Внутриутробное развитие ребенка. Внутриутробное развитие ребенка: периоды и этапы с фото

Беременность – уникальный физиологический процесс, который позволяет родительским клеткам соединиться и сформировать новый организм. Развитие плода по неделям беременности – интереснейшее событие, о котором любят вспоминать многие мамочки. Каждые сутки, недели беременности влекут за собой грандиозные изменения плода и незабываемые впечатления, возникающие у матери. Из этой статьи будущие мамы узнают много полезной и интересующей их информации: когда малыш начинает вести активный образ жизни, слышать её голос. Не менее интересно знать об изменениях веса плода, когда состоится долгожданное УЗИ, чтобы распознать пол крохи.

Внутриутробное развитие плода разделяют на два этапа:

  1. эмбриональный период длится восемь недель после оплодотворения яйцеклетки. В это время внутри женщины пребывает эмбрион;
  2. фетальный период отсчитывается от девятой недели до момента родов. На этом этапе развития женщина носит под сердцем уже плод.

Существует реальный срок родов, который отсчитывается с момента оплодотворения и акушерский, берущий в отсчёт первый день последних месячных. Их разница составляет 14 дней.

Захватывающее путешествие по неделям беременности

Первая

Произошло важное событие – оплодотворение. Зигота начинает своё формирование. С каждым днём и даже часом увеличивается количество клеток эмбриона путём дробления и на третьи сутки он состоит из 8 клеток, а на четвёртые из 20. Они образовывают небольшой комок, который передвигается к матке, чтобы начать полноценное развитие и рост.

Вторая

Плодное яйцо прикрепляется к стенке матки. Такой процесс называется имплантация, он является критическим моментом для развития эмбриона. Организм матери перестраивается, вырабатывая гормоны для защиты эмбриона. Могут наблюдаться розовые или коричневые выделения.

На этой же неделе происходит группирование клеток плодного яйца:

  • внутренний слой отвечает за формирование лёгких, печени, органов пищеварения;
  • средний слой формирует костную и кровеносную систему;
  • внешний слой развивает нервную систему, кожный и волосяной покров и т.д.

Третья

Данная неделя предшествует развитию спинного и головного мозга, образовывается позвоночник.

На 20-21 сутки можно с уверенностью сказать, что зачатие прошло успешно. Эмбрион состоит из множества клеток, и крошечное сердце начинает биться — плод готов к внутриутробным изменениям. Появившиеся тёмные выделения сигнализируют об угрозе выкидыша.

Четвёртая

Зародыш достигает размер макового зёрнышка – 1, 5 мм. В этот период начинается закладка основ для внутренних органов, сердцебиение увеличивается, нервная трубка переходит в новую фазу для развития головного мозга, зарождаются конечности. Формируются внезародышевые органы: желточный мешок, обеспечивающий питание зародыша, хорион – будущая плацента.

Пятая

На этой стадии эмбрион размером не больше, чем кунжутное семечко. За его питание отвечает плацента, соединяющаяся с ним через пуповину.

  • Специалист по УЗИ уже может определить, сколько детей родится у женщины.
  • Сердце начинает делиться на две камеры, появляются изменения половой системы и мозга.
  • На УЗИ можно рассмотреть неточные черты лица, появляются щелочки для рта, выемки для глаз и носа.

Шестая

Происходит усовершенствование сердца, лёгких и бронхиального дерева. Продолжают вырисовываться черты лица, появляются фаланги пальцев. Матка увеличивается и достигает размера сливы.

Седьмая

Это время, когда будущие родители начинают пополнять семейный альбом первой фотографией внутриутробного развития ребёнка. Сердце уже четырёхкамерное и насчитывается 100-190 ударов в минуту – это нормально. Исчезает хвостик в основании позвоночника, плацента полностью поддерживает питание и внутриутробные процессы. Идёт стремительное развитие мозга, среднего слоя надпочечников, лимфоузлов.

Восьмая

Закладка жизненно важных органов и тканей идёт к завершению. Размер зародыша всего 4 мм, а он уже похож на правильно сформированный организм с выступающими пальчиками, суставами, ушными раковинами, щелочками для глаз и рта. Нервная система развита, образуются зачатки первых зубов.

Эмбрион начинает шевелиться, но для будущей матери это неощутимо.

Девятая

Эмбрион переходит в стадию плода. Он набрал вес до 2 гр и имеет величину 22-30 мм. Мозжечок, средний слой надпочечников, лимфоузлы, грудные железы, гениталии продолжают своё развитие по неделям.

Происходят грандиозные изменения: крошечное создание шевелит головой, плавает в матке, реагирует на движения матери и слышит звуки, хватается за пуповину, пихает в рот палец. Мочевыделительная система начинает работу, развивается обоняние, которое поможет новорождённому отыскивать грудь.

Десятая

Вес – 5 гр, величина 30-40 мм. Эти дни полны событий. Диафрагма полностью сформирована, головной мозг активно развивается, происходит окостенение черепа, скелета, перепонки между пальчиками исчезают. Печень начинает выделять желчь, кишечник сокращается.

Одиннадцатая

Масса малыша 8 гр, длина тела 5 см. Формирование кровеносных сосудов подходит к завершению, сердце работает правильно, плацента становится более плотной и создаёт прекрасную защиту для зародившегося организма. Голова всё ещё большая, но с каждыми сутками происходят её преображения, печень занимает 10% всего тела.

Двенадцатая

Первый триместр на завершительном этапе. Крошечное создание значительно увеличилось и имеет вес около 9 см. Зачатки молочных зубов сформированы. Система пищеварения, кости и мышцы продолжают свои преобразования. Маленький человечек способен улыбаться, мало спит и имеет свои вкусовые предпочтения. Иммунная система становится крепче. Животик будущей мамы округляется.

Тринадцатая

Масса малыша достигает 15-25 гр, рост 10 см, насчитывается 150 ударов сердца в минуту, происходит перекачка 30 литров крови. Усложняется кора головного мозга, к работе подходят потовые железы. Плод глотает питательные вещества, выплёвывает жидкость, тренируя лёгкие. Периодически открывается ротовая щель.

Твердеет костная ткань, кожа становится многослойной, но она всё ещё прозрачная, веки прикрыты. Плацента самостоятельно поставляет кислород, выводит отходы.

Четырнадцатая

Внутриутробная кроха становится всё активнее. Её масса составляет 35-45 гр, рост 11 см. Скелет формируется, диафрагма готовится к первому крику, у ребёнка появился резус-фактор и группа крови. Происходит развитие щитовидной железы, организм готовится к перевариванию белков и началу жировых отложений. В кишечнике производится первый кал, состоящий из желчи.

Глаза заняли отведённое им место, черты лица принимают правильную форму. Матка утяжеляется, её вес составляет 250 гр.

Пятнадцатая

Размер плода напоминает апельсин, весит 70 гр, а рост составляет 13 см. Большая часть тела покрыта волосяным пушком, который сохраняет тепло. Когда ребёнок наберёт достаточное количество жировых тканей, в процесс включится теплообмен, тогда лишние волоски отпадут.

Ногти уже сформированы и вырисовываются линии на кончиках пальцев. Ребёнок гримасничает, сосательный рефлекс хорошо развит. Половые органы продолжают формирование.

Шестнадцатая

Рост малыша 14 см. В крови появились все составляющие компоненты. Шея выравнивается, печень принимает функцию пищеварения. Идёт закладка постоянных зубов, которые сменяют молочные зубки. Кожа всё ещё прозрачная и просвечиваются кровеносные сосуды. Ребёночек двигает всеми частями тела, что оказывает положительный эффект на развитии мозга.

