Святки коляда. Внеклассное мероприятие "наступили святки - начались колядки"

Всех поздравляю с наступлением самого светлого периода на святой Руси — Святок и Рождества! Конечно некоторые осудят меня за то, о чем я напишу ниже! Ну, сильно не сердитесь — ведь астрология тогда тоже страшный грех 🙂 А хочу я вам представить великолепную подборку святочных гаданий, примет и всего, что делали незамужние и замужние девушки и женщины в это время. Многие считают это грехом — но вся наша жизнь, один сплошной грех)) Поэтому вперед девчонки! Гадайте на здоровье. Сильно испытывать судьбу, конечно, не стоит. Но если пробежать вечерком по соседям, в интересном костюмчике, поплясать и попеть песни, вытащить вещицу из шапки наудачу и сжечь традиционную бумажку — думаю не великий грех, для простого человека. Ведь главное никому не делать больно или плохо, и тогда ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!!!

Сочельник… Сыплется снежок.
Уснув, застыли ели.
Собрались девушки в кружок,
Гадать под вечер сели.
В углу поставлен башмачок,
Чтоб бросить на дорожку.
Закрыты двери на крючок,
И ставни на окошках.
Под блюдо собраны со всех
Цветные побрякушки.
Затихли речи, смолкнул смех,
Гадают три подружки…
В светёлке тихий полумрак,
В углу мерцает свечка.
Раскладывают так и сяк…
И… Замерло сердечко!
Одной досталося кольцо!
Знать, свадьба на пороге.
Другая видит письмецо
От милого, с дороги.
И третья ждёт судьбы итог,
Зажав в руке платочек.
Трепещет сердце, как листок –
Дождаться счастья хочет.
Светало. Вьюга за окном
Свою запела песню…
Уснули девки за столом,
Им снится сон чудесный.
Пусть счастье, милые, найдёт
Вас даже без гаданья,
А Рождество и Новый Год
Исполнят все желанья

Колядки

Для одаривания тех, кто пришел колядовать принято было печь пряники, пироги, печенье. Если хотите, чтобы счастье заглянуло в дом не поленитесь и проявите кулинарные способности. Если нет желания просто купите печенье и конфеты. А вдруг к вам заглянут? В этот день нужно проявить щедрость и великодушие!

До крещения Руси в православную веру, у русских были свои традиции и праздники, и одним из главных праздников был Коляда. Коляда символизировал переход от зимы к лету, от ночи ко дню и начало нового года.Встречали Коляду с 21 на 22 декабря. Кто такой Коляда?

Он появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было третье божественное откровение людям.Первый закон жизни дал Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и
вездесуща, это - Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего на планету, сначала в виде его сына Рода, затем в виде Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек,существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы - Нави.

Второй закон жизни дал миру Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца.

Третий закон поведал людям Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь (название его означает «Коляды дары»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах.

Дар Коляды сильно отличался от привычного нам календаря, например, основой его является 16-ричная система исчисления. В году (называемом летом) – 9 месяцев, в неделе – 9 дней, в сутках – 16 часов, каждый час равен полутора нашим часам. Час делится не на минуты, а на части, затем на доли, потом на мгновения, после этого – на миги, а уж последней, самой маленькой частицей времени, является сиг. Этой частицей пользовались наши предки, чтобы определять скорость телепортации, которой они владели – а иначе откуда появились такие слова, как сигать, сигануть?

В ночь перед приходом Коляды ряженые ходили по домам и прославляли хозяев. Обязательным атрибутом колядующих была звезда, колокольчик и мешок. Звезду прикрепляли к шесту, шест украшали лентами и главный в группе колядующих – звездарь, нёс её высоко над головой. Звонарь нёс колокольчик, оповещая всех о том, что к дому идут колядующие. Хозяева должны были подготовиться к прославлению. Ведь по старой традиции в этот вечер славили хозяина и хозяйку дома и пели гимны в их честь. Ещё считалось, что если дитя в доме не говорит ему непременно нужно попить воды из колокольчика и ребенок после этого начинал говорить. В мешок, после песнопений, складывали различную еду – колбасы, пряники, хлеб, все, чем были богаты хозяева. По традиции в конце колядок начинался праздник – все садились за большой стол выкладывали всю еду и вместе пировали и чествовали приход Коляды. После крещения Руси традиция праздновать Коляду сохранилась, только гимны стали другими и много изменилось. Теперь славят гимнами Христа и встречают не рождение Коляды, а Рождение Христа. Русских трудно было отучить от тех знаний и традиций, которые им передавали из рода в род их предки. Поэтому священники в 3-4 веке, устав накладывать запреты на празднование языческих праздников, отлучали от церкви тех, кто посмел принять участие в праздновании. Сами понимаете, чем могло закончиться отлучение в те времена. Поэтому наш мудрый народ и тут исхитрился и придумал новый обычай. Они одевались в шкуры животных, как будто это не люди а животные ходили по домам и пели гимны, песни, конечно, пошли уже не те, множество гимнов выражало протест новой вере, до 19 января креста не одевали, те кто вынужден был подчиниться новым законам. Но 19 января вырубалась прорубь в виде креста и все «смывали с себя грехи» и снова надевали кресты. А позже одевание в шкуры животных переросло в маскарад одевать костюмы нечестии, вроде бы для того, чтобы испортить праздник Рождества и совратить побольше душ. Хотя есть и такое поверье, что изначально только мужчины одевались в шкуры животных и ходили с гимнами по домам, они как бы символизировали дружину бога Коляды.Кто теперь знает, где они истоки и что было первым КУРИЦА или ЯЙЦО? И как правильно — Сочельник или Святки, Крещение или Велесов день? Думаю каждому подсказывает сердце как вести себя и чему верить:)

