Положительные и отрицательные стороны домашнего воспитания. Положительная и отрицательная роль семьи в воспитании ребенка

Мы выяснили, что современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная и др. Одной из отраслей является семейная педагогика.

Все отрасли педагогической науки, исследующие широкий круг общих и специальных проблем, глубоко отражающих связи между соответствующими педагогическими явлениями, «родственны» между собой. «Роднит» их предмет, который они изучают, а именно: сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Но каждая из отраслей современной педагогики изучает сущность воспитания под своим конкретным углом зрения, учитывая возрастные и иные особенности воспитуемых, специфику взаимодействия между субъектами воспитательного процесса. В зависимости от указанных особенностей различаются цели, содержание и построение воспитательного процесса в том или ином социальном институте: семейном или общественном.

На сегодняшний дней область семейного воспитания менее изучена по сравнению с общественным воспитанием. Это объясняется рядом причин.

1. Долгие годы в нашей стране осуществлялась государственная политика, ориентированная преимущественно на общественное воспитание, что принижало роль семьи как социального института, делало малоактуальным изучение теории и практики семейного воспитания.

2. Семья, будучи одним из сложнейших образований в истории человечества, имеет много взаимосвязанных направлений своей деятельности (функций), поэтому изучение особенностей семейного воспитания невозможно вести автономно, в рамках одной педагогики: необходим междисциплинарный комплексный подход.

3. Семейная жизнь и домашнее воспитание – сложные предметы научного исследования, поскольку зачастую представляют собой «тайну за семью печатями», в которую люди неохотно впускают посторонних, в том числе и исследователей.

4. Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными, иных методов, чем те, которые активно и достаточно результативно используются в педагогике при изучении воспитательно-образовательного процесса в детском саду, школе, колледже, вузе.

Воспитание в семье всегда определялось как домашнее (иногда – домашне-семейное). При этом учитывается, что домашнее воспитание может осуществляться членами семьи, а также специально приглашенными, иногда профессионально подготовленными к воспитательной деятельности лицами (няня, бонна, гувернер и др.). В современных условиях домашнее воспитание дополняется общественным: дети посещают дошкольное учреждение, школу, прогулочную группу, студию, школу искусств, спортивную секцию и др.

Две ветви воспитания – в семье и в общественных учреждениях – сложились в глубокой древности, уходят своими корнями в историю человечества на заре его существования. Обе ветви представляют собой неоднозначные явления: им присуще много общего, но имеются и важные, принципиальные различия. Так, задачи воспитания в условиях семьи и общественных образовательных учреждений, будучи конкретно-историчными, зависящими от особенностей жизни человека в обществе на определенном этапе его развития, отличаются соотношением эмоционального и рационального компонентов: в семье преобладает первый, в общественном воспитании главенствует второй. Другими словами, общественному воспитанию недостает теплоты и естественности семьи, в нем, как справедливо отмечал М.М.Рубинштейн, всегда присутствует доля рассудочности и холодности.

Известные различия наблюдаются в целях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания. В дошкольном учреждении, школе и других образовательных учреждениях цель носит объективный характер, поскольку подчинена «заказу» общества на воспитание необходимых ему членов. В семье цель воспитания отличается известным субъективизмом, потому что в ней выражаются представления конкретной семьи о том, каким она хочет вырастить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка, другие индивидуальные особенности.

Таким образом, цели семейного и общественного воспитания могут не совпадать, а иногда и противоречить друг другу. Можно с полным правом сказать о том, что в дошкольном учреждении, школе цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу, «прописаны» в программных документах, сформулированы для определенного образовательного учреждения, дифференцированы по возрастным категориям воспитанников, в то время, как в семье часто носят несформулированный характер, варьируются в зависимости от целого ряда причин.

Методы воспитания, которые используются в детском саду (или другом образовательном учреждении) и семье, отличаются и по своему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а, следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. Таким образом, в каждой семье складывается своя индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него.

Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.

Иная система домашнего воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий для его полноценного развития. Игнорирование интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходимых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы – это тоже признаки системы домашнего воспитания, но системы безалаберной, попустительской, жестокой по отношению к маленькому ребенку, для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка, забота, разумная помощь взрослых, прежде всего близких ему людей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что общественное воспитание, по сравнению с семейным, отличается большей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью. Однако это не обеспечивает приоритет общественного воспитания в формировании личности ребенка, особенно в первые годы его жизни. Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии ребенка. А причина этого таится в принципиальном различии характера доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания в семье и учреждениях общественного воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родственников) отличается неформальным характером, строится на контактах «лицом к лицу». В семье, как правило, нет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты контактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличается широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открытостью. Семья для ребенка – наименее ограничивающий, наиболее мягкий тип социального окружения.