Семнадцатая

Вот рост человечка уже составляет более 15-ти см, его вес превышает массу плаценты. Шейка окрепла, теперь голова поворачивается на 180 градусов. Идёт активное накопление жирка на теле, бронхи практически полностью развиты. Ребёнок начинает водить глазами. Он уже способен защитить себя от инфекций, которые могут поступить от мамы.

Идёт эмоционально-психическое развитие, поэтому беременной женщине категорически запрещено испытывать стресс, волноваться, нервничать.

Восемнадцатая

У ребёнка формируется внутреннее ухо, сетчатка глаза обретает чувствительность, появляется рефлекс моргания, но веки всё ещё опущены, закладываются зачатки коренных зубов. Малыш всё лучше реагирует на голоса, поэтому не нужно стесняться разговаривать с животиком.

Девятнадцатая

Плод можно сравнить с небольшим кабачком. Длина достигает 16-17 см, а вес 300 гр. Кожа защищена первородной смазкой от околоплодных вод. Происходит скачок в развитии, движения становятся явными и правильными. Голова вращается и удерживает своё положение длительное время. Малыш прекрасно реагируют на факторы внешнего мира, и отвечает им сильными ударами.

Двадцатая

Крошечное создание уже достигает 20-ти см. Оно начинает проявлять свои недовольства при неправильных позах матери или на громкие звуки, может различать время суток.

Появляются межпозвонковые диски, формируется слой эпидермиса, движения усложняются, и мама их прекрасно чувствует.

Двадцать первая

Ребёнок набирает массу до 360-ти гр, достигая длину 26,5 см. Пищеварительная система активна, плод заглатывает амниотическую жидкость, начинает функционировать селезёнка. Кости и мышцы укрепляются. На языке полностью формируются рецепторы вкуса. У мальчиков формируются яички, а у девочек – влагалище.

Двадцать вторая

Кроха всё больше набирает вес. Теперь её масса составляет 500 гр, а рост 28 см. Лёгкие полноценно развиты, мозг достигает вес в 100 гр.

Преждевременные роды на 22 неделе могут произойти успешно, потому что для выхаживания таких малышей имеется современная аппаратура.

Двадцать третья

Масса ребёнка увеличивается, растёт и матка, создающая для матери дискомфорт. Наблюдается сморщенный вид кожи, жировые ткани растут. Ручки и ножки удлиняются, отрастают ногти, волосы.

Половые органы мальчиков опускаются на нужное место. В это невозможно поверить, но такое маленькое создание способно видеть сны. Количество шевелений доходит 10 раз в сутки.

Двадцать четвёртая

Рост маленького человека составляет 30 см, он уже может икать из-за неправильного заглатывания околоплодной жидкости или гипоксии, нужно оповестить об этом гинеколога.

Ребёнок часто меняет положение. Ему уже мало места в плаценте и он начинает настойчивее пихаться и толкаться.

Двадцать пятая

Будущий член семьи имеет длину тела 33 см и весит 700 гр. Кожа приобретает плотность и цвет. Лёгкие тренируются, готовятся к первому вдоху, головной мозг начинает работу надпочечников. Появляются мышцы.

Слабость, головокружение у мамы означают признаки анемии, нужно обратиться к врачу.

Двадцать шестая

Вес достигает 750-ти гр, рост 35-36 см. Маленькое создание приобретает индивидуальные черты. Толчки становятся болезненными для мамы, а близкие люди могут проследить движения малыша.

Мозг вырабатывает необходимые гормоны, утончается слух. Лёгкие заполняются специальным веществом, которое поможет им не слипнуться в момент первого вздоха и крика.

Двадцать седьмая

Масса крохи увеличивается до одного килограмма. Эндокринная система начинает производить новые функции, количество подкожного жира подходит к норме. Вещество, способствующее полноценному раскрытию лёгких, полностью выработалось.

Двадцать восьмая

Ребёночек весит уже больше одного килограмма, рост составляет 38 см. Его кожа становится гладкой, потому что увеличиваются жировые ткани.

Зрачковая мембрана исчезает, позволяя глазкам открываться. Малышу становится тесно, но на онтогенез это не влияет.

Двадцать девятая

Создание внутри мамы весит 1 300 кг, рост составляет 40 см. Оно уже готовится к рождению. Носовые проходы освобождаются от слизи, уменьшается количество первородной смазки и пушка на теле. Дитё получает достаточное количество антител из крови родителя.

Тридцатая

Это период, когда будущий член семьи быстро растёт, терморегуляция развита, печень накапливает железо, глаза полностью открываются. Ребёнок принимает положение для благоприятного рождения.

Тридцать первая

Каждая неделя отличается прибавкой в весе плода на 300-400 гр. На 31 неделе беременности масса малыша – 1,5 кг, длина – 41 см. Поджелудочная железа воспроизводит выработку инсулина, печень берётся за очищение крови от токсинов, мозг составляет 1/4 органа взрослого человека.

У мальчиков яички «добираются» до мошонки, у девочек появляется клитор.

Тридцать вторая

Малыш растёт, но его череп всё ещё мягкий, внутренние органы полноценно функционируют. Организм вырабатывает иммуноглобулины, которые воспроизводят защиту младенца от бактерий и микробов в первый год жизни.

Тридцать третья

Малыш ложится в позу эмбриона, потому что места в утробе становится всё меньше. Он берёт из организма матери много кальция, железа.

Тридцать четвёртая

Малыш готовится к встрече со своими родителями. Его масса превышает 2-х кг, рост 47 см. Происходят активные тренировки желудочно-кишечного тракта. Женщина начинает чувствовать ложные признаки схваток.

Тридцать пятая

Плод весит около 3-х кг, длина тела доходит до 48 см. Плечики округляются, появляется жирок. Ребёнок находится у родовых путей и принимает соответствующее положение.

Тридцать шестая

Головной центр координирует работу терморегуляции, сердечно-сосудистой и дыхательной системы. После появления ребёнка на свет они сразу же начнут свою работу. Беременную беспокоит одышка.

Тридцать седьмая

Масса малыша – 2 950 кг, длина – 48-49 см. Совершенствуются дыхание, движения, деятельность сердца.

Тридцать восьмая

Новый человек ещё не родился, но весит более 3-х кг, а рост уже 50 см. Все органы полноценно развиты и хорошо функционируют.

Тридцать девятая

Масса – 3, 5 кг, рост – 51 см. Желудок наполняется ферментами, которые помогут ребёнку перерабатывать пищу. Маленький человек прекрасно чувствует звуки и свет, сосательный рефлекс развит.

Сороковая

Семья ждёт пополнения, и оно скоро произойдёт. Вес «маленького счастья» составляет 3, 5 – 4 кг, рост – 51-54 см.

Живот значительно опускается. Отходят слизистая пробка, околоплодные воды, начинаются схватки. Через определённое время родится долгожданный младенец. Его состояние оценивают специалисты и в течение нескольких дней следят за его здоровьем.

Вот и подошла длительная экспедиция по недельному развитию плода к концу. Для того чтобы беременность проходила легко и удачно, нужно прислушиваться к рекомендациям врача и следить за своим здоровьем. Впереди только радость и счастье.

Фильм о развитии плода в утробе матери

Периоды детского возраста.

