Развитие мозга ребенка: секреты успеха. Как и зачем развивать мозг малыша в первый год Мозг ребенка 8 лет

В три все только начинается [Как вырастить ребенка умным и счастливым] Момот Галина С.

Как развивается мозг

Как развивается мозг

Созревание мозга длится с рождения до пятнадцати лет. Нейропсихологи выделяют три этапа.

С начала беременности до трех лет. На данном этапе формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоцио-нальное и познавательное состояние ребенка. Девиз этого периода – все попробовать, все исследовать, ни на чем не останавливаться, проверить все границы и возможности. Изучаем окружающее от собственного тела до папиного компьютера, от унитаза до свежего теста. Попутно учимся брать, бросать, ползать, ходить, говорить, пользоваться горшком, натягивать трусы, узнавать нашу машину, запоминать наш этаж, нажимать кнопку в лифте, танцевать под пылесос и сморкаться в платочек.

С трех до 7–8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительное, вкусовое, слуховое, кинестетическое, обоняние, осязание. Теперь уже далеко не все нужно пробовать на зуб, многое уже попробовано. Зато есть шанс что-то объяснить – и тебя поймут. Понятно, что в книжке есть картинки и буквы, и «читают» буквы, а я уже большой и наверняка сам смогу в них разобраться (или с чьей-нибудь помощью). А также в моей власти оказываются шнурки и пуговицы, ложка и вилка, я сам придумываю игры, распределяю роли, могу и посуду помыть, и кота побрить, точно знаю, сколько пальцев на руке, и обгоню папу, если он чуть-чуть поддастся. Мое внимание мне подвластно, мое тело слушается. Я готов выйти в большой мир.

С 7–8 до 12–15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует активную сознательную психическую деятельность. Малыш пошел в школу и тут понятно уже – он сознательно обучается. И это его основная самостоятельная, подчеркиваю, самостоятельная деятельность. В ней ему может потребоваваться помощь, но деятельность эта его. И она сознательная, а сознательное обучение предшествует сознательной же работе над чем-то. Так предполагается, во всяком случае… И в связи с этими предположениями формируются структуры мозга. Или формирование мозга формирует эти предположения, не важно. Важно, что так происходит в большинстве случаев.

И это большинство считается нормой.

Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть этап, стимулирование и опережение развития негативно сказываются на процессах, которые, согласно «природной программе», должны закладываться в данный момент. Реакция на ранее обучение (обратим внимание, «обучение», а не «развитие») может проявиться не сразу, а спустя годы, вылившись отклонениями в эмоционально-личностных взаимоотношениях, тиках, неврозах, заикании. Отчего? От совершенно простых причин. От того, что малыша долго держали в «спокойной» позе, от повторения одного и того же, от чрезмерной однообразной нагрузки на мозг… Негативно скажется не количество знаний, которое вы ему предложите, а форма их внедрения. Например, чтение в раннем возрасте – сильное умственное напряжение для ребенка, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжение центров дыхания и пищеварения.

Не очень здорово, правда? Но показать буквы и даже слоги вполне можно, сколько угодно, но не привязывайте маленького непоседу к стулу. До 4–5 лет все должно быть ненавязчиво и вплетено в игру. Иначе вы потеряете время и свое, и своего ребенка, а толку не добьетесь. Так, дети младше пяти лет почти не понимают смысла прочитанного самостоятельно. Так зачем учить их читать?

Американский профессор Р. Мур говорил: «Не получено никаких бесспорных доказательств того, что программы дошкольного обучения ведут к успеху; напротив, имеющиеся важные доводы убеждают, что это не так. Внушительное количество результатов исследований свидетельствует о том, что в среднем лучше занимаются дети, начавшие учиться позже».

Период до семи лет чрезвычайно важен для психоэмоционального развития ребенка. В первые годы закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, преданность, честность, справедливость и т. п. Чувствительность и эмоциональная сила, самость и чувство партнерства. Все это отрабатывается ребенком в играх: ролевых, с игрушками, с товарищами. Если ребенку недостает игровой деятельности, есть вероятность, что его действительная деятельность будет развиваться с задержкой.

Самое важное для малыша на данном этапе – научиться контактировать с внешним миром, вступать в отношения, чувствовать других людей. С первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными эмоциональными переживаниями, а лет с 3–4 – сюжетно-ролевыми играми. Раннее же обучение серьезно искажает восприятие и психическое состояние ребенка: малыш, не пройдя обязательного этапа игровой подготовки, сразу окунается в обучающую среду. Когда ребенку на ранних этапах развития вместо игр, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел в дальнейшем будет почти невозможно.

И снова я хочу вернуться к разнице между развитием и обучением. Целенаправленное развитие навыков чтения, счета, различения времен года, цветов и т. д. как бы сужает сферу развития ребенка в этом возрасте, когда процесс развития направлен скорее вширь, чем вглубь. Психика и интеллект должны заложить базу для будущего направленного развития. База закладывается в игре. И в этой игре могут участвовать и буквы, и цифры, и животные, и цвета, и ноты, и все то, к чему вы хотите приобщить своего ребенка. Но это должна быть игра, и правила в ней устанавливает малыш, а не вы. Он интуитивно набирает эмоционально-чувственный опыт, волевую практику, интеллектуальный багаж. Но делает это в естественной для своего возраста форме.

