«За здоровьем в детский сад!» Сообщение из опыта работы. Крепкое здоровье наших детей в детском саду

Большинство мам, дети которых ходят в детский, сад знакомы со схемой: «3 дня в саду – 2 недели на больничном». Многие даже утверждают, что до детского сада их дети ничем никогда не болели, а вот пошли в сад и все – постоянные простуды, кашель, насморк … Кроме того, у ребенка могут возникнуть частые желудочные расстройства, нарушения аппетита. А некоторые дети могут и вовсе наотрез отказаться ходить в детский сад.

Как сделать так, чтобы дети в саду не болели

У маленьких детей восприимчивость к инфекциям больше, чем у взрослых. Иммунитет у ребенка формируется постепенно, по мере того, как ребенок сталкивается с различными инфекциями и преодолевает их.

Родители могут укрепить иммунитет ребенка с помощью закаливания и активного отдыха на свежем воздухе.

Большой вред ребенку причиняет чрезмерное оберегание от всех болезней. Зачастую боясь простудить, родители надевают на ребенка несколько распашонок и пеленают в две пеленки даже в жаркие дни. Детям постарше надевают несколько колготок и теплых носков. В результате ребенок простужается из-за того что потеет. Да еще и чувствует себя глубоко несчастным.

Поэтому подготавливая ребенка к детскому саду, стоит подготовить и его иммунитет. Главное: одевать по погоде, побольше гулять и закаливать.

Проблемы с питанием в детском саду

Для здорового развития ребенка очень важно правильное питание. В детском саду ребенок часто не хочет есть то, что ему предлагают. Если возникают проблемы с питанием в детсаду – родителям и воспитателям нужно решать их сообща. Родители должны попросить воспитателей не кормить насильно теми блюдами, которые ребенку не по вкусу. Питание в детском саду может сильно отличаться от домашнего меню, поэтому ребенок может просто бояться есть незнакомые ему блюда. В этой ситуации нужно заранее, за полгода до начала хождения в детский сад, начинать готовить еду, похожую на садовскую, дома. Это супы, кисели и компоты, запеканки и каши. Также перед тем, как отдать ребенка в сад, необходимо научить есть ребенка ложкой. Не умея орудовать этим прибором, ребенок может остаться голодным, поскольку воспитатель просто физически не успеет всех накормить. Также дома нужно постараться время кормления приблизить к детсадовскому – чтобы ребенок привыкал к режиму.

Что касается малышей с пищевой аллергией, конечно, лучше не отдавать их в сад до 4 лет, пока не будут проведены тесты на аллергены. Но если нет такой возможности – нужно известить воспитателя и медсестру детского сада о том, какие продукты вашему малышу категорически нельзя. Персонал детского сада должен следить за тем, чтобы ребенку эти продукты не доставались. Менять меню детского сада или готовить вашему малышу отдельно никто не будет. Поэтому если в супе есть морковка, а ребенку ее нельзя – ему не должны давать суп.

Дети, которые не переносят детский сад

Некоторым детям детсад противопоказан. Прежде всего – это дети с ослабленным здоровьем. Придя в детский сад впервые ребенок, как правило, заболевает в течение двух-трех недель. Это естественная реакция организма на новую иммунологическую среду. Причем ребенок может переболеть одной болезнью несколько раз, пока у него не выработается стойкий иммунитет. Однако некоторые дети, несмотря на все меры, принимаемые родителями, заболевают вновь и вновь. Повторяющиеся инфекции способны серьезно повредить развитию детского организма. Если ребенок болеет очень часто – следует его забрать из детского сада и привести снова в период, когда инфекций, особенно респираторных мало: например, в мае-июне. Если и в этот период ребенок продолжает болеть – нужно отказаться от детского сада и воспитывать дома.

Кроме этого, есть дети, сильно привязанные к родителям. Они крайне тяжело переносят разлуку с ними. Им детский сад приносит огромный стресс. Таких детей также лучше воспитывать дома.

Есть дети, которые никак не могут привыкнуть к саду, боятся туда ходить, сопротивляются, плачут. В группе они забиваются в угол и сторонятся детей и воспитателей. Если это просто детский каприз – можно сначала проявить чуть больше настойчивости. Но, ни в коем случае, нельзя применять к ребенку строгие меры воздействия и любой ценой преодолевать его сопротивление. Лучше действовать постепенно – приучать, хвалить, но не наказывать. Насилие может вызвать серьезные нарушения в психике ребенка. Если же исчерпаны все методы и возможности, а ребенок в сад ходить не хочет – следует забрать его оттуда насовсем, и готовить к школе дома.

Тема здоровья, его сохранения, восстановления и укрепления, физического совершенствования волновала человечество с давних пор. На каждой ступени развития человеческого общества человек развивался физически и совершенствовался умственно. В природе существует естественный отбор, когда выживает сильнейший. Когда-то он распространялся и на человека.

Поднявшись на определенный уровень, люди стали искать способы оздоравливания, появились знахари, травники. Эта проблема не утратила своей актуальности и в современном мире. Идет постоянный поиск путей, как победить ту или иную болезнь. На многие вопросы человечество пока не может дать ответ, но вот о том, как уберечь себя от инфаркта, что делать, чтобы избежать стресса и о многом-многом другом мы регулярно слышим по радио, читаем в газетах. О проблеме здоровья пишут в популярных изданиях и научной литературе. Но, к сожалению, многие из нас задумываются о своем здоровье лишь тогда, когда возникает необходимость лечения какой-то болезни. А ведь, казалось бы, куда проще и надежнее беречь и поддерживать свой организм в жизнеспособном состоянии постоянно с самого детства.

Здоровье детей – будущее страны! «Здоровье каждому человеку планеты!» – этот гуманный лозунг провозгласила Всемирная Организация Здравоохранения.

В период дошкольного детства развиваются двигательные качества и навыки ребенка, закаливается его организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности, закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Исходя из этого, мы определили направления деятельности нашего дошкольного учреждения: укреплять здоровье детей, осуществлять профилактику заболеваний, повысить сопротивляемость детского организма влияниям внешней среды, создать оптимальные условия для закаливания, воспитать физически здорового, разносторонне развитого человека, готового обучаться в школе. Успешная реализация этих направлений деятельности осуществляется через решение следующих задач:

– формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки дошкольника в соответствии с его индивидуальными особенностями;

– развивать физические качества ребенка;

– воспитывать потребности в здоровом образе жизни;

– обеспечивать физическое и психическое благополучие;

– создавать условия для реализации потребности в двигательной активности;

– снизить уровень заболеваемости.

