Как рожали на руси удивительная правда. Роды женщины в древности

В России вплоть до XVIII века и акушерство, и гинекология стояли на более низкой ступени развития, чем во многих других странах, и даже не разделялись на разные отрасли медицины. В языческой Руси беременные призывали на помощь богов, принося им жертвы, творили заклинания, верили в приметы и чудодейственную силу растений. Самым «сильным» оберегом, кстати, считалась одолень-трава. По одним источникам, это белая речная кувшинка, по другим – зверобой, а по третьим – растение из рода молочаев.

Немногим лучше с этим обстояли дела, когда Россия уже приняла христианство: беременная могла рассчитывать лишь на помощь самой старшей и опытной женщины в роду или повитухи. Вот что предписывали суровые правила «Домостроя»: «Врачеваться следует Божией милостью, да истинным покаянием, да благодарением, и прощением, и милосердием, и нелицемерной любовью ко всем». Вот и все, и никаких докторов! В то же время русские женщины продолжали истово , и правоту некоторых из этих поверий, как ни странно, современная медицина в той или иной степени подтверждает.

Бабушкины суеверия

– Беременной нельзя есть тайком и второпях. Опираясь на логику, тайком беременная женщина будет есть в том случае, если она , например, способное вызвать аллергию . Так же и еда второпях: пища не подвергается достаточной механической обработке, а значит, хуже усваиваются питательные вещества. Все это вредит плоду.

Беременной нельзя сидеть нога на ногу. Действительно, при таком положении нарушается кровообращение в ногах, что может привести к варикозу.

Беременной нельзя поднимать руки и спать на спине. Медики подтверждают это в некоторых случаях для поздних сроков беременности : есть риск преждевременных родов и осложнений.

Беременным нельзя носить украшения из золота и серебра. Здесь медицина не ставит абсолютных запретов, но все же беременные склонны к отечности, и ношение любимых украшений им стоит отложить «на потом». Ведь у многих будущих мам отекают не только ноги, но и руки тоже.

Беременным нельзя смотреть на уродства, пожары, присутствовать при скандалах, драках, похоронах. Не надо быть специалистом, чтобы оценить всю глубину этой народной мудрости: будущей маме совершенно противопоказаны отрицательные эмоции. Ей предписан психологический комфорт. Еще беременным строго запрещалось злословить, воровать, пьянствовать. Этот запрет также не требует отдельных комментариев.

В то же время даже до наших дней дошли очень , никакому разумному объяснению не поддающиеся. Например, почему беременная не должна вязать, шить и вышивать? Или почему будущая мать не может сама заранее позаботиться о приданом для малыша?

Иван Грозный и акушерство

В каждой русской семье – от крестьянской до боярской – детей всегда было много, роды повторялись из года в год, и потому не воспринимались как какое-то чрезвычайное событие. Люди радовались, если пополнение в семействе проходило благополучно, и с философским смирением воспринимали потерю младенца. Первую попытку хоть как-то систематизировать родовспоможение государство предприняло лишь в конце XVI века.

«Грозный царь» не оставил по себе в народе доброй памяти. А между тем некоторые его начинания вполне можно назвать прогрессивными для своего времени. Так, именно при Иване Грозном был создан Аптекарский приказ. По сути – первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, в том числе и родовспоможением. Было определено, что мужчины не имеют права заниматься акушерством, а роды должна принимать повитуха или повивальная бабка (от «повивать» – принимать младенца). Эта еще не имела нужного образования, но уже основывалась на собственных знаниях и знаниях, накопленных в своей семье и передающихся от поколения к поколению.

Повивальный институт

Кто мог стать повитухой? Женщина пожилого возраста, часто – вдова, и обязательно «детная». Старинный историк пишет: «Девица, хотя и престарелая, повитухой быть не может. Какая она бабка, коли сама трудов не пытала? При ней и рожать трудно, и дети не всегда в живых будут…». Повитуха приглашалась на все трудные роды, обязательно , мыла и парила роженицу с новорожденным в бане и первые дни ухаживала за ними.

Следующий прорыв в акушерстве и гинекологии произошел уже в середине XVIII века. В России начали выпускать «повитух с дипломом»: были открыты повивальные институты и повивальные школы. Эти специальные учебные заведения готовили высший и средний медицинский персонал в сфере родовспоможения. «Повивальная бабка» имела высшее медицинское образование, по сути являлась акушером-гинекологом; «сельская повивальная бабка» обладала средним медицинским образованием. Были еще и просто «повитухи» – слушательницы, получившие заочное образование. Их работа уже не пускалась на самотек, а строго регламентировалась специальным уставом.

Повитуха начинала с того, что переодевала роженицу в чистую рубаху, давала выпить крещенской воды и зажигала перед иконами свечу. Она жестко следила за тем, чтобы в доме были развязаны все узлы: от кос у женщин до замков на дверях. Дескать, так роды окончатся быстрее. Вне зависимости от своего профессионализма, повитуха оказывала огромную психологическую помощь будущей маме, постоянно приговаривая, что все будет хорошо. новорожденному она перевязывала ниткой, свитой с волосами матери – чтобы связь между ними оставалась на всю жизнь.

Сразу после рождения повитуха производила действия, аналогичные современной беби-йоге: разглаживала малышу ручки, ножки, животик, «правила» головку. Если же младенец был слабеньким, то повивальная бабка могла... отправить его в печь. Новорожденный трижды оказывался там на широкой деревянной лопате при самом слабом жаре. Это было символическое действие: младенца как бы «пропекали», чтобы он рос здоровым и сильным.