Воспитание ребенка

Возрастные периоды - это жизненные отрезки времени, в пределах которых процесс роста и развития, а также морфофункциональные особенности организма тождественны. При характеристике каждого возрастного периода детства оцениваются законы роста и развития; морфофункциональное состояние органов и систем; особенности центральной нервной системы (ЦНС), нервно-психическое развитие; ведущие линии развития; особенности эндокринной системы; иммунологические особенности; основной характер патологии, свойственный данному возрастному периоду; инфекционные возбудители заболеваний; наиболее неблагоприятные факторы, воздействующие на организм ребенка; создание условий для гармоничного развития с учетом возраста и принципы воспитания детей. Таким образом, выделение отдельных возрастных периодов способствует дифференцированному подходу к ребенку.

В процессе развития плода и ребенка выделяют еще критические периоды в отношении роста и развития, созревания и становления функций органов и систем.

Согласно Международной конвенции защиты прав ребенка 1999 г., к детям относятся человеческие индивидуумы в возрасте от рождения до 18 лет. Выделяют следующие возрастные периоды:

I. Внутриутробный период - от момента зачатия до рождения ребенка. Продолжается 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла у женщины.

II. Период новорожденности - от момента перевязки пуповины по 28-й день жизни. В пределах его различают: ранний неонатальный период - до окончания 7-х суток (всего 168 часов); поздний неонатальный период - с 8-го по 28-й день жизни новорожденного; перинатальный период - с 24-й недели беременности до окончания первой недели после рождения.

По рекомендации экспертов ВОЗ (1960) его исчисляли с 28 недель внутриутробного развития до окончания первой недели после рождения. В настоящее время перинатальный период исчисляют с 24-й недели беременности, так как исследования показали, что с 23-24 нед гестационного возраста ребенок жизнеспособен внеутробно при совершенствовании современных методов выхаживания недоношенных новорожденных.

III. Период грудного возраста - от 29-го дня жизни ребенка до 1 года.

IV. Период раннего детского возраста - от 1 года до 3 лет.

V. Период дошкольного возраста - от 3 до 7 лет.

VI. Период младшего школьного возраста - от 7 до 11 лет.

VII. Период старшего школьного возраста - с 12 до 17-18 лет.

Внутриутробный период

Внутриутробный период - это важнейший период, определяющий биологическую судьбу организма человека на последующие годы, состояние здоровья, адаптационные реакции, риск развития болезней. В настоящее время можно говорить о возрастающей значимости отклонений в здоровье плода на формирование болезней человека. Отсюда большое значение перинатальной диагностики, и плод выступает как пациент. Для прямой оценки исследования функционального состояния плода используется биофизический профиль, мониторный контроль за сердечной деятельностью плода, исследование маточно-плацентарного и плодо-плацентарного кровотока; синхронное исследование компьютерной интервалограммы матери и плода.

Определение биофизического профиля включает сосательные движения плода, глотание, сон и целенаправленные движения, рефлексы.

Характерен бурный рост и тканевая дифференцировка плода. На сроке 8 нед сформированы рудименты всех основных органов и систем. С 4-й недели определяется у эмбриона сердцебиение, на 8-й неделе наблюдается мышечная реакция в ответ на стимуляцию, к 9-й неделе рефлексогенными становятся ладони и подошвы, отмечается спонтанная моторика кишечника. Система кровообращения плода достигает окончательного развития между 8 и 12 нед беременности. К 12 нед определяется кора больших полушарий головного мозга. К 13–14 нед появляются плавные движения в ответ на стимуляцию различных зон. На 14-й неделе начинаются глотательные движения. К 17-й неделе появляется хватательный рефлекс. На 18-й неделе отмечаются дыхательные движения. С 20-й по 28-ю недели устанавливается костно-мозговое кроветворение (вместо печеночного). С 28–29 нед плод может активно сосать.

К концу второго триместра беременности масса плода составляет 1000 г, а длина тела - 35 см, а к концу беременности масса тела 3200–3500 г, длина тела 48–50 см и более.

Критические периоды в отношении роста и развития:

    первые 7–9 дней - период имплантации яйцеклетки;

    3–12-я недели - ранний фетальный период - интенсивный рост и тканевая дифференцировка плода;

    после 28 нед и до начала родов - поздний фетальный период, когда отмечаются исключительно быстрый рост и накопление клеточной массы; обеспечиваются процессы депонирования многих компонентов питания: депо солей кальция, железа, фтора, меди, витаминов D и В12. В этот же период происходит созревание сурфактанта в органах дыхания. В это время отмечается высокий уровень пассивного иммунитета, созревания ферментных систем, неспецифических факторов защиты организма.

Развитие плода определяет функциональная система мать-плацента-плод; это нервные, гуморальные, иммунные связи (прямые и обратные).

Главными факторами, определяющими и регулирующими рост плода, являются маточный кровоток и плацентарная перфузия. Особую роль играют инсулин, гормоны гипофиза. Одним из основных факторов, обеспечивающих нормальное развитие и рост организма до рождения, являются гемодинамические процессы в функциональной системе мать-плацента-плод. С помощью допплеровского исследования сердцебиение плода можно определить с 10–12 нед беременности.

Особенности ЦНС плода. Темпы роста мозга до 33-й недели превышают темпы роста остальных систем и органов, особенно быстрое нарастание массы мозга в последние недели перед рождением. Созревание коры головного мозга происходит на 12–16-й неделе. На 12-й неделе отмечается время появления электрических импульсов в дыхательные центры в ответ на внешние раздражители. С 13–14-й недели фиксируются плавные грациозные движения плода в ответ на стимуляцию всех зон за исключением областей спины, затылка, темени. С 17-й недели формируются и хорошо развиты хватательные рефлексы рук. К 27 нед зафиксировано влияние двигательной активности и эмоций матери на плод. К 28-й неделе у плода созревает моторно-кардиальный рефлекс, и к 32-й неделе фиксируется реакция плода на звук, передающийся через брюшную стенку изменением частоты пульса.

Критический период созревания головного мозга - это время появления электрических сдвигов в коре больших полушарий и ее ответов на внешние раздражители - 12–16-я недели.

Электроэнцефалограмма плода с 5 мес имеет однотипный и прерывистый характер. С 7 мес наблюдается межзональная дифференциация. С 8 мес ЭЭГ приобретает непрерывный характер, далее появляются качественные различия сна и бодрствования.

Регуляция моторики и позы плода. Основное значение спинального уровня рефлекторной деятельности - обеспечивание позы плода. С 9-й недели отмечены импульсы с рецепторов скелетных мышц. С 20-й по 40-ю недели быстрое увеличение мозжечка (в 12 раз), регуляция моторики и позы. Кора мозжечка принимает непосредственное участие в регуляции общего уровня активности плода, пространственной ориентации, модуляции вегетативной нервной системы, обеспечивая адаптивное поведение во внешней среде уже новорожденного.

Особенности эндокринной системы плода. Отмечается преобладание функции надпочечников. Корковая зона надпочечников очень широкая, пучковая зона выражена неотчетливо; мозговое вещество надпочечников не выявляется - это так называемый эмбриональный тип. С 25-й недели плод образует кортикостероиды из собственных субстратов.

Инсулин определяется в b-клетках поджелудочной железы к 12-й неделе, синтез его нарастает к середине внутриутробного периода и концентрация инсулина в крови плода не отличается от таковой в крови матери.

Инсулин и соматомедины под влиянием соматотропного гормона гипофиза определяют рост плода. Гипофиз закладывается у эмбриона на 4-й неделе, а с 9–10-й недели определяются следы адренокортикотропного гормона (АКТГ). Соматотропный гормон гипофиза через инсулиноподобные факторы роста влияет на метаболизм и рост.

