Реформа пенсионной системы в году. Пенсионная реформа: страховая пенсия – новая пенсионная формула

Андрей Дегтев – эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Нововведения в пенсионной сфере появляются столь же стремительно, как и отменяются. Однако в условиях кризиса будущее пенсионеров выглядит весьма туманно.

Уже не первый год развивается захватывающий сюжет с российской пенсионной системой . Не успели люди привыкнуть к новым порядкам, установленным в результате пенсионной реформы 2002 года, как началась новая реформа 2013-2015 годов. Несмотря на то, что с января 2015 года накопительная часть пенсии была сохранена и переведена на добровольную основу, практически тут же в правительстве развязалась дискуссия о возможности её полной ликвидации. В апреле в этом споре, казалось бы, . Дмитрий Медведев объявил о сохранении накопительной части пенсии и поручил произвести расчеты бюджета, исходя из этого решения. Однако уже в июне появилась информация о том, что в правительстве обсуждается возможность заморозки накопительной части пенсии в 2016 году. Если этому будет суждено состояться, то накопления граждан будут изъяты из накопительной пенсионной системы уже третий год подряд. Министр финансов Антон Силуанов поспешил опровергнуть сообщение о том, что продление моратория на накопительную часть пенсии стоит на повестке дня. Однако одновременно с этим бурное обсуждение получила ещё одна тема – индексация пенсий в 2016 году. Минфин предлагает увеличить пенсии в следующем году не на размер фактической инфляции – 11,9%, а на величину того роста цен, который предусматривался прошлогодним законом о бюджете, то есть на 5,5%. Социальный блок правительства во главе с Ольгой Голодец настаивает на индексации в полном размере. Пока что правительство так и не решилось вынести окончательный вердикт. Тем временем пенсионеры ждут результата: ведь от конечного решения властей будет зависеть, насколько просядет их покупательная способность на фоне общего падения уровня жизни в стране.

Между тем, для тех, кто примерно представляет, в каком положении находится российская экономика и какова демографическая ситуация в стране, нет сомнений относительно вероятного будущего пенсионной системы: размер пенсий, видимо, будет сокращаться, а изъятия средств из накопительной пенсионной системы в бюджет, скорее всего, продолжатся, не исключая вероятности её полной ликвидации.

Для чего нужна накопительная часть пенсии

Накопительная часть пенсии появилась в России в результате реформы 2002 года. Главная причина её введения заключается в постоянно снижающейся способности распределительной пенсионной системы обеспечивать текущие выплаты пенсионерам. Постоянное старение населения ведёт к изменению соотношения количества работающих и пенсионеров. На данный момент в России работают по найму примерно 50 млн человек, а пенсию получают около 39 млн. При сохранении текущей демографической динамики к 2050 году на 37 млн работающих будет приходиться 44 млн пенсионеров. При этом, средств, перечисляемых в бюджет за счёт взносов работающих, недостаточно для содержания уже нынешних пенсионеров. Многие страны мира, столкнувшиеся с аналогичной проблемой старения населения, попытались найти выход в виде накопительной пенсионной системы, в рамках которой отчисления работающих граждан аккумулируются на их личных счётах в финансовых учреждениях, а не направляются на выплату пенсий действующим пенсионерам. Кроме того, пенсионные деньги становятся важным финансовым ресурсом, так как могут быть инвестированы в коммерческие проекты и финансовые инструменты. А так как пенсионные накопления имеют долговременный характер, они обеспечивают источник длинных денег.

Накопительная часть пенсии в России

Введённая в 2002 году пенсионная система подразумевала разделение пенсии на страховую и накопительную части. Первая начислялась в рамках распределительной системы. Вторая подразумевала накопительный элемент, который, был обязателен. Гражданин не мог отказаться от участия в накопительной пенсионной системе, он мог лишь выбрать, кому доверить управление своими средствами – Пенсионному фонду Российской Федерации (ПФР) или же негосударственному пенсионному фонду (НПФ) или управляющей компании (УК).

Однако у введения накопительного пенсионного элемента есть большой минус. Средства, перечисляемые в накопительную часть, не могут быть использованы на выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Поэтому в текущем пенсионном бюджете образуется дыра, которую приходится компенсировать за счёт средств, изначально не имевших пенсионное предназначение. Так, ежегодные переводы из российского федерального бюджета в ПФР для обеспечения выплат страховых пенсий доходят до трёх триллионов рублей. Именно поэтому с самого начала своего существования накопительный элемент провоцировал соблазн властей отменить его или хотя бы вернуть часть накоплений в распределительный пенсионный контур. Первый шаг к этому был сделан, когда была задумана новая реформа пенсионной системы 2013-2015 годов. Она ввела возможность участия в системе пенсионных накоплений на добровольной основе. Лица 1967 года рождения и моложе, пожелавшие обеспечить себе накопительную часть пенсии, должны выбрать НПФ или УК до 31 декабря текущего года. В этом случае выплачиваемые за них работодателем взносы будут распределяться между страховой (16%) и накопительной (6%) частями пенсии. У не решившихся на участие в накопительной системе «молчунов» весь объём взносов (22%) будет перечисляться в страховую часть пенсии. Это означает, что деньги будут использоваться на выплаты пенсий действующим пенсионерам, однако от размера выплаченных взносов будет зависеть количество пенсионных баллов, из которых затем сложится размер страховой пенсии будущего пенсионера. Реформа, очевидно, была рассчитана на то, чтобы уменьшить масштабы участия населения в системе пенсионных накоплений и, тем самым, высвободить часть средств на текущие бюджетные расходы. Однако этого оказалось недостаточно, и в 2013 году было объявлено о введении моратория на перечисление взносов в накопительную часть пенсии в течение 2014 года. Эти средства в размере 243 млрд руб. были переданы в страховую часть пенсионной системы. Официальным предлогом было названо реформирование негосударственных пенсионных фондов. Их должны были преобразовать из некоммерческих организаций в акционерные общества. По истечении года деньги даже обещали вернуть в НПФ. Однако к лету 2014 года, когда министр финансов Антон Силуанов признался, что указанные средства пошли на антикризисные меры и решение проблем в связи с присоединением Крыма, стало ясно, что увидеть эти деньги на своих накопительных счетах налогоплательщикам не суждено. Эти средства лишь пополнят их права в страховой части пенсии. Ещё одним сюрпризом прошлым летом стало решение правительства продлить пенсионный мораторий и на 2015 год, что позволило бюджету сэкономить дополнительно 309 млрд руб. Несмотря на то, что в 2016 году замораживать пенсионные накопления пока не собираются, такая вероятность не исключена, так как в условиях упавших цен на нефть бюджет испытывает острейшую нехватку средств.

Причины бюджетных затруднений

Однако нехватка бюджетных средств обусловлена далеко не только старением населения. Главная причина заключается в экономическом кризисе, ставшем результатом бесперспективности российской экономической модели. Потенциал любого бюджета зависит от размера налогооблагаемой базы и её структуры. На протяжении последних лет ключевая доля российского федерального бюджета приходилась на нефтегазовые доходы – более 50%. Продажей энергоресурсов был обеспечен и импорт. Показательно, что объём экспорта сырья примерно соответствовал стоимости совокупного импорта. Таким образом, существенная доля российского рынка была представлена не собственным производством, а импортом, который, в свою очередь осуществлялся за счёт валютных ресурсов, полученных от экспорта нефти и газа. Попадая на валютный рынок, нефтедоллары обеспечивали прирост банковской ликвидности. К сожалению, возможность использования природной ренты для реиндустриализации экономики в период благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры не была использована. На фоне пополнения бюджетных и золотовалютных резервов доля капиталовложений оставалась в районе мизерных 20-22% от ВВП, а количество предприятий, занимающихся инновациями, так и не превысило 11%. Как результат, уже в 2013 году начались кризисные явления, а после падения цен на нефть и закрытия для России рынка зарубежных кредитов экономика окончательно вышла из равновесия. Потеря нефтегазовых доходов бюджета в 2015 году составила 2,2 трлн руб. В 2016-2018 она составит ещё 4 трлн руб. В результате, возник сильнейший дефицит федерального бюджета в размере 2,7 трлн руб., или 3,7% от ВВП. Ввиду взаимозависимости рынков и производственных цепочек выпадение сырьевых доходов провоцирует снижение производственных показателей в большинстве отраслей, а не только в ТЭК. Падение ВВП в июне текущего года по отношению к июню предыдущего составило 4,2%. Снижение производства влечёт за собой дальнейшее сжатие налогооблагаемой базы, что ведёт к уменьшению доходов бюджета и существенно затрудняет возможность индексировать пенсии вровень с темпами инфляции. Придётся либо отказаться от индексации, либо идти на ещё более радикальное сокращение и без того урезанных остальных статей. При этом направление денег, предназначенных для накопительной части пенсий, в бюджет имеет двоякое значение. С одной стороны, обеспечиваются дополнительные бюджетные доходы в текущем периоде. С другой – из-за потери длинных денег сокращается инвестиционный ресурс и происходит ещё больший производственный спад. Получается, что тактические цели достигаются в ущерб стратегическим.

