«песочная терапия – один из методов арт терапии. Песочная АРТ-терапия как средство для снятия стресса и раскрытия внутреннего мира ребёнка Песочная терапия: упражнения для детей для развития моторики, снятия эмоционального напряжения, агрессии

«Использование песочной арт-терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми дошкольного возраста»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Что такое песок?

Я думаю, каждый сможет без труда ответить на этот простой вопрос. На самом деле, песок это удивительный и таинственный материал. Он обладает способностью притягивать завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы. Он может быть сухим и легким, влажным и пластичным.

Игра в песок захватывает и взрослых и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

Песок обладает свойством пропускать воду, в связи с этим он поглощает негативную психическую энергию человека, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.

Сегодня я хочу познакомить вас с такой техникой как песочная арт-терапия .

Принцип «Терапии песком» был предложен психотерапевтом, основателем аналитической терапии Карлом Юнгом. Как вы знаете, песок состоит из мельчайших крупинок, которые при соединении образуют песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во вселенной.

Цель такой терапии – не менять и переделывать ребёнка, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребёнку быть самим собой.

Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину их песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

Игра на песке с фигурками особенно значима в работе с теми детьми, которым трудно выражать свои переживания (дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью, с неустойчивым вниманием, агрессивностью).

Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала.

Игры с песком можно использовать в качестве развивающего, психопрофилактического средства.

В этом учебном году педагоги нашего детского сада стали активно использовать в своей работе обучающие игры с песком, рисование цветным песком и рисование песком на специальных световых столах. Данная техника удивительна она тем, что предлагает использовать песок и технику рисования песком, как основу для творчества и самопознания.

Дети с удовольствием посещают такие занятия, ведь они помогают им реализовать свои представления в творчестве, освободиться от напряжения и беспокойства, развить коммуникативные навыки, то есть умения общаться.

Занятия песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!

Один раз, побывав на занятии песком — дети мечтают снова вернуться, а чаще всего совсем не хотят уходить.

Противопоказания к использованию

песочной терапии:

  • Аллергия на пыль, песок;
  • Нарушение кожных покровов рук;
  • Негативная установка по отношению к песку.

Как можно играть с песком?

Упражнение «Отпечатки».

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

«Волшебные отпечатки на песке».

Педагог и ребёнок оставляют отпечатки на мокром песке своих рук, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились весёлые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.

Забавные ладошки: сделать отпечатки ладошек на световом столе, пальчиком дорисовать изображения.

«Золотоискатели»: разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать «золото», складывать с сито.

«Прогоняем злость»: сделать из влажного песка большой овальный холм, сделать при желании лица – это все, накопившееся зло ребенка. Потом громко говоря: «зло уходи, приходи радость», разрушить песчаный холм.

Картины на песке : на ровной влажной поверхности палочкой, пальчиком рисуются различные изображения животных, людей и т.п.

На световом столе сухим песком рисовать различные сюжеты «Мой детский сад», «Моя семья», «мой самый счастливый день» и т.д.

Опыты с песком : Задание: насыпать сухой песок в ведёрочки, баночки, воронки, формочки. Вопросы: Какой песок? (сухой, хорошо сыплется, шуршит и т.д.). Что можно вылепить из сухого песка? Попробуйте сделать домик.

Можно проводить упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять», прыгают, выполняют зигзагоообразные движения, «играют на пианино». Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький). С удовольствием дошкольник играют в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.

Также можно рисовать на сухом песке дыханием через трубочку для коктейля, разукрашивать цветным песком различные изображения.

Мимическая гимнастика

Мы шли по песку и вдруг провалились в яму. Нас засыпало песком. Все тело засыпало песком, кроме головы. Над вашим лицом летает пчела. Ее надо сдуть, но так, чтобы песок не попал в глаза

Упражнение на релаксацию

Опустите руки в песок и делайте ими различные движения под музыку. После выполнения упражнения расскажите о своих чувствах.

Игра «Здравствуй, песок!»

Педагог от имени Песочного человечка просит по-разному поздороваться с песком, т.е. различными способами дотронуться до песка:
– поочерёдно пальцами одной руки, затем другой руки, потом всеми пальцами одновременно;

– легко (с напряжением) сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу;

– дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.

Таким образом, игры с песком позволяют:

-Стабилизировать психоэмоциональное состояние

Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику

Стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности

Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию

Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор

Разнообразить способы сотрудничества.

