Что дает доброта человеку. Доброта как нравственное качество человека

Аннотация

В результате теоретико-эмпирического исследования показано, что доброта как нравственное качество человека, проявляется в любви, милосердии, альтруизме, терпимости, стремлении делать добро другим людям. Описаны результаты эмпирического исследования, свидетельствующие об избирательности, ситуативности правления доброты большинства современных молодых людей.

Ключевые слова : доброта, нравственное качество, любовь, милосердие, помощь, благополучие.

Снижение нравственного уровня личности и общества в целом, наблюдающееся в нашей стране с конца прошлого столетия, существенно сказывается на психическом и физическом здоровье человека и благополучии общества. И это не может не вызвать беспокойства. Поэтому сегодня значительно активизировалось внимание к нравственной проблематике, как на высоком официально-административном уровне, так и во всех сферах жизни и деятельности современного общества.

Обращение к проблеме нравственности, нравственного развития личности наблюдается так же во всех науках о человеке. Объективные обстоятельства, активизировавшие исследование феномена нравственности делают эту проблему чрезвычайно важной и для психологии

У многих психологов не вызывает сомнения тот факт, что нравственная жизнь человека тесно связана с практической, материальной стороной, а роль и место нравственности в реальной жизнедеятельности определяются условиями его воспитания и обучения, а также собственной активностью человека. В свою очередь известный отечественный ученый В. Соловьев, убежден, что нравственный смысл жизни, первоначально и окончательно определяется самим добром . Добро в абсолютном значении - этическое понятие, объединяющее все; имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее ограничению нравственного от безнравственного, противостоящее злу. Добро определяется как сотворение ценностей в мире и приобщение к ним окружающих людей. Однако источники добра и зла находятся, прежде всего, в человеке и проявляются в сознательной деятельности и поведении человека. Следовательно, в узком значении, добро следует рассматривать как психологический феномен. В психологическом аспекте добро - это то «хорошее, приятное и полезное», а значит ценное, что делается ради другого, в конкретных условиях жизни и деятельности. Добро, по мнению Коваль есть нормальное и должное отношение человека к другим людям, к делу, которому он служит, к окружающему миру в целом . В стремлении делать добро другим, и проявляется такое человеческое качество как доброта.

Проявление доброты представляется неразрешенной загадкой. Доказано, что во всех человеческих обществах регулярно совершаются добрые поступки, стремление делать добро - это черта, которая передается генетически . Многочисленные исследования в зарубежной психологии показывают, что добрые поступки служат нескольким целям: 1) улучшить собственное благополучие, 2) повысить социальный статус и заслужить одобрение других, 3) поддержать образ «Я», 4) справиться с собственными эмоциями и настроением . Проявления доброты, мотивированные исключительно внутренними побуждениями и ради благополучия другого человека возможно лишь при наличии в человеке любви.

Стремление делать добро другим, не ожидая внешнего или внутреннего вознаграждения, преобразует весь эмоциональный строй психики и возможно лишь у любящего человека. А в любви, по справедливому замечанию Э. Фромма заключен единственный ответ на проблему бытия человека, заключено психическое здоровье . Современные исследования так же подтверждают, что здоровье личности, ее психическое спокойствие в наибольшей степени обеспечивает идеал бескорыстного отношения к другому. В исследованиях В. В. Семикина доказано, что у более доброжелательных педагогов в меньшей степени развивается синдром эмоционального выгорания и наоборот, чем более выражены симптомы эмоционального выгорания у педагогов, тем они менее доброжелательно настроены и менее терпимы к другим людям. Это, по мнению автора, может проявляться так же в эмоциональном дефиците, эмоционально-нравственной дезориентации, личностной отстраненности и даже психосоматических и психовегетативных нарушениях и влияет на выполнение профессиональных обязанностей .