Способы решения пенсионных проблем

Проблемы пенсионной системы могли бы быть преодолены наряду с другими экономическими сложностями путём существенного исправления российской экономической модели и выхода на устойчивую траекторию роста. Незаполненные собственными товарами ниши дают мощный потенциал для импортозамещения. Путём строительства предприятий для обеспечения потребительского рынка отечественными товарами можно было бы гарантировать рост ВВП на 5-7% в год в течение 10 и более лет. Модернизация предприятий, рост их производительности и повышение загрузки производственных мощностей могло бы обеспечить рост валового промышленного производства в разы. Для этого требуется обеспечение ряда мер: создание внутренних источников доступного кредитования инвестиций, настройка налоговой системы в интересах производителей, внедрение механизмов индикативного планирования и эффективного государственного участия в экономическом развитии, использование избыточных валютно-финансовых резервов в крупных инвестиционных проектах, но самое главное – реальные шаги по ограничению коррупции и повышению профессиональной дисциплины правящего класса.

К сожалению, несмотря на прогрессирующий экономический кризис, соответствующие меры по преодолению недостатков существующей экономической модели практически не были предприняты. А то, что было реализовано, было сделано в привычном либеральном духе – в парадигме минимального государственного вмешательства в экономические процессы. Это значит, что нынешним пенсионерам, к сожалению, стоит несильно надеяться на индексацию их пенсий , а будущим, возможно, и вовсе не помешает задуматься об альтернативных способах своего выживания.

Ещё

Рефо́рма госуда́рственных акаде́мий нау́к в Росси́и - начатые летом 2013 года по инициативе Правительства России организационные преобразования, направленные на разделение исполнителей чисто исследовательских и административно-хозяйственных функций академий наук . Мероприятия касаются в первую очередь РАН , из-за чего нередко говорят о «реформе РАН» . Согласно замыслу, реформа должна была способствовать развитию науки в стране и усилению её позиций на международном уровне, росту эффективности и наукометрических показателей работы учёных, избавлению от злоупотреблений в околонаучной сфере.

Среди важнейших событий:

  • Присоединение двух отраслевых академий - РАМН и РАСХН - к Российской академии наук (РАН).
  • Учреждение нового органа исполнительной власти - Федерального агентства научных организаций (ФАНО) - в ведение которого перешли недвижимость и имущество «расширенной» РАН.
  • Формирование корпуса экспертов РАН для научного обеспечения работы органов власти и экспертизы важных государственных научно-технических проектов.
  • Проведение масштабного аудита имущества академических институтов и оценки успешности их деятельности для принятия решения о сохранении, ликвидации или реструктуризации.

Нормативной базой реформы стал закон № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». За принятием закона (27 сентября 2013 года) и начальным этапом реорганизации (конец 2013) последовало дальнейшее реформирование научной деятельности (с 2014).

Большинство представителей научного сообщества негативно относились к реформе и к функционированию ФАНО . Высказываются мнения, что преобразования явились попросту новой стадией передела собственности в России, а также что оценка работы академических институтов силами ФАНО не была и не могла быть объективной. Тем не менее, учёные и избранный в 2017 году президент РАН А. М. Сергеев настроены на конструктивный диалог с властью .

В марте 2018 года А. М. Сергеев заявил о завершении реформирования РАН , хотя преобразования, в том числе изменения законодательной базы в сфере науки, будут продолжены. В мае того же года было принято решение о расформировании ФАНО и передаче его полномочий созданному Министерству науки и высшего образования .

Старт реформы академий наук

Изначальные идеи реформаторов

В конце июня 2013 года правительство России в лице Министерства образования и науки Российской Федерации инициировало процесс реорганизации РАН.

Изначально, предложения инициаторов реформы сводились к тому, чтобы ликвидировать три государственные академии - Российскую академию наук, Российскую академию медицинских наук и Российскую академию сельскохозяйственных наук - и создать вместо них одну общественно-государственную организацию под названием «Российская академия наук», передав её имущество в ведение федерального агентства, которое выступало бы в роли учредителя объединённой академии. Также предполагалась передача других отраслевых государственных академий наук - РАО , РААСН и РАХ - в ведение уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по примеру Российской академии ракетных и артиллерийских наук , которая с момента своего образования находилась в ведении Министерства обороны . В части академических званий предполагалось заменить двухступенчатую систему членства одноступенчатой и допустить возможность лишения звания «академик» его обладателя .

Согласно проекту закона, внесённому в Государственную думу 28 июня, предлагавшиеся на первом этапе реформирования меры имели характер административно-имущественной реорганизации и не предусматривали существенных изменений, касающихся регулирования научной деятельности государственных академий и подведомственных им организаций. Тем не менее, внесение в Думу такого законопроекта нарушало действующее законодательство, согласно которому должно проводиться общественное обсуждение вопросов подобного уровня важности .

Министр образования и науки Д. В. Ливанов заявил, что работающие в академических институтах учёные не заметят проводимых на данном этапе преобразований, а финансирование науки останется на прежнем уровне , но подчеркнул, что внесённый в Госдуму законопроект является лишь первым этапом коренных реформ российской академической науки. За этим последует «целая цепочка различных решений, которые должны определить, как организовать финансирование институтов, лабораторий и отдельных учёных. Будет определена система научных конкурсов, грантов , соотношение базового и проектного финансирования. Также будет поднят вопрос, как устроить кадровую систему в науке, системы окладов, предельный возраст для нахождения на административных позициях, порядок выборов или назначения директоров институтов» .

Аргументы сторонников реформы

В чисто научной плоскости, одним из аргументов в пользу реформы была низкая, по наукометрическим показателям, эффективность работы академии - и надежда за счёт реформы повысить общее число публикаций и индексы цитируемости .

Принятие закона № 253-ФЗ (2013) о реформе академий наук

Предложенный правительством законопроект о реорганизации Российской академии наук вызвал негативную реакцию со стороны научного сообщества . Тем не менее, 3 июля 2013 года законопроект был в спешном порядке принят Государственной думой в первом чтении , а 5 июля - во втором чтении с незначительными поправками.

Третье чтение, вопреки ранее объявленному плану, было отложено на осень . 18 сентября 2013 года закон о реорганизации Российской академии наук и других государственных академий был принят Думой . Фракцией КПРФ была предпринята попытка снятия законопроекта с рассмотрения, однако предложение коммунистов не нашло поддержки депутатов других фракций . 25 сентября окончательный проект закона был одобрен Советом Федерации и 27 сентября подписан президентом России .

По сравнению с первоначальным вариантом, под давлением научной общественности были внесены следующие изменения :

  • положения о ликвидации академий наук и создании некоей новой академии в форме полугосударственной организации заменены словами о реорганизации РАН путем объединения с РАМН и РАСХН;
  • основная цель РАН сформулирована как «проведение фундаментальных и прикладных исследований»;
  • полномочия между РАН и создаваемым Агентством (позднее названным Федеральным агентством научных организаций - ФАНО) разделены так, чтобы за ФАНО была закреплена только функция управления имуществом РАН;
  • возвращён статус юридических лиц существующим трём региональным отделениям РАН - Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному;
  • сохранена двухступенчатая система званий членов-корреспондентов и академиков, а право решения, как и когда избирать новых членов РАН, оставлено за РАН.