Общественное воспитание осуществляется обществом, государством и организациями, создаваемыми для этой цели (детскими садами, школами и др.). Поэтому взаимосвязь субъектов воспитания в общественном образовательном учреждении имеет институционально-ролевой характер, т.е. в значительной мере определяется функциональными обязанностями педагога, хотя и может смягчаться или, напротив, ужесточаться в зависимости от его личностных качеств. Однако отношения «педагог – ребенок», «педагог – дети», «педагог – коллеги», «педагог – администрация» более фиксированы, чем отношения между членами семьи и ребенком в условиях домашнего воспитания.

Приведем схему, разработанную Е.П. Арнаутовой и В.М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (табл. 1).

На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды.

Таблица 1

Сравнение общественного и семейного воспитания

Детский сад

Недостатки

Преимущества

Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность

Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком.

Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста

Сравнительно мягкие отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений

Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка

Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов

Преимущества

Недостатки

Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий

Целенаправленный характер воспитания и обучения детей

Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потреб-ностей

Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников

Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы

Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания.

Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка

Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания

Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную харак-теристику, проанализировать свои методы воспитания

Таким образом, общественное и семейное воспитание имеют целый ряд принципиальных отличий, которые необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить их целесообразное взаимодействие, взаимодополнение в реальном образовательном пространстве.

Все хорошо знают, что у каждого воспитательного метода есть свои сильные и слабые стороны. Но часто ли мы задумываемся о том, какое воспитание, на самом деле, подходит нашему ребенку? Что окажет на маленького человечка самое благополучное влияние и поможет вырастить из него честного, доброго и порядочного человека с твердыми моральными убеждениями? Как способна воздействовать на него религия и что это принесет ребенку в его будущем?

Положительные стороны религиозного воспитания

Помимо выражения «про опиум», справедливости ради, не помешает вспомнить еще одно: «Если религия – это наркотик, то атеизм можно назвать газовой камерой». И в этом есть своя огромная доля истины. Что дает религиозное воспитание ребенку?

  • Прежде всего, такое воспитание прививает уважение.

Ваш ребенок научится уважать свою семью, родителей, а также других родственников и окружающих его людей, а если повезет, окружающий мир – природу, животных, а также тех, кто от него отличается.

  • Религия прививает ребенку семейные ценности. Это, очень важно. Человек, имеющий семью, понимает всю ответственность за нее перед Богом. Во многих религиях не допустимы разводы.
  • Человек, воспитанный в религии, никогда не будет одинок . Потому что у него есть Бог. По статистике, среди религиозных людей, очень низкий процент самоубийств. Религия формирует ощущение принадлежности человека к семье, религии, народу.
  • Религиозное воспитание дает уравновешенность . Ежедневное чтение молитв помогает расслабиться, успокоиться и формирует здоровый оптимизм и веру в чудо, которых очень не хватает в современной жизни.
  • Терпимость. Осознание того, что все в мире – «творения Божьи», а это значит, что окружающие люди, животные, а также растения, заслуживают, как минимум, понимания их значимости перед Богом.
  • Целомудренность – одна из самых положительных сторон воспитания в религии. Это касается не только физического тела. В религиозном воспитании очень много внимания уделяется целомудренности и чистоте мыслей, что способно уберечь от разных проявлений моральной неустойчивости и эгоизма – «гордыни».
  • Понятие греха . Детям, воспитанным в религии, с рождения прививаются моральные ценности, очень четко разграничивается плохое и хорошее, внушается мысль, что за плохой поступок всегда нужно ответить, как минимум, перед Богом.
  • Религия учит умеренности. Это касается всех сфер жизни человека. Умеренность и воздержанность в еде, личных отношениях, отсутствие проявлений фанатизма, способного привести к страшной беде.

Отрицательные стороны религиозного воспитания

Как известно, в любом воспитательном методе имеются и отрицательные стороны. Есть ли они в религиозном воспитании? Давайте разберемся.