По большому счету маленький человек учится общаться, общаться с миром и со всеми его проявлениями. Природа заложила такую структуру обучения, как игровая деятельность. До трех лет – время игр. Они удовлетворяют все потребности и разума, и психики, и подвижности малыша, гармонично вписывая его в окружающую среду и позволяя ее исследовать. Что, кстати, спасает от состояния эмоциональной подавленности, заторможенности, грусти, скуки. Дети, которые умеют и имеют возможность играть, психологически и эмоционально стабильны.

А большинство вундеркиндов страдают неуверенностью, депрессиями, неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом. Психоневролог-психотерапевт профессор Вилен Гарбузов считает, что речь идет об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, игре со сложными электронными устройствами: «Буквы, цифры, схемы, ноты подавляют образное мышление. Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвлеченным».

Важно также вдуматься, какую цель преследует ранее обучение. Ребенок в три года может бегло читать, но ему самому это радость вряд ли принесет. Или принесет, но не от понимания прочитанного, а от того, что он хорошо делает то, что радует маму. Любовь к чтению это в дальнейшем не разовьет. В этом возрасте процесс складывания букв в слова затруднителен, и, пока кроха дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале. На понимание и усвоение текста сил уже не хватает. Таковы возрастные особенности детей до 5–6 лет. По статистике, 70 % детей до пяти лет не понимают прочитанное самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читаем мы, взрослые. Какой напрашивается вывод? Больше читайте детям!

Как видите, факты – упрямая вещь, и они говорят сами за себя. Но я не преследую своей целью показать вам все ужасы раннего развития и обучения.

Я лишь хочу, чтобы вы поняли и научились разграничивать эти два понятия. Я также хочу, чтобы в этом важном для любого родителя и ребенка деле было больше здравомыслия и понимания как со стороны родителей, так и со стороны педагогов, к которым вы отправите своих детей.

Поэтому давайте подведем итог и определим плюсы и минусы раннего развития.

Многие родители прекрасно понимают, что гениями становятся далеко не все.

Жизнь вокруг все больше напоминает езду на велосипеде: пока крутишь педали – едешь, стоит только остановиться – упадешь. Чтобы успеть, неважно что, нужно крутиться все быстрее и все успевать.

Чтобы добиться чего-то в жизни, уже мало закончить один институт, стать кандидатом наук и получить тепленькое место работы. Нынче в моде быть успешным. А это значит – знать несколько языков (одним английским уже давно никого не удивишь, это даже не специальность, а приложение к специальности), нужно все время повышать свой профессиональный уровень, обязательно заниматься хоть каким спортом и быть всесторонне развитой личностью.

Каждый родитель, без сомнения, желает своему ребенку самого лучшего. Он хочет, чтобы его малыш вырос в умного, красивого и обеспеченного человека.

И чтобы успеть научить своего ребенка всему, что ему может понадобиться в жизни, родители еще до рождения малыша уже начинают его образовывать. Будущие мамы посещают курсы, где помимо подготовки непосредственно к родам занимаются и интеллектуальным развитием ребеночка. Очень забавно и трогательно наблюдать со стороны, как «кругленькие» без пяти минут мамы под музыку гремят погремушками около живота с разных сторон и в разном темпе, прикладывают к нему разноцветные листы бумаги, поют, отбивают ритм на животе и занимаются прочей ерундой. Не знаю, способствует ли это рождению гениев, но настроение от таких занятий обязательно повышается, что тоже имеет большое значение.

Сразу после рождения многие родители посещают со своими детишками школы танцев, пения и другие.

Нет однозначных статистических данных по поводу того, способствуют ли такие занятия большей успешности в дальнейшей жизни. Нет, они не вредные, если не занимают все время ребенка. А ему нужно личное время для исследования мусорного ведра, разбрасывания и собирания игрушек, знакомства с унитазом, возни с папой… Дети, вы не поверите, размышляют! Все это мы с вами обозначили одним емким словом «игра», так и продолжим называть. Так вот, после трех не поздно научиться читать, считать, танцевать, но для некоторых игр время непоправимо уходит. Поэтому, как ни крутите, а игры важнее. Потому что они моделируют жизнь, а навыки раннего обучения моделируют будущую школу…

Однако ответственные родители все время испытывают беспокойство и зуд, глядя на сверстников своих детей. Эта девочка уже третий год занимается фигурным катанием и пением, мальчик – гимнастикой, рисованием и чем-то еще, этого водят в группу Монтессори чуть не с рождения, тот уже на лыжах горных катается, та английским языком занимается пять раз в неделю.

И вот одним родителям их внутренний голос начинает навязчиво бубнить, что они, наверное, плохие мать и отец, раз не развивают ребенка, не вкладываю в него знания и умения, не водят его из секции в секцию, из кружка в кружок. Что другие дети уже так много знают и умеют и прочее и т. д. и т. п.

Другие родители, наоборот, считают, что главное – здоровье, а все языки, рисование и спортивные школы спокойно могут и подождать. И не надо ребенка перегружать – у него должно быть детство с играми, а не занятия по расписанию, и самое нужное в детском возрасте – это сон, гулянье на свежем воздухе и правильное питание.

