваете нитку формирууя лепестки. Это нужно сделать 4 раза чтобы получить 4 лепестка. В середину вшиваете бусину.

Эта модель более прилегает к ноге. Но последовательность сборки деталей, технология пошива такая же. Другая только выкройка. Я даю ее вам на размер 38-39 на миллиметровой бумаге. Изменение выкройки по тому же принципу, что и с тапками "Белоснежка" (см.выше). Здесь в носочной части нужно использовать очень тонкий синтепон, или другой тонкий утеплитель.

Из этой же выкройки, удлинив примерно до 50 см (от пола) и расширив кверху голенище (по верху 1/2 голенища примерно 23 см) можно сделать и домашние сапожки. Длина и ширина голенища варьируется по Вашему желанию. Технология пошива такая же, как рассказано выше. Голенище собирается сборкой на 4 поперечные резинки, резинки пришиваются примерно на одинаковом расстоянии между собой, расстояние зависит от длины голенища. Расстояние от последней (или первой ) резинки до верхнего края голенища 4 см.

У меня сапожки сшиты из тонкого флиса, для таких сапожек вообще подходит более тонкая ткань, но лучше они будут смотреться из велюра.

Две горы овечьей шерсти высились за спиной мастерицы, словно крылья. Сильными, натруженными руками она нанизывала длинные пряди на расческу и разрывала на тонкие волокна. Ее соседкам крыльев не досталось, зато они, подобно легендарным амазонкам, натягивали деревянные луки. Пух на вибрирующей тетиве словно сам собой превращался в воздушные нити. Из них на полу выкладывали темный силуэт, в котором безошибочно угадывалась еще не рожденная бурка

Сегодня в репортаж из единственной в России фабрики по изготовлению бурок.


Фабрика бурок

Cеление Рахата раскинулось в благодатной горной долине на западе Дагестана, в пяти километрах от Ботлиха — столицы района. Тут в изобилии растут яблоки и абрикосы, из которых готовят десятки разных блюд. Ядра абрикосовых косточек и семена льна сельчане относят на водяную мельницу, чтобы сделать урбеч. На мельнице целых три турбины, и она напоминает небольшую ГЭС. К балконной решетке солидного дома напротив привязана кукла-оберег в футболке с телепузиками. Но самое удивительное здесь — единственная в России фабрика бурок, открывшаяся еще в 1925 году.

У самого входа — табличка с благодарностью губернаторам Вологодской, Костромской и Ярославской областей. В августе 1999 года, в начале второй чеченской кампании, фабрику разбомбили. Погиб даже уникальный музей бурки. С ремонтом помогли три далеких региона. А вот выживать в рыночных условиях приходится самим, без посторонней помощи.

Изготовление бурок поставлено на поток. Овечью шерсть расчесывают на подставках с гвоздями, пух разрыхляют на луках, чтобы избежать комков. Затем самые опытные мастерицы выстилают на полу материал в форме будущей бурки, только больше размером — при валянии полотно стягивается. Шерсть укладывают в три или четыре слоя. Самую лучшую и длинную — на внешней части для защиты от непогоды, среднего качества — внутри, короткую — между ними. Поверху раскидывают обрезки от готовых изделий.

По комнате летает пух. У самого воздуха привкус овчины. Я закашливаюсь, и заместитель директора Али Магомедов со смехом говорит: — Ничего, это лечебный запах! Будущую бурку сбрызгивают кипятком при помощи обычного веника. Три-четыре женщины в черных налокотниках сворачивают ее вокруг специального валика, кладут на стол и катают, налегая предплечьями и синхронно прихлопывая, целый час, пока шерсть не сваляется.

Затем полотно расчесывают деревянными щетками с железными зубьями. Заготовку долго кипятят с краской, которую в Дагестан доставляют из Тамбова. Черные бурки — для труда, белые — парадные, для подарков. Окрашенные куски войлока выносят из фабрики. Работницы берут их за края, макают в воду, чтобы поднять на внешней стороне волосы, переворачивают и расстилают на гравии.

Заготовок так много, что ими покрыт весь двор. Горбоносая женщина в платке ходит с ведром, словно с кадилом, и мерно разбрызгивает над торчащими мокрыми прядями кипяток с костным клеем. Так образуются длинные кисти, по которым в дождь стекает вода. Остается лишь подождать, пока войлок высохнет, отрезать лишнее, сшить верхние края, чтобы получились плечи, и добавить подкладку — с ней бурку удобнее носить, да и прослужит она дольше.

