Функциональность и характер активности центра конструирования. Конструктивная деятельность дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Горохова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Теремок"
Населённый пункт: г. Усть-Илимск. 03.09.2016 г.
Наименование материала: Доклад из опыта работы
Тема: "Особенности и виды конструктивной деятельности детей."
Дата публикации: 03.09.2016
Раздел: дошкольное образование

Особенности и виды конструктивной деятельности детей в детском саду.
Под детским конструированием принято понимать разные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Конструктивная деятельность направлена на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. При правильно организованной деятельности дети приобретают: 1. конструктивно-технические умения:  сооружать отдельные предметы из строительного материала – здания, мосты и т.д.;  делать из бумаги различные поделки – ёлочные игрушки, кораблики и т.д.; 2. обобщенные умения:  целенаправленно рассматривать предметы;  сравнивать их между собой и расчленять на части;  видеть в них общее и различное;  находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей;  делать умозаключения и обобщения. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, изготавливая поделку, мысленно представляют, какой она будет, и заранее планируют, как её выполнять и в какой последовательности. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел, а также является средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:  трудолюбие,  самостоятельность,  инициатива,  упорство при достижении цели,  организованность.  умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.); Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус. А при изготовлении поделок из природного материала у детей появляется особое отношение к окружающему их миру - дети начинают видеть и чувствовать красоту
изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту их сочетаний. Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
Виды конструктивного материала
При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используются строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы.
Строительный

материал
представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный. Во время занятий материала должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу. Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью - домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей. Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей, при этом материал всегда должен быть уложен строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую из них. Раскладывание материала по формам не только облегчает работу с ним, но и способствует ускорению запоминания названий этих форм.
Бумага, природный и бросовый материалы
широко используются в детском саду (как отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления различных поделок и игрушек, что является не только полезным, но и интересным занятием для детей. Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая, полуватман, а также тонкий картон. Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т.д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками. Бросовый же материал для поделок можно всегда найти у себя дома. Это скорлупа орехов, ватные диски, пластиковые бутылки, коробки от соков и молока и многое другое. Каждый вид материала хранится в отдельной коробке или пакете.
Конструкторы
Дети старшего дошкольного возраста в свободное от занятий время используют также различные конструкторы - деревянные, пластмассовые, металлические. Они позволяют создавать подвижные конструкции, но отличаются достаточно сложными способами крепления деталей. Перед тем как давать конструкторы детям, воспитатель должен сам тщательно изучить методические указания по сборке, приложенные к каждому из них, и продумать, что детям нужно объяснить, а что они будут делать сами. Конструкторы даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. После того как дети под руководством воспитателя освоят тот или иной конструктор, его помещают
вместе с настольными играми и дети используют его в своей самостоятельной деятельности. Великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников является
Lego-конструктор.
Актуальность Лего-технологии значима в свете внедрения ФГОС, так как эффективна для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация). Н а с е год н я ш н и й д е н ь, LEGO-конструкторы а к т и в н о используются воспитанниками моей группы. Ведь с LEGO даже самые маленькие дети могут почувствовать себя творцами. Собирать, разбирать и выбирать нестандартные решения с LEGO максимально просто. Для этой деятельности мы создали LEGO -центр, где дети знакомятся с основными деталями конструктора, способами крепления кирпичиков, учатся соотносить с образцом результаты собственных действий. Созданные LEGO -постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх- театрализациях, используют LEGO -элементы в дидактических играх и упражнениях.
Особенности обучения конструированию в разных

возрастных группах.

Ранний возраст.

Задачи.
1.Познакомить с материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой). 2.Познакомить с объёмными геометрическими формами (кирпич, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида). 3. Формировать умение прикреплять детали поделки друг к другу. 4. Вызвать интерес к конструктивному экспериментированию. 5. Воспитывать умение слышать словесные указания педагога.
Особенности обучения.
Ко н с т р у и р о в а н и е д е т е й р а н н е го в о з р а с т а н а п о м и н а е т и г р у - экспериментирование, в которой дети изучают свойства и признаки геометрических форм, различных материалов. В процессе обучения, где ведущим методом является игра, целесообразно как можно чаще называть фигурки, давать им образную характеристику, которая помогает детям быстрее включать обследуемые материалы в собственный замысел.
Младший дошкольный возраст.

Задачи.
1. Познакомить с объёмными геометрическими телами и архитектурными формами (крыши, мосты, двери, лестницы, окна), входящими в состав строительных наборов. 2. Учить соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины, двустороннего скотча, клея, спичек).
3. Способствовать овладению конструктивными умениями: соединять детали, соотносить постройки со схемами, подбирать приёмы соединения. 4. Воспитывать умение выполнять коллективную работу.
Особенности обучения.
В процессе обучения детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать частично-поисковый метод, позволяющий детям самостоятельно преобразовывать имеющийся опыт в новые ситуации. Безусловно, младшие дошкольники ещё пока не способны без помощи полностью реализовывать собственные замыслы. Однако возможность выбора материала, приёма способствует развитию творчества и умения придавать своей постройке индивидуальный характер. При создании из строительного набора гаража для машины, можно показать малышам как из одних и тех же деталей получаются разные гаражи, нужные для каждой отдельной машины. Для этого можно использовать детали из самоклеющейся бумаги в качестве декора: кирпичи, камни, плиты, глаза (камеры наблюдения) и т.д., В младшей группе дети не только пытаются создавать самостоятельно постройки, но активно включать их в игру. В возрасте трех лет появляется у детей желание проявить свою «самость». С этим также нужно считаться, не стоит навязывать конкретный, запланированный вид конструкции только для того, чтобы решить определённую задачу. Нет никакой разницы на примере какой постройки малыш усвоит нужный приём. Главное, что он овладеет им, для того чтобы дальше им пользоваться самостоятельно. Конструирование из бумаги, как правило, в младшей группе начинается с простых полосок. Поделки делают с помощью взрослых, поскольку только осваивают несложные способы работы с этими материалами. Так с детьми можно смастерить гусеницу или новогоднюю гирлянду. Главное приготовить для детей цветные полоски длиной 10 сантиметров и показать, как их склеивать.
Средний дошкольный возраст.