Не мужское дело

Столь модные сейчас не могли присниться нашим предкам даже во сне. Мужу предписывалось держаться от рожающей жены подальше, но все же находиться в зоне досягаемости. Потому что если что-то пойдет не так, то тогда именно ему полагалось усердно молиться и обходить дом с образами.

И только Петр Первый смог слегка расшатать устоявшиеся традиции: во время его правления наконец стало возможным допускать врача-мужчину к роженице. Великий реформатор всячески привлекал европейских медиков в Россию, издав специальный указ, по которому обязывал иностранцев обучать наших лекарей. А кроме того, одаренная молодежь получила возможность обучаться за рубежом, в том числе и медицине. Вскоре и у нас в стране были открыты школы «для медической и хирургической практики», постепенно наладилось акушерское образование. Появилось первое пособие «Как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит», первые учебники для будущих акушеров-гинекологов и первые талантливые российские ученые. Самое известное имя того времени – теоретик и практик акушерства и гинекологии Нестор Амбодик-Максимович, который первым в нашей стране применил акушерские щипцы. Но это – новая страница в истории родовспоможения в России, которая заслуживает отдельного рассказа.

Как известно, раньше практически каждая семья была многодетной. И это было не трое детей, как сегодня, а 7, 9, 12 и более детей. Кесарево сечение еще не применялось, как и анестезия, и другие «вспомогательные» средства. Женщины «трудились» практически каждый год, рожая по ребенку. И далеко не всегда их труд облегчали. Что уж говорить о декретном отпуске, пособиях, молочной кухне и доступном детском питании.

В старину рождение ребенка, несмотря на кажущуюся простоту, было окружено массой обычаев, примет и обрядов. Многие из них сегодня обрели научное объяснение и вполне применимы.

Место для родов

Многие помнят рассказы о том, что крестьянки рожали прямо в поле, в хлеву или в бане. Гораздо реже встречаются упоминания о родах дома. Это связано с тем, что место родов считалось «нечистым».

И дело не только в санитарных условиях, а в том, что женщины при схватках и потугах могли сквернословить. Поэтому самым подходящим местом для родов считалась баня. Перед родами ее деревянные стены и пол начищали добела и пропаривали в определенной последовательности, чтобы роды были легкими.

Поза для родов

Приспособления, кресла для родов придуманы медиками скорее для своего удобства, нежели для комфорта роженицы.


Источник фото: materinstvo.ru Родильный стул XVIII века

Раньше подобных конструкций не было. Позу для родов советовала повивальная бабка, которая выполняла роль врача и акушерки в одном лице. Говорят, что простые крестьянки чаще рожали стоя, либо на корточках, часто держась руками за лавку или другую опору. Тогда как дамы из высшего общества рожали лежа.

У других народностей также встречаются «активные» позы во время родов. В Голландии в приданое невесты входил специальный стул для родов, древние египтянки рожали на корточках на специальном священном камне, в Японии тоже встречались случаи родов сидя, подложив связку соломы, у некоторых народов практиковались совместные роды - на коленях у мужа.

Как облегчить роды

Чтобы облегчить процесс родов, существовало поверье - нужно открыть все, чтобы ребенок легче пришел в этот мир. С этой целью отворяли двери и окна, ящики, печные заслонки, развязывали каждый узел на одежде роженицы, расплетали волосы.

Сообщать о родах старались только повитухе, не посвящая в это посторонних людей - опасались «сглаза». Повитуха пробиралась в дом огородами, чтобы не привлечь внимания.
Во время родов перед иконами зажигали венчальные свечи.

Иногда, чтобы снять напряжение, роженице давали пожевать собственные волосы. Есть упоминание об этом у М. А. Булгакова в рассказе «Записки юного врача»:

Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут.

Деревенские «бабки» иногда обильно посыпали родовые пути сахаром - чтобы ребенок, почувствовав сладенькое, скорее появился на свет. Там же у Булгакова:

…Приезжаю я к роженице… Ну, понятное дело, исследую, чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное: то рассыпчатое, то кусочки… Оказывается, сахар-рафинад! …Знахарка научила. Роды, говорит, у ней трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!

Спать после родов маме не давали, так как считали, что если она заснет, малыша могут подменить черти.

Новорожденный

Перевязывали пуповину обычно материнским волосом, как бы связывая мать с малышом. Затем переставшую пульсировать пуповину обрезали.

Повитуха совершала над младенцем праобраз популярной сегодня беби-йоги: разглаживала ручки, ножки, животик, «правила» головку.


Источник фото: materinstvo.ru К. В. Лемох. Новый член семьи. 1880-е

Если рождался слабый ребенок, то его отправляли для «пропекания» в печь. Дело в том, что материнская утроба считалась своеобразной печью. И если малыш «не допекся», то его на лопате трижды помещали внутрь остывающей печи, считая, что теперь он будет более сильным и крепким.

Затем малыша обмывали. Это делали в специальной воде, приготовленной по-особенному: с использованием соли, куриного яйца и серебряной монеты.

При этом приговаривали:

Мыла баушка не для хитрости, не для мудрости, Мыла ради доброго здоровьица, Смывала причище, урочище, призорище (разные виды сглаза). Водушка текуча, Анюшка ростуча, Водушка в землю, Анюшка кверху.

После воду выливали на избу снаружи - на угол, где были иконы. Старались плеснуть повыше, так как считали, что от этого зависит рост малыша.