Вот такая история.

А вот и песенки для колядок, может кому пригодятся.

Подойдя к дому нужно обязательно спросить разрешение покалядовать. В старину отказать колядующим был большой грех. Но в наши дни можно встретить разных людей, поэтому правила этикета никто не отменял.

После получения разрешения нужно начинать читать колядки и непременно кланяться:

Коляда, коляда!
На кануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа.
Рожь ужиниста!
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврина,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас господа
И житьем, и быитьем,
И богатством. . .

Ходит коляда по святым вечерам
Заходит коляда во Павлы-село.
Собирайся, селяне,
Будем с колядой!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Открывайте, коробейники,
Доставайте копейки!
Подходи, не робей,
Сейчас народ потешим.
Кто будет чертом, а кто лешим!
А кто никем не хочет
Пусть за пятак хохочет!

Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

Коляда-Солнцеворот
Стань у наших у ворот
Разгони Сварог потемь
Верни на Русь красный день
Огнем возгори Коло воздыми
Води Коло горе а свету преболе!
Гой! Коляда! Слава! Солнышко повернись
Красное разожгись
В дорогу выезжай
Зимушку погоняй!
Гой! Коляда! Слава!

Коляда, коляда!
Отворяй ворота!
Мы малёшеньки колядовщики
Мы пришли Вас прославлять
И хозяев величать
Вам жития сто лет
Да полный стол на обед!

ПРИШЛА КОЛЯДА - ОТВОРЯЙ ВОРОТА! (Святки и колядки в живописи Часть 1)

Обращение к теме святок-колядок, которые обычно проводятся после Рождества и длятся почти две недели, связано, скорее всего, с воспоминаниями детства. Две недели зимних праздников, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) были в древности временем отдыха и «гостевания», поэтому и устраивали в это время походы с поздравлениями, а в длинные зимние вечера гадали на суженного.
Сейчас уже не встретишь весело смеющихся ряженых, которые с гармошкой идут от дома к дому, поют и приговаривают рифмованные пожелания-поздравления хозяевам, выпрашивают угощения и продолжают путь дальше. Впрочем, в России особо и не было принято такое времяпровождение, этим славились украинцы, белорусы, поляки и болгары. Там до сих пор сохранились эти традиции, преобразованные в новые формы – от концертов и уличных шествий до конкурсов и народных гуляний. В этом тонкая грань между Рождеством церковным и Рождеством, как дань уважения традициям народа, рожденным еще в язычестве.
В интернетном издании «Православие и мир» нашел интересную статью Серафима Ореханова, которую с радостью цитирую, поскольку в ней и подробная история праздника и обычаев, и мысли-размышления, созвучные моим.

Михайло Мороз Колядки.

Константин Трутовский Колядки в Малороссии 1864 г.

Владимир Чумаков–Орлеанский Коляда.

Истоки

Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.
Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» - просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

Николай Пимоненко Колядки 1880-е г.

Селиванова Елена Иллюстрация к книге Ольги Першиной "За окошком Рождество".

Марина Яндоленко Колядки 2008 г.

Церковь о святках

Христианская традиция празднования святок также известна с древности.
Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках, как об особом послерождественском торжестве, можно встретить в трудах Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.
С пришествием христианства святки на Руси начали наполняться новым смыслом. Тем не менее, отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок».
Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Леонид Соломаткин Славильщики-городовые. 1867 г.

Леонид Соломаткин Славильщики-городовые. 1872 г.

Леонид Соломаткин Славильщики-городовые.

Святки

Алла Гончарук Коляда. 2005 г.

Ефим Честняков Коляда (фрагмент).

Колядки

Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» - подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.
В нашем понимании, колядки - это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение.
Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как «светел месяц », хозяюшку - «красным солнцем», детей их - « чистыми звездами».
Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: «Хозяин в дому - как Адам на раю; хозяйка в дому - что оладьи на меду; малы детушки - что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога - сведем корову за рога, кто не даст ветчины - тем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

Федот Сычков Христославы (Дети старой деревни). 1935 г.