А теперь мне бы хотелось ввести еще одно понятие, хорошо известное в быту – «золотая середина».

Мы с вами уже поняли несколько вещей:

1) после трех обучаться не поздно и все только начинается;

2) до 3–4 лет главной деятельностью малыша – познавательной, эмоциональной, двигательной, деятельностью общения – является игра. Он играет во все: в еду, в горшок, в одевание, в мытье, в буквы, если вы захотите, в отношения, в подражание и кастрюлю – во все, и так общается с миром и познает его;

3) есть разница между развитием и обучением. И если первое может быть, опять же, подано в форме игры и естественно вплетено в жизнь, то второе – это целенаправленное развитие какого-то навыка, и оно жестко структурирует маленький мозг.

И, зафиксировав это, продолжим рассуждать о плюсах и минусах раннего обучения.

Есть такие случаи в моей практике, когда малыша начинают учить уже в полтора года: нанимают репетитора, учат английскому языку, еще чему-то. Помимо этого приходит гувернантка и тоже проводит с ребенком специальную подготовку к занятиям, то есть выполнение уроков. Хоть они и стараются обучать в игровой форме, но это все же недопустимо.

В полтора года ребенка обязательно надо развивать, но это ни в коем случае не должно быть обучением даже дошкольного типа, а тем более в виде школьного занятия с учителями.

Очень хорошо, если ребенок вместе с мамой посещает различные группы, где можно попеть песенки, почитать потешки, где есть богатая игровая среда, то есть множество различных игрушек, предметов, направленных на развитие сенсорных ощущений.

В Швеции, например, очень интересен опыт лекотек, которые мама посещает с ребенком и где можно просто поиграть, а специалист покажет и подскажет, как лучше это сделать. Полезны, к примеру, те же группы Монтессори. Вообще полезны все группы развития, где ребенок имеет возможность пропустить через себя много информации, усвоить новое, обогатить свой чувственный опыт и удовлетворить свою любознательность. При этом самое главное – чтобы развитие проходило в интересной для него игровой форме.

Очень мне нравится «ненавязчивое» развитие, ко-гда выходит мама или бабушка с ребенком на прогулку, мимо пролетает бабочка, и взрослый рассказывает малышу о бабочке в доступной для него форме, вовлекает его в какую-нибудь игру на тему бабочки и т. д.

Это и есть развитие.

А когда ребенка пытаются в год-полтора научить различать буквы, цвета и еще спрашивают с него правильные ответы – это совершенно неприемлемо. «Спрашивать» и «требовать» – термины вообще не этого возраста. «Показывать», «пробовать», «наблюдать», «всюду совать свой нос» и т. п. – вот деятельность в раннем дошкольном возрасте. Сейчас ребенок хватает все и в огромных количествах, и направляет его своеобразный исследовательский инстинкт, природный. Важно помогать ему новой информацией, впечатлениями, возможностями, а не мешать жесткими однообразными требованиями. Однообразие и статичность губят способности малыша.

Я против раннего обучения детей чтению, письму и прочим «школьным» предметам. В дошкольном возрасте должны решаться гораздо более важные задачи. Намного полезнее в этом возрасте развивать способности. А для развития способностей важнее всего игры, рисование, конструирование и другие «дошкольные» виды деятельности.

Я также против раннего начала школьного обучения. Российские школы плохо приспособлены даже для семилеток, и они совсем не подходят для детей шести лет. Нашим законодательством определено, что ребенок может поступать в школу с шести с половиной, с семи или с восьми лет, по усмотрению родителей. Я рекомендую родителям не отдавать детей в школу раньше семи лет, за исключением, может быть, редких случаев, когда ребенок опережает свой возраст по уровню личностного и эмоционального развития. Но хочу подчеркнуть, что именно личностного и эмоционального, а не интеллектуального. А интеллектуально развитые дети, как правило, напротив, отстают от своих сверстников в эмоциональном и личностном плане.

По статистике, каждый пятый ребенок – потенциальный гений. Но лишь единицам удается реализовать свои способности. Остальные 80 % детей тоже одарены в той или иной степени, но не всегда этот дар удается разглядеть и выпестовать. Этой цели служат многочисленные методики раннего развития. Не факт, что по итогам занятий в семье появится свой Пикассо, Бах или Пушкин. Но почти гарантировано, что ребенок научится рисовать красками в полтора года, читать – в два, а в четыре будет решать задачи для второго класса. Вопрос в другом: насколько ему это нужно.

Методиками раннего развития легко увлечься. Ведь приятно, когда на детской площадке малыш демонстрирует энциклопедические познания в живописи и виртуозные умения в играх, в то время как его сверстники еще не разбираются в оттенках и с трудом поднимаются на вторую ступеньку лестницы. Вопрос в том, что вам придется спланировать и дальнейшее проживание с этими рано развитыми способностями. И предусмотреть несколько вариантов.

Вариант первый: малыш сохранит свое интеллектуальное превосходство. Тогда ему необходимо будет окружение таких же «опережающих», чтобы не опускать планку, и думать, куда способности применять, а по нынешним временам – и продавать.

Вариант второй: что-то случится – способности сойдут на нет, или не дай бог травма… Тогда нужен запасной аэродром и мощная психологическая поддержка.