  • Прихожан церкви, «божьих рабов», на церковном языке называют «паствой». То есть, говоря по иному, ведомыми «овцами», где роль ведущего отведена священнику. А кому нравится быть «овцой» и «рабом»? Лично меня, эти сравнения всегда коробили и я бы не хотела прививать такое «смирение перед Богом» своему ребенку.
  • Религия разделяет мир на «черное» и «белое», четко обозначая, что такое грех. Это, конечно же, не принесет вреда, даже наоборот, поможет сформировать моральные принципы. Однако не стоит забывать о том, что мир многоцветен и когда-нибудь придется рассказать ребенку о его оттенках. Главное, не сломать при этом уже сложившуюся систему ценностей.
  • Одна из ведущих религиозных установок – «…мы все под Всевышним…», а также: «Бог воздаст, направит и поможет». Это, в свою очередь, учит перекладывать ответственность за свою жизнь на «Бога», а не брать ее на себя.
  • В религии много разных мифов, легенд и неподтвержденной фактами «мистической установки», утверждающей присутствие в жизни невидимого Бога, от которого зависит практически все. И эти истины считаются аксиомой и они не подвергаются сомнениям. Все остальное «инакомыслие» недопустимо. Религии, требующей бездоказательного принятия всех постулатов, не нужна пытливая «паства рабов», которая может подвергнуть сомнению «непреложные истины» и будет искать свои ответы.

Так нужно ли ребенку религиозное воспитание? Возможно, оно не помешает, но без фанатизма.

Во всем нужно соблюдать равновесие, особенно в воспитании детей.

Думаю, было бы разумным оставить ребенка в покое, но при этом прививать ему моральные ценности и воспитывать уважение к окружающему миру. А нужно ли смешивать это с религией или нет, пусть ваш ребенок решит сам, когда вырастет.

А как считаете вы?

Положительная и отрицательная роль семьи в воспитанииребенка

Семья – самый первый и самый важный коллектив, в которыйребенок попадает сразу после появления на свет. Именно в семье он получаетнавыки, привычки, черты характера, которые остаются у него на всю жизнь ивлияют на его судьбу. То, что приобретено в раннем детстве, изменить оченьтрудно. Почему? А потому что в семье человек растет и находится как минимум до16 – 25 лет. В окружении членов семьи ребенок растет, ходит в школу, получаеткакое-то образование. В семье у него идет формирование личности! И с какимбагажом за плечамичеловек вступает вовзрослую жизнь, зависит от того, что вложила в него семья.

Только взрослые члены семьи могут научить ребенка любить,заботиться о близких, привитьтрудолюбие, навыки к самообслуживанию, развить у ребенка активность, лидерскиекачества, способность проявлять инициативу, самодисциплину, способностьсопереживать и, при необходимости, проявлять твердость и настойчивость и многиедругие нужные и полезные в жизни качества характера и души.

Почему семья, часто, не может дать детям всего вышеперечисленного?

Дело в том, что семья может заложить в ребенка только то,что имеет сама. Полезные навыки, полезные традиции, полезные привычки – еслисемья этого ребенку не дала, то, скорее, она выступит в качестве отрицательногофактора, и у ребенка будет трудная судьба.

Порочный круг заключается в том, что и родители, и бабушки сдедушками вышли из своих семей и вынесли оттуда все, что успелавложить в них их семья, где они родились ивыросли. Весь этот багаж, плюс жизненный опыт, они передали своим детям, а дети– внукам.

Но в каждую семью, как известно, время от времени вливаютсяновые люди, из других семей, (кто-то женится, или выходит замуж), в которыхбыли иные традиции, царили совершенно другие привычки и навыки. То есть появляютсяновые члены семьи, которые могут изменять или даже нарушать старые устои. Эточасто является причиной семейных конфликтов, в которые непременно вовлекаются идети.

Почему? Ну а как же иначе? Представьте себе, мать из однойсемьи, где, к примеру, царил матриархат, а отец из другой, где хозяином былотец, где мужчина – глава семьи. У них могут быть абсолютно разными подходы квоспитанию детей. В такой семье и мать иотец будут постоянно бороться за власть, и прежде всего, за власть над своимидетьми. Ведь в детях, не смотря на любовь между супругами, каждый из них хочетвидеть именно свое продолжение. Каково ребенку в таких условиях, особенно, еслион вовлекается в эти «разборки»?

