Методика А. Маниченко "Чтение с пеленок"

Сегодня перед молодыми родителями непременно встает вопрос, стоит ли использовать различные методики раннего развития детей, предлагаемые в продаже. Даже если мама и папа решают заниматься со своим малышом по одной из методик, они долго не могут определиться, какой именно системе отдать предпочтение.

Одной из самых популярных методик раннего развития детей во все времена остается методика американского врача-нейрофизиолога Глена Домана. Во время обучения ребенка по этой системе используются специальные карточки, на которых изображены животные, растения, фрукты, овощи и многое-многое другое. Развивающие пособия выполнены таким образом, что очень нравятся как детям, так и их родителям, а регулярные занятия по методике Глена Домана полноценно развивают ребенка, предоставляя ему возможности для успешного освоения школьной программы в дальнейшем.

Между тем, система Глена Домана изначально предназначалась для американских детей. Российский педагог и психолог Андрей Маниченко занимался по этой методике с тремя своими детьми и постепенно адаптировал ее для русскоговорящих малышей. Так, шаг за шагом, создавалась известная сегодня методика Домана-Маниченко. В данной статье мы расскажем вам, что представляет собой эта система и в чем ее отличия от оригинальной .

В чем заключается методика обучения Домана-Маниченко?

Пособия для обучения по методике Домана-Маниченко представляют собой комплект из 120 суперкарточек, на каждой из которых с двух сторон изображены различные слова и их графические изображения. Карточки в системе Домана-Маниченко разделены на 5 тем. По сути, они являются карточками Домана, адаптированными и переведенными для русскоязычных малышей и их родителей.
Кроме карточек, методика включает в себя диски, книжки-вертушки, книжки-прятки и специальные листалки. Все эти пособия походят для новорожденных малышей с первых дней жизни, они развивают слух, зрение, а также концентрацию крохи.

Как заниматься по методике Домана-Маниченко?

Метод Домана-Маниченко предполагает систематические и ежедневные занятия. Начинать необходимо с кратковременных уроков, продолжительностью не более двух минут. В дальнейшем, с ростом ребенка время занятий будет увеличиваться.
Название каждой карточки необходимо проговаривать по 9-12 раз в день, демонстрируя малышу то, что на ней изображено. Естественно, сразу все 120 карточек показывать ребенку не нужно, количество изображений также зависит от возраста и уровня развития крохи.

Программа Домана-Маниченко предназначена специально для домашних занятий. Вы не сможете встретить ее в детских садах или развивающих центрах. «Мама – лучший учитель» - так звучит один из принципов данной методики.


Автор этой уникальной и эффективной методики - Андрей Маниченко - практический психолог. Он разработал и внедрил в практику множество методик раннего развития детей. А. Маниченко также основал компанию "Умница".
Главными учителями в его методике являются родители. Методика рассчитана на детей от 0 до 7 лет.
Основными работами, с которыми рекомендуется ознакомиться родителям, являются следующие:

Основная идея методики:

Автор считает, что малышу с ранних лет нужно осваивать навыки чтения, устного счета, а также уделять большое внимание развитию творческих способностей.
На протяжении первых трех лет жизни у ребенка активно развивается интеллект, а также формируются таланты. Маниченко во многом доработал методику Г. Домана и полностью адаптировал ее для русскоязычных детей. Именно это послужило основой для создания методики, по которой обучают чтению детей от рождения до семи лет.
Все занятия по этой методике проводятся в форме увлекательных и непринужденных игр. Все задания направлены на развитие интеллекта, внимания, зрения, слуха, мелкой моторики, речи и памяти.
Осмысленному чтению по методике автора дети обучаются быстро и легко, при этом минуя этап чтения по слогам.
Кроме методик обучения малышей чтению Маниченко является автором великолепных и эффективных методик, направленных на развитие творческих способностей, обучение английскому языку с рождения и формирование характера малышей с помощью сказки, а также на всестороннее развитие кругозора детей в дошкольном возрасте.

Принципы методики:

Автор считал, что обучение ребенка должно основываться на предоставлении фактов. И чем большее их количество будет предоставляться малышу, тем больше у него будет возможностей для рассуждений, анализа, установления взаимосвязей.
Играя с малышом, обязательно учитывайте следующее:

Особенности характера;
Способности;
Темперамент.

А. Маниченко считает, что дети начинают учиться только тогда, когда они этого хотят сами. Их бессмысленно заставлять что-либо делать. Приступая к занятиям со своим малышом, каждый родитель должен ответить на три простых вопроса:

Хочет ли малыш заниматься?
- Хочет ли малыш заниматься с вами?
- Хочет ли малыш заниматься сейчас?

Законы успеха по методике А. Маниченко:

Закон №1. Ранний старт. Малышей намного легче обучать, когда они еще совсем маленькие. Чем старше ребенок, тем сложнее становится процесс его обучения.