Щитовидная железа к 4-му месяцу сформирована структурно, функционально активна и по внутритиреоидному обмену йода не отличается от взрослых. Регуляция щитовидной железы плода осуществляется собственным тиреотропным гормоном гипофиза, так как аналогичный гормон матери через плацентарный барьер не проникает.

У плода с 27 нед сформирована функциональная система гипофиз–надпочечник–гипоталамус. Благодаря этой системе плод способен отвечать на стрессовые воздействия

Особенности иммунитета плода. Пассивный иммунитет - перенос IgG материнского через плаценту с 26-й недели. Синтез иммуноглобулинов плода ограничен, усиливается при наличии антигенной стимуляции. Способность к самостоятельному синтезу IgM и IgG появляется с 3 мес гестации, IgM с 7 мес; IgE c 11 нед в легких и печени; с 21-й недели- в селезенке. Первые В-лимфоциты появляются на 7–8-й неделях, а к 14-й неделе число их в крови плода достигает уровня взрослого. Первые Т-лимфоциты образуются на 10–11-й неделях. К моменту рождения их число выше, чем у взрослого. С 6-й недели начинают типироваться HLA антигены - создается индивидуальный конституциональный «портрет».

Неспецифические факторы резистентности плода. Синтез лизоцима плодом зафиксирован с 9-й недели, к моменту рождения уровень лизоцима превышает уровень взрослого человека. Содержание пропердина у плода низкое, нарастает быстро в течение первой недели жизни новорожденного. Становление системы комплемента у плода отмечено на 8–15-й неделях, к моменту рождения общий уровень комплемента составляет 50% его уровня в крови матери; к концу первой недели жизни ребенка количество комплемента быстро нарастает. Лейкоциты на всем протяжении фетального периода и полученные из пуповинной крови новорожденных обладают низкой способностью к фагоцитозу и низкой подвижностью. Первые периферические лимфатические железы формируются, начиная с 3 мес гестации, «заселение» их лимфоидными элементами происходит в течение 4-го месяца.

Лимфатические железы и образования желудочно-кишечного тракта формируются после 21-й недели.

Нервно-психическая активность плода. В работах конца XX века приводят аргументы в пользу наличия своеобразной нервно-психической активности плода уже в III триместре беременности. Слуховая и вестибулярная система у плода структурно созревает к 6-му месяцу беременности. Доказано, что плод способен воспринимать особенно интонации звуков, при этом необходимы более частые повторения фонетических раздражений. Плод реагирует на голос матери, музыкальные мелодичные звуки, что фиксируется учащением сердцебиения, характерным для моторно-кардиального рефлекса; при этом отмечена позитивная и негативная реакция на тоны. Играет роль упомянутая выше система плода гипоталамус–гипофиз–надпочечники, способная отвечать на стрессовые воздействия.

Выявлены наиболее информативные показатели нарушений развития ЦНС плода. Основные из них - продолжительность промежуточного и спокойного состояния цикла «активность–покой», величина моторно-кардиального рефлекса и осцилляций сердечного ритма плода в активном состоянии цикла «активность–покой», а также особенности дыхательных движений плода.

В отношении развития нервно-психической активности плода большое значение имеет система мать–дитя. Воздействие на плод и его развитие осуществляется опосредованно через организм, психику, восприятие, образ жизни и деятельности женщины-матери, а также через генетический код. Полагают, что акустические раздражения, которым подвергается плод в конце беременности, оставляет в нервных клетках след реакции, являющейся основой развития кратковременной памяти.

Отсутствие материнского чувства, искаженность или недостаточность его являются самым распространенным источником стресса для ребенка на антенатальном этапе развития. Уже на этапе внутриутробного развития несомненна важнейшая роль матери, семьи в рациональном развитии ребенка. Система пренатального воспитания предполагает проведение коррекции психоэмоционального состояния беременной женщины и воспитание ребенка, начиная с внутриутробного развития.

Профилактические меры. Задача активной защиты плода - одна из важнейших целей в период внутриутробного развития. Достигается эта цель путем воздействия на плод через организм матери. Установлено, что уже с 5–5.5 мес внутриутробной жизни у плода могут функционировать вкусовой, слуховой, вестибулярный, тактильный и другие анализаторы, что позволяет начать дородовое воспитание будущего ребенка. Это перестройка уклада семьи с постоянным акцентом на интересы ожидаемого ребенка, любовь к нему и доброта.

Важное значение имеет режим беременной женщины: достаточный сон, прогулки, гигиеническая гимнастика. Особую роль играет двигательная активность, ходьба. Процессы жизнеобеспечения плода зависят от двигательной активности беременной женщины (энергетическое правило скелетных мышц). Уменьшение мышечной активности сочетается с уменьшением импульсации в ЦНС, дыхательные мышцы плода. Творческий контакт матери и отца с плодом, беседы с ним, ласковое пение необходимы. Отмечено, что головка ребенка в утробе матери движется за рукой отца, поглаживающего живот беременной. Огромную роль играет мелодичная музыка. Описаны примеры дифференцированного отношения плода к музыке в III триместре беременности: музыка Моцарта, Вивальди, Чайковского успокаивает плод; рок-музыка действует плохо. Успокаивает плод мелодичное пение матери, а также пение родителей дуэтом. Беременной женщине необходимо отказаться от телевизионных фильмов-ужасов и передач, содержащих насилие и жестокость. Беременной следует соблюдать рекомендации по рациональному питанию.

Большое значение имеет подготовка грудных желез к лактации.

Возможный характер патологии во внутриутробном периоде. Воздействие неблагоприятных факторов в зародышевой стадии (до 8-го дня), особенно вирусов, радиации приводят к хромосомным и генным аномалиям или гибели яйцеклетки; в эмбриональной (с 8-го дня до 9–10 нед) к нарушению органогенеза: уродства, врожденные пороки.

Заболевания матери и токсические влияния (курение, алкоголь, наркотики) в эмбриональную стадию (11–12 нед) могут привести к задержке внутриутробного развития, поражению ЦНС. При воздействии неблагоприятных факторов в ранней фетальной стадии (до 28 нед) может быть задержка роста и дифференцировки органов и тканей: гипо- и дисплазии их; недоношенность; а в поздней фетальной (после 28 нед) - недостаточное образование депо в организме плода: жирового, белкового, витаминного (D, В12) и минерального - кальция, железа, меди, селена. В указанный период может быть преждевременное рождение и функциональная незрелость плода.

Одним из наиболее распространенных синдромов перинатального периода, непосредственно отражающегося на физическом, нервно-психическом развитии и заболеваемости младенца, является задержка внутриутробного развития (ЗВУР). По данным ВОЗ, в Европейских странах ЗВУР встречается в 6,5%, а в Центральной Азии - до 31%.

В патологии внутриутробного периода большую роль играет гипоксическое поражение мозга, а также при недостаточности питания беременной - уменьшение числа глиальных клеток мозга. Особенно опасна недостаточность в питании фолиевой кислоты, цинка, меди и других эссенциальных нутриентов.

Неблагоприятное влияние на развитие плода оказывают экзогенные токсиканты, особенно соли тяжелых металлов, приводящие к метаболическим нарушениям и поражениям органов и систем плода. Магнитно-резонансная томография дает практически 100% точность визуализации состояния ЦНС плода и его аномалий.

Фетопатии могут быть вызваны гормональными расстройствами матери: сахарный диабет, гипотиреоз, недостаточность функции надпочечников.

