Что такое лунный день. Что такое лунный календарь Лунные календари история

Лунный календарь – это разновидность календаря, в основе которого лежит период смены фаз Луны, то есть синодический месяц. Профессиональные астрологи, используя лунный календарь, обращают внимание на Знак Зодиака, в котором находится Луна, лунный день (период от восхода до следующего восхода Луны на небе) и множество других нюансов расположения спутника Земли и других планет Солнечной системы по отношению к нему.

Как пользоваться лунным календарем человеку без астрологических знаний и навыков?

Мы собрали все нужные данные и приготовили для Вас календарь с наиболее полным списком конкретных астрологических рекомендаций! В удобной форме привычного и обычного календаря сочетаются даты, состояние Луны в этот момент и благоприятные и неблагоприятные действия для каждых лунных суток. Попробуйте прямо сейчас или ознакомьтесь с короткой инструкцией ниже:

1.

В общем виде календаря Вы найдете фазу Луны и номер лунных суток , соответствующие конкретной дате. Но, если Вы хотите получить больше информации о любом из дней, просто нажмите на него.

В описание дня включена общая характеристика лунных суток – их настроение, стихия, энергетика, счастливые цвета и талисманы; указан Знак Зодиака , в котором пребывает Луна, ее фаза и, конечно же, длительность данного лунного дня. Затем, следуют советы по категориям: “+” – то, чему Луна благоволит в этот день; “-” – то, что лучше перенести на другой:

2.


Если Вас интересует какая-то конкретная категория, и Вы не хотите читать советы по другим, просто нажмите на календарь соответствующей тематики в списке слева.

3.


Чтобы запланировать, например, стрижку на следующий месяц, или проверить себя в прошлом, листайте календарь с помощью стрелок.

4.


Так же, как и на общем календаре, на всех календарях из списка можно нажимать на дне, чтобы получить рекомендации на него.

5.


Вот и все!
P.S. Теперь Вы всегда можете вызвать справку в календаре, нажав на знак вопроса в верхнем меню.

> Лунный календарь

Относится к категории наиболее древних календарей человечества. Руководствуясь информацией лунного календаря можно понять, когда лучше заключать сделки, когда лечиться или стричь волосы, а когда лучше все это не делать. Человечество во многом зависит от луны, и мы в силах всю ее мощь использовать себе на пользу.

Лунный календарь по годам

Годы: 1930, 1942, 1954, 1966, 1978, 1990, 2002, 2014

Годы: 1931, 1943, 1955, 1967, 1979, 1991, 2003, 2015

Годы: 1932, 1944, 1956, 1968, 1980, 1992, 2004, 2016

Годы: 1933, 1945, 1957, 1969, 1981, 1993, 2005, 2017

Годы: 1934, 1946, 1958, 1970, 1982, 1994, 2006, 2018

Годы: 1935, 1947, 1959, 1971, 1983, 1995, 2007, 2019

Составление лунного календаря основывается на использовании информации о движениях данного небесного светила. Именно является тем небесным телом, которое находится в непосредственной близости от нашей планеты, а если быть точнее, то на ее орбите. Движение Луны вокруг нашей планеты - имеет сложную траекторию, подсчитать которую не так уж и просто. Именно такие передвижения и лежат в основе лунных ритмов, на базе которых и осуществляется создание различных лунных календарей.

Известно, что именно Луна оказывает влияние на земные приливы и отливы в мировом океане. Человек в большей мере состоит из жидкости, следовательно, луна также оказывает весомое влияние на его существование. Не стоит забывать, что Луна также оказывает колоссальное влияние и на растения, постоянно изменяя направление перемещение жидкостей и растительных соков. Психологами уже давно был доказан тот факт, что Луна оказывает существенное влияние на психическое здоровье человека, такое воздействие основано на весьма тонких процессах.

Смена лунных фаз

Как любое небесное тело нашей , Луна отбрасывает на нашу планету свой свет, но только не полностью, а лишь некоторую часть. Это свидетельствует о том, что мы видим поверхность Луны, не только по той причине, что ее освещает наше светило - Солнце. В момент обращение одного витка Луны вокруг нашей планеты взаимное положение Земли, Луны и Солнца существенно изменяется. Это и является причиной того, что луна освящается только частично, а не полностью. Такое явление и считается причиной смены определенных фаз лунного календаря.

Является такое расположение Луны, когда обращенная ее сторона к Земле практически не освещается солнцем, именно по этой причине, она практически незаметна для невооруженного глаза человека. Со временем Луна начинает немного смещаться в сторону, благодаря чему Солнце начинается освещать ее поверхность, в данный момент мы можем наблюдать наш спутник с боковой его стороны. С каждым днем "серп" луны увеличивается в своем размере, такая Луна именуется еще как растущая.

При Луна будет размещаться строго между Солнцем и Землей, ее поверхность будет полностью освещаться, по этой причине мы будем видеть наш спутник полностью, как монету. Как только Луна начнет уходить на убыль, то она уже будет именоваться, как старая Луна. Стоит отметить, что если человек окажется на Луне и будет смотреть на Землю, то наша планета также будет проходить всю последовательность смены фаз. Наш спутник и наша планета постоянно находятся в противоположных фазах.

Наш спутник светит на небе весьма ярко, уступая только Солнцу. Естественно, что наши давние предки стали обращать на нее внимание, а именно на ее движение. Предполагается, что первый лунный календарь был разработан в Месопотамии, еще в 3 веке до нашей эры, известными шумерами. Смена лунных фаз четко просматривается на нашем небосводе, поэтому ученные из разных стран сопоставляли эти с ритмом собственной жизнедеятельности. Но в тот момент, как жизнь наших предков с кочевого образа перешла в оседлый, лунный календарь потерял свою актуальность, так как он не соответствовал инновационным требованиям жителям того далекого времени.

Так как древние люди начали проводить земледельческие работы, то лунный календарь стал не так уж и востребован, так как урожай зависел от Солнца, а не от Луны. Поэтому солнечный календарь стал пользоваться большой востребованностью. На территории Руси существовал еще солнечно-лунный календарь. Самым странным лунным календарём считается мусульманский календарь, так как он спроектирован на основании изменения исключительно лунных фаз. Но лунный календарь сегодня пользуется колоссальным спросом, так как от нашего спутника существенно зависит жизнь не только человека, но и природы.

Лунные циклы

Длительность одного лунного цикла приравнивается 29,5 дням, и длится такой цикл от начала первого новолуния и до начала следующего. За весь этот период наш спутник проходит 4 фазы, так называемые четверти. Началом лунного дня считается восход Луны, который длится до ее последующего восхода. Восход Луны не обязательно должен осуществляться ночью, это может случиться и днем.

Лунный календарь — разновидность календаря , в основе которого лежит период смены фаз Луны . Связь календаря с Луной, как астрономическим явлением, произошла в глубокой древности.

Есть версия, что впервые Лунный календарь возник в Месопотамии, на территории современного Ирака, в городах-государствах древних шумеров в третьем тысячелетии до нашей эры.

Однако ученые продолжают спорить, когда точно появился лунный календарь. Но сходятся во мнении о его первичности. Дело в том, что смена фаз Луны является одним из самых легконаблюдаемых небесных явлений. Именно поэтому многие древние народы — вавилоняне, евреи, греки, китайцы — первоначально пользовались лунным календарем.