Обычаи

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.
Еще один святочный обычай - собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства.
Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» - гадали.
Молодежь собиралась поплясать, днем - покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели - к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», - писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

Константин Прусов Коляды. 2010 г.

Анастасия Швецова Колядки 2010 г.

Хулиганство, освященное традицией

Самая «антиобщественная» святочная традиция - «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров.
Еще одно развлечение - ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место.
Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

Гавриил Горелов Ряженые в деревне. 1906 г.

Иван Лысенко Коляда.

Традиции святок на Руси

История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I .
«Царь Петр очень любил колядование и сам с удовольствием ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», - рассказывают сотрудники Русского этнографического музея.
После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», - гласила императорская грамота.
Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли.
После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни.

Елена Ревуцкая Рождество 2007 г.

Новое рождение старых традиций

Что же делаем мы во время святок? В лучшем случае, ходим друг к другу в гости. А большинство россиян вообще проводят свои зимние каникулы у телевизора, слушая новогодние поздравления звезд шоу-бизнеса. Правда, некоторые родители стараются устроить в эти дни домашний праздник своим чадам. Но ведь святки на самом деле не сводятся к детскому утреннику - наши предки отмечали их всей семьей, от мала до велика.
Ведь есть масса святочных обычаев, делающих это время особенно радостным. Почему бы не вспомнить о них?
В Коломне, например, нашлись энтузиасты - артисты фольклорного театра «Пилимгрим», сумевшие организовать настоящие городские святочные гуляния. С начала 1990-х они каждый год ходят колядовать по улицам старой Коломны. Сначала к ним присоединились ученики коломенских воскресных школ, потом - прихожане близлежащих храмов. А в 2008 году в таком колядовании участвовало уже несколько сотен взрослых и детей.
Колядующих можно встретить не только в Коломне. Автор статьи рассказывает о том, как собираются дети и под руководством взрослых идут колядовать с мешком по всем этажам в обычном многоэтажном московском доме, в котором он живет.

Елена Ревуцкая Рождественская песня 2005 г.

Елена Ревуцкая Рождественская песня 2010 г.

Завершает статью автор вопросом: Почему бы вам не попробовать организовать что-то похожее там, где живете вы? Поверьте, ничто так не поднимает настроение, как два десятка веселых и беззубых малышей, нестройно орущих что-то поздравительное.

Серафим Ореханов

Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим. (Пушкин. Евгений Онегин)

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

ЗИМНИЕ СВЯТКИ КОЛЯДКИ

РОЖДЕСТВО, НОВЫЙ ГОД

В святки мальчишечки и подростки и девочки до пятнадцати лет, которые победнее, подходят в селе к каждому дому и под окном поют коляде следующую песню:

Каледа, каледа!
Выходила каледа
Из Новагорода,
Как искала каледа
Государева двора!
Нашла каледа
Государев двор.
Государев двор
Не мал, не велик,
Не мал, не велик,
На семидесят столбах,
На семидесят столбах,
На семидесят верстах;
На всяком столбе
По жемчужинке горит.
Здравствуй, хозяин с хозяюшкою!
На полице есть пирог –
Ты не режь, не ломай,
Ты не режь, не ломай,
Лучше весь отдавай!
Кто подаст пирога,
Тому двор бы скота!
Девяносто бы быков,
Полтораста бы коров;
Они маслом бы цедили
И сметаной бы доили.
А как на пролуб пойдут,
Пусть поигрывают;
А как с пролуби пойдут,
Пусть поигрывают.
Здравствуй же, хозяин с хозяюшкою
И со всеми твоими малютками!

После этой песни хозяин или хозяйка выносит всему хору целый пирог, или половину пирога, или только конец, смотря по усердию. Кто ничего не подаст, по скупости или потому, что не терпит этой песни, тому прибавляют следующий куплет:

Не подашь пирога,
Так и нет живота;
Хоть и есть, так не в честь:
Пусть дегтем же доят
И смолой вам цедят!

Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне рождества –
С маслицом, с молочком.
У хозяина полон двор живота,
А сусеки полны жита.
На полице-то пирог лежит –
Хозяюшка, подавай:
Подавай, знай, не ломай.

Коляда, коляда!
По вечеру рождества!
Дома ли хозяин?
Нет его дома, –
Уехал на поле
Пшеницу сеять.
Дай кишки, пирожка;
Как не дашь пирожка,
Уведем корову за рога,
И за задним воротам
Привяжем к столбу,
Ушибем метлой.

В селе Новодевичье Сенгилеевского уезда Симбирской губернии до сего времени существует следующий обычай Накануне Нового года маленькие крестьянские девочки ходят по домам к знакомым и поют в честь хозяина и хозяйки следующую колядную песню.

