Занятие по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Мой добрый Ангел. Внеклассное занятие по нравственному воспитанию для младших школьников с презентацией

- познакомить детей с понятиями «добро», «зло» .

На примерах сказочных героев учить дошкольников замечать и изменять внешние эмоциональные признаки персонажей сказок, анализировать их положительные и отрицательные поступки, делать правильные выводы.

Определять чувство добра и зла, развивать умение распознавать их в словах, мимике, поступках героев сказок.

Формировать навыки творческой речи, умение подбирать слова-антонимы, синонимы.

Воспитывать чувство доброты, желания прийти кому-то на помощь.

Ход занятия по нравственному воспитанию детей:

Воспитатель: Дети, сегодня я получила телеграмму от сказочных героев. Послушайте, что они пишут нам: «Злые персонажи из сказок захватили в плен «Добро», спрятали его за высокими воротами и не отпускают. Помогите освободить и вернуть «Добро» в наши сказки. Подписались: Красная шапочка, Колобок, сестрица Аленушка. Что же это за воры. Вспомните их?

Дети: Это Волк из сказки «Красная шапочка», Ведьма из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Лисичка из сказки «Колобок».

Воспитатель: Правильно, дети. А какие злые дела они сделали?

Дети: Волк съел Красную шапочку и ее бабушку. Ведьма утопила Аленушку. Лисичка съела Колобка.

Воспитатель: Можем ли мы оставить этим ворам «Добро»? А что такое «Добро»?

Дети: Добро - это хорошие дела, хорошие поступки.

Воспитатель: Кого из сказочных героев мы можем назвать добрым и почему?

Дети: Красную Шапочку, потому что она заботится о своей бабушке; Царевича, потому что он спас Аленушку.

Воспитатель: Правильно, дети. Какие слова мы можем подобрать к слову «доброта».

Дети: Смелость, честность, заботливость, дружба.

Воспитатель: А какими бы цветами вы изобразили добро?

Дети: Светлыми, теплыми, такими как солнце, цветы, листочки

Воспитатель: А зло?

Дети: Темными, холодными, такими как дождевые облака, ветер, ураган, огонь.

Воспитатель: С какими словами у вас ассоциируется добро? (мама, праздник, цветы, друг...). А зло? (болезнь, война, пожар, драка, смерть...). На какой цвет похоже добро (светлый, теплый), а зло (холодный, темный).

Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери картинку к цвету». Перед вами разные предметные картинки. Подберите картинки с цветами «добра» и «зла».

(дети выполняют задания).

Воспитатель: Нелегко нам освободить «Добро». Большая армия черной силы предстанет перед нами (показывает иллюстрации злых персонажей сказок). Дети, обратите внимание на изображения этих героев. Что же подчеркивает их злой характер? Послушайте:

Я, Баба Яга - Костяная нога!

Кого хочешь я проучу,

В своей ступе разобью!

Темный лес - это мой дом

Не позволю ходить в нем

Там я спрятала добро

Чтоб не нашел его никто

Присмотритесь к портрету Бабы Яги. Что именно делает ее злой. Если правильно назовем, то отберем ее злость.

Дети: У нее злые глаза, зубы, рот, волосы, одежда.

Воспитатель: Давайте заменим на портрете ее злые черты на добрые (проводится игра «Бабушка Яга подобрела» - дети подбирают к лицу Бабы Яги веселую улыбку, красивые волосы, одежду).

Воспитатель: Вот портрет другого героя. (читает)

Я, Горыныч - сильный змей, ты цеплять меня не смей

Потому что я - огнедышащий змей!

Ху-ху-ху, ча-ча-ча, берегись Горыныча!

Ху-ху-ху, гу-гу-гу, кого хочешь я сожгу!

Добро у меня не отнять, потому что я могу испепелять

Скажите, что его делает таким грозным? Назовем правильно, отберем его силу.

Дети: Его грозная сила - это три головы, крылья, сильные лапы, когти, пламя.

Воспитатель: Так давайте сделаем его добрым, веселым (проводится игра «Добрый Змей Горыныч» - дети с изображения забирают две головы, крылья, пламя, а добавляют улыбку).