Конечно, от того, что вы будете водить свою девочку на рисование или обучать сына чтению, ничего страшного, может, и не случится, и скорее всего, все будет нормально, но я хочу, чтобы вы подумали о крайних вариантах. И прежде чем увлекаться обучающими программами, подумали о возможных последствиях.

Многие родители считают, что мозг ребенка способен, как губка, впитывать новую информацию, поэтому нужно загружать его по полной программе. Но такое рвение – ошибка. Не стоит ускорять развитие ребенка искусственно, ведь существует такое понятие, как психологическая готовность (или неготовность) ребенка к тому или иному объему информации. Ребенок должен дозреть до систематического обучения не только физически, умственно, но и психологически. Иначе перегрузки превратят его из пытливого вундеркинда в апатичного неудачника.

Раннее детство – наиболее подходящее время для общения, обучения и всестороннего развития крохи. Но родители должны научиться находить «золотую середину»: не пускать дело на самотек, но и не заставлять малыша быть самым умным. Пусть ребенок развивается в собственном темпе, выбирает себе занятие по душе (предложить их – задача родителей) и имеет право отказаться от тех, которые ему скучны (вы же хотите воспитать в нем личность, умеющую принимать решения?). В конце концов, покатать машинку по двору, поиграть с подружками в куклы или посетить вместе с мамой кукольный театр – это тоже развитие. Не раннее, может, но очень своевременное, если речь идет о маленьком ребенке.

Конечно же, заниматься с малышом нужно с рождения. Однако природой не предусмотрено, чтобы грудные дети рассматривали карточки и кубики. У них есть дела поважнее: познавать возможности своего тела, исследовать окружающий мир, рассматривая, ощупывая и пробуя на зуб все, что им попадется на пути. Развивающие пособия в лучшем случае не принесут никакой пользы, а в худшем могут даже навредить, нарушив естественный ход развития малыша. И снова мы возвращаемся к разнице между ранним обучением и ранним развитием. Под ранним развитием я понимаю создание среды, в которой таланты крохи будут развиваться тогда, когда он будет к этому готов. В противном случае это дрессировка при помощи искусственно выдуманных пособий и методик, которые призваны не столько развить детские способности, сколько удовлетворить родительские амбиции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Если ребенок демонстрирует слабый прогресс или не развивается вовсе Если вы пробуете некий подход и он не работает - ребенок почти или совсем не демонстрирует прогресса - важно не терять мужество, а постараться провести повторное обследование ребенка у специалиста,

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

Память не развивается сама по себе Закон «используй или потеряешь» распространяется и на память. Научно доказано, что чем больше мы практикуемся в запоминании, тем лучше у нас становится память. Чем в большем интеллектуальном напряге человек держит себя в молодости, тем

автора Сигел Дэниэл Дж.

Левый мозг, правый мозг: введение Вы знаете, что наш мозг разделен на два полушария. Эти две части мозга не только разделены анатомически, они, кроме того, выполняют разные функции. Некоторые даже полагают, что два полушария обладают каждое своей собственной личностью или

Из книги Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка автора Сигел Дэниэл Дж.

Социальный мозг: мозг включает понятие «Мы» Что вы представляете себе, когда думаете о мозге? Возможно, вам вспоминается некий образ из школьного курса биологии: странный орган, плавающий в банке, или картинка в учебнике. Такое восприятие, когда мы рассматриваем

Из книги Как стать настоящей женщиной автора Еникеева Диля

ПОЧЕМУ РАЗВИВАЕТСЯ КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ Если у девушки кривые ноги, зачем ей избавляться от желтого налета на зубах?!Д.Е.В основе комплекса неполноценности лежит низкая самооценка. Откуда он проистекает? Человек полагает (либо совершенно безосновательно, либо

Из книги Искусство помнить и забывать автора Лапп Даниэль

6. Как развивается память у детей! Несмотря на то, что мы не всегда записываем информацию сознательно, процессы мышления - спонтанные или нет - происходят всякий раз, когда мы запоминаем что-либо. Вначале маленький ребенок пассивен и познает мир через органы чувств,

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Из книги Женский мозг и мужской мозг автора Гингер Серж

Из книги Ментальные ловушки на работе автора Гоулстон Марк

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Глава 24. Как развивается интеллект Чуть раньше мы говорили о том, что стадии дикаря и обывателя человек проходит в 7 и 16 лет. Но это в идеале. Как мы знаем, в жизни ничего идеального нет. Что же происходит в реальности?А в реальности развитие интеллекта в обществе совершенно

Из книги Или вы побеждаете, или вы учитесь автора Максвелл Джон

1. Развивается менталитет жертвы Двадцать лет назад Чарльз Сайкс написал книгу «Нация жертв» («A Nation of Victims»), в которой сокрушался по поводу менталитета жертвы, появившегося у многих людей в США. На первых страницах он описывает агента ФБР, который присвоил

Из книги Переговоры с удовольствием. Садомазохизм в делах и личной жизни автора Кичаев Александр Александрович

Как развивается стресс. Стадии А можно проследить стадии стресса?Более детально о стадиях и природе стресса – в главе «Стресс-код». Но если кратко обозначить стресс-реакции, то их можно разделить на три стадии.Первая – стресс ожидания или предстартовая лихорадка:

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

Как в семье развивается способность к близким отношениям Безопасность Подобно растению, которому для полноценного развития нужно место, где оно было бы защищено от бурь, болезней, вредителей и прочих опасностей, человеку необходимо психологическое убежище. Одно из

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Глава 5 Занятой мозг – умный мозг? Как вы усваиваете новое и каким образом оптимизировать этот процесс Джесси приходилось учить и усваивать много нового. В мире медицины учиться приходится постоянно.И Джесси училась, сколько себя помнит. Однако с тех пор, как она

Одна, прямо скажем, не очень умная немолодая дама пару лет назад сказала мне, что-то вроде «Как же можно любить маленьких детей? Пока они вырастут, это одно мучение. А вот с подросшими уже интересно! А пока маленькие, знай себе, какашки убирай».