Задачи.
1. Закреплять умение называть разные объёмные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма,) и архитектурные формы (купола, крыши, двери, лестницы, окна). 2. Учить создавать сюжетные композиции в процессе конструирования. 3. Закреплять конструктивные умения: соединять детали, соотносить постройки со схемами, подбирать приёмы соединения. 4. Закреплять и расширять словарь ребёнка специальными понятиями: масштаб, фактура, пластика, пропорция. 5. Воспитывать умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе создания общей работы.
Особенности обучения.
В средней группе дети учатся самостоятельно определять этапы выполнения будущей постройки, что является важным фактором в учебной деятельности. Дети, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
В процессе работы с бумагой и картоном дети учатся сгибать бумагу в различных направлениях, используя как простые, так и сложные виды сгиба. При работе с бумагой развивается воображение у детей. Так, например, конус, выполненный из бумаги, может превратиться в любое животное, цветок, вазу, лодку, стать частью костюма для сказочного персонажа и т.д. Вариантов использования конуса множество. Необходимо только на схемах, педагогических эскизах показать возможности трансформации. Необычные поделки получаются в такой, достаточно сложной технике, как оригами, которая требует огромного внимания, терпения и аккуратности со стороны детей. Ведь неровно сложенные углы не позволят получить им желанный результат. Первоначальным этапом обучения технике оригами в средней группе является овладение детьми самыми простыми исходными формами. Для начала нужно показать, как складывать квадрат, объяснить названия сторон, что такое углы и центр. Другой вид бумагопластики заключается в использовании ножниц, клея, помимо приёмов работы с бумагой. Этот вид позволяет создавать объёмные конструкции и поделки, применяя опыт работы с аппликационными образами. Здесь также требуется умение работать с ножницами, чтобы получить необходимую деталь для конструкции. Нужно отметить, что в средней группе дети осваивают только простые способы вырезывания. Они надрезают, разрезают бумагу и вырезывают элементарные формы из заготовок. Наряду с вырезыванием в средней группе для создания конструктивного образа может применяться выщипывание (для передачи фактуры постройки) и обрывание (для передачи определённого характера образа). Приёмы аппликации в данном случае могут выступать как основные средства работы, так и дополнительные. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе - умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.).
Старший дошкольный возраст.

Задачи.
1. Совершенствовать умение работать с различными материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности. 2. Развивать умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа. 3. Учить работать по готовым выкройкам, чертежам. 4. Совершенствовать умение планировать свою деятельность. 5. Воспитывать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.
Особенности обучения.
Конструктивное творчество детей старшего дошкольного возраста отличает техническое разнообразие построек и поделок.
В качестве активизации конструктивного творчества детей, желательно использовать стимулирующий материал: фотографии, картинки, схемы, направляющие их поисковую деятельность. Бумага также находит широкое применение и в старших группах в процессе занятий бумагопластикой, которая используются как самостоятельный вид творчества, так и в сочетании с другими, для изготовления различных поделок и игрушек. Здесь, в период образовательной деятельности, лучше соблюдать последовательность: сначала научить детей изготавливать поделки из куба (коробочки, корзиночки). Затем из цилиндра (ведёрки, фонарики). И уже позже перейти к изготовлению игрушек, в основе которых лежит брусковая форма (здания, автобус, скворечник). Обилие природного материала позволяет многосторонне применять его в работе с дошкольниками. Воспитатель вместе с детьми заготавливает нужный материал. Пополнение его запасов происходит в течение всего года. Для создания целостной поделки или конструкции из природного материала, нужно найти способ крепления. В этом возрасте дети в качестве дополнительно средства могут уже использовать: ножницы, шило, иголку, проволоку, которые, в силу их не безопасности, не рекомендуется применять в более младших группах. Однако даже для старших дошкольников необходимо провести инструктаж по особенностям работы с этими инструментами. Природный материал позволяет создавать конструкции как малых, так и больших размеров. При этом работа будет носить уже коллективный характер. Например, сооружения построек из песка или снега на площадке. В этом случае будет формироваться у детей умение вести совместную работу, где нужно договариваться, находить общее решение.

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие люди. Конструирование – это первая ступень в подготовке учёных, инженеров и будущих исследователей. Спасибо за внимание!

Конструирование всегда предполагает решение определённой конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определённой логикой. В дошкольном возрасте конструктивная деятельность имеет ряд особенностей:

Дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

Дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

Расширяется область творческих проявлений .

Конструктивная деятельность детей в раннем детстве - это создание простейших построек из строительного материала, а в старшем дошкольном возрасте - это сложная и разнообразная деятельность. С учётом вышеуказанных особенностей Г.А. Урунтаева и Л.В. Куцакова сформулировали основные задачи обучения техническому и творческому конструированию в дошкольном образовательном учреждении.

Существование двух видов детского конструирования - изобразительного и технического, каждый из которых имеет свои особенности, - требует дифференцированного подхода в руководстве ими.

Таблица 5. - "Задачи обучения техническому конструированию в старшем дошкольном возрасте".

Задачи обучения

Возраст детей

Развивающие

1. Закреплять умения детей рассматривать и анализировать постройки педагога, выделяя в них название, назначение, строение, детали, из которых выполнены части; их место расположения, цвет.

2. Показать детям разнообразие конструктивных материалов, их особенности и выразительные средства.

3. Познакомить детей с жанром искусства-архитектурой, её особенностями и выразительными средствами (материал, место расположения форма, декоративные архитектурные детали: арки, колонны, купола, шпили, рельефы, скульптура).

4. Развивать у детей трудолюбие, усидчивость, целеустремлённость, умение довести начатое дело до конца, добиться результата.

5. Развивать у детей самостоятельность, инициативу, фантазию, творчество.

Технические

Работа со строительным материалом.

Учить детей выполнять постройки из большого количества деталей, используя разнообразные конструктивные приёмы, делая постройки многоярусными, с большим количеством мелких архитектурных деталей (сфера, конусы, цилиндры).