В бору стоит сосенка,
На сосенке – павынька.
Павынька летала,
Перышки роняла.
«Кому эти перышки?» –
«Михаиле Иванычу
Перышки брати». –
«Зачем ему перышки?» –
«Шапочку пушити,
Шурьев-то дарить.
Шурья-то спесивы, –
У них кони сивы, –
На двор не въезжают,
Шапок не снимают».
Коляда! Коляда!
Ходила коляда
Вкруг сударева двора;
Сударев-то двор
Посередь Москвы:
Ворота пестры,
Подворотенки –
Позолотенки (позолочены)
Не браните коляду!
Не журите коляду!
Пышки, лепешки,
Свиныя-то ножки,
Все в печи сидели
Да нас глядели,
Поесть захотели,
В кузов полетели.
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!
С праздником!

***
Кишка, лепешка,
Свиная ножка
В печи сидела,
На нас глядела,
В кошель хотела!
Тетка, тетка,
Подай лепешку!

***
«Коледа, маледа,
Где была?» –
«Коней пасла!» –
«Что выпасла?» –
«Коня в золотой узде». –
«Где твой конь?» –
«За воротами стоит». –
«Где ворота?» –
«Водой снесло». –
«Где вода?»
«Быки выпили». –
«Где быки?» –
«За гору ушли». –
«Где гора?» –
«Черви выточили». –
«Где черви?» –
«Гуси выклевали». –
«Где гуси?» –
«Гуси съедены».

***
В Новограде зеленоем
У Ивана кудри завились,
В три ряда завивались,
Четвертый ряд
Ровно заря горит.
В Москве бояре дивовались:
«Тебя, молодец, не мать родила,
Не отец выкормил,
Вскормил, вспоил светел месяц,
Вознесли часты звезды,
Воскачала легка лодочка!»

Вечером, на рождественский сочельник, крестьянские дети в деревне встречают наступление святок пением так; называемой коляды. Для этого они, одетые в лучшее платье, у кого какое есть, собираются группами и ходят по дворам распевая, с позволения хозяев, коляду:

«Коляда, коляда,
Каракуля-коляда,
Где была?» –
«За воротами». –
«Где вороты-то?» –
«Сурой снесло». –
«Где Сура-то?» –
«Быки выпили». –
«Где быки-то?» –
«В тростник ушли». –
«Где тростник-то?» –
«Девки выломали». –
«Где девки-то?» –
«За мужья ушли». –
«Где их мужья-то?» –
«Все померли». –
«Где их могилки?» –
«Травой заросли». – -
«Где трава-то?» –
«Гуси выщипали». –
«Где гуси-то?» –
«Улетели за горы, за долы,
За темны за леса,
За высоки дерева».

Коляда, коляда
В печи сидит,
На нас глядит.
Кто даст – золотой глаз,
Кто не даст – коровий глаз.

За пение коляды дети получают сочни или тонкие пресные лепешки.

Новый год встречают пением т(ак) н(азываемой) таусени. Накануне Нового года крестьянские дети, в лучших одеждах, ходят по домам и поют:
Таусень!
Как Иван-то Петрович-господин,
Он за охотою ходил.
Таусень, таусень!
Он за охотою ходил,
Золот перстень упустил.
Таусень! Таусень!
Золот перстень упустил,
Он три окуня поймал –
Как и первый окунечек
Во сто рублей,
А другой-то окунечек
Во тысячу.
Таусень! Таусень!
А третий окунечек –
И цены-то ему нет.
Таусень! Таусень!
Набивали ему цену
У сударя во дворце.
Таусень! Таусень!
Вот светел месяц,
Свет Иван Петрович-господин.
Таусень! Таусень!
Вот часты звезды,
Милы детушки его.
Таусень! Таусень!

Если в семействе имеется взрослый, неженатый парень и девица-невеста, то в честь их особо поют:

Тут и ехали, наехали
Бояре-купцы.
Таусень! Таусень!
Срубили они рябинушку
Под самый корешок.
Таусень! Таусень!
Они тесали, повытесали
Рябиновы доски.
Таусень! Таусень!
Они делали, поделали
Звончаты гусли.
Таусень! Таусень!
Да кому в эти гусли
Играть будет?
Таусень! Таусень!
Что играть ли, не играть ли
Братцу Николаю Ивановичу.
Таусень! Таусень!
Что плясать ли, не плясать ли
Сестре Анне Ивановне.
Таусень! Таусень!
Как у молода месяца
Крутые рога,
Таусень! Таусень!
А у нашего Николая Ивановича
Таусень! Таусень!
Вот кудрява голова,
Кудри в три ряда.
Таусень! Таусень!
Завивала, заплетала
Сестра его свет Анна Ивановна.
Таусень! Таусень!
Завивала, заплетала, приговаривала:
Когда реки разольются,
Тогда кудри разовьются.
Таусень! Таусень!