А ведь маленький ребенок – это удивительное, ни с чем не сравнимое чудо!

За один лишь год своей жизни малыш превращается из беспомощного комочка в осмысленного, только пока маленького, человечка!

Через год после рождения он уже будет ходить, говорить несколько слов, смеяться и радоваться, общаться со своими близкими.

Смотреть, как он растет – удивительный дар, который достается каждому из нас всего-то раз-два в жизни (у некоторых больше, но это нечастое явление). Да потом еще пара внуков. Вот и всё!

А если не просто наблюдать, как он растет, а помогать малышу развиваться, получается взаимное общение, стимулирующее малыша к самостоятельным свершениям (пока, в основном, в плане физического развития) и к первым открытиям!

Конечно, малыш будет развиваться и без особого вмешательства. Так устроила сама природа. Но чем меньше участие взрослых, тем хуже развивается ребенок. Детки, растущие в домах ребенка, где одна нянечка на несколько человек, развиваются гораздо медленнее, говорят значительно хуже своих сверстников. И только потому, что им не хватает внимания взрослых, не хватает тепла и заботы.

Как развивается мозг малыша

В первый год жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Не вдаваясь в научные термины, скажу, что если мозг стимулировать, то развитие его идет гораздо лучше. Ведь органы, которые не используются, вообще не развиваются (как ненужные)! То же – с отделами мозга. Если, например, мозжечок (он отвечает за координацию движений) не используется интенсивно – его развитие идет замедленно (только в той мере, что он используется). А подросший ребенок будет с трудом выполнять гимнастические упражнения, будет неловко лазать, его будет укачивать в транспорте, он будет падать чаще. А почему? Потому что мозжечок развивался только по мере той нагрузки, которая была. А была, например, размеренная спокойная жизнь, при которой грудничок почти все время лежал в кроватке. Его брали на руки очень аккуратно, как фарфоровую куклу, клали в коляску на спинку и катали. У ребенка не было возможности даже потренироваться в движениях.

И так – с любым отделом мозга, отвечающим за ту или иную функцию. Если его не стимулировать, не давать ему нагрузку, он развивается не в полной мере, не так, как мог бы, если бы стимулировался.

Мозг человека разделен на множество частей, каждая из которых отвечает за свою функцию. Все они развиваются постепенно – один за другим. Если следовать за естественным развитием ребенка, помогать ему в освоении движений, лепета, мелкой моторики, то развитие отделов мозга будет идти в нормальном нужном темпе, без опережений. Но не стоит и увлекаться чрезмерным «развитием» — слишком рано давать малышу нагрузку, совсем не соответствующую ему по возрасту. В этом случае идет интенсивное развитие верхних отделом мозга, при недостаточном развитии нижних, которые должны развиваться в первую очередь. Словом, во всем нужно знать меру. И разумно ограничить свои желания и мечты сделать из малыша что-то особенное, чем иногда грешат современные «продвинутые» родители. Это касается и физического развития (его в первую очередь) и умственного.

Не спешите за «развитием»!

Дорогие родители!

Прежде, чем что-либо делать с малышом, заниматься по какой-либо супермодной (и очень дорогой методике), подождите несколько дней, подумайте, так ли это сейчас необходимо вашему малышу. Достаточно ли он овладел более простыми навыками или умениями. Хорошо ли у вас получится заниматься по этой методике, не навредят ли малышу занятия. Или не навредит ли малышу то, что вы начнете интенсивные занятия, а потом их бросите, потому что у вас не хватит сил и времени охватить столько занятий.

Занимайтесь с малышом, развивайте его! Но не спешите! Вы никуда не опаздываете! Задумайтесь о том, что развитием можно и навредить при неправильном подходе или чрезмерных нагрузках. Хотя многие психологи говорят, что перегрузить малыша невозможно, потому что его мозг просто отключается тогда, когда достигнут предел нагрузки. Но испортить характер и ваши отношения с малышом «неудачными» занятиями очень даже можно!

Ребенка, «замученного» обучением, потом научить чему-либо гораздо сложнее! Помните об этом!

Без чего невозможно полноценное развитие в первый год

Но так уж получилось, что мамы, занимающиеся с малышами, чрезмерно увлеклись «голым» «развитием». Увлеклись тем, без чего, по идее, можно вполне обойтись!

  • например, безумно дорогими, но самыми «нужными», «развивающими» игрушками, подвесками, ковриками,
  • карточками со словами и картинками, с цифрами и буквами,

и другими пособиями, но совсем ЗАБЫВАЮТ о главных потребностях малыша! Эти потребности просто отодвинуты на второй план, куда-то далеко, вглубь – за карточки, картинки, кубики и презентации….