В простые игры с песком можно играть не только в кабинете психолога или другого специалиста, но и в вместе со своим ребенком в обычной песочнице. Подумайте, о чём рассказать своему ребёнку в момент игры, на что обратить его внимание, как заинтересовать процессом.

Вы лучше знаете своего ребёнка, его интересы, любимые игрушки, которые могут принять участие в играх.

Удачи Вам!

Литература:

  1. Н.А. Санкович Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб., 2006.
  2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии. – М.,1999.

Один из методов аналитической психотерапии – песочная терапия — позволяет развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возрасте. Арт-терапевты, бизнес–тренеры, коррекционные педагоги используют песочную терапию в ДОУ — детских дошкольных учреждениях. Для решения каждой конкретной задачи используются различные методики песочной терапии.

Лечение песком представляет собой одно из направлений арт -терапии.

«Отцом» игр с песком или sandplay традиционно считается К.Юнг и его последователи. К.Юнгом была разработана техника активного воображения, считаемая теоретической базой. Возникновение sandplay началось в 20-х г. с разработки Шарлотты Бюлер под названием «мировой тест», который успешно находил свое применение в качестве инструментария для диагностики в детской психиатрии.

В 1930 году появилась новая методика, которую реализовала Маргарет Ловенфельд, основавшая Лондонский институт, именно она впервые поместила игрушечные фигурки в вещество. Эта методика была заимствована из «мирового теста» Подопечные Маргарет создавали в песочнице целые масштабные композиции и называли их «Мой мир ». Благодаря этому появился новый метод, названный «мировой техникой». Продолжателем этого метода в 50-е годы стала последовательница К. Юнга Дора Кальфф, соединив «мировую технику» и юнгианское направление, и тем самым создав песочную терапию.

Открытием Доры Кальфф стало то, что песочные картинки , созданные детьми, могут стать отображением их мыслей, переживаний. Применение этой полезной техники опробовано не только на маленьких пациентах, но и на зрелых людях.

В sandplay применяются как невербальные средства (при создании сюжета) и вербальные (история о готовой картине либо придумывание сказки, раскрывающая суть творения). Этим методом активно пользуются арт- терапевты, специалисты гельштат-терапии, семейные и детские психотерапевты, воспитатели и логопед в доу .

Особенности метода

Метод подходит для всех возрастных категорий. Как только человек опускает ладони в материал, его воображение начинает рисовать красочные картины золотого пляжа, яркую синеву моря и белые хлопья облаков, неспешно плывущих по небу. Аналогично тому, как песок пропускает воду, он поглощает и негативную энергию. Мельчайшие песчинки, только соединённые вместе определенным образом, позволяют создать своё произведение. Они символизируют жизнь, в которой человек, расставляя определённым образом события и мысли, получает желаемые результаты.

Комплексное воздействие на психику человека обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение. По изображениям и символам, получившимся в результате рисования можно делать выводы о специфике личностных проблем, выявлять потребности человека. Изучая запечатлённое, мы видим трёхмерное изображение внутреннего мира, неосознанные проблемы и конфликты.

Цель терапии – развить в ребёнке принятие собственного «я», научить доверять и любить себя.

Задачи терапии:

  • воспитание позитивного отношения к жизни, к себе;
  • воспитание ответственности за свои действия;
  • тренировка способности доверять себе и осуществлять самоконтроль над своими действиями;
  • лечение избыточной тревожности при планировании поступков и преодолении препятствий;
  • развитие веры в себя.

Принципы метода

Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Метод используется в качестве самостоятельного или как составная часть следующих направлений лечения:

  • песочная арт–терапия;
  • психология;
  • логопедия;
  • развитие речи, письма, счёта, памяти и внимания;
  • терапия, направленная на развитие самоосознания, уважения к себе;
  • выявление негативных мыслей, обучение справляться с ними;
  • воздействие на нескольких членов семьи с целью коррекции поведенческих расстройств;
  • детский психоанализ.

Возможности метода

Песочная терапия в детском саду позволит приготовить самый первый обед, построить свой первый дом. Будучи отражением внутреннего мира, терапия песком обеспечивает следующие моменты:

  1. Создаёт естественную комфортную среду для творчества ребёнка, которая стимулирует его созидательную деятельность.
  2. Оживляет абстрактные образы, упрощает возможность понять сложение букв — в слова, цифр — в математические действия.
  3. Даёт возможность детям «проживать» ситуацию вместе с героями сказок.
  4. Обеспечивает переход от реальности в сказку, даёт возможность проверить правильность выбора решения в той или иной ситуации.

