Развитие предметно пространственной среды в рисовании. Описание предметно-развивающей пространственной среды

Елена Рева

Я работаю над темой "Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования . Для успешной реализации работы в данном направлении мной была создана развивающая предметно-пространственная среда . В группе организован уголок изодеятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества :

бумага разного цвета, фактуры и формы

цветные карандаши

фломастеры

восковые мелки

краски (гуашь и акварель)

кисти тонкие и толстые

картон (белый и цветной)

различные по толщине нитки и веревочки

печатки и шаблоны

баночки для воды

салфетки

зубные щётки

расчески

пенопласт

ватные палочки

кусочки ткани

штампы в форме геометрических фигур

трубочки для коктейля и т. д.

Весь материал хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях . В уголке для рисования хранятся также папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения ; технологические карты по рисованию . В группе оформлена выставка детских работ, позволяющая продемонстрировать детям свои успехи в творческой деятельности . В группе имеется магнитофон, записи с музыкой для использования музыкальных произведений на занятиях по художественному творчеству . Имеются также мольберты, ребенок может передвинуть их в любое место.

Мною систематизированы игры и упражнения на развитие творческих способностей . Составлена картотека, в которую входят игры на воображение, фантазию, внимание, память, гибкость мышления, мелкую моторику, невербальное общение и др.

Мною составлена картотека способов нетрадиционного рисования с детьми старшего дошкольного возраста .














рисование мыльными пузырями

Развивающая предметно – пространственная среда для организации изодеятельности в разных возрастных группах.

Подготовила: Рукавчук Л.А.


Предметно-развивающая среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении. Должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее оборудование, материалы, дидактический материал и другое - его развитию. Среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям безопасности, разработанным для современного дошкольного образовательного учреждения. И это создает среду психологически комфортную, благоприятную для жизнедеятельности детей.



Цель уголка изобразительной деятельности - формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.


Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям: - Насыщенность - Трансформируемость пространства - Полифункциональность материалов - Вариативность среды - Доступность среды - Безопасность


Оборудование общего назначения - Доска для рисования мелом. - Губка. - Наборы цветного и белого мела. - Мольберт односторонний или двусторонний. - Наборное полотно 60*50 или 80*50. - Фланелеграф, магнитная доска - Стенд для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала. - Подставка для размещения работ по лепке. - Указка. - Валик для нанесения краски на бумагу. - Настольная точилка для карандашей. - Бак с плотно прилегающей крышкой для хранения глины, пластилина. - Фартук для педагога - Фартуки и нарукавники для детей.


Педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности: - единый стиль в оформлении, его привлекательность для детей; - наличие соответствующих декоративных моментов; - обеспечение эмоционального благополучия ребенка и взрослого; - учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства. - количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом); - наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид; - педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания); - доступность материала для детей, удобное расположение.


Младший дошкольный возраст Все материалы для свободной самостоятельной продуктивной деятельности должны быть доступны детям. Все материалы и пособия должны иметь постоянное место. Пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый. В рабочем состоянии все материалы, пособия, оборудование и незаконченные детские работы сохраняются до завтрака следующего дня. Детям младшей группы необходимо давать для рисования карандаши шести цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый). Для рисования применять два вида водяных красок - гуашь и акварель. . Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12-14. Детям младшей группы рекомендуется давать для рисования бумагу размером в писчий лист - он соответствует размаху детской руки.


Средний дошкольный возраст В среднем дошкольном возрасте предметно - пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать скученности детей (небольшие подгруппы 2-4 ребенка). В средней группе в начале года дают карандаши 6 цветов, а к концу года набор из двенадцати карандашей (добавляются оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый). Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности желательно осуществлять за столами, которые поставлены в круг или буквой «П». За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя.


Старший дошкольный возраст В старшем дошкольном возрасте уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам. Дети данного возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1,5 раза больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением).



Демонстрационный материал для занятий с детьми изобразительной деятельностью. Подлинные произведения народного, декоративно-прикладного искусства. Для детей младшего дошкольного возраста – 2 – 3 вида народных игрушек (богородская игрушка, семеновские и другие матрешки, городецкая резная игрушка (лошадки) и т.п.). Для детей среднего и старшего дошкольного возраста подбираются 3 – 4 вида произведений народного искусства (дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т.п.). Репродукции с произведений живописи, книжная графика С этой целью педагоги могут использовать любые высокохудожественные произведения книжной графики и репродукции, содержание которых рекомендовано программой, понятно детям и вызывает у них эмоциональный отклик.


