Елка на новый год традиция. Откуда пришла новогодняя ёлка? Сказочная притча Северной Европы

Евпсихий Африканович сдержал свое обещание и оставил на неопределенное время в покое обитательниц лесной хатки. Но мои отношения с Олесей резко и странно изменились. В ее обращении со мной не осталось и следа прежней доверчивой и наивной ласки, прежнего оживления, в котором так мило смешивалось кокетство красивой девушки с резвой ребяческой шаловливостью. В нашем разговоре появилась какая-то непреодолимая неловкая принужденность... С поспешной боязливостью Олеся избегала живых тем, дававших раньше такой безбрежный простор нашему любопытству. В моем присутствии она отдавалась работе с напряженной, суровой деловитостью, но часто я наблюдал, как среди этой работы ее руки вдруг опускались бессильно вдоль колен, а глаза неподвижно и неопределенно устремлялись вниз, на пол. Если в такую минуту я называл Олесю по имени или предлагал ей какой-нибудь вопрос, она вздрагивала и медленно обращала ко мне свое лицо, в котором отражались испуг и усилие понять смысл моих слов. Иногда мне казалось, что ее тяготит и стесняет мое общество, но это предположение плохо вязалось с громадным интересом, возбуждаемым в ней всего лишь несколько дней тому назад каждым моим замечанием, каждой фразой... Оставалось думать только, что Олеся не хочет мне простить моего, так возмутившего ее независимую натуру, покровительства в деле с урядником. Но и эта догадка не удовлетворяла меня: откуда в самом деле могла явиться у простой, выросшей среди леса девушки такая чрезмерно щепетильная гордость? Все это требовало разъяснений, а Олеся упорно избегала всякого благоприятного случая для откровенного разговора. Наши вечерние прогулки прекратились. Напрасно каждый день, собираясь уходить, я бросал на Олесю красноречивые, умоляющие взгляды, — она делала вид, что не понимает их значения. Присутствие же старухи, несмотря на ее глухоту, беспокоило меня. Иногда я возмущался против собственного бессилия и против привычки, тянувшей меня каждый день к Олесе. Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано мое сердце к этой очаровательной, не понятной для меня девушке. Я еще не думал о любви, но я уже переживал тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительно грустных ощущений. Где бы я ни был, чем бы ни старался развлечься, — все мои мысли были заняты образом Олеси, все мое существо стремилось к ней, каждое воспоминание об ее иной раз самых ничтожных словах, об ее жестах и улыбках сжимало с тихой и сладкой болью мое сердце. Но наступал вечер, и я подолгу сидел возле нее на низкой шаткой скамеечке, с досадой чувствуя себя все более робким, неловким и ненаходчивым. Однажды я провел таким образом около Олеси целый день. Уже с утра я себя чувствовал нехорошо, хотя еще не мог ясно определить, в чем заключалось мое нездоровье. К вечеру мне стало хуже. Голова сделалась тяжелой, в ушах шумело, в темени я ощущал тупую беспрестанную боль, — точно кто-то давил на него мягкой, но сильной рукой. Во рту у меня пересохло, и по всему телу постоянно разливалась какая-то ленивая, томная слабость, от которой каждую минуту хотелось зевать и тянуться. В глазах чувствовалась такая боль, как будто бы я только что пристально и близко глядел на блестящую точку. Когда же поздним вечером я возвращался домой, то как раз на середине пути меня вдруг схватил и затряс бурный приступ озноба. Я шел, почти не видя дороги, почти не сознавая, куда иду, и шатаясь, как пьяный, между тем как мои челюсти выбивали одна о другую частую и громкую дробь. Я до сих пор не знаю, кто довез меня до дому... Ровно шесть дней била меня неотступная ужасная полесская лихорадка. Днем недуг как будто бы затихал, и ко мне возвращалось сознание. Тогда, совершенно изнуренный болезнью, я еле-еле бродил по комнате с болью и слабостью в коленях; при каждом более сильном движении кровь приливала горячей волной к голове и застилала мраком все предметы перед моими глазами. Вечером же, обыкновенно часов около семи, как буря, налетал на меня приступ болезни, и я проводил на постели ужасную, длинную, как столетие, ночь, то трясясь под