В работе с детьми мы используем как традиционные формы физического воспитания, так и нетрадиционные. Например, такие:

– закаливающие и лечебно-профилактические мероприятия (утренняя гимнастика, воздушное, водно-солевое закаливание, сон без маек, массаж, витаминотерапия, физиопроцедуры, ингаляции, соляная пещера);

– прогулки на свежем воздухе (с подвижными играми и индивидуальной работой);

– спортивные праздники, дни здоровья;

– физкультминутки;

– музыкальные занятия и развлечения, связанные с ритмикой, движением;

– походы, экскурсии;

– занятия лечебной физкультурой;

Для полноценного физического развития детей и реализации их потребности в движении в нашем детском саду созданы определенные условия. Так, в группах выделено достаточно места для активного движения, оборудован спортивный уголок, где наряду с традиционным оборудованием есть изготовленное своими руками: набивные мячи, коврики для профилактики плоскостопия, плетеные косички для общеразвивающих упражнений, змейка, черепаха для развития мелкой моторики рук и т.д. Яркость и красота использованных материалов способствует эмоциональному настроению детей, повышению интереса к занятиям, получению удовольствия от выполнения упражнений.

Для физкультурных занятий оборудован спортивный зал, где находятся гимнастическая стенка с набором приставных досок, скамейки, дуги, обручи, мячи разных размеров, спортивный инвентарь, игрушки и т.д. Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет малышам упражняться во всех видах основных движений в помещении.

На участке детского сада оборудована спортивная площадка с зонами для подвижных и спортивных игр, где имеются гимнастическая стенка, сетка для игры в волейбол, баскетбольная корзина, прыжковая яма, бревно, дуги, турники для подтягивания, радуга-рукоход, столбики для равновесия. Летом на площадке действует тропа здоровья, которая позволяет ходить босиком по гальке, песку, воде, траве, сосновыми шишками, что способствует закаливанию детского организма, профилактике плоскостопия, развитию разных физических качеств.

А чтобы физкультурные занятия стали более интересными и доступными для детей, мы проводим их по подгруппам, учитывая индивидуальные особенности и физиологические возможности мальчиков и девочек и уделяя внимание каждому ребенку.

При планировании своей работы мы используем рекомендации профессора, д-ра медицинских наук Ю. Ф. Змановского и опираемся на принципы рациональной организации двигательной активности детей. В связи с чем в ходе занятий стараемся соблюдать следующие условия: преобладание циклических упражнений и их частая смена при многократном повторении одного упражнения (до 15 раз), обязательное музыкальное сопровождение занятий, осознанное отношение детей к выполнению упражнений, мышечное расслабление должно стать обязательной частью занятий, получение дошкольниками положительных эмоций от красиво выполненных заданий.

Мы проводим занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой подвижности; занятия-тренировки в основных видах движений; занятия с элементами аэробики; занятия-соревнования; занятия-зачёты; самостоятельные занятия по карточкам-символам. Включаем в занятия художественное слово, слушаем произведения классической музыки, используем музыкотерапию Рушеля Блаво. С не меньшим успехом используем технологию В. Ф. Базарного «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение».

Если позволяют погодные условия, все занятия мы стараемся проводить на улице: летом – на спортивной площадке, а в зимний период лучшими друзьями дошкольников становятся лыжи и коньки.

Один раз в месяц мы проводим физкультурный досуг, который планируем на хорошо знакомом материале, в разных формах, поощряя детей призами, медалями, памятными сувенирами. Два раза в год проводим спортивный праздник с введением сказочных персонажей, сюрпризами и угощением.

Важное звено в системе оздоровления дошкольников – закаливание. Закаливающие процедуры проводятся в комплексе: воздушные ванны, солевые дорожки с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики, точечного массажа. После сна дети делают разминку в постели. И как следствие этого – настроение у дошкольников хорошее, мышечный тонус высокий, профилактика нарушения осанки обеспечена, пробуждение приобрело эмоциональную окраску. Хорошим средством закаливания в группе стало босохождение. К тому же это еще и отличный способ формирования и укрепления свода стопы. Не меньший оздоравливающий эффект дает полоскание рта и горла после приема пищи водой комнатной температуры.

Непременным условием в обеспечении физического здоровья детей также является лечебно-профилактическая и оздоровительная работа, которая проводится совместно с медицинским персоналом. Во время сезонных подъемов ОРЗ и гриппа мы применяем следующие нетрадиционные профилактические средства:

– дети употребляют в пищу лук и чеснок;

– носят на груди «чесночные бусы»;

– во время сна вдыхают пары чеснока и лука (через день), а также пары лечебных трав, состав которых подбирает медицинская сестра для каждого ребёнка индивидуально по рекомендации врача;

– принимают витаминные и травяные чаи (фитотерапия);

– полощут рот и горло травяными настоями, обладающими бактерицидными свойствами.

Разумеется, наша работа по физическому воспитанию не может быть полной без привлечения родителей. Семья для ребёнка – самое дорогое, важное звено, где он получает индивидуальное воспитание.

В своей работе с родителями мы, как правило, ставим следующие задачи:

– знакомить родителей с основами теоретических знаний и с практикой работы с детьми по вопросам физического воспитания;

– повышать интерес родителей к проблемам оздоровления ребёнка;

– готовить и проводить совместные мероприятия.

Для решения этих задач воспитатели выступают на родительских собраниях, проводят беседы-консультации, устраивают открытые просмотры. Родители получают полную и правдивую информацию об успехах своих детей. Одной из форм работы с семьями наших воспитанников является совместная подготовка и проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья», благоприятная атмосфера которого способствует не только укреплению здоровья, но и укрепляет детско-родительские отношения, основанные на любви, взаимопонимании, творчестве.

В работе по укреплению здоровья дошкольников мы достигли определённых результатов:

– наши воспитанники стали испытывать больше потребности в движениях, в физическом совершенствовании;

– у детей сформировалась привычка к здоровому образу жизни;

– дошкольники стали более гибкими, у них повысилась работоспособность;

– к концу возрастного периода каждый ребёнок овладевает соответствующими двигательными навыками;

– повысился интерес родителей к проблемам физического воспитания детей;

– за последние несколько лет наметилась явная тенденция к снижению заболеваемости гриппом и ОРЗ.

Таким образом, в результате последовательной, системной работы с детьми, родителями уровень физкультурной-оздоровительной работы в нашем детском саду поднялся на качественно новую ступень. Но мы не намерены останавливаться на достигнутом и в перспективе планируем поиск новых путей оздоровления дошкольников.

Детский сад для ребенка-это его второй дом. Так как большую часть времени он проводит в детском саду. В каждом дошкольном учреждении присутствует вирусная среда. Поэтому каждый попавший в эту среду ребенок, подвергается частым простудным заболеваниям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье ребенка в детском саду.

Детский сад для ребенка- это практически его второй дом. Так как большую часть времени он проводит в детском саду. Но нужно подчеркнуть, что в каждом дошкольном учреждении присутствует агрессивная вирусная среда и она постоянно обновляется. Поэтому каждый попавший в эту среду ребенок подвергается угрозе частых простудных заболеваний. Несмотря на то, что у ребенка насморк или другие симптомы простуды или гриппа, родители все равно ведут своих детей в детский сад,

не подозревая о том, что они подвергают опасности всех детей группы.

От инфекций ребенок не спрячется нигде ни дома, ни на площадке, и тем более не в садике. Среди инфекционных заболеваний есть такие, которыми лучше ребенку переболеть в детстве. Ведь когда ребенок маленький болезнь проходит легче. К таким болезням относятся ветрянка, краснуха и т.д. Чаще всего этими болезнями можно заразиться в детском саду.