Но, предположим, мама уступает первенство своему мужу. Врезультате у нее развивается повышенная тревожность, раздражительность… Аполучивший власть, несдержанный и честолюбивый отец начинает «лепить» своечадо. В результате, он никогда не получит того, чего хотел. Он получитнервозного, несдержанного ребенка с ярко выраженным чувством вины и комплексомнеполноценности.

Вы знаете, когда я спрашиваю родителей, каких свойствхарактера им не хватает для правильного воспитания своих детей, большинствоотвечают: «твердости характера, строгости, уверенности». На вопрос, каким быони хотели видеть своего ребенка, я, в большинстве случаев, получаю такиеответы: «Ребенок должен быть спокойным, послушным, добрым, искренним,трудолюбивым…»

То есть родителям требуются недостающие им черты характерадля подавления воли своего ребенка, а ребенок должен быть спокойным,послушным…, то есть удобным, не приносящим лишних хлопот, незаметнымчеловечком!!!

Так не бывает! Ребенок, в первую очередь реагирует наотношения между родителями и на отношение родителей к нему самому. Глядя насвоих родителей, ребенок учится всему, что видит. Если родители между собойдопускают грубость, ложь или лицемерие, ребенок, не анализируя, хорошо это илиплохо, учится вести себя так же, то есть становится грубым, лживым илицемерным.

Родителям это, разумеется, не нравится! Они пытаютсяисправить свое чадо замечаниями, нотациями или, даже, наказаниями, но у нихничего не получается! А не получается потому, что слова родителей расходятся сделами. Дети слова, в таких случаях, воспринимают как «в одно ухо влетело, вдругое вылетело», «как об стенку горох», он неосознанно повторяет действиясвоих родителей! Наказания и нотации вызывают только чувство протеста иозлобленности, уверенности в том, что его родители просто не любят!

А родителям в такой ситуации не до любви! Они же ребенкамогут похвалить и выразить ему свою любовь могут только в том случае, еслиребенок не доставляет им хлопот, «не треплет нервы»! Они всем своим видомпоказывают ребенку, что не довольны им! Какая уж тут любовь!

Ребенок же, чувствуя постоянное недовольство со стороныродителей, все больше отдаляется от них, становится чужим, неуправляемым,жестоким. Или, если сломлена его воля и достоинство, ребенок превращается в«серую мышку» в образе которой и проживет свою жизнь!

Что же делать?

Если у родителей возник такой вопрос, значит, они готовычто-то изменить в себе, в своем поведении, в своем отношении к воспитаниюребенка. Правильно? Иначе для чегоинтересоваться «что делать?»

В этой статье я могу подсказать лишь направление вашихдействий.

Итак, самое первое, что нужно сделать, это увидеть иуслышать друг друга. Сделать это нужно для того, чтобы понять, откуда, у Васлично, появилось убеждение в том, что ребенка надо воспитывать именно так, какэто представляете себе Вы? Наверняка это идет из семьи Ваших родителей.

Второе, что нужно сделать, это восстановить воспоминания освоем детстве и подумать, даже почувствовать, чего Вам не хватало в детстве,как к Вам относились Ваши родители, и хотели бы что-то изменить, если это былобы в ваших силах?

Третье – поставить себя на место своего ребенка ипочувствовать, чего он хочет от вас?

Хотите ли Вы критики, нотаций, наказаний и оскорблений? Яуверена, что Вам захочется любви и внимания, доверия и защищенности.

Ответьте себе на мой вопрос: почему дети упрямятся, лгут,капризничают, замыкаются в себе…?

ОНИ ЗАЩИЩАЮТСЯ ОТ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ!!!

Многие родители утверждают, что детский сад – первая ступень в развитии и воспитании дошкольников. Однако, некоторые психологи опровергают такое утверждение. Есть как отрицательные, так и положительные стороны дошкольного учреждения. Об этом и пойдёт речь в нашей статье.

Минусы детского сада

Почему – то не все малыши посещают дошкольное учреждение. Когда провели опросы мамочек, специалисты смогли назвать отрицательные моменты детского сада:

  1. Плохое влияние. Не все дети растут в благополучных и культурных семьях. Отсюда и происходит негативное влияние. У детей появляется нецензурная речь, начинают драться, грубить, проявлять агрессию. Если ребёнок растёт в такой атмосфере, его потом тяжело переучить.
  2. Заболевания. «Куда же без этого?» – Скажете вы. Однако, вы должны учитывать, что дома ребёнок будет болеть значительно реже, чем в коллективе. Такая проблема есть практически в каждом детском саде. Какая – то мамочка не может оставить малыша дома на больничном и приводит его в группу с насморком и кашлем. Как итог, начинают болеть и остальные дети. Поэтому такой круговорот будет до тех пор, пока медсестра сама лично не начнёт принимать ребят в группу.
  3. Нехватка внимания. Да, это есть в каждом государственном детском садике. В группах много детей, а воспитательница одна. Конечно же, она при всё своём желании не сможет уделить каждому ребёнку должного внимания. Именно поэтому малыши вечером капризничают. Ведь они так хотят, чтобы наконец – то в семье обратили на них внимание.
  4. Травмируется психика. Ну а как вы думаете? Да, возможно, ребёнок любит детский сад, свою группу, друзей и воспитателя, но в глубине души, в далёком своём подсознании, малыш ждёт маму или папу с работы. Он хочет в семью, только не может ещё выразить словами свои истинные чувства.

Плюсы детского сада

Есть не только отрицательные стороны дошкольного учреждения, положительных моментов тоже хватает:

  1. Развитие. В детском саду по программе предусмотрены такие предметы: аппликация, лепка, рисование, математика, развитие речи, окружающий мир и многое другое. Всё это необходимо малышу для развития как мелкой, так и крупной моторики; для умственного и логического развития, активной деятельности.
  2. Общение. Дети чаще всего играют сами по себе. Настоящие друзья у них появляются ближе к школе. Однако, малышам иногда полезно коллективное общение. Они должны учиться разрешать споры, улаживать конфликты или просто играться.
  3. Режим. Дети, которые приучены в одно и тоже время ложиться или вставать, принимать пищу и играть, в будущем становятся более организованными и собранными.
  4. Самостоятельность. Ещё одна важная ступень в развитии. Дети, которые посещают детский сад, умеют за собой поухаживать. Они одеваются самостоятельно, завязывают шнурки, ходят на горшок. Домашние дети не приучены к такой самостоятельности. Знают, что мама вещи достанет, поможет их надеть и покормит с ложечки в любую минуту.

Заключение

Только родители смогут ответить на вопрос: «нужен ли нам детский сад?». Ни один психолог не поможет и не подскажет. Ведь это дело каждого человека. Просто родители должны задать себе следующие вопросы:

  1. Зачем нам нужен детский сад?
  2. С какой целью будем в него ходить?
  3. Кто сможет вовремя забирать малыша?
  4. Каким я хочу видеть наше дошкольное учреждение?

Только после того, как ответите на свои вопросы легко и быстро, тогда точно определились, что вам нужно и для чего. Удачи вам и не пропустите важные и счастливые годы своего крохи.

Представляя собой исходные положения, которые лежат в основе воспитания, принципы предписывают постоянство и последовательность действий взрослых при различных условиях и обстоятельствах. Принципы воспитания проистекают из цели воспитания, определяются природой воспитания как социального явления. Если цель воспитания взрослыми воспринимается как те или иные вершины, к которым хотят подвести своих детей, то принципы устанавливают возможности реализации намеченного в конкретных социально-психологических условиях. Таким образом, принципы воспитания - практические рекомендации, которыми следует руководствоваться всегда и везде, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.

В последние годы в связи с демократическими преобразованиями в обществе принципы воспитания пересматриваются, некоторые из них наполняются новым содержанием. Например, «отступает» принцип субординации, согласно которому мир детства представлялся не самостоятельным уникальным явлением, а своеобразным «складом заготовок» для взрослой жизни (А.Б.Орлов). Принцип монологизма, в соответствии с которым в воспитательном процессе «солировали» взрослые, а дети почтительно внимали, уступает место принципу диалогизма, означающему, что взрослые и дети - равноправные субъекты воспитания. Следовательно, родителям (и профессиональным педагогам) надо учиться общаться с ребенком на равных, а не смотреть снисходительно сверху вниз на него.

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие.

Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ. Естественно, что не каждая семья, думая о цели воспитания ребенка, оперирует такими научными педагогическими понятиями, как «всестороннее гармоническое развитие личности». Но любая мать, прижимая к себе новорожденного ребенка, желает ему здоровья, мечтает, чтобы он вырос хорошим человеком, жил в гармонии с самим собой и окружающим миром, был счастлив. А что же это такое, если не общечеловеческие ценности?

Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка, другие его индивидуальные особенности. Подчас родители, отмечая в своем образовании, жизни в целом какие-либо просчеты, пробелы, хотят воспитать ребенка иначе, чем это делалось в отношении их самих, и видят цель воспитания в том, чтобы развить у ребенка те или иные свойства, способности, которые не удалось реализовать в собственной жизни. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

Носителями объективных целей воспитания являются общественные институты воспитания, с которыми семья так или иначе связана. Так, многие семьи, исходя из интересов ребенка, учитывают цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы, что обеспечивает известную преемственность в воспитательной деятельности. Противоречия в целях воспитания между членами семьи, между семьей и детским садом (школой) негативно сказываются на нервно-психическом и общем развитии ребенка, дезорганизуют его. Определение цели воспитания в конкретной семье часто затрудняется ввиду того, что родители не всегда имеют представление о половозрастных особенностях ребенка, тенденциях его развития, природе воспитания как такового. Поэтому в функции профессиональных педагогов входит оказание помощи семье в конкретизации цели воспитания.

Принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. В ряде исследований (Т.А. Маркова, Л.В. Загик и др.) выявлено, что ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Так, незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания. Нежелание и неумение взрослых создать в семье благоприятный психологический климат - причина детских неврозов (А.И. Захаров), девиантного поведения подростков (М.И. Буянов, Т.А. Драгунова). Между тем еще достаточно живуче представление о том, что воспитание детей - дело нехитрое и в нем каждый может преуспеть. Известно, что о подобном педагогическом невежестве писал в свое время К.Д. Ушинский, но и сегодня некоторые родители считают себя достаточно компетентными воспитателями и поэтому не испытывают потребности проконсультироваться у специалистов, познакомиться с психологической и педагогической литературой. Иную позицию, как свидетельствуют социологические исследования, занимают образованные молодые родители. Они проявляют интерес к специальным знаниям по проблеме воспитания, развития детей, стремятся повысить свою педагогическую культуру.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. Суть этого принципа заключается в том, что родители должны принимать ребенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша. Да, не всегда ребенок отвечает тем идеальным представлениям о нем, которые сложились в сознании его родителей. Но необходимо признать самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на данный момент его развития. А это значит принять его индивидуальное своеобразие и право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого с помощью родителей он достиг. Родителям свойственно видеть «пробелы» в развитии ребенка при сравнении с каким-либо образцом. Чаще всего это сверстник в семье друзей, родственников: «Лиза младше Саши, но прекрасно владеет ножом и вилкой. А наш сын предпочитает есть ложкой, да еще пальцы в тарелку запускает». Оставим «за кадром» выяснение причин несоответствия поведения Саши требованиям столового этикета, отметим только, что, конечно, надо корректировать подобные «особенности» поведения ребенка, но делать это следует постепенно, а не «здесь и сейчас», и не столько путем требований к поведению ребенка, сколько перестраивая собственную воспитательную тактику: иначе требования «повиснут» в воздухе.

Напомним о педагогических правилах, вытекающих из принципа гуманности: избегать сравнения ребенка с кем-либо (с родителями, сверстниками, литературными героями, великими людьми); не навязывать «в лоб» примеры поведения, деятельности; не призывать быть похожим на тот или иной эталон, образец поведения. Наоборот, важно учить ребенка быть самим собой. А чтобы двигаться вперед (в этом суть развития), надо оглядываться назад и сравнивать себя «сегодняшнего» с собою же «вчерашним»: «Сегодня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать еще лучше». Такая линия воспитания, в которой проявляется оптимизм взрослых, вера в возможности ребенка, ориентирует его на вполне достижимую цель собственного совершенствования, уменьшает число внешних и внутренних конфликтов и способствует укреплению психического и физического здоровья ребенка.