Вместе с тем, идея создания федерального агентства по управлению собственностью РАН и её научными институтами была оставлена в силе. Роль этого агентства, несмотря на модификации текста, осталась сформулированной нечётко, что открывало возможность передачи учредителю права управлять не только имуществом, но также организационной и научной деятельностью научных организаций академии.

Введённый в действие закон Российской Федерации № 253-ФЗ от 27 сентября 2013 года определил организационно-правовую форму Российской академии наук как некоммерческой организации, учреждённой Российской Федерацией в форме федерального государственного бюджетного учреждения; установил цели академии в рамках государственной научно-технической политики; наделил академию особыми полномочиями, правами и обязательствами перед государством, а также оговорил особые условия государственного регулирования и участия государства в различных аспектах деятельности РАН, включая её реорганизацию, финансирование и отчётность перед главой государства и правительством страны .

Ход реформы академий наук

Административно-имущественная реорганизация (конец 2013)

В соответствии с № 253-ФЗ (2013), Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук были упразднены путём объединения с РАН. Как впоследствии констатировал академик В. Е. Фортов , объединение академий прошло бесконфликтно . Другие отраслевые государственные академии наук были сохранены, однако, в отличие от РАРАН , они были не переданы в ведение отраслевых федеральных исполнительных органов, а, так же, как РАН, подчинены напрямую правительству России.

Одновременно с № 253-ФЗ вышел Указ Президента РФ «О федеральном агентстве научных организаций » (ФАНО).

Реально, только после этого началась разработка положения о принципах работы ФАНО и его полномочиях. При этом для деятельности ФАНО не было сформулировано ни целей, ни задач, однако все ключевые вопросы, связанные с финансированием, имуществом институтов, социальной сферой, закупкой оборудования и реактивов, стали его прерогативой. В то же время полномочия исполнительных органов власти объявлялись ограниченными и не распространяющимися на научную деятельность РАН и её научных организаций .

Таким образом, планирование научной деятельности не было целиком передано ФАНО, но роль РАН стала второстепенной. В окончательный список из 1007 организаций, передаваемых в ФАНО, вошли все организации государственных академий, от научных институтов до ведомственных поликлиник и детских садов .

Этап реформирования научной деятельности (2014-2018 годы)

Фактически сразу обнаружилось два крупных упущения в законе о реформе: недооценка угрозы непродуманных сделок с недвижимостью академий после перехода её в распоряжение ФАНО, а также нечёткость разграничения правового статуса ФАНО и РАН.

Для предотвращения злоупотреблений с недвижимостью, президент РФ В. В. Путин - после контактов с главой РАН (на тот момент) В. Е. Фортовым - поручил правительству ввести на 2014 год жёсткий мораторий на решения по имуществу академии , который затем был продлён ещё на два года . Мораторий спас институты от немедленного растаскивания, но затем проблемы снова встали во весь рост.

В целях регулирования правил взаимодействия РАН и ФАНО в 2015 году правительством было подписало соответствующее постановление , которое В. Е. Фортов неформально назвал «принципом двух ключей » : ученые должны заниматься наукой, чиновники - административно-хозяйственной деятельностью. По факту, однако, оказалось, что ФАНО отказывается делиться полномочиями, вмешиваясь и в научное управление.

Летом 2014 года, в связи со значительными изменениями в статусе академии, включая присоединение РАМН и РАСХН , был принят новый устав Российской академии наук .

ФАНО наметило приблизительно один раз в пять лет проводить оценку эффективности деятельности подведомственных организаций , разделяя их на три группы: лидеров, стабильно работающих и отстающих. В отношении последних может быть принято решение «о реорганизации или ликвидации, а в отдельных случаях - о замене руководителя». В марте 2018 года из 454 прошедших проверку научных организаций к первой категории (лидеры в своих областях) было отнесено 142, ко второй - 205, к третьей - 107 . Чуть ранее, в конце 2017 года, приводились несколько иные данные , но после апелляции категорию некоторых институтов повысили или отменили результат их проверки.

ФАНО также начало, при поддержке правительства, масштабную реструктуризацию сети подведомственных учреждений . В рамках реструктуризации планируется оптимизировать их структуры, объединив ряд институтов в крупные исследовательские центры по отдельным большим научным направлениям . По состоянию на март 2017 года общий портфель комплексных центров, создаваемых на базе академических институтов, насчитывал 74 интеграционных проекта. Участие в них принимало 327 научных учреждений . В конце 2017 года около 400 учёных в открытом письме президенту РФ оценили реструктуризацию как «бессмысленную». Одновременно с «укрупнением» возникают центры коллективного пользования ФАНО (в конце 2017 года прошла конференция по данной проблеме), решаются вопросы систематизации доступа в подобные центры .

Приняв под свою юрисдикцию академические учреждения, ФАНО стало инстанцией, ответственной за осуществление планов правительства и президента РФ в научно-исследовательской сфере. Важнейшие из таких планов были изложены в Майских (2012 года) указах Президента - в первую очередь, в указе № 597 (п. 5) «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» - и предполагали повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе. В апреле 2018 года глава ФАНО доложил о выполнении задачи по увеличению зарплат учёным РАН ; оно, однако, вызвало межрегиональные диспропорции в оплате труда , а в некоторых случаях сопровождалось принудительным переводом сотрудников на часть ставки . Другим намерением было постепенное повышение роли грантового финансирования научных исследований . Начиная с 2014 года заработал созданный ранее Российский научный фонд (РНФ), выделяющий исследователям более крупные гранты, чем до того существовавшие фонды, например РФФИ .

Был взят курс на омоложение состава РАН и руководства институтов . Так, например, при выборах в Академию в 2016 году ряд вакансий был объявлен с возрастным ограничением. Как следствие, средний возраст академиков после выборов снизился до 73,7 года (перед выборами он был 76 лет), а членов-корреспондентов - до 66,7 года (70,4). Средний возраст директоров подведомственных учреждений уменьшился примерно на пять лет, составив около 59 (все данные - по состоянию на 2016 год ). Создан и уже несколько лет функционирует корпус сравнительно молодых профессоров РАН ; одна из рабочих групп в сообществе профессоров занималась вопросами реформы академий наук .

Повысилась роль РАН в системе государственной научной экспертизы . Эксперты РАН участвовали в подготовке проекта Стратегии научно-технологического развития России и плана ее реализации. В 2015-2016 годах проведена экспертиза более 50 программ и проектов: федеральных целевых программ «Русский язык», «Развитие образования на 2016-2020 годы», «Развитие транспортной системы России» и других.

Объявление о завершении реформы (2018 год)

На общем собрании РАН в конце марта 2018 года её президент А. М. Сергеев публично заявил , что «…этап реформирования академического сектора науки завершился», и что РАН «перешла в постреформенный период». Какого-либо знакового итога именно в этот момент подведено не было. По мнению «Независимой газеты », «академия окончательно приобрела узаконенный вид» : РАН превратилась в «некий корпус академических экспертов с неопределёнными полномочиями». Противостояние учёных со своим формальным начальством из ФАНО по-прежнему наблюдалось на каждой конференции научных работников , вплоть до момента расформирования ФАНО.

Несмотря на высказывания об окончании реформы, преобразования (в том числе в законодательной сфере) планируется продолжить. При этом, как отмечает А. М. Сергеев, постепенно удаётся находить «консенсус между РАН и властью». Примером успешного взаимодействия с органами власти Сергеев считает поддержанные руководством страны поправки к закону о РАН, повышающие статус Академии наук. В феврале 2018 года В. В. Путин внёс эти поправки на рассмотрение Госдумы ; уже 27 марта соответствующий законопроект о расширении полномочий РАН был принят Думой в первом чтении , а 10 июля - окончательно .

Реакция, оценки реформы

Протесты стартового периода (2013)

Внезапность, спешка, изолированность научного сообщества от процесса обсуждения предлагаемых чиновниками изменений и, вследствие этого, отсутствие консенсуса научных работников и чиновников относительно содержания, целей, задач и ожидаемых результатов реформирования российской академической науки вызвали ожесточённое сопротивление и критику со стороны российских и зарубежных учёных, в том числе членов РАН, сотрудников научных учреждений академии, членов совещательных учреждений при федеральных органах власти .