одеялом от холода, то пылая невыносимым жаром. Едва только дремота слегка касалась меня, как странные, нелепые, мучительно пестрые сновидения начинали играть моим разгоряченным мозгом. Все мои грезы были полны мелочных, микроскопических деталей, громоздившихся и цеплявшихся одна за другую в безобразной сутолоке. То мне казалось, что я разбираю какие-то разноцветные, причудливых форм ящики, вынимая маленькие из больших, а из маленьких еще меньшие, и никак не могу прекратить этой бесконечной работы, которая мне давно уже кажется отвратительной. То мелькали перед моими глазами с одуряющей быстротой длинные яркие полосы обоев, и на них вместо узоров я с изумительной отчетливостью видел целые гирлянды из человеческих физиономий — порою красивых, добрых и улыбающихся, порою делающих страшные гримасы, высовывающих языки, скалящих зубы и вращающих огромными белками. Затем я вступал с Ярмолой в запутанный, необычайно сложный отвлеченный спор. С каждой минутой доводы, которые мы приводили друг другу, становились все более тонкими и глубокими; отдельные слова и даже буквы слов принимали вдруг таинственное, неизмеримое значение, и вместе с тем меня все сильнее охватывал брезгливый ужас перед неведомой, противоестественной силой, что выматывает из моей головы один за другим уродливые софизмы и не позволяет мне прервать давно уже опротивевшего спора... Это был какой-то кипящий вихрь человеческих и звериных фигур, ландшафтов, предметов самых удивительных форм и цветов, слов и фраз, значение которых воспринималось всеми чувствами... Но — странное дело — в то же время я не переставал видеть на потолке светлый ровный круг, отбрасываемый лампой с зеленым обгоревшим абажуром. И я знал почему-то, что в этом спокойном круге с нечеткими краями притаилась безмолвная, однообразная, таинственная и грозная жизнь, еще более жуткая и угнетающая, чем бешеный хаос моих сновидений. Потом я просыпался, или, вернее, не просыпался, а внезапно заставал себя бодрствующим. Сознание почти возвращалось ко мне. Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только что бредил, но светлый круг на темном потолке все-таки пугал меня затаенной зловещей угрозой. Слабою рукой дотягивался я до часов, смотрел на них и с тоскливым недоумением убеждался, что вся бесконечная вереница моих уродливых снов заняла не более двух-трех минут. «Господи! Да когда же настанет рассвет!» — с отчаянием думал я, мечась головой по горячим подушкам и чувствуя, как опаляет мне губы мое собственное тяжелое и короткое дыхание... Но вот опять овладевала мною тонкая дремота, и опять мозг мой делался игралищем пестрого кошмара, и опять через две минуты я просыпался, охваченный смертельной тоской... Через шесть дней моя крепкая натура, вместе с помощью хинина и настоя подорожника, победила болезнь. Я встал с постели весь разбитый, едва держась на ногах. Выздоровление совершалось с жадной быстротой. В голове, утомленной шестидневным лихорадочным бредом, чувствовалось теперь ленивое и приятное отсутствие мыслей. Аппетит явился в удвоенном размере, и тело мое крепло по часам, впивая каждой своей частицей здоровье и радость жизни. Вместе с тем с новой силой потянуло меня в лес, в одинокую покривившуюся хату. Нервы мои еще не оправились, и каждый раз, вызывая в памяти лицо и голос Олеси, я чувствовал такое нежное умиление, что мне хотелось плакать.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Толерантность - терпимость по отношению к иному мнению, поступкам людей, придерживающихся различных политических, нравственных, религиозных, культурных позиций. (2) ____ это не означает полного безразличия: нельзя терпимо относиться к насилию, несправедливости, террору, угнетению и т.п. (3) Толерантность проявляется в умении выслушать иную точку зрения, уважительно отнестись к чужому мнению, отказаться от попыток найти одну правильную позицию.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Толерантность, или терпимость, не означает безразличного отношения к отрицательным общественным явлениям и проявляется в уважительном отношении к мнениям и поступкам людей, придерживающихся иных мировоззренческих позиций.