При необходимости бабка-повитуха сама вправляла «золотник» (на языке знахарей так именуют матку), «ставила на место» внутренние органы. Не исключено, что в том числе и эти манипуляции становились причиной материнской смертности, которая, как известно, была высокой. Современные медики категорически запрещают любой массаж живота в течение двух месяцев после родов.

В различных губерниях существовали традиции по закапыванию плаценты под стеной дома или под деревом, в некоторых закопать ее следовало отцу и на этом месте посадить дерево. Закапывать ее следовало особенным образом, соблюдая вековые традиции.

Совместные роды

Говорят, что партнерские роды - отнюдь не новомодная новинка. В старину, если отец не был на охоте или в дальнем странствии, он тоже принимал участие в процессе деторождения: развязывал пояс, поил водой жену, при сильных болях касался коленом ее спины.

Новорожденного ребенка заворачивали в отцовскую рубаху - чтобы «батя любил», а затем в отцовский тулуп - чтобы был богат. При этом рубаху снимали прямо с отца, чтобы она сохраняла родной запах.

Самого отца угощали кашей с солью и перцем и приговаривали:

Солоно и горько рожать.

Крещение

Раньше на Руси ребенка обычно крестили на девятый день от рождения (нередко и раньше). В этот день он обретал свое имя. Если крестить в этот срок не могли, то ребенка старались ни на минуту не оставлять без присмотра. До момента крещения всех детей звали Богданами. Отсюда и народная поговорка:

Рожден, а не крещен, так Богдашка.

Считалось, что после крещения малыш становится крепче здоровьем. Стоит упомянуть и то, что малыша в купели окунали в прохладную воду, тем самым запуская защитные реакции организма.


Источник фото: materinstvo.ru

Существовали свои «приметы», связанные и с таинством крещения. Например, считалось, что если комочек воска с отрезанной прядью волос поплывет - значит, ребенок будет здоровым, закружится - к счастью, а если утонет - это дурной знак. Об этом упоминает Л. Н. Толстой в романе «Война и мир»:

…Нянюшка сообщила ему, что брошеный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели.

Хорошим знаком был крик ребенка при опускании в купель.

Чепчик после крещения не снимали целых 12 дней. Крестильную одежду далее не использовали, а оставляли для крещения других детей, чтобы они были дружны между собой.

После родов - сразу в поле?

Конечно, по современным представлениям, на Руси не было отпуска по беременности и родам. Но представление о том, что женщины сразу после родов отправлялись работать в поле, далеко не верно.


Источник фото: materinstvo.ru А. Венецианов. На жатве. Лето

В начале 12-го века внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, написала трактат о женской гигиене, в котором говорится, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудных родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте - мыться в бане каждые три дня. Кормящей матери следует всячески помогать - освобождать от тяжелой работы и давать дополнительное питание.

Отрывок из книги В. Бердинского «Крестьянская цивилизация в России»:

…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа.

Цитата из брошюры «Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири»:

Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (...) По настоящему-то и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть, кем замениться.

Женщины, находящиеся в суровых жизненных условиях, например во время войн, недавно овдовевшие, были вынуждены практически сразу после родов отправляться «в поле», так как кто-то должен был кормить семью. Мало кто знает о последствиях таких «ранних выходов». Эти женщины затем носили особую перевязь, которая проходила между промежностью и завязывалась на плече. Это приспособление придерживало выпадающие внутренние органы.

Недостаток гигиены, частые эпидемии, отсутствие медицинской помощи очень сильно сказывались на показателях материнской и детской смертности в те времена.

При этом надо признать, что в целом уровень здоровья, физической силы и крепости матерей был довольно высоким. Постоянная физическая активность, свежий воздух и натуральные продукты способствовали повышению защитных сил организма. Увы, многие из нас сегодня лишены всего этого, что сказывается в том числе на протекании беременности и родов.

Александра Лукашина
Materinstvo.ru

Сейчас много разговоров о том, как в старину была устроена жизнь беременной женщины и женщины, недавно родившей. Бытует мнение, что беременные и родившие как сыр в масле катались. Особенно грешат выдумыванием всяческих небылиц сторонники так называемых естественных родов, долгого грудного вскармливания и совместного сна. А как обстояли дела на самом деле?

Увы, ничего этого не было. О беременности женщины, как правило, узнавали достаточно поздно, поскольку единственным достоверным признаком того, что женщина беременна, было явное шевеление плода. То есть, когда у женщины прекращалось «рубашечное», она предполагала, что «затяжелела», но говорили о состоявшейся беременности только после того, как плод начинал шевелиться.

То, что якобы к беременным на Руси относились с благоговением, - миф. Беременность зачастую воспринималась как помеха и всегда как нечто совершенно обыденное: подумаешь, понесла, дурное дело не хитрое. Беременность не воспринималась как таинство, это был естественный процесс, стоивший не больше внимания, чем легкий насморк. В старину считали, что выкидыш у женщины может быть только по двум причинам: по грехам или «сделали», а не от тяжелой работы, поэтому никаких поблажек беременная не получала, работала по-прежнему много и тяжело, выполняя все свои обязанности по дому. Как свидетельствуют историки, нередко баба шла рожать, бросив белье в корыте или недомешанное тесто. Что касается родов в поле, о которых так любят говорить почитатели естественного образа жизни, то это, конечно, иллюзия, что женщины откладывали в сторону серп, рожали, и тут же вскакивали на ноги, чтобы продолжить работу - «и ничего», и все, мол, были здоровые и крепкие.