Многие респираторные заболевания вызываются вирусами. И эти вирусы подхватывают воспитанники детского сада. Каждое заболевание, которое переносит организм ребенка, приводит к формированию иммунитета против этого возбудителя. Если простудные заболевания или другие, какие - либо болезни затягиваются или сопровождаются осложнениями, значит у ребенка слабый иммунитет.

Известно, что многие педиатры рекомендуют отдавать ребенка в доу в возрасте четырех лет, так как к этому времени иммунитет малыша уже более развит. До того как отдавать ребенка в детский сад, его сначала надо к этому подготовить. К сожалению, есть дети, которые часто болеют и мамам этих нужно подумать, что же делать в таких случаях? Мамам таких детей нужно заняться укреплением здоровья своих малышей. Проветривать комнатные помещения, чаще гулять на улице. Так же укрепить здоровье может помочь закаливание. Так же очень важен рациональный режим питания и распорядок дня. Ребенок должен воспринимать еду в садике, как естественную, поэтому следует приучать его к кашам, киселям, компотам задолго до посещения детского сада. Малыш, который знаком с гигиеническими правилами и навыками уже дома проходит период адаптации в садике намного быстрее. Правильное питание ребенка укрепит его здоровье и его организм будет подготовленным к психологической нагрузке. Есть еще один способ укрепить организм ребенка- это спорт. Спорт не только укрепит организм ребенка, но и нормализует его психологическое состояние. Танцы, физкультура, плавание, гимнастика- все это укрепляет иммунитет ребенка и защищает его организм от негативных воздействий. И, конечно же, здоровье ребенка в детском саду зависит от стабильного эмоционального и психологического состояния, от способности малыша общаться со своими сверстниками, с взрослыми. Для таких детей существуют санаторно-лечебные детские сады, в которые они могут обратиться. Это зависит от их выбора.

От чего же зависит сила иммунитета ребенка?

Почему один малыш может целый день бегать босиком по лужам и ничего не подхватить, а другой моментально реагирует повышением температуры даже на кратковременную прогулку в сырую погоду? Как видно, у первого ребенка сила неспецифического иммунитета гораздо выше, чем у второго.

Вакцинация, конечно, хорошее дело. Благодаря ей дети становятся невосприимчивыми к кори, ветрянке, коклюшу, дифтерии, некоторым формам гепатита и т.д. Однако неспецифический иммунитет вакцинация повысить не в силах. Малыш может иметь все прививки, соответствующие своему возрасту, и при этом каждый месяц страдать от ангины, трахеита, бронхита, отита. К сожалению, эти заболевания вызываются микроорганизмами, от которых прививок не делают.

Основные факторы, влияющие на состояние неспецифического иммунитета ребенка, следующие:

1)Условия жизни, обустроенность быта. Плохое материальное положение родителей, необходимость частой смены места жительства подрывает детский иммунитет.

2)Психоэмоциональная атмосфера в семье, в дошкольном учреждении. Если родители не прочь выпить и громко выяснять отношения при детях, если малыша обижают в детском саду, сопротивляемость организма падает. Малышу для здоровья нужны ласка, любовь и забота его близких.

3)Качество питания. Ежедневный рацион ребенка должен включать все необходимые витамины, микроэлементы, минералы. Несбалансированное питание существенно снижает иммунную защиту. Питание должно быть как можно более разнообразным и состоять из продуктов растительного и животного происхождения.

4)Наличие врожденных и приобретенных заболеваний. Иммунная система ребенка не может функционировать должным образом, если какие-либо его внутренние органы поражены болезнью. Довольно частое явление в детском возрасте – ослабление иммунитета из-за кишечного дисбактериоза, гастрита, пиелонефрита и т.д.

Слабый иммунитет у малыша следует заподозрить, если он болеет простудой более шести раз в год, и при этом заболевания протекают с осложнениями в виде ангины, пневмонии, а традиционное лечение помогает плохо.

Во многих детских садах сначала идет адаптационный период. В этот период нельзя оставлять ребенка на целый день, так как он приходит совершенно не знакомую для него среду. Нужно что бы он привыкал постепенно и лучше всего оставлять его на не полный день.

К выбору дошкольного учреждения, где ребенку предстоит проводить большую часть своего детства, нужно подходить осознанно. И перед родителями стоит это важное решение.

Если малыш счастлив в детском саду, и с улыбкой идет домой,

То счастлива и его мама!!!


Первый раз отдавая своего малыша в детский сад, практически все родители сталкиваются с одной и той же проблемой: ребенок начинает чаще болеть. Как же можно обеспечить крепкое здоровье детей в детском саду и избежать частых простудных или инфекционных заболеваний? Полезные рекомендации есть в Стране советов.

Слабое здоровье детей в детском саду всегда было большой проблемой. Ребенок, в первый раз попадая в детский сад, оказывается в довольно агрессивной вирусно-микробной среде , ведь в коллективе могут находиться дети с простудой, насморком и т. д. А потому в детском саду ребенок часто оказывается под угрозой заболеваний.

Чтобы улучшить здоровье детей в детском саду , нужно соблюдать несколько достаточно простых правил. Для начала, если ребенку только предстоит поступить в детский сад, нужно заняться укреплением его иммунитета. Так, нужно давать ребенку гулять на свежем воздухе, обеспечивать содержание в ежедневном рационе ребенка всех необходимых витаминов и минеральных веществ.

Ребенку не нужно создавать «тепличные условия» , пытаясь всячески оберегать его от малейшего влияния окружающей среды. Это значит, что не нужно чрезмерно кутать ребенка во время прогулок, не нужно создавать в доме «стерильную чистоту». Лучше давать ребенку побольше контактировать с другими детьми (это полезно и в плане социального развития), регулярно проводить закаливающие процедуры.

Здоровье детей в детском саду зависит не только от состояния иммунитета , но, оказывается, еще и от того, насколько малышам психологически комфортно в стенах детского дошкольного учреждения. Если ребенок идет в сад со слезами, если никак не может привыкнуть к коллективу, то и на его здоровье это скажется не лучшим образом.

Поэтому адаптации ребенка в детском саду следует уделить особое внимание . Нужно постараться выбрать сад, в котором бы ребенку нравилось. Нужно также и подготовить малыша к первому походу в детский сад: рассказать, как весело он сможет провести там время, как сможет поиграть с другими детьми.

Чтобы быть в полной уверенности, что здоровье детей в детском саду не пошатнется, лучше всего еще до поступления в сад пройти с ребенком медицинский осмотр . Во время осмотра врач определит, здоров ли ребенок, нет ли у него признаков какого-либо начинающегося заболевания. Если иммунитет ребенка ослаблен после болезни, то лучше дождаться, когда иммунитет окрепнет, а уже потом вести малыша в детский сад.

Часто здоровье малышей в детском саду страдает от того, что родители приводят в группу заведомо больного ребенка . Такое поведение родителей чревато заражением других детей в коллективе и осложнением течения заболевания собственного ребенка. По возможности заболевшего ребенка нужно оставлять дома.