Отпускная цена рахатинских бурок — 2500 рублей. Зарабатывают мастерицы этим тяжелым трудом около 500 рублей в день — по деревенским меркам, деньги немалые. К тому же работа начинается ранним утром и заканчивается уже к обеду — есть время заняться домашними делами. Многие предпочли бы работать до вечера, но знаменитый промысел переживает не лучшие времена. Все реже приходят запросы от фольклорных коллективов — даже главный дагестанский ансамбль «Лезгинка» танцует в плюшевых декоративных бурках.

Мало заказов на подарки именитым гостям. А ведь бурки вручали даже Фиделю Кастро и Че Геваре. Рассказывают, что бородатый команданте долго искал на странной накидке пуговицы. Выручают, как и прежде, пастухи. Хотя канонический образ чабана в бурке и папахе остался в прошлом, редкий овцевод не имеет войлочной накидки. Во время многодневных перегонов скота она заменяет дорогой спальник.

Помимо бурок рахатинцы делают потники для лошадей, шерстяные матрасы и подушки. И все равно на фабрике, где раньше трудились более двухсот человек, числится всего семнадцать работников. Реально же их и вовсе около десяти. А ведь еще сотню лет назад бурки делали по всему Кавказу.

Медвежья косица и перья пеликана

Впервые бурка попала в поле зрения этнографов в начале XVI века, когда ее описал генуэзец Джорджио Интериано. Однако появилась она гораздо раньше. Некоторые археологи считают, что большие бронзовые булавки кобанской культуры (XIII—IV вв. до н. э.) скрепляли края накидок из грубой ткани. Они надевались на плечо, в переводе на персидский — «бэрк». Это слово, вероятно, и дало название бурке. К XIX веку накидка превратилась в короткий войлочный плащ в форме колокола.

Александр Дюма, известный не только своими романами, но и историческими ляпами, писал о нем: «Хорошая бурка — это большая ценность, особенно когда она сделана из перьев пеликана». Со временем широкие полы удлинялись — облегая бока лошади, они направляли тепло от животного вверх, словно печная труба. Такая бурка была куда удобнее для всадников. Сейчас войлочные плащи для конных и для пеших примерно одинаковой длины, но первые гораздо просторней у основания. А вот широкоплечую бурку, знакомую всем по фильму «Чапаев», придумали только в первую мировую войну — чтобы держать под ней винтовку.

Бурка служила для горца одеждой и палаткой, укрывавшей от самой свирепой бури. Она заменяла разом одеяло и кровать. Рассказывают, что простуженные казаки накрывались ею, пускали коня в галоп и вскоре пропаривались, как в бане. Воин прятал под буркой оружие. Враг даже не замечал движения руки к шашке. Просто из-под войлока стремительно, как молния, вылетал смертельный клинок. Прочная бурка порой спасала от пули и сабельного удара. А если враг все же одерживал верх, раненого или убитого выносили с поля боя на его собственной бурке.

Неудивительно, что такой важный предмет наполнялся мистическим и ритуальным смыслом. Расшитые серебром и золотом кожаные петли для бурки невеста дарила молодым родственникам жениха. На нижних углах изображали магические обереги — раскрытую ладонь, звезду, птицу, кувшин для омовения. Характер этих узоров наводит на мысль, что орнамент бурки, как и жилье, разделялся на правую мужскую и левую женскую половины.

Рассказывают об особых «суровых» бурках с косицами из волчьей и медвежьей шерсти. Их носили только известные охотники, поскольку считалось, что такая бурка опасна, она притягивает зверей и врагов. С изнанки владелец прикреплял трофеи — клыки, когти и птичьи клювы.

Бурка соединяла человеческий мир с потусторонним. В нее заворачивали женщину, чтобы облегчить ей роды. И она же служила саваном для покойника. Дуэль на бурке обычно заканчивалась гибелью обоих участников, ведь по правилам поединка соперники не могли сойти с нее, уклоняясь от удара кинжалом.