2. Толерантность - это терпимость по отношению к мнениям, поступкам людей, которые придерживаются иных политических, нравственных, религиозных, культурных позиций.

3. Толерантность проявляется в терпимом отношении к иным мнениям, взглядам и поступкам, но не предполагает безразличного отношения к отрицательным общественным явлениям.

4. Толерантность - это терпимость по отношению к окружающим, которая проявляется в уважительном отношении к чужому мнению, в отказе от попыток найти единственно правильную позицию.

5. Толерантность проявляется в умении выслушать иную точку зрения, уважительно отнестись к чужому мнению, отказаться от попыток найти одну правильную позицию.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Во-первых,

3. Таким образом,

5. Поскольку

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОЗИЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПОЗИЦИЯ, -и, ж.

1. Положение, расположение (книжн.). Сильная п. ладьи в шахмат- ной партии. П. звука в слове.

2. Полоса, участок местности или акватории, занимаемые для подготовки и ведения боя. Артиллерийская боевая, оборонительная, огневая, передовая п.

3. перен. Точка зрения, мнение в каком-н. вопросе (книжн.). Отстаивать свою позицию.

4. Положение тела, поза. Первая п. (в танце). П. фехтовальщика.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

баловАть

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Из таких как будто несовместимых черт слагался ЦЕЛЫЙ и обаятельный характер этого художника.

2. В станице мы увидели ВЕКОВЫЕ дубы, стволы которых не могли обхватить и пять человек сразу.

3. При солнечном освещении белая пена с зеленовато-синим цветом воды и с красно-бурыми скалами создавала картину чрезвычайно ЭФФЕКТНУЮ.

4. Иван, бесспорно, человек эмоционально одарённый, во многом АРТИСТИЧНЫЙ.

5. На ЛАКИРОВАННОЙ поверхности декоративного панно задорно играют пробившиеся сквозь оконное стекло солнечные лучи.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

благодаря ПОДДЕРЖКЕ

САМОЕ ЦЕННОЕ

пять РЕНТГЕН

ПРОСОХ на ветру

ТРЕМЬЮСТАМИ читателями

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом 1) Профессор Ларионова, выступавшая на конференции, сделала интересный доклад.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) Очень яркое описание оптического телеграфа оставил нам А. Дюма в романе «Графе Монте-Кристо».
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Мигая бледнеющими на рассвете огнями, хотелось любоваться приближающимся пароходом.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Восхищаться и рассказывать об Италии можно бесконечно.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5) Те, кто не сдал рефераты вовремя, не будут допущены к экзамену.
6) В поэме «Золотой век» Джеффри Чосер пишет о том, как было хорошо в старину и как плохо сейчас.
7) Согласно указу Петра I все те, кто сбрасывали мусор в Неву, подвергались наказанию.
8) Землеройки, вопреки своему названию, обычно не роют нор, а пользуются теми, что проложены грызунами или кротами.
9) Благодаря различных видов искусства человек может передавать самые сложные чувства.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

комп...нент

к...нвоировать

неизгл...димый

крок...дил

заб...раться

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

нед...едание, пр...родители

пр...града, пр...возмочь

ра.. .двоение, ни...падать

на...кусить, о...грести

ра...щедриться, и...держки

10

сирен...вый

закле...вать

отча...нный

завис... ла

взвеш...нный

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

испыту...мый

наблюда...мый

выгляд...шь

возглавля...мый

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Писатели н(1) могут н(2) на минуту сдаться перед н(3)взгодами и отступить перед преградами; что бы н(4) случилось, они должны непрерывно делать своё дело, завещанное им предшественниками и доверенное современниками.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (НЕ)СМОТРЯ на все наши попытки найти нужную тропинку, лес КАК(БУДТО) не хотел отпускать нас домой.

2. ЧТО(БЫ) ни произошло, НИ(ЗА)ЧТО не бросай друга в беде.

3. Мы всматривались (В)ГЛУБЬ колодца, ЧТО(БЫ) отыскать упавшее ведро.

4. (В)ВИДУ надвигавшегося бурана спасатели отправились (НА)ВСТРЕЧУ туристической группе.

5. (В)ТЕЧЕНИЕ недели (ПО)СРЕДИ нашего двора заливали каток.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Я заметил, что прибра(1)о и подмете(2)о плохо, повсюду разброса(3)ы стекля(4)ые осколки, видимо, ещё не улеглось потрясение, вызва(5)ое катастрофой.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Иногда Куприн сам не выдерживал беспросветного горя и старался смягчить судьбу своих персонажей по своей писательской воле.

2. Можно открывать наугад том за томом сочинения Куприна и в каждом рассказе находить россыпи глубоких и разносторонних знаний.

3. Звезды светились на вершинах скал и над головой нет-нет да и срывалась долго дрожавшая одинокая звезда.

4. Рядом с нами ревело море и первобытный хаос ударял в берега и уходил обратно в клубящийся мрак и терялся там.

5. Он был не только прост со всеми но и временами застенчив.