Несмотря на то, что такие роды не были редкостью, ни одна здравомыслящая женщина не желала разрешиться в поле. Да, бывали случаи родов прямо в стогу, но это не была норма. Если начало родин заставало женщину в поле, то она старалась попасть домой, чтобы роды прошли в более подходящих условиях. Хорошо, если встречалась телега, - ее могли довезти до избы, впрочем, бывало, что женщина, которую растрясло в телеге, прямо в ней и рожала. В остальных же случаях роженица добиралась до дома пешком. В поле рожали те, кто не успел добежать до дома. Случались роды и на берегу реки во время полоскания белья, бывало, что женщины ухитрялись родить во время «шопинга» - на ярмарке.

Роды принимала повитуха, она же повивальная бабка. Это женщина, овладевшая акушерским искусством и оказывающая роженицам помощь. Повитуха контролировала весь процесс родов, который мог длиться и несколько суток, при необходимости принимала меры для исправления положения плода, для ускорения родов, пеленала родившегося младенца - повивала, от чего, собственно, и происходит наименование этих древних акушерок - повитухи. Кстати, в обязательный послеродовой курс восстановления входило и повивание родильницы - бабка дня через два-три вела ее в баню, там распаренной женщине «правили живот» и затем на несколько часов, а при необходимости - на несколько дней - туго утягивали тканевыми бинтами - это служило профилактикой грыж и выпадения матки. Но пеленание далеко не всегда спасало от этой беды.

Как же проходили собственно роды?

Поняв, что женщине пришло время родить, свекровь, мать или другая женщина в семье посылала кого-нибудь или сама шла за повитухой. Опять же, из боязни, что нечистая сила может навредить роженице, шли окольными путями и бабку звали не прямым текстом, а иносказательно: «Зашла бы ты нашу корову посмотреть, а то обещалась, а не идешь». Услуги повитухи оценивались примерно в десять копеек, один хлеб и один пирог. Если свекровь была скупа, и о цене договориться не удавалось, то так и приходилось женщине рожать без более или менее квалифицированной помощи.

«Жница», К. Маковский

Роженицу обычно уводили в натопленную баню - самое чистое помещение на подворье. У кого по бедности не было бани, рожали прямо в избе. Там, в обществе повитухи, роженица переживала период схваток. Существовало множество приемов для ускорения родов. Схватки женщина обычно переносила стоя: ее ставили в дверном проеме и заставляли висеть на брусе или на вожже, перекинутой через брус. Если процесс затягивался, то роженицу могли трижды обвести вокруг стола, принудить дуть в бутылку, опрокинуть на доске (положить на широкую доску и резко переместить из положения вниз головой в положение вниз ногами), заставить подняться по лесенке на сеновал и спуститься обратно, внезапно окатить ведром ледяной воды, или подговаривали других женщин резко ворваться в баню с криками «Горим! Пожар!», колотя при этом скалками в корыта.

Если уж дела обстояли совсем плохо, то посылали к священнику служить молебен и открыть Царские врата - последнее считалось особенно действенным. Ни о каком кесаревом сечении для простой крестьянской бабы не могло быть и речи. Если после родов плохо отходил послед, то женщине пихали в рот пальцы или ее же волосы - считалось, что возникающий при этом рвотный позыв способствует отделению плаценты. Неудивительно, что при таком родовспоможении в России до революции каждые седьмые роды заканчивались смертью женщины. Так что разговоры о том, что в старину рожали легко, тоже не более чем выдумка.

Мужчины никогда не присутствовали при родах. Исключение составляли случаи, если требовалось провести какие-то манипуляции с роженицей, например, поднять ее на доску. Только тогда могли позвать для подмоги мужиков, которые после оказания необходимой помощи тут же уходили. Никому и в голову не могла прийти такая блажь, как совместные роды.

Новорожденному пуповину перевязывали льняной ниткой и перерезали, в некоторых областях было принято, чтобы повитуха перегрызала пуповину. Пригласить на роды врача могли себе позволить только городские жители при условии, что они были платежеспособны. О такой роскоши, как роды в родильном доме, не могло быть и речи. Загвоздка в том, что самый первый родильный дом появился в России в Москве в 1764 году и предназначался он не для комфорта рожениц и новорожденных, а для того чтобы сократить количество «уличных» родов у гулящих женщин, которые своих новорожденных детей затем обычно выбрасывали в канализацию или на свалку. Рожать в таком роддоме было позором для добропорядочной женщины, поэтому фактически до начала ХХ века рожали исключительно дома.

Женщине позволялось лежать три дня, после тяжелых родов - до девяти дней, потом ее поднимали, и та же повитуха ее «расхаживала». Впрочем, такое было возможно только в больших семьях, где было кому подменить женщину. В богатых семьях роженицу освобождали от работы на весь послеродовой период - шесть недель. Если семья жила особняком, своим домом, без родни, то мать была вынуждена вставать едва ли не через час после родов и приступать к обычным домашним делам. Если роды были летом, то через три дня, максимум через неделю женщина уже шла в поле: считалось, что труд способствует быстрейшему восстановлению. Из-за этого многие женщины получали массу послеродовых осложнений в виде грыж, кровотечений, опущения матки. Единственная помощь, которую они получали, исходила от односельчанок: те на протяжении недели-двух ходили к родильнице поздравить с новорожденным и в обязательном порядке приносили с собой готовую еду, что позволяло хоть как-то облегчить ее труды по хозяйству.