Где бы ни путешествовал кавказец, бурка служила ему передвижным домом и неприкосновенным кусочком родины, примерно как современные посольства. Этнограф Юрий Ботяков писал: «Развернув на земле бурку, горец оказывался на своей территории; свернув бурку и приторочив ее к седлу, он имел за спиной свернутое пространство, которое он мог развернуть, где сочтет нужным».

На Северном Кавказе особым спросом пользовались легкие и надежные кабардинские бурки. Соседские, карачаевские, были теплее, но тяжелее. Но самые дорогие, качественные и красивые войлочные плащи выделывались в Дагестане андийцами — древним малочисленным народом, живущим в районе реки Андийское Койсу, само название которой переводится как Овечьи Воды.

Село на границе

Извилистая дорога карабкается от Ботлиха к перевалу, за ним — Чечня. Почти у самого верха от нее ответвляется крохотная грунтовка к андийскому аулу Гагатли.

— Недавно дорога обвалилась. Нанял я строителей, чтобы привести ее в порядок, а мне говорят: нельзя, надо сперва тендер объявить, — жалуется Избудин Хизбулаев, глава поселения. — А как мне ждать результатов тендера, если к нам проехать невозможно?

Потчуя внезапного гостя сушеной колбасой, Избудин рассказывает местные легенды с таким уверенным знанием, словно все это случилось вчера. Здесь проходили невесть откуда и куда евреи, дав между делом название двугорбой горе Хитим. Тут жил богатый свиновод Елук, отказавшийся из-за любимых хрюшек принимать ислам и заплативший за это жизнью. А отсюда на Гагатли смотрели перед боем полководцы хромого Тимура — Тамерлана.

— Сперва на окраине большая битва была, затем — в центре, потом — за селом, — яростно жестикулирует гагатлинский мэр. — Много крови пролилось. Увидели внизу в селении Муни, что речка Кораш покраснела, догадались обо всем и пришли на помощь…

Тем временем на столе возникает дымящееся блюдо с аварским хинкалом, и старые легенды сменяются рассказами о недавней войне. В 1999 году гагатлинцы вместе с российскими войсками защищали 25-километровый участок границы с Чечней. Некоторые даже вернулись ради этого на родину из других регионов страны. Вырыли окопы, развернули штаб и полевую кухню, достали оружие. В бою 13−14 августа сельчане отбили нападение отряда Ширвани Басаева, брата знаменитого террориста. Трое при этом погибли.

Сегодня село живет за счет знаменитых андийских баранов. Одних маток тут около 17 тысяч. Овцеводам положены дотации, но получить их непросто. По закону, государство помогает частнику, пасущему стада на своей земле. В Гагатли же все пастбища исстари общественные.

— Можно, конечно, оформить их на одного-двух сельчан и получить дотации, — рассуждает Избудин. — При нашей жизни это сработает, но дети или внуки этих людей начнут права качать. Скажут остальным: «Это — отцовская земля. Хотите пасти на ней скот — платите». На такое никто не согласится.

Мать главы селения по-русски почти не говорит, но бурки валяет исправно. В отличие от рахатинской фабрики, на один плащ у гагатлинок уходит три дня. В ящике отдельно сложены изготовленные на гребне длинные косицы из шерсти черных андийских баранов. В самых дорогих бурках их укладывают друг на друга так, что никакой клей не нужен. Плотный войлок сам защищает и от дождя, и от ветра, и от солнца.

Свалянную бурку расчесывают по старинке вениками из стебельков льна и варят в котле с корой ольхи. Весит такая бурка больше пяти килограммов, а стоит не меньше 20 тысяч рублей. Дорого, но толковый чабан никогда не променяет ее и на несколько фабричных бурок. Вот только заказов и здесь немного. Полтора века назад валянием промышляли 60% андийских семей, сейчас в Гагатли остались только три мастерицы...

— В советские времена шерсть сдавали в заготконторы, — вспоминает Избудин. — Даже спекулировали потихоньку: возили на фабрику валенок в Краснодар.

Сейчас легкая, как пух, шерсть андийских баранов оказалась никому не нужна. Немного бурок — больших чабанских и маленьких сувенирных, скромные поставки в Рахату — вот и все. Стричь овец, получая от 5 до 15 рублей за килограмм шерсти, невыгодно. Знаменитые бараны идут на мясо. Благо гагатлинская сушеная колбаса и вправду невероятно вкусная.