Закон №2. Похвала во всем. Малыши с удовольствием делают все то, за что их хвалят. Похвала для маленьких детей - это очень сильный стимул и мотив к дальнейшим действиям в том направлении, за которое их хвалят. Автор настоятельно рекомендует родителям активно хвалить своих детей за те черты, которые вы хотите в них развить. Также не обращайте внимание на те качества, которые неприемлемы для вас и вашего малыша.

Закон №3. Взаимное уважение. Уважение между учителем и учеником должно быть на высоком уровне. Тогда и весь процесс обучения будет намного эффективней. Воспитать целеустремленную и уверенную в себе личность можно только в условиях уважения его стремлений и желаний, умения договориться с ребенком. Никогда не добивайтесь беспрекословного подчинения от малыша. Воспитание беспрекословного подчинения в своем ребенке -это воспитание раба, а не свободной современной личности.

Закон №4. Только игра! Знания будут усваиваться легко и непринужденно только в игровой форме. Сухое повествование и объяснений материала неэффективно. Яркое, веселое, жизнерадостное, эмоционально представление материала всегда будет вызывать интерес и стремление к познанию. Малыши расположены познавать окружающий мир играя.

Закон №5. Только хорошее настроение! Отложите занятие, если у ребенка плохое настроение. Автор настаивает, чтобы родители отменяли занятия, если у крохи дискомфорт в животе, прорезываются зубки, он хочет кушать или болеет. Иначе можно полностью сорвать эффективное проведение всей учебной программы!

Закон №6. Жажда познаний. Маленькие дети не способны длительно сосредотачиваться на одной теме или предмете. Занятия не должны продолжаться слишком долгое время. Они должны быть суперкороткими! Занятия с малышами от 3 до 6 месяцев продолжаются несколько минут. В 5-7 месяцев, когда у детей возникает потребность все взять и попробовать, занятие должно продолжаться 5-10 секунд! Особенно неусидчивыми малыши становятся в 1,5-2 года. Тогда занятие должно длиться 1-2 секунды (достаточно показывать 1-2 карточки за занятие). Продолжительность занятий возрастает к 3-4 годам, когда появляется большая усидчивость у малышей.

Закон №7. Увеличиваем скорость. Дети очень любят действие. Вокруг них должно что-то происходить, падать, ломаться, строиться, прыгать и т.д. Сначала необходимо показывать малышам карточки в медленном темпе, но постепенно скорость демонстрации очень важно увеличивать. Это дает возможность минимизировать возможность ребенка отвлечься на то-то другое. У него просто на это не хватает времени.

Закон №8. Постоянно новые темы. Маленьким детям намного интереснее узнавать что-то новое, чем повторять изученное ранее. Не стоит при обучении малышей стремиться к прочному усвоению знаний. Постоянно нужно двигаться вперед и покорять новые вершины. Ориентируйтесь на поведение малыша, чтобы определить объемы информации, которые он способен усвоить. Если вы видите, что он хочет большего, тогда необходимо предоставить больше информации. Самое главное, чтобы занятие заканчивалось немного раньше, чем этого захочет малыш.

Закон №9. Режим обязателен. Намного больший эффект дают регулярные занятия с детьми. Чем старше ставится ваш малыш, тем более важным становится распорядок занятий. Важно понимать, что режим - это привязка занятий не к временным промежуткам, а к ежедневным манипуляциям и процедурам (например, прогулке, приему пищи и т.д.). Занятия должны происходить в одинаковое время. Постоянно ускоряйте темп обучения. После того как вы сделали определенный перерыв в занятиях, не стоит начинать все сначала. Продолжайте с того момента, на котором вы сделали остановку.

Закон №10. Счастье в семье. Только в счастливой семье вырастают по-настоящему счастливые малыши. Это в некоторых случаях откладывает самый большой отпечаток на психическое, физическое, эмоциональное и интеллектуальное здоровье малышей. А счастливая семья - это только успешный труд родителей.

Результаты использования методики А. Маниченко:

Развитие малышей по методике А. Маниченко проходит в форме игровых занятий, которые являются непродолжительными. Но в то же время они дают возможность всесторонне развивать малышей. Используя методику автора, ваш малыш будет осваивать навыки чтения, счета, а также активной речи практически одновременно. Все это, а также активное расширение кругозора, развитие творческого мышления обязательно влекут за собой полноценное развитие интеллектуальных способностей, зрения, слуха, внимания, воображения, памяти, вкуса, формирование черт характера. Методика А. Маниченко прививает любовь детей к чтению, что значительно облегчит процесс обучения в будущем.