Воспитатель: А вот, посмотрите, еще одна героиня сказки-ведьма. Послушайте, что она говорит:

Как всех очаровать меня учила ведьма-мать

Братика и сестричку, я брошу в водичку,

И добро не отпущу, зло делать всех научу!

Посмотрите на ее портрет, внешние черты делают ее такой страшной? Определим правильно, отберем ее страшные черты.

Дети: у нее страшные руки, которыми она очаровывает, глаза, черная одежда, волосы со змеями.

Воспитатель: Давайте, дети, и мы поколдуем и превратим страшную ведьму в хорошую, добрую колунью (проводится игра «Волшебные превращения» - дети меняют злые признаки на веселые, яркие).

Давайте задумаемся, а почему эти сказочные герои стали такими злыми, страшными, грозными. Придумайте интересный рассказ о том, как можно помочь им стать хорошими, научить творить добрые дела. (рассказы детей)

Дети: У козы и семерых козлят не было папы и волк мог бы стать их папой и защищать их от врагов.

Ведьму надо научить делать доброе колдовство, чтобы никто не болел.

Воспитатель: Так какие были эти сказочные герои сначала? (злые, нехорошие, гневные, жестокие). А теперь, когда мы им помогли какие они стали? (веселые, счастливые, хорошие, красивые). Ну что же, дети, мы с вами сделали хорошее, хорошее дело, выгнали зло из сердец сказочных героев и чтобы оно больше никогда не поселилось в них снова, давайте нарисуем тех, кто его творит. Пусть зло останется только на бумаге.

Дети рисуют красками, как они представляют добро

Воспитатель: Ваши рисунки закроем в Волшебную шкатулку, чтобы зло больше никогда не появлялось (дети кладут рисунки в ящик и закрывают).

Цели занятия:

Дать детям возможность глубже осознать, что такое надёжные друзья; вызвать желание иметь друзей, делать для них приятное; объяснить, что надёжным может называться только тот, кто ни разу не обманул, не нарушил обещания, не совершил предательства; закреплять умение разрешать проблемные ситуации, развивать ассоциативное мышление. Расширять знания детей о дружбе; развивать умения аргументировать свою точку зрения; формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива.
Методические приёмы: проблемные ситуации.
Оборудование: мяч, плакаты с неоконченными предложениями, музыкальное сопровождение, элементы инсценировки сказки. Выставка рисунков «В стране Дружбы»; книжная выставка по теме.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети слушают песню «О дружбе» И.Шаинского.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей)

— Да, мне хотелось бы поговорить с вами о дружбе и друзьях. Взрослые часто говорят нам: «Нужно быть дружными, дружно жить»

— А что значит дружба, друг? (ответы детей)

— Почему мы называем другом только некоторых людей?

— Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

— Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя)?

Рассказы детей.

Воспитатель: Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить.

Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее. Сейчас мы поиграем.

Игра «Клубок»

— На что похож клубок? (солнце, колобок. Дети сидят в кругу, первый ребенок разматывает клубок, а конец нити зажимает и передает его рядом сидящему, при этом говорит о хороших качествах товарища (Мне очень нравится с тобой играть, ты такая добрая, мы с тобой хорошие подруги и т.д.) И так разматывают клубок.
Воспитатель: – Что помогает, а что мешает дружбе? Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.
«Психологическая загадка». По описанию детям необходимо догадаться, какое качество характера человека загадал ведущий: «Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». (
Миролюбивый ). «Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (Ответственный ). «Человек, любящий трудиться» (Трудолюбивый ). «Человек, который знает свои недостатки» (Самокритичный ). «Человек, всегда готовый помочь» (Отзывчивый ) Для того чтобы дети точнее поняли значение этих слов, можно их попросить составить предложение с этими словами или по «отгадке» составить описание качества.
Упражнение «Темные и светлые мешочки». На листе нарисованы два больших мешка, достаем заранее заготовленные таблички, на которых написаны качества людей, и предлагаем детям коллективно рассортировать эти качества на «темные» и «светлые». Выбирается помощник, который с помощью магнитов будет прикреплять таблицы к доске («складывать в мешки»). При этом под темными «качествами» будут пониматься те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению. Соответственно, под «светлыми» те, которые помогают.
Упражнение «Светофорики». Ребятам раздаются зелено-красные «светофорики» — кружочки из ватмана, зеленые с одной стороны, красные с другой, диаметром примерно 4-5 сантиметров. Ведущий указкой показывает качества, помещенные в мешочки в предыдущем упражнении. Детям необходимо подумать, присутствует ли у них это качество, и ответить при помощи «светофорика». «Да» — зеленый цвет, «нет» — красный. (Ведущий тоже играет) Затем ведущий спрашивает, были ли ребята, у которых есть качества только из одного мешочка. Вместе с детьми делаем вывод о том, что в каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные» и «светлые» качества.

