Эссе «Одаренность: дар или испытание. Одаренные дети — это дар или проклятие

ЭССЕ

на тему

«Одаренность: дар или испытание»

Выполнила: Гусарова Оксана Михайловна

2016г

«Одарённость – дар или испытание?»

«Одаренность требует мужества»

Эрика Ландау

"Одаренность - от слова "дар", это дар природы, Божий дар. Это Слово как в русском, так и в других языках не имеет одного значения. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что у человека есть что-то такое, что ему «подарено».

Одарённость – совокупность врожденных способностей при условии их постоянной тренировки. Понятие «одарённый ребёнок» - весьма условное, и выявление одаренности – сложнейшая и плохо решаемая в психологии задача. Что это? Пожизненный дар или совокупность особых возможностей в определённый период его жизни?

В каком-то смысле это действительно дар, но для его проявления нужна "встреча" ребенка, от природы наделенного особыми возможностями, с семьей, готовой эти возможности развить. А потом – с воспитателями и учителями, умеющими увидеть одаренность и работать с ней. Именно педагогический опыт пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию работы с одарёнными детьми.

Взрослый должен видеть в ребенке единственное и неповторимое существо –

личность, а не свои собственные ожидания, страхи, планы, которые он проецирует на ребенка.

Все дети по своей природе обладают какими-либо особыми способностями. И если же они не находят полноценного развития, виноваты в этом взрослые. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую творческую, развивающую образовательную среду, при которой задатки ребенка становятся способностями, что обеспечивается сохранением могучей, даруемой нам природой, познавательной потребностью.

Одаренность – не только дар Божий и большое счастье, но и большое испытание и для обладателей этого дара, и для родителей и учителей.

Некоторые считают, талант есть – человек пробьется сам. Оказывается, нет – кто-то пробьется, а кто погаснет. Я считаю, что ближе к истине другое высказывание – «таланту нужно помогать – бездарности пробьются сами». Наша работа как раз и призвана поддержать, помочь одаренному ребенку раскрыться, поверить в свои силы. К одаренному ребенку необходимо относиться терпеливо, внимательно, бережно, как к ценности, понимая не только преимущества, но и трудности, которые несет с собой его одаренность. Родителям и учителям нужно оказывать детям необходимую помощь и эмоциональную поддержку путём поощрения их деятельности, внимательного и доброжелательного отношения к их мнению и проблемам. Мы, учителя, в своей работе встречаемся с разными детьми. Кто-то из них раскрывается и старается общаться со взрослыми, а кто-то замкнут и испытывает трудности. Очень важно поддержать и помочь ребенка, направить в нужное русло. Порой мы бываем не выдержанны, слишком требовательны, а это не всегда уместно. Нам нужно терпение и выдержка, ведь ребенок с особыми способностями испытывает трудности и в общении, и в других деятельностях, не все учебные предметы даются легко. Учитель как штурман корабля, направляет ребенка и помогает ему, создает условия для деятельности. И в таких условиях дар, подаренный свыше, начинает развиваться и проявляться. Получается, что одаренность – это не всегда легко и просто, это трудности, испытания, радости и разочарования, которые не все готовы выдержать.

Я считаю, что одаренность - не подарок судьбы, а все-таки некое испытание. И надо постараться помочь одаренным детям нести тяжкий крест одарённости.

Одаренному и талантливому ребенку могут быть присущи такие свойства и качества, которые будут отталкивать от него окружающих. Среди них можно выделить: неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника. Нередко ребенок в курсе того, о чем идет речь или быстро понимает излагаемый материал. Главное преимущество ребенка –интеллектуальный потенциал, и он стремиться защищать себя от источника боли доступными ему средствами.

Необходимо, чтобы одаренные дети обладали позитивным самовосприятием. Такое положение дел может приводить к нарушениям личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он. Родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений.Для одаренных детей характерны повышенная уязвимость и чувствительность. Чрезмерное упорство в достижении цели приводит к стремлению доводить все до полного совершенства.