16

Оказавшись в верхних слоях земной атмосферы (1) протоны (2) захватив электроны (3) превращаются в атомы водорода и (4) вступив в реакцию с кислородом (5) образуют воду.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Живопись (1) с точки зрения (2) выдающегося французского художника Матисса (3) должна нести людям радость, доставлять наслаждение.

Художник (4) по рассказам друзей (5) делал с натуры только набросок картины.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Не тот умён (1) кто умеет отличать добро от зла (2) а тот (3) кто из двух зол умеет выбирать меньшее.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Садилось солнце (1) и (2) казалось (3) что последняя тишина опустилась на землю (4) и я больше никогда не услышу человеческого голоса.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Он наклонился и резким ударом кулака сверху кокнул стекло над чёрной кнопкой с надписью: «Ввод программы самоликвидации».

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Мой друг - человек не то чтобы неразговорчивый, а скорее застенчивый, сдержанный по природе, - может иной раз много, хорошо, даже потешно говорить. (2)Редко, правда, по настроению.

(З)Вечером, когда появилась сероватая осенняя темь из-за холмов, доев булку хлеба, он начал вспоминать о войне. (4)Доподлинный окопник, рядовой боец, он не любил говорить о ней, как не любят говорить о своём деле настоящие охотники или мастера какого-либо ремесла. (5)Раны бойца больше и сильнее скажут о войне. (6)Нельзя всуе трепать святые слова. (7)А может, не говорит ещё и потому, что многовато развелось у нас тех, кто болтовнёй о войне зарабатывает себе положение и лепит карьеру. (8)Как бы они, эти, много о войне говорящие, ни избегали неправды, всё равно врут, чего-то присочиняют. (9)А врать о войне, как, впрочем, и плохо писать о страданиях народа, - стыдно. (10)Вот потому-то, наверное, опасается впасть в сочинительство мой друг. (11)Мастер и труженик прозы, он знает, что память погибших друзей можно оскорбить неловким словом, корявыми мыслями. (12)И готовится, как мне кажется, напряжённо внутренне готовится писать достойно и с достоинством о самом великом, что было в нашей жизни, - об Отечественной войне. (13)Мне понятны его осторожность, трепет и уважение к памяти погибших - он воевал в расчёте пятидесятидвухмиллиметровой противотанковой пушки, самой опасной на прошлой войне (пушки на войне, как и должности, тоже бывают разные!). (14)Артдивизион отбивался однажды от наседавших фашистских танков, выкатив орудия на полотно железной дороги.

(15)И если бы не это полотно!..

(16)Автоматчики в потёмках подобрались к пушкам, начали косить расчёты, танки сделали бросок, в упор, одно за другим сбивая орудия с полотна. (17)Сколько-то человек скатились по насыпи, и полотно закрыло их от танковых гусениц и пулемётов. (18)Кто-то отстреливался, кто-то полз, кто-то кричал: «Не бросайте, братцы!» - и хватался за ноги; кого-то тащил мой друг, потом кто-то волоком пёр по земле его, и, когда останавливался передохнуть, друг мой явственно слышал, как журчит где-то близко ключик, и ему нестерпимо хотелось пить.

Когда речь идет о знаменитых и талантливых писателях, то в нашем воображении зачастую они предстают в образе умудренных жизнью людей, излучающих благородство и выдержку. Но нередко бывает так, что наряду с гениальностью «идут рука об руку» определённые чудачества. Александр Иванович Куприн не стал исключением.

Фото: Карл Булла

Среди современников он прослыл «самым чутким носом во всей России». Впервые так назвал писателя Федор Шаляпин на ужине, который устраивал в собственном доме. Одним из гостей был парфюмер из Франции. Он решил протестировать способности Александра Ивановича и попросил определить состав духов, которые являлись разработкой его компании. Француз понимал, что такое задание порой не по силам даже профессионалу. И был чрезвычайно удивлен, когда Куприн уверенно произнес все составляющие уникального аромата. Он воскликнул: «Такой невероятный талант! И вы всего лишь какой-то писатель».

Друзья отмечали, что иногда поступки Куприна смахивали на повадки животного. Мамин-Сибиряк говорил, что Александр имел одну довольно неординарную привычку. Заключалась она в том, что писателю нравилось по-собачьи принюхиваться к предметам и людям.