Доклад

« Моделирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

3. Принцип трансформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Развивающая предметно-пространственная среда каждой группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

4. Вариативность - среды предполагает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр.), наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности.

При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, т.к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Предметы, игрушки, пособия должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск.

5. Доступность. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого в ДОУ обеспечена детям доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а так же свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской деятельности.

6. Безопасность. Среда, окружающая детей в ДОУ, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья , т.е. соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества, отвечают гигиеническим требованиям.

Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:

1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Для реализации поставленных задач в ДОУ имеется музыкальный зал для проведения утренников, концертов, праздничных мероприятий. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки рисунков детей и их родителей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию , развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие», «Физическое развитие».


Организация учебно-воспитательного процесса реализуется че рез :

  • занятия по изобразительной деятельности,

  • занятия по музыкальному воспитанию,

  • театрализованную деятельность,

  • кружковую работу,

  • индивидуальную работу,

  • выставки детских работ,

  • посещение театров,

  • праздники, концерты, спектакли.
В дошколь ном учреждении имеется учебно-методическое обеспечение:

· программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;

· планы организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;

· картотека занятий, сценарии досугов и праздников;

· картотеки дидактических музыкальных игр;

· фонотека по данному направлению.

В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые уголки, художественные уголки.

В музыкальном кабинете имеется театральный реквизит; (костюмы для спектаклей, париковые изделия, маски, выполненные руками сотрудников, различные виды кукольных театров; имеется аудио и видеоаппаратура в группах и музыкальном зале.
В результате проделанной работы дети приобретают :


  • умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;

  • у них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт;

  • приобрели способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке;

  • проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве;

  • откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;

  • используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образов.
Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках.
Каждый специалист, действуя в своем направлении , работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи всестороннего развития.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Предметно-развивающая среда нашего ДОУ служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Приоритетом новой образовательной политики является обеспечение качества образования. Одним из главных показателей качества дошкольного образования и является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с ФГОС. Поэтому необходимо систематически проводить анализ состояния РППС с целью привидения ее в соответствие с ФГОС, а также в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.
Литература.

Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»

Калинина Р. « Прикоснись к душе ребенка»

Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»

О.А. Соломенникова, ред. Комарова «Радость творчества»

Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском

Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном

Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, где они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Формируя предметно-пространственную развивающую среду в дошкольной организации (групповом помещении),необходимо учитывать все нюансы влияния среды на развитие ребенка от цветового оформления помещений до подбора игрового оборудования (игрушек).При оформлении группового помещения необходимо помнить о влиянии цвета на психологическое и физическое самочувствие ребенка, поэтому необходимо, чтобы цветовое оформление определялось в соответствии с законами цветовосприятия, с учетом назначения помещения, условий его эксплуатации возраста детей. В отделке детского интерьера нужна не пестрота, а тональное разнообразие цвета и фактуры при преобладании одной ведущей цветовой гаммы. Необходимо помнить, что смена цветоощущений оказывает или стимулирующее или угнетающее воздействие. Необходимо чтобы цвет в интерьере ДОУ выполнял сигнальную роль-оказывал помощь детям в том, чтобы найти необходимое помещение или зону в помещении .Самое значимое влияние предметно-пространственная развивающая среда оказывает на здоровье воспитанников, как физическое, так и психологическое. Поэтому необходимо создавать такую предметно-пространственную среду, которая способствовала сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

В ряде нормативных документов регулирующих деятельность дошкольных организаций прописаны требования к сохранению и развитию здоровья воспитанников. Так в Федеральном законе «Об Образовании» говорится, что образовательная организация обязана создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, а в Типовом положении о ДОУ в пункте 5 сказано, что основными задачами дошкольных учреждений является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей .

Одним из ключевых условий создания предметно пространственной развивающей среды является создание у воспитанников чувства безопасности, во все врем пребывания в дошкольной организации, безопасности как физической, так и психологической. Тем самым повышается качество жизни воспитанников, обеспечивается целостность социального и личностного развития. Категория безопасность носит интегративный характер. В ее сферу входит как важная составляющая категория психологическая безопасность(И.А. Баева). Психологическая безопасность образовательного процесса рассматривается как составляющая успешной организации образовательной деятельности.

Социальные отношения как компонент образовательной среды строятся на следующих способах взаимодействия: сотрудничество, признание прав ребенка и его свобод, обсуждение и сопереживание. В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир. Во взаимодействии с социальными взрослыми психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны:

Отсутствие необоснованных запретов;

Продуманна, последовательная система требований и правил взаимодействия;

Отсутствие психологического давления со стороны взрослого;

Возможность выбора деятельности.