Когда начинать занятия?:

Методика рассчитана на малышей с момента их появления на свет. По мнению автора первые 3 года - это наиболее важный и интенсивный этап развития ребенка. И здесь каждый месяц играет очень важную роль. Чем раньше начато развитие ребенка, тем проще будет ему в будущем узнавать что-то новое, добиваться поставленной цели, общаться с окружающими.

Упражнения для новорожденных:

Большое внимание необходимо уделить развитию двигательных навыков малыша в ранний период. Меньше пеленайте малыша, учите его плавать, почаще выкладывайте на животик. Все это будет способствовать развитию свободы и самостоятельности.
Важно в этот период развивать слух и зрение малыша. Именно через них он будет получать всю информацию об окружающем мире.

Упражнения для малышей старше одного года:

Практически все игры, которые разработал автор, можно использовать еще до одного года. Но наиболее активно их стоит применять для развития ваших малышей, которым исполнился 1 годик.

Букварь с пеленок...

Это игровой и обучающий комплекс, который используется с целью научить малышей читать. В него включено разных 30 тем. Каждая собрана в книжечку-листалку, к которой прилагается набор карточек-слов. 30 книжечек - это 30 известных народных стихотворений.
Каждая отдельная тема-книга посвящена определенным действиям: пальчиковым упражнениям, считалочке, умывалочке, мирилочке, шагалке, прыгалкам, массажу.

Одно занятие с книжечкой включает в себя три раздела:

Упражнение с книжкой-листалкой;
- Игра по книге;
- Упражнения с использованием карточек-слов.

Очередность выполнения упражнений может быть разной.
Занятие проходит следующим образом: взрослый читает малышу книгу так, чтобы он не только слышал, но имел возможность видеть текст, который озвучивается. Расположите книгу перед малышом не дальше 50 см от его глаз. Читайте малышу по нескольку листалок в день. Особенно часто повторяйте те, которые понравились ему больше всего.
На обороте каждой листалки имеется инструкция по проведению игры.

Игры с карточками-словами могут проходить в различной форме. Вот некоторые из них:
Чтение пестушек с помощью карточек.;
Написание пестушек. Постоянно чередуйте чтение пестушек и их написание, чтобы ребенок успешно осваивал письмо и навыки устной речи;
Игра "В какой ручке?" Усадите кроху напротив. Показывая две карты, спрашивайте у него: "В какой ручке "машина"?, "В какой ручке "котик"? и т.д.
Игра "Найди картинку". Разложите карты на любой поверхности. Попросите малыша найти какое-то слово. По тому, насколько быстро кроха находит слова, можно судить об успешности занятий;
Составляем словосочетания. Из имеющихся карточек-слов предложите вашему малышу составить словосочетания;
Нелепицы. Поделите карточки между взрослым и малышом. Покладите их надписями вниз. Первым взрослый берет любую картинку и переворачивает. При этом озвучивает слово. Потом это же делает малыш. Получаются небылицы, которые вызывают непередаваемые эмоции у детей и взрослых.
В методике представлено огромное количество игр. Задача взрослых освоить их и реализовывать в ходе увлекательных занятий со своими малышами.

Игры с буквами...

Набор "Букварь с пеленок" предназначается как для освоения навыков чтения, так и для обучения детей письму. Когда малыш уже освоит беглое чтение, можно начать обучение письму. Именно в это время необходимо начинать знакомство малыша с буквами.
Автор утверждает, что слишком раннее изучение букв может нанести ребенку вред. Это связано с тем, что изучение слов по буквам заметно снижает скорость чтения.
В комплекте имеется 82 карты с изображенными буквами. На одной стороне нарисована прописная буква, а с другой - строчная. Гласные изображены красным цветом, все остальные - синим. Некоторые буквы представлены в нескольких экземплярах.
Автор предлагает множество занимательных и полезных игр с картами. Одни научат детей узнавать и различать буквы, остальные познакомят со слогами. Кроме этого, карты с изображенными буквами обучат малышей навыкам письма. Маниченко разработал ряд игр, в которых малышу нужно "прописывать" из карт слоги, слова (ответы к загадкам и прочее).

Игры с суперкартами...

Суперкарточки представлены 144 карточками, которые разделяются на шесть различных тем:

Читаем в доме;
Читаем на кухне;
Читаем в детской;
Читаем в шкафу;
Читаем на улице;
Читаем в зоопарке.

С одной стороны карты написано слово красным цветом, а на обороте изображен этот предмет. А. Маниченко разработал множество игр с такими карточками, которые подробно излагаются в методических рекомендациях к ним.

Методика "Мир на ладошке":

В комплект включено шесть наборов карт на разные темы. С их помощью малыши знакомятся с животными, учатся распознавать, что где растет, кто где живет и т.д. На обратной стороне каждой карты имеются задания по рисованию, вырезанию, лепке и интересные факты об изображенных объектах.
Методика позволяет значительно обогатить кругозор малыша, развить его творческое мышление и память.