Таким, образом, доброта как нравственное качество человека, проявляется, прежде всего, в любви, милосердии, альтруизме, терпимости, помощи, стремлении делать добро другим людям не ожидая внешнего или внутреннего вознаграждения. Внутренне делая человека лучше, она дает ему достаточно сил и воли, чтобы в условиях «моральной деградации современного общества» выполнять социально-профессиональные обязанности с наименьшими потерями психического здоровья. Естественно, на психическое здоровье человека влияют и другие психологические, психосоциальные и социокультурные явления, а нравственный облик человека отражает не только доброта, но и другие личностные свойства, нравственные качества и характеристики человека. Однако в данной статье мы решили сосредоточить внимание на исследовании доброты, поскольку этого поразительного феномена, основанного на любви к ближнему и сфокусированного на благополучии окружающих, не мыслимы ни альтруистические поступки, ни борьба за справедливость, ни многие великие чувства, ни сама нравственность.

Особый интерес, на наш взгляд представляет исследование доброты у формирующейся личности, а именно молодежи, поскольку психика молодых людей отличается особой пластичностью, и данный возраст является сенситивным для формирования нравственных качеств, в частности доброты.

Основная деятельность данного возраста - освоение основ профессиональной деятельности, и большинство юношей и девушек являются учащимися и студентами. Потому в фокусе нашего исследования находятся учащиеся профессиональных училищ, студенты колледжей и вуза.

МЕТОДИКА И ЕЕ ОПИСАНИЕ

В исследовании приняли участие 336 человек в возрасте от 16 до 18 лет, а именно 125 студентов Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского, 111 студентов медицинского и педагогического колледжей и 100 учащихся профессиональных училищ г. Брянска, среди которых 176 девушек и 160 юношей.

На сегодняшний день существует ограниченное количество методик, направленных на измерение нравственных качеств человека, в частности доброты. Нами был использован несколько модифицированный в соответствии задачами исследования тест «Доброта» (Б.З. Зельдович).

Данная методика позволяет выявить уровень проявления доброты в отношении к другим людям, и имеет следующую степень выраженности:

Результаты данных исследования уровня проявления доброты были подвергнуты статистическому анализу. Использовалась компьютерная программа «Excel».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Прежде всего, проанализируем статистические параметры данных методики исследования доброты. Основные итоги приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Статистическое описание исследования доброты

Статистические параметры

Колледжи

По всей выборке

Стандартная ошибка

Стандартное отклонение

Дисперсия выборки

Максимум

Данные таблицы демонстрируют и тот факт, что испытуемые использовали все возможные квантованные случайные величины от одного до одиннадцати баллов. Основные характеристики рассеивания демонстрируют широкий разброс данных, как в различных учебных заведениях, так и по всей выборке, что свидетельствует о значительных индивидуальных различиях между испытуемыми.

Дальнейшие психодиагностические процедуры позволили установить, что 81% испытуемых исследуемой выборки имеет средний уровень доброты, свидетельствующий об избирательности и ситуативности проявления доброты в отношении других. Великодушное и милосердное отношение, у данной выборки, возможно лишь к людям, которые им нравятся, а добрые действиями, предназначены в основном ради непосредственной выгоды для себя, повышения и одобрения своего образа в своих собственных глазах и в глазах других и т. д. Высокий уровень доброты, характеризующий тех, кто искренне желает принести пользу другому человеку, не ожидая внешнего или внутреннего вознаграждения, показали 11% обследуемой выборки и низкий уровень доброты, свидетельствующий о склонности к требовательности и взыскательности по отношению к другим, подчеркивании их недостатков, не замечая собственных, показали 8% молодых людей.

В свою очередь наблюдаются существенные различия в показателях уровня доброты в различных учебных заведениях. Наибольший процент высокого уровня проявления доброты, наблюдается у учащихся профессиональных училищ (20), далее идут студенты Брянского государственного университета (13,6), и наименьший процент высокого уровня проявления доброты наблюдается у студентов колледжей (3,52). Средний уровень проявления доброты преобладает у студентов Брянского государственного университета - 84,8%, 81,2% показали студенты колледжей и 76% - учащиеся профессиональных училищ. Низкий уровень проявления доброты преобладает у студентов колледжей - 15,2%, 4% - у учащихся профессиональных училищ и 1,6% - у студентов Брянского государственного университета. Полагаем, что различия в показателях уровня выраженности доброты в различных учебных заведениях связаны, скорее всего, с врожденными индивидуально-психологические особенности личности, условиями воспитания и обучения в семье, школе и т. д. Следует отметить, что существенных различий в показателях уровня доброты среди юношей и девушек у данной выборки испытуемых не наблюдается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нравственный смысл жизни и деятельности человека, первоначально и окончательно определяется самим добром. В стремлении делать добро другим проявляется такое человеческое качество как доброта. Доброта как нравственное качество человека, проявляется, в любви, милосердии, альтруизме, терпимости, помощи, стремлении содействовать счастью и благополучию других людей. Внутренне делая человека лучше, она дает достаточно сил и воли, чтобы в условиях «моральной деградации» современного общества выполнять социально-профессиональные обязанности с наименьшими потерями психического здоровья.