Вопреки распространенному мнению, младенца не прикладывали к груди немедленно после рождения. Молозиво обычно сцеживали - оно считалось «дурным», «ведьминым молоком», способным принести младенцу хворь. Кормили грудью по возможности, как позволяла занятость матери. Частенько женщина просила покормить ее младенца родственницу или соседку, которая была не так сильно занята по хозяйству. Если позволяли условия, то женщины стремились кормить грудью как можно дольше, «пока дитя не застыдится», но не ради самого кормления, а ради того, чтобы не беременеть, - согласно результатам обследований крестьянок в XIX веке у 80% женщин, хотя бы раз в сутки кормивших детей грудью, критические дни отсутствовали на протяжении трех-четырех, а, бывало, и семи лет. По тем временам грудное вскармливание было достаточно надежным способом предохранения.

Конечно, не могло быть и речи о какой-то культуре половых отношений. По свидетельству историков тех времен, когда, как и сколько всегда решал мужик. И в этом вопросе опять же превалировало потребительское отношение к женщинам. Мужья лезли удовлетворять свою похоть, совершенно не считаясь с самочувствием и состоянием женщины: ни критические дни, ни беременность, ни недавние роды, ни усталость не были причиной для того, чтобы «подождать». Он хочет - она обязана. При таком раскладе супружеский долг часто превращался в самое обычное грубое насилие. И ничего удивительного не было в том, что часто женщина, едва родив, через месяц-другой вновь оказывалась «брюхатою», и все повторялось по кругу…

Рождение ребенка как главная цель жизни

Во все времена люди с благоговением относились к беременной женщине, роженице, матери. Еще век назад в семьях воспитывалось много детей, беременность и роды были желанным и естественным для любой женщины событием. Семья, благословенная детьми, считалось в народе, - будет счастлива. Стать матерью и быть ею в полном смысле этого слова стремилась каждая женщина.

Для большинства наших прародительниц, вплоть до середины ХХ-го века, цель жизни состояла в исполнении материнских и супружеских обязанностей как душеспасительного служения, в рождении и воспитании детей. Вспомним, что только ХХ-й век подарил женщине палитру разнообразных интересных профессий и, возможно, отобрал умение быть матерью. Исходя из жизненной цели, выстраивалось и отношение к беременности и родам.

Традиции, связанные с беременностью и родами, были знакомы каждой женщине и передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. Еще не достигнув супружеского возраста, девочки, девушки становились участниками процессов вынашивания, рождения и воспитания детей.

В маленьких городках, селах семьи жили в небольших домах и волей-неволей девушки видели, как рожали их матери. Старшие дети могли и оказывать посильную помощь: принести воды, подать необходимое, присмотреть за младшими детьми. Поэтому, вступая в детородный возраст, женщины не имели страха перед беременностью и родами, относились к ним как к желаемым и естественным событиям. У женщин в старину было намного меньше страхов, связанных с беременностью и родами, чем у нас, живущих в ХХІ-м веке.

Поскольку рождение ребенка - великое таинство природы, существовало множество обрядов проведения беременности и родов. У каждого народа складывались свои обычаи, посвященные беременности и родам. Мы поговорим о тех, которые сложились у нашего народа. Прежде всего, следует отметить, что весть о беременности, несмотря на многочисленность семей и всю сложность быта, нашим прабабушкам приносила радость. Будущую маму оберегали от тяжелой работы, плохих новостей, ссор. В ее присутствии запрещалось ругаться, сквернословить, ей нельзя было отказать в исполнении просьбы.

Как должно вести себя беременной женщине?
Сама беременная, как считалось, должна была вести благочестивый образ жизни. Как ни в какой другой период жизни беременной необходимо заботиться о своей душе, быть любящей, доброй, кроткой, правдивой, улучшать свои душевные качества, трудиться над исправлением своих пороков. Носящей во чреве следует удерживаться от раздражения, гнева, зависти, гордыни, пустословия, злобы, испуга, уныния во всех их проявлениях. Ибо все чувства, мысли, поступки, которые наполняют мать в период ожидания ребенка, непременно передадутся малышу.

В народе существовало поверье, что, например, если беременная совершит дурной поступок, то у младенца могут быть родимые пятна. Беременная женщина должна была следить за красотой своего поведения: плавно двигаться; следить за тем, что под ногами, чтобы не споткнуться; ходить осторожно. В народе говорили, что если беременная будет жевать на ходу, то ребенок будет крикливым. Строго настрого беременным запрещалось работать в праздничные дни, заниматься рукоделием. Предостережением служило поверье, что если женщина будет работать в неположенное время, ребенок в родах запутается пуповиной. Вместе с тем, женщины выполняли посильную работу и по дому, и в поле. Следовало удерживаться от лености и сонливости, быть бодрой, проворной на всякую работу, чтобы и дитя было трудолюбивым.

Нельзя было беременной женщине и слишком печалиться, даже если кто-то из близких умрет. Ее святая обязанность -выносить и родить ребенка. Беременным запрещалось ходить на похороны, кладбище, чтобы слишком не расчувствоваться и не повредить плоду. В народе широко были распространены и поверия, дошедшие к нам с ведических времен. Среди них: нельзя вешать белье, вязать, держать иголку в руках, стричь волосы. В целом, народные традиции, сложившиеся на протяжении веков, старались удержать беременных женщин от всего, что может принести им вред.