Одно из ведущих мест в формировании пороков развития плода принадлежит группе инфекционных возбудителей: краснухе, цитомегалии, токсоплазмозу и герпес-вирусам. Исследование на антитела к краснухе, цитомегаловирусу и токсоплазме проводится обязательно.

При заражении плода до 5–6 мес беременности обычно развивается генерализованный процесс с преобладанием поражения ЦНС, печени и почек. При более позднем инфицировании, а особенно при заражении непосредственно перед рождением или в процессе родов, развиваются инфекционные заболевания, такие как пневмония, пиелонефрит, отит, конъюнктивит и т. д.

Дети с проявлениями внутриутробной инфекции (ВУИ) имеют пролонгированную желтуху, снижение мышечного тонуса, двигательной активности и сосательного рефлекса, значительную первоначальную потерю массы тела и медленное восстановление ее, повторные падения массы тела, «плоскую» кривую массы, а также субфебрильную температуру тела. Максимальную диагностическую информативность при ВУИ бактериальной этиологии имеют тесты на определение сывороточных концентраций С-реактивного белка (СРБ), интерлейкина-8 и преальбумина [Володин Н. Н. и соавт., 2001]. Повышенные концентрации СРБ и ИЛ-8 в сыворотке крови расцениваются как наличие системного воспаления и являются основанием для начала антибактериальной терапии новорожденным.

В настоящее время большое значение имеет пренатальная диагностика в I и II триместрах беременности УЗИ, ДНК-зонды, кордоцентез, амниоцентез, биопсия хориона, позволяющие выявить врожденные пороки развития в 75–80% случаев, хромосомные болезни (методы гибридизации in situ с хромосомспецифическими ДНК-зондами) в 85–95%, моногенные заболевания более 50 нозологических форм (Айламазян Э. К.), генные болезни - муковисцидоз, гемофилия А и В, болезнь Виллебранда, миотоническая дистрофия, миодистрофия Дюшена.

Плод выступает как пациент в случаях фетохирургии, при гемолитической болезни. Получены первые удачные попытки лечения фетальными тканями мозга человека, использование нейротрансплантации стволовых клеток мозга. Имеет большое значение доклиническое выявление и лечение фенилкетонурии, галактоземии, гипотиреоза. Успешно осуществляется медикаментозная коррекция дефектов при адреногенитальном синдроме, гемофилии, диабете. Перспективы - в генотерапии.

Период новорожденности

Период новорожденности - это первые 28 дней жизни ребенка, или четыре недели. Это самый ответственный период для адаптации ребенка к условиям внешней среды. Очень важно, по данным экспертов ВОЗ, сразу же после рождения осуществить процедуры, укрепляющие узы между матерью и новорожденным:

    положить ребенка на живот матери;

    дать новорожденному грудь матери в палате родильного отделения;

    обеспечить совместное пребывание матери и ребенка.

Различают ранний неонатальный период - от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни (всего 168 часов) и поздний неонатальный период - с 8-го по 28-й день жизни новорожденного.

В раннем неонатальном периоде отмечаются следующие периоды наибольшего напряжения реакций адаптации: первые 30 мин жизни - острая респираторно-гемодинамическая адаптация; период от 1 до 6 часов - синхронизации основных функциональных систем; на 3–4-е сутки внеутробной жизни - напряженная метаболическая адаптация в связи с переходом на лактотрофный тип питания и анаболический тип обмена веществ.

В поздний неонатальный период происходит дальнейшая адаптация к условиям внешней среды. Наиболее важными критериями благополучия ребенка в этот период служат динамика массы тела и роста, нервно-психическое развитие, состояние сна. Для оценки физического развития используется массо-ростовой индекс (Кетле 1) или индекс Тура - частное от деления массы тела в граммах на длину тела в сантиметрах. Величина массо-ростового индекса для здоровых новорожденных колеблется от 50 до 60.

Масса тела новорожденных в среднем у девочек составляет 3200–3350 г, у мальчиков 3400–3500 г, длина тела - 50–51 см.

Особенности роста и развития. После рождения происходит физиологическая потеря массы тела (к 3–5-му дню жизни) новорожденного на 6–8% от массы тела при рождении, а к 6–7-му дню жизни - восстановление. К концу первого месяца жизни прибавка массы в среднем составляет 600 г или 20% от массы тела при рождении. Увеличение длины тела за первый месяц жизни происходит на 3 см. Окружность головы у новорожденного - 34–36 см, окружность груди - 32–34 см; длина ноги - 36–40% длины тела. На приспособление к условиям внешней среды, на органы дыхания, кровообращения и теплопродукцию оказывают положительное влияние спонтанные движения новорожденного; в связи с этим их важно не ограничивать.

Особенности ЦНС. Масса мозга новорожденного составляет 10% общей массы тела. Крупные борозды и извилины головного мозга выражены хорошо, но имеют малую глубину. Отмечается недостаточная дифференцировка коры больших полушарий головного мозга, наличие безусловных рефлекторных реакций. Реакции на болевое раздражение носят общий генерализованный характер. У новорожденного холодовых рецепторов в 10 раз больше, чем тепловых, в связи с чем чувствительность ребенка к охлаждению выше, чем к перегреванию. Характерно преобладание пищевой доминанты.

Кора мозжечка принимает участие в обработке сенсорной информации, пространственной ориентации.

В течение 2–3 сут у новорожденного повышен уровень неопиатных пептидов - медиаторных нейроаминов (нейротензин, субстанция Р, бомбензин), участвующих в регуляции ряда гормонов желудочно-кишечного тракта, поджелудочной железы, симпатико-адреналовой системы.

У новорожденного развиты вкусовой и обонятельный анализаторы. Порог вкусового ощущения выше, чем у взрослого.

В период новорожденности отмечается интенсивное развитие слухового, зрительного анализаторов; тактильного и эмоционального контакта с матерью. Важную роль играет наличие врожденного ориентировочного рефлекса новорожденного - развитие положительных эмоциональных ориентировочных реакций со слуховых и зрительных анализаторов.

Новорожденный имеет врожденные рефлексы: поисковый - рефлекс поиска груди матери; сосательный и глотательный; хватательный. У новорожденного отмечается рефлекс опоры на ноги и автоматической ходьбы (шаговый). При нормально выраженном рефлексе ходьбы ноги не подкашиваются и не перекрещиваются. К 1–1.5 месяцам жизни ребенка этот рефлекс угасает. Рефлекторный поворот головы влево или вправо при положении ребенка на животе, руки вдоль головы. Новорожденный имеет рефлекс ползания - при прикосновении ладони к стопам ребенок делает попытку ползти.

Особенности эндокринной системы новорожденного. Выделены три последовательные фазы гормональной адаптации новорожденных:

I фаза - первые 3 часа жизни новорожденного. Она характеризуется максимально высоким уровнем материнских гормонов и гормонов плода (тироксин, трийодтиронин, тиреотропный и соматотропный гормоны).

II фаза - последующие 3 дня - происходит снижение материнских гормонов, повышение собственных гормонов новорожденного.

III фаза - с 4-го по 6-й день жизни новорожденного. Она характеризуется минимальным уровнем фетоплацентарных гормонов, сохранением уровня гипофизарных гормонов и снижением тиреоидных гормонов.

У новорожденных отмечается низкая биологическая активность надпочечников (80% коры надпочечников состоит из зародышевой зоны). К 12–14 дням жизни отмечается повышение уровня кортикостероидов.