Персонализированные сказки для малышей в воспитании характера:

По мнению автора характер ребенка закладывается в детстве. Поэтому сказочные герои играют в воспитании одну из основных ролей. Персонализированные истории - это прекрасный способ привить малышу положительные стороны характера, не читая при этом нотаций и нравоучений. В таких сказках главным действующим лицом выступает ваш малыш.
Сказочные истории, которые вы читаете своему ребенку, дают возможность примерять на себя хорошие качества персонажей, оценить их роль в жизни любого человека.
Слушая персонализированную сказку, малыш смотрит на себя со стороны. Сказка демонстрирует ситуации, с которыми ребенок обязательно столкнется в своей жизни и показывает способы разрешения проблем. Когда взрослые подсказывают малышам напрямую, то они плохо воспринимают такую информацию, а часто и вовсе отвергают. Сказка же ненавязчиво излечивает капризы, решает сложные для ребенка ситуации.

Методика "Математика с пеленок":

Цель методики - обучение малышей счету, а также развитие памяти и логики.
В комплекте имеется 101 карточка, на каждой из которых изображены красные точки в количестве от 0 до 100. Работают с ними так, как и с листалками: малыш сначала видит, что изображено, а затем слышит.
Сначала малыши учатся визуально воспринимать количество точек и произносят его. После освоения этого материала можно перейти к изучению цифр. Для этого необходимо использовать 160 кружочком из комплекта, на которых написаны цифры от 0 до 100. На одной стороне изображены точки, а с другой - уравнения. Так, малыши учатся выполнять простые арифметические действия.
Также в комплект включены карточки для изучения геометрии. На одной стороне изображена геометрическая фигура, а с другой ее описание.
А. Маниченко разработал множество игр, в которых используются математические карточки.
Кроме этих методик автор разработал и внедрил много других занятий, в которых используются яркие иллюстрации, реальные предметы. К таким относятся "500 игр", "Кармашкина библиотека", "Книжная разминка", "Английский с пеленок" и много других.

Методика "100 цветов":

Методика, разработанная автором, позволяет в игровой форме развивать у малышей основы восприятия цветов разных оттенков, зрение, сенсомоторные навыки, творческое мышление и воображение с рождения.
В пособие входит сто ярких карточек, на которых изображены различные необычные оттенки: медовый, небесный, маренго, божоле. С обратной стороны карты имеется краткое описание цвета. Также в комплекте имеются чистые карты, на которых малыши могут придумывать свои оттенки. Методика сопровождается методическими рекомендациями, благодаря которым взрослые смогут полностью в ней разобраться и эффективно использовать для ознакомления малышей с миром оттенков и цвета.

Для каких родителей подходит методика А. Маниченко:

Основная роль в методике отводится родителям. Но их роль - это предлагать ребенку задания. Ваш малыш определяет, когда и сколько он готов заниматься. Мама должна обеспечить проведение занятий. Важно максимально удовлетворить интерес к знаниям у своего малыша. Родители также должны научиться останавливать занятие раньше, чем малыш потеряет интерес или устанет.
Обучение по методикам А. Маниченко требует временных затрат, чего не может себе позволить каждая.
Старайтесь заинтересовать малыша карточками, используйте большое количество игр, которые разработал автор методики.

Положительные стороны методики:

Обучение чтению в раннем возрасте способствует быстрому развитию интеллекта ребенка, что оказывает положительное влияние в ходе дальнейшего обучения в школе;
- Методика позволяет обучать малышей в легкой игровой форме, которая привлекательна для большинства из них;
- Занятия являются короткими, ненавязчивыми. Они не способны вызвать у ребенка неприязнь и переутомление;
- Обучение по методике А. Маниченко способствует формированию самостоятельности, а также учит ставить цели и находить оптимальные способы их достижения;
- Благодаря методике малыши за достаточно короткий промежуток времени учатся быстро читать, минуя период чтения по слогам;
- В процессе обучения затрагиваются все основные каналы восприятия: слух, зрение, тактильная чувствительность.

Сложности при применении методики:

Дети, которые учатся читать целыми словами на русском языке могут в дальнейшем испытывать трудности с правильным написанием окончаний слов и словообразованием, изменением слов по числам и падежам.
Стоит ли начинать занятия:
Однозначно, что методика очень полезна и интересна. Ее использование в раннем возрасте значительно ускоряет развитие интеллекта и физического развития малышей. Применение методики оправдано. Но необходимо строго соблюдать основные правила проведения занятий, которые приводит автор.

Успехов вам в воспитании маленьких умников и умниц!


Существует много вариантов занятий по карточкам, наибольшей популярностью пользуется Домановская техника развития памяти (о ней, в её классическом виде, и пойдет речь в этом посте). Но все-таки перед началом использования методики Домана рекомендую изучить .