Работа с бумагой.

1. Учить детей сгибать лист бумаги пополам в разных направлениях, хорошо проглаживая линии сгиба.

3. Учить детей работать по шаблону.

4. Украшать поделки техникой аппликации, используя для этого разнообразный материал.

Работа с природным материалом.

Учить детей скреплять детали в поделках их природного материала с помощью перемычек (спичек, зубочисток), шила и клея.

Работа с дополнительным материалом.

Учить детей скреплять детали в поделках из дополнительного материала с помощью перемычек, нитки и иголки, проволоки, с помощью клея.

Воспитательные

1. Воспитывать у детей навыки коллективного труда. Учить договариваться, распределять обязанности, пользоваться одним материалом, радоваться общему результату.

2. Воспитывать у детей интерес к искусству архитектуры, умение видеть красоту и выразительные средства этого искусства.

Конструктивные задачи

1. Закреплять умения детей сооружать отдельные постройки из большого количества строительных деталей (кубики, кирпичики, цилиндры, призмы, арки, сферы, полусферы, диски, полудиски, конусы, четырёхгранные призмы)

по показу педагога, образцу педагога, по условиям, рисункам, фотографиям, чертежам (вид спереди, сверху, сбоку).

по схемам (плоскостное изображение постройки только с одной стороны), по силуэтам (предварительно построенная педагогом постройка закрывается ширмой от теневого театра).

2. Учить детей в свободное время и в непосредственной образовательной деятельности конструировать из деталей конструкторов (деревянных, металлических пластмассовых) по показу педагога, образцу, по рисункам и чертежам.

Из деталей строителя: разные виды транспорта (морской, пассажирский и т.д.), здания, мосты. Коллективные сюжетные постройки: улица города, аэропорт, космодром, морской порт, площадь города и т.д.

Из бумаги и картона: игрушки, коробочки, здания, ёлочные украшения, карусели, качалки.

Из дополнительных материалов: здания, транспорт, игрушки.

Из природного материала: птицы, животные, панно.

В свободной конструктивной деятельности: макеты, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, предметы утилитарного назначения,

композиции и инсталляции как эстетические элементы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.

Приёмы обучения

Показ действий без показа образца; показ готового образца и предложение догадаться, как он сделан; рассматривание и анализ образцов; использование рисунков, чертежей, фотографий, силуэтов, схем построек; анализ поделок и построек, рассказы о ней с использованием опорных схем; беседа; экскурсия; просмотр иллюстративных материалов, презентаций; оформление выставок поделок группы; сбор материалов; дидактические игры и упражнения; конструкторские задачи

развивающий конструктивный дошкольный образовательный

В работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель располагает значительно большими возможностями, чем в предшествующих группах, так как дети этого возраста приобрели уже некоторый опыт.

Перед старшими дошкольниками более отчётливо ставится задача приучения детей предварительно обдумывать процесс своей деятельности: что строить, каков будет размер постройки, какой для неё понадобится материал и т.д. Умение зрительно представить будущую постройку, привлечь живые наблюдения для осуществления своего замысла, является чрезвычайно ценным качеством конструктивной и мыслительной деятельности детей этого возраста.

В строительных играх здесь также происходят существенные изменения, отличающие их от игр более младших возрастов. У старших дошкольников более широк и разнообразен замысел игры, они шире привлекают имеющиеся у них представления для развития игрового замысла; возрастает потребность в более разнообразных предметах для игры. А это повышает интерес к изготовлению игрушек своими руками, вследствие чего игровой процесс часто сливается с трудовым.

Тесная связь строительной игры и труда позволяет на этой ступени возраста находить такие пути педагогического руководства, при которых игра, сохраняя свою игровую привлекательность для ребёнка, открывает ему новую увлекательную деятельность - труд. Также в этом возрасте легче может быть осуществлено руководство творческими замыслами ребят.

Старшие дошкольники уже более выносливы, что даёт возможность развёртывать с ними более длительные строительные игры. В их умственном развитии под влиянием воспитания и обучения, полученного в младшей и средней группах, произошли сдвиги, выразившиеся в большей сосредоточенности внимания, наблюдательности, умении зрительно анализировать. Они более свободно пользуются багажом своей памяти, активно и живо привлекают для развития замысла те впечатления, которые получили в наблюдениях, рассказах педагога, из чтения книг. Эти новые проявления, образующиеся из взаимосвязи опыта и воображения, находят своё проявление в большом разнообразии сюжетов строек, в соединении замысла строительной и сюжетной игры, в свободном соединении трудового процесса и игры.

Под влиянием обучения у старших дошкольников отчётливо выражается интерес к результату своей деятельности. Если дети среднего дошкольного возраста с большим интересом готовы многократно повторять одну и ту же конструкцию, то дети старшего дошкольного возраста по мере приобретения опыта стремятся к поделке разнообразных предметов. По-разному комбинируя материал, активно используя приобретённые навыки и приёмы конструирования, они придумывают новые постройки из настольного строительного материала и из бумаги. Каждая такая вещь, сделанная своими руками, радует их.

При планомерном обучении у детей старшего дошкольного возраста отчётливо выражается интерес к овладению самим процессом конструирования, интерес к мастерству выполнения. Они с увлечением строят, стремясь достигнуть более совершённого вида постройки; многократно повторяют одну и ту же конструкцию из бумаги, стараясь аккуратно, точно её выполнить. Легко замечают недостатки в своей работе, так и в работе товарищей, стремятся устранить их.

В конструктивной деятельности старших дошкольников, как показывает опыт, отчётливо выступает линия художественного оформления построек: колонны, арки, башни, ступени. Сооружая ту или иную постройку, они стремятся также достигнуть наибольшего сходства с подлинным предметом.

Организация непосредственной образовательной деятельности с детьми по конструированию положительно влияет на содержание творческих конструктивных игр. Постройки детей становятся разнообразнее, содержательнее, интереснее становятся игры с ними.

В творческих конструктивных играх детей намечается несколько линий.