Не всем было по душе такое эксцентричное поведение Куприна. Многие, особенно женщины, обижались на него за это. Тем ни менее, одна из дам, которая тоже была писательницей (Н.Тэффи), восторгалась такой его странностью. Она выказывала искреннее восхищение им: «Только посмотрите! Он по одному запаху определяет характер собеседника!».

Соперником Куприна в отношении острого обоняния был его товарищ Иван Бунин. Во время дружеских встреч они соревновались, кто лучше распознает тот или иной запах. Известна история, как однажды между Буниным, Чеховым и Куприным произошел спор о том, чем пахнут женщины. Первый из писателей сказал, что они имеют аромат мороженого. Второй - что представительницы прекрасного пола благоухают как слегка завядшие соцветия липы. А Куприн отметил, что запах юных дев напоминает теплое коровье молоко и сочные арбузы, а старушек в южной местности - ладан, терпкую полынь, васильки и сухую ромашкой. Тогда Бунин и Чехов безоговорочно признали победу своего друга и коллеги.

«Хочу стать женщиной»


Александр Куприн с женой и дочерью Ксенией

До начала своей писательской деятельности, Александр Куприн опробовал более двух десятков профессий. Он успел побывать учителем, борцом в цирке, землеробом, боксером, рекламным агентом, рыбаком, актером, шарманщиком и воздухоплавателем. Главной причиной частой смены работы было не стремление к увеличению заработков, а тяга ко всему новому и острое желание испытать свои возможности в том или ином деле. Всепоглощающая страсть и определённый азарт толкали Александра в самую гущу событий. Он с головой окунался в новую для себя сферу.

Однажды Леон Трецек, служащий в местной газете, познакомил Куприна с сотрудником пожарной службы. Писатель был крайне впечатлен рассказами пожарного, и выразил желание принять участие в такой опасной работе. Вскоре он в медной каске, рискуя своей жизнью, всю ночь помогал укрощать огонь в жилом доме на одной из главных улиц города.

Куприн часто говорил, что хотел бы превратиться на некоторое время в дерево, дельфина или лошадь. А также был не прочь стать женщиной, чтобы почувствовать, что такое беременность и роды.

Такая жажда яркой жизни стимулировала Куприна испытать себя в роли сыщика, работника морга и даже преступника! На одном из обедов в ресторане писатель завёл знакомство с известным в определенных кругах вором. Тот час же Александр Иванович загорелся идеей прочувствовать на себе весь адреналин, который сопровождает человека при совершении подобного рода действиях. И таки пошел на эту авантюру. Он проник в чужое жилище и собрал все ценные вещи в чемодан. Но не вынес их, потому что ему не хватило решимости. К счастью, Куприн вовремя остановился, взявшись за перо, и такие эксперименты не успели привести к печальным последствиям.

Тюбетейка, подушка и стог сена

Мать Александра Куприна происходила из татарского княжеского рода. Он очень гордился своими корнями. Будучи весьма чувствительным и ранимым, писатель бросался на любого, кто ошибался в произношении его фамилии.

Из воспоминаний Бунина известно, что на людях он принимал такое положение тела, будто являлся настоящим ханом. С женщинами Александр вел себя застенчиво и мягко. А вот в компании мужчин был заносчив и вспыльчив. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, он часто лез на рожон. Провоцировал ссоры и конфликты, которые не редко перерастали в драки.

Стоит отметить, что Александр Иванович отличался чрезмерной ленью. Он подолгу затягивал процесс создания своих произведений и часто работал «из-под палки». Его первая жена Мария Карловна Давыдова очень хотела, чтобы муж был популярным писателем, и постоянно стимулировала его к работе всеми доступными ей средствами. Порой доходило до абсурда. Например, она отселила его в съёмную квартиру и разрешала приходить домой только в том случае, если супруг предоставит ей несколько страниц с написанным текстом.

Затем на чердаке своего дома Куприн оборудовал кабинет, куда уходил создавать свои шедевры каждое утро. Странно, но работа стояла на месте, и почти за месяц не появилось и строчки. Этому факту писатель все время находил оправдания: то у него болела голова, то живот и т.д.

Однажды после завтрака, когда Александр собирался подняться к себе в кабинет, жена заметила у него слишком большой живот. Она заглянула под сюртук супруга и увидела там…подушку! Тогда Давыдова поднялась на чердак и обнаружила, что вместо стола там находится стог сена. Оказалось, что все это время вместо работы Куприн сладко спал в обнимку с подушкой. Он стал объяснять жене, что пока обдумывает свое будущее творение, иногда случайно засыпает. На что Мария парировала: «С завтраками с этого момента покончено!».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Тренировочная работа. Задания с 15 по 19 на ЕГЭ.