Психологи обращают внимание на то, что многие одаренные дети обладают развитой познавательной потребностью. Активность познавательной потребности возможна благодаря сопряженному с ней положительному эмоциональному состоянию – удовольствию от умственного напряжения. В высшем уровне своего развития у одаренных детей данная потребность становится ненасыщаемой. Для них нет предела в познании.Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, то это будет стимулировать его позитивное самовосприятие, саморазвитие. Учащийся будет реально оценивать свои возможности, будет видеть конечную цель своей деятельности. В противном случае ребенок не осознает возможности для внутреннего роста, что приведет к утрате многих резервов развития.

Одаренность - от слова "дар" (дар природы, Божий дар). Слово это как в русском так и в английском (gift) языках имеет однозначную трактовку. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».
К.К.Платонов утверждал, что одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.
Одарённость может органично вписаться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён.

Одаренность - не только дар Божий и большое счастье, но и большое испытание и для обладателей этого дара, и для родителей и учителей.

Школа может играть как позитивную, так и негативную роль в процессе развития одаренного ребенка. Обучение является одним из видов познавательной деятельности, поэтому важно сохранение позитивного эмоционального отношения к ней. Более того, если учебный процесс не связан с радостью, не вызывает интереса и сводиться для ребенка лишь к выполнению повседневных обязанностей школьника, он не имеет никакого отношения к развитию способностей. Нужно, чтобы наши учителя понимали такую простую истину: погоня за уровнем знаний, умений и навыков

Проблема не в том, чтобы дети успешно справлялись с требованиями специальных образовательных программ для одаренных детей (это, на самом деле, пустяк), а в том, чтобы в итоге развивался сам одаренный ребенок.
Драма одаренного ребенка состоит в том, что его поведение, его переживания и сама его жизнь могут оказаться и, как правило, реально оказываются всего лишь средствами, обслуживающими те или иные потребности окружающих его взрослых - учителей, воспитателей, психологов и родителей. Собственная жизнь ребенка как таковая становится при этом исключительно жизнью для.... Так, он становясь все более благовоспитанным, постепенно лишается своей одаренности, обменивая ее на признание, похвалу, заботу, внимание и т.п. Вместе с этим он утрачивает свою собственную жизнь, свои переживания, свои действия, утрачивает самого себя. Вот та психологическая тюрьма, в которую оказываются ввергнутыми большинство одаренных детей - заключенных, потерявших собственное Я. Выпущенные из такой темницы бывшие одаренные дети, ставшие заурядными взрослыми, не способны не только на акт творчества, они не способны просто на искреннее и спонтанное проявление чувств. Они способны испытывать лишь такие эмоции, которые позволяет ощущать унаследованная от родителей и учителей внутренняя цензура. Депрессии и душевная опустошенность являются расплатой за этот самоконтроль. Подлинное Я никак не проявляется, поскольку осталось в неразвитом состоянии. Поэтому они и не могут творить. Для этого необходимы, как минимум, самостоятельность, выразительность и внутренний мир. Творчество заключается вовсе не в том, чтобы усвоить созданное человечеством. Это умение создать что-то новое. Если дети недоиграли, недорисовали, недосочиняли - их воображение и фантазия слишком рано схлопнулись, закрылись для зрелого творчества, в том числе и научного. Кроме того, они так привыкли жить интересно, что любая обязательная работа, всякая неудача для них мучительна из-за отсутствия опыта преодоления себя. Порой это выливается в невроз потери смысла жизни.

Не одаренность становится «драмой», а запущенность тех сторон детской личности, которые оказываются невостребованными. Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным.

Взрослый должен видеть в ребенке единственное и неповторимое существо - личность, а не свои собственные ожидания, страхи, планы, которые он проецирует на ребенка.

Все дети по своей природе обладают какими-либо особыми способностями. И если же они не находят полноценного развития, виноваты в этом взрослые. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую творческую, развивающую образовательную среду, при которой задатки ребенка становятся способностями, что обеспечивается сохранением могучей, даруемой нам природой, познавательной потре
В создании образовательной среды развивающего творческого типа, которая бы помогала снять психологические барьеры в индивидуальном развитии ученика, оказывала психологическое сопровождение и поддержку одаренных детей. Если в отношении образовательная система - одаренный ребенок будет восстановлено равновесие уважения, тогда личность одаренного ребенка не будет слишком деформирована педагогическими деструкциями.
Наша работа как раз и призвана поддержать, помочь одаренному ребенку раскрыться, поверить в свои силы.
Я поняла, что одаренность - не подарок судьбы, а тяжкий крест. И надо постараться помочь одаренным детям его нести

«Такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов» - выдающийся российский генетик В. П. Эорроимсон.