Особого гуманизма и мужества требует воспитание ребенка, имеющего какие-либо внешние особенности или физические недостатки, достаточно заметные, вызывающие любопытные реакции у окружающих людей (заячья губа, выраженные пигментные пятна, деформация ушных раковин, уродства и др.). Под воздействием нетактичного поведения близких и особенно часто посторонних людей у ребенка может сформироваться представление о своей неполноценности, что негативно скажется на его развитии. Чтобы не допустить этого (или хотя бы смягчить), родители должны примириться с фактом, что у ребенка есть та или иная особенность, преодолеть которую полностью не удастся. Далее следует постепенно, но твердо приучать ребенка к пониманию, что он обречен жить с таким недостатком и к нему надо спокойно относиться. Конечно, сделать это очень непросто, потому что в детском саду, школе, на улице возможны любопытные взгляды, реплики, смех и прочие проявления душевной грубости детей, взрослых, даже педагогов-профессионалов. Задача родителей - учить ребенка не реагировать болезненно на такое поведение окружающих людей, убеждать его в том, что отношение к нему изменится, когда дети и взрослые узнают, какой он хороший, добрый, веселый, умелый и т.д. Не менее важно выявить и всемерно развить в ребенке те его задатки, достоинства, которыми он потенциально обладает, например умение петь, выразительно читать стихи, придумывать сказки, рисовать, воспитывать в нем доброту, веселый нрав, закаливать физически. Любая «изюминка» в личности ребенка будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет спокойнее относиться к иным своим недостаткам.

Для любознательных

Психологи выявили особую роль семейных истории для психического развития детей. Оказывается, люди, которые в детском возрасте слышали такие предания от отца и матери, бабушек и дедушек, лучше постигают психологические взаимосвязи в своем окружении, легче ориентируются в трудной обстановке. Да и тем, кто рассказывает сыну или внуку эпизод из прошлого, тоже полезно это делать: воспоминания уравновешивают психику и вызывают столь дефицитные положительные эмоции. Дети любят, чтобы им повторяли одни и те же истории, хотя не всегда просят об этом. Даже став взрослыми, они с удовольствием вспоминают, как дедушку боднул козленок, как бабушка, учась в школе, так и не научилась ездить на двухколесном велосипеде, как папа упал с яблони, а мама не смогла хорошо сыграть музыкальную пьесу на своем первом концерте в детском саду и т.п. По мнению психологов, особенно значимы для детского развития воспоминания старших родственников о неудачах: они прибавляют детям уверенность в своих силах. Раз у близких и любимых людей не все получалось сразу, не следует слишком уж огорчаться своими промахами. Ученые рекомендуют почаще рассказывать детям истории из их собственной жизни, в том числе о том периоде, когда слушатели были маленькие и только осваивали окружающий мир, преодолевали трудности, допускали ошибки. Это помогает детям ощущать свой рост, гордиться достижениями, стремиться к дальнейшему росту.

Принцип гуманности регламентирует отношения взрослых и детей и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, - его право на текущий час и сегодняшний день.

К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку - «стань таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива. Например, постоянно торопят медлительного ребенка («как ты будешь успевать в школе?»), запрещают общаться с другом («он из плохой семьи»), заставляют есть нелюбимое блюдо («в жизни все придется есть, а не по выбору») и т.д. Очень важно осознать, что ребенок не собственность родителей, им никто не давал права решать за него его судьбу, тем более по своему усмотрению ломать его жизнь. Родители обязаны любить, понимать, уважать ребенка, создавать условия для развития его способностей, интересов, помогать в выборе жизненного пути. В связи с этим полезно следовать заветам педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского, призывающего взрослых ощущать в себе детство, мудро относиться к проступкам ребенка, верить, что он ошибается, а не нарушает с умыслом, защищать его, не думать о нем плохо, не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее, помня, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности. Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развертываться в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Например, чтобы переключить ребенка раннего возраста с одного вида деятельности на другой, удачен прием отвлечения, в воспитании детей 5-6 лет он уже «не сыграет», здесь уместны объяснение, убеждение, личный пример. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка.

Последовательность и планомерность воспитательной деятельности взрослых дают маленькому ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности. Если близкие люди ведут себя с ребенком в тех или иных ситуациях сходным образом, одинаково ровно по отношению к нему, то окружающий мир делается яснее, предсказуемое. Ребенку становится понятно, чего от него хотят, что можно делать, а что не разрешается. Благодаря этому он начинает осознавать границы своей свободы, а значит, не перейдет ту грань, где начинается несвобода других. Не будет, например, требовать, чтобы его одевали на прогулку, если все члены семьи изо дня в день приучают его к самостоятельности. прививают необходимые для этого навыки, одобряют старание и достижения. Последовательность в воспитании обычно ассоциируется со строгостью, однако это не одно и то же. При строгом воспитании во главу угла ставится подчинение ребенка требованиям взрослых, их воле, т.е. ребенок - объект манипуляции взрослых. Взрослые, последовательно воспитывающие ребенка, содействуют развитию у него не только операциональной стороны деятельности, но и организационной (как поступить лучше, какое принять решение, что надо подготовить и т.д.). Иными словами, при последовательном воспитании повышается субъектность ребенка, его ответственность за свое поведение, деятельность.