В период смены образа жизни с кочевого на оседлый Лунный календарь переставал удовлетворять. Поскольку земледельческие работы привязаны к смене сезонов, то есть движению Солнца. Поэтому лунные календари, за редким исключением, стали заменяться лунно-солнечными или солнечными календарями. Одним из исключений является мусульманский календарь. Он построен только на изменении лунных фаз. Поэтому он является чисто лунным.

Каким календарем пользовались наши предки? Историкам давно известно о том, что в древней Руси использовался лунно-солнечный календарь. Наши предки жили в гармонии с природой. Лунного календаря, в связи с особенностями климата нашей страны, конечно же, было недостаточно.

Современным солнечным календарём, как вы сами прекрасно понимаете, пользоваться намного проще. Есть установленные «правила», например, что новые сутки всегда начинаются в 00:00 часов.

«Неравномерности», которые нам встречаются при пользовании современным календарем заключаются лишь в том, что один месяц длится 30 дней, а другой — 31 день. Исключение составляет лишь один месяц — февраль.

В Лунном календаре, напротив, все очень подвижно. Так, как подвижна и изменчива вода — именно на нее наибольшее влияние оказывает Луна (вызывая приливы и отливы).

Однако, если мы приглядимся внимательно и к официальному календарю, и к реальности, то увидим, что «раз и навсегда» установленные правила не влияют на то, как ведет себя природа. Зима может начаться рано, и уже в конце октября (официального осеннего месяца) может лежать снег и стоять устойчивая минусовая температура. В другой год осенняя погода может продлиться вплоть до первых чисел декабря.

В природе все изменчиво и подвижно. Влияние Луны на Землю и на жизнь человека из-за того, что Лунным календарем практически перестали пользоваться, естественно, не прекратилось. Мы существа не только социальные, но и «дети природы». Поэтому нам так важно сохранять гибкость, подвижность, изменчивость. Для нашего здоровья и благополучия важно научиться чувствовать ритмы природы. И в этом значительную помощь оказывает Лунный календарь.

Например, наш организм чутко реагирует на смену лунных фаз . При изменении фазы Луны сдвигается водный баланс, меняется динамика водного обмена, что конечно же, не может не влиять на наши органы, системы и функции организма. Это влияет не только на наше здоровье и самочувствие, но и на психологическое состояние.

Раз меняется наше внутреннее состояние, то изменяется и поведение. Именно поэтому знание об основных закономерностях, описанных в Лунном календаре, помогает нам быть более успешными во многих сферах жизни. Когда мы не знаем, в какой момент лучше действовать и к какой сфере жизни в этот момент стоит приложить усилия, то мы часто пытаемся пробить головой стену, не видя, что рядом есть дверь. Когда мы понимаем природные ритмы, влияющие на нас, мы можем плыть на энергетической волне, как парусник движется, влекомый силой ветра.

Основные понятия Лунного календаря:

  • Лунные события (Новолуние, Полнолуние, Затмение)
  • Состояния Луны: Растущая (молодая) и Убывающая (ущербная или стареющая) Луна

Уникальный Лунный календарь «Ритмы Жизни»

Сообщаю вам радостную новость. Завершено создание нового уникального Лунного календаря. Этот Лунный календарь под названием «Ритмы Жизни» — НЕЧТО ОСОБЕННОЕ.

В нем обобщены рекомендации по влиянию нескольких аспектов Луны (лунный день, фаза Луны, Луна в знаке, полнолуние-новолуние, растущая-убывающая Луна) на каждый календарный день. В «Ритмах Жизни» включены подробные рекомендации по здоровью, питанию, семье, красоте, быту, образу жизни и бизнесу.

Лунный календарь «Ритмы Жизни» разработан для Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Киева, Иркутска, Владивостока, Нью-Йорка, Парижа, Берлина. По вашей заявке мы разработаем «Ритмы Жизни» для любого города.

Узнать подробнее о календаре «Ритмы Жизни» подпишитесь на бесплатный ознакомительный курс:

Содержание статьи

КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendae или kalendae, «календы» – название первого дня месяца у древних римлян), способ деления года на удобные периодические интервалы времени. Основными задачами календаря являются: а) фиксация дат и б) измерение интервалов времени. Например, в задачу (а) входит регистрация дат природных явлений, как периодических – равноденствий, затмений, приливов, – так и непериодических, таких, как землетрясения. Календарь позволяет регистрировать исторические и общественные события в их хронологической последовательности. Одна из важных задач календаря – определение моментов церковных событий и «дрейфующих» праздников (например, Пасхи). Функция (б) календаря используется в общественной сфере и в быту, где процентные платежи, заработная плата и прочие деловые отношения основаны на определенных интервалах времени. Многие статистические и научные исследования также используют временные интервалы.

Существует три основных типа календарей: 1) лунный, 2) солнечный и 3) лунно-солнечный.

Лунный календарь

основан на продолжительности синодического, или лунного месяца (29,53059 сут), определяемого периодом смены лунных фаз; при этом не принимается во внимание продолжительность солнечного года. Примером лунного календаря служит мусульманский календарь. Большинство народов, использующих лунный календарь, считает месяцы поочередно состоящими из 29 или 30 сут, поэтому средняя длина месяца равна 29,5 сут. Длина лунного года в таком календаре составляет 12ґ29,5 = 354 сут. Истинный лунный год, состоящий из 12 синодических месяцев, содержит 354,3671 сут. Календарь не учитывает эту дробную часть; таким образом за 30 лет набирается расхождение в 11,012 сут. Добавление этих 11 сут каждые 30 лет восстанавливает соответствие календаря лунным фазам. Основной недостаток лунного календаря в том, что его год короче солнечного года на 11 сут; поэтому начало определенных сезонов по лунному календарю приходится год от года на все более поздние даты, что вызывает определенные трудности в общественной жизни.

Солнечный календарь

согласован с длительностью солнечного года; в нем начало и продолжительность календарных месяцев не связаны со сменой лунных фаз. Солнечные календари были у древних египтян и майя; в наше время большинство стран также пользуется солнечным календарем. Истинный солнечный год содержит 365,2422 сут; но гражданский календарь, чтобы быть удобным, должен содержать целое число суток, поэтому в солнечном календаре обычный год содержит 365 сут, а учет дробной части суток (0,2422) происходит раз в несколько лет путем добавления одного дня к так называемому високосному году. Солнечный календарь обычно ориентируется на четыре основные даты – два равноденствия и два солнцестояния. Точность календаря определяется по тому, насколько точно равноденствие приходится на один и тот же день каждого года.

Лунно-солнечный календарь

– это попытка согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного (тропического) года путем периодических подгонок. Чтобы среднее количество дней в году по лунному календарю соответствовало солнечному году, каждые 2 или 3 года добавляют тринадцатый лунный месяц. Эта уловка требуется для того, чтобы сельскохозяйственные сезоны каждый год приходились на одни и те же даты. Пример лунно-солнечного календаря дает еврейский календарь, официально принятый в Израиле.

ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ

В календарях используются единицы счета времени, основанные на периодических движениях астрономических объектов. Вращение Земли вокруг своей оси определяет длительность суток, обращение Луны вокруг Земли дает продолжительность лунного месяца, а обращение Земли вокруг Солнца задает солнечный год.

Солнечные сутки.