«Как же мне сложно с тобой! Ну почему ты не можешь быть таким, как все, послушным, а, главное, понятным?» - Часто повторяла Надежда своему сыну Сашеньке.

Темноволосый мальчишка с живыми умными глазами бежал по комнате, сбивая все на своем пути… Вдруг, по какой-то, понятной только ему причине, садился в углу и не двигался, и молчал, не отзываясь на крики родителей. Малыш мог сидеть так часами. Только его мысли не были похожи на мысли сверстников, да сверстники и не поступали так, как он. И сестра и брат были вполне обычными детьми, за это их и любили больше – за «понятность» и послушание.

Талантливый непоседа, умный и любознательный, только одно бесспорно – послушным и понятным он не будет никогда. Причем, ни для родителей, ни для сверстников.

Мальчик из-за которого так переживала его мама, Надежда, - известный русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин. Только пока он не поэт, а обычный мальчик, от упрямства и бесконечных вопросов которого буквально сходили с ума его родители. Прошло много лет, но в семьях, где растет одаренный ребенок, мало что изменилось. Появились учебные программы, наученные другими одаренными детьми, педагоги… Родители теперь не кричат на своих непосед, а сразу ведут их туда, где одаренных ждут. Рассказывают, что вопросов много задает, да думает много для нормального ребенка. А вдруг их Миша или Коля – очередной Пушкин.

И пишут и снимают про умных детей сейчас много, и больше половины всего написанного – это обращения к родителям – не переусердствуй! Не задуши! Но кто же откажется вырастить гения, да еще и прославиться вместе с малышом? Так что: учи, малыш, английский, зато в первом классе будешь «гением». Так и поступила одна мамочка со своей дочерью. Уж очень ей хотелось мамой вундеркинда побыть. Только дети, что называется «прикола не поняли» и долго смеялись на ее английское «hello», а потом и вовсе сказали, что она на русском говорить совсем не умеет. Это они ее глупой посчитали. Перевела девочку мама через несколько месяцев в другую школу. Совсем ей там проходу не давали. Тоже популярность.

Поступил Александр в только что открывшийся лицей. В него принимались дети из интеллигентных семей. Программа была более чем насыщенная, преподаватели образованные и известные. Количество учеников ограничено.

С удовольствием покинул ребенок родительский дом, не понимали там его, да эти вечные попытки мамы перевоспитать, подстроить. Дома все говорили только на французском, от всего этого спасала только бабушка да няня. Уж их-то советы и сказки всегда были на русском языке. В перерывах между прослушиванием сказок Александр почти закончил осваивать библиотеку отца, она, надо сказать, была очень приличная. Отец Сашеньки был умным и блестяще образованным человеком. Мальчик не раз присутствовал на дружеских беседах отца с известными друзьями-поэтами и писателями.


Пол Сторфер в своей книге «Интеллект и одаренность» отмечает:
61% одаренных детей – первенцы

68% одаренных детей – живут в полных семьях

55% одаренных детей – учатся в школе средне

26% одаренных детей – отлично успевают

Остальные двоечники

65% одаренных детей – отец старше 36 лет

59% одаренных детей – мама тридцати лет

Никого не удивит тот факт, что одаренные дети почти всегда рождаются в интеллигентных семьях. Насыщенная и яркая атмосфера творчества, длинные разговоры о науке, выставки и театры, еще переполненные книжные полки (желательно, чтобы это были энциклопедии) – вот далеко неполный список благоприятных условий для рождения гения в данной семье.