Как проходили роды?
Деревенские женщины и многие горожанки не знали специальных приготовлений к родам, до последней минуты они выполняли свои семейные обязанности. Очень часто у сельских женщин роды происходили во время работы: в поле, на дороге, на ярмарке. О родах украинок, современниц наших пра-прабабушек, рассказывают: "Бывало придет баба с поля, а в подоле - дитя. Пшеницу жала и рожала. Охала, ахала, дитя принесла, сама серпом пуповину и перерезала". Рассказывали и такие истории: "Пойдет баба на ярмарок, приходит - с дитятею. И приданное ему купила". Исследователи-этнографы заметили, что сельские женщины рожали легче городских, поскольку сами больше трудились, были крепче здоровьем.

Если роды протекали дома, конечно, старались пригласить в дом, повитуху или акушерку. Кстати, профессиональные акушерки появились в российских землях только в 1797 г., при царствовании императрицы Марии Федоровны, которая основала Повивальный институт. До этого повивальное искусство передавалось от матери к дочери или у повитух были помощницы, которым они передавали свои секреты. Как правило, повитухами были опытные, не раз рожавшие женщины, которые оказывали помощь в родах и знали в этом толк. Помимо умения принимать роды, повитуха должна была обладать безупречной репутацией, быть доброй, кроткой, молчаливой, ловкой, трудолюбивой.

Повитуха приходила в дом, переступала порог и читала молвицу, а потом принималась за дело. Повитуха направляла действия женщины в родах, заваривала напитки из трав, делала растирания, поддерживала промежность, окропляла роженицу водой. Главным образом, повитуха должна была подхватить новорожденного, чтоб не упал, не ударился. В родах женщине полагалось ходить, переступать через пороги. Роженице распускали волосы, развязывали все узлы на одежде. В доме открывали все сундуки, двери, символично помогая процессу раскрытия шейки матки.

В Украине для облегчения родовых болей применяли отвары из цвета ржи, клали роженице теплые компрессы из соли и семян льна, устраивали теплые купели из капустного листа и шелухи лука. В России женщины рожали в банях, там и от глаз подальше, и тепла больше, и боли меньше в натопленном местечке.

Как только дитя родится, повитуха начинала читать молвицу, давала матери, прикладывала к груди. Только потом ребеночка мыли, пеленали, давали отцу или клали в колыбель или на печь. Что касается присутствия мужа в родах, то в одних регионах Украины приветствовалось его участие: муж вместе с женой стонал, пел молитвы, приседал, поддерживал жену под спину, бедра. Есть местности, где муж забирал детей и шел к родственникам, оставляя жену на попечение повитухи.

Повитуха ожидала рождения плаценты, которую называли "место" и помогала завязать и перерезать пуповину. Бывало и так, что пуповину мальчика обрезали на топоре, а девочки - на гребне, это связывалось с приобретением в будущем достойных мужских и женских качеств и умений. Завязывалась пуповина льняной или конопляной нитью, "чтоб в семье дальше рождались дети". Пуповину отрезали и перевязывали с молвицей и пожеланиями долгих лет, здоровья, счастья. Если рядом был отец, то пуповину доверяли перерезать ему. После того как пуповина отсохнет, её клали между в сундук, сохраняя до семилетия ребенка. По достижению семи лет пуповину вынимали и давали ребенку развязать. Если дитя справлялось с заданием, то будет смекалистым, трудолюбивым.

Плаценту - "место" или "послед", "гнездо" закапывали там, где ребенок родился, в доме или во дворе под молодое плодовое дерево.

После родов: как это было

Первые три дня мама держала дитя на руках или в колыбельке, которую делал отец. Повитуха приходила в дом и после родов, смотрела на состояние матери и ребенка, помогала помыться, купала новорожденного в купели с настоем трав, заваривала матери травы для облегчения послеродового периода. В первые дни после родов женщина отдыхала, устраивали "родины", в которых участвовали женщины-родственницы, соседки, подруги. Если их помощь требовалась, они помогали по хозяйству, и приносили с собой угощение. Как правило, через 3-5 дней мама уже возвращалась к домашним делам.

Так рожали в старину. В наше время женщины утратили во многом умение рожать своих детей в гармонии с естеством организма и природой. Несмотря на развитие цивилизации, развитие и совершенствование медицинских приборов мы, живущие в ХХІ-м веке, потеряли навыки рождения детей и вынуждены снова обучаться им. На курсах по подготовке к родам беременные женщины учатся вновь умению проводить схватку и потугу, дыханию в родах и многому другому. Нашим прапрабабушкам такие курсы были не нужны, умение быть матерью своему ребенку передавалось из поколения в поколение, преподавалось самой жизнью. Возможно, изучая традиции рождения в разных культурах, мы сможем пополнить свои умения и знания о самом волнующем событии в жизни семьи - рождении ребенка?

  • Материнство

В древние времена сложным в жизни женщины было рождение ребенка. Из-за переживаний о положительном завершении родового процесса, родственники и беременная вынуждены были скрывать факт вынашивания плода от посторонних глаз. Будущую мать оберегали и на время освобождали от домашней работы. Но в деревнях, бывало, рожали в старину даже в поле за работой или у реки за стиркой.

Как только происходило зачатие, женщина старалась всеми возможными способами скрывать положение. Особенно это касалось сел и деревень, где такое событие было огромной новостью. С тех пор, когда виднелся округлый животик, окружающие разносили весть по селению. Тогда к беременной женщине начинали относиться более благосклонно, не давали тяжелую работу, но определенные обязанности у нее были.

Мужчины не придавали процессу вынашивания должного внимания, ведь считали это женским бременем. Были случаи, что муж роженицы полностью погружался в роды.