Видимое движение Солнца по небу задает истинные солнечные сутки как интервал между двумя последовательными прохождениями Солнца через меридиан в нижней кульминации. Если бы это движение отражало только вращение Земли вокруг своей оси, то оно происходило бы очень равномерно. Но оно связано также с неравномерным движением Земли вокруг Солнца и с наклоном земной оси; поэтому истинные солнечные сутки переменны. Для измерения времени в быту и в науке используются математически вычисленное положение «среднего солнца» и, соответственно, средние солнечные сутки, которые имеют постоянную длительность. В большинстве стран начало суток приходится на 0 ч, т.е. на полночь. Но это не всегда было так: в библейские времена, в Древней Греции и Иудее, а также в некоторые другие эпохи начало дня приходилось на вечернее время. У римлян в различные периоды их истории день начинался в разное время суток.

Лунный месяц.

Первоначально продолжительность месяца определялась периодом обращения Луны вокруг Земли, точнее – синодическим лунным периодом, равным промежутку времени между двумя последовательными наступлениями одинаковых фаз Луны, например, новолуний или полнолуний. Средний синодический лунный месяц (так называемая «лунация») длится 29 сут 12 ч 44 мин 2,8 с. В библейские времена лунацию считали равной 30 сут, но римляне, греки и некоторые другие народы приняли как стандарт измеренную астрономами величину 29,5 сут. Лунный месяц – удобная в общественной жизни единица времени, поскольку она длиннее суток, но короче года. В древности Луна привлекала всеобщий интерес как инструмент для измерения времени, ибо весьма несложно наблюдать выразительную смену ее фаз. Кроме того, лунный месяц был связан с различными религиозными потребностями и поэтому играл важную роль при составлении календаря.

Год.

В обыденной жизни, в том числе и при составлении календаря, под словом «год» понимают тропический год («год сезонов»), равный интервалу времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия. Сейчас его продолжительность составлет 365 сут 5 ч 48 мин 45,6 с, причем каждые 100 лет она уменьшается на 0,5 с. Еще древние цивилизации использовали этот сезонный год; по записям египтян, китайцев и других древних народов видно, что длина года вначале принималась равной 360 сут. Но уже довольно давно длину тропического года уточнили до 365 сут. Позже египтяне приняли его продолжительность равной 365,25 сут, а великий астроном древности Гиппарх уменьшил эту четверть суток на несколько минут. Гражданский год не всегда начинался с 1 января. Многие древние народы (как и некоторые современные) начинали год с момента весеннего равноденствия, а в Древнем Египте год начинался в день осеннего равноденствия.

ИСТОРИЯ КАЛЕНДАРЕЙ

Греческий календарь.

В древнегреческом календаре обычный год состоял из 354 сут. Но поскольку ему нехватало 11,25 сут для согласования с солнечным годом, то каждые 8 лет к году добавляли 90 сут (11,25ґ8), разделенные на три одинаковых месяца; этот 8-годичный цикл назывался октаэтеридой. После примерно 432 до н.э. греческий календарь основывался на цикле Метона, а затем на цикле Каллиппа (см. ниже раздел о циклах и эрах).

Римский календарь.

Согласно древним историкам, вначале (ок. 8 в. до н.э.) латинский календарь состоял из 10 месяцев и содержал 304 сут: пять месяцев по 31 сут в каждом, четыре месяца по 30 и один месяц с 29 сут. Год начинался 1 марта; отсюда сохранились названия некоторых месяцев – сентябрь («седьмой»), октябрь («восьмой»), ноябрь («девятый») и декабрь («десятый»). Новые сутки начинались в полночь. Впоследствии римский календарь претерпел немалые изменения. Перед 700 до н.э. император Нума Помпилий добавил два месяца – январь и февраль. Календарь Нумы содержал 7 месяцев по 29 сут, 4 месяца по 31 сут и февраль с 28 сут, что составляло 355 сут. Около 451 до н.э. группа из 10 высших римских чиновников (децемвиров) привела последовательность месяцев к нынешнему виду, перенеся начало года с 1 марта на 1 января. Позже была учреждена коллегия понтификов, которая провела реформу календаря.

Юлианский календарь.

К 46 до н.э., когда верховным понтификом стал Юлий Цезарь , календарные даты явно расходились с природными сезонными явлениями. Поступало столько жалоб, что возникла необходимость радикальной реформы. Чтобы восстановить прежнюю связь календаря с сезонами, Цезарь по совету александрийского астронома Созигена продлил 46-й год до н.э., добавив месяц из 23 сут после февраля и два месяца из 34 и 33 сут между ноябрем и декабрем. Таким образом, в том году было 445 сут и его прозвали «годом путаницы». Затем Цезарь закрепил длительность обычного года в 365 сут с введением раз в четыре года одного добавочного дня после 24 февраля. Это позволило приблизить среднюю продолжительность года (365,25 сут) к длительности тропического года. Цезарь умышленно отказался от лунного года и выбрал солнечный год, поскольку при этом все вставки, кроме високосного года, стали ненужными. Таким образом Цезарь установил продолжительность года в точности равной 365 сут и 6 ч; с тех пор повсеместно используется именно это значение: после трех обычных лет следует один високосный год. Цезарь изменил продолжительность месяцев (табл. 1), положив в обычном году февраль из 29 сут, а високосном – из 30. Этот Юлианский календарь, который сейчас часто называют «старым стилем», был введен 1 января 45 до н.э. Тогда же месяц квинтилис был переименован в июль в честь Юлия Цезаря, а весеннее равноденствие было сдвинуто к своей исходной дате 25 марта.

Августианский календарь.

После смерти Цезаря понтифики, видимо, неправильно поняв инструкцию о високосных годах, в течение 36 лет добавляли високосный год не раз в четыре, а раз в три года. император Август исправил эту ошибку, пропустив три високосных года в период с 8 до н.э. до 8 н.э. Начиная с этого момента, високосными считались только года с номером, кратным 4. В честь императора месяц секстилис был переименован в август. Кроме того, количество дней в этом месяце было увеличено с 30 до 31. Эти сутки были взяты из февраля. Сентябрь и ноябрь были сокращены с 31 до 30 сут, а октябрь и декабрь увеличены с 30 до 31 сут, что сохраняло общее количество суток в календаре (табл. 1). Таким образом сложилась современная система месяцев. Некоторые авторы считают не Августа, а все же Юлия Цезаря основателем современного календаря.

Таблица 1. Продолжительность месяцев трех римских календарей
Таблица 1. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МЕСЯЦЕВ
ТРЕХ РИМСКИХ КАЛЕНДАРЕЙ (в сутках)
Название месяца Календарь децемвиров
(ок. 414 до н.э.)
Календарь Юлия
(45 до н.э.)
Календарь Августа
(8 до н.э.)
Януариус 29 31 31
Фебруариус 28 29–30 28–29
Мартиус 31 31 31
Априлис 29 30 30
Майус 31 31 31
Юниус 29 30 30
Квинтилис 1) 31 31 31
Секстилис 2) 29 30 31
Септембер 29 31 30
Октобер 31 30 31
Новембер 29 31 30
Децембер 29 30 31
1) Юлиус в календарях Юлия и Августа.
2) Август в календаре Августа.

Календы, иды и ноны.