Одаренные дети начинают говорить и читать одновременно – и очень рано (3,4года), а вот писать их менее способные сверстники начинают раньше. Так будет всегда: малыш талантливый математик и в 14 лет поступил в институт, а шнурки завязывать так и не научился. Не та это проблема, чтобы он захотел на ней сосредоточиться. Ребенок решает сложнейшие задачи, а простые слова пишет с ошибками. «Диссинхронизм» - назвали ученые такое неравномерное развитие. И у того он больше, кого больше загружают родители и педагоги. Олимпиады, индивидуальные программы, чтение, а про детство забыли. На игры и дружбу времени нет. А даже если и есть не со сверстниками же дружить? Ребята постарше всерьез не воспринимают. Прямая дорога малышу в специализированную школу, для одаренных. Там он не будет сильно отличаться от других. Теперь это не лицей называется, да и ребенок – не Пушкин, но товарищи у него будут не хуже, чем у последнего. И программа будет насыщенная, и количество учеников ограничено, и педагоги очень образованные – все, как в 18 веке.

«Ленивый мальчик, а что хорошо отвечает, так это одаренность, радоваться должен» - примерно так отзывались о Пушкине почти все учителя. Отмечали ум и способности, но в «простых» предметах, а значит и заслуги его в учебе невелики. Самую стойкую нелюбовь испытывал Александр к математике, он был гуманитарием. Зато во всевозможных лицеистских журналах он был самым усердным сотрудником. Отличная память и горы прочитанной литературы, еще друзья… Его любили за стремление к справедливости, за смелость и ум… Его не любили за вспыльчивость, самолюбование, за злые насмешки. Вспыльчивость и как результат – ссоры с одноклассниками, из которых он редко выходил победителем. Злился еще больше и обдумывал планы мести. Быстро успокаивался и снова становился собой.

Журнал «Вопросы психологии» результаты исследования Л.М.Термена. Ученый работал с 2905 детьми в возрасте от 5 до 14 лет.
0,23% - интеллект значительно выше среднего
18,1 % - интеллект выше среднего
46,69% - интеллект нормальный или средний

14,6% - интеллект ниже среднего

7,3% - интеллект на грани с дефективностью

0,63% - дефективные

То есть число детей с уровнем выше среднего – 32%

Психические заболевания у талантливых людей встречаются в 7-8 раз чаще, чем у обычных людей. В целом они живут на 14 лет меньше.

Талантливые дети неудобны… Они слишком категоричны в суждениях, у них нет почтения к условностям и авторитетам. Неприспособленность к жизни, отсутствие друзей, добавим психические и различные физические заболевания – это талантливый малыш. Но самый плохой прогноз у гениальности. Гении - мученники: Сократ, Джордано Бруно, Галилей, Ван Гог.

Их судьбы трагичны, а известность пришла слишком поздно, и пожелать такое, даже примерно такое, своему ребенку.... нужно ли? Девочка побеждает на олимпиадах, читает и учит, устает, но боится отказаться, потому что приучили ее к похвалам. Назвали ее уникальной, а она поверила. Но ведь восхищает нас не качество результата. То есть, не удивительные стихи, придуманные четырехлетней девочкой, которая даже писать еще не умеет (Ника Турбина) нас восхищают. Удивляет, что маленький ребенок выдает результаты на уровне взрослого. То есть ее умные глаза и лицо в слезах во время выступлений – остаются в сердце любого, кто это увидит. Это расценивается, как необыкновенность. Тогда, почему так мало известно о дальнейшей судьбе чудесных детей? В 14 лет такой ребенок либо продолжит свой рост, либо, что, скорее всего, сравняется со сверстниками.

Неправильное воспитание, стандартное обучение, отсутствие индивидуального подхода, непосильные нагрузки делают свое дело. Гениальность не состоялась. Из одаренного ребенка вырастает закомплексованный, неконтактный, с тяжелым характером неудачник. Всему психологи дают название - «синдром бывшего вундеркинда» - так называется раненый ребенок, такое имя у ненужности и невозможности адаптироваться во взрослой жизни.

Известную всем фразу «Горе от ума» произнес А.С.Грибоедов, и он-то уж точно знал, о чем говорит. В 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 закончил два престижных отделения – словесное и юридическое. Поэт, композитор, посол, знал несколько иностранных языков – вот далеко неполный список. по которому безошибочно можно определить гениальность. А можно ли по нему определить, насколько будет счастлив этот человек в будущем? Такой набор талантов чаще всего играет злую шутку с их обладателями. И Грибоедов и Пушкин были убиты из-за вспыльчивости и чрезмерной уверенности в своих силах. Только даже прожив короткую жизнь – они, как и Ньютон, Эйнштейн и т.д., были прорывом в науке, искусстве, политике. Так может, стоит попробовать?