***
Коляда молода!
Летел сокол,
Коляда молода!
Через батюшкин дворок,
Уронил сапожок.
«Катерина, подыми!» –
«Недосуг поднять:
Я головушку чешу,
Я русу косу плету,
Я к обедне спешу,
Я коровушку дою,
Я лепешки пеку».

***
Как ходила коляда Накануне Рожества,
Приходила коляда
Из Нова Города.
Как искала коляда
Государева села,
Что Иванова двора.
У хозяина двор
Осушен, омощён,
Чисто выметен,
Ворота красны,
Вереи пестры,
Они точеные,
Позолоченные;
Как Иванов двор –
Он тыном затынен,
На семи верстах,
На восьми столбах,
Что тычинушка –
Ко тычинушке,
На тычинушке
По жемчужинке;
Круг Иванова двора
Все шелковая трава,
Зеленая мурава;
На шелковой на траве
Все лазоревы цветы;
Середи его двора
Три высоких терема,
О двенадцати венцах,
Золотых верхах;
Как во первом терему
Светел месяц во окне;
Во другом-то терему
Красно солнышко;
А во третьем терему
Часты звездушки,
Румяные зорюшки.
Светел месяц во окне
Сам Иванушка;
Красно солнушко –
Хозяюшка;
Часты звездушки –
Их робятушки;
Румяные зорюшки –
Хозяйские дочушки.
А хозяин во дому,
Словно царь во раю;
А хозяйка во дому,
Как кутья на меду;
Малы детушки,
Как оладушки.

***
Дедка свинушку убил,
Свинку серенькую,
Спинку пегинькую:
Аи да божья коляда,
Прилетай к нам с высока,
Один раз в годок,
Полюбуйся часок!

1 января утром мальчики-подростки ходят «засевать». По двое, по трое, иногда в одиночку заходят в каждую избу, не минуя ни одной. Войдя в хату, дети разбрасывают по полу зерна ржи, овса, проса и прочее и говорят:

Ходит Илья на Василья,
Носит трубу жестяную,
А другую просяную –
Зароди, боже,
Жита-пшеницу,
Всякую пашницу.
В доме – добро,
В поле – зерно.
В доме – пирожисто,
В поле – колосисто.
Васильева мать
Пошла шендровать –
Заросилася, замочилася,
На престоле стояла,
Золотой крест держала.
А вы, люди, знайте,
Богу свечку ставьте,
А нам грошик дайте.
Здравствуйте, хозяин с хозяичкой!
С Новым годом,
С новым счастьем,
С новым здоровьем!

Хозяева дают детям лепешку, пирог, кусок сала или копейку, и они бегут в следующую хату, а на их место являются другие. Хозяева никогда не выгоняют их и дают всем, сколько бы их ни приходило. Отцы рассуждают так: «Я твоему дам, а ты моему – вот и поквитаемся».

Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал.
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!

***
«Овсень, овсень,
Подай брусень!» –
«На что брусень?» –
«Косу точить». –
«На что косу?» –
«Траву косить». –
«На что траву?» –
«Коров кормить». –
«На что коров?» –
«Молоко доить». –
«На что молоко?» –
«Ребят кормить». –
«На что ребят?» –
«А им пашню пахать,
Переложка ломать».

По материалам книги: "Потешки, считалки, небылицы." А. Н. Мартынова

Цель: приобщение детей к глубинному традиционному наследию.

Задачи: показать нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры; возрождение традиции русской национальной культуры; обогащение знаний учащихся о жизни наших предков; развитие речи, артистичности у детей.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

Ход занятия:

слайда

Содержание

Наступили святки – начались колядки

Сегодня мы продолжаем знакомство с историей возникновения праздников, традиций и обычаев нашего народа. Ведь это источник знаний о том, как в древности люди воспринимали мир. Нам надо не только знать, помнить, хранить, но и уметь самим соблюдать и исполнять эти традиции, обычаи. Мы, часто не отдавая себе отчета, являемся носителями древних представлений о мире. Почему существует традиция водить хороводы вокруг елки, надевать костюмы, маски, таким образом, превращаясь из обычных людей в волшебных, и даже в зверей – зайчиков, лисичек и т.д. на все вопросы мы постараемся найти ответы.

Отгадайте загадку:

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

Перед вами елка, мы с вами должны украсить ее игрушками. За каждый правильный ответ на елке будет появляться новая игрушка. Будьте внимательны!

Вопросы:

    Когда в древности, русичи праздновали Новый год? (1 марта, 1 сентября)

    С каких времен этот праздник стал январским? (Со времен Петра I )

    Без чего мы не представляем празднование рождества? (Без елки)

    Почему наряжают именно елку? (Символ здоровья, долголетия, бессмертия)

    Что принято желать друг другу на Новый год, Рождество? (Счастья, здоровья и т.д.).