У детей с речевыми расстройствами имеются сложные нарушения эмоций, что выражается в несоответствии эмоциональных реакций конкретной ситуации. Это осложняет контакт со сверстниками, ведёт к гиперактивности или зажатости. Это порождает необходимость включения самых разнообразных методов в работу с детьми. Доказано, что песочная терапия позволяет развить способности общения, учит выражать и понимать себя, свои чувства.

Показания к терапии

Имеются следующие показания к проведению песочной терапии:

  • переживание возрастного кризиса;
  • неспособность изложить словами свои переживания;
  • наличие психологической травмы;
  • неспособность самостоятельно принять решение;
  • задержка психоречевого развития;
  • эмоциональная заторможенность, «скудодушие»;
  • психотерапия различных зависимостей;
  • уменьшение напряженности;
  • развитие всех видов чувствительности;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • расширение кругозора;
  • повышенная тревожность, эмоциональная лабильность.

Актуальность sandplay очень высока в нынешнее время. Через тактильные ощущения не только развивается речь, познание, но и дети избавляются от немотивированной агрессии, педагог начинает понимать лучше своих воспитанников.

Психотерапия с помощью песка распространена в детсадах и школах не повсеместно, но в скором времени эта методика будет обязательна для всех образовательных учреждений с обеспечением специальным оборудованием. Немаловажным является применение этого метода в работе с детьми с особенностями , имеющими онр, зпр, нарушения зрения , дцп , инвалидами. Достаточно только таким детям дать установку строить, как они уже начнут создавать целые вселенные.

Противопоказания

  • дефицит внимания, гиперактивность;
  • эпилептические припадки;
  • психиатрические болезни;
  • повышенная тревожность;
  • невроз навязчивых состояний;
  • пылевые аллергические реакции;
  • болезни лёгких;
  • заболевания кожи и травмы кистей рук.

Психотерапевты применяют метод с детьми, страдающими дефицитом внимания и гиперактивностью.

Оборудование для занятий

Для лечебной игры используются следующие приспособления:

  • водонепроницаемый ящик, стенки которого окрашены в голубой цвет, а дно – в синий;
  • специальная песочница, меняющая цвет – планшет;
  • чистый песок, который во время определённых игр надо увлажнить;
  • набор фигурок, символизирующих здания, людей, животных, машины;
  • символические предметы, которые будут обозначать загаданные желания, сундуки с сокровищами, кладами;
  • сказочные герои – добрые и злые;
  • религиозные предметы и сувениры;
  • естественные предметы – ракушки, веточки, шишки;
  • домашняя утварь;
  • болты, шурупы;
  • пластиковые буквы и цифры, геометрические фигуры.

После тестирования начинаются обучающие игры для дошкольников соответственно потребностям, возрасту, выявленным нарушениям, когнитивным расстройствам.

В дальнейшем можно подключать интерактивные, развивающие занятия и только потом — проективные игры, упражнения.

Требования к педагогу

Начиная игру, маленькие ручки соприкасаются с уникальным мирозданием. Необходимо создать доброжелательную, доверительную обстановку, учесть все нюансы голоса, его тембра, соблюсти следующие важные параметры:


Песочная терапия для детей дошкольного возраста развивает мелкую моторику кисти, стимулирует кровообращение в головном мозге, ускоряет умственные процессы, нормализует психологические реакции. Необходимо к этому процессу подключать методики цветотерапии, поскольку они являются мощными сигналами к развитию личности.

Методики игр

Что необходимо для песочной терапии дома

Если родители хотят организовать sandplay дома , то для этого им потребуется:

  • поддон;
  • песок;
  • Миниатюрные фигурки;
  • Камешки, растения и т. п. для создания определенного ландшафта.

В зависимости от поставленных задач песочная терапия может проходить в виде игр, направленных на:

  • развитие фонематики;
  • коррекцию произнесения звуков;
  • обучение грамотности;
  • познавательные игры;
  • семейная песочная терапия;
  • проекционные игры.

Занятие включает следующий план:

  1. Знакомим малыша с песочницей, объясняем, что голубой бортик символизирует небо, что можно создать любой вид местности: горы, пустыни, а раздвинув песок – синее море.
  2. Даём возможность подержать в руках коллекцию геометрических фигур, животных, предметов быта.
  3. Фигуры, которые выбирает кроха, символизируют его состояние на сегодняшний день. Самое главное — попросить его рассказать, о чём он думает по поводу выбранных фигурок.
  4. Внимательно наблюдаем за малышом: как он входит в ситуацию, с кем он себя идентифицирует.
  5. Учим ребёнка бережному отношению к материалу.
  6. Формулируем тему в начале песочной терапии, занятия проводим, согласно плану, а после его окончания важно сделать вывод о проделанной работе, разложить все использованные предметы и игрушки по местам, убрать за собой.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

  • Игры, направленные на увеличение словарного запаса, построения развёрнутых фраз.