Эти слова римляне использовали только во множественном числе, называя так особые дни месяцев. Календами, как упоминалось выше, называли первый день каждого месяца. Иды были 15-м днем марта, мая, июля (квинтилиса), октября и 13-м днем остальных (коротких) месяцев. При современных расчетах нонами называют 8-й день перед идами. Но римляне учитывали сами иды, поэтому ноны у них были 9-м днем (отсюда их название «nonus», девять). Мартовскими идами было 15 марта или, менее определенно, какой-либо из семи предшествующих дней: с 8 до 15 марта включительно. Ноны марта, мая, июля и октября приходились на 7-й день месяца, а в прочие, короткие месяцы – на 5-й день. Дни месяца отсчитывались назад: в первую половину месяца говорили, что столько-то дней осталось до нон или ид, а во вторую половину – до календ следующего месяца.

Григорианский календарь.

Юлианский год продолжительностью 365 сут 6 ч длиннее истинного солнечного на 11 мин 14 с, поэтому с течением времени наступление сезонных явлений по юлианскому календарю приходилось на все более ранние даты. Особенно сильное недовольство вызывало постоянное смещение даты Пасхи, связанной с весенним равноденствием. В 325 н.э. Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви. В последующие столетия было внесено много предложений по усовершенствованию календаря. Наконец, предложения неаполитанского астронома и врача Алоизия Лилия (Луиджи Лилио Джиральди) и баварского иезуита Кристофера Клавия были одобрены папой Григорием ХIII. Он издал 24 февраля 1582 буллу, вводящую два важных дополнения в юлианский календарь: из календаря 1582 года изымалось 10 сут – после 4 октября следовало 15 октября. Это позволяло сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия, каковой она была, вероятно, в 325 н.э. Кроме того, три из каждых четырех вековых лет следовало считать обычными и только те, которые делятся на 400, считать високосными. Таким образом, 1582 стал первым годом григорианского календаря, часто называемого «новым стилем». Франция перешла на новый стиль в том же году. Некоторые другие католические страны приняли его в 1583. Прочие страны переходили на новый стиль в разные годы: например, Великобритания приняла григорианский календарь с 1752; к 1700 високосному году по юлианскому календарю различие между ним и григорианским календарем составляло уже 11 сут, поэтому в Великобритании после 2 сентября 1752 наступило 14 сентября. В том же году в Англии начало года было перенесено на 1 января (до этого новый год начинался со дня Благовещения – 25 марта). Ретроспективное исправление дат стало причиной большой путаницы на многие годы, поскольку папа Григорий XIII распорядился внести поправки во все прошлые даты, вплоть до Никейского собора. Григорианский календарь используется сегодня во многих странах, включая США и Россию, которая отказалась от восточного (юлианского) календаря лишь после Октябрьской (в действительности – ноябрьской) большевистской революции 1917. Григорианский календарь не абсолютно точен: он на 26 с длинее тропического года. Разница достигает одних суток за 3323 года. Для их компенсации вместо исключения трех високосных лет из каждых 400 нужно было бы исключать один високосный год из каждых 128 лет; это поправило бы календарь настолько, что лишь за 100 000 лет разница между календарным и тропическим годами достигла бы 1 сут.


Еврейский календарь.

Этот типичный лунно-солнечный календарь имеет очень древнее происхождение. Его месяцы содержат попеременно 29 и 30 сут, а раз в 3 года добавляют 13-й месяц Веадар; его вставляют перед месяцем Нисан каждый 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й год 19-летнего цикла. Нисан – первый месяц еврейского календаря, хотя отсчет годов ведется от седьмого месяца Тишри. Вставка Веадара приводит к тому, что весеннее равноденствие всегда приходится на лунацию в месяце Нисан. В григорианском календаре два вида годов – обычный и високосный, а в еврейском – обычный (12-месячный) год и эмболисмический (13-месячный). В эмболисмическом году из 30 сут, вставленных перед Нисаном, 1 сут относятся к шестому месяцу Адару (который обычно содержит 29 сут), а 29 сут составляют Веадар. На самом деле еврейский лунно-солнечный календарь еще сложнее, чем описано здесь. Хотя он и годится для исчисления времени, но из-за использования лунного месяца его нельзя считать эффективным современным инструментом этого рода.

Мусульманский календарь.

До Мухаммеда , умершего в 632, у арабов был лунно-солнечный календарь со вставными месяцами, похожий на еврейский. Считается, что ошибки старого календаря заставили Мухаммеда отказаться от дополнительных месяцев и ввести лунный календарь, первым годом которого стал 622. В нем за единицу отсчета приняты сутки и синодический лунный месяц, а сезоны вообще не принимаются во внимание. Лунный месяц считается равным 29,5 сут, а год состоит из 12 мес, содержащих попеременно 29 или 30 сут. В 30-летнем цикле последний месяц года в течение 19 лет содержит 29 сут, а остальные 11 лет – 30 сут. Средняя продолжительность года в таком календаре 354,37 сут. Мусульманский календарь широко распространен на Ближнем и Среднем Востоке, хотя Турция в 1925 отказалась от него в пользу григорианского календаря.

Египетский календарь.

Ранний египетский календарь был лунным, о чем свидетельствует иероглиф «месяц» в виде лунного серпа. Позже жизнь египтян оказалась тесно связана с ежегодными разливами Нила, которые и стали для них точками отсчета времени, стимулируя создание солнечного календаря. Согласно Дж.Брестеду, этот календарь был введен в 4236 до н.э., и эта дата считается самой древней исторической датой. Солнечный год в Египте содержал 12 мес по 30 сут, а по окончании последнего месяца шло еще пять дополнительных суток (эпагомены), что в сумме давало 365 сут. Поскольку календарный год был на 1/4 сут короче солнечного, со временем он все больше и больше расходился с сезонами. Наблюдая гелиакические восходы Сириуса (первое появление звезды в лучах утренней зари после ее невидимости в период соединения с Солнцем), египтяне определили, что 1461 египетский год по 365 сут равен 1460 солнечным годам по 365,25 сут. Этот интервал известен как период Сотис. Длительное время жрецы препятствовали любому изменению календаря. Наконец в 238 до н.э. Птолемей III издал декрет о добавлении одного дня к каждому четвертому году, т.е. ввел подобие високосного года. Так родился современный солнечный календарь. День у египтян начинался с восходом Солнца, их неделя состояла из 10 сут, а месяц – из трех недель.

Китайский календарь.

Доисторический китайский календарь был лунным. Около 2357 до н.э. император Яо, недовольный существующим лунным календарем, повелел своим астрономам определить даты равноденствий и с помощью вставных месяцев создать сезонный календарь, удобный для сельского хозяйства. Чтобы согласовать 354-суточный лунный календарь с 365-суточным астрономическим годом, каждые 19 лет добавляли 7 вставных месяцев, следуя подробной инструкции. Хотя солнечный и лунный годы в целом были согласованы, лунно-солнечные различия оставались; их исправляли по достижении ими заметной величины. Тем не менее календарь все еще был несовершенен: годы имели неодинаковую продолжительность, а равноденствия приходились на разные даты. В китайском календаре год состоял из 24 полумесяцев. Китайский календарь имеет 60-летний цикл, началом которого считается 2637 до н.э. (по другим данным – 2397 до н.э.) с несколькими внутренними периодами, причем каждый год имеет довольно забавное название, например, «год коровы» в 1997, «год тигра» в 1998, «зайца» в 1999, «дракона» в 2000 и т.п., которые повторяются с периодом в 12 лет. После западного проникновения в Китай в 19 в. в коммерции стали использовать григорианский календарь, а в 1911 он официально был принят в новой Китайской республике. Однако крестьяне еще продолжали пользоваться древним лунным календарем, но с 1930 он был запрещен.