Воспитатель: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Один за всех и все за одного.
4. Дружба – самое дорогое сокровище.
5. Дружба-дороже денег.
6. Без друга в жизни туго.
Воспитатель: – А как много книг о дружбе!
Воспитатель проводит викторину.
1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили… Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)
2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)
3. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.)
4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.)
5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке?Назовите их.(Львёнок и черепаха.)
6. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.)
Воспитатель: -Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. Какое надежное и емкое слово – дружба! А как вы думаете, есть ли друзья среди животных? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в дружбе с животным? Дети отвечают.

Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.
Воспитатель: Значит, друзьями могут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов. Мне приятно заметить, что путешествовали вы с радостью.
Воспитатель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы и придумать правила.
Воспитатель: Что же у нас получилось? (Правила записываются: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить
Не злиться
Не жадничать
Помогать друг другу
Быть честным
Итог. Сюрпризный момент.
– Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которой еще нет друзей. — А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку. — Теперь я спокойна за вас, Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.
Релаксационная музыкальная пауза . — Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

Цель: духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям православной культуры.

Задачи:

  • познакомить детей с Ангелом Хранителем и его невидимым миром;
  • обогатить словарь новыми словами и понятиями: Ангел-хранитель, небесный помощник ;
  • развивать умение детей внимательно слушать и отвечать на вопросы;
  • развивать речь, эмоциональное восприятие, интерес к познанию духовного мира;
  • воспитывать у детей нравственные качества, доброе, заботливое отношение к окружающим людям, друг другу, к родителям.

Предшествующая работа:

  • беседа на тему «Ангел Хранитель»;
  • чтение детской Библии, рассматривание иллюстраций с изображением ангелов;
  • разучивание с детьми стихов и песни об Ангелах;
  • оформление выставки семейного творчества «Мой добрый Ангел».

Материалы и оборудование: выставка рисунков «Мой добрый Ангел», колокольчик, мягкая игрушка сердечко, свеча, видеоролик «Разговор ребенка с Богом», елочка с фигурками ангелов.

Ход занятия

Добрый день! А день сегодня действительно добрый, потому что мы собрались по доброму поводу! Посмотрите, ребята, как много к нам пришло гостей, поздороваемся с гостями и пожелаем всем добра.

Воспитатель приглашает гостей встать в круг с детьми.

Вот маленький огонек свечи - олицетворение тепла и света, он помогает согреть душу каждого. Я предлагаю вам, передавая свечу из рук в руки, говорить друг другу добрые слова и пожелания.

Гости и дети садятся.

Ребята, мы продолжаем наше путешествие с книгой Библия. И сегодня мы узнаем с вами о мире, который люди не могут увидеть своими глазами.

Из страниц Библии, мы узнали, что все, что нас окружает – небо, земля, солнце, звезды, природу и все живое на земле создал Бог. Но прежде чем появился видимый мир и человек, Бог создал невидимый мир, небесный. Кто же живет в этом мире?

Воспитатель показывает изображение Ангела.

Кто нарисован на картинке?

Правильно, в этом невидимом мире живут Ангелы, служители Бога. А как вы узнали о том, что это Ангел?

У него есть крылышки.

Правильно, у него есть крылышки. Какие у ангела крылышки?

Большие, белые.