Использование теста «Доброта» направленного на выявление уровня проявления доброты в отношении к другим людям, безусловно, не дает полного представления о доброте как нравственном качестве человека. Однако полученные результаты свидетельствуют о необходимости развивать и совершенствовать у молодых людей потребность и стремление делать добро другим не ради выгоды для себя, а исключительно ради благополучия другого. Ибо делать добро, быть справедливым, открытым и честным - это лучшее средство достижения не только благополучия в повседневном взаимодействии с близкими людьми, но и поставленных целей сохранения психическое здоровье себе и окружающим.

Исследование доброты и других нравственных качеств у обучающейся молодежи, позволит в условиях модернизации современного профессионального образования, предусматривающей возрастание социальной ответственности систем профессионального образования в целом и коллектива каждого учебного заведении за личностное и нравственное развитие человека разработать пути и способы нравственного самосовершенствования и самореализации развивающейся личности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Коваль, Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: дис. ... д-ра психолог. наук: 19.00.13 / Коваль Нина Александровна. - М., 1997. - 464 c.
  2. Зельдович, Б.З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: учебное пособие для студентов юридических вузов / Б. З. Зельдович. - М. : Издательство "Экзамен", 2003. - 320 с.
  3. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. - 512 с.
  4. Семикин, В. В. Психологическая культура в образовании человека: монография / В.В. Семикин. - СПб. : Изд-во «Союз», 2002. - 155 с.
  5. Соловьев, В.С. Оправдание добра // Сочинения. Т. 7 / В.С. Соловьев. - М. : Наука, 1991. - 516 с.
  6. Сухомлинский, В.А. О воспитании: [выдержки из работ] / В.А. Сухомлин-ский. - 6-е изд. - М. : Политиздат, 1988. - 269 с.
  7. Фаворов, Н. Что такое христианская нравственность / Н. Фаворов. - М. : Изд-во св. Игнатия Ставропольского, Храм Сошествия Святого Духа, 2003. - 221 с.
  8. Фромм, Э. Искусство любить: пер. с англ. / Э. Фромм; под ред. Д.А. Леонтьева. - 2-е изд. - СПб. : Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. - 224 с.
  9. Чалдини, Р. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других! / Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг. - СПб. : Прайм-еврознак, 2002. - 336 с. - (Серия "Главный учебник").
  10. Юревич, А. В. Нравственное состояние современного Российского общества / А.В. Юревич // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30. - № 3. - С. 107-117.
  11. Apter, M. J. The experience of motivation: The theory of psychological reversals / M. J. Apter. - L., N.Y. : Academic Press, 1982. - 378 p.
полина гость

На первый взгляд, этот вопрос такой простой, что кажется, о нем не стоит и задумываться.
Еще как стоит, и начать лучше с его основы, с добра. ДОБРО - очень емкое слово! В него вмещается столько насущного, теплого, нежного, яркого, светлого и ясного, что это является для нас такой же реальностью, как желание есть, возможность видеть, слышать, дышать. Реальностью естественной и, казалось бы, не требующей никаких усилий для ее создания. Получение – вот что заботит нас, прежде всего! Мы желаем добра себе, другим, но где находится его источник, из которого можно черпать без края, не доставая до его дна? Источник, конечно, есть и он в человеческой Доброте.