Мало того, что родители нагружают ребенка дома всевозможными пособиями, а потом еще тащат грудничка на «развивающие» занятия в «центры раннего развитии», где малыша снова и снова загружают ненужной информацией. А при этом он неподвижный, пассивный, неловкий, неповоротливый, болезненный и капризный. Не умеет делать простых вещей…

В первый год жизни ребенку нужно нечто совсем другое, чем карточки, картинки и развивающие занятия в группах. А вот без карточек и пособий вполне можно обойтись!
А без чего нельзя обойтись в первый год? Что самое важное?
В этой главе я не собираюсь отрицать весь опыт раннего развития, накопленный знаменитыми педагогами и энтузиастами. Я просто хочу высказать собственное мнение на этот счет, опираясь на свой опыт (опыт общения со своими детьми и опыт множества мам, растивших детей у меня на глазах – очно и на форуме).

Итак. Самое важное в первый год – то, что просто НЕОБХОДИМО:

Все время, что малыш не спит, дома он должен быть всегда голеньким! Даже если дома прохладно! Это, пожалуй, самое важное условие РР. Иначе малыш все время чувствует себя расслабленным, мышцы не работают, потому что двигаться в таком виде не очень-то хочется. В этом нет ничего экстремального. Если с самого рождения приучать ребенка быть голеньким, то он относится к этому, как к должному. Кроме того, в первые дни малыш, в основном, спит. А бодрствует совсем недолго. Поэтому приучение будет плавным, постепенным, безболезненным.

Обычно этот пункт вызывает больше всего возражений у бабушек и других родственников. Скажите бабушкам, что вам доктор в поликлинике так велел!

А главное, попробуйте начать с себя! Снимайте теплые кофты (постепенно – слоями), теплые носки и тапки. Лучше всего дома ходить босиком (голыми ногами, а не в носках!), в легкой футболке и в шортах – так удобнее успевать за ребенком! Спортивная мама – спортивный ребенок!
Ребенку необходимо предоставить возможность неограниченного движения. Никаких манежей! Никакого сидения в кроватке или даже на родительском диване! Оставлять малыша в кроватке можно лишь ненадолго и в случае крайней необходимости, буквально на три-пять минут. Если у вас в детской кроватке оборудование для занятий с малышом, например, привязаны перекладины (по советам М. Федотова) или лесенки (например, лестница «Встанька» у В.С. Скрипалева), то пребывание в кровати в течение некоторого времени оправданы. Но все-таки, большая часть времени ребенку лучше проводить на полу. Пока это совсем крошечный малыш, стелите «пенку» (туристический коврик), а на него пеленку. Как только малыш начнет ползать, уже никакие пенки или одеяльца не помогут. Пусть ползает по всей комнате, а потом – по всему дому. Просто все опасные предметы должны быть огорожены или убраны подальше.


С ребенком необходимо регулярно заниматься физическим развитием! Изо дня в день. Это может быть динамическая гимнастика – в полном или сокращенном виде (в Интернете можно найти описание упражнений с картинками). Это могут быть упражнения на мяче или просто массаж и отработка движений, которые ребенку предстоит освоить в ближайшее время. Но без физического развития нет интеллектуального развития! Поверьте, дорогие родители. Неподвижный ребенок не способен так познать мир, как «живчик», который всё в доме ощупал, всё увидел, все обнюхал. Маленький ребенок в восемь-девять месяцев можно прекрасно ориентироваться даже в очень большом доме. И найдет и маму на кухне, и папу в кабинете! Только дайте возможность!
Очень желательно (если есть возможность!) уделять внимание занятиям в воде. Это или плавание и ныряние (с инструктором или без). Или просто водные игры в ванной. Но малыш обязательно должен стремиться к пребыванию в водной среде. Насколько это получается у мамы – не важно. Главное стремление и регулярность.
Малышу необходимо развивать речь. Разговаривать с ним нужно много, но это не значит, что надо болтать без умолку. Проговаривать слова нужно четко и ясно, чтобы ребенок слышал не поток звуков, а именно слова. Основа развития речи — правильная речь взрослых. Старайтесь использовать сложные предложения – не упрощайте свою речь специально для малыша. И уж конечно, не сюсюкайте, не искажайте слова.

Стимулировать активную речь можно играми, просьбами, вопросами. Когда показываете что-то малышу, повторяйте слово несколько раз. Ну и, конечно, обязательно нужно читать малышу с первых недель жизни!
Ребенка нужно приучать к самостоятельности! Помогать ему только в той степени, в какой он не в силах справиться с делами сам. И постепенно уменьшать свое участие. Научился малыш залезать на стул и садиться самостоятельно? Всё! Больше вы его никогда не подсаживаете или не усаживаете своими руками. То же – с другими умениями.

Приучайте ребенка не только делать что-то самостоятельно. Но и оставаться в одиночестве, играть без мамы или старших детей. Если не научить этому в первый год жизни, потом это будет очень сложно!
Совершенно необходимо приучать ребенка к гигиене. Ребенок, который не понимает, что с ним происходит, писающий под себя, это сейчас стало нормой. Все «умные» книги пишут, что малыш до двух лет не в состоянии контролировать свои отправления. А мои дети, почему-то, контролировали. Например, дочь Саша к году уже ВСЁ делала на горшок и начала проситься. В год и четыре уже полностью сама просилась, а иногда и сама садилась на горшок.