К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетерпением, зачастую не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас». Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше. Так, ребенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день видит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула... Таким образом действует так называемая «двойная» мораль в воспитании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным. В таком случае, учитывая, что для маленького ребенка всегда актуальнее непосредственный раздражитель (вид беспорядка в доме), чем словесный («убери все на место!»), не следует рассчитывать на успех в воспитании. Дезорганизуют ребенка, вредно действуют на его психику воспитательные «атаки» взрослых. Например, приехавшая погостить к детям бабушка стремится наверстать за короткий срок все, что упущено, с ее точки зрения, в воспитании внука. Или папа после родительского собрания в детском саду (чтения популярной психолого-педагогической литературы) начинает усиленно развивать логическое мышление пятилетнего сына, давая ему задания, обучая игре в шахматы, вовлекая в решение головоломок. Сама по себе такая работа заслуживает положительной оценки, если не «выливается» в кратковременное массированное воздействие на ребенка.

Принцип комплексности и систематичности. Суть принципа заключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания, при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны. Наши дети смотрят телевизор и узнают много интересного, нового, обогащают свой ум и чувства, но под влиянием того же телевизора для них стали привычными картины убийства, смерти, жестокости, пошлости и т.д., телевизионная реклама «замусорила» детский словарь речевыми штампами, сомнительными неологизмами. Можно ли усилить развивающее влияние одних факторов воспитания и снизить разрушающее влияние других? Да, можно, но приоритет в этом принадлежит семье, поскольку она имеет возможность исключить влияние одних факторов (разрешать, например, ребенку смотреть по телевизору только детские передачи), дать надлежащую интерпретацию другим (объяснить, например, почему не следует употреблять те или иные выражения, тем более - ненормативную лексику), изменить содержание третьих (например, папа вышел во двор и организовал игру мальчиков в хоккей, футбол, переключив тем самым внимание и деятельность детей с обычных «тусовок» на нечто ценное для развития).

Научная педагогика условно дифференцирует целостный процесс формирования личности на отдельные виды воспитания (нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое, правовое, половое и т.д.). Однако личность не воспитывается по частям, поэтому в реальном педагогическом процессе ребенок осваивает знания, они влияют на его чувства, стимулируют деятельность, поступки, т.е. осуществляется разностороннее развитие. Согласно научным данным, семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями развить детей нравственно, приобщить к труду, ввести в мир культуры, помочь их половой идентификации. Несомненно, что в семье закладываются основы здоровья ребенка, получает первоначальное развитие его интеллект, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Но к сожалению, далеко не все родители понимают необходимость разностороннего развития ребенка и часто ограничиваются какими-либо отдельными задачами воспитания. Например, направляют все свои усилия на физическое или эстетическое воспитание ребенка (заботятся о полноценном питании, оптимальном двигательном режиме, приобщают к спорту, организуют занятия музыкой, посещение изостудии). В настоящее время многие семьи озабочены ранним образованием детей, поэтому основное внимание обращено на их умственное развитие. При этом не уделяется должного внимания трудовому воспитанию. Наблюдается тенденция «освободить» ребенка первых лет жизни от обязанностей, поручений, а ведь они так необходимы для его полноценного развития, тем более что доказано: дошкольный возраст наиболее благоприятный для воспитания интереса к труду, желания трудиться, формирования трудовых навыков, привычек (Р.С. Буре, Г.Н. Година, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева).

Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга: необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Малейшие разногласия в воспитании ребенка ставят его в очень трудную ситуацию, для выхода из которой потребуются значительные нервно-психические затраты. К примеру, бабушка сама убирает за внуком игрушки, а папа требует, чтобы мальчик делал это сам; мама считает, что пятилетнего ребенка надо учить чистому звукопроизношению, а у дедушки на этот счет свое мнение: с возрастом все само наладится. Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.

Построение процесса домашнего воспитания в соответствии с рассмотренными принципами позволит родителям грамотно руководить познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и всякой другой деятельностью детей, следовательно, эффективно содействовать их развитию.

В продолжение темы:
Сердечная секция

Пирсинг – один из древнейших способов украшения тела. Пирсинг делали люди разных народов и разных эпох на протяжении веков и даже тысячелетий. Древние египтяне прокалывали...

Новые статьи
/
Популярные