Карточки Домана для развития памяти

Основным тренажером развития памяти по методике Домана является «Бит интеллекта». Именно различные варианты этой техники используются для раннего развития с помощью карточек. Техника заключается в кратковременной демонстрации карточек (одна карточка показывается не больше 2-ух секунд !) с четким озвучиванием изображения или краткого факта об изображении. Вы скажете, что за этой время ничего разглядеть не возможно и это для обычного человека верно. Но эта методика как раз нацелена на развитие скорости реакции мозга. Поэтому сначала ребенок действительно ничего не будет понимать, при регулярных занятиях, по мнению Гленна Домана, у ребенка должна развиться скорость реакции и фотопамять.

Как заниматься по карточкам Домана с изображениями:

      • Первые дни занятий демонстрируем 3 раза в день по 10 карточек за одно занятие, затем постепенно количество карточек наращивается до 120 ;
      • Карточка, которая показывалась 30 раз считается изученной и заменяется новой, т.е. Вам надо вести отчет о том сколько какая карточка показывалась раз.
      • Фактически когда количество карточек нарощено до требуемого объема каждые 10 дней Вам будут требоваться новые 120 карточек (4 минуты — 1 занятие). Это не много, не мало 1440 карточек в год, но с появлением интернета приобретение карточек перестало быть проблемой — есть масса сайтов предлагающих скачать или просмотреть карточки он-лайн. Хотя психологи и другие специалисты по развитию детей не одобряют занятия с малышами на компьютере.

Помимо методики Гленна Домана существует еще одна методика, продвигаемая компанией Умница, которая также обещает родителям высокие результаты от демонстрации карточек с рождения. На первый взгляд может показаться, что методика Глена Домана похожа на методику от Умницы Домана-Маниченко, на самом деле это совсем не так! В методике Гленна Домана ключевым моментом является кратковременный показ карточки, для развития скорости реакции мозга. Методика Домана-Маниченко предполагает просмотр карточек в комфортном режиме, а также игры на умение оперировать предметами изображенными на карточках и их свойствами. При этом результаты, обещанные методиками, различаются по масштабам:

  • в первом случае — методика обещает наделить ребенка фотопамятью (очень амбициозные результаты, которые так и не подтверждены ни одним серьезным научным исследованием);
  • во втором случае — словарный запас ребенка пополнится на количество карточек в приобретенных наборах и количество изученных свойств изображенных предметов.

В свое время я приобрела наборы карточек для занятий с дочкой по методике Домана и нашла им более достойное применение — .

Карточки Домана для обучения чтению

Существует мнение, что Гленн Доман рекомендовал учить детей читать с рождения — это не совсем так, в его публикациях наилучшим возрастом для обучения чтения считается 1 год. Что еще немаловажно контроль полученных знаний, подразумевает умение малыша говорить, ведь уже на 7-ой день обучения малыш должен «читать» вслух первые слова. Карточки для обучения чтению должны быть крупные — 50 на 10 см. Текст должен быть красного цвета. Современные карточки помимо текста на обратной стороне содержат картинки, но в оригинальной методике Домана картинки на карточках для чтения не требуются.

График занятий:

  1. Первый день занятия включает 4 показа по 5 слов - существительных. Промежутки между занятиями должны быть не более 30 минут;
  2. Второй день занятия включает: 3 показа по 5 слов с карточками которые демонстрировались вчера и 3 показа по 5 слов с новыми карточками. По итогу дня: 6 занятий — изучаем 10 слов;
  3. Третий день занятия включает: 6 показов по 5 слов с карточками которые уже демонстрировались в 1-ый и 2-ой день занятий и 3 показа по 5 слов, с новыми карточками. По итогу дня: 9 занятий — изучаем 15 слов;

Последующие дни: в итоге Вы должны нарастить количество изучаемых слов в день до 25. В одно занятие — 5 карточек. Каждая введенная в показ карточка демонстрируется 3 раза в день. Таким образом в день 15 занятий . И не забываем заветные 30 минут между изучением одних и тех же карточек — это необходимое условие для достижения результата. После изучения слова в течении 5 дней его необходимо убирать из показов, так как за это время слово уже должно запомниться. Чтобы легче контролировать процесс замены карточек, Доман рекомендует на карточке мелкими буквами подписывать дату начала показов. Вот так непрост процесс обучения чтения по методике Домана! Возможно Вы решите поискать в интернете более легкие рецепты чтения по карточкам и обязательно их найдете в большом количестве;-). Только я сразу Вас предупреждаю, занятия которые я описала на 100% соответствуют оригинальным упражнения Глена Домана из его публикаций. Всё что Вы найдете с более простым подходом — имеет мало общего с методикой Домана. Наиболее подробно о методике развития Гленна Домана Вы можете прочитать в его книгах.