Если вы не знаете, что и как делать, не волнуйтесь. Ничего хитрого и сложного тут нет. Начните хотя бы держать над раковиной в тот момент, когда малыш давно не делал свои дела (желательно делать это с первых дней). Успешно или не успешно – не важно! Главное, чтобы это происходило регулярно! Ребенок сам всему научится, если родители будут последовательны. Можно до года продолжать только «высаживание» над раковиной. Но можно и попробовать вводить горшок, как только ребенок научится сидеть. При таком раннем введении ребенок, которого с рождения приучали «делать» над раковиной, обычно хорошо привыкает к новинке. В год бывает сложнее, потому что у ребенка уже есть свои привычки.
В течение всего первого года необходимо предоставить ребенку максимум тактильных ощущений. Не бояться давать разнообразные предметы для ощупывания руками и разнообразных игр: кусочки ткани, бумагу и картон, металлические и деревянные предметы (безопасные, естественно). Об этом в нашей книге мы поговорим еще много раз!
Обязательно давайте ребенку слушать разнообразную музыку, а также (желательно, но не обязательно) звуки разных языков (не слишком многих, а двух-трех кроме родного, не больше). Все знают, что музыка очень благотворно действует на мозг человека. А уж малышам она просто необходима. А звуки чужих языков расширяют слуховой диапазон малыша, он привыкает слышать эти непохожие на родной язык звуки. Впоследствии ребенку проще будет учить иностранный язык, если его звуки он слышал в столь нежном возрасте.

Старайтесь, чтобы у ребенка было много ярких впечатлений. Хотя бы иногда выбирайтесь с малышом, что называется, «в люди». Хотя бы пару раз за первый год сходите в зоопарк, побывайте на каком-нибудь празднике с народными гуляниями или духовым оркестром. Сходите в картинную галерею.
Играйте с малышом с обычными игрушками – куколками, мишками и зайками, машинками, мячиками и кубиками. Стимулировать ребенка к активным играм с такими игрушками. Это гораздо важнее «логических» игрушек и карточек со словами или даже картинками.

Вот, собственно, и все.
«Какое же это «раннее развитие»?», — скажут многие. Подавляющее большинство пожмут плечами и хмыкнут!
А как же карточки Домана? «Кубики Зайцева» и «Рамки Монтессори»? Презентации? Рисование красками? Игра на скрипке или изучение трех языков сразу….
Это все отлично! Но и без этого можно вырастить необыкновенного малыша!
Вот только для этого совершенно необходимо соблюдать все вышеописанные условия обязательно!
А большинство мам считают, что если они завалят ребенка карточками, пособиями, книжками и «развивающими» игрушками (чем дороже и круче, тем лучше), тем более умным и способным вырастет их малыш.

Закладка мозгового вещества ребенка начинается уже на первых неделях беременности. В это время активно происходит зарождение нейронов. После 2 месяца мозг малыша делится на несколько частей, а уже на 35 неделе его кору по структуре можно сравнить с корой взрослого. За девять месяцев внутриутробного развития ребенка мозг успевает созреть на 70 %, остальные 30 % приходятся на младенчество (15%) и дошкольные годы (15%). В связи с этим полноценное развитие головного мозга у детей напрямую зависит от рациона матери, который должен быть идеально сбалансирован как в период беременности, начиная с первых недель, так и во время грудного вскармливания.

Родителям на заметку

Малыш в первые месяцы жизни продолжает активно расти и набирать вес. До года показатели его роста удваиваются, а веса – утраиваются. Так же быстро происходит и развитие его мозга.

Особенности развития головного мозга ребенка

Немного фактов

Нейроны:

  • являются важным строительным материалом для мозга малыша;
  • образуют различные по функционалу участки мозга;
  • обмениваются различной информацией, в результате чего происходит развитие мозга.

Синапсы:

  • связывают между собой нейроны (каждый нейрон может быть окружен тысячами синапсов). Всего насчитывается около 86 миллиардов. Нейронов, каждый из которых имеет примерно 40 тысяч связей (синапсов).

Миелин:

  • покрывает волокна зрелых нейронов;
  • требуется для передачи электрических импульсов;
  • способствует повышению эффективности связей между нейронами в три тысячи раз.