Люди считали будущую мать имеющей сверхъестественные силы и обладающей магией. Женщин обходили стороной из-за того, что при вынашивании внутри находилось две души, маму сравнивали с нечистым духом.

Начиная с третьего триместра, беременная не имела права участвовать в свадебных процессиях, крестинах и похоронах. Существовали предостережения, которыми женщина не могла пренебрегать. Нельзя перешагивать через коромысло, чтобы не вырос горб у ребенка, не переступать через плоды, не произошел выкидыш и не ходить по острым предметам, не призвать тяжелые родины.

Запрещалось ходить по веревкам и прутьям, так как ребенок мог родиться обвитым пуповиной. Кошек и собак будущие мамы не обижали, иначе у малыша проявятся родимые пятна с шерстью внутри. Заранее не заготавливали одежду новорожденному, даже на первое время.

За пару дней до родов женщина начинала снимать одежду и украшения. В предполагаемый день родоразрешения, она оставалась ночной рубахе. Как правило, повитуха и мать роженицы читали заговоры и молитвы весь процесс. Когда беременная отправлялась рожать, супруг открывал двери и чуланы в доме для быстрого рождения ребенка.

Процесс родоразрешения

Совместные роды. В родовой деятельности разрешалось принимать участие супругу и матери рожающей. Также приглашали опытную бабку - повитуху. Рожать в жилом доме запрещалось канонами, поэтому процесс происходил в бане или в хлеву.

За несколько дней до появления младенца, женщины с помощниками отправлялась в укромное место, и ждали начала схваток. Повитуха переодевалась в чистую одежду, периодически осматривала роженицу, всячески подбадривала.

Если роженице было сложно двигаться по помещению, бабка поддерживала ее под руки. Все родственники постоянно читали заговоры для легкого течения процесса родов. В конце первого этапа родовой деятельности, акушерка давала рожающей рвотное зелье, способствующее быстрому раскрытию шейки матки. Для облегчения потуг, в комнате, где проходили роды, натягивали плотную веревку. За нее будущая мать хваталась в момент сильного спазма матки.

Позы. Раньше рожали в вертикальном положении. При прорезывании головки, мать просила хорошей судьбы чаду. Считалось, что в этом момент ангел наделяет новорожденного душой.

Роды в 18 веке происходили на высоком уровне только во Франции. Там применялись специальные кресла, подобные современным. Акушер принимал ребенка сидя на маленькой табуретке.

Как женщины рожали в старину:

  1. на корточках;
  2. в коленно-локтевом положении;
  3. на специальном кресле.

Однажды король Людовик ХIV захотел присутствовать при деторождении. Ему было неприятно сидеть ниже женщины, поэтому член королевской семьи предложил положить роженицу на спину. Отсюда роды в 19 веке проводились в горизонтальном положении, несмотря на то, что родовая деятельность затягивалась и была мучительней. Поза «лежа на спине» нефизиологическая для данного процесса.

В конце 20 века, родоразрешение начали проводить снова в полу вертикальном положении, что делало процедуру рождения ребенка более естественной. Вертикальные позы практиковали еще в Индии, Азиатских странах и Америке.

Обезболивание. Роды в старину не облегчали эпидуральной анестезией, но существовали методы воздействия на болевые ощущения. Для снижения сильного дискомфорта, роженицу окуривали специальными травками и применяли определенные ритуальные танцы или песни.

Рожающую вводили в транс, пребывая в котором, мама не чувствовала ничего. Это были дыхательные упражнения, помогающие правильно делать вдох и выдох. Травяные лекарства применялись как стимулирующие средства. Еще одним вариантом использования нестандартного психологического состояния являлась остановка послеродовых кровотечений.

Операции. Первые случаи проведения родов операционным способом, зафиксированы в 17 веке, но исходя из африканских археологических находок, их проделывали значительно раньше. От одной акушерки к другой, столетиями переходили успешные приемы, помогающие роженице облегчить процесс изгнания плода.

Повитухи знали, как повернуть поперек лежащего ребенка за ножку перед выталкиванием из матки. Акушерские щипцы применялись еще с 16 века. Это приспособление древних индейцев, используется до сегодняшнего времени.

Рождение ребенка на Руси

Наши далекие предшественники были суеверными, поэтому появление новорожденного окружалось предрассудками и обычаями. Роженице нужно было снимать круглые предметы (серьги, кольца), чтобы освободиться от длительной беременности. Во время периода схваток, в доме будущей матери открывали окна, сундуки, двери и тумбы.

В основном, супруг принимал участие в родовом процессе. Его роль заключалась в создании комфортных условий для жены (подать воды, потереть поясницу). Тогдашние мужчины знали секрет, как упереться коленом в спину, чтобы снизить боль при потугах.

Женщины рожали раньше на Руси с мужьями, им было так легче переносить тяготы родового акта. В некоторых регионах супруг стонал и кричал вместе с женой. Позже, Петр I официально перевел повитух в статус акушерок и запретил им убивать детей, рожденных с патологиями. До этого момента малышей с уродствами настигала та же участь, что и в Спарте.

Роды на Руси проходили в укромном месте, подальше от чужих глаз. Под запретом стояла подготовка вещей младенцу до его рождения, чтобы не притягивать беду. Если акушерка увидела, что пришла пора рожать, муж три раза пролазил между ног жены.

Близкие перед родовым действием всегда прощались с роженицей из-за возможной смерти. От опыта и умений помощницы зависел исход процесса. После рождения ребенка, бабка закапывала детское место, а мать касалась своей пяткой рта младенца для спокойного сна. Далее акушерка перерезала и завязывала пуповину, а затем закусывала и трижды сплевывала через левое плечо.