Вариант 1

ОДНУ запятую.

1. Ощущение одинокого сада и холодных лесов помогло мне писать и думать.

2. Осенью откроется выставка молодых московских художников.

3. Заблестели на листьях берёз капли не то росы не то вчерашнего дождя.

4. Он подложил в костёр сухой травы и хворосту и раздул пламя.

5. Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами и их медленно заволакивает вечерняя дымка.

    Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить

ОДНУ запятую.

1. Отец достал из рюкзака бумагу и спички и занялся разведением костра.

2. Отражения звёзд дрожали на поверхности воды и светились под рукой огоньки каких-то морских рачков.

3. И вот уже трепещут горят забрызганные росой ветки стройных осин.

4. Из окна были видны только стены домов да кусочек осеннего неба.

5. В старом парке сердито ухал филин или заливисто пел соловей.

    Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить

ОДНУ запятую.

1. Иногда Куприн сам не выдерживал беспросветного горя и старался смягчить судьбу своих персонажей по своей писательской воле.

2. Можно открывать наугад том за томом сочинения Куприна и в каждом рассказе находить россыпи

глубоких и разносторонних знаний.

3. Звезды светились на вершинах скал и над головой нет-нет да и срывалась долго дрожавшая одинокая звезда.

4. Рядом с нами ревело море и первобытный хаос ударял в берега и уходил обратно в клубящийся мрак и терялся там.

5. Он был не только прост со всеми но и временами застенчив.

    Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Лес пахнет сыростью и листвой и убаюкивает пением птиц.

2. Что это за человек и какое нужно с ним обращение?

3. К кормушке прилетали юркие синицы и наведывались красно-лиловые дятлы.

4. Пляж оказался закрыт и нам пришлось искать новое место для купания.

5. Листья срываются с деревьев кружатся и падают прямо под ноги.

    Стоять запятые.

Покорённые красотой соснового бора (1) мы замолчали (2) прислушиваясь к (3) доносящимся из чащи (4) звукам.

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Курьер (1) поздоровавшись с отцом (2) и (3) передав ему пакет (4) снял (5) пристёгнутый к поясу (6) планшет с квитанциями.

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Роса (1) выпадающая вечером (2) бывает такой обильной, что даже блестит ночью (3) отражая свет звёзд (4) и предсказывая тем самым жаркий день на завтра.

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Между деревьями вились (1) сплетаясь (2) и (3) расплетаясь (4) узкие тропинки (5) протоптанные местными ребятишками.

стоять запятые.

Он не замечал происходящего и (1) к счастью (2) был всё так же невозмутим. Человек в порыве (3) к счастью (4) способен совершать чудеса.

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны

стоять запятые.

Это озеро (1) казалось (2) огромным зеркалом в оправе из тростника. Небывалая и (3) как мне показалось (4) добрая тишина окружала нас.

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны

стоять запятые.

Мы шли весь день и (1) в конце концов (2) нашли знакомую покосившуюся избушку лесника,

которая за прошедший год (3) кажется (4) ещё глубже вросла в землю.

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны

стоять запятые.

Живопись (1) с точки зрения (2) выдающегося французского художника Матисса (3) должна

нести людям радость, доставлять наслаждение.

Художник (4) по рассказам друзей (5) делал с натуры только набросок картины.

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Полотно Репина «Бурлаки на Волге» – монументальное произведение (1) главными действующими лицами (2) которого (3) являются не герои древности, а простой народ современной автору России.

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится разделение стран (3) на развитые и развивающиеся.

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Старинный пруд (1) в тёмной глубине (2) которого (3) прятались огромные карпы (4) давно привлекал наше внимание.

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Поездка шла без особых приключений (1) но (2) когда до конца пути оставалось всего пять километров (3) машину неожиданно занесло (4) потому что лопнула шина.

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Полина вышла к гостям на открытую веранду (1) и (2) пока дамы восторженно выражали восхищение её изящным нарядом (3) она думала о том (4) как хорошо было бы оказаться вдалеке от этой надоевшей пустой суеты.

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Ветер усиливался (1) и (2) когда мы шли пальмовой аллеей (3) то крупные капли дождя уже громко стучали по листьям (4) и оставляли следы на песке.