Статья рассматривает проблемы детей, которые явно или неявно выделяются среди сверстников своей способностью учиться или придумывать необычное, решать математические задачи или рисовать, осваивать спортивные виды деятельности и т.д. И что эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития.

Складывается впечатление, что в настоящее время у разных слоев нашего общества (от политиков и бизнесменов до директоров школ) как бы «раскрылись глаза» - все «вдруг» увидели, что действительно есть такие дети, которые явно или неявно выделяются среди сверстников своей способностью учиться или придумывать необычное, решать математические задачи или рисовать, осваивать спортивные виды деятельности и т.д. И что эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития.

Но в то же время, чем выше уровень достижений, тем шире и глубже у многих из этих детей диапазон собственных переживаний, тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи и тем труднее им прожить без психологических потерь свое так называемое «счастливое детство». Иначе говоря, стало ясно, что одаренность - это не только дар, но и испытание для ученика. Но также и то, что одаренный ученик - это тоже дар и тоже испытание для учителя, то есть тот пробный камень, споткнувшись о который можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень своего профессионального сознания и личностного становления.

Мифы и стереотипы

В свою очередь, возник интерес к психологии одаренности как научной проблеме (теории, закономерности, механизмы, методы выявления и развития) и к психологии одаренных детей как проблеме их обучения и развития в системе обязательного дошкольного и школьного (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи), государственного и негосударственного, а также дополнительного (внешкольного) образования.

И, наконец, характеризуя одаренность как феномен социальной жизни общества, нельзя не отметить, что, как и всякий «модный бум», эта проблема имеет свои мифы и стереотипы, которые не всегда соответствуют действительности. Приведем несколько примеров.
Так, некоторые считают, что талантам, т.е. одаренным детям, помогать не надо - если талант есть, то он сам пробьется. Оказывается, нет: кто-то пробьется, а кто-то и не пробьется, зачахнет, погаснет.
Еще одно мнение: если учащийся показал свою одаренность, то это останется для него свойственным «на всю оставшуюся жизнь». Оказывается - не всегда. Есть так называемая возрастная одаренность, когда учащийся в четвертом классе показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по интеллектуальному развитию, но к десятому классу это опережение куда-то исчезает.
Считается, что если ученик неуспевающий, то о какой одаренности может идти речь? Оказывается - не всегда, но может. Так, по данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.
Утверждают, что если ученик явно одаренный, то ему нужно только давать побольше учебного материала и потруднее (принцип экстенсивного и интенсивного обучения или обогащения и насыщения) и проблема его обучения и развития решена. Оказывается, нет, потому что есть категория одаренных детей, которые с энтузиазмом «засасывают» весь предлагаемый им учебный материал, но умением самостоятельно учиться не обладают и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют.
Полагают, что для выявления одаренности ученика достаточно замерить уровень развития его способностей с помощью тестов. Оказывается, что ни один из существующих тестов (Айзенка, Амтхауэра, Векслера, Торренса и др.) не дает гарантии того, что вы не проглядели одаренного ребенка. В лучшем случае тесты могут помочь оценить только признаки, соответствующие данному тесту, и дать основание для предположения о том, что данный ребенок может оказаться одаренным.
А вот еще один миф: говорят, что с обучением одаренного ребенка может справиться любой педагог, если только он обладает необходимым уровнем предметной подготовки. Оказывается, нет, не любой, потому что и у одаренных детей есть свои психологические особенности и трудности развития, которые чаще всего переживаются ими настолько сильнее, чем обычными детьми, что это позволяет говорить о них как о детях группы риска. Поэтому работать с ними без специальной психологической подготовки может далеко не каждый учитель, а бывает, что и не каждый психолог.
И наконец, бытует мнение, что психолог нужен только для того, чтобы психометрически (с помощью тестов) выявить одаренного ребенка, остальное - забота педагога. Оказывается, что тоже нет. Почему? Чтобы ответить на это «почему», нужно хотя бы кратко остановиться на вопросе, что такое одаренность и одаренные дети.