Правда, и перестраховываться, держа ребенка дома по 3-4 недели при малейшем подозрении на простуду, тоже не стоит. Дело в том, что за это время в детском коллективе появятся уже новые вирусы и микробы, а потому ребенок рискует вновь заболеть сразу же после первого посещения детсада.

Это ответственность и персонала сада, и родителей. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития.

Проект «За здоровьем в детский сад»

Проект эффективного взаимодействия воспитателей c родителями при осуществлении физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Актуальность проекта.

В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей.

От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие.

Педагогам необходимо правильно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста. Надо учитывать возрастные, психологические особенности детей, создавать благоприятные гигиенические условия, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности. Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве.

Необходимо так же вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьей воспитанников.

Проблемный вопрос: Как сохранить свое здоровье?

Методический паспорт проекта

ТЕМА: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

ЦЕЛЬ: Сохранять и укреплять здоровье детей.

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
  2. Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.
  3. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

1. «Если хочешь быть здоров…» (физкультурно-оздоровительная работа, КГН, закаливание).

2. «Я такой» (занятия по развитию представлений о мире и о себе).

3. «Творческая мастерская» (изодеятельность детей и родителей).

4. «На книжной полке» (чтение детской литературы, заучивание стихотворений, потешек).

5. «Веселись, детвора!» (оздоровительные досуги, праздники, развлечения, дни здоровья, тематические прогулки, игровая деятельность).

6. «Для мам и пап» (информация, фотовыставки, опросы, анкетирование, родительские собрания, консультации.)

СРОКИ: октябрь – май

Продукт проекта: Книга совместного творчества воспитателей группы, детей и их родителей "Здоровье - это просто".

«Во главе педагогических мероприятий, проникая всю воспитательную работу, должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка»

Е.А.Аркин

1.«Если хочешь быть здоров…»

ЗАДАЧИ: Использование различных методов оздоровления детей в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями детей и пожеланиями родителей.

1. Консультация для родителей «Закаливание детей в дошкольном возрасте» (см. приложение 1.1)

2. Методы закаливания (см. приложение 1.2).

3. Опрос родителей «Методы Закаливания» (см. приложение 1.3)

4. Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в группе на год.

2. «Я такой»

(занятия по развитию представлений о мире и о себе)

ЗАДАЧИ: Дать детям представление о себе: о своем теле, здоровье, безопасности и эмоциях.

Планирование занятий (см. приложение 2).

3.«Творческая мастерская»

(изодеятельность детей и родителей).

ЗАДАЧИ: Проведение оздоровительной работы с детьми и обогащение развивающей среды в группе при взаимодействии воспитателей, детей и их родителей.

1. Пополнение уголка Здоровья в группе.(см. приложение 3.1)

2. Коллективные и индивидуальные работы детей.(см. приложение 3.2)

3. Создание развивающей среды для развития мелкой моторики рук.(см. приложение 3.3)

4. Изготовление уголка здоровья для родителей.

5.Планирование занятий по изодеятельности (рисование, лепка, аппликация).

6. Творчество родителей по темам «Я здоров!», «Средства личной гигиены», «Чтобы быть здоровыми…»

4.«На книжной полке»

(чтение детской литературы, заучивание стихотворений, потешек).

ЗАДАЧИ:

  1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через чтение детской литературы.
  2. Использование русских народных потешек, приговорок, пестушек при умывании, расчесывании и заплетании волос девочкам.
  3. Заучить стихотворения о здоровье.

1. Чтение детской литературы (см.приложение 4).

2. Заучивание потешек, приговорок, пестушек.

3. Заучивание стихотворений.

4. Рассматривание иллюстраций.

5.«Веселись детвора»

ЗАДАЧИ:

  1. Воспитывать бережное отношение к своему и чужому здоровью.
  2. Развивать двигательную активность детей.
  3. Создавать психологический и эмоциональный комфорт в группе.

1. Дни здоровья

2.Тематические прогулки

3. Игровая деятельность: (см. приложение 5.1)

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые

Приложение 1.1

Закаливание детей в дошкольном возрасте(от года)

Под закаливанием понимается постепенное повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (холоду, жаре, изменению атмосферного давления). Закаливание укрепляет организм ребенка. Закаленные люди, как правило, меньше подвержены простудным заболеваниям.

Правила проведения водных процедур

Обтирание - оно производится мокрым полотенцем или губкой. Обтирают шею, грудь, руки и спину. После этого кожу растирают сухим полотенцем до красноты по ходу движения крови к сердцу. Для обтирания вначале используется теплая вода: для детей дошкольного возраста 25-28 градусов, для детей школьного возраста 20-25 градусов. Температуру воды следует постепенно понижать на 1 градус через каждые три дня. Таким образом, температуру воды доводят до 19 градусов (для детей дошкольного возраста); для детей младшего школьного возраста – 16 градусов.

Обливание - более сильная процедура. К ее осуществлению следует отнестись осторожно. Следует соблюдать рекомендации. Обливание можно проводить только тогда, когда кожа малыша согрета. Так, многие сразу же после улицы (в холодное время года) начинают закалять ребенка, используя обливание. Но, доказано, что такие дети начинают чаще болеть. Поэтому, после прогулки запрещается проводить водные процедуры! Температура тела должна вначале адаптироваться к комнатной температуре. После этого, проследить, чтобы ребенок принял теплый душ. Вот теперь можно проходить к самой процедуре.

Обливание осуществляется с использованием кувшина или таза (на ребенка выливают воду из этой емкости). Вначале поливают воду на спину, затем на грудь, живот и в конце на ноги.
Обливание первоначально проводят при температуре воды от 30 -35 градусов. Постепенно температура воды понижается на 1 -2 градуса (через каждые 10 дней) и доводится до 15-20 градусов.

Еще одна очень полезная водная процедура – принятие душа. При ее осуществлении так же следует соблюдать постепенность и последовательность.

Душ рекомендуется применять детям с уже окрепшим здоровьем. Ребенку должно быть не менее 1,5 года.
Эта водная процедура благотворно воздействует на нервную систему, способствует спокойному сну, повышению аппетита. Температура воды в зимний период поначалу должна быть не менее 36 градусов. Летом 33 -35 градусов. Каждую неделю температуру следует понижать на 1 градус. Конечная температура воды должна составлять для детей до 2 лет 28 градусов. Детям от 2-3 подойдет температура воды не ниже 25 градусов. Для более старших детей температура может быть ниже.
С помощью воды можно закаливать носоглотку. Для этого следует полоскать горло прохладной водой, затем холодной. Данный вид закаливания рекомендован детям школьного возраста.
Полоскают горло ежедневно утром и вечером. Первоначальная температура воды должна составлять 28-30 градусов. Конечная температура 10-15 градусов. Температура понижается постепенно, каждые десять дней на 1 градус.
Обливание ног – еще одна разновидность водных процедур. Для этого понадобится таз. Ребенку поливают ноги водой (ноги ставят в таз). Начальная температура воды 28-30 градусов. Конечная температура должна быть не ниже 10 градусов.
После обливания, следует сухим полотенцем тщательно вытереть ноги.