В совместном заявлении Совета по науке (председатель - академик А. Р. Хохлов) и Общественного совета Министерства образования и науки Российской Федерации, выпущенном 30 июня 2013 года, члены этих органов признали давно назревшую необходимость изменения архаичной структуры организации науки в России и повышения эффективности работы государственных академий наук, однако выразили опасение, что принятие внесённого в правительство закона о реорганизации государственных академий наук «без обсуждения с научным сообществом… создаст системные проблемы, которые пагубно отразятся на состоянии российской науки». В частности, предложение о передаче управления научными организациями чиновникам и профессиональным управленцам было названо главной системной проблемой законопроекта, которая может привести к массовому падению результативности научной деятельности научных организаций и отдельных учёных. В заявлении подход правительства страны к реформированию академической науки сравнивался с шоковой терапией , а реализации навязываемых научному сообществу реформ в условиях нежелания правительства страны «считаться с сообществом, которое должно будет эти реформы проводить» предрекался провал.

Большое количество недоработок и сырых мест в проекте закона о реформе РАН особенно очевидны были членам Академии, профессионально занимающимся вопросами государства и права. На официальном сайте РАН были опубликованы замечания к проекту закона о реформе известного юриста-международника, академика А. Г. Лисицына-Светланова .

В знак протеста против предполагаемой реорганизации РАН ряд её членов 1 июля 2013 года подписали письмо об отказе войти в новую академию наук, послужившее формированию Клуба 1 июля . В дни обсуждения законопроекта в Госдуме в июле 2013 года в Москве, Иркутске, Перми, Новосибирске, Владивостоке и Санкт-Петербурге прошли митинги и другие акции протеста учёных, в которых участвовали сотрудники подведомственных РАН научных организаций. В некоторых протестных акциях, по оценкам их организаторов, приняли участие сотни человек . Активистами протестов было начато общественное движение «Сохраним науку вместе», под эгидой которого запущен сайт для распространения информации о протестных акциях и событиях, связанных с реорганизацией академии . По инициативе противников правительственной реформы, в конце августа 2013 года была созвана Конференция научных работников РАН «Настоящее и будущее науки в России. Место и роль Российской академии наук» , в которой приняли участие более 2 тысяч представителей академической науки - членов РАН и сотрудников её научных учреждений и учебных заведений - и обсуждены вопросы реформирования академии. Конференция выразила несогласие с законопроектом и предложила свои поправки к нему. Поправки к законопроекту были также предложены президиумом РАН .

4 сентября 2013 года президент России В. В. Путин объявил о своём согласии с предложениями руководства РАН, однако поправки администрации президента к законопроекту, поступившие в Госдуму 13 сентября, были расценены частью учёных как обман со стороны Путина .

Протестное движение учёных продолжилось после введения закона о реорганизации РАН и других государственных академий наук. Профсоюз работников РАН собрал более 124 тысяч подписей против нового закона, которые были переданы в администрацию президента России, и организовал 13 октября 2013 года митинг на Площади Революции в Москве, собравший по подсчётам организаторов более 2 тысяч. человек .

Существовали подозрения, что за законопроектом о реорганизации РАН стоял член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук . Ряд изданий сообщал, что Ковальчук, которого несколько раз не избирали академиком, а в мае 2013 года не утвердили на посту директора , воспользовался дружбой своего брата с Владимиром Путиным и затеял эту реформу из-за личной обиды . По словам академика В. Е. Захарова , реформа РАН инициирована «ради того, чтобы пересадить человека [Михаила Ковальчука] из членкора в академики» ; подобную точку зрения публично высказывали и другие учёные . Сам Михаил Ковальчук неоднократно высказывался за реформирование РАН, а в одном из интервью заявил, что «Академия должна неминуемо погибнуть, как Римская империя» .

Звучали и иные точки зрения, а именно что эти реформы, как и реформы в системе образования, являются частью более крупного плана, направленного на превращение РФ в страну с низким уровнем науки и образования, и соответственно - низким уровнем развития технологий, поставщика недорогого сырья и потребителя дорогой высокотехнологичной продукции . Проводимая реформа соответствует такой цели и согласуется с результатами экономических реформ в РФ (после распада СССР в 1991 г.).

Критика учёными текущих (2014-2018 годы) результатов

К концу 2013 года массовые протестные акции учёных, выступающих за отмену закона о реорганизации РАН, прекратились. Однако в течение всех последующих лет на разных уровнях - от рядовых сотрудников до высшего руководства РАН - высказывались крайне отрицательные мнения о деятельности ФАНО и о реформе в целом.

Господствует точка зрения, что «во главе ФАНО оказались люди, не имеющие ни малейшего представления о том, как работает наука, просто по причине отсутствия какого-либо научного образования. За единичными исключениями это пресловутые “управленцы” - продукт перепроизводства юристов и экономистов в последние десятилетия» .

Особенно жёсткой критике подвергалось так и не конкретизированное разделение полномочий между ФАНО и РАН. Весной 2015 года член президиума РАН В. А. Черешнев высказался так : «Опыт полутора лет [реформы] показал: институты надо возвращать в академию, Государство должно иметь мужество исправлять свои ошибки, и делать это быстро!». Примерно через год президент РАН В. Е. Фортов говорил о «проблеме двух ключей - разграничении полномочий академии и ФАНО. Если раньше сторонам как-то удавалось находить общий язык, то чем дальше, тем конфликтных ситуаций возникает всё больше» . Тот же Фортов, в 2017 году, рассказал «Интерфаксу» об отторжении академиками реформы: «Сегодня уже ясно, что цели и методы реализации реформы оказались далеки от реальных нужд и потребностей и науки, и учёных. Почти 80 процентов учёных не понимают и не поддерживают реформу» . В начале 2018 года академик Н. Н. Казанский отмечал, что «роль Академии в науке оказывается сведённой к нулю, а всем управляет структура, которая по замыслу правительства должна была заниматься только хозяйственными делами» .

В ряде случаев возмущение учёных вызвало необоснованное объединение институтов : например, была попытка слияния нескольких институтов широкого диапазона «от космофизических исследований до малочисленных народов Севера» .

Одним из отмеченных промежуточных отрицательных результатов реформы стало усиление оттока молодых специалистов за рубеж . Как отмечалось в январе 2014 года (ещё до резкого изменения валютного курса, произошедшего во второй половине того же года), «реформа РАН была воспринята молодыми учёными негативно. 72,5% относятся к ней «отрицательно» или «скорее отрицательно» и не ждут ничего хорошего от её результатов… возможности эмиграции в случае ухудшения ситуации не исключают более половины опрошенных» . Ситуация не изменилась и к 2017 году, как отметил в докладе главный учёный секретарь Президиума РАН М. А. Пальцев .

Институтам РАН пришлось также столкнуться со значительным ростом документооборота и отчётности, нередко бессмысленной.

В конце 2017 года группа из примерно 400 академиков и видных учёных опубликовала открытое письмо президенту России с призывом о «срочном изменении статуса РАН… и возвращении институтов под руководство РАН». Реакция на это письмо, как и на более раннее обращение примерно с тем же содержанием, была минимальной.

О положительных моментах реформы

Отдельные мероприятия и намерения, связанные с реформой (при негативной её оценке в целом), вызывают понимание и, частично, поддержку научной общественности.

Многие учёные считают, что РАН уже давно нуждалась в реформировании - это отмечалось и в опросах на рубеже 2013-2014 годов и в последующих публикациях, в том числе даже критических. Например, директор Института географии РАН полагает , что «…многим стало ясно, что в сфере организации науки в России действительно надо было что-то делать - и чтобы преодолеть растущее отставание российской науки во многих областях знаний, и чтобы в институты пришла молодежь, и чтобы преодолеть разрыв между наукой и высшим образованием, и чтобы более справедливо и рационально распределять ресурсы. К сожалению, те перемены, которые произошли, эти задачи ни в какой степени не решили».

Как положительный новый момент оценивается учреждение Российского научного фонда , причём выигравшие гранты этого фонда отмечают существенное улучшение материального положения участников поддержанных проектов, в отличие от небольших грантов МОН или РФФИ в прошлом.