К трём годам человек правильно произносит основные слова. Некоторые дети говорят нечётко, меняют местами слоги и буквы в словах, неправильно ставят ударения. В случае невнимательного отношения к проблемам с речью к 5 годам он понимает, что говорит неправильно и начинает этого стесняться, замыкается в себе. Можно устраивать речевые игры в песке. Для этого детки рисуют буквы, учат строить слоги и произносить их громко или тихо, нараспев, шёпотом.

Поставив в емкость разные фигурки, учим ребёнка называть животных, писать — на какую букву начинается его название, и какие звуки издают эти животные. Можно играть в крестики-нолики.

  • Познавательные географические игры на песке.

После простых игр с построением домиков, рек, морей и корабликов на них начинаем развивать пространственное мышление. Для занятий подойдёт сделанная самостоятельно в виде пазла карта мира или материков. Для этого надо приобрести две одинаковые географические карты в магазине и разделить одну на 4-6 фрагментов. Даём малышу карту-образец и предлагаем сложить пазл. Постепенно начинаем складывать материки, океаны. Затем усложняем игру, делая «море» на дне песочницы, раздвинув песок. Во время игры проговариваем названия стран, их столицы, узнаем, кто там живёт. Например, во Франции столица — Париж, а живут там французы.

Для каждой страны подбираем характерную растительность и животных, размещая в песочнице пальмы, слонов, крокодилов. Объясняем, что такое тропический климат, почему там не растут берёзы. Можно совершить путешествие на Северный полюс, предварительно сделав запас соли, пенопласта или ваты для снега.

  • Фантастические игры с трансформерами на песке.

Имитируем жизнь других планет, лунный ландшафт, звёздные войны, которые особенно будут интересны мальчикам, помогут реализовать им желание быть супергероем, научат их сражаться и побеждать.

В зависимости от возраста детей, кроме географических и фантастических, существуют следующие разновидности обучающих игр:

  • исторические;
  • найти логические пары;
  • научиться исключать лишнее;
  • провести экскурсию по городу;
  • считать предметы, строить логические ряды;
  • учиться ориентироваться: что такое — сверху, снизу, справа, слева.

Проективные игры

Выявленная З. Фрейдом особенность приписывать свои чувства и желания внешним объектам очень помогает в работе с детьми. Ребёнку предлагают сделать следующее:

  • описать имеющиеся изображения на песке и наделить их какими-либо качествами;
  • создать из разрозненных деталей, спрятанных в песке, единое целое;
  • придумать рассказ или сказку с персонажами и предметами из имеющихся фигурок на песке;
  • нарисовать несуществующее животное, и другие.

Необходимо помнить, что проективные методики невозможно однозначно интерпретировать, они социально и ситуационно обусловлены, направлены на изучение детской личности в целом. Учитывая, что эти методики недостаточно стандартизированы, они используются для диагностики и лечения психотерапевтами.

Песочная терапия включает большое разнообразие индивидуальных и коллективных игр, занятий. Активно используются доски с подсветкой или песок различного цвета. Это поможет ребенку выразить имеющееся эмоциональное состояние.

Серия игр и упражнений с песком из книги Т. Зинкевич – Евстигнеевой «Чудеса на песке» способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, творческой фантазии, помогают в познании своего внешнего и внутреннего мира.

Вот несколько игр:

  • Оттиски рук. С помощью этого упражнения малыш учится оценке ощущений. Педагог либо родитель показывает подопечному оттиск своей ладошки
  • на песке, то же повторяет пациент. Рука вдавливается и погружается в поддон.

Сначала свои ощущения описывает ведущий. Он ведет свой рассказ про песок, какой это материал мягкий или шероховатый, как он чувствует своей кожей маленькие частички. Затем следует рассказ малыша о песке.