День Рождества Христова в церкви празднуется особенно торжественно. Храм украшен елками, зажигаются лампадки. Это торжество длится 12 дней, до Крещения.

Как называется время с Рождества до Крещения? (Святки);

Сегодня мы совершим путешествие по народному календарю. Речь пойдет о народном празднике Святки (Святые вечера) домашние детские, девичьи обычаи и радость этих дней тесно связаны с забытыми обрядами древних, дохристианских праздников.

В древности, тысячу с лишим лет назад, в честь зимнего солнцеворота славяне жгли костры по берегам рек. А еще прежде – древние египтяне, римляне праздновали в это время года победу солнца над тьмой и холодом.

Шло время и «рождественские Святки» стали одним из самых долгожданных праздников в народном календаре. Все это время было праздничным, в дам приходили ряженые – кто старый тулуп вывернет наизнанку, кто лицо сажей намажет или наденет маску – из мешка, из меха. Играли маленькие представления, сцены. Народ отдыхал и веселился, как умел. Обязательным рождественским увеселением были маскарады, карнавалы, ряженые, пляски, хороводы. Состоятельные люди устраивали благотворительные обеды для неимущих. На святки ездили в гости и принимали гостей, навещали близких, родных.

Какой обряд празднования Рождества дошел до нашего времени? (Колядование)

Что вам известно о колядовании?

А теперь заглянем в толковый словарь

Колядовать – ходить по домам с поздравлениями.

Колядки народные песни про Рождество Христово.

Под влиянием церкви, которая долго не признавала Коляду, из колядок почти вытиснились языческие символы и стали преобладать христианские. Нередко Христославы – те, кто в праздник Рождество Христова ходят по домам славить Христа, выкрикивали колядки с элементами запугивания хозяев.

Хозяева угощали колядовщиков зерном, стряпней: шаньгами, фигурным печеньем в форме коня, птиц, коровы, называемым «козюльками», яйцами, конфетами, орехами, специально готовили детское лакомство «сырчики» - шарики из сладкого творога с изюмом, замороженные накануне Рождества. Считалось, что колядовщики – существа, наделенные нечеловеческой силой, способные тем или иным образом повлиять на урожай, благополучие семьи, состояние здоровья ее членов. А в основе обычаев ряжения и маскирования лежит идея перевоплощения человека в какое-то иное существо, такое перевоплощение осуществляло магическое воздействие на стихийные силы. Если в доме были маленькие дети, ряженых не впускал, боясь, что они детей напугают.

После угощения колядовщики от души благодарили хозяев дома, желая им здоровья, благополучия.

Давайте послушаем как же это происходило в старину. Сценка с использованием колядок (приложение 1).

Посмотрим, а сумеете ли вы колядовать.

Класс делится на группы, каждой дается (приложение 2)

Учитель угощает всех сладостями.

И, конечно, после щедрого угощения колядовщики благодарили хозяев, желали им счастья, благополучия, достатка, здоровья.

Набрав достаточно еды и угощений после колядования, молодежь шла в посиделочную избу. Ее откупали заранее, платили две денежки хозяйке, одну за постой, другую за молчание. Стол ставили посередине, ставили на него еду и садились по кругу. После ужина начинались хороводы, игры.

Давайте и мы с вами поиграем (приложение 3)

Но на святки не только веселились, но и гадали о будущем, о своей судьбе и в шутку и в серьез. Для гадания выбирали 3 вечера: сочельник Рождества, канун Нового года и канун Крещения. Гадание – это ритуал, направленный на контакт с потусторонними силами с целью получения сведений о будущем. Христианская церковь не разрешает гаданий, но традиция гадать идет из самой глубины веков, когда люди верили не в Иисуса Христа, а богов Солнца, Ветра, Земли.

Гадали на Руси обо всем: о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о будущем урожае и суженом. Способов гадания также было огромное количество. Кто гадал по воску свечи, выливаемому в воду, кто по различным травам и цветам, а кто по звукам. Так, например, собачий лай указывал, с какой стороны будет жених, а вой и удары топора символизировали беду и смерть. Услышанный топот конских копыт означал дальнюю дорогу. Гадали по жребию с использованием предметов домашнего обихода. Подбегали к поленнице, хватали полено, а потом рассматривали его, окажется сучковатым, гнилым – к плохой жизни, гладким – к хорошей. Бросали валенок за ворота: в какую сторону он падал носком, там и живет суженый. Ритуальное значение имели гадания с животными: петухом, курицей, кошкой. Крещенские гадания сопровождались песнями, называемыми подблюдными, так как их пели при гадании с блюдцем. Было очень интересно, но немного жутковато. Давайте посмотрим (приложение 4).