Одаренность как педагогический и психологический феномен

С педагогической точки зрения одаренные дети (подростки, юноши, девушки) - это дети, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы. Это могут быть общие способности (за что ни возьмется - все у него/нее/ получается) и специальные способности (по всем предметам троечник, а вот по математике любую задачу решит, или лучше всех стихи сочиняет, или рисует, или в хоккей играет). Это могут быть творческие способности (все-то он/она/ сочиняет, придумывает что-то). Это могут быть также лидерские способности (вожак, неформальный лидер в классе), психомоторные (легкоатлетические, гимнастические), технические, компьютерные, музыкальные, экологические (природу любит, животных) и другие виды способностей, необходимые для жизни в человеческом обществе.

Педагогов, впервые встретившихся в своей практике с одаренными детьми, обычно подкупает их ранняя увлеченность (чтением, музыкой, счетом), повышенная любознательность, большой запас знаний, способность быстро обучаться («схватывать на лету») и сосредоточиваться на выполнении учебного задания на длительное время, исследовательская активность и активность в учебном процессе и т.д.

Но насколько приятен может быть одаренный ученик в положительных своих проявлениях, настолько же он может быть невыносим в проявлениях отрицательных. Каково, например, работать с учеником, который всех перебивает, всех (и учителя тоже!) обвиняет в тупости и невежестве, занимается на уроке непонятно чем, витает в облаках или, не скрываясь, читает энциклопедический словарь, все делает (говорит, пишет, думает) слишком быстро или, наоборот, слишком медленно, и вообще может встать и выйти из класса, заявив, что на этом уроке ему неинтересно, поскольку он и так все это знает. К этому букету негативных проявлений можно добавить эмоциональную неуравновешенность, резкие перепады в отношении к самому себе и к другим, невротизм и иные психологические и физиологические индивидуальные особенности. Однако для полноты картины нужно отметить, что есть и такие одаренные дети, у которых, как говорится, все в порядке - и голова, и здоровье, и общение, и личностное развитие.

При психологическом описании феномена одаренности чаще всего указывают на следующие особенности одаренных детей:
более высокая, чем у сверстников восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления;
наличие некоторой внутренней установки, направленности личности на занятие интересующей его деятельностью;
необычайно высокая познавательная активность, ненасыщаемая потребность в деятельности;
ранняя готовность к целеустремленному умственному напряжению;
способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности и т.д.

Подытоживая разные определения, можно сказать, что в самом общем виде одаренность определяется как повышенный уровень развития одной или нескольких способностей человека, на основе которых он имеет возможность достигать сверхвысоких успехов в социально значимых видах деятельности и которые тем самым выделяют его среди других представителей данной возрастной или социальной группы.

При этом важно отметить, что хотя одаренность теснейшим образом связана с уровнем развития способностей, ее нельзя отождествлять с уровнем развития одной или нескольких из них. В случае, например, с интеллектуальной или академической (учебной) одаренностью - это единство как минимум и познавательной потребности, и эмоциональной включенности, и мотивации, и способности к регуляции своих действий. Кроме того, проявления и развитие одаренности неразрывно связаны с развитием психофизиологической, волевой и других сфер психики человека.

Особо следует отметить, что одаренность - это всегда системное качество, в котором в индивидуально-своеобразной форме взаимосвязанно развиваются и познавательная, и эмоциональная, и личностная, и иные сферы психики данного человека и которое создает его предрасположенность к достижению высоких и сверхвысоких результатов в выполняемой им деятельности по сравнению с представителями своей возрастной или социальной группы.

Учитывая, что все сферы психики с возрастом учащегося развиваются, то и одаренность в целом представляет собой явление динамическое, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязей между ее структурными компонентами. Существенным отличием психологической точки зрения на одаренность от педагогической является то, что в качестве объекта теоретической и практической психологии одаренность может быть представлена в психике ребенка не только как наличная данность, но и как потенциальная возможность. А именно:
как одаренность явная (проявленная), которая, что называется, «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно один-три процента от общего числа детей;
как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет она куда-то исчезает;
как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива

развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной. Предполагается, что общее число явно и неявно одаренных детей составляет примерно 20-25 процентов от общего числа учащихся.