Чтобы уберечь младенца от глазливых людей, первое мытье происходило в закрашенной молоком воде. Во время купания, акушерка формировала ровную головку, пока череп не затвердел. После купели новорожденного клали на тулуп и пеленали в отцовскую рубаху. Многие традиции и предрассудки сохранились до сих пор. А вот верить этому или пропускать мимо ушей – дело рожениц.

Уход за новорожденным

Сегодняшние правила для мам, полностью отличаются от старинных. Причина этому - прогресс в медицине и социуме. Дореволюционная женщина могла туго запеленать грудничка, дать ему в рот коровий рог со сладким хлебом и уйти работать. Уже при коммунизме учили быть матерью и правильно заботиться о чаде.

Как раньше принимали роды:

  1. роженица прощалась с близкими, на случай смерти;
  2. женщина уходила в баню вместе с акушеркой и мужем;
  3. повитуха вызывала рвоту специальными травами для открытия шейки;
  4. бабка принимала младенца внизу;
  5. выходил послед, который быстро закапывали во вдове или в углу избы;
  6. малыша пеленали;
  7. бабка-повитуха ровняла головку новорожденному;
  8. роженицу парили в бане и поили травами для сокращения матки.

После рождения последа, повитуха завязывала пуповину и обтирала ребенка. Ногти и волосы не срезали младенцу до года. Запрещалось ругаться и обзываться возле новорожденного, чтобы ребенок полноценно развивался и не умер.

Для спокойного темперамента грудничка, акушерка слизывала маковку языком и сплевывала через левое плечо. Малыша клали на правый бок для тихого сна, а первый кал подвязывали в хлеву под потолок. Воду, в которой купали новорожденного, выливали под дерево или куст до захода солнца.

Ребенок вскармливался материнским молоком, при его отсутствии – коровьим. Первые три дня молозиво матери считалось плохим, поэтому новорожденного успокаивали соской с вареной свеклой и морковкой. В определенных регионах ребенка не кормили грудью до крестин, а питание младенца в этот период основывалось на моченом хлебе или баранках, кашках на молоке.

Крестины

Следующим важным событием в жизни матери считалось крещение младенца, обряд совершали на 9 день от рождения. Суть этого действия заключалась в погружении новорожденного в воду под молитвы священника.

Столетия спустя, обязательным условием стало наличие при таинстве крестных, которые брали роль духовных родителей. На протяжении обряда священник читал молитвы, а крестные отрекались от сатаны, сплевывая через левое плечо. После, батюшка совершал обряд помазания и трижды окунал младенца в специальную емкость с водой.

Далее на ребенка одевали крестильную длинную сорочку и крест. Крестик делал крестный отец из дерева, а рубаху шила духовная мать. Затем священник проводил обряд миропомазания уже окрещенного малыша. В завершение процедуры крещения, святой отец срезал крестом небольшие пряди волос, которые скреплялись воском и отдавались на хранение родителям.

Наиболее подходящим местом для проведения таинства считали реку, но в холодное время года все проходило в стенах церкви. Воду после священной процессии, выливали в ручей или речку. После окончания обязательных мероприятий, гости шли к окрещенному в дом на праздничный обед. На самом почетном месте садились крестные родители.

По окончании празднований родители дарили подарки новым духовным родственникам, кумовьям, за то, что они согласились взять на себя заботы. Ничего не изменилось с тех времен, разве что подарки теперь дарят только виновнику торжества, а не крестным родителям. Да и сам обряд проводят в церкви или на дому, но не в реке.

Восстановление после родов

Как известно, раньше рожали детей при помощи повитух. Эти женщины помогали роженице и младенцу. После появления детского места, бабка вправляла матку в нужное положение. Именно эта манипуляция в основном влекла смерть. Сразу после родового акта, матери давалось время для отдыха и восстановления сил. Весь период лактации, женщина была освобожденной от тяжелой работы, кормили ее сверх нормы.

Роженица после родов в старину дважды в день парилась в бане на протяжении недели. Таким образом, пытались воздействовать на сокращение матки. Мать считалась полуживой, ей разрешалось лежать несколько недель на кровати, если было кому заботиться о малыше.

Во время войн, все проходило значительно суровей. Матерям, потерявших мужей, приходилось выходить на работу, чтобы прокормить семью. Им было сложно восстановиться. Через тяжкий труд, появлялось выпадение матки и внутренних органов.

Женщины имели специальные подвязки, надевающиеся на плечо и поддерживающие внутренности во вправленном положении. Отсутствие условий для нормальной гигиены, негативно влияло на здоровье послевоенных матерей, наблюдался высокий уровень смертности от инфекций. Но экология, натуральные продукты и физическая подготовленность делали тогдашних женщин выносливей.

Роды в старину проходили примерно так же, как и сейчас. Вперед шагнула отрасль медицинского обезболивания детородного процесса, и появилось комфортное пребывание роженицы с малышом в послеродовой период. Их не сравнить с антисанитарными условиями старины. Некоторые приемы и методы извлечения ребенка из матки используются в гинекологии по сегодняшний день. Положение женщины в родах осталось неизменно вертикальным.

В продолжение темы:
Истина где-то рядом

Добрый день, дорогие рукодельницы! Мы любим праздники, потому что ожидаем чего-то хорошего и веселого? Но особый трепет вызывает особое и светлое торжество, это Пасха . На...

Новые статьи
/
Популярные