Парадоксальное явление, Доброта! Она не терпит пустоты, одиночества и проявляется только при контакте, как некое мерило ощущений, и бывает только с самым положительным эмоциональным знаком. Объем информации, что она в себе несет, позволяет сканировать живое существо на сопричастность к единому энергетическому полю, окружающего нас космического пространства. Это поле ощущают не только люди, но и все живые, разумные существа на планете. Добрые посылы чувствует все, но передаточным звеном является все-таки человек! Так как же она проявляется, какая она на вид, имеет ли цвет, вкус, аромат? Как перемещается в пространстве?

Доброта - такая же бесконечная субстанция, как и Вечность, у нее нет начала, как нет и пределов, и при этом у нее есть обжитое место обитания – сердце. То самое, теплое при касании, горячее на взгляд, упругое на ощупь, простое человеческое сердце! Мы узнаем ее сразу, Доброту, как только она поселяется там, по тому чувству теплоты и радости, что заставляет сердце биться часто-часто. Она ощутимо распирает его, устраиваясь в нем поудобнее.

Доброты никогда не бывает в избытке, но она имеет удивительную способность – чем больше ее отдаешь, тем больше ее становится. Она может возвращаться, в преумноженном виде и дарить тот яркий всплеск эмоций, который имеет свое имя – Счастье! Когда она настоящая, то не терпит суеты и шума, она не выставляет свои дела на показ, а предпочитает, сделав их, уйти незаметно.

Доброту можно увидеть! Она такая блестящая, яркая, цветная, что ее невозможно не заметить во взгляде человека, ею наделенного. Его глаза просто сияют, они излучают то тепло, которое чувствуется просто физически.

И у нее есть, есть свой неповторимый аромат, особенный, так знакомый с детства, в котором счастье - естественное состояние души. В этом аромате неподражаемая смесь: зеленовато-палевый запах скошенной травы, медвяно-терпкий, с нотками горечи и холода росы; прозрачный запах свежести послегрозового воздуха, пьянящий, заставляющий грудь глубоко и часто дышать; изумрудный запах молодой весенней листвы; ярко-желтый запах нагретого солнцем песка; золотисто-белый запах свежего хлеба, тепло-розовый запах маминых рук; и еще много и много других, что приносят нам радость от их вдоха, с первого глотка!

Доброта очень осязаема, ее видно невооруженным глазом. Первое осознанное чувство, которое ощущает маленький человечек, только пришедший в этот мир, это именно она. Она исходит от его Матери. Она лучится в ее взгляде, передается ее прикосновением, ощущается ее заботой. Всю жизнь именно Доброта способна открывать сердца людей и связывать их между собой нитями притяжений и чувств. Доброта первична, она - предтече Любви, как ментальное воплощение ее сути, как залог ее проявления.

Людская потребность в Доброте никогда не иссякает, но когда ее только берешь и не делишься ею с другими, то она теряет свой неповторимый вкус, чудесный аромат, ее радужная оболочка блекнет, истончается, становится эфемерной и покидает свою обитель.

И сердце тут же черствеет, душа становится уязвимой для Зла, которое с легкостью занимает освободившееся место. Душа темнеет и человек пропадает для Света, он уже не отражает его, отсекая, тем самым, саму дорогу к нему. И куда может дойти человечество, если таких людей с Темным сердцем, потерявшим ориентацию в пространстве, будет большинство? Только к пропасти самоуничтожения!

Пока существует эта планета, именно Доброта будет безусловным признаком человеческой сущности и гарантией его будущего на нашей, такой неповторимой и такой малой частице вселенной.

И пока будет жива ДОБРОТА, неотъемлемой ее спутницей будет БЛАГОДАРНОСТЬ! Это она помогает ей перемещаться в пространстве. Она лелеет ее, отражает и умножает. Люди! Вслушайтесь в эти волшебные звуки - БЛАГО ДАРЮ! Чья рука не разожмет свой кулак и, в ответ, не потянется навстречу?

Вот так просто и передается БЕСКОНЕЧНАЯ ЭНЕРГИЯ ДОБРА! От ее искры загораются сердца столь ярко, и тепла столь много, что его просто физически хочется отдавать!