Преобладает у новорожденного функция зобной и щитовидной желез. Наблюдается транзиторная гипофункция паращитовидных желез: ранняя (на 2–3-и сутки) и/или поздняя - на 10-й день и первые недели жизни. Транзиторная гипофункция паращитовидных желез может проявиться повышенной нервно-мышечной возбудимостью, готовностью к судорогам (тетания новорожденного). Возможен гормональный криз новорожденного, связанный с нарушением взаимоотношений между эндокринным аппаратом матери и ребенка.

Особенности иммунитета. При рождении содержание Т и В клеток в крови ребенка как у взрослого, низкий уровень естественных киллеров, IgG - материнский; IgM - следы, количество его увеличивается с первой недели; IgA в сыворотке крови низкий, синтез увеличивается с третьей недели. К моменту рождения отмечено отсутствие секреторного IgA, с конца первой недели - следы; IgE может быть увеличен при условии внутриутробной сенсибилизации.

Особенностью реакции новорожденного на первый контакт с антигеном является отсутствие клеток памяти и появление их после повторных контактов.

Неспецифические факторы защиты. У новорожденного уровень лизоцима выше, чем у матери; к 7–8-му дню снижается до уровня взрослого. В момент рождения уровень пропердина в крови низкий, в течение недели быстро нарастает и к концу 1-го месяца жизни не отличается от уровня у взрослых. Понижен уровень компонентов комплемента С3а и С5а, в связи с чем снижен хемотаксис, опсонизация и бактерицидность (понижена резистентность к вирусным и бактериальным инфекциям). Ограничена продукция интерлейкинов и гамма-интерферонов. У новорожденного поглотительная способность фагоцитов развита достаточно, однако завершенная фаза фагоцитоза не совершенна.

Отмечается первый критический период иммунитета у ребенка - это слабая резистентность к условно-патогенной грамотрицательной флоре.

Для новорожденного характерна склонность к генерализации инфекционного процесса, вследствие чего - частота септических состояний.

У новорожденных, перенесших внутриутробную инфекцию или страдающих ею, повышены уровни IgA и IgM.

Нервно-психическое развитие. В течение 1–2 часов после нормальных родов новорожденный находится в состоянии настороженности. Способен сканировать простые геометрические фигуры, среди них предпочтение более похожим на лицо человека. В течение первого месяца жизни ребенок обращает внимание главным образом на глаза людей. Преобладают процессы торможения. Большую часть времени он спит, однако на 2–3-й день отмечается предвосхищение предстоящего кормления, а на 5–7-й дни - голодное возбуждение. При ощущении голода наблюдается «роющий» рефлекс - поворот головы к соску груди матери и «роющие» движения вокруг него, обусловленные чувством голода или другими раздражителями области рта. В конце 2-й недели появляется рефлекс на положение новорожденного под грудью матери и рефлекс зрительного сосредоточения. Он выражается активным познанием взрослого, спустя 2–3 мин после сосания груди. У новорожденного к концу 2-й недели появляется слуховое сосредоточение, а зрительное к концу 1-го месяца жизни. Показателем восприятия новорожденным объекта служат движения глазных яблок, выражающиеся в слежении и фиксации взора.

Жизненный цикл человека - это череда побед и поражений, радостей и горя. И одним из самых важных достижений считается рождение ребенка. Это тот момент, когда человек переполненный счастливыми эмоциями начинает чувствовать себя значимым и нужным. Дети - это цветы жизни, которые вносят в обустроенный быт родителей свою частичку и заставляют снова переживать воспоминания своего детства.

Жизнь малыша начинается с момента его зачатия, и, безусловно, будущим родителям очень важно проследить за тем, как происходит внутриутробное развитие ребенка. Вся беременность состоит из 40 недель и делится на 3 этапа.

Этапы развития

Этапы внутриутробного развития ребенка в акушерской практике принято называть триместрами. Это своего рода деление всей беременности на три одинаковых периода, согласно которым проводят оценку жизнедеятельности плода, назначают анализы и УЗИ, а также измеряют беременной женщины. Появление каких-либо физиологических и психоэмоциональных изменений в организме будущей матери характерно для определенного триместра, и если они не патологичны, то считаются нормой.

I триместр

Начинается с 1 недели и заканчивается на 13. считается самым опасным, так как именно в это время происходит прикрепление плодного яйца к стенке матки, если этого не случается - беременность не наступает.

Также в это время начинают формироваться зачатки будущих органов и тканей, поэтому очень важно в этот период следить за своим рационом, вовремя отдыхать и чаще бывать на свежем воздухе. На этом этапе женщину может настигнуть такой неприятный симптом, как токсикоз. В этом нет ничего страшного, если он не носит очень выраженный и затяжной характер, в этом случае лучше всего обратиться к врачу. У некоторых женщин в первом триместре могут наблюдаться такие изменения:

  • нарушение вкусового восприятия пищи;
  • частая смена настроения;
  • появление сонливости и головных болей.

Все это, зачастую, связано с изменением гормонального фона и началом подготовки организма к вынашиванию и рождению ребенка.

II триместр

Начинается с 14 недели и заканчивается на 26. Этот триместр характеризуется как самый спокойный и приятный период беременности. Внутриутробное развитие ребенка продолжается, а вместе с тем появляются новые ощущения - это, конечно же, шевеление малыша, которое будущая мама начинает явно ощущать. У первородящих это происходит на сроке 18-24 недели, а у повторнородящих можно заметить, начиная с 13, ведь они уже рожали раньше и знают, что это такое.

III триместр

Начинается с 27 неделе и заканчивается родами. Самый безопасный внутриутробный период развития ребенка, но в тоже время очень беспокойный. Ребенок уже почти сформирован и в случае преждевременных родов готов к самостоятельному существованию. У беременной женщины начинает появляться чувство тревоги и страха, частые движения малыша более отчетливы и в некоторые моменты даже можно заметить, как живот «ходит ходуном». Появляются такие неприятные симптомы, как изжога и одышка вследствие давления увеличившейся матки на желудок и диафрагму.

Физиологический процесс развития ребенка принято делить на 3 периода:

УЗИ во время беременности

В настоящее время ультразвуковое обследование является необходимым для оценки

жизнедеятельности плода и выявления врожденных пороков. Всего за весь период беременности эту процедуру нужно пройти 3-4 раза. Первый раз на сроке 12 недель, второй - 21-24, третий раз -на 32 неделе. Во время этой процедуры оценивается:

  • внутриутробное развитие ребенка;
  • соответствие сроку беременности;
  • вес и рост малыша;
  • его положение в полости матки;
  • наличие врожденных пороков;
  • имеется ли обвитие пуповиной;
  • состояние плаценты и околоплодных вод, а также их количество.

Беременности особых изменений в организме женщины не наблюдается. В этот период происходит оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом и образование зиготы, которая будет активно делиться и направляться в полость матки.

2 месяц. Внутриутробное развитие ребенка на втором месяце характеризуется тем, что у малыша уже формируются ножки и ручки, а на них пальчики. Все внутренние системы развиваются и начинает биться сердечко с частотой 140-150 ударов в минуту. Вес плода составляет 4-5 гр, а рост 2,4-3 см.

3 месяц. На этом месяце заканчивается Развитие ребенка продолжается, а вместе с тем начинают формироваться голосовые связки, язык, волосы и ногти. В полости рта появляются первые зачатки зубов. Пищеварительная и кровеносная система начинают свою работу.

4 месяц. За этот период малыш становится крупнее. Все его органы и системы активно работают, а сам ребенок уже умеет сгибать и разгибать конечности, толкаться ножками. Из особых изменений можно отметить развитие коры головного мозга, ушных раковин и появления индивидуального рисунка на кончиках маленьких пальчиков, также малыш становится чувствителен к внешним звукам.