Учитывая такое расширение возможного контингента одаренных детей, целесообразно ввести критерий своеобразной интенсивности проявления одаренности: от неуспевающих учащихся со скрытой одаренностью до учащихся с повышенной готовностью к обучению, явно одаренных, особо или высоко одаренных учащихся. Одаренные дети могут различаться также по темпу развития (с нормальным темпом развития в детстве или же с опережением возрастного развития, так называемые вундеркинды), а также по личностным, гендерным (социально-половым) и иным особенностям.

С точки зрения практической психологии

Кроме того, с точки зрения практической психологии в многообразии одаренных детей целесообразно выделить две условно полярные группы. Одна - это дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных (переживать самому и сопереживать другим), регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психического развития. Другая (чаще всего это особо одаренные дети) - дети, психическое развитие которых отличается диссихронией (дисгармоничностью) в уровне сформированности указанных сторон. Например, ребенок с высоко развитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, чересчур медленным или же, напротив, чересчур быстрым темпом работы, заниженной или же, напротив, завышенной самооценкой, и т.д. При работе с последней группой детей (особенно в напряженной образовательной среде) первейшее значение приобретают проблемы развития у них способности к произвольной регуляции своих эмоциональных состояний, интеллектуальных действий, общения и поведения в целом.

В практическом отношении прежде всего необходимо отметить комплексный характер проблемы одаренности, ибо в ее пространстве пересекаются интересы не только разных научных дисциплин и направлений, но и различных ведомств (РАН, РАО, Минобразования и др.). Основными ее составляющими являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с такими учащимися.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, выбор методов психологической работы с одаренными детьми требует предварительного определения того:
с какой одаренностью мы имеем дело - по форме проявления (явной или скрытой), по предмету проявления или виду способностей (интеллектуальной или творческой, академической или художественной) и т.д.;
какие при этом ставятся проблемы и задачи - выявление одаренности, ее оценка, развитие хорошо развитых или же, напротив, плохо развитых способностей (в том числе коммуникативных и личностных), обучение одаренных детей в специальных образовательных учреждениях или же в условиях общеобразовательной школы, либо в дополнительном образовании, разработка и психолого-педагогический мониторинг специальных образовательных технологий: обучающих, развивающих или обучающе-развивающих и т.д.;
какие в данном случае имеются возможности работы с одаренными детьми - учебно-методические материалы и, конечно же, педагогические кадры, потому что, как уже было сказано, не каждый педагог готов к работе с одаренными детьми.

Истина посередине

В практическом плане отношение психологов к проблеме детской одаренности можно условно развести на две противоположные позиции.

Согласно одной точке зрения, поскольку особо одаренных детей очень мало, то нужна специальная работа по внедрению методов выявления и развития их способностей. Как правило, именно с этой целью создаются специальные классы и образовательные учреждения - от прогимназий до лицеев с соответствующим профилем. Поскольку речь здесь идет о явной одаренности, то основные проблемы состоят в квалифицированном подборе образовательных технологий, соответствующих поставленным в данном образовательном учреждении целям обучения, в обеспечении психологического и педагогического мониторинга психического развития (познавательного, личностного и т.п.) одаренных детей, в организации необходимых коррекционных и развивающих мероприятий и программ, а также в мониторинге их физического здоровья.

Особой проблемой в данном случае является отбор одаренных детей в эти учреждения. Чтобы не упустить одаренного ребенка или же, напротив, не поставить его и его родителей в ситуацию неоправданных надежд, процедура отбора строится в три этапа, включающих групповую, индивидуальную и процессуальную диагностику способностей претендентов на одаренность. При этом могут использоваться разные образовательные технологии, построенные на разных дидактических принципах (насыщения, углубления, индивидуализации, напряженности образовательной среды и т.д.) и в разной мере использующих психологические подходы к обучению и развитию учащихся.

Согласно другой точке зрения, вопросы обучения и развития одаренных детей не следует выделять в отдельную проблему, потому что все дети по природе обладают творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей. Если же способности ребенка не находят своего полноценного и творческого развития, то виноваты в том взрослые (или более широко - общество, социум), которые либо не создали условий, необходимых для развития природных возможностей данного ребенка, либо загасили его природные способности своими догматическими методами обучения. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого учащегося.