С рождения ребенок начинает впитывать всю окружающую его информацию как губка. Детский мозг уникален своими механизмами подражания, отождествления себя со значимым взрослым. Повторение привычек и повадок, слов и действий, интонаций голоса любимого взрослого - все это дает малышам отличную базу для создания своего уникального способа взаимодействия с окружающим миром.

Пользуясь таким впитыванием и активным развитием, специалисты начали разрабатывать различные методы и методики раннего развития. Эти программы и методики направлены на то, что маленький исследователь в игровой форме познает все понятия и закономерности нашего мира. У него активизируются мозговые центры, отвечающие за слаженную работу психических процессов, и вследствие этого ребенок обучается, не напрягаясь. Одной из самых известных методик раннего развития является преобразованная

История преобразования методики Домана

Работая с которые имели отклонения в работе нервной системы, американец Доман (по профессии нейрохирург) пришел к выводу: если не получается задействовать все механизмы ЦНС и психики, то нужно воспользоваться компенсаторными функциями мозга. Исходя из этого, он разработал такой метод, который позволяет компенсировать недостающие функции с помощью стимуляции других органов или функций. Например, через органы зрения можно восполнить потерю слуха, и так далее. Детям давали карточки с разными изображениями, чаще всего занятия начинались с карточек, на которых были нарисованы красные точки. Как заметили работники, такие карточки хорошо привлекают внимание. Проводимые эксперименты превзошли все ожидания - дети, отстающие в развитии, через некоторое время уже опережали своих сверстников.

Глен Доман не остановился на достигнутых результатах. Он продолжил развивать свой метод, заменяя прежние карточки на другие. Таким образом, усваивали практически любой материал. После экспериментов с детками, имеющими различные отклонения в психическом развитии, Доман решил испробовать метод на здоровых малышах, у которых нет поражений мозга. Результаты также оказались шокирующими: если начинать занятия с 6-9 месяцев, к 2-3 годам ребенок будет уже уметь читать.

После таких открытий методику начали активно использовать в различных учреждениях для раннего развития детей. Но, как и в любой теории, в методе Домана также были недочеты и неточности. После 20 лет изучения методики, которую разработал Доман, Маниченко Андрей ее немного откорректировал. Во-первых, он, будучи опытным психологом, ее усовершенствовал. Ведь Маниченко испытал ее на 3 своих сыновьях, уж он-то точно знал все ее минусы и плюсы. Во-вторых, специалист адаптировал метод для занятий с детками на русском языке.

В чем заключается развитие ребенка по методике Домана-Маниченко?

Метод Домана-Маниченко относится к разделу методик для раннего развития. Так как по нему занимаются совсем маленькие детки, то продолжительность занятия также небольшая - до 1 минуты. Но в день таких занятий должно быть не менее 50.

Как проходит занятие? Ребенок сидит, а мама ему показывает карточки и громко называет, что на них изображено. Особое внимание заслуживают карточки Домана-Маниченко. Они распределены по сериям, например, по 10 карточек с животными, растениями, цифрами. На каждое занятие подготавливаются разные серии. Интересно, что, показав ребенку одну из них, мама не должна в течение месяца ее показывать еще раз. Кроме того, что ребенок видит изображение, он также слышит, как произносится название этой картинки. В таком изучении развиваются мнемические механизмы (зрительная память, слуховая), ориентация в пространстве, эмоциональные связи.

Методика Домана-Маниченко предполагает и дальнейшее развитие, карточки делаются не только для изучения понятий и названий, но также они показывают определенный факт о предмете. Например, сведения о картофеле, где он растет, для чего используется, и так далее. Вместе с этим, задача мамы заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к активному движению.

Преимущества этого метода

Существует много методик для развития ребенка, разработанных разными специалистами, все они отличаются между собой. Доман, Маниченко, Занков, Монтессори, некоторые другие психологи, педагоги и врачи утверждают, что лучшее время для обучения ребенка - возраст до 3 лет. Некоторые делают упор на физическое развитие, некоторые - на формирование навыков самостоятельного обучения. Но не все методы комплексно рассматривают формирование личности ребенка.

Методика Домана-Маниченко относится к таким способам развития малыша, которые охватывают разные сферы изучения окружающей среды. Если в день по методике можно проводить до 50 уроков, которые в течение месяца не должны повторяться, то ребенку предоставляется колоссальное количество информации.

При такой подаче информации, какая представлена в этом методе, результаты порадуют самых скептически настроенных родителей.