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

Куприн с необыкновенной точностью описал жизнь этих заведений в рассказах «Беглецы», «Святая ложь», «На покое». Он, пожалуй, первый из наших писателей безбоязненно прикоснулся к теме людей, вышвырнутых за ненадобностью из жизни. Он писал об этом с какой-то пронзительной жалостью.

Но у Куприна было доброе сердце. Иногда он сам не выдерживал беспросветного горя, о котором писал, и старался смягчить судьбу своих персонажей по своей писательской воле. Но это плохо ему удавалось и воспринималось читателями, да, очевидно, и самим автором, как беспомощное утешение или как вынужденная концовка святочного рассказа.

После сиротского периода в жизни Куприна начался второй период - военный. Он тянулся очень долго - четырнадцать лет.

Мальчика удалось устроить в кадетский корпус. В те времена для детей обнищавших чиновников и дворян кадетский корпус был единственной возможностью получить кое-какое образование, - обучение в корпусе было бесплатное, и кадеты жили, как говорилось, «на всем готовом».

Из корпуса Куприн перешел в Александровское. юнкерское училище в Москве. Оттуда он был выпущен подпоручиком и направлен «для несения строевой службы» в 46-й пехотный Днепровский полк. Полк стоял в захолустных городках Подольской губернии - Проскурове и Волочиске.

Очень лаконично Куприн описал эти заброшенные города в своих военных рассказах.

В этих рассказах впервые проявилась редкая особенность купринского таланта (таланта «чрезвычайного», как говорил о нем Бунин) - его способность быстро и крепко вживаться в любую обстановку, в любой уклад жизни, в любой пейзаж. О чем бы Куприн ни писал, он с первых же слов захватывал читателя полной достоверностью своей прозы.

Писал ли он об Одессе, Западном крае, Киеве, лесах и посадах Рязанского края, Балаклаве, Донецком бассейне, Полесье, Москве, о деревнях и железнодорожных полустанках - всегда он наполнял свои рассказы остро подмеченными чертами, которые тотчас же переносили нас, читателей, в эти места, делали нас обитателями их и очевидцами местных событий.

Эта способность Куприна - все от того же жизнелюбия, постоянной заинтересованности всеми проявлениями действительности, от жажды все знать, все видеть и все понять.

Куприн прослужил в полку всего четыре года. Но этого времени ему вполне хватило, чтобы досконально изучить армейскую жизнь и написать через несколько лет одно из самых замечательных и беспощадных произведений русской литературы - повесть «Поединок».

«Поединок» вышел в мае 1905 года в 6-м сборнике «Знания».

Появление этой книги было тяжелейшей пощечиной политическому строю царской России. Успех «Поединка» был поистине неслыханным и небывалым.

Я был в то время мальчишкой, мне исполнилось только тринадцать лет, но я помню и то грозное время и то впечатление, какое произвела новая книга Куприна.

Война в Маньчжурии приближалась к своему розовому и позорному концу. Солдаты гибли тысячами в гаоляновых полях из-за бездарности и вопиющей глупости генералов. Болтливого Куропаткина сменил выживший из ума маньяк генерал Линевич. Тыл воровал и пьянствовал. Армия не умела даже отступать. Страна волновалась.

И как последний ошеломляющий удар пришла весть, о полном, почти неправдоподобном разгроме всего нашего флота при Цусиме.

Я видел первые рабочие и студенческие демонстрации после Цусимского разгрома. Даже шарманщики пели по дворам новую песню:

Довольно! Довольно! Герои Цусимы,

Вы жертвой последней легли.

Она уже близко, она у порога,

Свобода родимой земли!

И в это время вышел «Поединок».

Все искали причин маньчжурского поражения Куприн в «Поединке» сказал свое слово об этих при чинах с такой неопровержимостью, что даже сторонники царского строя были растеряны.

Нельзя было спорить с очевидностью А этой очевидностью был «Поединок» - повесть и вместе с тем документ о тупой и сгнившей до сердцевины офицерской касте, об армии, державшейся только на страхе и унижении солдат, об армии, как бы нарочно создан ной для неизбежного и постыдного разгрома в первых же боях.

Волна гнева прокатилась по стране. Даже лучшая часть офицерства приветствовала Куприна и посылала ему благодарственные телеграммы. Но большинство офицеров - типичных героев из «Поединка» - было возмущено и озлоблено.

В то время я - киевский гимназист - жил вне семьи и снимал комнату в тесной дешевой квартире пехотного поручика Ромуальда Козловского в Диком переулке. Поручик жил с матерью - подслеповатой и незлобивой старушкой.