  • Дождик или водопад. Данная игра – хорошее средство для снятия напряжения в мышцах и агрессии. Педагог либо ведущий говорит, что начался водопад. Маленький человек пересыпает песок на тыльную сторону руки взрослому, а затем он выполняет упражнение малышу.
  • Создание узоров. Нарисовать на песке с помощью пальцев, кулачков, кистей разнообразные узоры, а затем рассказать, что представляется ребенку, когда он смотрит на них. Это могут как цветы, так и животные, ветки и др. Такое упражнение положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей.
  • Прятки. Игра помогает в выяснении психологических проблем подопечного и помощи в избавлении от них. Дошкольнику на выбор предлагается несколько предметов, которые он должен закопать в песок, а затем выкопать и рассказать о всех спрятанных предметах.
  • Проигрывание сюжета. Психолог предлагает пациенту создать собственный мир, использовав на выбор миниатюрные фигурки. Если цель песочной терапии — избавление от агрессии, то маленький человек выберет отрицательных персонажей и устроит войну и разрушение тем самым, сняв напряжение и успокоив свой гнев.

Совет психолога родителям: как расшифровать знаки

От специалиста по sandplay Ульяны Наумовой можно услышать следующее:

  • Малышом могут быть выполнены любые постройки и такими способами, какими он хочет, придерживаясь трех главных правил: не высыпать песок за пределы поддона, не разрушать постройки других детей, если он играет в компании.
  • Родителям необходимо вести наблюдение за тем, что строит ребенок. К примеру, если он занимается строительством домика, стены которого очень толстые, значит, у него есть стремление к защищенности, которой ему может не доставать, желает упрочить свои внутренние границы, чтобы все заметили их и не переступали.
  • Мощность – символ того, что у него не выстроены границы, из-за чего нет комфорта.
  • О нехватке у малыша тепла и заботы свидетельствует появление свечей или очага. Наличие хаоса в игровом пространстве ребенка показывает, какой беспорядок во внутри пациента или предвещает незамедлительное начало перемен.
  • Немаловажным является ведение наблюдения за игрой маленького человека, задавание ему вопросов: почему получилась именно эта композиция, какое значение имеют для него все эти сооружения. При каждодневном строительстве мира у малыша становится лучше поведение, сон становится крепче, уходят тревожность и напряжение».

Заключение

Рисование песком поможет ребенку расслабиться, оно завораживающе действует на зрителей и художников. Песочная терапия может проводиться под музыку и позволяет решить многие задачи диагностики, лечения и развития когнитивных способностей. При этом задействуются в процесс практически все виды органов-анализаторов:

  • зрение;
  • слух;
  • тактильная чувствительность;
  • сенсорное восприятие.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста позволяет развить речь, моторику, слух, общительность, креативность, творческие способности. Кроме того, она снимает стресс, избавляет от страхов, помогает выразить внутренние конфликты и переживания, повысить самооценку. Песочная терапия способствует формированию у маленькой личности самоуважения, научит понимать себя.

14 08.2015

14. 08.2015

Блог Екатерины
Богдановой

Добрый день читатели и гости сайта «Семья и детство». Продолжаем разговор о и сегодня мы рассмотрим одно из направлений арт-терапии: песочная терапия для детей. Арт-терапия в буквальном смысле означает лечение при помощи искусства. Это направление представляет собой комплекс методов оздоровления, а также психологической коррекции посредством творчества и искусства.

Стоит отметить, что занятия арт-терапией сосредоточены не на результате, а непосредственно на творческом процессе. Каждый из участников процесса получает возможность эмоциональной разрядки и самовыражения. Кроме того, он приносит ни с чем не сравнимое удовольствие.

Арт-терапия для детей выполняет следующий ряд задач:

  1. Выявление проблем психологического характера;
  2. Развитие творческих способностей;
  3. Повышение самооценки;
  4. Формирование самоконтроля;
  5. Работа над установлением социальных контактов;
  6. Концентрация внимания на эмоциях и чувствах;
  7. Поиск путей для выхода негатива и агрессии.

Вида арт-терапии для детей

Первоначальным традиционным видом арт-терапии является рисование. Однако к настоящему моменту это направление получило широкое развитие, охватив практически все сферы искусства и творчества. Со временем появилось множество видов арт-терапии для малышей, школьников, среди которых выделяются следующие:

  1. Рисование;
  2. Музыкотерапия или лечение при помощи музыки;
  3. Танцевально-двигательная терапия;
  4. или чтение, прослушивание, сочинение сказок детьми;
  5. Драматерапия или обыгрывание жизненных ситуаций;
  6. Библиотерапия или лечение при помощи книг;
  7. Игротерапия;
  8. Хромотерапия или цветотерапия — воздействие при помощи цветов;
  9. Песочная терапия — это занятия с песком, рисование на песке;
  10. Куклотерапия — изготовление кукол, обыгрывание сцен при помощи кукол;
  11. Складывание оригами.