Из чего сделаны крылышки у Ангела, как вы думаете?

(Ответы детей).

Людям кажется, что крылышки у ангела сделаны из белых перышек. Но Ангел не птица. Оно существо небесное, бестелесное. Ангел очень быстро перемещается, поэтому люди его изображают с крыльями. Но, конечно они не такие как крылья у птиц. Ангелы могут быть большие или маленькие, иногда они летят над нами в небе, а иногда смотрят на нас огромными добрыми глазами. Ангелы такие светлые, они прямо сияют божественным светом.

Ангелов обычный человек увидеть не может. Вот как, например, воздух. Он есть? (Да!). Давайте проверим.

Эксперимент.

Воспитатель предлагает одному из детей надуть воздушный шарик.

Почему он надувается?

В нём воздух.

Воспитатель выпускает из шарика воздух.

Что выходит из шарика?

А мы его видим?

Но он есть и без воздуха человек жить не может. Так и Ангелы невидимы, но они очень нужны человеку.

Для чего же Бог создал Ангелов? (Ответы детей)

Ангел Хранитель – это помощник, который дается Богом каждому человеку при крещении. Слово Ангел означает «вестник». Ангелы приносят людям с неба весть - сообщение о том, что Бог велит человеку.

Воспитатель читает стихотворение «Ангел» на фоне музыки:

У тебя есть Ангел Божий
Светлый, верный, лучший друг.
Он всегда придёт на помощь,
Если, что случится вдруг
Ангел рядышком с тобою
И невидимо хранит,
А когда ты непослушен,
Он расстроен и грустит.
От упрямых и врунишек
Ангел может отойти,
А тебе такого друга
В целом мире не найти.

Какой он наш Ангел Хранитель добрый или злой?

Добрый. Он особенно заботится о нас и всегда рядом с нами. Ангел помогает совершать добрые дела и охраняет от зла. Он очень огорчается, когда человек поступает плохо.

Какие же поступки могут огорчить Ангела?

Дети перечисляют плохие поступки.

Мы с вами вспомнили плохие поступки, которые нельзя совершать. Если вы будете вести себя хорошо, это будет самый большой подарок вашему Ангелу. Он всегда вас будет хранить и не отвернется, не отойдет от хороших послушных детей. Ваши хорошие поступки порадуют не только Ангела Хранителя, но и ваших родителей.

Хотите рассказать вашим Ангелам, какие вы добрые, внимательные и заботливые?

Игра в кругу с сердечком «Хорошие поступки».

Встанем в круг, по очереди будем передавать сердечко и заканчивать предложение, которое начинается словами: «Я стараюсь быть добрым…»

Следует всегда помнить о своем Ангеле Хранителе. Христиане обращаются к нему с молитвой: «Святой Ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне!»

Вы слышите (прислушивается) , кажется, где-то колокольчики звенят. Интересно. Кто это может быть?

Ребёнок читает стихотворение:

День искрится, серебрится,
Колокольчики звенят.
То ли сказка, то ли снится –
Это Ангелы летят.
Их на землю посылают
Позаботиться о нас,
И они нас охраняют
И летают среди нас.

Девочки-ангелочки исполняют танец под музыку музыкального диска.

Помните, ребята, что только добрыми делами и светлыми мыслями можно приблизить к себе Ангелов Хранителей. А для этого надо помириться с обиженными товарищами, попросить прощения у родителей, выполнить их просьбы и наставления, быть всегда послушными родителям, делать много хороших и добрых дел. Тогда ваш Ангел Хранитель будет радоваться за вас, помогать вам в делах, защищать от всего плохого и злого.

Воспитатель обращает внимание детей на рисунки выставки «Мой добрый Ангел» .

Ребята, вот каких добрых ангелов вы нарисовали со своими родителями. Молодцы! А как вы думаете, почему среди рисунков ангелов мы видим портреты ваших мам? (Ответы детей) . Правильно, мам ещё называют нашими ангелами за то, что они заботятся о нас с самого рождения и всю нашу жизнь. Посмотрите, пожалуйста, на экран и вы всё поймёте.