Доброта и Благодарность это и есть тот замкнутый Круг Света, который способен продлить человечеству жизнь до собственной бесконечности.

Господи! Дай людям Разума для осознания этой истины и Мудрости для действия!

Доброта...еще это терпение. Терпение к проявлению волеизлияния других людей. Воспринять его и постараться понять. Это порой делать очень сложно, порой почти невозможно, но тем ярче, при благоприятном исходе, проявляется человеческая доброта.

КГУ «ОШ №190 имени Шакарима Кудайбердыулы»

Тема: «Что такое доброта?»

Учитель начальных классов: Ан. Э.Р.

Город Алматы-2015 год

Тема : Что такое доброта ?

Цели:

Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших,

добрых поступках;

Расширение знаний о роли добротыв жизни каждого человека;

Задачи:

Развивать представление учащихся о добре, воспитывать стремления совершать добрые дела, развить самооценку; речь, мышления, умения связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения.

Оборудование:

Интерактивная доска .

Музыкальное сопровождение:

План.

I .Организационный момент

Актуализация знаний

II. Беседа

III.

1. Групповая работа «Что такое дружба?»

2. Пословицы и поговорки о доброте.

3 . Игра: «Сказочный герой – добрый или злой?»

4 . Работа со словами. Беседа о вежливых словах.

IV. Заключение

V. Итог занятия.

Ход классного часа

1. Организационный момент

Актуализация знаний

Учитель: Ребята сегодня мы с вами будем говорить о доброте и о добрых делах.

Доброта. Что означает это слово?

Придумано кем - то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить

- Доброе утро! Солнце и птицы!

- Доброе утро! - Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

пусть доброе утро длится до вечера!

Но, а мы послушаем стихотворения о доброте.

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто.

Направь шаги

Тропою доброты

И радость помоги найти кому-то.

2. Ученикам по очереди раздаются картоски с пословицами и поговорками

ученики объясняют их смысл.

- Учись доброму - плохое на ум не пойдёт.

- Про доброе дело говори смело.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Худо жить без ласкового слова.

- Доброе слово лечит, а злое калечит.

- Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

- Не одежда красит человека, а его добрые дела.

- Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

- Добрые слова дороже богатства.

- В ком добра нет, в том и правды мало.

- Не ищи красоты, ищи доброты.

- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- Сумел провиниться, сумей и повиниться.

3 . Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”

Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла.

В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой – топаете ногами.

Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная шапочка, Баба – яга, Золушка, Мальвина.

4 . Работа со словами

Учитель: Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:

Плохо - хорошо

Зло – добро

Война - мир

Жадность- щедрость

Грубость – вежливость

Жестокость – ласка

Ложь - правда

Предательство - преданность

Учитель: Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра.

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)

5 . Беседа о вежливых словах.

Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?

Ученики: это добрые, теплые слова.

Учитель: Конечно же, это добрые, теплые слова.

Какие?

Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.

Учитель: Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов?

Ученики: С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.

Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Игра:

Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться... (“Доброе утро!”)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: ... (“Добрый день!”)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)

Растает ледяная глыба

От слова доброго... (“Спасибо!”)

Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)

И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)

Всем вам с большой любовью

Желаю… (Крепкого здоровья.)

Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

9. Заключение

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые – щедро больным помогают,

Добрые – дарят тепло и уют,

Добрые – в ногу со слабым шагают

И никакого спа-си-бо не ждут.

Кто уверенно в мире стоит,

Тот другого ни в чем не корит,

Добрый все обращает во благо,

Его сердце пылает отвагой.

Доброта - это, прежде всего, бережливое и внимательное отношение к чему либо. Когда говорят - «добрый человек», то имеют введу, что его добры к другим людям и окружающему миру. Каждое доброе деяние делает на лучше, каждый поступок совершенный во благо другому и не в ущерб себе заслуживает уважения и поощрения.

Детям с детства внушают доброту (хотя, конечно, все зависит от родителей), ребенка учат делится и помогать взрослым. Детям и не легко делится, например, своей конфетой. «Почему я должен делится?!! Это моя конфета!» - станет кричать ребенок, и ведь он прав. Как же объяснить ему, что такое добрый поступок? Ребенок должен получить что-то в замен за свою конфету, - а что? - спросите вы. Доброе слово благодарности! Спасибо, благодарю, мне очень приятно и т.д. - все это добрые слова, за которые порой не жалко отдать конфету.