1) Когда игра носит характер подражания строительной деятельности взрослых (например, дети изображают процесс постройки дома и соответственно распределяют между собой роли: одни подвозят строительный материал, другие производят кладку, третьи занимаются погрузкой и разгрузкой). Как показывает опыт, такие игры особенно часто возникают после экскурсии детей на строительство, когда они присутствуют при закладке здания или возведении стен этажей, видят, как подвозят материал, сгружают кирпич и т.д. Начиная играть вдвоём, втроём, постепенно привлекаются к участию 10-12 человек.

Педагогическое значение конструктивных игр состоит в том, что дети в них отображают содержание трудового процесса, учатся играть вместе, наполняют игру положительным переживаниями. Для развития конструктивной деятельности эти игры ценны тем, что в них дети учатся выражать свои впечатления о строительстве, сами определяют замысел, обдумывают содержание строительной деятельности, планируют её, подбирают нужный материал.

Характер руководства этой игрой таков: наблюдение строительства под руководством воспитателя, беседа об увиденном на стройке, договорённость о том, во что играть, кто и что будет при этом делать.

2) Дети не подражают строительной деятельности взрослых, а строят для того, чтобы получить в результате постройку, с которой затем можно играть. Например, они строят пароход - потом играют в путешествия, строят зоопарк - потом играют в зоопарк и т.д.

Здесь творческая и конструктивная игры находятся в ином взаимоотношении: процесс конструирования предшествует творческой игре и протекает с сугубо деловом плане.

Если такие игры оставить вне руководства педагога, их ценность в смысле развития конструктивных навыков будет весьма ограниченной в силу большой условности, которую дети допускают в своих постройках. А.Л. Лурия считал, что эти игры оказывают влияние на развитие воображения и речи, но не содействуют развитию конструктивной деятельности .

В том случае, когда эти игры проводятся под педагогическим руководством, в них открываются большие возможности для развития конструктивных способностей детей.

Приёмы руководства при этом можно использовать следующие:

· напоминание о приёмах стройки;

· предложение рассмотреть предмет, который надо построить, или иллюстрацию, изображающую его;

· путём вопросов предложить детям вспомнить отдельные части постройки (например, у парохода: нос, корма, машинное отделение);

· обращать внимание на главные части постройки (например, при постройке парохода спросить: "А на вашем пароходе будет палуба?" или "Капитанский мостик надо сделать повыше, чтобы капитану было лучше видно");

· в случае явных затруднений у детей в осуществлении замысла, объяснить и показать, как надо строить то или иное;

· включаться в игру, не изменяя её содержания (например, советом или наводящим вопросом напомнить, как определить размер постройки, наметить интересные объекты, правильно распределить обязанности и т.д.). Живое участие воспитателя в строительных играх создают особую близость во взаимоотношениях с детьми.

3) Группа конструктивных игр, которая характеризуется отсутствием игрового сюжета: основным содержанием в ней является сам конструктивный процесс.

При систематическом обучении конструктивной деятельности дети старшего дошкольного возраста с увлечением строят, перестраивают, вновь создают постройку, добиваясь наиболее совершенного её оформления, придумывая всё новые и новые варианты украшения. Декоративность, художественная выразительность постройки - вот то основное, что увлекает их в этих играх. Тематика построек может быть следующей: "Красивые ворота", "Станция метро", "Кукольный театр" .

Педагогу немаловажно вызвать интерес старших дошкольников к работе с различными материалами для конструирования - это природный и дополнительный материал, бумага и картон.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой. Практикуется как индивидуальная, так и фронтальная формы работы. Наибольший интерес к работе помогает вызвать альбомы с изображением игрушек, а также мотивирование задания (сделать закладку в подарок и т.д.).

В данном возрасте требования к качеству выполнения поделок повышаются. Иногда, смастерив поделку, ребёнок оценивает её слишком высоко. Хорошо тут же предложить ему для сравнения лучшую работу товарища или образец.

Нельзя, чтобы конструктивная деятельность была подчинена авторитету взрослого и проходила механически без желания и интереса. К плохим результатам приходит педагог, когда опекает детей, практикует труд под диктовку. К этому легко и просто привыкнуть, потому что проявлять активность и самостоятельность гораздо труднее. Главное для ребёнка - это преодоление трудностей, радость творчества, приобретение трудовых навыков.

В работе с детьми очень важен добрый совет, помощь, поддержка, но не навязывание своего мнения: "Поднимите руки те, кто думает так, как Света, кто - по-другому. Катя, почему ты считаешь, что Света не права?"

Большое значение имеет индивидуальный подход. Малоактивным детям сначала предлагают работу полегче. Затем подключают к коллективному труду, чтобы они осознавали себя равноправными участниками, получали от своей деятельности удовлетворение. Хорошими приёмами являются положительная оценка работы малоактивного ребёнка, подчёркивание его успеха, выражение надежды, что скоро он научится делать игрушки ещё лучше.

Для развития самооценки и самоконтроля ребёнку можно предложить сделать игрушку для игры в "магазин". Тогда он на деле убеждается, нравится ли его поделка, "покупают" ли её сверстники, старшему дошкольнику приходится сравнивать её с работой товарищей, находить причины неудач, искать способы их устранения. Хороший приём самоконтроля - предложения использовать свою игрушку в действии: "Ну-ка, попробуй, как летит твоя стрела, крутится ли волчок, подходит ли по размеру пилотка…"

Важно поощрять, приветствовать стремление детей работать вместе, самостоятельно делать что-то. Например, ребята решили смастерить из бумажных цилиндров персонажей к сказке "Репка", а потом, используя их, показать малышам настольный театр. "Это вы хорошо придумали, - говорит воспитатель. - Если понадобится моя помощь, обращайтесь: я с удовольствием помогу".

Также важно поддерживать в группе атмосферу доброжелательности, заинтересованности, внимания и участия. Привлекать внимание детей к множеству дел вокруг, которые можно и нужно делать: "Увидел оторванную обложку книги - почини. Порвалась коробка - отремонтируй". Хорошим приёмом является поощрение: "Оля не ждала, когда её попросят починить подзорную трубу, а взяла сама отремонтировала".