Истина скорее всего, как всегда, посередине, ибо нетрудно заметить, что указанное различие в подходах к проблеме одаренных детей отражает, по сути, различие в специфике работы с ними в условиях специальных образовательных учреждений (классов, школ, лицеев) и в условиях массовой общеобразовательной школы, а также в системе дополнительного образования.

Дарить подарки - это не только житейская традиция, но и элемент делового этикета. Но если выбрать подарок родным и близким сравнительно просто, то одарить коллег и партнеров - не такая простая задача. Этим символическим жестом мы демонстрируем им свое расположение, и тут очень важно никого не обидеть недостаточным вниманием, но также и не смутить избыточным.

Слишком дорогой подарок вызывает противоречивые чувства, а может и стать причиной неприятностей.

Достоверно известно, что один из...

Мужчины и женщины, как правило, не сознают, что их эмоциональные потребности различны. В результате инстинкт не подсказывает им, как поддерживать друг друга. Обычно мужчины вкладывают в отношения с партнершей то, что нужно и чего хочется мужчинам, а женщины - то, что нужно и чего хочется женщинам.

Каждый из них совершает ошибку, полагая, будто и у другого те же самые желания и потребности.

И мужчины, и женщины чувствуют одно и то же: вот я отдаю всего себя, а взамен ничего не получаю...

Это слово мы слышим по многу раз в день и в разных сочетаниях. Речь может идти и об экономической ситуации в стране (скажем, "финансовый кризис"), и о наших отношениях с детьми или коллегами ("кризис трех лет", "кризис отношений"), и о переживании горечи утраты ("личностный кризис").

Кризисы - это трагические периоды нашей жизни, когда становится ясно: так, как прежде, уже не будет. Нам кажется, что рухнула вся жизнь, а боль и чувство потери - все, что остается на нашу долю. И очень трудно...

Все гениальное - просто. Впервые услышав об изложенном ниже принципе, я понял, что я - далеко не гений. Сам я до него не додумался. И, видимо, не имел на это никаких шансов - слишком просто. И слишком гениально.

Искусство Очарования начинается с Искусства Делать Подарки

Такой вот простой принцип. Не поняли в чем, собственно, обещанная гениальность? Я тоже не сразу врубился. Но мне объяснили - подробно. Чего и вам желаю.

А не обвесили ли нас?

Обмани ближнего, и дальний приблизится...

Вы в сердцах шлепаете свою 2-летнюю дочь и чувствует себя ужасно виноватым после этого.

Умер близкий человек и вы испытывает чувство вины за то, что не всегда относились к нему с пониманием.

Ваш несовершеннолетний сын находится под следствием и вы чувствуете себя виноватой за то, что слишком были заняты собой и мало уделяли ему внимания.

Все из нас чувствуют себя виноватыми в какой-то момент нашей жизни, и это естественно для большинства людей.

Напомню, что «Чувство вины это...

Человек в чем-то похож на всех людей, в чем-то на некоторых людей, а в чем-то не похож ни на кого другого.

Приведенное выше высказывание западных исследователей Мюррея и Клакхорна оказалось на страницах не одного учебника для студентов, ссылку на него можно увидеть и на страницах научных работ и статей.

Оно лишь отражает объективную реальность схожести и различия живущих на земле людей, не более. А далее - далее возникает ряд вопросов, однозначных ответов на которые нет до сих пор ни у...

При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия "способность".

Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии "способность" при употреблении его в практически разумном контексте.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово...


Уж кому-кому, а мужчине подарок придумать гораздо проще… гораздо проще… гораздо… эээ… а ведь и правда… хороший подарок мужчине выбрать сложнее.

Почему? Просто хотя бы потому, что:

Мужчины тупо используют меньше предметов в повседневном (и не столь повседневном...

В продолжение темы:
Сердечная секция

Пирсинг – один из древнейших способов украшения тела. Пирсинг делали люди разных народов и разных эпох на протяжении веков и даже тысячелетий. Древние египтяне прокалывали...

Новые статьи
/
Популярные