Календари майя и ацтеков.

Древняя цивилизация племени майя обладала весьма высоким искусством счета времени. Их календарь содержал 365 сут и состоял из 18 мес по 20 сут (каждый месяц и каждый его день имели свое название) плюс 5 добавочных суток, не относящихся ни к одному месяцу. Календарь состоял из 28 недель по 13 пронумерованных дней в каждой, что составляло всего 364 сут; одни сутки оставались лишними. Почти таким же календарем пользовались и соседи майя – ацтеки. Большой интерес представляет календарный камень ацтеков. Лицо в центре изображает Солнце. В четырех примыкающих к нему больших прямоугольниках изображены головы, символизирующие даты четырех предшествующих мировых эпох. Головы и условные знаки в прямоугольниках следующего круга символизируют 20 сут месяца. Большие треугольные фигуры изображают солнечные лучи, а в основании внешнего круга два огненных змея представляют жар небес. Календарь ацтеков похож на календарь майя, но названия месяцев иные.



ЦИКЛЫ И ЭРЫ

Воскресные буквы

это схема, показывающая связь между числом месяца и днем недели в течение любого года. Например, она позволяет определять воскресные дни, а исходя из этого составить календарь на весь год. Таблицу недельных букв можно записать так:

Каждый день года, кроме 29 февраля високосных лет, обозначается буквой. Определенный день недели всегда обозначается одной и той же буквой в течение всего года, за исключением високосных лет; поэтому та буква, которая обозначает первое воскресенье, соответствует и всем остальным воскресеньям этого года. Зная воскресные буквы любого года (от A до G) можно полностью восстановить порядок дней недели в этом году. Полезна следующая таблица:

Чтобы определить порядок дней недели и составить календарь любого года, нужно иметь таблицу воскресных букв для каждого года (табл. 2) и таблицу строения календаря любого года с известными воскресными буквами (табл. 3). Например, найдем день недели для 10 августа 1908. В табл. 2 на пересечении столбца столетий со строкой, содержащей две последние цифры года, указаны воскресные буквы. Високосные годы имеют две буквы, а для полных столетий, таких как 1900, буквы указаны в верхнем ряду. Для високосного 1908 года воскресными буквами будут ED. Из части для високосного года табл. 3 по буквам ED находим строку дней недели, а пересечение с ней даты «10 августа» дает понедельник. Таким же образом находим, что 30 марта 1945 было пятницей, 1 апреля 1953 – средой, 27 ноября 1983 – воскресеньем, и т.д.

Таблица 2. Воскресные буквы для любого года от 1700 до 2800
Таблица 2. ВОСКРЕСНЫЕ БУКВЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ГОДА
ОТ 1700 ДО 2800 (по А. Филипу)
Последние две цифры года Вековые годы
1700
2100
2500
1800
2200
2600
1900
2300
2700
2000
2400
2800
00 C E G BA
01
02
03
04
29
30
31
32
57
58
59
60
85
86
87
88
B
A
G
FE
D
C
B
AG
F
E
D
CB
G
F
E
DC
05
06
07
08
33
34
35
36
61
62
63
64
89
90
91
92
D
C
B
AG
F
E
D
CB
A
G
F
ED
B
A
G
FE
09
10
11
12
37
38
39
40
65
66
67
68
93
94
95
96
F
E
D
CB
A
G
F
ED
C
B
A
GF
D
C
B
AG
13
14
15
16
41
42
43
44
69
70
71
72
97
98
99
. .
A
G
F
ED
C
B
A
GF
E
D
C
BA
F
E
D
CB
17
18
19
20
45
46
47
48
73
74
75
76
. .
. .
. .
. .
C
B
A
GF
E
D
C
BA
G
F
E
DC
A
G
F
ED
21
22
23
24
49
50
51
52
77
78
79
80
. .
. .
. .
. .
E
D
C
BA
G
F
E
DC
B
A
G
FE
C
B
A
GF
25
26
27
28
53
54
55
56
81
82
83
84
. .
. .
. .
. .
G
F
E
DC
B
A
G
FE
D
C
B
AG
E
D
C
BA
Таблица 3. Календарь на любой год
Таблица 3. КАЛЕНДАРЬ НА ЛЮБОЙ ГОД (по А. Филипу)
Обычный год
Воскресные буквы и начальные дни недели A
G
F
E
D
C
B
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Пн
Сб
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Месяц Дней в месяце
Январь
Октябрь
31
31
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
Февраль
Март
Ноябрь
28
31
30
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25

Апрель
Июль

2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26

Сентябрь
Декабрь

3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
Високосный год
Воскресные буквы и начальные дни недели AG
GF
FE
ED
DC
CB
BA
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Пн
Сб
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Месяц Дней в месяце
Январь
Апрель
Июль
31
30
31
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
Февраль
Август
29
31
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
Март
Ноябрь
31
30
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
3
10
17
24
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30

Сентябрь
Декабрь

2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25
5
12
19
26
6
13
20
27

Цикл Метона

показывает соотношение лунного месяца и солнечного года; поэтому он стал основой для греческого, еврейского и некоторых других календарей. Этот цикл состоит из 19 лет по 12 месяцев плюс 7 добавочных месяцев. Назван он по имени греческого астронома Метона, открывшего его в 432 до н.э., не подозревая, что в Китае о нем знали с 2260 до н.э. Метон определил, что период в 19 солнечных лет содержит 235 синодических месяцев (лунаций). Он считал длину года равной 365,25 сут, поэтому 19 лет у него составляли 6939 сут 18 ч, а 235 лунаций равняются 6939 сут 16 ч 31 мин. В этот цикл он вставлял 7 добавочных месяцев, поскольку 19 лет по 12 мес дают в сумме 228 мес. Считается, что Метон вставлял добавочные месяцы в 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й и 19-й годы цикла. Все годы, помимо указанных, содержат по 12 мес, состоящих попеременно из 29 или 30 сут, 6 лет среди упомянутых выше семи содержат по дополнительному месяцу из 30 сут, а седьмой – 29 сут. Вероятно, первый Метонов цикл начался в июле 432 до н.э. Фазы Луны повторяются в те же дни цикла с точностью до нескольких часов. Таким образом, если даты новолуний определены в течение одного цикла, то они легко определяются для последующих циклов. Положение каждого года в цикле Метона указывает его номер, принимающий значения от 1 до 19 и называемый золотым числом (поскольку в античную эпоху фазы Луны начертывались золотом на общественных памятниках). Определить золотое число года можно по специальным таблицам; им пользуются для вычисления даты Пасхи.

Цикл Каллиппа.

Другой греческий астроном – Каллипп – в 330 до н.э. развил идею Метона, введя 76-летний цикл (= 19ґ4). Циклы Каллиппа содержат постоянное число високосных лет, тогда как в цикле Метона их число переменно.

Солнечный цикл.

Этот цикл состоит из 28 лет и помогает установить связь между днем недели и порядковым днем месяца. Если бы не было високосных лет, то соответствие дней недели и чисел месяца регулярно повторялось бы с 7-летним циклом, поскольку в неделе 7 дней, и год может начинаться с любого из них; а также потому, что обычный год на 1 сутки длинее 52 полных недель. Но введение раз в 4 года високосных лет делает цикл повторения всех возможных календарей в прежнем порядке 28-летним. Интервал между годами с одинаковым календарем изменяется от 6 до 28 лет.