Проведённое омоложение руководства некоторых академических институтов, а также избрание сравнительно молодых, по академическим меркам, учёных в «основной состав» РАН и профессорами РАН также воспринимается как разумная инициатива организаторов реформы.

Объявленная задача поднятия уровня цитируемости работ российских авторов, несмотря на её формальность, также не вызывает непонимания. «То, что у нас есть проблемы с цитируемостью в ведущих западных топ-журналах - это является фактом. Думаю, что при достаточной поддержке учёных, при создании условий для них, мы эту проблему решим в ближайшее время. Да, поднять индекс - такая цель поставлена, и это одна из задач при реформе академии», - прокомментировал проблему ректор МГУ академик Виктор Садовничий .

Возможные перспективы

До мая 2018 года оставалась актуальной проблема чёткого разграничения полномочий ФАНО и РАН, но после упразднения ФАНО она перешла в плоскость налаживания отношений РАН с Министерством науки и высшего образования . Это министерство было образовано в результате разделения функционировавшего в 2004-2018 годах Минобрнауки России на два отдельных ведомства и, по замыслу, должно перенять управленческую роль теперь уже бывшего ФАНО. Первая реакция учёных и экспертов на данные преобразования была сдержанно-оптимистической .

Избранный в 2017 году новый президент РАН А. М. Сергеев при всех обстоятельствах нацелен на конструктивный диалог с властью и с новосозданным министерством .

См. также

Примечания

  1. И. Буранов. Дмитрий Медведев реформирует РАН (неопр.) . Коммерсантъ (27 июня 2013). - «Важно дать возможность ученым заниматься прежде всего наукой и исследованиями и избавить их от несвойственной функции управления имуществом и коммунальным хозяйством»
  2. Реформа РАН (информационная подборка «Российской газеты») (неопр.) . Российская газета . Дата обращения 1 октября 2017.
  3. Реорганизация Российской академии наук 2013: хронология, мнения, протесты, наука в РАН (прошедшие акции протеста) (неопр.) . Дата обращения 1 октября 2017.
  4. Р. Садыкова. (неопр.) . Московский комсомолец (23 февраля 2017). Дата обращения 5 октября 2017.
  5. П. Звездина. Новый президент РАН выступил против закрытия ФАНО (неопр.) . РБК (28 сентября 2017). - ««…в той ситуации… когда есть РАН и ФАНО, мы можем… конструктивно выстроить свои отношения. Но это должно происходить в рамках корректировки правового поля», - подчеркнул Сергеев ». Дата обращения 1 октября 2017.
  6. Президент РАН заявил о завершении реформирования академии (неопр.) . ТАСС (29 марта 2018). Дата обращения 30 марта 2018.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (неопр.) . Российская газета (15 мая 2018). Дата обращения 16 мая 2018.
  8. Путин предложил поправки к закону о реформе РАН // Lenta.ru , 04.07.2013
  9. И. Дежина. Реформа РАН: попытки и итоги (неопр.) . Polit.ru (3 августа 2014). Дата обращения 22 января 2018.
  10. В России грядёт реформа РАН (рус.) // Финам. - 2013-06-27.
  11. Дмитрий Ливанов: «Поведение Фортова - просто лицемерие» (рус.) // Известия: офиц. интернет-ресурс газеты. - 2013-07-05.
  12. РЕН-ТВ: РАН перестала заниматься наукой
  13. Мамонты уходят за бугор // Новая газета
  14. Закулисье РАН // Независимая газета , 10.09.2013
  15. Бизнес по науке
  16. Эксперты: В президиуме РАН обнаружили мафию
  17. Эксперты: коррупция в РАН беспрецедентна
  18. Скандал: должна ли РАН «торговать» квартирами и ледоколами // Собеседник
  19. Строительство жилого комплекса на землях РАН отменено
  20. Волчкова Н. Как делается кино
  21. Штерн Б. Грязевая артиллерия // Троицкий вариант - Наука , 10.09.2013
  22. Веденеева Н. Вице-президент Академии наук подал заявление в прокуратуру на авторов фильма «Диагностика РАН» // Московский комсомолец , 12.09.2013
  23. Депутаты проголосовали за реформу РАН Lenta.ru , 03.07.2013
  24. Госдума приняла во втором чтении законопроект о реформе РАН
  25. Госдума проявила академический подход (рус.) // Новая политика: интернет-журнал. - 2013-09-11.
  26. Семушкин С. Учёным выделили в три раза больше денег на науку, а управлять имуществом Академии будут чиновники // Комсомольская правда
  27. Воронов А. Учёные остались без имущества: принят закон о реформе РАН // Коммерсантъ , 18.09.2013
  28. У Госдумы прошла несанкционированная акция против реорганизации РАН , Грани.ру: ежедн. интернет-газета , Грани.ру (17 сентября 2013). Дата обращения 29 марта 2014.
  29. Совет Федерации одобрил закон о реформе РАН // Газета.Ru , 25.09.2013
  30. Подписан закон о реформе Российской академии наук // Kremlin.ru , 27.09.2013
  31. Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (неопр.) . Российская газета (30 сентября 2013). Дата обращения 29 января 2018.
  32. Н. Волчкова. Гладко на бумаге. Полномочия РАН и ФАНО еще предстоит разделить (неопр.) . Газета «Поиск» (17 июня 2016). Дата обращения 24 января 2018.
  33. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 735 «О Федеральном агентстве научных организаций» (неопр.) . Российская газета (30 сентября 2017). Дата обращения 22 января 2018.
  34. Госдума окончательно приняла закон о реформе РАН (рус.) // Новая политика: интернет-журнал. - 2013-09-18.
  35. Путин поручил правительству обеспечить годовой мораторий на распоряжение имуществом РАН (неопр.) . ТАСС (15 января 2014). Дата обращения 23 января 2018.
  36. Путин заявил о продлении моратория на имущество РАН (неопр.) . Газета.ru (21 января 2016). Дата обращения 23 января 2018.
  37. Об утверждении правил координации деятельности ФАНО России и Российской академии наук (неопр.) . Сайт правительства России (29 мая 2015). Дата обращения 23 января 2018.
  38. Два ключа от РАН (неопр.) . Российская газета (31 мая 2015). Дата обращения 23 января 2018.
  39. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2014 г. No. 589 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук"» (неопр.) . Сайт правительства России. Дата обращения 23 января 2018.
  40. Особенности ведомственной оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО России (неопр.) . Сайт ФАНО. Дата обращения 23 января 2018.
  41. Приказ ФАНО России от 30 марта 2018 г. № 157 «Об отнесении научных организаций… к соответствующей категории…» (список) (неопр.) . Сайт ФАНО (30 марта 2018). Дата обращения 4 апреля 2018.
  42. Ю. Медведев. (неопр.) . Российская газета (3 апреля 2018). Дата обращения 4 апреля 2018.
  43. Н. Волчкова. Маловато лидеров? Выводы оценочной комиссии подпортили ученым праздник (неопр.) . Газета «Поиск» (29 декабря 2017). Дата обращения 23 января 2018.
  44. Путин поручил ускорить реструктуризацию сети научных организаций (неопр.) . РИА Новости (12 февраля 2016). Дата обращения 23 января 2018.
  45. (неопр.) . Сайт ФАНО (14 марта 2017). Дата обращения 23 января 2018.
  46. ФАНО систематизирует доступ в центры коллективного пользования (неопр.) . Сайт «Новости сибирской науки» (4 мая 2016). Дата обращения 23 января 2018.
  47. Правительство РФ . Указ президента РФ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» . - 2012. - 7 мая.
  48. Глава ФАНО доложил Медведеву о выполнении задачи по увеличению зарплат ученым РАН (неопр.) . ТАСС (4 апреля 2018). Дата обращения 5 апреля 2018.
  49. Н. Волчкова. Могут повторить. Профсоюз РАН готов к новым акциям протеста (неопр.) . Газета «Поиск» (23 февраля 2018). Дата обращения 5 апреля 2018.
  50. Н. Веденеева. Ученым удваивают зарплату путем перевода их на полставки (неопр.) . Московский комсомолец (18 января 2018). Дата обращения 5 апреля 2018.
  51. Депутат: переход на грантовую систему в науке – позитивный тренд (неопр.) . РИА Новости (16 января 2014). Дата обращения 23 января 2018.