В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется обучению детей работе с природным материалом. Важно не только приобщать детей к сбору и хранению природного материала, но и к его подготовке для работы.

Под наблюдением воспитателя дети учатся делать шилом проколы на шишках, желудях, каштанах (работают на деревянных дощечках). Раскладывают собранный материал по видам. Замачивают бересту на три часа, расслаивают её на тонкие пластины и после подсыхания укладывают под пресс. Разрезают ножницами соломинки (поперёк), удаляют коленца, очищают от чешуи. Воспитатель заливает соломку на несколько часов горячей водой, добавляя немного соды, чтобы она блестела. Затем дети разрезают соломинки вдоль и наклеивают полосы на кальку .

Ребята продолжают самостоятельно подбирать и видоизменять природный материал. Покрывают шишки клеем, чтобы не раскрывались. Придают им причудливый вид, делая срезы, сгибая и фиксируя в любом положении скотчем или изоляционной лентой (после высыхания шишки лента снимается). Нанизывают из желудей, каштанов, различных крупных семян бусы. Учатся мастерить игрушки из бересты, соломки, ореховой скорлупы, делать композиции по знакомым сказкам.

К 8 марта дети мастерят в подарок маме, бабушке или сестрёнке шкатулки заколки, закладки, украшенные способом инкрустации.

Старшие дошкольники часто бывают равнодушны к красивым декоративным украшениям, картинам, эстампам. Задача педагога привлечь их внимание к образцу, помочь вникнуть в настроение, переданное автором. Только тогда произведение станет понятным, вызовет желание самому попробовать сделать также, перенять у автора приёмы и средства изображения. Таким образом, именно воспитатели становятся первыми помощниками в творческих исканиях ребёнка .

Осуществляя руководство конструктивной деятельностью старших дошкольников воспитателю необходимо опираться на опыт, знания, умения детей, стремиться развить у них смекалку, творчество: "Догадайтесь, как из горки сделать мост?", "Что нужно сделать, чтобы под аркой дома проезжала эта машина?" и т.д. Также образное, меткое и мудрое народное слово должны стать постоянным спутником ребёнка: "Не привыкай к безделью - учись рукоделью", "У кого сноровка, тот и действует ловко".

Что же питает конструктивную деятельность и какова её педагогическая ценность? Конкретные наблюдения явлений окружающей действительности, иллюстрации сказок, альбомы по изобразительному творчеству, - всё это является тем содержанием, которое проникает в детское конструктивное творчество.

Для эффективного руководства конструктивной деятельностью старших дошкольников воспитателю необходимо повышать свой теоретический и практический уровень; углублять знания по методике обучения конструированию; знать специфику, характерные особенности и выразительные средства архитектуры и изобразительной деятельности; совершенствовать умения и навыки в конструировании; постоянно углублять знания по педагогике и психологии; привлекать родителей в образовательный процесс.

Тем не менее, решающим фактором остаётся педагогическое мастерство воспитателя, которое предполагает использование многообразия педагогических приёмов обучения конструированию старших дошкольников, а создание необходимых условий помогает лучше организовать педагогический процесс.

Итак, руководство конструктивной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении предполагает:

· создание предметно-развивающей среды и её соответствие реализуемой технологии (наличие материала, рисунков, иллюстраций, чертежей схем построек или поделок);

· оснащение групповых помещений или кабинетов для занятий техническим и творческим конструированием;

· создание интересной и увлекательной обстановки на занятиях или в свободной деятельности;

· методическое сопровождение по конструктивной деятельности в каждой возрастной группе;

· психолого-педагогический контроль за качественной характеристикой образовательного процесса (диагностика, контрольные срезы знаний детей, анализ продуктов деятельности);

· повышение профессиональной компетенции педагогов;

· взаимодействие педагогов и родителей.

Людмила Цветкова
Особенности конструктивной деятельности детей дошкольного возраста

Среди разнообразных видов детской деятельности конструированию принадлежит особое место . Анализ исследований дает основание рассматривать конструирование как деятельность деятельности : игровой, трудовой, художественной, технического творчества (Давидчук А. Н., Изотова Ф. В., Лиштван З. В., Нечаева В. Г., Поддьяков Н. Н., Парамонова Л. А., Сафонова О. А., Силаева М. Н.). Эта своего рода интегративная направленность и делает конструирование замечательным средством развития ребенка.

Конструирование , отвечая интересам и потребностям ребенка, в то же время дает широкую возможность для умственного, нравственного и эстетического воспитания. Конструируя , ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. При создании постройки происходит обдумывание предстоящей деятельности : представление конечной цели – конструкции , выбор способов достижения цели , планирование последовательности практических действий. Практические действия носят поисковый характер и являются источником мысли ребенка, его дальнейших рассуждений.

В теории и практике дошкольного образования конструирование рассматривается в двух аспектах : техническом и художественном. В техническом конструировании дети отображают существующие объекты или придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов, моделируя основные структурные и функциональные признаки : стены, крыша, окна, двери и т. д. К этому типу конструкторской деятельности относятся конструирование из строительного материала, деталей конструкторов , крупногабаритных модульных блоков. В художественном конструировании создаются образы , не столько отображающие структуру предмета, сколько выражающие свое отношение к ним, передающие их характер, с использованием приема «нарушения» пропорций, цвета, формы. По выражению А. В. Запорожца, это приводит к формированию своеобразных эмоциональных образов. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги , из природного материала. Компьютерное конструирование , создание конструкций из бросового материала могут носить и технический и художественный характер. Это зависит от цели, поставленной самим ребенком или взрослым.