Цикл Дионисия (пасхальный). Этот цикл из 532 лет имеет компоненты лунного 19-летнего и солнечного 28-летнего циклов. Считается, что он был введен Дионисием Малым в 532. Согласно его расчетам, как раз в том году начинался лунный цикл, первый в новом Пасхальном цикле, что и указывало дату рождения Христа в 1 н.э. (эта дата часто является предметом спора; некоторые авторы называют датой рождения Христа 4 до н.э.). Цикл Дионисия содержит полную последовательность пасхальных дат.

Эпакт.

Эпактом называют возраст Луны от новолуния в сутках на 1 января любого года. Эпакт был предложен А. Лилием и введен К. Клавием в период подготовки новых таблиц для определения дней Пасхи и других праздников. Каждый год имеет свой эпакт. Вообще для определения даты Пасхи требуется лунный календарь, но эпакт позволяет определить дату новолуния и далее вычислить дату первого полнолуния после весеннего равноденствия. Следующее после этой даты воскресенье и есть Пасха. Эпакт совершеннее золотого числа: он позволяет определять даты новолуний и полнолуний по возрасту Луны на 1 января, не рассчитывая лунные фазы на весь год. Полная таблица эпактов вычислена на 7000 лет, после чего вся серия повторяется. Эпакты пробегают циклически серию из 19 чисел. Для определения эпакта текущего года нужно к эпакту предыдущего года прибавить 11. Если сумма превышает 30, то нужно вычесть 30. Это не очень точное правило: число 30 приблизительное, так что вычисленные по этому правилу даты астрономических явлений могут отличаться от истинных на сутки. До введения григорианского календаря эпакты не использовали. Считается, что цикл эпактов начался в 1 до н.э. с эпактом 11. Инструкции для расчета эпактов кажутся очень сложными, пока не вникнешь в детали.

Римские индикты.

Это цикл, введенный последним римским императором Константином; им пользовались для ведения коммерческих дел и сбора податей. Непрерывную последовательность лет делили на 15-летние интервалы – индикты. Цикл начался 1 января 313. Следовательно, 1 н.э. был четвертым годом индикта. Правило определения номера года в текущем индикте такое: прибавить 3 к григорианскому номеру года и разделить это число на 15, остаток и является искомым числом. Так, в системе римских индиктов 2000 год имеет номер 8.

Юлианский период.

Это универсальный период, используемый в астрономии и хронологии; введен французским историком Ж.Скалигером в 1583. «Юлианским» Скалигер назвал его в честь своего отца, известного ученого Юлия Цезаря Скалигера. Юлианский период содержит 7980 лет – произведение солнечного цикла (28 лет, по прошествии которых даты юлианского календаря приходятся на те же дни недели), цикла Метона (19 лет, по прошествии которых все фазы Луны приходятся на те же дни года) и цикла римских индиктов (15 лет). Началом юлианского периода Скалигер выбрал 1 января 4713 до н.э. по продолженному в прошлое юлианскому календарю, поскольку все три перечисленных выше цикла сходятся в этой дате (точнее, 0,5 января, поскольку за начало юлианских суток принят средний гринвичский полдень; поэтому к полуночи, с которой начинается 1 января, уже проходит 0,5 юлианских суток). Текущий юлианский период завершится в конце 3267 н.э. (23 января 3268 по григорианскому календарю). Для того чтобы определить номер года в юлианском периоде, нужно прибавить к нему число 4713; сумма и будет искомым номером. Например, 1998 имел номер 6711 в юлианском периоде. Каждый день этого периода имеет свой юлианский номер JD (Julian Day), равный количеству суток, прошедших с начала периода до полудня этого дня. Так, 1 января 1993 имел номер JD 2 448 989, т.е. к гринвичскому полдню этой даты от начала периода прошло именно столько полных суток. Дата 1 января 2000 имеет номер JD 2 451 545. Юлианский номер каждой календарной даты приводится в астрономических ежегодниках. Разность юлианских номеров двух дат указывает количество суток, прошедших между ними, что весьма важно знать при астрономических расчетах.

Римская эра.

Годы этой эры отсчитывались от момента основания Рима, которым считается 753 до н.э. Перед номером года ставили аббревиатуру A.U.C. (anno urbis conditae – год основания города). Например, 2000 год григорианского календаря соответствует 2753 году римской эры.

Олимпийская эра.

Олимпиады – это 4-летние интервалы между греческими спортивными состязаниями, проводившимися в Олимпии; их использовали в хронологии Древней Греции. Олимпийские игры устраивали в дни первого полнолуния после летнего солнцестояния, в месяце гекатомбейоне, что соответствует современному июлю. Вычисления показывают, что первые Олимпийские игры были проведены 17 июля 776 до н.э. В то время использовали лунный календарь с добавочными месяцами цикла Метона. В 4 в. христианской эры император Феодосий отменил Олимпийские игры, и в 392 Олимпиады были заменены Римскими индиктами. Термин «Олимпийская эра» часто встречается в хронологии.

Эра Набонассара.

Введена одной из первых и названа в честь вавилонского царя Набонассара. Эра Набонассара представляет особый интерес для астрономов, поскольку использовалась для указания дат Гиппархом и александрийским астрономом Птолемеем в его «Альмагесте». По-видимому, в Вавилоне в эту эру начались детальные астрономические исследования. Началом эры считают 26 февраля 747 до н.э. (по юлианскому календарю), первый год правления Набонассара. Птолемей начинал счет суток со среднего полдня на меридиане Александрии, а год у него египетский, содержащий ровно 365 сут. Неизвестно, пользовались ли в Вавилоне эрой Набонассара в эпоху ее формального начала, но в более поздние времена ею, по-видимому, пользовались. Помня о «египетской» длине года, легко вычислить, что 2000 год по григорианскому календарю является 2749 годом эры Набонассара.

Еврейская эра.

Начало еврейской эры – это мифическая дата сотворения мира, 3761 до н.э. Еврейский гражданский год начинается около дня осеннего равноденствия. Например, 11 сентября 1999 по григорианскому календарю был первым днем 5760 года по еврейскому календарю.

Мусульманская эра,

или эра хиджры, начинается 16 июля 622, т.е. с даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину. Например, 6 апреля 2000 по григорианскому календарю начинается 1421 год мусульманского календаря.

Христианская эра.

Началась 1 января 1 н.э. Считают, что христианскую эру ввел Дионисий Малый в 532; время течет в ней в согласии с циклом Дионисия, описанным выше. Дионисий принял за начало 1-го года «нашей» (или «новой») эры 25 марта, поэтому день 25 декабря 1 н.э. (т.е. 9 мес спустя) был назван днем рождения Христа . Папа Григорий XIII перенес начало года на 1 января. Но историки и хронологи давно уже считали днем Рождества Христова 25 декабря 1 до н.э. По поводу этой важнейшей даты было много споров, и только современные исследования показали, что скорее всего Рождество приходится на 25 декабря 4 до н.э. Путаницу в установление подобных дат вносит то обстоятельство, что астрономы часто называют год рождения Христа нулевым годом (0 н.э.), которому предшествовал 1 до н.э. Но другие астрономы, а также историки и хронологи считают, что нулевого года не было и сразу за 1 до н.э. следует 1 н.э. Нет согласия и в том, считать ли такие годы, как 1800 и 1900, концом столетия или началом следующего. Если принять существование нулевого года, то 1900 будет началом столетия, а 2000 – еще и началом нового тысячелетия. Но если нулевой год отсутствовал, то 20-й век истекает лишь в конце 2000. Многие астрономы считают вековые годы, заканчивающиеся на "00, началом нового столетия.