Девушки гадали по упавшему башмачку, по следам на снегу, по колодцу, по тени, по плеску воды и т.д. Да, действительно, обычай этот не церковный, а домашний, народный. Церковь осуждает суеверие, не признает гадания. Да и сами гадальщицы относились к святочным гаданиям как к игре.

После продолжительного поста крестьяне веселить и пировали, как могли, катались на санях, строили снежные крепости и купались в проруби. Купание в проруби было принято на Крещение (в ночь с 18 на 19 января) – день – в который, по преданию, крестили Иисуса Христа. Важным моментом Крещения являлся крестный ход на Иордан – прорубь в реке – за святой водой. Прорубь украшали осколками льда, различными лентами и деревянными узорами. При этом некоторые купались в ледяной воде, омывали ею руки, лицо. Крещение было последним днем святок.

А сейчас мы проведем викторину «Святые вечера»

В эти дни девушки обычно гадают на судьбу?

(Святки)

В этот день на улицах много ряженых – чтобы обмануть нечистую силу (Коляда)

С какими предметами на Коляду ходит молодежь по домам, славит Христа, желает хозяевам здоровья и добра? (Вертеп и звезда)

Когда проходят Святки?

(С 7 до 19 января по новому стилю, от сочельника до Крещения)

В Святки на столе обязательно были кутья и блины. Куда девались остатки еды? (Бросали в печь или за окно: кормили души)

Как назывался канун Нового года в память о том, что некогда на Руси Новый год начинался не с января, а с весны, с марта, когда овес сеяли? (Овсень)

Что было любимым развлечением во время Святок?

(Гадания)

Почему главный праздник святочной недели называется Рождеством?

(В этот день родился Иисус Христос)

Какие пожелания содержали колядки?

(Здоровье, благополучие, хороший урожай)

Почему часто во время колядок использовали маски козы, водили с собой живую козу и пекли пряники – козули?

( Коза – символ плодородия. Выступает как олицетворение и одновременно как от нее).

О каких гаданиях на Святки вы можете рассказать?

А на кухне жарят, парят, пекут. Если заглянуть в кастрюли и жаровни в эти дни, то можно увидеть много блюд из свинины. Почему?

(Велено их есть на Рождество, за наказание! Не давала спать младенцу, Иисусу, все хрюкала. Потому и называется – свинья! Он ее хотел погладить, а она щетинкой Ему ручку уколола).

С какой ноги должен быть башмак (туфелька) при рождественском гадании с башмачком? (С левой)

Когда в России последний день Святок?

Что, согласно обычаю, славяне выращивали в кадках к новогоднему празднику? (Цветущую вишню).

Что нового вы узнали?

Что вам запомнилось больше всего?

Подведение итогов: победителем является учащийся, набравший больше всех жетонов-колокольчиков.

Благодарю за внимание

Екатерина Белоглазова
Вечерние посиделки «Святки –колядки»

«Святочные посиделки »

«Святочные посиделки » . Приобщение детей к народным традициям. Конспект занятия-беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Святочные посиделки .

Конспект занятия - беседа

1 часть праздника – беседа, знакомство детей с праздником, его традициями, заучивание наизусть некоторых текстов.

2 часть – колядование в соседских группах , поздравление персонал детского сада.

Цель : приобщение детей к народным традициям.

Орг.момент : беда проходит в вечернее время ; в группе украшена елка, приглушен свет, горят свечи. Воспитатель обращает внимание детей на книгу, лежащую под елкой. Это «Рождественская книга» . 1 страница – Рождество, 2 – Святки , 3 – Колядки , 4 – Ряженые, 5 – Зимние забавы, 6 – Посиделки : Частушки, Загадки, 7 – Гадание.

Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. Давайте мы сегодня отпразднуем Рождество, как встречали его много лет до нас…

У нас ещё стоит елка. А это - свеча. Рождественская свеча – символ домашнего очага. Много лет назад, когда в каждом доме был очаг, с сочельника (день перед Рождеством) все следующие 12 дней и ночей в очаге горело рождественское полено. Теперь очагов нет, полено заменили свечи.

Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. 12 дней с 7 по 19 января – это время зимних святок на Руси . Колядки , хождение со звездой, ряжение, зимние забавы, посиделки , гадания всем этим сопровождался праздник святки .

КОЛЯДКИ – специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало, кто знает сейчас эти песни. Я предлагаю вам, выучить несколько колядок , они нам ещё пригодятся.

Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

Ты нас будешь дарить –

Мы будем хвалить,

Ане будешь дарить-

Мы будем корить.

- Коляда ! Коляда !

Подавай пирога.

Диванчик хрупь – гони рубь.

За привет, за угощенье,

Все примите поздравленье.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Колядующие разбрасывали по дому овес, пшеницу, желая богатства, плодородия. А хозяева одаривали, угощали гостей.