В течение всего первого года развития малыша идет активное формирование структуры полушарий. Нейронные связи (синапсы) на момент рождения отсутствуют. Первое время, а точнее – первые три года жизни малыша они активно формируются, после чего их количество становится постоянным и таковым сохраняется до конца жизни. Скорость этого процесса просто поражает: в секунду образуется до 700 синапсов. По мере роста и развития ребенка нейронные связи укрепляются и становятся все более сложными.
Исследования развития детского мозга, проводимые в течение нескольких десятков лет, доказали, что именно ранние годы (от 12 месяцев до 3–4 лет) – наиболее важные для дальнейшей социальной, эмоциональной и познавательной сфер жизни. В первые три года наблюдается наивысшая активность головного мозга. По достижению 3 лет головной мозг ребенка составляет порядка 80 % объема от мозга взрослых. Его размер увеличивается благодаря образованию и укреплению нейронных связей, а также глиальным клеткам, которые поддерживают метаболические процессы нейронов и обеспечивают условия для передачи нервных импульсов. По достижении трех лет развитие мозга начинает замедляться. Примерно в 6 лет формирование полушарий можно считать законченным. Теоретически теперь способности малыша в большинстве своем соответствуют возможностям взрослого.
Раннее развитие маленьких гениев Чтобы развитие мозга ребенка по годам было гармоничным, общение с ним должно быть наполнено исключительно положительными эмоциями. Ему необходимы новые впечатления. Это активирует мозг малыша, и развитие пойдет быстрее. Для формирования различных навыков и мышления ребенок постоянно должен контактировать с игрушками, видеть изображения, ощущать разные запахи и звуки. Они будут стимулами, необходимыми для его дальнейшего развития. Так как мозг ребенка активно развивается в первые три года его жизни, были выдвинуты различные идеи по раннему развитию, которые очень быстро нашли своих сторонников и последователей среди молодых родителей. Они считают, что малышей необходимо начинать знакомить с различными занятиями – рисованием, лепкой, музыкой, а также развивать их речь как можно раньше. Обо всех правилах развития мозга вашего ребенка вам расскажет специалист.

Это может быть интересно

День мамы наполнен радостями и волнующими открытиями, но часто ей приходится переживать за своего малыша. Каждое его действие подвергается подсознательному анализу и, если оно не укладывается в общепр...

А знаете ли вы, что 70% развития мозга ребёнка приходится на внутриутробный период? 15% - на период младенчества и ещё 15% - на дошкольные годы. Пока малыш не родился, а также в первые месяцы после рождения, то есть в период грудного вскармливания, его развитие и здоровье практически полностью зависят от питания мамы. Поэтому крайне важно, чтобы вы внимательно следили за своим рационом и помнили про ряд питательных веществ, которые особенно важны для развития мозга ребёнка.

В первый год жизни малыш растет в буквальном смысле не по дням, а по часам. За год его рост удваивается, а вес утраивается! Но еще более невероятной скорости развития в это время достигает его мозг.


Мозговое вещество закладывается в черепной коробке плода уже в первые недели внутриутробного развития младенца. На десятой неделе беременности мозг малыша делится на три части. У ребенка, появившегося на свет, головной мозг уже почти ничем не отличается от мозга взрослого человека, а к двенадцати месяцам заканчивается окончательное формирование структуры мозга. Количество нейронов остается примерно на одном уровне до конца жизни. И с самого рождения в него заложено множество рефлексов и навыков: дыхательный, сосательный, хватательный…

С рождения нейроны мозга существуют по большей части независимо друг от друга. Задача мозга в течение первых 3 лет – установить и укрепить связи между ними. В это время клетки детского мозга создают по 2 миллиона новых связей – синапсов – в секунду! С развитием ребенка синапсы становятся более сложными, они растут подобно дереву с большим количеством ветвей и веточек.

Период с рождения до трех лет – время наивысшей активности мозга. К трем годам объем мозга ребенка составляет уже 80% от мозга взрослого человека. Увеличение объема мозга происходит за счет особых глиальных клеток: они необходимы для существования нейронов. Начиная с трех лет, начинается резкое торможение в темпах мозгового развития, а после шести лет оно практически полностью замедляется и заканчивается формирование. Способности мозга шестилетнего ребенка практически совпадают с возможностями взрослого человека!

Помните, что для гармоничного развития головного мозга малыша нужна определенная среда – насыщенная положительными эмоциями и новыми впечатлениями. Такая среда заставит мозг работать активнее, стимулирует его развитие. Именно в первые три года у малыша закладываются будущие основы здоровья, мышления, разных навыков, приспособленности к жизни. Поэтому очень важно в эти первые три года помочь формированию мозга. Ребенка должны окружать изображения, звуки, прикосновения, запахи. Всё это – стимулы, которые воспринимаются мозгом и помогают ему формироваться быстрее.

Адепты идей «раннего развития» – интенсивного развития способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет) – уделяют этому особое внимание. По их мнению, необходимо как можно раньше приобщать малыша к различным занятиям: развивать его речь, заниматься рисованием, лепить, играть на музыкальных инструментах и т.д.

Не менее важным является питание малыша. Особое значение в развитии и правильном функционировании нервной системы малыша имеют длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты, т.н. «умные липиды». К ним относятся докозагексаеновая и арахидоновая кислоты (DHA и ARA), которые должны входить в состав ежедневного рациона для «гения».

Грудное молоко не имеет точного соотношения этих жиров, так как их наличие сильно зависит от рациона кормящей мамы и насколько она употребляет продукты, содержащие их. Так, например, в молоке японских мам очень высокое количество DHA (за счет высокого потребления морепродуктов), в то время как в молоке американских мам концентрация DHA очень низка.

Источниками «Умных липидов» в рационе мамы могут служить, например, морепродукты, различные растительные масла, грецкие орехи.

В продолжение темы:
Сердечная секция

Пирсинг – один из древнейших способов украшения тела. Пирсинг делали люди разных народов и разных эпох на протяжении веков и даже тысячелетий. Древние египтяне прокалывали...

Новые статьи
/
Популярные