Как известно, дата Пасхи постоянно меняется: она может прийтись на любой день с 22 марта по 25 апреля включительно. По правилу Пасха (католическая) должна быть в первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием (21 марта). К тому же, согласно Английскому требнику, «... если полнолуние наступает в воскресенье, то Пасхой будет следующее воскресенье». Эта дата, имеющая большое историческое значение, служила предметом многих споров и дискуссий. Поправки папы Григория XIII приняты многими церквами, но поскольку расчет даты Пасхи основан на лунных фазах, она не может иметь определенную дату в солнечном календаре.

РЕФОРМА КАЛЕНДАРЯ

Хотя григорианский календарь очень точен и вполне согласуется с природными явлениями, его современная структура не вполне соответствует потребностям общественной жизни. Уже давно ведутся разговоры об усовершенствовании календаря и даже возникают различные ассоциации по проведению такой реформы.

Недостатки григорианского календаря.

Этот календарь имеет около дюжины дефектов. Главным среди них является переменность количества дней и недель в месяцах, кварталах и полугодиях. Например, кварталы содержат 90, 91 или 92 дня. Существуют четыре основные проблемы:

1) Теоретически гражданский (календарный) год должен иметь ту же продолжительность, что и астрономический (тропический) год. Однако это невозможно, поскольку тропический год не содержит целого числа суток. Из-за необходимости время от времени добавлять в год дополнительные сутки существует два типа годов – обычный и високосный. Поскольку год может начинаться с любого дня недели, это дает 7 типов обычных и 7 типов високосных лет, т.е. всего 14 типов лет. Для их полного воспроизведения нужно ждать 28 лет.

2) Продолжительноть месяцев различна: они могут содержать от 28 до 31 дня, и эта неравномерность приводит к определенным трудностям в экономических расчетах и статистике.

3) Ни обычный, ни високосный годы не содержат целого числа недель. Полугодия, кварталы и месяцы также не содержат целого и равного количества недель.

4) От недели к неделе, от месяца к месяцу и даже от года к году изменяется соответствие дат и дней недели, поэтому трудно устанавливать моменты различных событий. Например, день Благодарения всегда приходится на четверг, но число месяца при этом меняется. Рождество всегда приходится на 25 декабря, но на разные дни недели.

Предлагаемые усовершенствования.

Существует множество предложений по реформе календаря, из которых перечисленные ниже обсуждаются чаще других:

Международный фиксированный календарь

(International Fixed Calendar). Это улучшенная версия 13-месячного календаря, предложенного в 1849 французским философом, основоположником позитивизма О.Контом (1798–1857). Разработал ее английский статистик М.Котсворт (1859–1943), основавший в 1942 Лигу фиксированного календаря. Этот календарь содержит 13 мес по 28 дней в каждом; все месяцы одинаковые и начинаются с воскресенья. Оставив первым шести месяцам из двенадцати их привычные имена, Котсворт вставил между ними 7-й месяц «Соль» (Sol). Один лишний день (365 – 13ґ28), названный Днем года, следует после 28 декабря. Если год високосный, то вставляют еще Високосный день после 28 июня. Эти «уравновешивающие» сутки в счете дней недели не учитываются. Котсворт предлагал упразднить названия месяцев и использовать для их обозначения римские цифры. 13-месячный календарь весьма равномерен и удобен в употреблении: год легко делится на месяцы и недели, а месяц делится на недели. Если бы в экономической статистике вместо полугодий и кварталов использовался месяц, то такой календарь имел бы успех; но 13 мес трудно поделить на полугодия и кварталы. Проблемы вызывает и резкое отличие этого календаря от ныне действующего. Для его введения потребуются большие усилия, чтобы получить согласие влиятельных групп, приверженных традиции.

Всемирный календарь

(World Calendar). Этот 12-месячный календарь разрабатывался по решению Международного коммерческого конгресса 1914 и усиленно пропагандировался многими сторонниками. В 1930 Э.Ахелис организовала Ассоциацию всемирного календаря, издающую с 1931 «Журнал реформы календаря». Основной единицей Всемирного календаря служит квартал года. Каждые неделя и год начинаются с воскресенья. Первые три месяца содежат 31, 30 и 30 сут соответственно. Каждый следующий квартал такой же, как первый. Названия месяцев сохраняются нынешними. День високосного года (июнь W) вставляется после 30 июня, а День окончания года (День мира) – после 30 декабря. Противники Всемирного календаря считают его недостатком то, что каждый месяц состоит из нецелого числа недель и поэтому начинается с произвольного дня недели. Защитники же этого календаря считают его преимуществом подобие ныне действующему календарю.

Вечный календарь

(Perpetual Calendar). Этот 12-месячный календарь предлагает У.Эдвардс из Гонолулу (Гавайи). Вечный календарь Эдвардса разбит на четыре 3-месячных квартала. Каждая неделя и каждый квартал начинаются с понедельника, что весьма выгодно для бизнеса. Первые два месяца каждого квартала содержат по 30 дней, а последний – 31. Между 31 декабря и 1 января располагается праздник – День нового года, а раз в 4 года между 31 июня и 1 июля появляется День високосного года. Приятной особенностью Вечного календаря является то, что пятница в нем никогда не попадает на 13-е число. Несколько раз в Палату представителей США даже вносили законопроект об официальном переходе на этот календарь.

Литература:

Бикерман Э. Хронология древнего мира . М., 1975
Буткевич А.В., Зеликсон М.С. Вечные календари . М., 1984
Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее . М., 1987
Климишин И.А. Календарь и хронология . М., 1990
Куликов С. Нить времен: малая энциклопедия календаря . М., 1991



Хотя существует много теорий, отвечающих на вопрос «Почему люди поклонялись Луне?», самая правдоподобная состоит в том, что Луна - в отличие от Солнца - могла менять свою форму. Сначала месяц на небе превращался в полную, круглую красавицу - а затем снова убывал и сходил на нет. Это и послужило толчком к созданию Лунного календаря.

Лунный календарь: история происхождения

Таинственности добавляло то, что этот процесс, управляемый Луной, повторялся с завидной периодичностью.

Вот так обстояло дело, причем впоследствии этот способ измерения времени проник и в религию.

Коран, например, не признает существования високосного года, имеющего дополнительный день, и, более того, мусульмане убеждены, что исламские праздники всегда должны начинаться в тот самый момент, когда на небе можно увидеть Луну.

Конечно, это означает, что даже в одном и том же регионе праздник может начаться в разное время из-за погодных условий - тумана, дождя, облачности и так далее.

Хотя это кажется странным, ислам - не единственная религия, использующая лунный календарь для определения даты и времени проведения праздников.

Иудейский календарь всегда основывался на времени восхода и захода Луны.

И так как ранние христиане старались, чтобы их праздники совпадали с иудейскими, мы до сих пор находим взаимосвязи с Луной во многих христианских праздниках, отмечаемых в разное время.