Каждый из вышеперечисленных видов имеет свои сильные стороны и направлен на моральное, интеллектуальное развитие, лечения психологических проблем, выражение чувств и эмоций, развитие мелкой моторики, снятие волнения, напряжения и усталости.

Песочная терапия для детей

Песочная терапия является превосходным способом избавления от накопившегося негатива и агрессии, развитие уверенности в себе и своих силах. Основными целями песочной терапии является выявление личностных особенностей ребенка, а также положительное настраивание его на себя и свое собственное «Я» в повседневной жизни и деятельности. Кроме того, в процессе песочной терапии дети учатся создавать модели фантазий на песке с их пояснением, а также происходит процесс избавления от страхов и психологических травм.

Актуальность данной методики крайне высока в настоящее время. Именно благодаря песку ребенок способен в полной мере ощутить первобытные чувства. Тем более, что детям, по сравнению со взрослыми, в песке играть полезнее вдвойне. В песочнице малыш развивает свою фантазию, мышление и мелкую моторику рук. Все, что необходимо для проведения занятий песочной терапии — это песочница или ящик, наполненный песком.

Занятия песочной терапией

Занятия песочной терапией проводятся как коллективом, так и индивидуально. Перед началом занятия детям предлагается ознакомиться со всеми материалами: игрушками, песком. Далее, в зависимости от возраста малыша, ему предлагаются задания различной степени сложности. Спектр упражнений для занятий песочной терапией включает следующие:

  1. Построить дом своей мечты, замок или даже целый город;
  2. Нарисовать на песке фигуру или картину;
  3. При помощи игрушек проиграть определенные жизненные ситуации, которые являются наиболее значимыми для ребенка;
  4. Устроить наводнение или потоп и спасти игрушки;
  5. Как можно крепче сжимать песок в руках с целью развития мелкой моторики и преодоления агрессии;
  6. Предоставить ребенку свободу выбора и позволить создавать те композиции, которые он хочет. Данное упражнение помогает наилучшим образом понять, что на самом деле тревожит ребенка.

Методы проведения песочной терапии

В центре помещения, где планируется проведение работы по методу сэндплэя, устанавливают коробку с песком. Лоток должен быть заполнен качественным и промытым песком. Желательно, чтобы основание лотка было синего цвета для того, чтобы можно было сделать иллюзию воды на дне. При необходимости песок можно смешивать с водой для создания различных влажных ландшафтов.

В дополнение ко всему, в комнате, где проводится песочная терапия, должно быть большое количество фигурок животных и людей, растений и зданий, транспорта. При этом, материалы изготовления и цвета могут быть любыми. Как правило, все предметы располагаются на специальных стеллажах, чтобы, при необходимости, даже ребенок мог их достать. Это позволит ребенку создавать свой собственный мир и проектировать различные ситуации. Каждая созданная ребенком композиция является отражением его души.

Иными словами, в процессе игры он переносит свой внутренний мир на внешнее пространство, обыгрывая его. Каждый новый сеанс позволяет ребенку создавать новый мир и новые ситуации. Стоит сказать, что во время сеансов песочной терапии родители присутствовать не должны.

Для проведения песочной терапии не существует противопоказаний. Благодаря этому современному методу ребенок может познать не только самого себя, но и окружающий мир, развить коммуникативные навыки и мелкую моторику. При этом, обучение происходит в простой и понятной для ребенка игровой форме. Большинство родителей отмечает, что после проведения песочной терапии их дети становятся более коммуникабельными, открытыми, талантливыми и доброжелательными.

И напоследок посмотрите видео «Песочная терапия для детей Мелкая моторика»

Татьяна Богапова

Воспитатель коррекционной группы «Светлячок» Богапова Т. Г.

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К. Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии . Создание песочных песочнице «архетипа ребенка» .

Автор метода песочной терапии , швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице , подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка . Именно поэтому можно использовать песочницу , проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира . Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает для развития и саморазвития человека Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К. Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии . Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка» .

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения для детей с ЗПР. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево» , временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика рук. Игры на песке – это просто, привычно и доступно для детей.

Дети с ЗПР часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении с детьми, нерешительность или свои страхи. Игра с песком – это своеобразная само терапия. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее , потому что может изменять свои картинки, сюжеты, настроение. И этот опыт очень важен для его будущей жизни. В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть.

Игра в песке - символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим. Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Чувства и установки, которые ребенок иногда боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную им по собственному усмотрению игрушку.

Итоги метода песочной терапии :

Игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Часто дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить другого ребёнка присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира . То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Рисование песком - это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а так же работу мозга. Необыкновенно приятный на ощупь песок , даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы , внутреннее напряжение .

С помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

Борьба со стрессом . У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно : манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку , что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует , а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками) .

Противопоказания :

1. Высокий уровень тревожности.

2. Кожные заболевания и порезы на руках.

3. Аллергия на пыль и мелкие частицы.

4. Астма. Условия работы с детьми :

Согласие и желание ребенка.

Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Виды работы в педагогической песочнице :

– конструирование из песка;

– рисование песком и на песке;

– экспериментирование;

– составление узоров на песке;

– диагностика;

– создание картин на песке

– создание песочных композиций .

Методы и приемы песочной терапии :

Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;

Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации) ;

Словесные методы (беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы, использование фольклорного жанра)

Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование) .

Формы работы с детьми во время проведения занятий с использованием арт-терапии :

1. Сюжетные игры«Строим дорожку» , «Норки для мышат» . Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием дидактического материала (камушки, шарики, мелкие игрушки от «киндер-сюрпризов» и т. д).

2. Игры-забавы – «Найди предмет» , «Найди сюрприз» , «Забавные следы» .

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке» , «Я рисую мир» .

4. Рассказывание «Песочной сказки »

5. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок насыпаем на световой планшет и рисуем пальчиком картинку.

6. Конструирование из песка.

Материально-техническое обеспечение :

Световой планшет для рисования песком.

- Песочница -пластмассовый ящик размером 50x50x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо.

Чистый просеянный песок . Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.

- «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор входят обычно игрушки из «киндер-сюрпризов» : человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, - все, что может быть использовано в песочных играх ;

Дидактические пособия.

Теоретическая и методическая литература :

1. Аромштам,М. «Игры на влажном песке» /М. Аромштам. / /Дошкольное образование : издательского дома «Перое сентября» .2006.№ 12. С. 6. Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия- песочная психотерапия- занятия

2. Бережная,Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н. Ф. Бережная. / /Дошкольная педагогика. -2007.-№1.-С. 50-52

3. .Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. –СПб.: «Детство-Пресс» , 2010

4. Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка » /Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып. 10.-С. 42-47.

5. Грабенко,Т. М. «Игры с песком, или песочная терапия » /Т. М. Грабенко/ /Дошкольная педагогика. -2004.№5.

6. Жителева,С. С. «Песочная терапия » /С. С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду . -2006.-№4.

7. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: Линка-Пресс, 1993

8. Грабенко Т. Н, Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс» , 2002г.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь» , 1998

10. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь» , 2005

В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых. Он стал применять этот метод для психокоррекции своих пациентов и в дальнейшем описал его. Метод этот приобрел название юнгианского. Он нашел широкое применение в практической психологии.

Несомненный терапевтический эффект юнгианского метода позволяет добиваться серьезных результатов в лечении психосоматических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, игра с песком является великолепным подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста. Эта методика получила название Sandplay.

Терапевтические игры с песком для детей дошкольного возраста: что надо для игр в юнгианской песочнице?

  • В Сандплей используется деревянный ящик , окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.
  • На 2/3 объема ящик засыпается песком . Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.
  • Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек . Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Игрушки для песочной терапии :

  1. Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  2. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим или . Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  3. Предметы домашнего обихода : детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  4. Сказочные персонажи добрые и злые.
  5. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои .
  6. Украшения , сувениры.
  7. Природные элементы : ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Занятия по методу Sandplay — какие игры сохранят интерес ребенка к песочной терапии?

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком. Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

Знакомство с песком по методу Sandplay — игры для маленьких детей

Предложите детям проделать следующие действия с песком:

  1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как ашинки, как санки, как змейки.
  2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а, напротив, всячески поощрять и хвалить его.
  3. Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
  4. Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
  5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
  6. Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы. Или поиграть на песке, как на пианино. Все это нужно проделывать с комментариями.


Песочная терапия: упражнения для детей для развития моторики, снятия эмоционального напряжения, агрессии

Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления, поэтому значение песочной терапии трудно переоценить.

Упражнения для песочной терапии

  1. На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребенок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт для размышлений, если делать это осознанно. Такие , учат давать характеристику своим ощущениям.
  2. Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить ее в ребенке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
  3. Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко. Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.


Как применяется песочная терапия для коррекции эмоциональных, логопедических и других проблем у детей?

Как песочная терапия помогает в лечении психосоматических заболеваний?