Просмотр видеоролика «Разговор ребёнка с Богом».

Воспитатель предлагает детям подойти к небольшой елочке, которая украшена фигурками ангелов.

Ребята, посмотрите, сколько здесь маленьких фигурок ангелочков. Возьмите фигурки на память о нашей доброй встрече и расскажите, что вам понравилось, что больше всего запомнилось на нашей встрече.

Звучит тихо музыка об ангелах, дети делятся своими впечатлениями.

Использованные материалы.

  1. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие для педагогов, специалистов системы дошкольного образования. (Из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Московской области по программе «Добрый мир»). / Редактор – составитель Л.Л. Шевченко. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015.
  2. Добрый мир. Православная культура для малышей. CD – диск. Музыкальное сопровождение занятий. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  3. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.
  4. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  5. http://androidmafia.ru/video/zvGPGaNSA8A - видеоролик «Разговор ребенка с Богом»

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

«Солнце материнской любви».

Цель: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе пропаганды роли женщины-матери в семье, обществе, её ответственности за рождение, воспитание своих детей, за укрепление семьи.

Задачи:

Способствовать развитию у детей эмоционально-чувственного осознанного восприятия образа женщины-матери, её роли в воспитании детей;

Воспитать высокие нравственные качества у детей, формирование у них любви и уважения к матери;

Создание условий для активизации интеллектуальной деятельности, содействие духовно-нравственному самовоспитанию.

Оборудование: проектор, компьютер, рисунок солнца, тексты притчи, видеоролик "Поэзия - это живопись, которую надо слушать". (Леонардо Да Винчи).
Виды деятельности: устный рассказ на тему, беседа, комментированное чтение.

Эпиграфы:

«В жизни мне сияньем самых ярких звёзд

Светит, ни на миг не угасая

Образ твой, что так велик и прост,

Мама, дорогая»

Р. Гамзатов.

«Как бы ни манил Вас бег событий

Как ни влёк бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите.

От обид, от тягот, от забот»

Р. Гамзатов.

Ход занятия.

В начале мероприятия просмотр видеоролика "Поэзия - это живопись, которую надо слушать". (Леонардо Да Винчи)

Воспитатель: - Ребята, вы все знаете, что в ноябре наша страна отмечает День Матери, который принято с 30 января 1998 года отмечать в последнее воскресенье ноября. День Матери - это признание государством той миссии, которую исполняет в обществе мать. В этот день, воздаётся должное материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради своих детей.

В этот день мы говорим слова благодарности всем матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Именно вы, дети, должны познать, кем является для вас мама, что сделала она для вас и какого почтения заслуживает.

Чтение притчи о Маме.

За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:

Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.

Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?

Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

Как и когда я должен вернуться к тебе?

Твой ангел скажет тебе всё.

А как зовут моего ангела?

Неважно как его зовут, у него много имён.

Ты будешь называть его «Мама».

Воспитатель: - О чём идёт речь в этой притче?

Воспитанник: - Ребёнок, появляясь на свет, ещё не может быть самостоятельным, ему нужна любовь, поддержка взрослых людей, а такую поддержку может оказать, только мать, так как она ближе всего ребёнку.

Воспитатель: - Каждую минуту на земле происходит чудо. Это чудо - рождение ребенка. Человек рождаясь практически ничего, не знает и не понимает. Зато он точно знает, что где-то рядом должна быть его мама - самый родной и близкий человек. И ребёнок, который только начинает говорить, старательно по слогам, говорит слово «ма-ма». Так как, это самое дорогое то от чего исходит тепло, свет, как от солнца, Мама всегда желает добра своему ребёнку. Любовь к матери заложена самой природой. Как можно не любить мать, если ты обязан ей своим появлением на свет? Мама всегда занимает особое место в нашей жизни.

Именем матери названы самые главные святыни нашей жизни. В русской православной церкви есть молитва, обращённая к матери - Божией матери. Богородице посвящены творения художников, скульпторов, поэтов и композиторов.

О материнской нежности написано в стихотворении Ф.Тютчева.

Чтец 1: «Твой милый образ незабвенный.

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда».