Изготовить тапки-полусапожки можно своими руками. Для этого нам нужно: натуральный или искусственный мех, пальтовая ткань, войлок для подошвы или голенище от валенка.

Мех можно взять из б/у шубы. У многих такое изделие висит в шкафу, пылится и занимает место. Наверняка у многих имеется пальто, оставшееся от бабушки. Выбросить жалко, а носить — никто не носит. Эту верхнюю одежду можно пустить в дело- дать вторую жизнь хорошим вещам. Если для верха тапок нет красивой пальтовой ткани, то можно найти любую плотный материал, вырезать из него крой, а поверх этого неприглядного кроя пришить красивый и тонкий. Всегда, если захотеть, можно найти выход.

Немного о мехе для тапок. Лучше всего использовать натуральный. Овчина — самый хороший материал! Это отличный антисептик, и он прекрасно отводит влагу. В изделиях из овчины рекомендуется ходить без носков!

Выкройки для наших тапок делаются из тапка, или сапога б/у. Выбранное для выкройки изделие аккуратно распорите. Получившиеся детали обведите на плотной бумаге и вырежьте. На той стороне выкроек, которую только что обвели, поставьте карандашом 1. Это для того, чтобы не ошибиться с будущим кроем (правый, или левый тапок). Обратная сторона выкроек, следовательно, для парного изделия.

Изготовленные выкройки разложите на выбранный мех. Придерживая выкройку одной рукой, обведите ее и вырежьте. Такую же работу проделаем с пальтовой тканью.

Сшивать детали (крой) можно на машинке и вручную. Меховые детали кроя нужно сшивать внахлест. Делается это для того, чтобы в готовом изделии шов был незаметен на ощупь и не тер ногу.


Крой верха тапка сшивается «бабочкой».

Когда мех и верх тапка сшиты, вставляем мех в верх и пришиваем детали друг к другу по голенищу и снизу.

Следующим этапом нашей работы будет изготовление кранта. Его сделать лучше всего из кожи. Вырезаем полоски длиной, равной длине окружности подошвы тапка и прибавим еще один-два сантиметра для сшивания внахлест. Ширина полоски- 3 сантиметра. Обошьем этой полоской низ заготовки.

Можно браться за подошву. Ее рекомендуется вырезать из толстого войлока или из голенища валенка. Его можно приобрести в магазине. Подойдет и войлочная стелька, купленная в магазине. Вырезать подошву нужно острым ножом. Обведем подошву разобранного нами тапка, если его размер вам подходит. Для того, чтобы подошву пришить ровно, пришиваем с пятки! Помечаем мелом середину пятки подошвы и прикладываем ее к заднику нашей заготовки в том месте, где поперечный шов. Прокалываем шилом крант и войлочную подошву. Прошиваем толстой капроновой нитью до носка по одной из сторон тапка. В носке изделия делаем узел. Прошиваем изделие по другой стороне, также до носка. Подошва пришита.

Подошвы тапок будут служить еще дольше и не станут промокать и скользить, если их подшить обувной рифленой резиной, которую можно приобрести в магазине. При подшивании подошвы резиной плотно и ровно придерживаем ее пальцами вместе с войлочной подошвой и аккуратно пришиваем.

Последний этап заключается в следующем. Придадим нашему изделию «товарный вид». Для этого потребуется металлическая щетка или крупная расческа. Мех на голенище требуется расчесать и распушить. Загните голенище тапка на ту высоту, какая вам нравится, и мех на загибе расчешите расческой. Из-под ниток швов иголкой достаньте ворс меха и металлической щеткой распушите мех. Шов станет незаметен. Сейчас можно сказать, что один тапок готов. Второй сшить недолго, работа — та же. Зеркальное отражение первого.

На изготовление такой теплой, легкой и мягкой пары обуви, при тренировке, уходит 3-4 часа рабочего времени.

Ребенок и взрослый уютно будут чувствовать себя в такой обуви. В этих тапках удобно ходить дома в морозы. Разогнув их, можно идти на улицу.

В продолжение темы:
Сердечная секция

Пирсинг – один из древнейших способов украшения тела. Пирсинг делали люди разных народов и разных эпох на протяжении веков и даже тысячелетий. Древние египтяне прокалывали...

Новые статьи
/
Популярные