5 месяц. Все системы и органы продолжают совершенствоваться Если говорить про внутриутробное развитие ребенка по месяцам, то пятый месяц, пожалуй, самый запоминающийся для впервые беременной женщины. На этом сроке она может почувствовать и ощутить малыша внутри себя. Легкие пока еще недоразвиты, поэтому следует лучше следить за своим здоровьем, чтобы избежать преждевременных родов.

6 месяц. Этот месяц беременности несет в себе множество изменений в развитии плода. К этому времени он научился открывать и закрывать глазки, на которых появились реснички, а сверху бровки. Половые органы сформированы, а на лице прослеживаются индивидуальные черты. Весит малыш на этом сроке 750гр, а рост составляет приблизительно 30 см.

7 месяц. В этот период быстрыми темпами развиваются мозг и легкие. Подкожного жира становится все больше, поэтому кожа разглаживается и на ней остается все меньше морщинок. Рост малыша на этом месяце - 33 см, а вес около 1-1,2 кг.

8 месяц. За этот период ребенок значительно набирает в весе и увеличивается в росте. Кожа его покрыта густым волосяным покровом, а жировой прослойке стало еще больше. Малыш начинает бурно реагировать на все внешние раздражители.

9 месяц. Заключительный этап всей беременности. Ребенок к этому времени полностью сформирован и готов к самостоятельному существованию. На его коже полностью исчезло лануго (пушок), а сама она стала гладкая и розовая.

Во все периоды внутриутробного развития ребенка следует придерживаться

Нескольких правил и советов:

  • Пересмотреть свой рацион и в случае необходимости добавить в него продукты богатые витаминами.
  • Не переутомляться, сон и отдых важен для полноценного развития ребенка.
  • В начале беременности следует начать прием фолиевой кислоты, естественно, под наблюдением врача. Другие препараты без назначения не употреблять.
  • Если есть вредные привычки (алкоголь, курение), то следует от них отказаться, т.к. положительного влияния они не оказывают, скорее наоборот.
  • Почаще гулять на свежем воздухе, но ни в коем случае не переохлаждаться.
  • Сексуальную жизнь с партнером можно продолжать в том случае, если нет никаких противопоказаний.
  • Приобрести дородовой и послеродовой бандаж, он очень пригодится.
  • Одежду стоит носить свободную, нигде не стесняющую, обувь должна быть на невысоком каблуке.

Беременность - это очень важный период в жизни женщины и ее второй половинки, поэтому стоить запомнить каждый момент этого прекрасного времени и просто наслаждаться им.

А какое же оно, развитие еще не родившегося ребенка? Может ему нужно вслух и громко читать умные книги, философские трактаты, разговаривать с ним на иностранных языках и озвучивать законы физики? На самом деле все вовсе не так сложно и мудрено, как может показаться при незнании вопроса.

Прежде всего внутриутробное развитие крохи зависит от состояния его мамы. Но это состояние связано не только с режимом дня, и . Не менее важную роль в процессе развития будущего малыша играет и моральное состояние мамы в период беременности.

Думаю, ни для кого не является секретом то, что все будущей мамочки передаются и ее малышу путем выброса определенных гормонов в кровь. И то, какие именно это будут гормоны зависит от самой женщины, прежде всего.

Что именно оказывает положительное влияние на внутриутробное воспитание и развитие ребенка?

Собственно, любое занятие, приносящее будущей мамочке удовольствие, ощущение радости, вызывающее ее интерес, сказывается наилучшим образом на психоэмоциональном здоровье как самой мамы, так и малыша. А занятия могут быть разными: рисование, лепка из глины, пение, танцы, рукоделие, письмо, кулинария… Перечислять можно долго.

Конечно, эндорфин, получаемый от занятий пилатесом, йогой, аквааэробикой и прогулками, тоже не стоит списывать со счетов. Но зачем себя ограничивать только этим? Весь период беременности можно наполнить яркими ощущениями улыбками и удовольствием в значительно большем количестве и вариантах. Важно только приучить себя замечать любую приятную мелочь и получать от нее удовольствие. А еще лучше, если вы научитесь не только единолично наслаждаться позитивными моментами, но и делиться таковыми с окружающими вас людьми. Таким образом хорошее настроение будет исходить от вас и ответно возвращаться.

Наслаждаться можно абсолютно всем, начиная от утреннего чая с мятой или молоком и мягкого свитера, заканчивая обменом любезностями с соседкой или просмотром хорошего фильма. Каждый момент даже незначительного выброса гормона счастья пойдет только на пользу. Отбросьте в сторону грустные мысли и негативный настрой, просто представьте, что вы собрали их в одну коробку и разом выбросили. Не позволяйте себе погружаться в эмоциональное ненастье, пусть лучше оно выражается в дождике за окном, после которого обязательно появится солнце.

Методики внутриутробного развития ребенка

1. Цветотерапия

Возможно, оказавшись в положении, некоторые из будущих мамочек заметили, что начали нравиться те цвета, которые раньше не вызывали особой к себе приязни, захотелось окружить себя чем-то более ярким, насыщенным, разнообразием каких-то оттенков. И это хорошо. Позитивное влияние цветотерапии на самоощущение мамочки, что, передается и крохе в животике, является уже доказанным.

Даже обычным людям советуют окружать себя оранжевым цветом при ощущении уныния и для борьбы с депрессией. Влияние же зеленого и синего считаются успокаивающим, умиротворяющим. В общем, если вы понимаете, что какой-либо из цветов или оттенков стал весьма приятен глазу и наличие его в гардеробе или предметах быта вызывает положительные эмоции, просто получайте от этого удовольствие.

Занятие живописью и просто рисование также можно присоединить по характеру влияния к цветотерапии. В процессе работы с красками вы сможете играть с цветами создавать путем смешивания разные оттенки, к тому же выражать при помощи палитры то, что захочется, будь то пейзаж, портрет или натюрморт. А может вам понравится передавать всю многогранность моря в разном его состоянии? Дерзайте!

2. Музицирование и прослушивание музыки

Очень важна музыка, которую вы слушаете вынашивая малыша. Никто не ограничивает в выборе стилей, и понятно, что кому-то нравится рок, кому-то клубные направления, а кто-то предпочитает джаз или альтернативную музыку. Стилей много и все они разные. Каждый волен слушать то, что ему нравится. Но если говорить о том, какая музыка позитивно влияет на так званое внутриутробное воспитание ребенка, то здесь стоит рассмотреть определенные нюансы.

Во-первых, все мы знаем, что человек на 80% состоит из воды, а молекула воды поддается вибрации. Эта вибрация может быть как положительной, так и отрицательной.
Помню смотрела когда-то передачу, в которой ученые изучали строение снежинок, создающихся искусственным путем из воды при воздействии звуков разных частот. При звучании одних снежинки получались симметричными, ажурными, а при звучании других, выходили хаотичной формы.

То же воздействие оказывают звуки и музыка в частности на нас и ребенка, находящегося пока в животике. Пусть не полной мерой, но малыш слышит то, что звучит извне. Классическая музыка, например, влияет на деток положительно, она может либо успокаивать, умиротворять их, либо вызывает интерес и желание проявить свою реакцию в виде легких толчков. Громкая же музыка, сопровождающаяся резкими звуками, криками и быстрым темпом, приводит малышей в нервное возбуждение, вызывает гиперактивность, может даже быть причиной стресса.