Структурным компонентом образовательной среды ученые выделяют предметное окружение. Для обозначения рассматриваемого окружения, максимально стимулирующего развитие личности, введен термин «развивающая среда» (Н. А. Ветлугина, В. А. Петровский, О. А. Радионова и др.). Последняя затрагивает все стороны личности ребенка - его эмоции, чувства, волю и требует от него работы мысли и воображения, то есть становится для ребенка средой развития, с которой он вступает в действенную связь.

Предметно-развивающая среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание её как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлён опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это-и условия жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева); это-и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик), удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.

Таким образом, среда-это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества. Среда создается только в результате деятельности, а освоение её субъектом осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное и другие виды отношений и взаимодействий.

Воспитательно-образовательная система детского сада включает в себя и развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и, наконец, ролевая игра .

Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это действенное средство обогащенного развития специфических детских видов деятельности в дошкольный, имеющий непреходящую ценность, период жизни ребенка .

Предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, а также и другие окружающие его предметы. Предметно развивающая среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно: для третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; в группе четвертого года жизни-это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; в старшей группе чрезвычайно важно предлагать детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т. д. По мере взросления детей предметно-развивающая среда определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют её с точки зрения своих детских интересов .

Следует отметить, что исследователи по разному подходят к вопросу о содержании развивающей среды. Одни утверждают, что элементами развивающей среды является мир природы и людей, предметно-пространственное окружение (Н. А. Ветлугина, Л. М. Кларина); другие -что компонентами среды выступают не только игрушки, обучающие материалы, спортивный инвентарь, но и все то, что образует содержание деятельности ребенка(В. Т. Кудрявцев).

Её основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);

Должна быть организована в соответствии с основными принципами-дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости-закрытости, стабильности- динамичности, комплексирования и гибкого зонирования .

Учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок и т. п., индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов);

Учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагает «зоны приватности»- специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка-автобус), информационные доски «Моё настроение», «Я самый, самый, самый», «Мы все уникальны и талантливы», «Самооценка», «Добрые дела», дидактические игры, зеркала и др.;

Учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;

Учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов ;

Предметно-развивающая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Так, игровые компьютеры, электронные механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор; репродукции, эстампы, этюды, скульптура обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетических суждений; предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки; комната интеллектуального развития(типа лаборатории, оснащенной емкостями для исследования воды, теста из песка, глины, муки), разнообразные предметы для проведения опытов без приборов (воздушные шары, расчески, щетки, пуговицы и т. д.), игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства на основе естественных и созданных материалов, т. е. предоставляют ключ к освоению действительности, законов её организации. Наконец, продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда .

Предметы -- это яркий источник познания взрослого, его личностных и деловых качеств. Значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает, а отрицательно влияет на ребенка.

Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам; различные инструменты(уже с первой младшей группы) -мелки, краски, кисти, сангина, пастель, карандаши, фломастеры, глина, рисовальная стена творчества, включая грифельную доску, оргстекло, ватман, ткань,-позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира, его понимание .

Необычные сказочные герои, живущие в группе, побуждают детей в практической деятельности реализовать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т.п.); кроссворды, лабиринты, головоломки, предметы-заместители, развивающие дидактические и настольно-печатные игры вводят в активную познавательную деятельность. Для того чтобы правильно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит её организация. Наукоёмкие проекты организации развивающей среды разработаны под руководством В. А. Петровского, С. Л. Новоселовой и др. В данных проектах дается психолого-педагогическое обоснование необходимости организации развивающей среды, и рассматриваются её основные принципы .

Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда-это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда -- это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Развивающая предметная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Проанализировав первую главу можно сделать следующие выводы:

-«Предметная развивающая среда»-это система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств.

Предметно-пространственная развивающая среда-основа реализации образовательной программы дошкольной организации;

Образовательная среда -совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей;

Развивающая предметно-пространственная среда-часть образовательной среды, представленная в специально организованном пространстве материалами, оборудованием и инвентарем, развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии ФГОС ДО, должна иметь следующие качества:

Насыщенность среды-разнообразие материалов, оборудования и инвентаря-в здании и на участке),должно соответствовать:

Возрастным возможностям детей;

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости:

От образовательной ситуации;

От меняющихся интересов детей.

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды

Наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления. (в том числе использование природных материалов, предметы заместители.)