Но особенно сильно и задушевно, искренне о своей матери пишет Сергей

Есенин.

Чтец 2: «Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись.

Слушай под эту гармонику свежую

Я расскажу про свою тебе жизнь».

Воспитатель: - Какие вызывают эмоции у вас эти стихи?

Воспитанник: - Мать всегда поддержит, согреет, поможет ребёнку, защитит от горестей и страданий.

Воспитатель: - Да, действительно, мама всегда поможет, пока есть Мать, не страшно, она всегда покажет дорогу, осветит её своим светом и теплом, не даст заблудиться и пропасть в этом сложном мире. Мы всегда ощущаем чувство защищённости, когда рядом с нами Мать.

Но всегда ли мы осознаём, какой ценой оплачены наш покой, счастье?

Чтение притчи «Глаз и слепота».

"...У моей матери был всего один глаз.
Я ненавидел ее. Потому что ее такое состояние заставляло меня испытывать стыд...
Для того чтобы зарабатывать кусок хлеба для семьи, она работала в школе поварихой.
В один день, когда я учился в начальной школе, моя мать пришла ко мне,
чтобы навестить меня.
Пол ушел из-под моих ног. Как она могла сделать это? Мне стало так стыдно.
Я сделал вид, что я не вижу ее. Я посмотрел на нее с ненавистью и убежал оттуда.
На следующий день мой друг одноклассник сказал мне:
"Ээ, да твоя мать, оказывается, одноглазая"
Я захотел провалиться сквозь землю. Я хотел, чтобы моя мать куда-нибудь пропала.
Поэтому, в тот день, когда я встретился с нею, я ей сказал: "не лучше ли тебе умереть, чтобы не ставить меня в смешное положение?"
Мать ничего не ответила мне.
Я даже не подумал о том, что говорю, потому что я был очень злой.
Меня не интересовали ее чувства.
Я не хотел, чтобы она была дома.
Я очень много работал и уехал в Сингапур на учебу.
Потом я женился. Купил свой дом.. У меня появились собственные дети,
и я был доволен жизнью.
В один день моя мать приехала ко мне.
Столько лет она не видела меня и не знала своих внуков.
Когда она подошла к двери, мои дети стали смеяться над ней.
Как она могла приехать ко мне домой и напугать моих детей?
Я заорал на нее "ВОН ОТСЮДА!"
На это моя мать тихо ответила: "Прости меня. Кажется, я приехала не по тому адресу" и после этих слов скрылась с моих глаз.
Однажды ко мне пришло письмо из школы насчет собрания выпускников школы.
Я сказал жене в качестве предлога, что я еду в деловую поездку.
После встречи выпускников я лишь ради любопытства поехал в свой старый дом.
Соседи сказали, что моя мать умерла.
Я совершенно не опечалился.
Мне дали письмо, которое мать оставила для меня.
"Мой самый любимый сыночек, я всегда думала о тебе.
Я очень сожалею, что приехала в Сингапур и напугала твоих детей.
Я очень обрадовалась, когда услышала, что ты приедешь на встречу выпускников.
Но я не знала, смогу ли я встать с постели, чтобы увидеть тебя.
Я очень сожалею, что тебе, когда рос, было постоянно стыдно из-за меня.
Знаешь, мое дитя, когда ты был маленьким, с тобой произошел несчастный случай, и ты потерял свой глаз.
Я не могла вынести, как твоя мать, что ты вырастешь одноглазым.
Поэтому я отдала тебе свой глаз.
И сейчас я так горжусь тобой, думая, что ты вместо меня видишь этим глазом.
Со всей своей любовью, твоя мама"

Воспитатель: - Чему учит нас эта притча?

Воспитанник: - Она учит нас любить мать за её безграничную, полную самопожертвования, самоотверженности жизнь ради ребёнка.

Воспитатель: - Притча учит нас многому. Речь в притче идёт не про глаз, а о той жертве, которую мать потом принесла, умолчав об этом, лишив себя и сына взаимного общения. Ведь вырос-то злой эгоист, и дети у него такие же.

А как наказала мать, даже не подозревая об этом, своего сына за его жестокость?