Закаливание воздухом

Воздушные ванны р екомендуется начинать проводить весной, при температуре воздуха не ниже 20 градусов. Для этого необходимо выбрать защищенное от солнечных лучей и ветра место. Первоначально длительность этой процедуры составляет 10 -15 минут, затем доходит до 1.5-2 часов. Если ребенок замер, появились мурашки, следует прекратить процедуру немедленно.
Проветривание помещения.
Очень важно при закаливании ребенка соблюдать температурный режим в помещении. Следует как можно чаще проветривать комнаты. В холодное время года частота проветривания должна быть не меньше 5 раз в день. Лучший способ проветривания – сквозное. Так как сквозняки могут негативно сказаться на здоровье, поэтому дети во время такого проветривания должны находиться в другой комнате.
В летнее теплое время года ребенок может находиться в комнате с открытым
окном . Но следует исключить сквозняки.
Не забывайте о прогулке. Ребенок должен находиться на улице не меньше 2 раз в день по 2 часа в холодное время года. Летом же время прогулки неограниченно.
Закаливание – отличный способ для укрепления здоровья детей. Но при проведении процедур по закаливанию следует соблюдать ряд принципов:

  1. постепенность
  2. систематичность (процедуры по закаливанию следует проводить ежедневно, только в этом случае будет виден результат)
  3. учет индивидуальных особенностей (необходимо учитывать возраст, состояние здоровья).
  4. Если вы будите соблюдать эти важные принципы, закаливание пойдет на пользу вашему ребенку. И помните, закаливание – это длительный процесс. Но вас это не должно огорчать, если вы делаете все правильно, ваше дитя будет расти крепким и жизнерадостным, а это самое главное! Здоровье детей - в ваших руках!

Приложение 1.2

Методы закаливания в первой младшей группе:

1. Утренняя гимнастика.

2. Одежда в группе и на улице по погоде.

3. Прогулки каждый день с подвижными играми.

4. Сон без маек (с учетом температуры воздуха в группе и пожеланиями родителей).

5. Хождение босиком до и после сна.

6. Гимнастика и хождение по ребристым дорожкам.

7. Фитонциды – лук, чеснок.

8. Умывание холодной водой.

Приложение 2

Планирование занятий по развитию представлений о мире и о себе.

Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.

Занятия о пище, питании можно проводить прямо за столом перед приемом пищи (знакомить с правилами хорошего тона, формировать положительный настрой, закреплять здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости)).

Примерное планирование занятий:

  1. Где живет витаминка? (Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
  2. Это я! (Дать ребенку знание о себе, о своем теле, формировать любовь к жизни, чувство радости существования).
  3. Органы чувств (глаза, уши, нос). Общее понятие. (Закреплять знания детей о своем теле. Рассказать детям, что на голове у человека много нужных и полезных органов).
  4. Для чего нужны глаза? (Познакомить детей с тем, что такое глаза и зачем они нужны. Воспитывать бережное отношение к своим глазам, желание ухаживать за ними (мыть, делать гимнастику, соблюдать правила безопасности).
  5. Орган слуха – уши. (Познакомить детей с тем, что такое уши и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к ушам, желание ухаживать за ними (мыть, не совать посторонние предметы)).
  6. 6. Органы слуха, вкуса, обоняния (уши, рот – язык, нос). (Познакомить детей с тем, что такое нос, рот и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
  7. Для чего нужны зубы? (Познакомить детей с тем, что такое зубы и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
  8. Моя одежда (зима, весна, лето, осень). Занятия проводятся по временам года. (Учить детей правильно одеваться, учитывая природные особенности).
  9. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. (Познакомить с медработниками детского сада, их кабинетом, для чего необходим медкабинет, что в нем есть; учить не бояться врачей).
  10. Как быть здоровым? (Воспитывать бережное отношение к своему здоровью). Комплексное занятие развитие представлений о мире и о себе + изо.

Приложение 3.1

Приложение 3.2

Приложение 3.3

Приложение 4

1 Детская художественная литература:

· Чуковский К.И. «Айболит», «Мойдодыр»

· Тувим Ю. «Овощи»

· Шалаева Г.П., Журавлёва О.М., Сазонова О.Г. « Правила поведения для воспитанных детей»

· Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала»

· Токмакова И. «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной»

· Крылов А. «Как лечили петуха»

· Маяковский в. «Что такое хорошо и что такое плохо»

· «Ладушки» (Русские народные песенки)

· Прокофьев А. «Как на горке, на горе»

2 Потешки, пестушки, приговорки, загадки:

Водичка, водичка.

Водичка, водичка.

Умой моё личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Расти, коса.

Чешу, чешу волосыньки,

Расчесываю косыньки.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса!

Расти, коса, не путайся…

Дочка, маму слушайся.

Ай, лады.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

От простой воды и мыла

У микробов тают силы.

3 Стихи для заучивания.

Смотрит солнышко в окошко.

Светит в нашу комнатку,

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку!

А.Барто

Мыло, мыло заюлило,

А потом запузырило!

Ты, водица, лей, лей!

Будут щёки розовей!

Г. Лагздынь

Приложение 5

Игровая деятельность:

«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» Н.К.Крупская

Дидактические игры.

1. «Овощи - фрукты» разложить отдельно овощи и фрукты).

2. «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу» на развитие тактильно-вкусовых ощущений.

3. «Что полезно и что вредно для зубов?», «Подбери зубную щетку к стаканчику», «Что лишнее?».

4. «Что одеть на улицу», «Одень куклу на прогулку».

Игры с зеркалом.

1. «Мои зубки»

2. «Мои глазки»

3. «Мои ушки»

Развивающие игры.

1. «Послушаем тишину»

2. «Сравни картинки»

Сюжетно-ролевые игры.

1. «Больница» (врач – пациент, врач проверяет шофера перед поездкой).

2. «Телефонный разговор» (вызов «Скорой помощи»).

3. «Кукла заболела» (воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному).

4. «Магазин» (покупаем продукты, полезные для здоровья).

Игровая обучающая ситуация:

Заяц приносит в корзинке овощи. Пытается угостить детей, дети объясняют, почему нельзя есть немытые овощи.·

Игры малой подвижности на развитие внимания.

1. «Покажите мне…» (Дети показывают те части тела, которые называет ведущий).

2. «Повтори за мной» (Дети повторяют движения воспитателя).

3. «Запретное движение» (Ведущий говорит, какое движение нельзя повторять и в дальнейшем старается запутать играющих).

Приложение 6.1

Консультация для родителей

«Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста »

Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы. "…Чистота приближает человека к божеству", – заметил один европейский социолог. Само слово "гигиена" произошло от имени одной из дочерей греческого бога-врачевателя Асклепия – Гигеи (богини чистоты и здоровья).

Гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Поэтому

работа по формированию у детей навыков личной гигиены должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.

Для воспитания у детей хорошей привычки мыть руки можно пользоваться маленькими стишками:

***

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

***

Без воды умылся котик.
Лапкой вымыл глазки, ротик.
А вот мне нельзя так мыться
Мама может рассердиться…
В. Науменко

В ванне.