Детское конструирование , в частности техническое, тесно связано с игровой деятельностью . Дети сооружают постройки для своей игры, часто перестраивая их по ходу игры. Некоторые отечественные исследователи, такие как Е. А. Флерина, З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева и др., рассматривают детское конструирование как один из видов детской игры. Л. А. Парамоновой была выявлена динамика взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода . Сначала, в раннем возрасте , конструирование слито с игрой ; затем игра становится побудителем к конструированию , которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей ; и к старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры»

В педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития и, прежде всего, как средство умственного воспитания детей . В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей , которые развиваются в продуктивной деятельности – конструировании . Конструируя , ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др., но у него развиваются познавательные и практические действия. Помимо зрительного восприятия качества предмета, ребенок реально, практически разбирает образец на детали, затем снова собирает их в модель. Так осуществляется анализ и синтез. З. В. Лиштван отмечает, что уже в дошкольном возрасте создается предпосылка для приобретения способности производить более глубокий зрительный анализ модели, предмета, не обращаясь к реальному расчленению – формируется способность сравнивать , производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений : речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко ; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький, в точном словесном указании направления (над - под, вправо - влево, вниз - вверх, сзади - спереди, ближе и т. д.).

Конструктивная деятельность является средством нравственного воспитания дошкольников . В процессе этой деятельности формируются важные качества личности : трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При ознакомлении детей с современными зданиями, некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Петропавловская крепость, Исаакиевский собор) развивается художественный вкус, понимание того, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении (простоте и четкости форм, выдержанности цветовых сочетаний, продуманности украшений).

Конструирование играет большую роль в подготовке детей к школе . Этот вид деятельности способствует формированию умения учиться, раскрывает, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений.

Конструирование по образцу , разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов , поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения . В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий , основанная на подражании. Исследования В. Г. Нечаевой, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук показали что, использование образцов - это необходимо важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т. п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа - умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях.

Конструирование по модели , разработанное А. Н. Миреновой и использованное в исследовании А. Р. Лурии, заключается в предъявлении детям в качестве образца модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция , обклеенная плотной белой бумагой). Модель дети воспроизводят из имеющегося у них строительного материала (предлагается определенная задача, но не даётся способ ее решения ). Им сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер протекания его конструктивной деятельности , и формируют новые формы познавательных процессов. Дети приобретают умение мысленно анализировать объект, выявлять составляющие его элементы.

Конструирование по условиям , предложенное Н. Н. Поддьяковым, принципиально отличается от других форм конструирования . Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения , определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры.

Как показали исследования Н. Н. Поддьякова, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамоновой, данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования . Для этого дети должны уже иметь обобщенные представления о конструируемых объектах , умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и др.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности , в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов , создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам. Дети, как правило, не умеют выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел (деталей строительного материала) . Для преодоления таких трудностей В. В. Брофманом были специально разработаны шаблоны, которые дети использовали для построения наглядных моделей (чертежей, отражающих их конструктивные замыслы . В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности .

Но, конструктивная деятельность приобретает такое многостороннее значение только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков , но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей .

Таким образом, исследования показали, что конструирование можно рассматривать как деятельность , включающую в себя элементы других видов деятельности - игры , труда, художественной деятельности , технического творчества (Давидчук А. Н., Изотова Ф. В., Лиштван З. В., Нечаева В. Г., Поддьяков Н. Н., Парамонова Л. А., Сафонова О. А., Силаева М. Н.).

В процессе конструирования , происходит умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание детей , развивается умение анализировать предметы окружающего мира, появляется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус. Исследования показали, что для развития ребенка важны все формы развития конструктивных умений .

Конструктивная деятельность предполагает создание конструкций из отдельных частей и деталей. Ее выполнение развивает технические способности детей, способствует развитию изобретательских умений на качеств. При создании кон нструкции необходимо учитывать взаимное расположение деталей, способ их соединения, возможность замены на другие детали и т.д.. При этом ребенок познает свойства каждой из деталей, раскрывает для себя законо мерности соединения различных материалов. Так, детали из пластилина соединяются прижимом, а металлические детали соединить трудно, нужны специальные способсоби.

Детское конструирование обозначает процесс построения сооружений таких конструкций, где предполагается взаимосвязь в расположении частей и элементов, способы их соединения . Дети конструируют, прежде, те сооружения и конструкции, которые их окружают и становятся предметом их опыта. Созданная ребенком конструкция должна выполнять назначения настоящей: на кровати может спать кукла, в шкафу можно повесить в дядяг.

Первые конструкции детей появляются в ходе предметной деятельности в результате практических действий с различными объектами: кубиками, кружочками пирамидки и т.д.. Взрослый наделяет такие сооружения определенным смыслом, поя. Клиники доктора. Ионовой, для чего их можно использовать:"Какой у тебя мостик!. Теперь по нему проедет машина"(Е. В. Зворигина). Таким образом ребенок вовлекается в игру с конструкцией и открывает возможности ее использованияї використання.

Дошкольный возраст отмечается расцветом сюжетно-ролевой игры, поэтому конструктивная деятельность часто играет при этом обслуживающую роль. Необходимость использования конструкции в игре становится ведущим мотивом м конструктивной деятельности время конструктивная деятельность приобретает для ребенка и самостоятельное значение, превращается в особую игру, увлекая ребенка своим процессом и включая условную ситуацииію.

Как отмечает. А. Н. Давидчук, в дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры

Конструирование-игра отличается от строительных игр дошкольника особенностью своей цели и предмета. В строительной игре на первый план выходит процесс построения сооружения, при этом ребенок берет на себя роль ь строителя. Конструирование-игра сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь она направлена??на решение определенных технических задач с учетом ряда важных условий. Например, длина моста должна быть достаточной для соединения"берегов"Вместе детская сооружение не отвечает всем требованиям к настоящей сооружения, напоминающего реальную только общей форме при отсутствии многих элементов тов. Однако в игре конструкция должна выполнять ту функцию, ради которой создавалась: на парте можно разместить учебные принадлежности, на автомобиле можно везти грна везти вантаж.

Конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития. Чтобы соорудить конструкцию, ребенок должен установить структуру объекта и его частей, учесть л логику их соединения. Так, слишком широкая и низкая ваза не удерживает букет цветов в горизонтальном положении. При этом ребенок раскрывает для себя, что возможности использования конструкций зависят от их фо. РМИ. Это побуждает дошкольника заранее продумать, какой формы должна быть конструкция. Чтобы создать конструкцию с нужными свойствами ребенок тщательно обследует соответствующие образцы. Подбор детали, с тают составляющими конструкции, соотносит свойства деталей между собой, прежде всего, по форме и размеру. Однако всех особенностей конструкции ребенок предсказать заранее не способна. Поэтому по ходу конст руювання она сверяет ее свойства из нужными и вносит необходимые коррективы. Вот ребенок сделал из картона тарелки в форме конуса, но при попытке насыпать в них"кашу"(бусинки) замечает, что такая тарелка наклоняется и не удерживает контента. Ребенок вносит изменения в свою конструкцию: обрезает конус и закрывает дырку пластилином, обеспечивая стабильность конструкцииільність конструкції.

Таким образом в течение дошкольного детства ребенок учится заранее продумывать свойства конструкции и способы ее создания. К концу дошкольного возраста конструкция создается по предварительному замыслу м младенцеви.

Конструктивная деятельность является разновидностью творчества ребенка. Уже младшие дошкольники проявляют свою индивидуальность и оригинальность. Они способны по-своему использовать имеющиеся в их распоряжении постройки:. Пи ирамидка становится"деревом", грибочек, изготовленный из природного материала, превращается в лисовичка т.д.. Иногда ребенок инициирует конструирования, но самостоятельно его реализовать не способна. Тогда на помо гу приходит взрослый. Старшие дошкольники проявляют удивительную изобретательность в конструировании. Они действуют по определенным замыслом, который включает осмысление функций (для чего будет использоваться) будущей к онструкции. Ребенок использует необычные материалы и способы их сочетания. Например, конструируя забор, ребенок использует обломки расчески, соединяя их между собой с помощью нити. В противном выпад ку ребенок делает украшения для куклы, используя цветы и закрепляя их с помощью проволокдопомогою проволоки.

Заключение об особенностях конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

В процессе конструирования ребенок решает определенные конструктивно-технические задачи, сущностью которых является соединение отдельных частей и элементов по определенной логике;

В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображения (сближается с изобразительной деятельностью) и строительство для игры (сближается с конструкт тивно-техническим творчеством взрослых)

Детская сооружение обеспечивает выполнение определенных функций настоящей, но внешне напоминает ее только общей форме;

Конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития;

Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого;

С возрастом ребенка возрастает самостоятельность и творчество конструирования

Конструирование – продуктивный вид деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта и отвечает интересам и потребностям детей.

Выделяют два вида конструирования:

Техническое конструирование: и з строительного материала, из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных – модульных блоков.

Художественное конструирование : из бумаги и природного материала.

В своей работе используем следующие формы организации обучения конструированию:

Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагаем образцы построек, как правило, показываем способы их воспроизведения. Обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевает техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия).

Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки и способов ее возведения, определяем лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое ее назначение (мост для пешеходов; чтобы под мостом прошел корабль, определенной ширины). Задачи конструирования носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Это способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по чертежам и схемам. Сначала детей обучаем построению простых и схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников. Дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы, то есть использовать знания и умения, полученные ранее.

Конструирование по теме. Детям предлагаем общую тематику конструкций (“Птицы”, “Город”, “По сказке”) и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения.

Конструирование по модели. В качестве образца даем модель, в которой очертание отдельных элементов скрыто от ребенка (модель обклеена бумагой). Дети воспроизводят из строительного материала. Способ решения этой задачи не дается. Такое конструирование является эффективным средством активизации их мышления.

Кроме организованной образовательной деятельности с детьми постоянно занимаемся индивидуально и способствуем из самостоятельной деятельности. Деятельность эта планируется, контролируется и анализируется. Планируем данную работу не менее 2 раз в неделю в течение учебного года, в летний период - 3 раза в неделю (включая деятельность на прогулке). Для эффективной организации продуктивной (конструктивной) деятельности создаем необходимые условия.

Представленное перспективное планирование может быть использовано воспитателями детского сада, студентами и родителями, заинтересованных в вопросах организации конструктивной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование
по организации конструктивной деятельности
с детьми 2 младшей группы

Месяц Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь НОД “Гусеница” (природный материала)

Программные задачи: Учить детей конструированию из природного материала (каштаны). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к природе.

НОД “Широкие дорожки” (строительный материал)

Программные задачи: Учить создавать постройки методом прикладывания деталей друг к другу. Продолжать учить различать и называть строительные детали. Воспитывать интерес к совместной деятельности.

НОД “Горка для куклы Кати” (строительный материал)

Программные задачи: Учить строить горку, приставляя детали (кубики, призму, кирпичик) друг к другу, делать постройку устойчивой. Учить различать и называть четыре основных цвета. Развивать стремление к игровому общению, речевую активность, умение контактировать с взрослыми и сверстниками.

НОД “Волшебная змейка” (строительный материал).

Программные задачи: Продолжать знакомить с деталями конструктора. Закреплять умение соединять кирпичики. Познакомить детей со способом построения изгибающейся змейки. Развивать умение работать в коллективе. Воспитывать усидчивость, мелкую моторику.

Д/и “Чудесный мешочек

Труд на участке: сбор природного материала

Анкетирование “Конструктивная деятельность с дошкольниками”
Октябрь НОД “Листопад” (природный материал)

Программные задачи: Продолжать учить использовать природный материал в поделках. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к к природе.

НОД “Домик - теремок” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей сооружать постройки из строительного материала, ставить кирпичики плотно друг к другу, делать постройку с перекрытиями. Развивать элементарное умение отражать в постройках представление о знакомых предметах. Развивать стремление к игровому и речевому общению, активизировать речевую деятельность (большой - маленький) кубик. Развивать первые навыки драматизации. Воспитывать желание обыгрывать постройку.

НОД “Две длинные дорожки” (строительный материал)

Программные задачи: Закреплять знания о длине и цвете. Учить подбирать детали такого же цвета, использовать свою постройку в игре. Воспитывать интерес к конструированию.