Воспитанник: - Наказала его поздней правдой, и с этой правдой и поздним раскаянием ему предстоит жить дальше.

Воспитатель: - Какой вывод надо сделать на основании этой притчи?

Воспитанник: - Надо быть внимательнее к матерям, любить их и уважать, не только в праздники показывать свою любовь, но и каждый день, не допускать, чтобы мать оставалась забытой и обиженной.

Ребята, а действительно ли любовь матери безгранична?

Чтение притчи «Свеча. Любовь матери».

Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом:

Кого она любит больше все на свете?...

Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.

Вот свеча-это я! Её огонь - моя любовь! Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.
-Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того, что я дала - огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним...

И так она зажгла столько же свечей сколько у неё было дето и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым...

Воспитатель: - Можно ли сказать на основании этой притчи, что любовь, свет, тепло матери безгранична, её хватит на всех?

Воспитанник: - Огонь свечи матери не стал меньше, когда она поделилась огнём, всем досталось поровну и любовь матери безгранична.

Воспитатель: - Как же велико должно быть сердце, способное вместить столько любви, тепла. Не случайно слово «мать» в народе поставили рядом со словом «Родина». «Родина-Мать» - это самое священное, что есть на земле. Солдат в бою с врагами бьется со словами «За Родину-Мать!». Ведь именно матери вырастили сыновей и дочерей, научили их любить свою родину. В муках, в страданиях человек шепчет «мама», и в этом слове сосредотачивается для него всё, жизнь.

А вы, в каких ситуациях говорите слово «мама»?

Воспитанник: - Когда обращаемся к маме, когда испугаемся, когда страшно и т.д.

Воспитатель: - Ленинградский педагог И.Ф.Гончаров в книге «Слово о матери» пишет: «Редко думал о матери. Иногда даже забывал о её существовании». «Когда уезжал из дому, письма писал неохотно, скупо. Мать страдала». «Времени всегда не хватало. Торопился к приятелям, на свидания, в театр, на работу. Матери отдавал лишь считанные минуты. Ничего теперь не изменишь». О таких стихах говорят: «Написано кровью». Как вы думаете почему?

Воспитанник: - Жизнь прошла, человек теряет мать, осознаёт свои ошибки, но нельзя уже исправить, вернуть всё назад.

Воспитатель: - Значит нужно сейчас любить мать, посвящать ей больше времени, проявлять внимание, чтобы не жалеть потом.

Сегодня, мы всё время куда-то спешим, мы заложники проблем, которые постоянно приходиться решать. Нам тяжело адаптироваться в окружающей сумасшедшей среде, без помощи матери сложно встать на ноги и жить.

Итог занятия: Милые дети, задумайтесь, как вы относитесь к своим матерям, как о них заботитесь и какой любовью вы платите им за счастье? За то, что появились на свет. Что сыты и обуты, накормлены и ухожены, научены навыкам жизни и добрым делам. Стыдно ли вашим матерям нынче за ваши поступки, обливаются ли души матерей слезами от незаслуженных обид и черствости вашей? Надеюсь, после этого занятия вы станете сильнее любить своих матерей, больше проявлять внимания и уважения к ним.

Рефлексия занятия «Солнце материнской любви».

На доске нарисовано солнце материнской любви. Дети перечисляют все прекрасные качества своих мам. Всё перечисленное детьми - это лучи солнца материнской любви. Дети должны на доске написать, какие прекрасные качества появились в них под воздействием лучей этого солнца.

Литература.

1. Жизнь дана на добрые дела: методические рекомендации по проведению Уроков доброты/ под ред. И.В.Скворцовой. - Ульяновск: УИПКПРО,2007.

2. Притчи на каждый урок. Дорогами мудрости. Составитель Андрей Елисов. - Нижний Новгород: Приволжье, 2009.

В продолжение темы:
Сердечная секция

Пирсинг – один из древнейших способов украшения тела. Пирсинг делали люди разных народов и разных эпох на протяжении веков и даже тысячелетий. Древние египтяне прокалывали...

Новые статьи
/
Популярные