Любо плавать Ване
В белом море - в ванне.
Только вот обидно -
Берега не видно.
Видимость пропала,
Мыло в глаз попало...
А. Шлыгин

Вода и мыло

Грязнуля ты!
На лбу твоем чернила! –
Воскликнула Вода,
Увидев Мыло.
- Да, - Мыло говорит, -
Я это знаю,
Зато других от грязи

Я спасаю!

В речке кончилась вода
Ой, беда, беда, беда -
В речке кончилась вода!
Это из-за Вали:
Валю - умывали!!!
В. Шуржик

Задача взрослых при формировании культурно-гигиенических навыков, развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены. Предлагаем вместе с детьми научиться, правильно мыть руки.

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. Надеемся, что наши рекомендации помогут Вам.

Многие родители считают, что ребёнка надо одевать теплее. Дети, которых кутают, чаще болеют. Движения сами по себе согревают организм, и помощь "ста одежек" излишняя. В организме нарушается теплообмен, и в результате он перегревается. Тогда достаточно даже легкого сквозняка, чтобы простыть.

Многие считают: чтобы удерживать тепло, одежда должна плотно прилегать к телу. Парадоксально, но самое надежное средство от холода -воздух. Оказывается, чтобы лучше защищаться от низкой температуры, надо создать вокруг тела воздушную прослойку. Для этого подойдет теплая, но достаточно просторная одежда. Что надеть под куртку или пальто? Сначала майку или футболку из хлопка, который хорошо впитывает пот, потом пуловер или шерстяной свитер, свободный, но плотно прилегающий на шее и запястьях. На ноги - шерстяные носки и теплые ботинки на меху или сапожки, но не тесные, а такие, чтобы большой палец ноги мог легко двигаться внутри.

Многие считают, что зимой вполне достаточно погулять часок. На этот счет нет строгих правил. Все зависит от закаленности ребенка и уличной температуры. Дети лучше переносят холод, если их покормить перед прогулкой - особенное тепло дает пища, богатая углеводами и жирами.

Многие считают - беда, если у ребенка замерзли уши. В сильный мороз, боясь отита, мамы и бабушки используют целый арсенал, состоящий из платочков, шапок - ушанок, шапок - шлемов. Однако если у ребенка воспаление ушей, это вовсе не значит, что переохладились именно они. Позаботьтесь поплотнее закрыть шею и затылок ребенка - именно здесь происходит наибольшая потеря тепла.

Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Каждый третий ребенок имеет отклонения в физическом развитии. Сейчас положение еще больше ухудшилось: 50 – 80 % детей имеют различные заболевания. Причин тому множество: и экономических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них это не внимание взрослых к здоровью своего ребенка. Мы, конечно же, любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболевает. В повседневности же не используем весь арсенал средств и методов, исходя из условий жизни и детской деятельности.

Главной причиной большинства простудных заболеваний у детей является несоответствие одежды и обуви ребенка температурному режиму. Значит, необходимо всегда сопоставлять температуру воздуха и одежду ребенка, не допуская как перегревания, так и переохлаждения тела.

Очень важны для здоровья ребенка музыкальная терапия и терапия запаха, как компоненты в создании фона, той обстановки, где живет ребенок.

  1. Режим. Всегда был и остается основой полноценного физического развития детей. Не случайно замечено, что по понедельникам дети приходят в детский сад нервозные, трудные. Вероятно потому, что в выходные дни дети отходят от привычного режима и живут по расписанию взрослых; поздно встают, не гуляют, к ночи (из-за гостей) поздно укладываются спать. Дети от этого капризны, потому что нарушается устоявшийся стереотип детского организма.
  2. Утренняя гимнастика. Как хорошо, когда в семье существует традиция - ежедневно проводить утреннюю гимнастику.
  3. Прогулка. Физиологами и психологами научно доказано, что ребенок выполняет в день 6 – 13 тысяч движений. Причем замечено, что если ребенок совершает меньше 6 тысяч движений – ребенок испытывает дискомфорт. В условиях гиподинамии малыш хуже развивается, капризничает. Двигательный комфорт дошкольнику лучше всего обеспечивать на свежем воздухе. В ненастную погоду: ливень, снегопад, сильный мороз – дети, как правило, остаются дома. Тем самым дети лишаются кислорода, общения со сверстниками. В таком случае,

Спортивный костюм, шапку), открыть балконную дверь и в течение 30 – 40 минут активно двигаться, играть. А на обычных прогулках практиковать походы, бег, как универсальные средства укрепления здоровья.

  1. Подвижные игры. Хорошо, когда родители и дети имеют свои любимые подвижные игры. Среди которых могут быть «лапта», «третий лишний», «классики». Ребенок обязательно будет играть, если увидит играющих, папу и маму, бабушку и дедушку.
  1. Пантомима. Немаловажную роль в обеспечении двигательной активности детей играет пантомима.
  1. Спортивные игры. Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр с элементами спорта вполне доступны детям 5 -6 лет (и даже более раннего возраста). Дети, как пищу, должны с ранних лет иметь свой спортивный инвентарь. Это могут быть - санки, лыжи, коньки, резиновый круг, велосипед, ракетки для бадминтона или мячи, кегли, городки, шашки и шахматы. Таким образом, физическая культура – понятие емкое. И только в комплексе процедур, с учетом здоровья детей мы сумеем добиться положительных результатов в этом первостепенном вопросе.

Болезни – штука неприятная, особенно детские. Но на календаре зима, а значит избежать многочисленных простуд, скорее всего не удастся. Дети очень часто не любят лечиться, поэтому, как только первые «горячие денечки» остаются позади, они требуют немедленного прекращения постельного режима, считая его делом скучным и не обязательным. Жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые подвижные игры не только поддерживают хорошее настроение, но и умеют лечить! Психоэмоциональное состояние ребенка играет положительную роль в оздоровлении. Если у взрослых людей более 70% заболеваний имеют психосоматическую основу, т.е. заболевание является реакцией организма на наши эмоциональные проблемы, то дети зачастую «отвечают» болезнью на беспокойство и озабоченность родителей. А именно в таком состоянии пребывают родители, когда болеют дети. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка.

Другая особенность организма ребенка – постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, т.е. к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограничение движения негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движения влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающихся нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства ЦНС и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабеет сердечнососудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям. Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины – ЛФК. Однако психика ребенка особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно, заниматься. Именно поэтому упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний адаптированы и изменены в виде игры. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют

иммунитет. Следует помнить, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях.

В горле «запершило», из носа потекло, а через два дня появляется кашель. Это отек, который поразил слизистую носа, затронул и бронхи. Ребенку стало тяжело дышать. А тут еще мокрота, которую воспаленное лимфоидное кольцо носоглотки щедро выделяет день и ночь, стекает по бронхиальному дереву вниз. Если ребенок лежит, мокрота застаивается, не откашливается, микробы в ней размножаются, вот уже и до воспаления легких недалеко.