Идеальный пример тому - Пасха, которая должна отмечаться «в первое воскресенье после того, как полная Луна появится на небе, или в воскресенье, следующее за двадцать первым днем марта».

Если Луна была самым первым хранителем времени, то почему же сегодня мы не используем ее цикл как часы? Каким образом мы перешли от Лунного календаря к Солнечному календарю?

Так вот, древние египтяне обнаружили, что хотя Луна давала возможность безошибочно определять время, с помощью лунного цикла из 29 дней нельзя было точно установить длительность времен года.

Это означало, что начало и конец сезона определялись с ошибкой в несколько дней, что было большой проблемой для всего цивилизованного мира.

Почему? Потому что фермерам нужно было знать, когда сажать семена и когда собирать урожай. Купцам нужно было знать, когда они смогут продавать собранный урожай.

Была еще одна, даже более важная проблема (по крайней мере, для египтян): необходимо было определять время ежегодного разлива реки Нил.

И все это было невозможно без некоего способа, который точно определял бы длительность времен года.

Чтобы решить эту проблему, египтяне посовещались друг с другом и разработали календарь, основанный на солнечных циклах.

Единственным изменением по сравнению с Лунным календарем было увеличение длительности календарного года на 11 дней, но так как теперь было возможно определить начало и конец времен года (ради чего, в основном, и проводились эти изменения), это восприняли легко.

Юлий Цезарь принес этот календарь в Европу примерно 2000 лет назад, а все остальное, как говорят, история.

Древние легенды о Луне


Существует немало легенд о Луне. Примером этому может служить легенда о Хонсе, боге Луны, которому поклонялись египтяне.

У вавилонян богом Луны был Син. Чандра, индуистский бог Луны, разъезжает по небу в серебряной колеснице, в которую запряжен олень с рогами, как у антилопы.

И конечно, есть еще Ю-лао, персонаж китайской мифологии, предопределяющий браки людей, ничего не подозревающих об этом.

Говорят, что он крепко связывает будущих супругов невидимой шелковой нитью - нитью такой крепкой, что ничего, кроме смерти, не может разорвать ее.

Как бы то ни было, в других странах пол Луны не так важен, как ее роль: она дает убежище, спасает и восстанавливает справедливость.

Например, жители Сибири каким-то образом видят на Луне фигуру девочки, которая спаслась там от надвигающейся на нее опасности - убежала от преследующего ее волка.

Скандинавы видят там двоих детей, которые укрылись от злобного и вредного отца, преступление которого состояло в том, что он заставлял их весь день носить ведра с водой.

Одна из самых интересных легенд о Луне принадлежит племени масаев из Кении. В ней говорится о том, что Солнце как-то сильно побило свою жену, Луну.

Чтобы напомнить ему о его прегрешениях - и совершенно его смутить, - она периодически показывает синяки под глазом и распухшую губу всем вокруг.

Кроме этого, есть еще легенда о Луне-Деве, собирающей мечты и желания каждого живого существа на Земле.

В ней говорится, что она собирает эти мечты и желания в серебряный кубок и всю ночь перемешивает их, а потом росой роняет на Землю.

Таким образом, важные вещи не теряются и не забываются - как и все остальное, они просто меняют форму.

Другие легенды о Луне больше связаны с богами и богинями, которые или живут на Луне, или ответственны за смену ее фаз.

Один такой миф связан с древне-германской богиней Холле (иногда ее называют Фригг), которая живет на Луне и прядет человеческие жизни.

В другой легенде рассказывается о китайской богине Чан-э, мужу которой дали напиток, сделавший его бессмертным.

Чан-э захотела сама получить этот дар, украла напиток и улетела на Луну, чтобы избежать гнева своего мужа.

В легенде рассказывается о том, что теперь она счастливо живет там вместе с местным обитателем - зайцем, который дал ей приют.

В следующей легенде вообще ничего не говорится ни об образе Луны, ни о богах, только о десятидневном периоде, следующем за появлением полной Луны.

Легенда о 10 днях Луны


В этой легенде рассказывается о том, что у каждого из этих дней есть своя магия, и те, кто обращает внимание на их характеристику и использует их так, как указано ниже, может обрести большую силу.

Первый лунный день

Замечательное время для начала новых проектов, в частности для основания новых фирм.

Это особенно удачный день для рождения детей, так как считается, что такие дети проживут особенно долгую, счастливую и богатую жизнь.

Единственная негативная характеристика этого дня связана с болезнями, так как заболевшие в этот день будут очень долго поправляться.

Второй лунный день

Этот день во всех смыслах является удачным; он сулит самые различные богатства. Это замечательное время для продажи различных товаров и заключения сделок. Говорят, что растения будут хорошо развиваться, если посадить их в этот день.

Третий лунный день

Это неудачный день для появления на свет - считается, что эти дети не просто будут слабыми, хилыми и болезненными, они останутся такими на всю жизнь.

В этот день также часто случаются кражи. Преимущество состоит в том, что воров, чаще всего, быстро находят, - но вот останутся ли при них ваши вещи, трудно сказать!

Четвертый лунный день

Если вы планируете починить свои вещи, сделать косметический или капитальный ремонт в квартире, четвертый день - лучшее время для этого.

День подходит для всего, что связано со строительством.

Также говорят, что дети, рожденные в этот день, вероятно, займутся политикой, но для успеха им необходимо начать учиться в раннем возрасте (особенно важно объяснить таким детям разницу между добром и злом).

Пятый лунный день

Этот день называют «предсказателем погоды», так как весь остальной месяц погода будет стоять такая, как в этот день. Я также узнала из своих источников, что это лучший день для зачатия ребенка.

Не уверена, правда это или нет, но если появление младенца не входит в ваши ближайшие планы, вам, вероятно, необходимо принять дополнительные меры предосторожности!

Шестой лунный день

Замечательный день для того, чтобы отдохнуть, расслабиться и сделать что-нибудь хорошее для себя.

День подходит для того, чтобы совершить что-то, запоминающееся надолго, и отпуск, начавшийся именно в это время, окажется одним из самых приятных. Считается также, что это удачный день для охоты, рыбалки и занятий спортом на открытом воздухе.

Седьмой лунный день

Этот день дарит нам огромное количество возможностей найти свою вторую половину.

Так что если вы свободны и находитесь в поиске, не сидите на месте, пользуйтесь тем, что предлагает вам день. Вам нечего терять, напротив, может крупно повезти!

Восьмой лунный день

Обратите внимание на свое здоровье, так как считается, что те, кто заболел в этот день, могут не поправиться, а поправившиеся еще долго будут чувствовать слабость.

Девятый лунный день

Если хотите хорошо выглядеть, не смотрите на Луну в этот день. Лучше спать в совсем темной комнате, так как считается, что если хоть один лунный луч коснется вашего лица, луна украдет всю вашу красоту.

Десятый лунный день

Самое главное сейчас - это терпение, оно особенно важно при воспитании детей, родившихся в этот день. Говорят, что они не только сверхактивны, своевольны и упрямы, но и ко всему прочему у них нет ни малейшего уважения к авторитетам.

В продолжение темы:
Истина где-то рядом

Добрый день, дорогие рукодельницы! Мы любим праздники, потому что ожидаем чего-то хорошего и веселого? Но особый трепет вызывает особое и светлое торжество, это Пасха . На...

Новые статьи
/
Популярные