  • Занимаясь с малышом по этому методу, многие родители отмечают, что в более взрослом возрасте он обладает энциклопедическими знаниями.
  • Помимо умственной активности, ребенок приобретает навыки физической раскрепощенности. Ведь одним из главных требований к родителям в этой методике является побуждение ребенка активно двигаться.
  • С самого маленького возраста у малыша будет развиваться Поглощая всю информацию и повторяя ее через определенный промежуток времени, он научится помнить самые мелкие детали предметов и событий.
  • Со временем приобретается навык скорочтения. Он очень полезен и во взрослой жизни, причем сохраняется быстрое чтение на долгие годы.
  • Постепенно ребенок становится лидером, так как уверен в своих знаниях и способностях.

Основные постулаты

  1. Малыш - центр всяких занятий, все вокруг него, подвижного. Это значит, что мама должна подстраиваться под его индивидуальный темп изучения, поощрять его активность и стараться не утомить его наглядным материалом.
  2. Игра - основной способ обучения, развития и отдыха. Ребенок в этом возрасте лучше всего воспринимает информацию в игровой деятельности, поэтому показ и чтение карточек должны проходить тоже в игровой форме.
  3. Последовательное развитие ребенка. Методика Домана-Маниченко в своем арсенале имеет большое количество серий карточек. Все они упорядочены так, что ребенок по нарастающей изучает понятия и предметы окружающего мира. Нельзя показывать малышу сначала легкие карточки, а потом изображения для обучения чтению. Обучение должно быть поэтапным.

Роль игры в методике

В раннем возрасте кроха понимает окружающий мир только посредством игры. Счет, чтение, развитие логики, памяти, мышления, ребенок осваивает через активное времяпрепровождение. В первые три года кроха развивается не по дням, а по часам в буквальном смысле. Каждый месяц у него возникают новые достижения, что радует и малыша, и родителей. С удовольствием и легкостью малыш осваивает любую информацию. Поэтому игра - основная деятельность ребенка в период от 0 до 3 лет.

Основные направления в развитии

Методика Маниченко, адаптированная для русскоязычных детей, направлена для развития карапузов по следующим направлениям:

  • развитие речи (слушая названия изображений, изучая буквы, малыш учится говорить и составлять фразы, предложения);
  • знакомство с окружающей средой (изучение профессий, продуктов, транспорта и т.д.);
  • творческое развитие (посредством рассматривания изображений у малыша развивается воображение);
  • обучение чтению (рассматривание и изучение букв, слогов, слов, восприятие названий через фотографическую память на буквы);
  • изучение математики (развитие логики, мышления, освоение счета, элементарных задач);
  • воспитание положительных черт характера (с помощью сказки).

Зачем нужны карточки Домана-Маниченко?

В любой методике есть свой инструментарий. В некоторых это какие-либо разновидности спортивного инвентаря, другие основываются на работе с песком, красками, пластилином. Методика Маниченко (как дополнение к научным данным Домана) предполагает только работу с карточками. Это одинаковые по размеру листы бумаги (картона), на которых изображен предмет, написано слово, обозначена задача, все, что каким-либо образом имеет свойство развивать мозг ребенка.

Чаще всего мамы сами готовят их для своих малышей, так как получить их в полном объеме проблематично. Каждая мама знает, в какой информации нуждается ее чадо, и преподает знания в игровой форме через карточки. Суперкарточки по методике Домана-Маниченко не обладают каким-либо волшебным действием, они всего лишь показываются в определенном порядке и нужном количестве.

Совмещение воспитания и развития

Любое развитие или формирование навыков у ребенка откладывает отпечаток на его личностные качества. Малыш учится быть активным, но в то же время дисциплинированным, целеустремленным, добрым и отзывчивым, быстро схватывать информацию. Все навыки, приобретенные через обучение по этой методике, в более взрослом возрасте для него будут незаменимыми.

Так ли эта методика чудодейственна? Отзывы родителей

Для многих родителей первым методом обучения детей является методика Домана-Маниченко. Отзывы о ней в большинстве положительные. Но есть некоторые моменты, которые не следует забывать:

  1. Ребенок развивается по индивидуальному сценарию, а не так, как определили специалисты, не нужно требовать от крохи невозможного.
  2. Без фанатизма - ребенку необходим сон, еда и прогулки так же, как и развитие, не следует что-либо преуменьшать в значимости.
  3. Ребенок сам по себе - ценность, а не его достижения.

… буквально несколько строк о том, чем и как занималась с сыном методикой Доман-Маниченко, без лишних рассуждений, лишь краткая обзорная о наших играх, и наших занятиях по методике…

На этом отрезке времени очень мало фотографий или их почти нет. А буквально вчера случайно удалила дневник о том, как мы обучались по методике, в каком ритме, в каком драйве, какие одолевали сомнения и переживания. А фотографий не было, потому что слишком много сил уходило на работу, обучение, методику и уход за ребенком.