Когда я прочел «Поединок», то мне казалось, что в этой книге не хватает Ромуальда Козловского. Чванный этот офицер, несмотря на то, что отец его был полотером, очень кичился своим шляхетством и был налит до краев глуповатым гонором. Он был задирист и взвинчен постоянным ожиданием столкновений с непочтительными «шпаками». Он даже ждал этих столкновений и набивался на них, чтобы потом защищать свою шляхетскую честь и честь своего пехотного мундира.

Из-за своего маленького роста он носил сапоги на высоченных каблуках, корсет и все время вытягивался, как петух перед тем, как загорланить на мусор ной куче.

По утрам он пил на кухне ячменный кофе, сидя в подусниках и голубых кальсонах. От него несло бриллиантином и крепкими дешевыми духами. Пан Ромуальд душился яростно, чтобы перебить кислый запах каких-то лекарств, которыми он безуспешно лечился от сифилиса. Этот тошнотворный запах сочился из его комнаты и наполнял всю квартиру.

Поручик считал себя сердцеедом, неутомимым в любви. Говорили, что он бил солдат. Изредка он бренчал на гитаре и пел шансонетку.

Ваша ножка

Толста немножко,

Но обожаю

Ее лобзать!

С матерью он был груб. Она боялась его. Я же поручика ненавидел.

Однажды пан Ромуальд вошел в кухню, где мы со старушкой Козловской пили кофе «Гималайское жито». Он брезгливо нес двумя пальцами неизвестную книгу и бросил ее в мусорное ведро.

Сожгите это! - сказал он своей мамаше - Сожгите в грубке эту гадость, где какой-то штафирка позволил себе оплевать наше русское офицерство. Если бы он мне попался, я бы показал ему кузькину мать, клянусь честью. Он бы у меня потанцевал!

Этой книгой был «Поединок».

Сейчас я ловлю себя на том, что уже второй раз вспоминаю людей, которые могли бы участвовать в рассказах Куприна. Мне кажется, что это совсем не случайно и только доказывает необыкновенную типичность его персонажей для своего времени, кажущегося нам очень далеким.

Сила «Поединка» в превосходном знании армейской среды и в точности ее изображения. Портретная галерея офицеров в «Поединке» вызывает и стыд за человека и спасительный гнев.

Шкала унижения в армии шла по нисходящей линии генерал грубо и пренебрежительно обращался с командиром полка, командир в свою очередь «цукал», как тогда говорили, офицеров, а офицеры - солдат. Всю злобу мелких неудачников, всю житейскую муть, жгущую сердце, офицеры срывали на солдатах. Почти все офицеры в «Поединке» - это скопище ничтожеств, тупиц, пьяниц, трусливых карьеристов и невежд, для которых Пушкин был только «какой-то там шпак».

Они начисто оторваны от народа. Они варятся в грязноватом и нудном быту. Их сознательно превратили в касту с ее спесью, с ее ни на чем не основанном представлении о своей исключительной роли в жизни страны, о «чести мундира».

Лучше всего об этом сказал Куприн словами одного из героев «Поединка», талантливого и спившегося офицера, доморощенного ницшеанца Назанского:

«Подумайте вы о нас, несчастных армеутах, об армейской пехоте, об этом главном ядре славного и храброго русского войска. Ведь все это заваль, рвань, отбросы… убоявшиеся премудрости гимназисты, реалисты, даже неокончившие семинаристы. Я вам приведу в пример наш полк. Кто у нас служит хорошо и долго? Бедняки, обремененные семьями, нищие, готовые на всякую уступку, на всякую жестокость, даже на убийство, на воровство солдатских копеек, и все это из-за своего горшка щей. Ему приказывают: „Стреляй!“, и он стреляет, - кого, за что? Может быть, понапрасну? Ему все равно, он не рассуждает. Он знает, что дома пищат его замурзанные, рахитические дети, и он бессмысленно, как дятел, выпуча глаза, долбит одно слово: „Присяга!“ Все, что есть талантливого, способного, - спивается. У нас семьдесят пять процентов офицерского состава больны сифилисом.

В продолжение темы:
Сердечная секция

Пирсинг – один из древнейших способов украшения тела. Пирсинг делали люди разных народов и разных эпох на протяжении веков и даже тысячелетий. Древние египтяне прокалывали...

Новые статьи
/
Популярные