Но дети интуитивно чувствуют; не надо лежать. И как только температура снижается, а высокой она бывает при ОРЗ от силы день-два, они сразу начинают скакать по постели. И правильно делают. Во время прыжков и беготни малыши интенсивнее дышат, получается своего рода аутомассаж. Бронхи при этом освобождаются от мокроты, кашель быстрее проходит и осложнения непоседам не грозит.

В первый же день после снижения температуры можно начать делать лечебную гимнастику. Вот упражнения для детей среднего дошкольного возраста.

«Солдатским шагом».

Спокойная ходьба по комнате с переходом на маршировку. Высоко поднимаем ноги, согнутые в коленях. Дышать при этом надо через нос, ровно держать спину. Время выполнения – 1 минута.

«Самолетик» .

Бег с разведенными в стороны на уровне плеч руками. При этом ребенок тянет звук «у-у-у». За 10-15 секунд до окончания бега темп постепенно замедляется.

«Тикают часики».

Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо – «тик». Наклон влево – «так». Спинка не сутулится, слова произносятся громко. Упражнение выполняется 4-5 раз.

Окружающие человека природные факторы: солнце, воздух и вода – постоянно влияют на закаливание организма, а система терморегуляции у нас включается при жаре или холоде. Закаливание нужно рассматривать как естественное (влияние природных факторов на человека в повседневной жизни) и специально организованное, с выполнением обязательных условий.

Специально организованное закаливание, хотя и более кратковременно по дозированию, но значительно эффективнее по своему воздействию. Воздух оказывает сильнодействующее влияние на человека. От рождения и до конца жизни мы дышим воздухом в основном через легкие и кожу. И от того, каков воздух, какой он температуры, зависит наше здоровье. Если мы дышим постоянно воздухом комнатной температуры, то никакого закаливающего эффекта происходить не будет. Полезнее находиться на свежем воздухе или в проветриваемом помещении.

Спать необходимо в прохладной комнате. Кто спит при температуре 17 – 18 *, тот дольше остается молодым. По мере утраты связи с природой, человек стал терять и свое здоровье. Раньше крестьяне все время трудились на природе, женщины зимой полоскали белье в ледяной проруби … Весь крестьянский труд выполнялся в поте лица, с постоянным изменением теплового баланса в организме – тепла и холода. Человек ходил босыми ногами по земле и тем самым не нарушал биологические законы.

Болезнь века – психологические стрессы. Борьба с ними: более частое пребывание на воздухе (даче, рыбалке, в лесу). Многие же из нас отдают предпочтение пребыванию в квартире у телевизора – бича нашего здоровья. Насладившись природой, человек заряжается положительной биоэнергией, снимает с себя отрицательные психические эмоции, получает необходимую физическую подготовку.

Свежий воздух помогает и быстрому излечению от простудных заболеваний. Вода – неотъемлемый источник нашей жизни. Чем больше принимается воды вовнутрь, тем больше усваивается твердых веществ. Холодная вода при наружном применении производит раздражение, передающееся нервной системе, а потом кровеносной. Горячая вода, наоборот, оказывает успокаивающее расслабляющее действие.

Последние научные данные говорят о том, что холодный душ дает положительную биоэнергию, а горячий и тем более. Утром полезнее принять холодный душ, а вечером – горячие ванны или душ. Холодные водные процедуры положительно влияют на работоспособность, т.е. заряжают организм, придают бодрость и уверенность. Еще древние греки считали, что «вода смывает все страдания». Наиболее сильнодействующими являются холодовые процедуры со снегом, хождение по снегу с босыми ногами, обтирание снегом. Чем больше разница температур разогретого тела с окружающей средой в момент закаливания, тем большее физиологическое воздействие мы получаем. При систематическом закаливании организма происходит не только привыкание, приспособление физиологической перестройки организма, но и гораздо большее – потребности к систематическим повторениям. По мнению специалистов, человек должен находиться не менее 2 часов в сутки обнаженным, как можно больше с босыми ногами, да еще лучше в соприкосновении с землей.

Говорят: «У природы нет плохой погоды». Любая погода для нас – это в несколько раз лучше, чем спертый квартальный воздух. Чем отдаленнее от жилой местности, тем меньше у нас проблем со здоровьем.

Всякий раз, когда начинается очередной летний сезон, значительно возрастает число отпускников с детьми. И это не удивительно. Лето по праву считается наиболее благоприятной порой для отдыха. Одни родители предпочитают выезжать на юг, где много солнца и теплое ласковое море, другие – в Прибалтику, где есть море, но не так жарко. Третьи остаются на отдыхе в средней полосе. Но есть такие, которые еще только обсуждают свой маршрут, взвешивают все «за» и «против» … И правильно делают. Вопрос о том, где лучше всего отдыхать с детьми, не так прост, как это может показаться на первый взгляд. И дело в тут вовсе не в том, есть ли путевка, трудно ли достать билеты или не будет ли переполненным пляж.

Самое главное – как себя будет чувствовать ребенок на новом месте, пойдет ли ему данный климат. К сожалению, некоторые родители порой упускают эту важную сторону. Наша страна по своему климату далеко не однородна. Вместе с тем, каждый климат по-своему действует на организм человека, а на детей в особенности. Причем, чем меньше ребенок, тем хуже он адаптируется на новом месте. Больше всего люди чувствуют себя хорошо в пределах той зоны, которая им привычна. Поэтому стремление родителей вывезти ребенка за сотни километров не всегда оправдано. Многие просто недооценивают возможности климатолечения в условиях нашей средней полосы. Акклиматизация в данных условиях не представляет больших трудностей, даже для самых маленьких. Районы лесов средней полосы являются лучшим местом отдыха для ослабленных детей, особенно приезжающих с Севера. Чудесный воздух, настоянный на аромате хвои и лесных цветов, богатый озоном, наполняет живительной силой легкие.

Во многом сродни климату средней полосы климат Прибалтики. Лето здесь теплое, небольшие колебания температуры, прекрасные пляжи. Данный климат благоприятно влияет на детей с хроническими заболеваниями органов дыхания, больных ревматизмом.

Тренировать организм можно и в сауне. Основной лечебный фактор сауны – воздействие сухим паром. Горячий воздух прогревает тело, открывает поры, расширяет капилляры. В результате чего все жидкие среды организма приводятся в активное движение. Благодаря этому улучшается снабжение клеток кислородом и питательными веществами, повышается защитные функции человека. Иными словами происходит активная тренировка организма.

Нечто подобное мы испытываем, когда попадаем в условия степного климата. Данный климат присущ югу Украины и Северному Кавказу, вплоть до Южного Забайкалья. Здесь теплый и сухой воздух. Частые ветры способствуют вентиляции воздуха и смягчают жару. Этот климат специалисты рассматривают как закаливающий. Благоприятен этот климат для детей с больными почками, заболеваниями верхних дыхательных путей.

Горный климат - это чистый воздух с повышенным содержанием озона. Воздух здесь сухой и прохладный, богат ароматическими веществами лесов и лугов. Здесь обилие курортов (Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Трускавец) с источниками минеральных вод. Горный воздух оказывает возбуждающее, тренирующее и закаливающее действие. Горный воздух показан при заболеваниях крови, легких, ревматизме и астме, расстройствах нервной системы.