Вариативность среды предполагает:

Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения;

Разнообразие игр, материалов, игрушек, оборудования обеспечивающий свободный выбор детей;

Периодическую сменяемость игровых материалов, появление новых предметов для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.

Доступность среды предполагает:

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности.

Безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Изучая вопрос организации развивающей среды и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, необходимо точно определить функции развивающей среды.

Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка.

Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

Развивающая предметная среда детства- это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО в старшей группе

Автор: Ефимова Анастасия Борисовна, воспитатель
Место работы:ГБОУ СОШ №4 п.г.т. Безенчук СП "детский сад"Тополек"

Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО в старшей группе.

I. Вводная часть
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…» В. Сухомлинский
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей у школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.

Актуальность итоговой работы
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Вопрос моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Моделируя развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
2. Цель и задачи ИР
Цель проекта: Моделирование предметно-пространственной развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
смоделировать развивающую среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
создать условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;
приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
3. Ожидаемые результаты
Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников; смоделирована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов; развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом гендерных особенностей воспитанников; родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
II. Основная часть
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, педагоги, стремились создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1. Содержательно-насыщенной
2. Полифункциональной
3. Трансформируемой
4. Вариативной
5. Доступной
6. Безопасной
Насыщенность среды предполагает:
1. Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
2. Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы
При моделировании предметно-пространственной развивающей среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:
1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
2. Использование помещений спальни.
3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности - создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
Предметно-пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1. социально-коммуникативное развитие
2. познавательное развитие
3. речевое развитие
4. художественно-эстетическое развитие
5. физическое развитие.
При моделировании предметно-пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. Принцип стабильности, динамичности;
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7. Принцип открытости – закрытости;
8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.
Направление: Художественно - эстетическое развитие.
В Центре «Умелые ручки» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Направление: Речевое развитие.
Центр «Книжкин дом» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.
В Центре «Грамотейка» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Направление: Познавательное развитие.
Центры смоделированы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях и взаимодействии всех объектов.
Центр «Юный эколог» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с макетами способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна.
Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.
Центр «Волшебная лаборатория» опытно-экспериментальной деятельности представлен коллекциями (камни, семена, крупы, ткани, различные виды бумаги и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, компасы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.
Центр математики (игротека) «Любознайки» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно - знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.
В нравственно-патриотическом центре «Юные патриоты» помещена государственная символика родного города, Самарской области и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Самарской губернии. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья», «История поселка Безенчук» и др.
Конструктивный центр «Самоделки», хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
Музыкально - театрализованный центр «Веселые нотки» - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Так же в центре размещены детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны и т. д.), которые используются детьми в свободной деятельности.
В центре «ИКТ» размещены - телевизор, ноутбук, магнитофон, микрофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками. Ноутбук используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций на телевизор, а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми.
Направление: Социально-коммуникативное развитие.
Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.
В центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
Направление: Физическое развитие.
Центр «Спортсменов» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия «Уголок релаксации». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок релаксации. Это уютное тихое место. Мягкие подушечки с различными животными, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса - все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.
III. Заключение
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…». А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Поиск инновационных подходов к моделированию предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)
Информационное обеспечение обучения
1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.
2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
3. Виноградова Н. А., Н. В. Микляева. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада.-УЦ Перспектива, 2011-207с.
4. Граничина О.А. Статистические методы психолого-педагогических исследований (Учебное пособие) - Санкт- Петербург: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2002
5. Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 12, декабрь 2014г.
6. Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 8, август 2014г.
7. Закон РФ об образовании
8. Киреева Л.Г.Организация предметно-развивающей среды.-Учитель, 2013.
9. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
10. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
11. Лапшин В. М. Социальное партнерство как один из аспектов модернизации регионального и муниципального образования // Образование и общество. – 2003. – № 6(23). – С. 17-19.
12. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.- Детство-Пресс, 2010.
13. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011)
14. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
15. Сборник материалов "О реализации дополнительных предпрофессиональных программ". Автор-составитель: А.О. Аракелова – М., 2012 (для детских школ искусств).
16. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
17. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91
18. СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).
19. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
20. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.
21. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)
22. Т.А. Цквитария «В помощь старшему воспитателю», Книга №2, «Диагностика. Предметно-пространственная среда». Издательство «ТЦ Сфера», 2014 г.

В продолжение темы:
Сердечная секция

Пирсинг – один из древнейших способов украшения тела. Пирсинг делали люди разных народов и разных эпох на протяжении веков и даже тысячелетий. Древние египтяне прокалывали...

Новые статьи
/
Популярные