Если рассматривать предыдущую пенсионную реформу как цветочки, то, что можно сказать о пенсионной реформе 2013 года?

Декларируемая причина необходимости в новой пенсионной реформе на первый взгляд вроде бы понятна - забота о простых пенсионерах, денег на пенсии которым якобы катастрофически не хватает.

С другой стороны, рьяными оппонентами идеологам новой пенсионной реформы выступают Минфин, Минэкономразвития, различного рода финансовые посредники (ВЭБ, управляющие компании, НПФы).

Итогом этих жестких баталий, в которые вмешались даже и президент и премьер, явился принятый 23 ноября 2012 года Госдумой закон под ничего не говорящим названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования».

Ключевым элементом, скрытым за множеством других ничего не значащих поправок в законодательные акты по действующей пенсионной реформе, является вопрос о перераспределении тарифа страхового взноса, который в настоящее время в рамках пенсионной реформы 2002 года отчисляется в накопительную часть пенсий.

Очевидно, что пока в стране будет два пенсионных закона («О трудовых пенсиях» для основной массы тружеников и закона «О государственных пенсиях»), никакой пенсионной реформы в интересах рядового пенсионера не будет.

При этом следует обратить внимание, что все пенсионные реформы касаются исключительно трудовых пенсий. «Закон о трудовых пенсиях» принимают и совершенствуют те чиновники и депутаты, кому пенсию будут начислять по совсем другому закону - о государственных пенсиях.

Следует отметить, что понятие «Пенсионная реформа» относится только к получателям так называемой трудовой пенсии, которых у нас в стране большинство.

В настоящее время в рамках действующей пенсионной реформы работодатели за своих работников отчисляют 22% от зарплат в Пенсионный фонд России. Из них для работников 1967 г.р. и моложе 16% идет на распределительную часть трудовой пенсии (для содержания нынешних пенсионеров), а 6% - на накопительную часть трудовой пенсии, которой либо управляет государство в лице Внешэкономбанка (ВЭБ), либо частная управляющая компания, либо негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Вокруг этих 6% сейчас и разгорелся весь этот сыр-бор.

В пенсионной реформе 2002 года, которая разделила трудовую пенсию на страховую и накопительную части, несмотря на все ее недостатки, просматривалась вполне понятная логика.

При негативной демографической динамике распределительная пенсионная система (когда накоплений нет, а пенсионеров содержат за счет своих налогов работающие граждане) работать не будет.

Пенсионная реформа России пройдет в несколько этапов, первый из которых начался уже 1 января 2013 года.

У Пенсионного фонда сейчас два главных направления работы. Это бюджет (фонда) и ход пенсионной реформы. Если не принять решения по пенсионной реформе, Россия пойдет по инерционному пути. У нас действительно начнут падать ключевые параметры: коэффициент замещения и соотношение пенсии к прожиточному минимуму пенсионера.

Следует отметить, что Минфин сделал ПФР несколько предложений по оптимизации бюджета на 2013 год, в частности ведомство предлагает пропустить одну индексацию социальных пособий, материнского капитала, а также занизить индексацию пенсий. Однако, правительство это не устраивает, оно предлагаем меры, которые позволят сохранить соответствующие индексации. Действительно, на 2013 год не предусмотрены индексации социальных пособий: ежемесячных выплат пенсионерам, социального пособия на погребение, родового сертификата, материнского капитала и других. Фактически это будет означать снижение реальной цены этих выплат с учетом инфляции.

Следует добавить, в соответствии с предложениями профильных ведомств в 2014 году предполагается индексация социальных пособий только по уровню инфляции. Это тревожный момент, который может вызвать социальную напряженность. Серьезную озабоченность у депутатов вызывает и снижение уровня жизни пенсионеров. В частности, речь идет о коэффициенте замещения: если в 2010 году он составлял 38,4%, то в планах на 2014 год - 35%. То же самое происходит и с соотношением пенсий к прожиточному минимуму пенсионера. Если в 2010 году это соотношение составляло 178,2%, то в 2011 году оно снизилось до 175,1%. Несмотря на то, что снижение кажется небольшим, данное соотношение было доведено до уровня 2,5 раза.

Новая пенсионная реформа предусматривает существенное увеличение страховых взносов в Пенсионный фонд для самозанятых граждан с 2013 года.

Самозанятое население - индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и т.д., которые в настоящее время платят взносы в пенсионных фонд в размере около 1 тыс. рублей в месяц.

Платить самозанятые граждане теперь будут 26% от двух МРОТ. С учетом роста МРОТ (с 1 января 2013 года МРОТ увеличится с 4611 до 5205 рублей) это будет составлять 2,7 тыс. рублей в месяц.

Таким образом, благодаря решению депутатов, взносы в Пенсионный фонд вырастут до 32 479 рублей 20 копеек в год, то есть почти в два с половиной раза. В 2012 году ИП платят в Пенсионный фонд 14,3 тысячи рублей за год.

Также предпринимателям, как и прежде, придется заплатить взнос в фонд обязательного медицинского страхования. Поскольку МРОТ вырастет, это взнос увеличится тоже. Сумма этого платежа составит 3185 рублей 46 копеек.

До конца 2013 года предусмотрено реформировать систему досрочных пенсий в той ее части, которая касается работников.

Досрочно выходящих на пенсию должно стать меньше. Сегодня каждая третья пенсия назначается досрочно. Для врачей, учителей и творческих работников предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста одновременно с уровнем зарплат.

Также намечено поэтапное повышение с 2013 года взносов в Пенсионный фонд тех работодателей, чьи сотрудники имеют право на досрочную пенсию в связи с тяжелыми или вредными условиями труда.

В результате владельцам подобных производств придется или платить больше взносов, чтобы компенсировать затраты государства на досрочную пенсию своих работников, или улучшать условия труда.

Параллельно с введением дополнительного тарифа предлагается создать механизмы вывода работников, которые уходят на пенсию досрочно, в корпоративную пенсионную систему.

Предполагается, что под такие пенсионные программы будет создана нормативная база, и у работодателей, создавших свои пенсионные системы для обеспечения досрочных пенсий, повышенный тариф будет передаваться в корпоративные программы.

Такие корпоративные системы будут действовать для работников, имеющих менее половины специального стажа.

В соответствии с новой Пенсионной реформой, произойдет перераспределении тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд с 2014 года.

Отчисления в накопительную часть пенсии снижаются с 6% до 2%, оставшиеся 4% будут перераспределены в страховую часть пенсии.

При этом перераспределение накопительного тарифа будет добровольным - те, кто захочет остаться в накопительной части, смогут в течение 2013 года написать соответствующее заявление, и у них все 6% тарифа останутся в накопительной части.

Для клиентов негосударственных фондов и управляющих компаний, не написавших соответствующего заявления, не изменится вообще ничего. Для них не будет необходимости подтверждать собственный выбор в том или ином виде в 2013 году. После вступления в силу Пенсионной реформы, имеющиеся накопительные 6% за прошлые годы останутся в частном управлении, новые 6% платежей будут к ним прибавляться.

К слову сказать, 75 млн. человек имеют накопительные счета, 15 млн. из них уже перевели свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды.

В случае, если гражданин в течение следующего года не сделает свой выбор, 4% платежа в 2014 году уйдут в солидарную часть на выплаты текущих пенсий, а 2% так и останутся в управлении «Внешэкономбанка».

Новая пенсионная реформа ставит будущих пенсионеров перед выбором: какую пенсию они хотят получать - «государственную», формирующуюся за счет отчислений других работающих, или «личную» - за счет собственных накоплений за период трудовой деятельности.

Очевидно, отказ от накопительной части трудовой пенсии будет выгоден для малооплачиваемых граждан.

А вот для работников сферы бизнеса и финансов, как и для всех граждан, у которых доходы выше среднероссийских, эта мера приведет к уравниловке при расчете будущей пенсии.

Пенсионная формула - это алгоритм, по которому рассчитывается размер пенсии для каждого конкретного человека. Сейчас она выглядит очень просто - расчетный пенсионный капитал делится на период дожития (сколько лет будет выплачиваться пенсия, сейчас составляет 19 лет).