Непременными участниками рождественских праздников были РЯЖЕНЫЕ. Рядились в медведей, стариков, чертями, петрушками. Ряженым дозволялось пошалить, похулиганить, в разумных пределах, конечно же.

А на свежем воздухе любили устраивать ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ наши предки. Это и катания на санях с горы, метание снежков, петушиные бои на льду, перетягивание каната и др.

Когда же наступал вечер , все девушки отправлялись на ПОСИДЕЛКИ . Они вскладчину снимали избу, где долгими зимними вечерами , пряли, вышивали, вязали. И обязательно пели.Я предлагаю вам выучить несколько частушек :

Хорошо колядка пелась ,

Милые подружки.

Только, что за посиделки

Без милой частушки.

Дай, бог, снежку,

Гладеньку дорожечку,

Неудача, чтоб ушла

От моего окошечка.

Я приду с гармошечкой

Под твоё окошечко.

Погляди, гармошечка,

Откроется ль окошечко.

Ой, пол, провались,

Потолок, обвались.

На доске остануся

С колядкой не растануся .

Ещё больше любили загадывать и отгадывать загадки.

Весь день ушами шевелит,

И время узнавать велит. (часы)

Пухом землю замело –

За окном белым бело.

Эти белые пушинки,

Не годятся для перинки. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

(сосулька)

Святки – это особое время . Издавна на святках занимаются ГАДАНИЕМ . Гадание – опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Но на святках риск значительно меньше. Во время святок различают «святые вечера » (7 по 13 января) для весёлых смешных гаданий – и «страшные вечера » (14 – 19 января) – для опасных, рискованных. Самыми верными считаются гадания на Васильев вечер – канун 14 января , т. е. на старый Новый год. Т. е., сегодня. Итак, погадаем.

Значения фигур :

Веер – трудности на службе.

Колокол – вести.

Штаны - развилка пути.

Яйцо – начало нового.

Все эти обычаи дошли и до наших дней. К вам в дом, наверняка, эти дни стучатся знакомые, друзья, просто посторонние люди.

Сегодня колядкам не придают такого большого значения, как в старину. Теперь это детская забава или возможность для розыгрышей.

Муз. руководитель. Дорогие ребята, я предлагаю вам, к нашим соседям – поколядовать , попеть, загадать им несколько загадок, поиграть, погадать… Но для этого нам с вами необходимо переодеться в разные костюмы, как в старину. У нас есть корзины с овсом, пшеницей, их мы будем «сеять» .

Слова произносят дети и воспитатель, некоторые слова - дети.

Ехал, было, мимо,

Да завернул до дыма.

Скок на крылечко,

Бряк во колечко.

Нежданный гость,

Лучше жданных двух.

Поют колядки , посевают.

Пою Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

Ты нас будешь дарить –

Мы будем хвалить,

Ане будешь дарить-

Мы будем корить.

- Коляда ! Коляда !

Подавай пирога.

Маленький мальчик сел на диванчик.

Диванчик хрупь – гони рубь.

За привет, за угощенье,

Все примите поздравленье.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Поют вместе частушки :

Хорошо колядка пелась ,

Милые подружки.

Только, что за посиделки

Без милой частушки.

Дай, бог, снежку,

Гладеньку дорожечку,

Неудача, чтоб ушла

От моего окошечка.

Я приду с гармошечкой

Под твоё окошечко.

Погляди, гармошечка,

Откроется ль окошечко.

Ой, пол, провались,

Потолок, обвались.

На доске остануся

Загадывают загадки :

Весь день ушами шевелит,

И время узнавать велит. (часы)

Пухом землю замело –

За окном белым бело.

Эти белые пушинки,

Не годятся для перинки. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Висит за окошком кулёк ледяной.

Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)

Гадают :

Гадание на воске. Необходимы - миска с водой и свеча. Когда свеча разгорится, вылить воск в миску с водой.Значения фигур :

Много круглых мелких капель – к деньгам.

Веер – трудности на службе.

Виноград – любовь, дружба, удача, достаток.

Гриб – жизненная сила, упорство, долголетие.

Дракон – высокий полёт, осуществление надежд, завершение труда или рождение ребёнка.

Колокол – вести.

Лист дерева – зависть, интриги со стороны окружающих.

Обезьяна – ложный друг, притворство.

Штаны - развилка пути.

Яблоко – символ жизни, мудрости, здоровья.

Яйцо – начало нового.

Мы попели, поплясали,

Что ж, хозяева, устали?

С новым годом!

С новым счастьем!

Жить нам вместе

В продолжение темы:
Истина где-то рядом

Добрый день, дорогие рукодельницы! Мы любим праздники, потому что ожидаем чего-то хорошего и веселого? Но особый трепет вызывает особое и светлое торжество, это Пасха . На...

Новые статьи
/
Популярные