Важно объяснить ребенку, что сегодня поделится он, а завтра поделятся с ним. Покажите пример на себе, проявите доброту, сделайте добрый поступок.

Основу человеческого счастья создают доброта, радость, милосердие, переживание за других. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту мысль продолжил уже в I веке н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».Вспомним слова великого русского писателя Л.Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».

— Ребята, а какие высказывания писателей о доброте знаете вы?

Слайд 8

«Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям»

Михаил Пришвин

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта»

Мигель Сервантес

«Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе»

Вильям Шекспир

«Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях»

Блез Паскаль

— Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.. Человек, который любит только себя, которые не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания.

Слайд 9

А каким делает человека доброта? Какой человек может быть добрым?

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

Игра : Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина)

— А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

Слайд 10

Посмотрите на слайд. Это герой мультфильма, который всегда забывал о зле.

Узнали? Кто же это? Кот Леопольд.

Из какого мультфильма? (Ответы детей)

Расскажите, что вы знаете о нем.

Так каким мы видим кота Леопольда?

Опишите выражение его лица. А почему он часто улыбается?

Вспомните, сколько пришлось пережить Леопольду разные пакости от мышей, но тем не менее он оставался всегда добрым и дружелюбным.

Что же, кот Леопольд, всегда говорил? (РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!)

А кого можно назвать другом?

Слайд 11

Продолжите предложение: «Друг – это тот, кто…»

Послушайте песенку кота Леопольда о доброте, а если знаете слова, то подпевайте.

Слайд 12

Мы живем среди людей и часто сталкиваемся с ситуациями, требующими нашего участия. Подумайте в группах, как бы вы поступили в следующих ситуациях:

Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты.

Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.

Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

Какие качества требовали проявления в данных ситуациях? Какие же синонимы к слову доброта мы можем подобрать?

Слайд 13

Доброта нигде не теряет своего достоинства:

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души во времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Слайд 14

Давайте пожелаем друг другу добра. (высказывания ребят)

Слайд 15

А теперь я попрошу вас выбрать любое высказывание на карточке о доброте и озвучить его.

ДОБРОТА –

Это счастье, а счастлив ты тогда, когда творишь добро;

Это стремление человека делать добро , это отзывчивость, это любовь к ближнему;

Это бескорыстная помощь людям;

Это бумеранг, который всегда возвращается с удвоенной силой, если дарить его всем;

Это согласие воли с совестью.

(Учащиеся высказывают свое мнение и аргументируют свои позиции)

Слайд 16

«Спешите делать добро». Эти красивые, меткие слова принадлежат главному врачу московских тюремных больниц Ф.П. Гаазу. Он очень много делал по облегчению условий жизни заключенных. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 году в Москве, в переулке Мечникова.

У каждого из вас на столах лежат солнечные зайчики. Мы говорили в начале занятия о том, что «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце» . Я предлагаю вам с помощью маленьких солнечных зайчиков сделать светлее и добрее нашу классную комнату: напишите, какие добрые слова и пожелания вы хотели бы оставить каждому человеку, который зайдет в наш класс.

Слайд 17

А закончить наше занятие мне хотелось бы стихами:

Как бы жизнь не летела — Дней своих не жалей, Делай доброе дело Р ади счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело — Тем живем на земле.

Добро – это самые высокие нравственные и моральные ценности, относительно которых остальные категории понятий приравниваются к числу вторичных. Оно будет характеризовать пользу для человека какой бы то ни было вещи. Но что такое добро?

Что такое доброе дело?

Говоря о моральном отношении доброты, то это может быть выполнение человеком определенных действий, влияние которых направлено непосредственно на получение высшего блага не для себя лично, а для окружающих. Добрым делом называется то, что выполняется без преследования корыстной цели или выгоды. Оно должно быть направлено на то, чтобы преодолеть непонимание с окружающими и привитие людям человеколюбия с гуманизмом.