НОД “Ворота” (строительный материал)

Программные задачи: Учить изменять постройку в высоту; называть детали: кирпичики, кубики; строить разнообразные ворота, разные по высоте. Закреплять умение способов расположения деталей. Воспитывать усидчивость.

Труд на участке: сбор природного материала

Строительно-конструктивная деятельность (строительный материал)

Привлечь родителей к участию в выставке поделок из природного материала “Здравствуй, осень!”
Ноябрь НОД “Заборчики” (строительный материал)

Программные задачи: Учить создавать более сложные постройки методом пристраивания деталей. Закреплять умения аккуратно выкладывать детали друг за другом. Продолжать учить различать и называть строительные детали (кирпичик, кубик, пластина). Воспитывать интерес к конструированию.

НОД “Угостили слоника конфетой” (из бумаги)

Программные задачи: Учить технике складывания квадрата пополам по диагонали, находить середину квадрата, сгибать углы квадрата к середине. Развивать усидчивость, аккуратность. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности из бумаги.

НОД “Грузовая машина” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей сооружать постройки из строительного материала, делать ее устойчивой, используя приемы приставления и накладывания. Развивать воображение, речевую активность. Воспитывать интерес к конструированию.

НОД “Узкие и широкие ворота” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей делать более сложные постройки, комбинируя детали. Учить детей различать и называть детали. Закрепить представление о размерах (узкий – широкий, высокий – низкий). Воспитывать желание играть дружно.

Строительно-конструктивная деятельность (кубики)

Наблюдение за грузовым транспортом

Декабрь НОД “Елочка” (из бумаги)

Программные задачи: упражнять детей в складывании квадрата по диагонали. Составлять из треугольников елочку. Создать образ ели в зимнем лесу (по желанию детей). Воспитывать бережное отношение к природе.

НОД “Новогодняя игрушка” (из бумаги)

Программные задачи: закреплять навыки работы с бумагой, технику наклеивания. Развивать память, речь, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе.

Рассматривание альбома с фотографиями “Моя постройка”

Январь НОД “Гараж для машин” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей готовить основу для перекрытия, ориентироваться на плоскости. Сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек. Учить детей работать совместно, согласовывая план работы. Воспитывать у детей интерес к совместной деятельности.

НОД “Мебель для медведей” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей делать постройку по образцу, преобразовывать ее способом удлинения, различать и называть детали. Уточнить представление детей о предметах мебели и их назначении. Развивать внимание, логическое мышление, речь. Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Рассматривание фотоальбомов на тему “Мебель”, “Машины”

Консультация “Конструирование дома”
Февраль НОД “Мост для пешеходов” (строительный материал)
Программные задачи: Учить детей строить мосты несложной конструкции. Дать представление об их назначении. Закрепить умение рассматривать образец, делать постройку устойчивой, формировать умение различать “длинный – короткий”.

НОД “Пакетик для семян” (из бумаги)

Программные задачи: Продолжать учить детей работать с бумагой квадратной формы. Научить детей оформлять свои работы рисунками. Воспитывать аккуратность при выполнении задания.

НОД “Заборчик для игрушек” (строительный материал)

Программные задачи: Закреплять умение детей строить заборчик, располагая кирпичики вертикально по кругу, поставив их плотно друг к другу. Развивать у детей желание сооружать постройки. Воспитывать желание строить, обыгрывать постройки.

НОД “Подарок для папы”

Программные задачи: закреплять навыки работы с бумагой, развивать творчество, речь, воспитывать заботливое отношение к родителям.

Д/и “Чудесный мешочек”

Март НОД “Мимоза для мамы” (из бумаги)

Программные задачи: Закреплять умение детей отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. Развивать интерес к данному виду деятельности. Воспитывать аккуратность.

НОД “Строим ферму” (строительный материал)

Программные задачи : Закрепить умение детей замыкать пространство, ритмично располагать кирпичики на плоскости их узкой стороной, чередовать их по цвету.Учить выбирать необходимые детали, сравнивая их. Развивать мышление, воображение, речь. Воспитывать интерес к конструированию.

НОД “Теремок для кошки ” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей делать постройки с перекрытиями, строить теремок, располагая кирпичики вертикально, поставив их плотно друг к другу. Продолжать учить слушать объяснение воспитателя, понимать его, действовать по его просьбе, конструировать осмысленно.

Развивать моторику мышц рук. Воспитывать желание доводить работу до конца, отзывчивость.

НОД “Автобус” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей сооружать постройку, приставлять детали и накладывать друг на друга, использовать различные детали конструктора, делать постройку устойчивой. Развивать речевую активность. Воспитывать желание обыгрывать постройку.

Самостоятельная конструктивная деятельность


Консультация “Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста”
Апрель НОД “Самолет” (из бумаги)

Программные задачи: Продолжать учить детей простейшим приемам складывания бумаги, учить правильно выполнять складывание и сгибание бумаги, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. Воспитывать усидчивость.

НОД “Одноэтажный домик” (бросовый материал)

Программные задачи: Формировать обобщенное представление о домах, они бывают разные (одно – и многоэтажные). Развивать художественный вкус. Воспитывать усидчивость и аккуратность во время работы.

НОД “Уточка” (из бумаги)

Программные задачи: Упражнять детей в складывании бумаги. Развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение. Воспитывать усидчивость.

Рассматривание домов (на прогулке)

Май НОД “Двухэтажный дом” (строительный материал)

Программные задачи: Продолжать учить детей сооружать постройки из строительного материала по условиям, предложенным воспитателем (высокие дома с перекрытиями), делать конструкцию прочной, выкладывать детали ровно, плотно прижимая, друг к другу, подбирать их по размеру. Развивать творческие способности детей. Воспитывать интерес к конструированию.

НОД по замыслу (строительный материал)

Программные задачи: закреплять навыки конструктивной деятельности, развивать мелкую моторику, творчество, воспитывать интерес к совместной деятельности

В продолжение темы:
Сердечная секция

Пирсинг – один из древнейших способов украшения тела. Пирсинг делали люди разных народов и разных эпох на протяжении веков и даже тысячелетий. Древние египтяне прокалывали...

Новые статьи
/
Популярные