Детям очень трудно выразить словами то, что волнует и беспокоит их глубоко внутри. У них маленький словарный запас, да даже взрослые не всегда могут докопаться до источника внутреннего дискомфорта, где уж малышу справиться с этой непосильной задачей. Но страхи и сомнения терзают его душу, и происходит перенос этой душевной боли на тело. Так появляется тик, заикание, энурез, агрессивное поведение.

Психологи называют такие заболевания психосоматическими. Лечение таких заболеваний медикаментозно не приносит успеха. Здесь, как в гомеопатии – подобное лечится подобным.

Психологи говорят, что в таких ситуациях нужно спроецировать свой внутренний на мир вовне. Можно нарисовать свое состояние, но маленькие дети плохо рисуют. Они расстраиваются, плачут, а взрослые не могут их понять. Благодаря проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком, дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний и идут на поправку.

Взрослые, наблюдая за их поведением во время игры, учатся понимать и расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать. Такие игры называются проективными и их значение трудно переоценить.

Юнгианская песочная терапия, наряду с игротерапией, как раз представляют собой такой подход, который в невербальной форме с помощью игры с песком и перестановки миниатюрных фигурок, а также через построение песочных картин позволяет проникнуть в глубинные слои психики, в бессознательные эмоции. Метод дает возможность определить, увидеть в самой постройке, в проявленной художественной форме эмоциональное состояние клиента ребенка, характер отношений между сознанием и бессознательным, между Эго и Самостью. Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие ее к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом. Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребенка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и комментариями особого рода со стороны терапевта. (Прилуцкая Мария Игоревна - клинический психолог (МГУ им М.В. Ломоносова), детский психотерапевт, специалист по аналитической работе с психосоматическими расстройствами у детей и взрослых, Московская ассоциация аналитической психологии (МААП).

Примеры проективных игр:

  1. «Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте все-таки профессионалу психологу.
  2. «Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.
  3. «Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.

В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик:

Использование метода Песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как с сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестает удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.

Н. Скибинская, аналитический психолог, песочный терапевт:

Есть дети, которые опускают руки по локоть в песок и плескаются в песочнице, как в воде. У них на лице блаженная улыбка, и они говорят: «Как хорошо! Как приятно!» В это момент не хочется ни о чем говорить, и наступает спокойствие и умиротворение.

Другие дети иногда даже боятся притронуться к песку. Один ребенок потихоньку спускал пальчик по бортику песочницы, смотря мне прямо в глаза, как будто боялся обжечься. Так обычно трогают воду, чтобы понять, горячая она или холодная? Он пытался понять, можно ли мне доверять, не обману ли я его? Но как только он убедился, что песок и обстановка вокруг ничем ему не угрожает, то легко стал с ним взаимодействовать.

Некоторые льют в песочницу много воды. Им нравится возиться в этой «грязи». На улице обычно мамы это не приветствуют, но здесь можно. Процесс работы в мокром песке бывает очень завораживающим, и это состояние иногда хочется продлить. Переполненная различными чувствами душа во взаимодействии с мокрым песком находит спокойное освобождение. Психика как будто лечит себя сама. Внутреннее пространство освобождается для нового положительного опыта и чувства принятия, доверия и любви.

Многие дети в песке любят играть в прятки. Они закапывают что-нибудь в песок, а терапевт должен это найти. Потом меняются местами. Таким образом, дети пытаются почувствовать свою нужность и ценность для родителей в переносе на терапевта.

Многие терапевты, которые практикуют песочную терапию, считают, что первый мир в песке, который строит ребенок, это мир его матери. То есть ребенок заполнен материнским бессознательным, которое иногда влияет на него разрушительно. Песочная терапия помогает освободить внутреннее пространство ребенка для него самого, разорвать слияние с матерью, перестать нести на себе материнские проекции, прекратить воспроизводить негативный сценарий семьи и самому стать творцом своего жизненного пути.

Методика Sandplay может быть применима не только в психологии для психокоррекции, но и в домашних условиях в познавательных целях. Родители, которые всерьез озабочены воспитанием маленького человека, смогут с помощью песочной терапии, успешно корректировать поведение своих детей.

В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности. Хорошо бы еще организовать столик со стеклом и подсветкой для рисования песком. Затраты здесь не велики, дорогие игрушки стоят куда больше. Зато отдача от таких игр превзойдет самые смелые ваши ожидания.

В продолжение темы:
Истина где-то рядом

Добрый день, дорогие рукодельницы! Мы любим праздники, потому что ожидаем чего-то хорошего и веселого? Но особый трепет вызывает особое и светлое торжество, это Пасха . На...

Новые статьи
/
Популярные