Новая пенсионная формула, скорее всего, будет многокомпонентной и очень сложной.

Именно в этой «тайной пенсионной формуле» россиян и должны поджидать самые неприятные сюрпризы.

Пока предложенные варианты пенсионной формулы сводятся к следующему:

Ш предлагается перейти к системе с установленными выплатами, то есть размер пенсии будет рассчитываться по стажу и зарплате в течение всей трудовой жизни. Сейчас действует система с установленными пенсионными взносами (22% от зарплаты), накопленный к моменту выхода на пенсию пенсионный капитал делится на период дожития (228 месяцев);

Ш вводится понятие «нормативный стаж для получения полной трудовой пенсии по старости». Его величина окончательно не определена. Предполагается - 35 - 40 лет, чтобы получать пенсию в размере 40% от средней зарплаты в стране;

Ш Минимальный трудовой стаж предполагается увеличить с нынешних 5 до 10-15 лет. Пока также окончательно не согласован.

Итак, 2013 год для граждан является годом выбора-то есть они могут перевести свои страховые пенсионные взносы в накопительную или солидарную часть трудовой пенсии.

Единственно о чем можно говорить с полной уверенностью, так это то, что государство делает все, чтобы переложить заботу о пенсионном обеспечении граждан на них самих.

И это не из-за того, что власть такая плохая. Нет. Это объективная реальность. Это касается не только нашей страны. В какую бы другую страну Вы не переехали, Вам придется думать о своем пенсионном будущем.

И чем быстрее это осознать и самим начать предпринимать шаги для улучшения своего пенсионного обеспечения, тем больше будет шансов на пенсии ЖИТЬ, а не ВЫЖИВАТЬ.

По моему личному мнению, необходимо повысить свою пенсионную и финансовую грамотность, чтобы, с одной стороны повышать пусть и небольшую, но все-таки стабильную государственную пенсию, достаточную для ВЫЖИВАНИЯ, и с другой стороны создавать свой пенсионный капитал, который бы позволил на пенсии уже не ВЫЖИВАТЬ, а ЖИТЬ.

Пенсионная реформа 2013-2015 - очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривающий ввод нового порядка формирования пенсионных прав и расчёта страховой пенсии.

В частности, вводится новая формула расчёта размера пенсии , учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Граждане 1967 года рождения и младше смогут сами решить, продолжать ли им накапливать пенсионные средства или вернуть их в страховую часть. Для формирования пенсии самозанятых граждан предусматривается постепенное увеличение страховых платежей - они должны соответствовать уровню пенсионных выплат. Будут приняты меры по реформированию системы досрочных пенсий. Предполагается отмена существующего ныне перерасчёта пенсий работающим пенсионерам .

Условия получения права на страховую пенсию

Новая пенсионная формула

С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» трудовая пенсия по старости будет назначаться по новой пенсионной формуле.

Новая формула предусматривает измерение страховой пенсии в пенсионных коэффициентах, учитывающих стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию.

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х СПК х КПВ)

СП - страховая пенсия в год назначения пенсии

ФВ - фиксированная выплата в год назначения пенсии

КПВ - коэффициент за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии);

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина)

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента в год назначения пенсии .

Годовой пенсионный коэффициент

Годовой пенсионный коэффициент - это инструмент, позволяющий оценить каждый год трудовой деятельности гражданина.

Он равен отношению суммы уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10 % или 16 %, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16 %, умноженной на 10:

Годовой ПК = максимальное значение ПК (7,39 в 2015 году, 10 - в 2021 году)

Особый годовой коэффициент будет присваиваться за периоды, когда гражданин не работал из-за военной службы по призыву, уходом за ребёнком, ребёнком-инвалидом, гражданином старше 80 лет .

Выбор варианта пенсионного обеспечения

Граждане 1967 года рождения и младше смогут до 31 декабря 2015 года выбрать один из двух вариантов пенсионного обеспечения:

В правительстве РФ осенью 2015 года шли активные дискуссии о продлении срока выбора, однако 23 декабря вице-премьер Ольга Голодец объявила о том, что в «правительстве принято решение придерживаться действующего законодательства». После этой новости действующие на российском рынке представители негосударственных пенсионных фондов констатировали ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений из государственного фонда, который превысил существовавшие у них бизнес-планы

Формирование пенсионных прав самозанятых граждан

Меры, предложенные в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, разработанной Минтрудом России , направлены на приведение в соответствие пенсионных прав самозанятых граждан правам наёмных работников. В частности, они предполагают постепенное повышение страховых выплат самозанятых граждан (для обеспечения приемлемой по размеру пенсии необходимы отчисления в размере 7000 - 8000 руб.). Однако увеличение размеров страховых выплат может отрицательно сказаться на финансовом положении большого числа самозанятых работников с невысокими доходами .

Пенсионный мораторий

В конце сентября 2013 года стало известно, что пенсионные накопления граждан за 2014 год не поступят в Пенсионный фонд РФ и НПФ, а будут направлены в распределительную систему . Предполагалось, что НПФ смогут работать с накоплениями после прохождения процедуры акционирования и вступления в систему страхования накоплений .

В июне 2014 года министр финансов РФ Антон Силуанов открыто признал, что денег на возврат накоплений НПФ у правительства нет, эти деньги пошли на Крым и принятие антикризисных мер .

В конце 2014 года был принят закон, продлевающий «пенсионный мораторий» на 2015 год .

В сентябре 2015 года был принят закон, продлевающий «пенсионный мораторий» на 2016 год .

В марте 2016 года появилась информация о том что правительство может продлить пенсионный мораторий ещё на год . В конце августа Ольга Голодец объявила, что правительство решило продлить «заморозку пенсионных накоплений» на 2017 год .

Оценки

Пенсионная реформа стала одной из тем, по которой разошлись оценки между членами правительства. Представители министерств экономики, экономического развития, финансов и первый вице-премьер Игорь Шувалов неоднократно выступали за сохранение накопительной части пенсии и против «пенсионного моратория» на 2014-2015 гг. . Представители министерства труда и вице-премьер Ольга Голодец, напротив, выступали за «заморозку» пенсионных накоплений и дальнейшее формирование накопительной части пенсии только на добровольной основе .

Также разошлись мнения среди экспертов и политиков. Среди сторонников реформы активно выступали депутаты ГД Андрей Исаев и Оксана Дмитриева , среди противников - экс-министр финансов Алексей Кудрин .

Ключевым аргументом сторонников реформы является низкая доходность накопительной части пенсионной системы в РФ. Противники реформы аргументируют её необходимость сложными демографическими условиями, которые возникнут в начале 2020-х, и необходимостью наличия «длинных денег» в экономике .

См. также

Напишите отзыв о статье "Пенсионная реформа в России (2013-2015)"

Примечания

Литература

  • Валентин Роик. Обязательное и добровольное пенсионное страхование: Институты и финансы. - М .: Альпина Паблишер , 2014. - 277 с. - ISBN 978-5-9614-2235-1 .