Бытует мнение, что если на третьем триместре ставить перед сном одну и ту же умиротворяющую музыку, то после рождения ребеночек будет быстрее засыпать услышав уже такую знакомую мелодию. А еще, музыка с которой вы будете знакомить своего пока не родившегося малыша, послужит средством развития у него вкуса, поэтому стоит уделить особое внимание музыкальной подборке, выбранной с этой целью.

3. Воспитание голосом

Ваше чадо растет и потихоньку развивается внутри вас. Немаловажным фактором его развития и выработки реакции, умения распознавать, послужат голоса мамы и папы. Конечно, нужно разговаривать с малышом, сопровождая это поглаживаниями или легкими толчками в ожидании его ответной реакции. Только не стоит прибегать к подобному контакту слишком часто. Малыш может сладко дремать в тот момент, когда вам захочется пообщаться с ним. Дождитесь того момента, когда станут ощутимыми легкие движения внутри. Постепенно он начнет узнавать интонации и высоту голоса мамы, а потом и папы.

Нужно отметить, что участие папы в таком формате общения с ребенком не менее важно, чем контакт с мамой. Когда ребенок родится, ему должно быть одинаково спокойно и комфортно на руках обоих родителей. Это даст возможность менять друг друга в уходе за крохой, если один из родителей устанет и будет нуждаться в отдыхе. Наверное, вы видели деток, которые успокаиваются только на руках мамы. Так вот, ничего хорошего в этом нет. Да и папы начинают чувствовать себя напряженно и растерянно, не зная, как найти подход к собственному ребенку. Поэтому над установлением контакта между карапузом и его родителями нужно поработать заранее, не оттягивая момент до его рождения.

4. Любовь к ребенку с момента зачатия

Особое внимание хочется уделить желанности будущего крохи. При чем, конечно, лучше если ему заранее рады и мама, и папа в одинаковой степени. Детки, которые являлись желанными для обоих своих родителей, лучше развиваются, меньше подвержены стрессам, они чувствуют себя нужными, любимыми, защищенными, что способствует открытости перед новыми начинаниями, большей вере в свои силы.

Да, случается, что по той или иной причине женщина вынуждена готовиться к появлению ребенка без участия его отца. Но даже в такой ситуации нужно стараться настроить себя на позитивный лад и дать своему чаду всю любовь, ласку и внимание, на которые вы только способны.

И все эти чувства нужно начинать адресовать малышу с первого момента, как только стало понятным, что он зачат. Эти материнские эмоции должны проявляться на протяжении всего периода беременности, чтобы появившись на свет, карапуз чувствовал себя окруженным любовью и опекой.


5. Физическое и духовное развитие будущей мамы

Самым главным в процессе закладывания прекрасного в вашего будущего малыша является наличие этого прекрасного вокруг вас и непосредственно в вас самой. Чем большее количество красивого, интересного, развивающего вкус и интеллект окружает вас, тем лучше это отразится на психоэмоциональном развитии вашего чада.

Так что, ходите в галереи, на концерты классической и камерной музыки, пойте, читайте хорошие книги со смыслом, смотрите интересные фильмы и развивающие программы, танцуйте и рисуйте, готовьте вкусные и красивые блюда, старайтесь выглядеть хорошо и ухаживайте за собой.

Все это и многое другое будет закладывать в ребенка положительные качества как до рождения, так и после появления его на свет. Он будет видеть красивую маму и красивые предметы, ощущать приятные запахи, слышать грамотную речь, сопровождающуюся спокойной, уравновешенной интонацией, продолжать знакомиться с хорошей музыкой, а также всем новым и интересным.

Влияние гормонов на состояние организма беременной женщины и на развитие плода

Как только в женском организме зарождается новая жизнь, начинаются большие изменения, которые вызваны всплесками тех самых гормонов и их влиянием на тело, самочувствие и настроение женщины. Избежать этого нельзя, но можно постараться максимально сократить неприятные явления.

Если вы впечатлительная натура и не можете абстрагироваться от недобрых слов или критики в свой адрес, то постарайтесь себя оградить от негативных эмоций хотя бы на период вынашивания и кормления малыша. Это очень важно. Как будучи еще внутри вас, с кровью, так и появившись на свет, с грудным молоком, кроха будет получать и проносить через себя все ваши расстройства и горести.

Естественно, это не пройдет мимо и скажется на его развитии. Детки мам, подверженных стрессам, неспокойны, плохо спят, легко возбудимы, хуже концентрируют внимание и воспринимают информацию. Они подвержены перепадам настроения, также может прослеживаться склонность к агрессии и проблемы в социальном адаптации.

С другой стороны, все получаемые вами положительные эмоции, обязательно хорошо повлияют на психоэмоциональное развитие будущего ребенка.

Продуктивной вам беременности! Развивайтесь вместе с малышом, получая от этого удовольствие!

Человека - период от момента образования зиготы (оплодотворенная яйцеклетка) до рождения полностью сформированного плода, который является жизнеспособным вне матки женщины.

Данный период называется антенатальным. Он длится 280 суток. Выделяют следующие этапы развития плода:

Начальный период - характеризуется дроблением образованием бластулы и ее имплантацией в слизистую матки. Оплодотворение происходит при слиянии половых клеток женщины и мужчины, при котором образуется зигота с диплоидным генетическим аппаратом. При этом пол ребенка определяется хромосомами сперматозоида, который оплодотворил яйцеклетку. Так, если он содержал Х-хромосому, то родится девочка, если У - то мальчик. Начальные этапы дробления проходят в маточной трубе. Процесс имплантации завершается закреплением оплодотворенной яйцеклетки в толще слизистого слоя матки, где и проходит дальнейшее ее развитие;

Эмбриональный период - образование зародыша и закладка его внутренних органов. Внутриутробное развитие плода на данном этапе является процессом гаструляции, при котором образуются три Кроме этого, именно в данном периоде проходит гисто- и органогенез (закладываются ткани и органы). Восьминедельный эмбрион уже имеет вес около 4 граммов. У него намечаются черты лица, формируются ножки и ручки;

Плодный период - сопровождается дальнейшим ростом и развитием зародыша, который с третьего месяца беременности уже называется плодом. В данном периоде в костях образуются кожа покрывается пушком, начинает прослушиваться женщина чувствует его движения. Внутриутробное развитие плода в это время характеризуется интенсивными процессами роста и тканевой дифференциацией.

Заключительным этапом являются роды. Их начало провоцируется выделением который синтезируется гипофизом. Данный гормон провоцирует сокращение мышц матки, что приводит к проталкиванию ребенка в малый таз и родовые пути.

Следует сказать, что характеризуется отдельными критическими периодами, при которых наблюдается повышенная чувствительность зародыша к неблагоприятным внешним факторам. Первые три месяца беременности, так же, как и роды, требуют повышенного внимания к состоянию беременной. При влиянии в это время негативных факторов окружающей среды увеличивается риск развития различных аномалий и уродств, а также осложнений во время родов или после них.

Следует также отметить, что внутриутробное развитие плода сопровождается образованием уникального органа - плаценты, которая позволяет вынашивать детей в утробе. Она является важным способом адаптации к условиям окружающей среды. Основные ее функции - участие в газообмене плода, его снабжение питательными веществами и кислородом, а также секреция гормонов, которые обеспечивают нормальное протекание всего периода беременности.

В продолжение темы:
Сердечная секция

Пирсинг – один из древнейших способов украшения тела. Пирсинг делали люди разных народов и разных эпох на протяжении веков и даже тысячелетий. Древние египтяне прокалывали...

Новые статьи
/
Популярные