Черноморское побережье. Для отдыха с детьми благоприятным считается берег Крыма, кавказское побережье (от Анапа до Туапсе). Здесь умеренно жаркое солнечное и сухое лето. Влажность невысокая, поэтому жару дети переносят хорошо. Наиболее благоприятны эти условия для детей с заболеваниями почек, легких и носоглотки, туберкулезом.

Как видите, отдых не берегу одного и того же моря может давать разные результаты. Поэтому отправляясь на отдых с ребенком, обязательно советуйтесь со специалистами.

Родители должны знать наизусть особенности своего ребенка. Если ребенок обладает повышенной нервной возбудимостью, то его в жаркие летние месяцы на юг лучше не вывозить. Используйте в полной мере для активного отдыха отпуск и все выходные дни.

Здоровье детей определяется уровнем здоровья родителей, общества, состоянием окружающей среды.

Выдающийся ученый, философ, врач Авиценна, делил всех людей по степени здоровья:

  1. Тело, здоровое до предела.
  2. Тело, здоровое, но не до предела.
  3. Тело, не здоровое, но и не больное.
  4. Тело, хорошо воспринимающее здоровье.
  5. Тело, плохо воспринимающее здоровье.
  6. Тело больное до предела.

Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу не улучшается, а ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы.

«Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание …»

(В.А.Сухомлинский)

Когда и сколько заниматься .

Возможность включить в распорядок дня совместимые знания одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Прежде всего, следует соблюдать принцип систематичности, чтобы они стали для него ежедневной потребностью.

Продолжительность занятий родителей с ребенком различна: она зависит от возраста ребенка, от лимита времени родителей, от времени суток, а также от того, что делает ребенок до или после занятий (если ребенок устал после

долгой прогулки или прогулка еще предстоит, продолжительность занятий будет меньше, чем после отдыха).

Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются» мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки лучше использовать легкие и уже знакомые упражнения, поскольку обычно не хватает времени и терпения для разучивания новых, более сложных упражнений. Продолжительность утренних занятий – не более 10 минут. Для нормального развития ребенка очень важно ежедневное пребывание на свежем воздухе. Интересен тот факт: пока ребенок в грудном возрасте, родители добросовестно соблюдают это требование, но когда дети подрастают, родители частенько о нем забывают. Ребенок нуждается в активных движениях на воздухе, причем в любую погоду, это особенно благоприятно отражается на его физическом развитии.

Соблюдение элементарных правил личной гигиены должно прививаться с ранних лет. Под этим понятием, мы привыкли понимать умывание, чистку зубов, соблюдение частоты рук, тела, одежды. Под чистотой часто подразумевается внешнее отсутствие грязи, которую можно увидеть глазами. Но ведь случается не только внешняя, но и «внутренняя грязь» - так называемые токсины, которые выделяются через потовые железы. Если их не смывать, то происходит самоотравление, которое выражается в проявлении утомления, раздражения, нервозности. Чтобы избежать этого, нужны ежедневные водные процедуры, желательно два раза в день: утром и вечером. Отсутствие привычки к обливанию всего тела водой или обтирания мокрым полотенцем может привести к ослаблению организма и частым простудным заболеваниям.

ВАННА, ДУШ, КУПАНИЕ – прекрасное средство закаливания и своеобразный массаж.

Приложение 6.2

Как приучить ребенка чистить зубы

Всем известно что чистка зубов - это не просто утренний ритуал, а вынужденная необходимость. Ведь с помощью зубной щетки и пасты мы осуществляем гигиену полости рта. Вот только как донести это до малыша так, чтобы он самостоятельно регулярно чистил зубы? На первый взгляд это довольно сложная задача..

Красивая зубная щетка

Позвольте ребенку самому выбрать атрибуты для гигиены. Ребенок лучше вас знает, чем ему приятней будет чистить зубы, будь то зубная щетка в виде бэтмена или шрэка. Вам останется лишь косвенно принять участие в выборе, рекомендуя щетки ребенку исходя из его возраста.
Если имеющиеся модели щеток малышу не нравятся, попробуйте заинтересовать его электрической зубной щеткой (учтите, электрическая зубная щетка показана к использованию детям только с 3х лет).

Вкус зубной пасты тоже имеет значение!

Прежде чем приобретать зубную пасту, поинтересуйтесь вкусовыми пристрастиями ребенка. Зубная паста должна быть приятной.

Пример для подражания

Нет ничего лучше чтобы приучить ребенка чистить зубы , как собственный пример. Акцентируйте внимание, когда собираетесь совершать чистку зубов. Уточните, что все люди чистят зубы два раза в день. Пусть чистка зубов станет для ребенка неким атрибутом «взрослости».

Проявите фантазию

Легче приучать ребенка чистить зубы в игровой форме. Сделайте процесс чистки зубов привлекательным для ребенка. Сочините небольшой рассказ про зубки и зубную щетку, и озвучивайте его во время чистки зубов. Или, например, представьте с малышом, что зубы – это забор, а щетка – это малярная кисточка, которой нужно покрасить забор.

Стихи про чистку зубов

Если возраст малыша позволяет, используйте стихи во время чистки зубов:

Рано утром звери встали,
Зубки чистить побежали.
Чистят зубки мишки
Щеточкой из шишки.
Белка в рыжей шубке
Тоже чистит зубки.
Серые мышата,
Веселые ежата.
Серый волк зубастый
Чистят зубки пастой.
Чистят поросенок
И смешной лосенок.
Чтобы зубки не болели,
Как снежинки чтоб белели,
Чистить вкусной пастой
Надо зубки часто!

***
Зайчики и белочки,
Мальчики и девочки
Утром две минутки
Чистят себе зубки.
Маленькие котики
Открывают ротики
Зубки выстроились в ряд,
Щетку с пастой ждут опять!
Снует зубная щетка,
Как по морю лодка,
Как по речке пароход
По зубам она идет,
Вверх и вниз, туда-обратно.
Счистим мы налет и пятна.
Чтобы зубки не болели,
Чтоб как зимний снег белели
Дружно чистят перья птички,
Умываются синички.
Белки, зайчики, мишутки
Утром тоже чистят зубки.
Мы теперь с тобой спецназ,
Есть задание у нас!
Щетку в руки, и вперёд,
Удалять зубной налет!

Нет плохим эмоциям!

Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не воспринимал чистку зубов как тягостную обязанность. Если по каким-то причинам малыш не почистил зубы, ни в коем случае не наказывайте его, там самым вы только закрепите отрицательные эмоции.


Для приучения малыша к чистке зубов потребуется всего лишь немного ваших усилий и фантазии и результат не заставит себя ждать!


В продолжение темы:
Истина где-то рядом

Добрый день, дорогие рукодельницы! Мы любим праздники, потому что ожидаем чего-то хорошего и веселого? Но особый трепет вызывает особое и светлое торжество, это Пасха . На...

Новые статьи
/
Популярные