Отрывок, характеризующий Пенсионная реформа в России (2013-2015)

– Отчего же? – сказал князь Андрей. – Убить злую собаку даже очень хорошо.
– Нет, убить человека не хорошо, несправедливо…
– Отчего же несправедливо? – повторил князь Андрей; то, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
– Несправедливо то, что есть зло для другого человека, – сказал Пьер, с удовольствием чувствуя, что в первый раз со времени его приезда князь Андрей оживлялся и начинал говорить и хотел высказать всё то, что сделало его таким, каким он был теперь.
– А кто тебе сказал, что такое зло для другого человека? – спросил он.
– Зло? Зло? – сказал Пьер, – мы все знаем, что такое зло для себя.
– Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c"est le remord et la maladie. II n"est de bien que l"absence de ces maux. [Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол.] Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.
– А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите.
Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.
– Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя.
– Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец?
– Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin [Ближний] это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро.
И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера.
– Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.
– Да, ежели так поставить вопрос, то это другое дело, сказал князь Андрей. – Я строю дом, развожу сад, а ты больницы. И то, и другое может служить препровождением времени. А что справедливо, что добро – предоставь судить тому, кто всё знает, а не нам. Ну ты хочешь спорить, – прибавил он, – ну давай. – Они вышли из за стола и сели на крыльцо, заменявшее балкон.
– Ну давай спорить, – сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, – продолжал он, загибая палец, – поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, – сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, – из его животного состояния и дать ему нравственных потребностей, а мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему моих средств. Другое ты говоришь: облегчить его работу. А по моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для меня и для тебя труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в 3 м часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить; иначе он пойдет в кабак, или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет. Третье, – что бишь еще ты сказал? – Князь Андрей загнул третий палец.
– Ах, да, больницы, лекарства. У него удар, он умирает, а ты пустил ему кровь, вылечил. Он калекой будет ходить 10 ть лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся, и так их много. Ежели бы ты жалел, что у тебя лишний работник пропал – как я смотрю на него, а то ты из любви же к нему его хочешь лечить. А ему этого не нужно. Да и потом,что за воображенье, что медицина кого нибудь и когда нибудь вылечивала! Убивать так! – сказал он, злобно нахмурившись и отвернувшись от Пьера. Князь Андрей высказывал свои мысли так ясно и отчетливо, что видно было, он не раз думал об этом, и он говорил охотно и быстро, как человек, долго не говоривший. Взгляд его оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения.
– Ах это ужасно, ужасно! – сказал Пьер. – Я не понимаю только – как можно жить с такими мыслями. На меня находили такие же минуты, это недавно было, в Москве и дорогой, но тогда я опускаюсь до такой степени, что я не живу, всё мне гадко… главное, я сам. Тогда я не ем, не умываюсь… ну, как же вы?…
– Отчего же не умываться, это не чисто, – сказал князь Андрей; – напротив, надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть надо как нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.
– Но что же вас побуждает жить с такими мыслями? Будешь сидеть не двигаясь, ничего не предпринимая…
– Жизнь и так не оставляет в покое. Я бы рад ничего не делать, а вот, с одной стороны, дворянство здешнее удостоило меня чести избрания в предводители: я насилу отделался. Они не могли понять, что во мне нет того, что нужно, нет этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого. Потом вот этот дом, который надо было построить, чтобы иметь свой угол, где можно быть спокойным. Теперь ополчение.
– Отчего вы не служите в армии?
– После Аустерлица! – мрачно сказал князь Андрей. – Нет; покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду. И не буду, ежели бы Бонапарте стоял тут, у Смоленска, угрожая Лысым Горам, и тогда бы я не стал служить в русской армии. Ну, так я тебе говорил, – успокоиваясь продолжал князь Андрей. – Теперь ополченье, отец главнокомандующим 3 го округа, и единственное средство мне избавиться от службы – быть при нем.
– Стало быть вы служите?
– Служу. – Он помолчал немного.
– Так зачем же вы служите?
– А вот зачем. Отец мой один из замечательнейших людей своего века. Но он становится стар, и он не то что жесток, но он слишком деятельного характера. Он страшен своей привычкой к неограниченной власти, и теперь этой властью, данной Государем главнокомандующим над ополчением. Ежели бы я два часа опоздал две недели тому назад, он бы повесил протоколиста в Юхнове, – сказал князь Андрей с улыбкой; – так я служу потому, что кроме меня никто не имеет влияния на отца, и я кое где спасу его от поступка, от которого бы он после мучился.

Для многих российских граждан изменения, осуществляемые правительством вокруг пенсионной реформы, остаются непонятными. Во многом это связано со специфическими терминами, которые мы слышим из уст чиновников, а также с банальным нежеланием будущих пенсионеров разобраться в новой пенсионной формуле. Да и все «гонения», которым подвергается накопительная часть пенсии, не вносят ясности в этот хоть и запутанный, но, безусловно, важный вопрос как расчет будущей пенсии. попытался разобраться в ситуации и доступным языком объяснить вводимые пенсионной реформой изменения.

Пенсионная формула

Итак, для начала расскажем о новой пенсионной формуле. Пенсия складывается из трех основных слагаемых: базовая, страховая и накопительная части. Базовая часть пенсии (Б) выплачивается государством любому гражданину, мало-мальски где-то работавшему официально. Страховая часть пенсии (С) определяется нынешней заработной платой будущего пенсионера. Разумеется, речь идет о «белой» зарплате, 16% из которой работодатель отчисляет с Пенсионный фонд России. Еще 6% от зарплаты работодатель отчисляет в накопительную часть пенсии (Н) .

Таким образом, пенсионная формула выглядела бы следующим образом: «Пенсия = Б + С + Н» , если бы не коэффициент для каждого из этих слагаемых, который определяется индивидуально для каждого будущего пенсионера. Зависит он от трудового стажа, размера заработной платы, желания работать после достижения пенсионного возраста и других особенностей сложного и тернистого пути до заслуженного выхода на пенсию. Немаловажным фактором является и желание чиновников увеличить или, наоборот, уменьшить пенсию, повлияв на тот или иной коэффициент. Таким образом, новая пенсионная формула выглядит так: «Пенсия = К1Б + К2С + К3С» , где К1 , К2 и К3 – описанные выше коэффициенты.

Накопительная часть пенсии

Самая нелегкая судьба постигла накопительную часть пенсии. Будущие пенсионеры разделили на тех, кто отдал свою накопительную часть в негосударственные пенсионные фонды (о них можно подробнее узнать в нашей статье « »), и тех, кто предпочел доверить накопительную часть государству (их накоплениями управляет «Внешэкономбанк»). Последнюю категорию граждан правительство окрестило «молчунами».

Накопительную часть «молчунов» сначала предложили сократить до 2%, а оставшиеся 4% направить в страховую часть. Сейчас правительство и вовсе обсуждает возможность обнуления накопительной части пенсии, то есть приравнять уже упомянутый коэффициент К3 к нулю.

Но не спешите кричать «Обворовали! » . Эти 6% никуда не денутся, а перенесутся в страховую часть пенсии. Таким образом, с 2014 года работодатель будет отчислять в ПФР не 16%, а 22% от заработной платы своих сотрудников. То есть фактически размер итоговой пенсии либо останется прежним, либо изменится, но незначительно. Возможно, пенсия даже немного вырастет, но это зависит уже от коэффициента К2 .

Участь «молчунов», ждет и тех, кто доверился НПФ: в 2014 году все выплаты, предназначенные для накопительной части, попадут на счет ПФР, правда всего на год, затем они будут возвращены в негосударственные пенсионные фонды. То есть с 2015 года 6% от официальной зарплаты гражданина будут, как и прежде, поступать на счета НПФ.

Для чего, собственно говоря, нужны эти перестановки. Дело в том, что Пенсионный фонд России испытывает некоторые затруднения с финансами. И чтобы сделать выплаты нынешним пенсионерам, пришлось, что называется, занять денег у будущих пенсионеров.

Вопрос лишь в том, сможет ли государство вернуть «занятые» средства. Как передает РИА «Новости» , отвечая на него, глава Минэкономразвития заявил, что деньги, необходимые для возврата в накопительную часть пенсий, скорее всего, будут искать в бюджете «где их найти очень трудно». При этом он подчеркнул, что пенсионные накопления за 2014 год россияне не потеряют, а так же не исключил, что правительство прибегнет к более продуманной схеме «латания дыр» в бюджете ПФР.

Пенсия сейчас и в будущем

По подсчетам Росстата, средняя пенсия в России в июле 2013 года составила 10 тысяч рублей, что почти на 10% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом нынешние пенсионеры в среднем получает около 35% от средней зарплаты по стране.

Что касается будущих пенсий, то они, по словам Андрея Пудова, заместителя министра труда и социальной защиты, составят до 80% от утраченного заработка. Для получения такой пенсии необходимо иметь общий трудовой стаж не менее 35 лет, участвовать в программах корпоративного страхования и софинансирования пенсии. Лишь в этом случае доход гражданина при выходе на пенсию сократится только на 20%. При этом господин Пудов назвал такой результат идеальным.

В продолжение темы:
Истина где-то рядом

Добрый день, дорогие рукодельницы! Мы любим праздники, потому что ожидаем чего-то хорошего и веселого? Но особый трепет вызывает особое и светлое торжество, это Пасха . На...

Новые статьи
/
Популярные