Еще со времен становления мира, человечество не перестает рассматривать, на что может быть способно добро, благодаря которому появляется возможность добиться в обществе действительно совершенных взаимоотношений. Существует теория, что доброму человеку жить труднее, чем злому, ведь в своих поступках он никогда не будет преследовать корыстных целей или пытаться кому-то испортить жизнь.

Добро можно отнести к общему понятию, при этом добродетель будет являться субъективным качеством. Именно оно определяет, есть ли у конкретного человека такие качества, как милосердие, щедрость, бережливость, великодушие, мужество и справедливость. Мало кто знает, но качества добродетели требуют от человека правильного воспитания, ведь быть добрым, значит, уметь находить компромиссные решения, в чем-то уступать и всегда идти на помощь ближнему.



Если говорить о моральной стороне, то добру будет присуще ровно две части – это внутренняя, а также внешняя. В первом варианте предполагается размышление самого человека о своих поступках и действиях, относящихся к категории добродетели. К внешней стороне будет относиться именно общественная сторона понятия добра – что можно считать добром, а также то, какое оно имеет значение для человечества.

Именно внешняя сторона добра и будет регулировать человеческие взаимоотношения. Это прекрасная основа для развития дружбы, а также и товарищества. Эти отношения будут предусматривать добро, в качестве основы взаимопонимания. Философия подробно изучает это понятие на протяжении многих лет.

Чем отличается добро от зла?

Ежедневно каждый человек совершает большое количество разнообразных поступков, при этом одни могут быть спланированными, а другие спонтанными. Часто на это не обращается никакого внимания. Конечно, одни поступки будут хорошими, а другие плохими, но в повседневности бывает очень сложно определить тонкую разграничивающую полосу между злом и добром.

Добрый поступок – это тот, который будет приносить пользу окружающим, а не только себе. Они должны совершаться не для того, чтобы получить от этого выгоду, а безвозмездно. Делать добро может только искренний и открытый человек.


Понятия добро и зло считаются просто отдаленными формами сознания общества, именно поэтому они могут трактоваться в виде парных категорий, которые относятся к морали, этике, а также нравственности.

Добро отличается от зла, и они являются не парными категориями. Эти два понятия считаются начальными принципами строения мира, при этом испокон веков они находятся в противостоянии между собой.

Добро и зло на протяжении всего существования мира находятся рядом друг с другом, но при этом полностью противоположны. Довольно часто случается, когда эти два понятия путаются в ежедневной суете. Это происходит из-за того, что изредка люди вынуждены совершать не самые хорошие поступки, пытаясь предотвратить еще большее зло.


Добро всегда будет находиться там, где присутствует мораль, при этом души людей должны оставаться неиспорченными и неизбалованными. Если каждый человек хотя бы попытался сделать кого-то счастливым, то люди на всей планете могли стать действительно счастливыми.



Бывают случаи, когда совершить благие поступки очень тяжело и происходит это исключительно из-за того, что присутствует отрицательный опыт. К сожалению, жизнь устроена таким образом, что сделав кому-то добро практически во всех случаях в ответ будет получено зло. Поэтому и считается, что эти два понятия взаимосвязаны и всегда находятся рядом.

Круговорот добра (видео)

Проблема состоит даже не в том, что подсознательно человек хочет вам испортить жизнь, скорее всего, он, как и многие, за благие дела ожидает какого-то вознаграждения. Если его не будет совсем или покажется незначительным, то приходит понимание, что оставаясь хорошим, в жизни придется очень тяжело.


Как правило, данное мнение является только заблуждением. На самом деле, если делается добро, оно рано или поздно возвращается, но это может произойти не сразу и совершенно от других людей. Лучше всего совершая благие дела стараться, чтобы никто про это не знал и вскоре мир отплатит той же монетой, причем вознаграждение будет настолько большим, что вы не могли об этом даже мечтать.
В продолжение темы:
Сердечная секция

Пирсинг – один из древнейших способов украшения тела. Пирсинг делали люди разных народов и разных эпох на протяжении веков и даже тысячелетий. Древние египтяне прокалывали...

Новые статьи
/
Популярные