Первый комплект «Чтение с пеленок» появился, когда сыну исполнилось 5 месяцев. Занимались по методике до 1 года 10 месяцев, из которых последние 5 месяцев были крайне не регулярными. В нагрузку приобрела потом математику, комплект энциклопедических карточек, набор 100 цветов. Желание, как помню было большим, воодушевление и мотивация на тот момент работала на 100%.

Ребенок смотрел всегда без энтузиазма, карточки его не интересовали, ему было без разницы красный шрифт или черный. А так как они его не интересовали, приходилось выдумывать тысячу идей по показу карточек, тысячу игр, чтобы ребенку было весело и интересно, чтобы появилось желание. Однако, естественное желание играть было намного сильнее:). Но я же не учу , говорила я себе, я играю, а между тем показываю . Однако это внутренний обман, так как, во-первых, на подготовку уходило на первых этапах 6-10 минут, а на других уровнях все 1,5 — 2 часа. Причем 1,5 — 2 часа от глаз ребенка, чтобы лишний раз не маячить карточками, чтобы он не перегрузился и так далее.

Проверку ни один ребенок не любит, без разницы в каком он возрасте, а у маленьких детей, думаю есть даже чутье на это. А потому определяла, когда Влад с уверенностью что-то показывал, а когда «отсебятину». Математика была в почете первые 4 месяца, дальше относительно, но шла лучше чтения. Шли мы всегда по графику, местами больше карточек, местами меньше. Всегда с игрою и шутками. Всегда в расположении духа ребенка и вот здесь опять сложность, расположение духа поймать не всегда удавалось, так как смена была у нас очень часто.

А вот, когда карточки закончились, стала печатать сама, а чтобы был интерес раскрашивала их фломастерами, таким образом энергозатратность увеличилась в разы

Излюбленные способы:

— с 7 месяцев полюбил искать карточки: подползал к коврику и заглядывал, поднимался и заглядывал на диван. Эта игра длилась долго, она была усложнена тем, что я распечатала следы кошки, по которым ребенок находил карточки, восторга было море. Следы периодически менялись на тигриные, медвежьи и так далее

— брала на руки и в ритме зонтика, игра даже такая детская есть, кружились от одного задания к другому. Слова и математика были развешаны по всей квартире, на разных уровнях

— печатные самодельные книги

Наш арсенал самодельных книг хранился в икеевском планшете. Очень удобно. Ребенок подползал и сам мог взять или показать, чтобы ему помогли.

Взрослея, появляются все новые и новые способы:

— клеила на ребенка, сын был в восторге и старался, как можно быстрее карточки скинуть. Как игра принималась хорошо, а то что клеилось и отклеивалось вообще не интересовало

— когда появилась любовь к машинам, тогда начали карточки возить, ездить от одной к другой, водить в гости к карточкам зверюшек, сами ходили в гости

— по карточкам ставили сказки, сначала читали книгу, потом обыгрывали карточками и наоборот. Или играли сказку игрушками, а потом карточками

— кормили игрушки «съедобными» вкусняшками-карточками. Имитировали, как наклываем кашу, наливаем молоко

— очень долго продержался вот такое показ карточек: на картонку с одной стороны крепила слово, а на обратной стороне простую картинку. Таким образом, приходила карточка собачка, здоровалась, что-нибудь рассказывала, а потом переворачивалась и показывала слово

Изучали цвета, но особо не усердствовала. Цветные игры сами по себе очень принимались сыном, и даже сейчас, когда ему уже 3 года, он с большим удовольствием слушает и играет в цветные истории. Всегда были собственного сочинения, так как что-то искать, времени абсолютно не было.

А между тем мы стали заниматься плаванием, и сын отлично находился под водой, «нырял» с бортика, а скорее падал, сам падал, спрыгивал в бассейн сам. Но из-за того, что не нашла инструктора по плаванию, хотя сама отдала плаванию 8 лет, научить ребенка держаться самостоятельно, без посторонней помощи, на воде не смогла.

Что еще яркого и удивительного было в нашем обучении, честно говоря, даже и не помню. В память врезался финал нашего обучения, вот он настолько ярок, что сразу же собрала все чемоданы с карточками и словами и задвинула их под потолок.

А вышло так, что в последние 3 месяца сын плохо смотрел карточки, вынуждена была делать перерывы. И однажды, он зажмурил глаза. Влад не отвернулся, не сказал ни слова, был в прекрасном расположении духа, он просто ЗАЖМУРИЛ ГЛАЗА, когда очутился рядом с карточкой. И вот на этом моменте меня переключило, меня будто осенило. В этот момент у меня пришло другое осознание и другой смысл развития ребенка.

В продолжение темы:
Сердечная секция

Пирсинг – один из древнейших способов украшения тела. Пирсинг делали люди разных народов и разных эпох на протяжении веков и даже тысячелетий. Древние египтяне прокалывали...

Новые статьи
/
Популярные